Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
педагогика / психология / образовательный процесс / психологический подход / индивидуальный подход / взаимодействие / когнитивное развитие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аймаммедова А., Дурдымаммедова А., Мередова Ш.

В статье рассматривается взаимосвязь педагогики и психологии, а также их влияние на образовательный процесс. Подчеркивается важность психологического подхода в педагогической деятельности, направленного на понимание когнитивных, эмоциональных и мотивационных аспектов обучения. Рассмотрены основные психологические теории, влияющие на выбор педагогических методов, такие как теория когнитивного развития Жана Пиаже и теория социального конструктивизма Льва Выготского. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к обучению и психологическому сопровождению учебной деятельности. В заключении отмечается, что интеграция педагогики и психологии способствует формированию гармоничной личности и повышению эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

УДК 159.9:37

Аймаммедова А., Дурдымаммедова А., Мередова Ш.

Магистранты

Туркменский национальный институт мировых языков

имени Довлетмаммета Азади г. Ашхабад, Туркменистан

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь педагогики и психологии, а также их влияние на образовательный процесс. Подчеркивается важность психологического подхода в педагогической деятельности, направленного на понимание когнитивных, эмоциональных и мотивационных аспектов обучения. Рассмотрены основные психологические теории, влияющие на выбор педагогических методов, такие как теория когнитивного развития Жана Пиаже и теория социального конструктивизма Льва Выготского. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к обучению и психологическому сопровождению учебной деятельности. В заключении отмечается, что интеграция педагогики и психологии способствует формированию гармоничной личности и повышению эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова

педагогика, психология, образовательный процесс, психологический подход, индивидуальный подход, взаимодействие, когнитивное развитие.

Введение

Педагогика и психология являются двумя взаимосвязанными областями знания, которые играют ключевую роль в формировании личности и обеспечении эффективного образовательного процесса. Педагогика занимается исследованием принципов, методов и технологий обучения и воспитания, а психология изучает психологические процессы, лежащие в основе человеческой деятельности. Данная статья посвящена анализу взаимосвязи педагогики и психологии, их роли в образовательном процессе и значимости психологического подхода в обучении.

Взаимосвязь педагогики и психологии

Психологические аспекты обучения

Обучение — это сложный процесс, включающий когнитивные, эмоциональные и мотивационные аспекты. Психология помогает педагогу понять, как учащиеся воспринимают информацию, как формируются их когнитивные навыки, мотивация к обучению и как развиваются личностные качества. Понимание психологических закономерностей позволяет педагогу выбирать более эффективные методы и подходы в обучении.

Психологические теории в педагогике

Психологические теории, такие как теория когнитивного развития Жана Пиаже, теория социального обучения Альберта Бандуры и теория социального конструктивизма Льва Выготского, оказывают значительное влияние на педагогическую практику. Они помогают определить подходы к обучению, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№10 / 2024

Роль психологии в образовательном процессе Индивидуальный подход к обучению

Психология позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности учащихся, такие как уровень развития, способности, темперамент и мотивация. Это способствует построению более эффективного образовательного процесса, ориентированного на потребности каждого ученика. Психологическое сопровождение учебной деятельности

Психологическое сопровождение включает диагностику, консультирование и психологическую поддержку учащихся. Оно направлено на создание благоприятных условий для обучения и развития личности, повышение мотивации и устранение психологических барьеров, препятствующих успешному усвоению материала.

Педагогика и психология в воспитательном процессе 3Формирование ценностных ориентаций

Психология изучает механизмы формирования ценностных ориентаций и личностных качеств, что позволяет педагогу целенаправленно влиять на воспитание учащихся. Знание психологических основ воспитательного процесса способствует созданию гармоничного развития личности. Психолого-педагогическое взаимодействие

Эффективное взаимодействие педагогов и психологов способствует улучшению качества образования. Психологическая поддержка помогает педагогам выявлять и решать проблемы, возникающие в учебном процессе, и создавать оптимальные условия для учебы и развития.

Перспективы интеграции педагогики и психологии Разработка новых методик обучения

На основе интеграции педагогических и психологических знаний создаются инновационные методики обучения, направленные на развитие когнитивных и эмоциональных способностей учащихся. Это включает в себя использование методов активного и интерактивного обучения, коучинга и поддержки учащихся.

Усиление роли психолога в школе

Роль школьного психолога приобретает все большее значение в современных образовательных учреждениях. Психологи помогают создавать условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса и решать проблемы, связанные с психоэмоциональным состоянием учеников. Заключение

Таким образом, взаимосвязь педагогики и психологии является ключевым фактором в образовательном процессе. Психология предоставляет педагогам знания о психологических процессах и особенностях личности учащихся, что позволяет строить более эффективные и адаптивные методы обучения и воспитания. Интеграция психологического подхода в педагогическую практику способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Список использованной литературы:

1. Выготский, Л. С. (1999). "Психология развития человека." Москва: Педагогика.

2. Пиаже, Ж. (2001). "Психология интеллекта." Санкт-Петербург: Питер.

3. Бандура, А. (2000). "Теория социального обучения." Москва: Академический проект.

4. Эльконин, Д. Б. (1989). "Психология обучения младших школьников." Москва: Просвещение.

5. Леонтьев, А. Н. (1983). "Деятельность, сознание, личность." Москва: Политиздат

©Аймаммедова А., Дурдымаммедова А., Мередова Ш., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.