Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования Я-концепции ученика'

Педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования Я-концепции ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TEACHER'S ATTITUDE / SELF-CONCEPT / PERSONALITY DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL MODELING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич, Федорова Татьяна Борисовна

Показана специфика влияния педагогического отношения на формирование Я-концепции ученика. С холистических позиций разработана модель развития Я-концепции ученика, которая представляет собой синтез структурных компонентов позиции, принципов и этапов развития деятельности учителей и критериев сформированности Я-концепции учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical interaction as a factor of development and formation of the student's self-concept

The article presents the specificity of influence of a teacher's attitude towards the formation of students' self-concept. A model of student's self-concept representing has been developed from the holistic positions that are by itself the synthesis of structural components of position, principles and stages of development of teachers' activity and criteria of formation of students' self-concept.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования Я-концепции ученика»

/ под ред. Л.П. Ильиной, Н.А. Рыбаковой. - Псков : ПОИПКРО, 2000. - С. 46 - 53.

2. Богданова, Д.Я. Методика диагностики самооценки А.С. Будасси / Д.Я. Богданова, И.П. Волков // Практические занятия по психологии : учеб. пособие для студ. акад. и ин-тов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - С. 35 - 36.

3. Николаев, А.Н. Руководство по использованию методики изучения ценностных ориентаций личности / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 16 с.

4. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев -М. : Смысл, 1993. - 32 с.

5. Роль психологической службы в социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений / под ред. Г.П. Иржевской. - Владивосток : [б.и.], 1992. - 129 с.

Контактная информация: egava 71@mail.ru

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИКА

Александр Сергеевич Горшков, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Татьяна Борисовна Федорова, аспирант,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

Показана специфика влияния педагогического отношения на формирование Я-концепции ученика. С холистических позиций разработана модель развития Я-концепции ученика, которая представляет собой синтез структурных компонентов позиции, принципов и этапов развития деятельности учителей и критериев сформированности Я-концепции учеников.

Ключевые слова: педагогическое отношение, Я-концепция, развитие личности, педагогическое моделирование, психолого-педагогические условия.

PEDAGOGICAL INTERACTION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF THE STUDENT’S SELF-CONCEPT Alexander Sergeevich Gorshkov, the doctor of pedagogical science, professor, rector, Tatyana Borisovna Fyodorova, the post-graduate student,

North-West Academy of Public Service,

St. Petersburg

Annotation

The article presents the specificity of influence of a teacher’s attitude towards the formation of students’ self-concept. A model of student’s self-concept representing has been developed from the holistic positions that are by itself the synthesis of structural components of position, principles and stages of development of teachers’ activity and criteria of formation of students’ self-concept.

Keywords: teacher’s attitude, self-concept, personality development, pedagogical modeling, psychological and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которое направлено на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация, реализуемая в личностноориентированной модели образования, обеспечивается применением принципов гуманистической философии, психологии и педагогики, важнейшими из которых являются признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для его развития и саморазвития. С этих позиций анализ стиля педагогического отношения в связи с проблемой осознания педагогом своих

коммуникативных свойств и обретения им собственного индивидуального стиля общения с детьми - оптимального с точки зрения его личностных возможностей обеспечивает педагогу духовно-нравственное, деятельностно-практическое самообогащение и взаимосвязано с реализацией гуманистической образовательной парадигмы [1].

Однако существующий арсенал психолого-педагогических технологий и средств чаще всего ориентирует учеников в процессе обучения на приобретение общих стандартов, не формируя целенаправленно самосознание, рефлексию, общественно-значимые качества личности и в целом личностную позицию ученика.

Обозначенные проблемы находят отражение в интегративном феномене «Я-концепция ученика». Несмотря на растущий интерес и расширение сферы изучения Я-концепции, проблемы ее развития и формирования исследованы в отечественной и в зарубежной психологии недостаточно. В связи с этим изучение специфики развития Я-концепции учеников остаётся актуальным и требует своей специальной разработки.

Целью настоящего исследования являлось выявление и экспериментальная проверка эффективности условий педагогического отношения, способствующих успешному развитию Я-концепции учеников общеобразовательной школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирической базой исследования выступила Средняя общеобразовательная школа № 658 города Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 85 учеников 1-5-х классов. Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2006-2010 гг.

Обследование проводилось по следующим методикам: методика СТОП, направленная на исследование реализации стиля общения педагогов школы; тест 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда, направленный на изучение когнитивного компонента Я-концепции ученика; проективная методика «Незаконченные предложения» Л. Сакса - В. Леви (модификация Н.И. Вьюновой, Г.В. Орловой), направленная на изучение эмоционально-ценностного компонента Я-концепции ученика; самоактуализационный тест (САТ), направленный на изучение конативного компонента Я-концепции ученика [2]. С целью оценки типа отношения педагогов к детям были привлечены экспертные оценки.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica-6 [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведено исследование реализации педагогами стиля общения во время проведения занятий. Параметр «отношение педагогов к детям» оценивался с помощью оценки взаимоотношение с классом как коллективным субъектом педагогического воздействия. Положительный или отрицательный тип отношения к детям определялся методом экспертной оценки во время коллективного обсуждения референтных педагогических ситуаций и дифференцировал учеников по группам: 1-я - положительное отношение педагогов; 2-я - отрицательное отношение педагогов.

Ниже в виде таблицы представлены виды соотношения стиля общения, модальность отношения к детям и символьные и количественные показатели соответствующего типа взаимодействия (табл. 1).

Таковы показатели частоты встречаемости зарегистрированных нами типов педагогического взаимодействия. Как можно видеть из таблицы, ни разу не встречаются те представители учительской профессии, у которых имеют место противопоказания.

Наблюдение за деятельностью исследуемых педагогов и анализ протоколов педагогической беседы позволил нам составить подробное описание структуры каждого типа педагогического взаимодействия.

Таблица 1

Реализация стиля педагогического общения и модальности отношения к детям в ______________________типе педагогического взаимодействия_________________________

Авторитарный Демократический Попустительский Негативный

Положительное отношение (1 группа учеников) Несогласованный положительно- отрицательный (+-) 13 Согласованно- положительный (++) 2 Неопределенный (0) 5 Противопоказание к профессии 0

Отрицательное отношение (2 группа учеников) Согласованно- отрицательный (--) 13 Несогласованный отрицательно- положительный (-+) 3

Согласованно-положительный тип педагогического взаимодействия характеризуется сочетанием демократического стиля общения и позитивного стиля отношения к ученикам, а так же, как показывают наши наблюдения, ровным отношением к детям, заботой о них, помощью.

Согласованно-отрицательный тип отличается сочетанием авторитарного стиля общения с негативным стилем отношения к ученикам, к своей работе.

Для несогласованного положительно-отрицательного типа отличительной чертой выступает сочетание положительного стиля общения и авторитарного стиля общения.

Несогласованный отрицательно-положительный тип педагогического взаимодействия характеризуется сочетанием демократического стиля общения и отрицательного отношения к ученикам.

Наконец, для неопределенного типа педагогического взаимодействия характерно сочетание либерально-попустительского стиля общения с различными стилями отношения учителя к ученику.

При дальнейшем анализе удалось выяснить, что тип реализуемого оптантами педагогического взаимодействия имеет тесную связь с показателями педагогического стажа: чем выше педагогический стаж (разумеется, при этом имеется в виду не стаж работы в данной школе, а педагогический стаж вообще), тем более учитель тяготеет к согласованно-положительному типу педагогического взаимодействия. В то же время, на начальных этапах педагогической карьеры нами не зафиксировано предпочтительного использования того или иного типа педагогического взаимодействия (табл. 2).

Таблица 2

Сопряженные данные стажа, типа педагогического взаимодействия

Пед. стаж Тип педагогического взаимодействия Кол-во

До лет 5 Несогласованный положительно-отрицательный (+-) Несогласованный отрицательно-положительный (-+) Неопределенный (0) Согласованно-отрицательный (--) 3 2 4 1

От 5 до 10 Согласованно-положительный (++) Несогласованный положительно-отрицательный (+-) 8 6

Свыше 10 лет Согласованно-положительный (++) 12

Как мы можем видеть из таблицы, на этапе стажа до 5 лет в нашей выборке встречаются представители трех разных типов. На этапе от 5 до 10 лет тоже можно видеть представителей разных типов, но здесь впервые появляется представитель согласованно-положительного типа. Но только на этапе стажа свыше 10 лет все четыре педагога этой группы характеризуются использованием согласованно-положительного типа. Таким образом, можно сделать вывод, что, либо по мере увеличения своего педагогического стажа педагог более тяготеет именно к согласованно-положительному

типу педагогического взаимодействия, либо в течение 10 лет все педагоги, которые изначально не были склонны к согласованно-положительному типу педагогического взаимодействия, «отсеиваются» из педагогической профессии.

В исследовании выявлены особенности, сложившиеся к моменту исследования учебной Я-концепции испытуемых. Первая линия исследования Я-концепции позволила выявить следующее: в когнитивном компоненте наиболее различается в группах образ Я.

Общая закономерность заключается в различии доминирования категорий (социальное, физическое, рефлексивное, океаническое Я) у учеников первой и второй групп. Так, во второй группе учащиеся (79,3 %) имеют высокий уровень самопрезен-тации, а качественный анализ вербальной продукции показывает, что на первом месте у них выражено социальное Я, на втором - рефлексивное, на третьем - физическое, на четвертом - океаническое. Степень выраженности рефлексивной категории может быть связана с отношением ученика к своему развитию и личностному росту в ходе учебной деятельности, а социального Я - со значимостью своего нового положения -Я ученик, на втором - рефлексивное, на третьем - физическое, на четвертом - океаническое.

В первой группе ученики имеют высокий уровень самопрезентации (70,4 %): на первом месте - рефлексивное Я, на втором - социальное, на третьем - физическое, на четвертом - океаническое.

Выявленная структура в доминировании уровней свидетельствует о насыщении учебной Я-концепции у учеников первой группы представлениями о себе как о будущей личности - полноправном члене социального общества.

В процессе исследования установлено большее количество и значимость связей между компонентами учебной Я-концепции и их составляющими в первой группе (рис. 1).

1 группа 2 группа

Рис. 1. Связи между компонентами учебной Я-концепции учеников

Примечание

Прямая связь, значимая при уровне а < 0,05 Прямая связь, значимая при уровне а < 0,01

Наиболее тесные связи выявлены между образом Я и стремлением к самоактуа-

лизации, самооценкой и самоэффективностью и др. В первой группе выявлены имманентные ей связи: между самооценкой и самоэффективностью, образом Я и ценностными ориентациями.

Важнейшим условием развития личности ученика выступает педагогическое взаимодействие, в котором преподаватель выступает не только как транслятор профессиональных знаний, но и носитель собственной профессиональной позиции. Анализ литературы по проблеме педагогического взаимодействия и эмпирических данных позволил нам сформулировать основные принципы формирования Я-концепции ученика. К ним мы отнесли: принцип интерактивности; принцип контекстности и принцип комплексности.

На основе проведенного анализа была разработана модель развития Я-концепции ученика. Представлена описательная модель, которая представляет собой синтез структурных компонентов позиции, принципов и этапов развития, направлений деятельности учителей и критериев сформированности Я-концепции учеников.

Разработанная модель носит общедидактический характер. При теоретической разработке и практической реализации программы развития Я-концепции учеников мы предполагали, что она будет способствовать более качественной реализации целей, поставленных ГОС ОО:

- содействовать самоопределению личности, создавать условия для реализации ее способностей и возможностей,

- формировать необходимые качества гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование данного общества;

- формировать основы мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной культуры.

Графически модель развития личностной позиции представлена на рисунке 2.

ВЫВОДЫ

Трансляция типа педагогического взаимодействия напрямую связана с педагогическим стажем. Средний уровень показателя эмоционального принятия ученика выше у тех учителей, кто придерживается согласованно-положительного типа педагогического взаимодействия.

Важнейшим условием формирования Я-концепции учеников общеобразовательной школы выступает педагогическое взаимодействие, в котором преподаватель выступает не только как транслятор профессиональных знаний, но и носитель собственной личностной позиции. Другими условиями формирования Я-концепции выступают: системность и этапность формирования межличностных отношений в системе «ученик-учитель»; учет личностных особенностей учеников и тип отношения педагогов к ученику; направленность теоретического обучения на раскрытие ценностного содержания мировоззренческих понятий и увеличение рефлексии освоенных знаний; внедрение методов активного обучения, моделирующих отработку типовых личностных функций; диагностика сформированности Я-концепции на основе разработанных критериев в сочетании с оперативной коррекцией индивидуальной траектории личностного развития.

Модель развития Я-концепции учеников общеобразовательной школы представляет собой синтез структурных компонентов позиции, принципов и этапов развития, направлений деятельности преподавателей и критериев сформированности Я-концепции учеников.

К основным принципам развития Я-концепции учеников относятся: интерактивность (активное взаимодействие преподавателя и ученика в формировании личностных ценностей); контекстность (моделирование функций и умений) и комплексность (комбинированный характер заданий).

Рис. 2. Модель развития Я-концепции учеников общеобразовательной школы

ЛИТЕРАТУРА

1. Обозов, Н.Н. Психология отношений личности / Н.Н. Обозов, И.С. Обозова.

- СПб. : Облик, 2000. - 165 с.

2. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2006. - 458 с.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - ЗЗ0 с.

Контактная информация: my-internet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.