No 7/ftl \ ÄRrVPT 901 7 ДИСКУССИЯ I
— ' 1 / и 1 1 1 ' журнал научных публикаций ^
P.A. Бурханов, доктор филос. наук, профессор, профессор кафедры философии и права, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОСТИ
В статье осуществлен анализ педагогического учения Иммануила Канта (1724-1804 годы), выявлено его значение при воспитании подрастающего поколения в современном обществе. Показано, что цель и задачи педагогики И. Кант выводит из морали, сводя общественную жизнь к нравственному совершенствованию человечества на основе развития в личности ее задатков. Отмечается, что кенигсбергский ученый выделяет три вида задатков, присущих человеку от природы: задатки животности как существа живого; задатки человечности как существа живого и разумного; задатки личности как существа живого, разумного и ответственного за собственные поступки. Развитие задатков человека осуществляется, во-первых, как совершенствование личности, а во-вторых, как совершенствование общества в поступательном развитии человечества. Подчеркивается, что в соответствии с духом эпохи Просвещения Кант разграничил понятия «обучение» и «образование». Под обучением, которое относится к физическому воспитанию и предполагает развитие телесных свойств и душевных способностей индивидов, он понимал получение знаний, формирование навыков и приобретение умений. Образование же всегда направлено на развитие нравственности и духовного мира личности. Немецкий мыслитель считал педагогику учением о воспитании, наукой об искусстве воспитания, которая делится на физическую педагогику и практическую педагогику. Физическое воспитание призвано развить телесные свойства и душевные способности индивидов, а практическое воспитание - нравственные задатки. Целью воспитания является образование личности как разумно и свободно действующего члена общества. Поэтому воспитание вместе с уходом (попечением) и дисциплиной включает в себя образование и обучение. Задачей школьно-механического образования является приобретение полезных для жизни умений, задачей прагматического образования - достижение разумности, задачей морального образования - формирование нравственности. Таким образом, педагогическое учение Канта с его положением о высоком моральном предназначении человека как свободного и творческого существа актуально и важно для современного общества. Современный подход к определению целей и задач воспитания и образования доказывает плодотворность и целесообразность сохранения в педагогике основополагающей идеи всестороннего и гармоничного развития личности.
Ключевые слова: моральный закон, личность, физическое воспитание, практическое воспитание, обучение, образование, культура личности, педагогика, школьное образование, моральное образование.
В начале XXI столетия все более очевидной становится девальвация духовно-нравственных ценностей людей. Причиной этого является глубокий системный кризис, охвативший важнейшие сферы жизни современного общества: экономику, политику, право, религию. На формирование общест-
венного сознания большое влияние оказывают образование и воспитание, посредством которых люди формируют у себя веру в высшие ценности бытия и смысл жизни.
Поэтому рассмотрение педагогических теорий мыслителей эпохи Просвещения, выдвинувших лозунг «Имей мужество
т
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
пользоваться своим разумом» , в частности, педагогического учения Иммануила Канта (1724-1804 годы), представляется актуальной задачей духовной жизни современности.
Цель и задачи педа- -
гогики немецкий мысли-
Задатки животности как свойства
физического и механического себялюбия, для реализации которых не нужен разум, у человека
одинаковы с другими живыми существами. Задатки человечности как стремление физического и сравнительного себялюбия,
для реализации которых требуется разум, свойственны только человеку.
тель выводит из морали , а общественную жизнь сводит к нравственному совершенствованию человечества на основе развития в личности ее задатков, которое регулирует категорический императив: «... Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к сред-ству»3. Хотя всеобщий моральный закон непосредственно дан людям как априорный принцип практического разума, реализация этого закона зависит от их поведения.
В трактате «Религия в пределах только разума» Кант рассуждает о трех видах задатков, присущих человеку от природы: задатки животности как существа живого, задатки человечности как существа живого и разумного и задатки личности как существа живого, разумного и ответственного за собственные поступки4.
Задатки животности как свойства физического и механического себялюбия, для реализации которых не нужен разум, у человека одинаковы с другими живыми существами. Это стремление к сохранению себя, продолжению своего вида и рода и общению с такими же особями. Задатки человечности как стремление физического и сравнительного себялюбия, для реализации которых требуется разум, свойственны только человеку. Они выражаются в желании добиваться признания собственной ценности в общении с себе подобными и не допускать превосходства над собой.
При отступлении от целей природы, полагает кенигсбергский ученый, эти задатки перерастают в пороки. Задатки животности могут стать пороками естественной грубости, а затем превратиться в пороки скотства (об- достичь этого6
жорство, похоть, дикое беззаконие по отношению к окружающим). Задатки человечности могут преобразоваться в неумеренное стремление к превосходству над другими людьми — и в результате стать пороками культуры (ревность, соперничество, неблагодарность, зависть, злорадство и т.д.).
Задатки личности основаны на уважении к всеобщему моральному закону. Поскольку этим задаткам не свойственны злые наклонности, их реализация предполагает следование принципам = добра.
В работе «Антропология с прагматической точки зрения» Кант пишет о технических, то есть механических, связанных с сознанием, задатках для использования вещей, прагматических задатках для употребления других индивидов ради своих целей и моральных задатках для действий согласно принципу свободы, ограниченной законами, по отношению к самому себе и другим людям5. Задатки первого типа укоренены не в разуме, а в чувственности, задатки второго типа укоренены в практическом разуме, но подчинены внеморальным мотивам, задатки третьего типа непосредственно укоренены в практическом разуме, а им руководит всеобщий моральный закон.
В целом развитие задатков человека осуществляется, во-первых, как совершенствование личности, а во-вторых, - как совершенствование общества. В первом случае всеобщий моральный закон действует в отдельном индивиде, а во втором - проявляется в поступательном развитии человечества, через смену многих поколений. В ходе безграничного совершенствования человечества люди пропорционально развивают свои природные способности и реализуют имеющиеся у них задатки, достигая своего назначения. Тем не менее, для отдельной личности полное и совершенное развитие невозможно, только род людской в своем поступательном развитии способен
№ 7(81) АВГУСТ 2017
т
В своей педагогической теории Кант в соответствии с духом эпохи Просвещения разграничивает понятия «обучение» и «образование». Под обучением, которое относится к физическому воспитанию и предполагает развитие телесных свойств и душевных способностей индивидов, он понимает получение знаний, формирование навыков и приобретение умений. Образование же всегда направлено на формирование нравственности и духовного мира личности.
Человек, поясняет философ, становится личностью путем воспитания. Он есть то, что создает из него воспитание, и то, что он делает из себя сам. Как разумное существо, подлежащее воспитанию, индивид может быть воспитан другими индивидами, ранее получившими воспитание. Поэтому воспитание есть искусство, создание и применение которого осуществляется многими людьми. Обладая знаниями и умениями предыдущих поколений, каждое последующее поколение может осуществлять воспитание, целесообразно и пропорционально развивающее природные способности индивидов.
Педагогика как учение о воспитании, подчеркивает Кант, есть наука об искусстве воспитания, поскольку именно в нем заключена великая тайна саморазвития человека. В качестве науки о воспитании она делится на физическую педагогику и практическую педагогику. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы определенным образом усовершенствовать в человеке данные ему от природы задатки животности и некоторые задатки человечности; оно предполагает развитие телесных свойств и некоторых душевных способностей индивидов. Целью практического (морального) воспитания является такое образование индивида, в соответствии с которым он может жить и действовать как свободное существо. Этот вид воспитания призван усовершенствовать в человеке задатки личности (нравственные задатки) на основе уважения к всеобщему моральному закону.
Элементами воспитания немецкий мыслитель считает уход (содержание, попечение), дисциплину (выдержку), обучение и образование. Поэтому в процессе воспитания человек проходит стадии грудного младенца, питомца и ученика. Уход состоит в заботе воспитателей о том, чтобы их подопечные не обращали свои силы и способности во вред себе. Животные не нуждаются в уходе, они с рождения инстинктивно используют данные от природы способности на пользу себе и виду. Дисциплина (то есть выдержка) способствует выходу человека из дикого состояния, не позволяя ему под влиянием животных страстей и наклонностей уйти от своего высокого назначения. Она не дает животным склонностям индивида нанести ущерб его чисто человеческим свойствам. Дикость же есть независимость от всяких разумно установленных законов. Поэтому дисциплина предполагает укрощение дикости, подчинение индивида разумно установленным законам общества, нормам культуры и принципам человечности.
Рассуждая о воспитании, Кант имеет в виду его цель. Воспитывать - значит, прежде всего, образовывать личность, то есть разумно и свободно действующее существо, которое способно оберегать себя и других индивидов, иметь ценность в собственном мнении и мнении окружающих, одним словом - быть полноправным и свободным членом гражданского общества. Поэтому воспитание вместе с уходом (попечением) и дисциплиной включает в себя образование и обучение.
Изначально люди принадлежат животному царству, они становятся людьми только посредством образования7. Поэтому образование содержит в себе два момента: отрицательный - дисциплину, которая удерживает индивида от ошибок, связанных с неумеренным влиянием задатков животности, и положительный - обучение и руководство, которые формируют у личности навыки культуры. Руководить - значит показывать и указывать,
Целью практического воспитания является такое образование индивида, в соответствии с которым он может жить и действовать как свободное существо. Этот вид воспитания призван усовершенствовать в человеке задатки личности на основе уважения к всеобщему моральному закону.
как правильно применять то, чему индивид уже научился. Вследствие этого существует разница между наставником, который является учителем, и воспитателем, который также является руководителем. Наставник воспитывает для школы, а воспитатель - для жизни.
В начальных периодах воспитания, считает философ, питомцу надлежит проявлять подчинение и послушание; в дальнейшем ему разрешается пользоваться рассудком и определенной степенью свободы. Сначала доминирует механическое, а затем нравственное подчинение. Поэтому воспитание предполагает, во-первых, школьно-механическое образование, задачей которого является приобретение полезных для жизни умений (вследствие чего оно носит дидактический характер); во-вторых, прагматическое образование, задача которого состоит в достижении определенной степени разумности; в-третьих, моральное образование, задача которого -формирование нравственности.
Следовательно, первая стадия образования, в результате которой ученик осваивает знания и формирует умения, - школьное обучение. Вторая стадия образования, в ходе которой ученик получает социальную ценность в гражданском обществе, одним словом - приобретает разумность, - прагматическое воспитание. Третья стадия образования, благодаря которой у личности формируется ценность с общечеловеческой точки зрения, - моральное образование. Поскольку это образование основано на принципах, которые индивид должен усвоить сам, оно самое позднее; поскольку оно основано на общих положениях практического разума, его нужно иметь в виду с самого начала.
Итак, высшей ступенью воспитания, по Канту, является воспитание моральное. В отличие от физического воспитания, которое направлено на телесные свойства человека, практическое воспитание приучает людей к свободе под законами на основе разума. К нему относятся умение, знание света и нравственность. Умение должно быть не поверхностным, а основательным; в этом случае оно является признаком таланта. Знание света состоит в способности применять приобретенные умения к определенным людям, то есть пользоваться ими для опреде-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ленных целей. В свою очередь, нравственность относится к характеру. Для того чтобы воспитать у индивида хороший характер, его нужно посредством дисциплины и самодисциплины освободить от господства страстей.
Самое трудная задача нравственного воспитания, подчеркивает кенигсбергский ученый, - это выработка характера, который состоит в решимости что-нибудь сделать, а затем и в исполнении задуманного. Чтобы сформировать в детях основу морального характера, их нужно знакомить с важнейшими обязанностями по отношению к себе и другим людям. Первейшая нравственная обязанность индивида по отношению к себе самому состоит в обладании внутренним достоинством. В отношениях же с другими людьми в детях следует формировать уважение к их достоинствам, правам и свободам.
Развитие гражданского общества предполагает и развитие нравственного начала индивида. Таким образом, педагогическое учение Канта с его положением о высоком моральном предназначении человека как свободного и творческого существа актуально и важно для современного общества. Современный подход к определению целей и задач воспитания и образования доказывает плодотворность и целесообразность сохранения в педагогике основополагающей идеи всестороннего и гармоничного развития личности. ^
Литература
1. См.: Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 27.
2. См.: Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 449.
3. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1. С. 270.
4. См.: Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 97.
5. См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 575.
6. См.: Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 449.
7. См.: Кант И. Две статьи относительно «Филантропина» // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 467.
No 7/ftl \ ÄRrVPT 901 7 ДИСКУССИЯ I
— \ / и 1 1 1 ' журнал научных публикаций ^
THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF PHYLOSOPHY BY KANT AND ITS MEANING FOR THE SPIRITUAL LIFE OF MODERNITY
R.A. Burkhanov, Candidate of Philosophy, Professor, Surgut State University,
Surgut, Russia, [email protected]
The article analyzes the pedagogical system of philosophy by Immanuel Kant (1724-1804), and exposes its significance in upbringing of next generation in the modern society. It is shown that the goal and objectives of pedagogy I. Kant concludes from morality, brining social life to a moral perfection of humankind on the base of its instincts. It is noted that the Königsberg scientist separates out three kinds of human's instincts by nature: instincts of animal as a living creature; instincts of humanity as living and rational creature; personality's instincts as living, rational and responsible creature. First, human instincts' development is carried out as perfection of personality and second as perfection of society in progressive development of humankind. It is underlined that according to the spirit of the Age of Enlightenment Kant differentiated the notions of "training" and "education". "Training" corresponding to physical education supposes development of body features and spiritual abilities of individuals, and he understood getting knowledge as formation of skills and getting practices. "Education" is always aimed at development of morality and spiritual world of personality. The German thinker considered pedagogy to be a system of upbringing, a science of upbringing art which is divided into physical pedagogy and practical pedagogy. Physical education is called to develop body features and spiritual instincts of individuals, and practical upbringing is for moral ones. The main goal of upbringing is a teaching of personality as rationally and freely acting member of society. That is why the upbringing together with care and discipline includes education and training. The objective of school and mechanic education is a getting of useful abilities for life, the objective of pragmatic education is a getting rationality, and the objective for moral education is a formation of morality. Thereby, the Kant s pedagogical system of philosophy with his point about high moral destination of human as a free and creative creature is urgent and important for the modern society. The modern approach to defining goals and objectives of upbringing and education proves efficiency and reasonability of saving the basic idea of all-round and harmonious development ofpersonality.
Key words: moral law, personality, physical education, practical upbringing, training, education, culture of personality, pedagogy, school education, moral education.
References
1. Sm.: Kant I. Otvet na vopros: CHto takoe Prosve-shchenie? [The answer to the question: What is Enlightenment?] // Kant I. Sochineniya: v 6 t. M., 1966. T. 6. S. 27.
2. Sm.: Kant I. O pedagogike [About pedagogy] // Kant I. Traktaty i pis'ma. M., 1980. S. 449.
3. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti [Foundations of the metaphysics of morals] // Kant I. Sochineniya: v 6 t. M., 1965. T. 4, ch. 1. S. 270.
4. Sm.: Kant I. Religiya v predelah tol'ko razuma [Religion within the limits of the
mind] // Kant I. Traktaty i pis'ma. M., 1980. S. 97.
5. Sm.: Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoj tochki zreniya [Anthropology from a pragmatic point of view] // Kant I. Sochineniya: v 6 t. M., 1966. T. 6.
5. 575.
6. Sm.: Kant I. O pedagogike [About pedagogy] // Kant I. Traktaty i pis'ma. M., 1980. S. 449.
7. Sm.: Kant I. Dve stat'i otnositel'no «Filantropina» [Two articles regarding the "Filantropia"] // Kant I. Sochineniya: v 6 t. M., 1964. T. 2. S. 467.