Научная статья на тему 'Педагогическое творчество и креативность'

Педагогическое творчество и креативность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2210
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое творчество и креативность»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ

А.С. Ховрина

Творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности. На это обращали внимание многие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци,

A. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский и др. Актуальность умения педагога принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных исследователей: Б.С. Гершун-ским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом,

B.В. Краевским, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Ни-кандровым, В.А. Сластениным и др.

Рассматривая педагогическое творчество, обратимся к сущности входящей в это понятие одной из философских категорий -творчество. Существует множество определений этого феномена. Понятие «творчество» раскрывается одними исследователями как создание новых, оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн), другими - как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л.С. Выготский), третьими - как источник и механизм движения, атрибут материи (Я.А. Пономарев) и т. д. В настоящее время одним из наиболее устойчивых и универсально применяемых определений творчества является следующее: «творчество - деятельность, обладающая новизной и значимостью для индивида или его культуры». Очень часто понятие творчество заменяют на более модное по звучанию «креативность». Это понятие уже достаточно прочно закрепилось в отечественной философской и научной литературе по проблематике творчества, благодаря, отчасти, двойственности переводов английского creativity, переводимого и как «творчество», и как «креативность» для подчеркивания тех или иных смысловых оттенков понятия. Наиболее распространенным определением креативности является следующее: «креативность - личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать социально значимые продукты своей деятельности». В отечест-

венной психологии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность (Н.М. Гнатко). При этом для разведения понятий «творчество» и «креативность» пользуются двумя характеристиками: процессуально-результативной

(для обозначения творчества) и субъектно-обуславливающей (для обозначения креативности). Сегодня в качестве критериев креативности рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие идеи», отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) способность к разработке гипотезы; 5) метафоричность (склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей).

И.Н. Дубина выделяет в понятии «креативность» следующее:

1) способность субъекта вносить в собственное бытие значимо-новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т. п.) независимо от присутствия (или отсутствия) создаваемого в социально-культурном окружении;

2) процесс новообразования (процесс возникновения и становления новой идеи), новаторская деятельность;

3) продукты новаторской деятельности.

Итак, под креативностью, так же как и

под творчеством, понимают созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики креативности и творче-

ства. Разница в том, что креативность характеризует субъектно-значимую новизну, а творчество - социально-культурную, которая включает также и креативность. Итак, креативность есть наивысшая ступень развития творческой личности, когда творчество индивидуализируется и переходит на более высокий собственно-творческий уровень. Личностей, вышедших на такой уровень, называют новаторами. Рассмотрим развитие креативности и новаторства в рамках педагогического творчества.

Развитие креативности педагога представляет собой ряд этапов. На первом этапе происходит знакомство педагога с различными вариантами осуществления инновационной деятельности, их дифференциация и перебор, осознаваемое или неосознаваемое, с собственными индивидуально-психологическими и профессиональными образованиями: предпочтениями, мотивами, склонностями, запросами, свойствами личности, педагогическими умениями и т. п. На следующем этапе педагог прорабатывает отобранные инновации и пропускает их через себя, проверяет их соответствие в действии за счет усиления собственной личности, новизны и оригинальности.

Таким образом, креативность развивается в процессе усвоения того, что уже было накоплено, а затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта. Такой же путь проходит и новатор. Новаторство, как правило, связано с нестандартными подходами, структурами, нешаблонными решениями наиболее сложных и актуальных педагогических проблем. Это высшие уровни педагогического творчества. Новаторство в педагогической деятельности - это открытия, их авторы утверждают идеи, способные преобразовать педагогическую действительность, поэтому новаторы - это в первую очередь изобретатели, которые разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем. На этот уровень творчества поднимается не каждый педагог.

Большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. Обычно выделяют следующие личностные черты, отличающие креативных людей от некреативных: самонаде-

янность, агрессивность, самодовольство, непризнание социальных ограничений и чужих мнений. В настоящее время нет единой точки зрения в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных людей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей. И та, и другая точки зрения выражают верные, индивидуальные варианты развития мотивационной сферы креативных людей (В.А. Сластенин).

Среди наиболее перспективных направлений изучения творчества в настоящее время выделяются исследования Д.Б. Богоявленской, которая в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выделена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве. Творчество Д.Б. Богоявленская рассматривает как производную интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая «либо тормозит, либо стимулирует его проявление».

В качестве наиболее специфического проявления интеллектуальной активности автор выделяет интеллектуальную инициативу мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности. Д.Б. Богоявленская выделила три уровня интеллектуальной активности.

Стимульно-продуктивный или пассивный уровень. Люди с таким уровнем интеллектуальной активности при самой добросовестной и энергичной работе остаются в рамках первоначально найденного способа действия. Их деятельность каждый раз определяется каким-либо внешним стимулом. Для них характерно безынициативное принятие того, что задано извне.

Эвристический уровень интеллектуальной активности. Испытуемых этого уровня характеризует проявление той или иной степени интеллектуальной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой результатов деятель-

Гаудеамус, № 2 (2), 2002

ности как неудовлетворительных. Каждая новая закономерность переживается «эври-стом» как открытие, творческая находка. Главным инструментом познания таким людям служит сравнительный анализ. Это экспериментаторы.

Креативный уровень интеллектуальной активности. Для людей с креативным уровнем эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а самостоятельной целью дальнейшего исследования. Характерным для умственной деятельности креативного уровня является углубленный процесс анализа, не требующий обязательного сравнения ряда ситуаций. Субъект может ограничиться решением всего одной задачи.

Сопоставление указанных этапов развития креативности с уровнями интеллектуальной активности, выделенными Д.Б. Богоявленской, позволяет проследить направление развития последовательно усложняющихся уровней креативности и интеллектуальной активности как реализацию творческой педагогической деятельности.

Н.М. Гнатко для изучения механизма креативности предлагает разделить ее на два вида: потенциальную и актуальную.

Потенциальная креативность - это, по мнению автора, креативность додеятельно-стная, характеризующая индивидуума в плане его потенциальной предрасположенности, выражающейся в форме базовой готовности к обретению актуальной креативности в определенных внешних условиях, к проявлению творческой активности.

Актуальная креативность - порождение взаимодействия индивидуальных характеристик потенциального креативного индивидуума с характеристиками того или иного вида деятельности, обусловливающее актуальную, непосредственную готовность ее носителя к проявлению творческой активности в соответствующем виде деятельности (Н.М. Гнатко). Преобразование потенциальной креативности и переход ее в актуальную возможен только посредством освоения педагогом определенного вида деятельности. Наиболее ярко этот процесс прослеживается в творческом применении педагогами нововведений.

Как и в любом виде творчества, в педагогическом творчестве своеобразно сочетаются нормативные (вытекающие из установочных законов, правил) и эвристические (созидаемые в ходе собственного поиска) элементы. В настоящее время не выработано единого понимания границ понятия «педагогическое творчество». В более узком толковании с этим понятием связывают создание новых оригинальных систем, процессы педагогических инноваций, предполагающие определенный риск экспериментирования, поиска, рождения нового, отказа от общепринятого, инновационные процессы.

Более широко творческая деятельность педагога рассматривается как деятельность, направленная на осознание и решение проблем, постоянно возникающих в педагогическом процессе. Такой подход позволяет говорить о творчестве как необходимой составляющей деятельности каждого педагога. Действительно, ведь без решения постоянно возникающих проблем разной степени сложности трудно представить себе деятельность педагога, «творчество - не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика» (В.А. Загвязинский). Способность к такому творчеству, способность видеть, ставить и оригинально решать педагогические проблемы, быстро ориентироваться в создавшихся педагогических ситуациях, предвидеть результаты называют педагогической креативностью. Ф.Н. Гоноболин, в частности, выделяет ведущую роль такой способности как самого главного показателя педагогических способностей. Таким образом, перевод активности педагога на все более высокий уровень, постепенное продвижение его к уровню креативности составляет перспективу совершенствования творческой педагогической деятельности.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

2. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.

3. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

5. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический

подход. М. - Белгород, 1999.

6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

8. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления // Под ред. А.Н. Леонтьева М., 1960.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.