Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ / PROFESSIONAL REFLECTION / PEDAGOGICAL STIMULATION / METHODS AND MEANS OF STIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов Александр Владимирович

Ориентация на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности. Формирование личности профессионала, способной к рефлексии как необходимой составляющей процесса подготовки будущего специалиста, является одной из важных задач высшего образования. Профессиональная рефлексия, формируемая у студентов в вузе как центральная составляющая профессионального самоопределения; обеспечивает готовность и способность создавать, вырабатывать новые способы деятельности; способствует соотнесению себя, возможностей своего "Я" с избранной профессией; предопределяет цели будущей профессиональной деятельности. Рефлексия в структуре профессиональной деятельности способствует осознанию и осмыслению проблем собственной деятельности, ее корректировки, самоизменения. И в этом аспекте особую актуальность приобретают исследования педагогических средств, приемов развития профессиональной рефлексии у будущих специалистов технического профиля. В качестве необходимого мы предполагаем педагогическое стимулирование студентов к профессиональной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical stimulation of technical university students to professional reflection

Orientation to the new quality of education imposes new requirements to the content of professional training of students for professional activities. The formation of a professional personality capable of reflection as a necessary component of the process of training a future specialist is one of the important tasks of higher education. The professional reflection formed at students in higher education institution as the Central component of professional self-determination; provides readiness and ability to create, develop new ways of activity, promotes correlation of itself; possibilities of the "I" with the chosen profession, predetermines the purposes of future professional activity. Reflection in the structure of professional activity contributes to the awareness and understanding of the problems of their own activities, its adjustment, self-change. And in this aspect, the research of pedagogical means, techniques, development of professional reflection in future specialists of technical profile is of particular relevance. We consider pedagogical stimulation of students to professional reflection as necessary.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ»

многонациональным регионом, региональная спецификация предполагает более глубокое изучение культурных национальных традиций и музыкальной традиционной культуры многонационального региона [2]. Высоко оценивая роль и значимость регионального компонента, А.Ф. Григорьев, отмечает: "Безусловно, самобытность и своеобразие национальных традиционных культур многонационального Ставрополья должны стать предметом тщательного научного исследованиям результаты исследований - содержанием этнохудоже-ственного образования с учетом особенностей истории региона, его этнического состава, распространенности тех или иных религиозных концессий, художественного образования и других факторов... Именно регионализация образования способствует возрождению и сохранению культурно-национальных традиций региона, повышению культурно-образовательного уровня населения региона, формированию и развитию духовно-нравственных ценностей человека, культуры межнациональных взаимоотношений" [2].

При этом для обеспечения внедрения регионального компонента необходимы следующие условия. Согласованность как синтез региональных и федеральных образовательных программ, нацеленных на решение общекультурных и музыкально-педагогических задач. Рефлексивность и открытость как способность системы регионального образования обеспечивает потребности социокультурной среды регионального сообщества.

Междисциплинарная интеграция и лично-стно ориентированное обучение обеспечивает включение региональной музыкальной культуры в другие образовательные модули, обучение, направленное на самореализацию, развитие личностных качеств и творческих способностей личности обучающихся. Сущность регионализации музыкально-педагогического образования видится в разработке культурологических программ, направленных

на глубокое изучение музыкальной культуры региона, включенных в содержание основных образовательных программ профессиональной подготовки будущих специалистов [3].

Таким образом, подготовка будущего специалиста должна основываться на раскрытии его индивидуального, личностного и профессионального потенциала. В процессе профессионального становления,большое значение приобретает развитие профессионально-личностной рефлексии, профессионального мышления и мировоззренческих убеждений. В процессе профессиональной подготовки специалиста необходимо учитывать и национально-региональный компонент современной стратегии образования, региональный характер деятельности обучающегося.

Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Педагогика, 1991.- 405 с.

2. Григорьев А.Ф. Проект сохранения и развития культурного и духовного наследия Ставропольского края // Kant. - 2012. - № 2 (5). - С. 104-109.

3. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура: теоретический аспект. - Ставрополь : СГПИ, 2008.- 147 с.

4. Калантарян Л.А. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки. Современные тенденции развития науки и образования: Международная научно-практическая конференция. 20 апреля 2017 года: сб. ст. / под общ. науч. ред. д-ра культурологии А.Ф. Григорьева; Центр социально-гуманитарных и стратегических исследований; научный рецензируемый журнал KANT; Фонд поддержки социально-экономических и культурных инноваций. - М. : МИРАКЛЬ, 2017. -С. 68-72.

5. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие / под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Педагогика, 1997. -245 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М. : Мысль, 1997.-200 с.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 398 с.

О си о си

Q-<

X

ir

со

кд№ -Г

S

245

PEDAGOGICAL STIMULATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS TO PROFESSIONAL REFLECTION Kachalov Alexander Vladimirovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and intercuiturai Communications, Ural State University of Railway Engineering, Yekaterinburg

Orientation to the new quality of education imposes new requirements to the content of professional training of students for professional activities. The formation of a professional personality capable of reflection as a necessary component of the process of training a future specialist is one of the important tasks of higher education. The professional reflection formed at students in higher education institution as the Central component of professional self-determination; provides readiness and ability to create, develop new ways of activity, promotes correlation of itself; possibilities of the "/" with the chosen profession, predetermines the purposes of future professional activity. Reflection in the structure of professional activity contributes to the awareness and understanding of the problems

of their own activities, its adjustment, seif-change. And in this aspect, the research of pedagogical means, techniques, development of professional reflection in future specialists of technical profile is of particular relevance. We consider pedagogical stimulation of students to professional reflection as necessary.

Keywords: professional reflection; pedagogical stimulation; methods and means of stimulation.

¥ >

<

X ш

s ¥ о

LH

т

< et

Ui

с

*

* *

246

УДК 37

ВАК РФ 13.00.08

© Качалов A.B., 2020

КА ЧАЛОВ Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков и межкультурных коммуникаций, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Ориентация на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности. Формирование личности профессионала, способной к рефлексии как необходимой составляющей процесса подготовки будущего специалиста, является одной из важных задач высшего образования. Профессиональная рефлексия, формируемая у студентов в вузе как центральная составляющая профессионального самоопределения; обеспечивает готовность и способность создавать, вырабатывать новые способы деятельности; способствует соотнесению себя, возможностей своего "Я"с избранной профессией; предопределяет цели будущей профессиональной деятельности. Рефлексия в структуре профессиональной деятельности способствует осознанию и осмыслению проблем собственной деятельности, ее корректировки, самоизменения. И в этом аспекте особую актуальность приобретают исследования педагогических средств, приемов развития профессиональной рефлексии у будущих специалистов технического профиля. В качестве необходимого мы предполагаем педагогическое стимулирование студентов к профессиональной рефлексии. Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое стимулирование; приемы и средства стимулирования.

Педагогическое стимулирование студентов технического вуза к профессиональной рефлексии рассматривается нами как инструмент и педагогическое условие, обеспечивающее результативность процесса профессионального становления и продуктивность рефлексии. Педагогические условия рассматриваются в научных исследованиях как внешнее обстоятельство, которое оказывает влияние на осуществление педагогического процесса; как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, оказывающих положительное или е влияние на ее функционирование [4, С. 10] как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач" [1].

Таким образом; педагогические условия можно рассматривать как комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей, и которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга; для нашего исследования - это наличие обстоятельств, которые способствуют личностному принятию профессиональной рефлексии: это условия, при которых студент получает представление о степени своего соответствия профессиональным требованиям; выявляет границы своих возможностей; обретает знание о своих сильных и слабых сторонах; оценивает профессиональную готовность [б, С.134].

Профессиональная рефлексия выступает и как рефлексивная деятельность, которая понимается нами как средство саморазвития, формирования личностных ценностей и смыслов профессиональной деятельности; как средство изучения содержания профессиональной сферы будущей профессии. Рефлексивная деятельность в этом аспекте включает систему способов самоанализа, самопрогнозирования, самоконтроля, самооценки, при этом важным является обмен рефлексивным опытом преподавателя и студента, при-

нятие противоположных точек зрения, раскрывает статусно-ролевые и профессионально-личностные качества субъектов рефлексии ("Я-реальный", "Я-идеальный") [2, С.78].

Определяя значимость педагогического стимулирования студентов к профессиональной рефлексии, мы исходим из того, что оно призвано развивать индивидуальность, оказывает влияние на развитие целеустремленности как важного качества будущего профессионала, делает процесс взаимодействия преподавателя и студента "живым", способствует изменениям в личностном и деятельностном аспектах, выступает средством профессиональной персонификации личности.

Если рассматривать педагогическое стимулирование как целенаправленный процесс применения внешних факторов (стимулов), которые, взаимодействуя с мотивами, внутренними установками, выступают побудительными ненасильственными средствами актуализации реальных и потенциальных возможностей личности, развития субъектности в условиях благоприятного морально-психологического климата [3, С.25].

Процессуально данное педагогическое условие заключено в осуществлении преподавателем вербальных воздействий и стимулирования, которые ориентируют студентов на активное личностное переосмысление имеющегося знания; сформированных отношений, которые являются необходимой составляющей для успешного осуществления в будущем профессиональной деятельности. Целевое определение данного педагогического условия сосредоточено на развитии профессионального самосознания студентов через предоставление образцов профессиональных достижений, через стимулирование интереса к выбранной профессиональной деятельности, через преломление профессиональных достижений путем проекции и идентификации [5].

Процессуально стимулирование студентов к профессиональной рефлексии сосредоточено на акцентирование следующих направлений:

- достижение понимания студентами всей сложности и многоплановости профессиональной рефлексии и ее роли в личностно-профессиональном становлении;

- развитие готовности и способности студентов к рефлексивным отношениям и поведению;

- содействие принятию студентами рефлексивной деятельности на основании самопознания и саморазвития.

Целеобразующими составляющими стимулирования студентов к профессиональной рефлексии являются: содействие в осознании необходимости её развития, формировании интереса к себе как к субъекту профессиональной деятельности, "прислушиваться и присматриваться" к своим достоинствам и недостаткам, возможностям самосовершенствования; к познанию собственных возможностей посредством профессиональной рефлексии [7, С. 78 ]. Важным результатом выступает сформирован-ность у студентов стремления познать себя и совершенствоваться в овладении профессиональной рефлексией.

В рамках данного условия ведущий принцип стимулирования к профессиональной рефлексии заключается в обозначении ценности рефлексии; рефлексивного поведения; в формировании индивидуального целеполага-ния, что способствует выработке позитивной мотивации по активному включению себя в процесс формирования собственной профессиональной рефлексии.

Стимулирование студентов к профессиональной рефлексии мы рассматриваем как целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на сознание и личностный опыт, с целью позитивных изменений потребностей, установок, отношений,состояний, моделей поведения, осознания потребности на овладение профессиональной рефлексией, понимания и принятия ее как профессиональной и личностной ценности.

Стимулирование направлено на актуализацию потребностей профессионального самосовершенствования у студентов на основе овладения рефлексией. Это требует модел ирования ситуаций, в которой необходимо расширять рефлексивные знания, рефлексивный опыт, оценивать и анализировать профессионально-ориентированные задачи, требующие от студентов демонстрирования компонентов профессиональной рефлексии.

При осуществлении педагогического стимулирования студентов к профессиональной рефлексии; которое осуществляется в реальном учебном процессе, необходимо применение приемов и рефлексивных заданий, ситуаций, при решении которых студенты являются субъектами этой деятельности. С этой целью разрабатывается спецкурс "Профессиональная рефлексия: Я в профессии", логика и структура которого сконструированы в трех блоках: теоретический, практический, рефлексивной самостоятельности. Теоретический блок сосредоточен на раскрытии понятий рефлексии,

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

248

рефлексивной деятельности, функций рефлексии в жизни и профессиональной деятельности; видах рефлексии (ситуативная, перспективная, ретроспективная, личностная, интеллектуальная, формальная, содержательная рефлексия). Главное требование - обращение к ярким примерам ситуаций, в которых тот или иной вид рефлексии проявляется как она влияет на процесс и результат деятельности.

Практический блок содержит профессионально-ориентированные задания, в которых необходимо осуществить анализ ошибок, осуществить корректировку полученного результата, выбрать способы действия для достижения правильного. В таком подходе студенту необходимо входить в рефлексивную позицию и "рефлексировать" относительно оценки "знаю", "могу"; "умею"), постановки цели в изменении привычного осуществления деятельности; изменения личностного отношения к выполняемой деятельности. Блок рефлексивной самостоятельности реализуется через личностную рефлексию, направленной на самоорганизацию через осмысление студентом рефлексивной деятельности как способа осуществления самостоятельной деятельности.

Механизмы реализации педагогического стимулирования студентов к профессиональной рефлексии обусловлены введением проблемно-творческих заданий с ориентацией на будущую профессию.

В целом педагогическое стимулирование к рефлексии студентов предполагает учет актуальных ценностей, интересов и потребностей, уровня личностного развития при выборе приемов и средств стимулирования. В зависимости от этого могут использоваться прямые и косвенные приемы, индивидуальное воздействие или групповое [8; С.16].

Применим следующий комплекс приемов и средств стимулирования студентов к профессиональной рефлексии:

- деятельностно-стимулирующие; связанные с новизной содержания рефлексивной деятельности (при поддаче учебного материала в курсе Профессиональная рефлексия: Я в профессии" акцентируется введение в ценности профессиональной рефлексии, раскрытие возможностей профессиональной рефлексии в саморазвитии, самовыражении в ходе овладения знаниями);

- актуализирующие признательность достижения студента (создание ситуации успеха при осуществлении аналитико-рефлексивной деятельности, использование приемов, на-

правленных на раскрытие и использование субъектного опыта каждого студента);

- приемы СО-действия, основанные на поддержке индивидуально-личностного продвижения в рефлексивной деятельности (гибкое приспособление аналитико-рефлексивной деятельности к возможностям студента, динамике его развития под влиянием процесса формирования профессиональной рефлексии);

- рефлексивной фиксации личностного роста и анализа собственных достижений (рефлексивное портфолио, дневник самоанализа);

- приемы, связанные с само и взаимной оценке, аналитическом отношении к собственной рефлексии и собственным достижениям (возможность "посмотреть на себя глазами другого").

- приемы побуждения студентов к активной деятельности; направленной на успешное достижение целей в овладении будущей профессией, профессиональной рефлексией (создание ситуаций критической самооценки, создание ситуаций установки, создание организацион-но-деятельностных ситуаций);

- приемы развития рефлексивной культуры, развития способности к самоуправлению и самореализации в процессе овладения профессиональной рефлексией (создание ситуаций творческого осмысления профессиональных ситуаций, решение нестандартных практических задач в формате избранной профессии);

- приемы мотивационно-ценностной ориентации, суть которых в формировании у студентов ценностей будущей профессии, потребности в личностной самореализации, стремления реализовать свой личностный потенциал;

- приемы когнтивно-рефлексивные, направленные на развитие самообразовательной деятельности, освоение приемов самообразования;

- приемы эмоционального профессионально-личностного рефлексиврования, формирующие у студентов позитивное восприятие себя как будущего профессионала, владение способами эмоционального регулирования своего поведения;

- приемы, обеспечивающие саморефлексию в способностях к самоизучению, способности корректировать профессионально-личностное развитие;

- приемы личностно-значимой рефлексии, содержание имитационное моделирование профессиональных ситуаций и места Я-студен-та в этой ситуации, ситуации, требующие де-

монстрации заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью.

Применение указанных приемов педагогического стимулирования с позиции дидактики и процесса формирования будущего специалиста ориентируется на ряд обязательных требований: соотношение цели (формирование рефлексии профессиональной) с потребностями и интересами личности студентов, ориентация на эмоциональность предъявляемого знания, обеспечение активности в их восприятии, выделение в структуре занятия времени для самоанализа и самооценки; реализация стимулирующих возможностей всех дидактических средств на основе сотрудничества в интеракции "преподаватель-студент -студент-п реп ода вател ь".

В результате применения приемов педагогического стимулирования студентов к профессиональной рефлексии показательны стало осознание ценности избранной профессии, осознанная потребность в рефлексии своего Я как будущего профессионала, студенты приобрели умение актуализировать личностные и потенциальные возможности, стремление к самоидентификации в будущей профессиональной деятельности, повысились требования к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Описанные приемы рефлексивной деятельности реализовывались посредством рефлексивно-творческих, рефлексивно-диалоговых исследовательско-творческих,ценностно-смыс-ловых и других заданий, каждое из которых имело четкую целевую направленность: обеспечение поиска ценностей своей будущей профессии, саморазвития и значимости профессиональной деятельности в жизни студентов, образовательное пространство творческого самодвижения, творческой самореализации, самоутверждения, развитие целеустремленности, развитие творческой активной позиции,

способность переносить полученные знания из учебной деятельности в профессиональную.

Комплексно перечисленные приемы обеспечивают формирование самооценки, самоанализа, самоуправления, самопроектирования собственной рефлексивной деятельности, активизируют стремление к рефлексивному мышлению, саморазвитию личностных качеств: эти приемы предстают как инструментально и процессуально стимулирующее сопровождение студентов, их стимулирования к профессиональной рефлексии.

Литература:

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография. - М.: Академия Естествознания, 2010.-310 с.

2. Бережнова О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза : дис.... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2005. -188 с.

3. Винтер Е.И. Педагогическое стимулирование : как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя: дис.... к.п.н.- Челябинск, 2004.

4. Ипполитова Н. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-14.

5. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллах-вердова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. - 622 с.

6. Савина Е. А. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 133-135. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10145/

7. Седанкина Т.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки: дис. ...канд. пед. наук.- Казань,2009.- 161 с.

8. Юрцев И.В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе : автореф.... дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2012. -27 с.

О си о си

0-<

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:Р со

кд№ -Г

S

249

USING INFOGRAPHICS AS A TYPE OF GRAPHIC VISUALIZATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Kirichenko Yelena Aleksandrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Koltsov Ivan Anatolevich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Koltsova Anna Albertovna, Undergraduate student

Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Altai Republic

The article is devoted to teaching a foreign language using infographics. For this purpose, various types of graphic visualization in teaching a foreign language are considered. The authors define infographics as an effective educational tools of teaching a foreign language and highlight its main functions. Special attention is paid to the development of infographic classification and the definition of appropriate criteria for selecting its types for teaching a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.