Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПОДРОСТОК / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петронюк Инна Степановна, Королькова Людмила Николаевна

В статье представлен анализ понятий «ценности», «ценностное отношение». Определены особенности воспитания ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлены педагогические условия, способствующие эффективности воспитания ценностных отношений у подростков в период обучения в школе. Авторы делаю вывод, что выявленные педагогические условия составляют основу педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений у подростков в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петронюк Инна Степановна, Королькова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION OF VALUE RELATIONS OF ADOLESCENTS

The article presents an analysis of the concepts of "values", "value attitude". The features of the education of value relations in adolescence are determined. Pedagogical conditions are presented that contribute to the effectiveness of the education of value relations in adolescents during the period of study at school. The authors conclude that the identified pedagogical conditions form the basis of pedagogical support for the process of educating value relations in adolescents at school.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»

2. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общ. ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/Digital%20Disruption/Hamessing%20automation%20for%20a% 20future0/o20that0/o20works/MGI-A-future-that-works-Executive-summary.ashx (дата обращения: 06.03.2022)

3. Двуличанская, Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования химической компетентности у студентов технических специальностей / Н.Н. Двуличанская, С.Л. Березина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 327-331.

4. Каменев, Р.В. Интеграция формального и неформального образования как способ подготовки педагогов к реализации инженерно-техничес-кого профиля / Р.В. Каменев, О.М. Осокина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26566 (дата обращения: 06.04.2022).

5. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / Маркова С.М., Уракова Е.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249.

6. Митрохина, А.С. К вопросу о формировании производственной компетентности студентов направления подготовки «Химия» / А.С. Митрохина, Е.В. Богомолова // Человеческий капитал. - 2019. - No 4 (124). - С. 131-139.

7. Митрохина, А.С. Подготовка к производственно-технологической деятельности будущих химиков: учеб.-метод. пособие / А.С. Митрохина // Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2020. - 56 с.

8. Непрерывное химическое образование. Тенденции и направления развития: материалы Четвертого Прикамского съезда преподавателей химии / отв. за выпуск А.М. Елохов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2019. - 132 с.

9. Петровский, А.М. Курсовое проектирование как элемент подготовки будущих специалистов химического производства // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 93-96.

10. Петровский, А.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 213-216.

11. Приказ Минпромторга России N 651, Минэнерго России N 172 от 08.04.2014 (ред. от 14.01.2016) "Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173997/c40c181c7245872e218ad4216e43149a80350fc5/(дата обращения: 06.04.2022)

12. Флеров, О.В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам // Современное образование. - 2017. - № 2. - С. 57-82. - DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.19191

13. Хачатуров, А.Е., Хачатуров-Тавризян Е.А., Старостенко Л.В. Инновационное развитие химической промышленности как локомотив неоиндустриализации / А.Е. Хачатуров, Е.А. Хачатуров-Тавризян, Л.В. Старостенко // Компетентность. - 2019. - № 6

Педагогика

УДК 37.03

кандидат педагогических наук, доцент Петронюк Инна Степановна

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Королькова Людмила Николаевна

Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ понятий «ценности», «ценностное отношение». Определены особенности воспитания ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлены педагогические условия, способствующие эффективности воспитания ценностных отношений у подростков в период обучения в школе. Авторы делаю вывод, что выявленные педагогические условия составляют основу педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений у подростков в школе.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, система ценностей, подросток, общеобразовательное учреждение, воспитательная среда, педагогические условия, педагогическое сопровождение.

Annotation. The article presents an analysis of the concepts of "values", "value attitude". The features of the education of value relations in adolescence are determined. Pedagogical conditions are presented that contribute to the effectiveness of the education of value relations in adolescents during the period of study at school. The authors conclude that the identified pedagogical conditions form the basis of pedagogical support for the process of educating value relations in adolescents at school.

Key words: value, value attitude, value orientations, system of values, adolescent, educational institution, educational environment, pedagogical conditions, pedagogical support.

Введение. Педагогическая деятельность общеобразовательного учреждения весьма разнообразна, это и учебная работа, и воспитательная работа по множеству направлений: патриотическое воспитание, профориентационная работа, нравственное воспитание, трудовое и т.д. Весьма важной является воспитательная работа по формированию ценностного отношения подростков, формирование всей системы ценностей молодого поколения. Важным является создание условий и обеспечение комплексного педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений подростков в образовательном учреждении. Ценности выражаются во всем накопленном обществом опыте, что необходимо для формирования у молодежи жизненных навыков. Ценность в педагогике рассматривается как «особое значение», смысл, установка. Сформированная система ценностей и ценностных отношений, является основой и ориентиром всего жизненного пути молодежи. В связи с чем, необходимо педагогическое сопровождение подростков в процессе воспитания и формирования ценностных отношений.

Изложение основного материала исследования. Исследователи, представители разных наук, различным образом подходят к трактовке понятия «ценность», однако все отмечают, что ценности выступают ориентирами во всей деятельности. Выделяют несколько методологических подходов в воспитании ценностей - прагматический подход (Дж. Дьюи), экзистенциальный подход (М. Бубер), гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивный подход (К.-Р. Кольберг), эпигенетический подход (Э. Эриксон).

Современные концепции воспитания являются основой для процесса формирования ценностных отношений подростков в системе образования. С точки зрения различных концепций (традиционной, социально-педагогического развития, природосообразности, гуманистической и др.) воспитательный эффект зависит от того, что предлагается подростку в качестве объекта познания. От того, что выступает в качестве ценности для личности зависят многие факторы: стремления личности, цели, идеалы, предметы познания и отношения к этим предметам, достижения, трансформационные процессы, нравственные поступки.

Д.И. Фельдштейн [61 отмечал, что для педагогов важно использование разнообразных средств и педагогических механизмов в целях формирования ценностных отношений и ценностных ориентаций подростков, поскольку именно в подростковом возрасте закладываются основы нравственной личности.

В последние годы в общеобразовательных учреждениях происходит смены воспитательных концепций (парадигм). Исследователи отмечают переход от командного (авторитарного) до гуманистического (демократического) стиля организации образовательного процесса в школе. Если при первом стиле - формирование личности подростков основывалось на образцах, эталонах, котором следовало подражать, то при гуманистическом стиле - создаются условия для развития личности учащихся. Согласно аксиологической теории (теории ценностей), сам учащийся также является ценностью и обладает широким личностным потенциалом.

Педагогическое сопровождение подростков в процессе воспитания ценностных отношений предполагает обеспечение принципов: гуманизации воспитания, индивидуализации, обеспечение личностно-ориентированного подхода в образовании, партнёрских взаимодействий с учащимися, построение образовательного диалога, реализация позитивной педагогики.

Школьная система в настоящее время направлена на реализацию индивидуального подхода. В центре данного подхода - управление деятельностью учащихся с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, стремлений и интересов. Если рассматривать коллектив учащихся - школьный класс, то в рамках данного подхода, управление классом осуществляется на основе школьного самоуправления. В таком случае, учитель выступает не диктатором, а партнёром, советчиком, товарищем, принимает активное участие в школьной жизни подростков.

Педагогическое сопровождение, как особый метод воспитания, является эффективным лишь в том случае, когда направлен на решение конкретных проблем учащихся, профилактику затруднений, обеспечивает комфортную коммуникацию подростков в классе, направлен на прямой диалог между учителем и учеником [4].

По мнению педагогов, диалог педагога и подростка способствует развитию культуры личности ребенка. В данном случае позиция учителя (педагога) в диалоге может быть сформулирована согласно высказыванию Е.Н. Ильина: уважать, принять, понять, любить, помочь.

Уровень социализированности и воспитанности подростков будет предопределять их отношение к новым объектам (предметам или явлениям), как положительное, то есть - ценностное, так и отрицательное, что не будет входить в систему ценностей подростка. В связи с чем, исследователи (И.И. Наволокин, Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина и др.) [3, 4, 5] отмечают, что ценностное отношение - есть избирательная педагогическая категория. В основе лежит выбор подростка: его требования, взгляды, убеждения, идеалы, оценки, потребности, уровень нравственного сознания, моральные установки. Педагог может вытроить воспитательное воздействие таким образом, чтобы подросток мог понять личностное отношение педагога к данному объекту, то есть объект входит с систему ценностей педагога или нет. Доверие к педагогу будет проецировать для подростка возможность принятие его (педагога) ценностных отношений и ценностных ориентаций.

Педагоги (В.В. Ильин (2005), В.А. Сластенин (2008), С.В. Шестопалов (2008), М.С. Яницкий (2000) и др.) отмечают, что отношение к объектам (событиям или явлениям) у подростков возникает лишь тогда, когда начинается взаимодействие подростков с этими объектами, формируются представления об объекте на основе собственного опыта или опыта других, значимых для подростка людей. В работе А.Н. Бердяева [1] указано, что подросток, оценивая объект, как бы «примеряет» его на себя, осмысливает его качества, свойства, и далее включает/не включает в свою систему ценностей.

В период школьного обучения, знания о различных объектах (материальных, духовных, идеальных, виртуальных и др.), явлениях и событиях, подростки черпают из системы школьных предметов, учебной и внеучебной деятельности, воспитательных мероприятий. Интеграция различных сфер знаний проецирует комплексную систему для подростков -представления о мире и его объектах. Образовательный процесс должен оказывать стимулирующее воздействие на подростков, в целях изучения, пополнения знаний об этих объектах, что формирует целостное мировоззрение, расширяет кругозор учащихся.

Знакомство с новыми объектами должно носить эмоциональных характер, что предопределяет формирование отношения к этому объекту на основе пережитых эмоций подростками. Отсюда следует, что пережитые положительные эмоции несут положительный опыт переживания и проецируют положительное отношение к данному объекту, а отрицательные эмоции - отрицательное отношение. Педагогам следует учитывать, что при формировании ценностного отношения в заданным объектам, следует опираться на особенности эмоционального восприятие в подростковом возрасте.

А.С. Макаренко [2] отмечал, что привычки нравственного поведения, отношение ученика к происходящему становятся импульсом для его поступков. Следовательно, в основе всей деятельности подростков лежит его система ценностей, ценностных отношений и установок. Педагог пишет, о необходимости создания системы для накопления нравственного опыта учащимися, т.е. системы педагогического сопровождения, обеспечивающей включение подростков в правовую, этическую, учебную и другие виды деятельности, что будет формировать у молодежи систему нравственных установок.

Следует отметить, что педагогическое сопровождение процесса воспитания ценностного отношения подростков будет эффективна при охвате сразу нескольких сфер - когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Полученные знания об объекте вызывают эмоциональный отклик, что в дальнейшем проецирует поведение личности. Сущность педагогического сопровождения в данном случае сводится к тому, чтобы внешние воздействия нашли отклик во внутреннем (субъективном) мире ученика, осуществилась цепь: знание - сознание - поведение.

Цель педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений - осмысление подростками важности заданных объектов, формирование ценностных ориентаций, нравственных убеждений, общественных смыслов. На уроках и во внеурочной деятельности подростки переживают различные ситуации, которые приводят к пониманию и принятию/непринятию объектов в качестве ценностей. В образовательном процессе появляется система эмоциональных отношений, что отражается на взаимодействии и деятельности подростков, поскольку они имеют избирательный, ценностный характер.

Следовательно, сама организация образовательного процесса в школе становится условием эффективного педагогическое сопровождение воспитания ценностных отношений подростков. Внутренняя организация функционирования школы является стимулом включения подростков в социально-значимую деятельность, оказывает влияние на построение системы отношений школьников, формирует индивидуальность учащихся, что в совокупности предопределяет ценностные ориентации молодежи.

Педагогическое сопровождение воспитания ценностного отношения направлено на следующие аспекты в воспитании подростков: нравственное отношение к явлениям и ситуациям; понимание ответственности за свое поведение и деятельность; развитие социальной активности подростков; позитивное отношение к общественным ценностям; принятие общественных ценностей; развитие познавательной активности; развитие аналитический способностей и критического мышления подростков. Таким образом, вся деятельность в которую включен подросток должна быть направлена на формирование мировоззрения подростков, в основе которого лежат ценностные отношения.

В работе Л.А. Саенко и Г.Н. Соломатиной [4] отмечено, что подросток помещен одновременно в системы двух пространств - обязательное (стабильное) пространство и изменчивое (нестабильное) социальное пространство. Интеграция данных пространств, по мнению авторов, обеспечивает целостное осмысление социальных явлений, освоение социальных ролей, осуществляется принятие социальных норм, освоение социального поведения, что в целом формирует систему социальных ценностей подростков.

Д.И. Фельдштейн [6] утверждает, что чем более интенсивнее образовательное и воспитательное пространства, в которые погружается учащийся, тем больше проявляется его индивидуальность, творчество, своеобразие личности. В рамках педагогического сопровождения создается специфическая среда, школьная атмосфера, которую можно характеризовать как - открытое образовательное пространство. Открытость образовательного пространства школы обеспечивается реализаций следующих условий: равнозначность всех участников образовательного процесса (от учеников, их родителей, педагогов, общественных организаций и объединений), социальное партнерство школы и общественных объединений культурно-исторической, военно-патриотической, социальной и др., осуществляющих социально значимую деятельность.

По мнению педагогов (В.Н. Гуров, М.П. Гурьянова, М.М. Поташник и др.), деятельность школы, как открытой образовательной системы, позволяет оперативно реагировать на внешние требования общества и государства по направлениям - обеспечение качества образования, обеспечение развитие личности учащихся, обеспечение условий для социализации школьников.

Рассмотрим условия педагогического сопровождения подростков в воспитании ценностных отношений.

Первое условие - «субъект-субъектные» отношения в открытом образовательном пространстве между учителем и подростком, что обеспечивает корректное взаимодействие, партнёрские отношения всех участников образовательного процесса.

Второе условие - связь с реальностью, педагог должен обеспечить понимание событий и явлений подростками, восприятие объектов не отдельно друг от друга, а в комплексе.

Третье условие - осознание ценности того или иного объекта, получение личностного смысла, ценности для дальнейшей деятельности.

Педагогическое сопровождение воспитания ценностных отношений подростков должно базироваться на технологии «перехода» внешних явлений во внутриличностные потребности, которая складывается из следующих этапов: 1) усвоение системы знаний об объектах или явлениях, выделение ценностного смысла при взаимодействии с ними; 2) осуществление перехода в сознании подростка: знание - смысл - убеждение; 3) формирование ценностных установок, влияющих на дальнейшее поведение и деятельность подростков.

Интеграция всех трех условий обеспечивает эффективное педагогическое сопровождение процесса воспитания ценностного отношение подростков к объекту. По отдельности указанные условия не могут в полной мере обеспечить эффективность процесса.

Педагогическое сопровождение, организованное в открытом образовательном пространстве, которое отражает общезначимые ценности, способствует формированию интересов и склонностей подростков. В этом случае, специально организованная педагогическая среда с ее системой педагогических условий становления человека представляет собой воспитательный процесс, который имеет несколько составляющих.

В первую очередь это связано с социализацией, которая позволяет подростку познать, понимать значение и выбирать образ жизни (что является результатом реализации когнитивного компонента педагогического процесса).

Индивидуализация педагогического сопровождения способствует развитию у подростков процессов самоанализа, самооценки, самосознания, самоопределения, самообразования (саморазвитие), самовоспитания, самообразования (саморазвитие) и т.д.

Диалогическая составляющая или «субъект-субъектные» взаимодействия между учителей и подростком, позволяет выстраивать партнёрские, доверительные отношения с учащимися, ощущать свою сопричастность к социокультурному пространству, со-бытие с миром ценностей, что делает возможным восприятие подростками ценностную систему учителя.

Мы согласны с мнением Л.А. Саенко и В.И. Наволокина [3, 5] о том, что ценностная система - это результат самоопределения личности, который складывается из понимания того, что является значимым для общества и эмоционально окрашено (наделено собственным смыслом). По этой причине обязательным педагогическим условием организации ценностного образования в образовательном учреждении является создание воспитывающего пространства с учетом целей образовательной деятельности.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что формирование ценностных отношений в подростковом возрасте закладывает основу всей системы ценностей, на которую в дальнейшем будет опираться личность, от этого зависят его поступки и деятельность. Одним из условий эффективного педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений у подростков является создание открытой образовательной среды в образовательном учреждении. В рамках открытой образовательной среды необходимо создавать условия, которые в своей совокупности и будут являться механизмом осуществления комплексного педагогического сопровождения подростков в воспитании ценностных отношений.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - Минск.: Издательство «Белорусская Православная Церковь», 2011. - 512 с.

2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 108 с.

3. Саенко, Л.А. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ / Л.А. Саенко, И.И. Наволокин // Kant. - 2021. - № 2(39). - С. 398-403.

4. Саенко, Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л. А. Саенко, Г. Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5(80). - С. 212-219.

5. Саенко, Л.А. Факторы формирования ценностых ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи / Л.А. Саенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 162-165.

6. Фельдштейн, Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. - 2013. - № 9(108). - С. 3-23.

Педагогика

УДК 378.147: 81-139

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики преподавания Пирожкова Алёна Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

обучающаяся Лапкина Карина Владиславовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕНТАЛИТЕТЕ БРИТАНЦЕВ И

АМЕРИКАНЦЕВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности изучения менталитета англичан и американцев на занятиях по деловому английскому языку. В процессе исследования выявляются отличия и сходства в культуре Великобритании и Америки. Проводится анализ литературных источников, посвящённых этому вопросу. Анализируется понятие «менталитет». Авторы приводят ключевые различия в общении с незнакомцами, в деловой обстановке с носителями английского языка. В рамках работы с будущими филологами представлены приёмы формирования представлений о различии в менталитете британцев и американцев, используемые на занятиях по деловому английскому языку.

Ключевые слова: менталитет, культура, ценности, приёмы обучения, британцы, американцы, деловой английский язык.

Annotation. The article discusses the peculiarities of studying the mentality of the British and Americans in business English classes. The study reveals differences and similarities in the culture of Great Britain and the USA. The analysis of references devoted to this issue is carried out. The concept of "mentality" is analyzed. The authors cite key differences in communication with strangers, in a business environment with native English speakers. As a part of the work with future philologists, the methods of forming ideas about the difference in the mentality of Britons and Americans used in business English classes are presented.

Key words: mentality, culture, values, teaching methods, British, Americans, business English.

Введение. На данный момент английский язык является языком мирового значения: число его носителей составляет около 379 миллионов (по данным сайта Ethnologue, поддерживаемого институтом SIL International, 2019 год) [8]. Уже несколько десятилетий в странах СНГ изучение английского языка в общеобразовательных, специальных профессиональных и высших учебных заведениях является обязательным.

Для изучения иностранных языков существует множество подходов: лексический и трансляционный подходы, аудиолингвальный метод, коммуникативное обучение и другие. Однако неизменным остаётся одно: для успешного изучения какого-либо языка, нужно не просто изучать его лексику и грамматику, но и погружаться в культуру этой страны, в культуру носителей языка.

Изложение основного материала статьи. В подавляющем большинстве учебных заведений Российской Федерации преподаётся именно британский вариант английского языка, но и об американском варианте забывать не стоит, поскольку в бытовом общении молодёжь достаточно активно поддерживает связи с представителями США, имея общие интересы в области культуры (музыка, хореография, литература), проявляя интерес к путешествиям, а также сотрудничество, имеющее экономическую основу. Соответственно, обучающиеся должны иметь равные возможности ознакомления как с особенностями общения с британцами, так и с американцами.

Безусловно, главным отличием, о котором обучающиеся узнают ещё в школе - это лексика и фонетика двух вариантов английского языка, но занятиях по деловому английскому языку педагог делает акцент и на том, что представители Великобритании и США очень отличаются в своём повседневном поведении: их идеалы и ценности разнятся, они по-разному реагируют на одни и те же ситуации, что объясняется различным менталитетом.

Понятие «менталитет» широко используется в гуманитарных дисциплинах. Основоположником данного понятия считается Леви-Брюль, занимавшийся исследованием древних племён, которые затем переросли в народности наших дней. В словаре социолингвистических терминов даётся следующая трактовка: «Менталитет - это свойственный данному народу склад мышления, характеризующийся постоянством, неизменностью» [9, С. 116]. Под ментальностью часто понимают определённый образ мыслей, совокупность культурных и духовных установок конкретной группы, этноса [8, С. 175].

Исследованием особенностей менталитета англичан и американцев занимались многие учёные (А. Димиев, Т. Кирдяшкина, В. Овчинников, А. Павловская, В. Познер и др.). В первую очередь стоит отметить, что ментальность любой группы формируется на основе её истории и опыта. Если рассматривать это в историческом контексте, то нация англичан возникла в результате смешения множества этнических групп: англов, саксов, ютов, фризов, норманнов и других. Холодный, трезвый ум, приверженность своим традициям и привычка заботиться о материальном положении им досталась от саксов, которые в основном были крестьянами. Сдержанные норманны подарили им способность держать свои чувства под контролем, а скандинавы - страсть к чему-то неизведанному, к приключениям [4].

В. Овчинников отмечал, что с англичанами достаточно трудно завести на улице какую-нибудь незатейливую беседу («small talk»), чего нельзя сказать об американцах. Их личная жизнь обычно не выставляется напоказ, она закрыта от посторонних глаз, отсюда и пословица "An Englishman's home is his castle" (эквивалент русской пословицы «Мой дом - моя крепость»). Также англичане в разговоре с кем-то стараются меньше говорить о себе, особенно, если их об этом не просят. А показать свою эрудицию или настаивать на своей точке зрения для них считается дурным тоном [3].

Замечено, что англичане стараются отгородить свою личную жизнь от любопытных взглядов, поэтому даже с соседями по участку они держатся достаточно отрешённо, однако и назвать их негостеприимными тоже нельзя. Гостей к себе они всегда зовут заранее - за 2-3 недели до события, а приходить к кому-то домой без приглашения или предупреждения у них просто не принято [4].

Менталитет англичан основан на преемственности и традициях, регулирующих взаимоотношения с людьми. Они ценят старину, уважают свою историю, отдают предпочтение всему натуральному.

Исследованием менталитета англичан занималась также и А. Павловская. В своей книге «Англия и англичане» она акцентирует внимание на том, что хоть англичане и считаются очень гостеприимными, они вместе с этим отчасти являются националистами. Эти люди очень гордятся своим происхождением и чувствуют своё превосходство перед другими, ко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.