Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ПЕДАГОГИКА ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРЕТАТЬ / РАЗВЁРТЫВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ЗАЩИЩАТЬ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION / ASSUMES / DEVELOPMENT / ABILITIES / DEFEND / REALIZATION / MONITORING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарифходжаева Саодат Амирходжаевна

Рассмотрены понятия: «патриотизм», «патриотическое воспитание», и формирования психолого-педагогических условий его формирования. Формирование патриотического самосознания предполагает выработку способностей человека отстаивать осуществление поставленной перед собой цели в данном направлении, умении контролировать свои патриотические чувства, мысли, убеждения, поступки, отдавать отчёт о своих патриотических действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL PATRIOTISM AND PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS

The concepts «patriotism», «patriotic education» and «forming of patriotic self-conscious of students» are reviewed in the article., suggested the psychology-pedagogical conditions of its formation. Formation of patriotic consciousness assumes the formation of abilities of the person to defend the realization of assigned task in the given direction, ability monitoring the patriotic feelings, thoughts, belief, acts, to be aware of his patriotic acts.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

ПЕДАГОГИКА ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Шарифходжаева С. А.

Кулябский государственный университет имени А. Рудаки.

В условиях независимости и строительства гражданского общества, формировании у подрастающего поколения и молодёжи высокого чувства патриотизма и патриотического самовоспитания принимает актуальный характер, «Патриотизм, -писал Ленин, одна из наиболее глубоких чувств, закрепляющий веками и тысячелетиями обособленных отечеств». [1, с. 111-112]. (Ленин В. И. полн. собр. соч. т. 37)

В период независимости республики Таджикистан у таджикского народа возникли все условия для формирования патриотических убеждений самовоспитания. Патриотизм в Республики Таджикистан приняло более конкретный и специфический характер. Важнейшей чертой патриотизма таджикского народа теперь является общенародный, гражданский характер. В нём любовь к Родине, к родной земле, к национальной культуре и традициям сочетаются с любовью и преданностью самостоятельному, правовому, независимому, демократическому государству. Гражданский патриотизм отличается глубокой осознанностью и идейно обоснованного чувства любви и преданности Родине, которая дорога таджикскому народу и теми народами, которые проживают в Республики Таджикистан не только как земле отцов, колыбель родной национальной культуры, но и как Родина братства, равенства, и самого справедливого общественного устройства.

Отличительными чертами патриотизма таджикского народа является его исторические и патриотические корни, его всенародный, активный, действенный характер; сочетание любви к Родине с ненавистью к его врагам, врагами мира и безопасности патриотизма. Патриотизм таджикского народа включает в себя любовь к Родине, заботу об интересах страны, сохранения исторических памятников, чувства национальной гордости за свой народ, культуру и традиции, уважения к его историческому прошлому и настоящему, гордость за всех тех, которые отстаивали свободу и независимость родины и таджикского народа. Патриотизм таджикского народа это активная, животворящая, незабываемая сила.

Воспитание и формирование у подрастающего поколения и молодёжи патриотических чувств, убеждений, самосознании является основой дисциплинированности.

Исходя из актуальности исследуемой проблемы основной задачей всех типов общеобразовательных школ Республики Таджикистан в нынешних условиях является воспитание из числа подрастающего поколения и молодёжи, как из молодых граждан демократического государства воспитать таких патриотов, которые безусловно, были преданными Родине, нашему народу, идеям и практикой гражданского общества, своими поступками и действиями были идеалами для всего населения родины.

Школа призвана увидеть в глазах школьника его устойчивого, доброжелательного, убежденного отношения к родине- формирования у них уверенности в достоинстве, могуществе самостоятельного и правового государства; уверенность в успешном строительстве гражданского общества, развитие и процветание Родины, его авторитет в мировом масштабе, гордость за свою Родину и свой народ, уважительное отношение к законам и государственному законодательству. Школьники, познавая идеи Родины, сущность любви к родине и своему народу, признание успехов в строительстве гражданского общества, заботы о его сегодняшнем и завтрашнем дне, осознания необходимости нетерпимого отношения к ее врагам и тем, которые пытаются препятствовать строительству нового общества и его развития, нарушения прав и общественного порядка, терроризм и наркомания, стремление по своей силе и возможности внести определенный вклад в развития гражданского общества, сознательно выполнять свои обязанности.

Решение всех этих вопросов возложено на учителей и администрация общеобразовательных школ республики. Учителя могут успешно осуществлять на практике эти задачи при условии: если они знают содержания, формы, методы и задачи патриотического воспитания; если у них сформировано на высоком уровне педагогическое мастерство умений и навыков воспитательной работы, патриотические убеждения и патриотическое самосознание.

Подготовка будущих учителей такого уровня имеющие возможности подготовить из числа учащихся общеобразовательных школ республики входит в обязанности профессорско-преподавательского коллектива, студенческих, общественных организаций и администраций высших педагогических учреждениях Республики Таджикистан.

Исходя из той позиции, что патриотическое самосознание является важным компонентом общественного сознания, считаем целесообразным, в вкратце рассмотреть сущность общественного и индивидуального сознания. Учёными философами, психологами и педагогами, выявлены и определены сущность и содержание категорий сознаний, общественного и индивидуального сознания и самосознания.

«Общественное сознание-это отражение реального жизненного процесса людей, их общественного бытия, возникающее на основе общественно - исторической деятельности людей, практики». [1, с. 113-115]. (А. Г. Спиркин «Самосознание и самопознание». М. полит. издат, 1979)

Общественное сознание проявляется в различных формах. Формы сознания современного гражданского общества являются политические идеи, правосознание, мораль, религия, наука и искусство, философия и художественные взгляды. Политические идеи, теории, взгляды и другие в совокупности составляют общественное сознание современные этапы и оказывают решающее влияние на сознание молодёжи в целом, и их патриотическое самосознание в частности.

Общественное сознание мы рассматриваем ни как сумму индивидуальных сознаний, элементом которого является патриотическое самосознание современного общества, а как имеющийся в обществе взглядов и различные научные теории. Но общественное сознание-это не только идеологические системы, теоретические разработанные взгляды, конкретные научные знания, которые являются результатом деятельности теоретиков, учёных, а также сознания массы людей, возникающие в процессе повседневной, будничной практики, - так называемое обыденное сознание. Данное положение вполне относится и к сущности патриотического сознания и самосознания.

Нам представляется, что патриотическое самосознание является неотделимой частью индивидуального сознания и сознания в целом. Исходя из данного положения, считали необходимым на основе исследовании философов и психологов вкратце охарактеризовать сущность сознания и индивидуальной сознании. Индивидуальное и общественное сознание существуют в диалектическом единстве, общественное сознание создаётся, развивается и обогащается индивидуальными. Поэтому в своём конкретном выражении общественное сознание несет на себе некоторые отпечатки особенностей индивидуального участия в его разработке.

С другой стороны, сознание отдельной личности, в том числе и патриотическое, является по сути своей сознание общественным, поскольку важен индивид, в нашем исследовании и, студент является продуктом общественных условий жизни своего времени.

Индивидуальное сознание-это духовный мир личности. Общественное сознание неотделима от сознания индивидов, но последнее не является простой частичкой общественного сознания. Индивидуальное сознание, в том числе и патриотическое - это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае своеобразно сочетаются черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.

Патриотическое самосознание есть общественный продукт, оно не существует вне общества и всегда является компонентом общественного сознания.

«Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разные его уровни, именно в субъективном мире сознания осуществляет воспроизведение объективной реальности и личная подготовка к преобразующей практической деятельности ее планирование, активность и целенаправленность». [2, с. 165-166]. (Келле В., Ковалзон Формы общественного сознания. -М. : Полит. издат. 1959. с. 262)

Формирование патриотического самосознания предполагает выработку способностей человека отстаивать осуществление поставленной перед собой цели в данном направлении, умении контролизировать свои патриотические чувства, мысли, убеждения, поступки, отдавать отчёт о своих патриотических действиях.

Патриотическое самосознание - подлинный центр моральной и духовной жизни студентов, управляет его деятельностью и поступками в строительстве гражданского общества. [4, с. 90-93].

«Центральное ядро сознания составляет знание. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом что, они сказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, при образованием, воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий и тогда сознание из непосредственного отражения действительности превращается в идею ориентированную на практическое воплощение в жизни» [3, с. 252-256]. (А. Г. Спиркин «Самосознание и самопознание». М. Полит. издат., 1979)

ЛИТЕРАТУРА

1. Селевко, Р. К. Современные образовательные технологии: учеб, пособие Р. К. Селевко. -М. : народное образование, 1984. С. 113-115с.

2. Ушинский, К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении К. Д. Ушинский 11 Избр. Педагогичес. соч, Т. 1. Вопросы воспитания. -. : 1953. С. 165-166с.

3. Ильин, И. А. Одинокий художник совета, предисл. примеч. В. И. Белова, - М, : 1993. С. 252-256.

4. Логиновой В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам:учеб, пособие для студентов педагогических институтов -М. :РСФСР, 1981. - С. 90-93.

ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Рассмотрены понятия: «патриотизм», «патриотическое воспитание», и формирования психолого-педагогических условий его формирования.

Формирование патриотического самосознания предполагает выработку способностей человека отстаивать осуществление поставленной перед собой цели в данном направлении, умении контролизировать свои патриотические чувства, мысли, убеждения, поступки, отдавать отчёт о своих патриотических действиях.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, педагогические условия, формирование, обретать, развёртывание, способность, защищать, осуществление, мониторинг.

CIVIL PATRiS AND PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE

TEACHERS

Patriotism and essence of patriotic self-consciousness of students. We considered the concept: patriotism, patriotic education and forming of patriotic self-conscious of students, suggested the psychology-pedagogical conditions of its formation.

Formation of patriotic consciousness assumes development of abilities of the person to defend realization of the aims laid down for self in the given direction, ability monitoring the patriotic feelings, thoughts, belief, acts, to give the report on the patriotic actions.

Key words: patriotism, patriotic education, pedagogical conditions, formation, assumes, development, abilities, defend, realization, monitoring.

Сведения об авторе:

Шарифходжаева Саодат Амирходжаевна - соискатель кафефды английского языка Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки. тел. : +(992)907531153.

About author:

Sharifkhojaeva Saodat Amirkhojaevna - researcher in the Department of English Language of the Kulob state university named after AbuabdulloRudaki. tel. : +(992)907531153.

МАСЪАЛАИ САЛО^ИЯТНОКЙ ВА САЛО^ИЯТ^ОИ УСТОДОНИ МУАССИСАХ,ОИ ТАХСИЛОТИ ОЛЙ

%айдарзода Ш. Нуруллозода М.

Академияи Вазорати коруои дохилии Цум^урии Тоцикистон,

Муассисаи тахсилоти олии касбии муосир мархила ба мархила ба раванди тадбики Консепсияи тахсилоти муттасили инсон дар давоми тамоми хаёт ворид шуда истодааст. Ин Консепсия тахсилоти муттасилро хамчун воситаи хаёти зиндагии инсон, раванди аз худ намудани донишхо, махорату малакахои зарурй, сифатхои шахсй ва арзишхои хаётй пешниход менамояд. Яъне Консепсияи тахсилоти муттасил мухаё намудани шароити таъмини тахсилоти муттасили инсонро пешбинй менамояд.

Баланд шудани сатхи талаботхои асосии хаётии одами имруза аз паси худ ба васеъ шудани талаботи таълимии у оварда расонид. Ин талаботи таълимй ба одамон барои нигохдорй ва бехдошти саломатй, бехтар шудани вазъи хаёти оилавй, ба таври босалохият иштирок кардан дар хаёти чомеа, самаранок гузаронидани фарогат ва инкишофи шахсият заруранд. Дар натичаи ин дар тамоми чахон шаклхои гуногуни тахсилоти калонсолон ва пиронсолон босуръат пахн гардидаанд,

Дар кишвархои пешрафтаи чахон муассисахои тахсилоти олии касбй ба муассисахои бисёрзинагии таъмини тахсилоти муттасил дар тамоми давраи хаёт мубаддал гардидаанд. Дар онхо тахсил дар се зинаи тахсилоти олй: якум сиклии умумиилмй, дуюм касбй ва сеюм илмй, бозомузй ва такмили ихтисос дар шуъбахои тахсилоти калонсолон, тахсилоти пиронсолон дар «Донишгоххои синни сеюм» ташкил карда шудаанд. Дар баъзе муассисахои тахсилоти олии касбй тахсил тибки барномахои таълими синфхои болоии муассисахои тахсилоти миёнаи умумй ва баъзе муассисахои таълимии касбй-техникй тадбик карда мешавад. Ин гуна сурат гирифтани тахсилот накш, вазифахо ва салохиятхои устодони муассисахои тахсилоти олии касбиро, ки аз руи фанни тахассусии худ мутахассис тайёр менамоянд, ба куллй тагйир медихад. Чунки устоди муассисаи тахсилоти олии касбй бояд махорати ташкил кардани раванди таълими одамони синну соли гуногун ва психологияи гуногунро дошта бошад.

Максади асосии таълим дар муассисахои тахсилоти олии касбии муосир конеъ гардонидани талаботи таълимии донишчуён чихати аз худ намудани салохиятхо (дониш, махорат, малакахо, сифатхои шахсй ва арзишхои ахлокии зарурй) барои ичрои вазифахои ичтимой ва инкишофи шахсияти худ мебошад. Дар шуъбахои гуногуни муассисахои тахсилоти олии касбии муосир шароити таълим дорои махсусиятхои худ аз кабили шаклхои тахсилоти рузона, гоибона, фосилавй ва гайра мебошад.

Устоди муассисаи тахсилоти олии касбй барои таълими калонсолон бояд тайёрии зарурии муайян намудани модели салохиятхо, яъне дониш, махорат, малакахо, хусусиятхои шахсй ва арзишхоро дошта бошад.

Дар навбати худ ин модел дар асоси салохиятхои асосие сохта мешавад, ки устоди муассисаи тахсилоти олии муосир бояд дорои онхо бошад. Ин салохиятхо дар тавсифномаи тахассусии мутахассис ё ин ки талаботи тахассусй нисбат ба устоди мактаби олй дарч карда мешаванд. Тавсифномаи тахассусии устоди мактаби олй пояи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.