Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнина Ольга Николаевна

В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте цифровизации образования. Целью статьи является оценка степени разработанности проблемы, формулировка принципов построения и реализации процесса педагогического сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации образования. Показано, что фактор цифровизации влияет на процесс сопровождения семей и нацеливает на формулировку принципов, которые позволят учитывать риски цифровой среды и ее положительный потенциал в реализации исследуемого педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article deals with the problem of pedagogical support for families raising children with disabilities in the aspect of digitalization of education. The purpose of the article is to assess the degree of development of the problem, formulate the principles for constructing and implementing the process of pedagogical support for families with children with disabilities in the context of digitalization of education. It is shown that the digitalization factor affects the process of supporting families and aims at the formulation of principles that will take into account the risks of the digital environment and its positive potential in the implementation of the pedagogical process under study.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-165-170

Науч. спец. 5.8.1

Ольга Николаевна Лежнина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Челябинск, Россия

e-mail: lezhnina_on@mail.ru

Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях цифровизации образования

Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте цифровизации образования. Целью статьи является оценка степени разработанности проблемы, формулировка принципов построения и реализации процесса педагогического сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации образования. Показано, что фактор цифровизации влияет на процесс сопровождения семей и нацеливает на формулировку принципов, которые позволят учитывать риски цифровой среды и ее положительный потенциал в реализации исследуемого педагогического процесса.

Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, педагогическое сопровождение, цифро-визация, взаимодействие, цифровая образовательная среда, цифровые ресурсы, принципы.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» в рамках проекта «Организационно-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования», рег. № МК-84-2023/2 от 4 мая 2023 г.

Olga N. Lezhnina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Postgraduate Student of the Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk, Russia e-mail: lezhnina_on@mail.ru

Pedagogical Support for Families Raising Children with Disabilities in the Context of Digitalization of Education

Abstract. The article deals with the problem of pedagogical support for families raising children with disabilities in the aspect of digitalization of education. The purpose of the article is to assess the degree of development of the problem, formulate the principles for constructing and implementing the process of pedagogical support for families with children with disabilities in the context of digitalization of education. It is shown that the digitalization factor affects the process of supporting families and aims at the formulation of principles that will take into account the risks of the digital environment and its positive potential in the implementation of the pedagogical process under study.

Keywords: family, child with disabilities, pedagogical support, digitalization, interaction, digital educational environment, digital resources, principles.

Acknowledgеments. The work was carried out with the financial support of FSFEI HE "Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev" within the framework of the project "Organizational and Pedagogical Support of Families Raising Children with Disabilities in Inclusive Education", reg. No. MK-84-2023/2 dated May 4, 2023.

Введение (Introduction)

Становление информационного общества актуализирует вопросы, связанные с его воздействием на детей и семью. Основные черты «цифровых аборигенов» уже очерчены достаточно явно. Это представители цифрового поколения, отдаленные от традиционных ценностей, индивидуалисты,интроверты,потребители; нетерпеливые

и менее амбициозные, чем их предшественники, эгоцентричные, не привычные к долгому системному труду и др. [1; 2]. По мнению В. С. Третьяковой и Н. Г. Церковниковой, цифровое поколение имеет особенности в познавательной сфере (клиповое мышление, фрагментарное восприятие, сложности с анализом) [2]. Американская исследовательница Дж. Твенге отметила у цифровых аборигенов такие

© Лежнина О. Н., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 165-170. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 165-170.

качества, как инфантильность, неуверенность, потерю интереса к религии, но в то же время терпимость, независимость в политических взглядах [1]. Исследователи отмечают, что цифровизация влияет на антропологические изменения современного поколения (Е. А. Шумилова) [3].

Влияние цифрового общества на семью также является актуальной сферой изучения. Исследователи отмечают положительные моменты в жизни семьи, связанные с цифровизацией: возможность работать дома и быть рядом с близкими; дистанционно обучаться, экономя время на общение с семьей, и др. Но в то же время, по мнению ученых, цифровизация отрицательно влияет на отношения в семье, на совместное времяпрепровождение: постоянное использование цифровых средств в семейном кругу создает для близких ощущение полуприсутствия, теряются границы свободного и рабочего времени. Л. Н. Рулиене отмечает, что негативной трансформации подвержены все важные семейные функции, прежде всего воспитательная, поскольку нередко в современной семье преобладают материальные ценности, не используется потенциал этнопеда-гогики и др. [4].

В связи с развитием цифрового общества и цифровизацией всех его сфер, остро стоит проблема изменений, которые происходят не в обычной семье, а в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Встает ряд вопросов: Что известно о влиянии цифровизации на семьи с особым ребенком и тех изменениях, которые повлекла за собой цифровая образовательная среда? Что можно изменить, чтобы цифровизация образования и процесс сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, гармонично сосуществовали?

Поставленные вопросы определили цель настоящего исследования — изучить и обобщить данные современных исследований по педагогическому сопровождению семей с детьми с ОВЗ в условиях цифрового общества, сформулировать принципы построения и реализации данного процесса с учетом воздействия фактора цифровизации.

Методы (Methods)

В исследовании мы опирались на идеи гуманистического подхода (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский и др.), с позиции которых мы рассматривали ребенка с ОВЗ и семью, где он воспитывается, в качестве субъектов педагогической поддержки. Семей-но-центрированный подход (Л. Б. Астахова, Н. Ш. Тюрина, О. В. Югова, С. Дж. Данст, С. М. Триветте, Д. В. Хамби [5] и др.) использовался для изучения особенностей современной семьи с ребенком с ОВЗ, рассмотрения подходов к работе с родителями как активными участниками процесса сопровождения. Специфика нашего исследования обусловлена киберонтологическим подходом (О. И. Воинова, В. А. Плешаков и др.), который позволил оценить происходящие изменения в педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ в условиях цифрового образовательного пространства и сформулировать принципы построения и реализации данного процесса, позволяющие использовать конструктивный потенциал цифровизации образования.

Применялись методы ретроспективного анализа для оценки становления проблемы педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, теоретического анализа научных и нормативно-правовых источников. Для формулировки выводов использовались методы сравнения и обобщения данных научных источников по исследуемой проблеме.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Педагогическое сопровождение по своей сути — «сопроцесс»; это процесс содействия в достижении педагогических целей и задач. Он зависит от субъекта сопровождения, работа с которым определяет его содержательные и технологические характеристики [6].

В нашем исследовании субъект педагогического сопровождения — семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ее педагогическое сопровождение мы связываем с оказанием педагогической помощи в реализации воспитательной (социализирующей) функции, в повышении педагогического потенциала родителей [7]. Субъекты данного процесса — педагоги, родители и дети с ОВЗ. При этом следует помнить, что для педагогической деятельности в общеобразовательной организации всё же первична цель, связанная с ребенком, — его социализация, а помощь семье по воспитанию особенного ребенка — это создание условий, которые обеспечивают успешность развития детей с ОВЗ, их социализацию.

Анализ особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, позволил заключить, что такая семейная система, как правило, неустойчива, нередко нарушены как супружеские отношения вследствие рождения больного ребенка, так и детско-родительские из-за деструктивного родительского отношения, неадекватной родительской позиции [8]. Нередко такие семьи могут становиться закрытыми семейными структурами, прекращать взаимодействие с социальной средой. Но только семья благодаря своим особым возможностям может обеспечить ребенку с ОВЗ ту среду, которая создаст необходимые условия и позитивный начальный потенциал для его развития [9], поэтому нужно помогать ей находить ресурсы для воспитания ребенка.

Сопровождение семей, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, — актуальная тема для современных ученых и практиков. Только в последние два десятилетия ей посвящены не менее 20 диссертационных исследований (Н. А. Дубровина, Е. С. Зайцева, В. В. Ткачева, И. В. Хайрут-динова, О. В. Югова и др.) и огромное количество научных и научно-методических статей.

К настоящему времени изучены сущность педагогического сопровождения, выделены его компоненты, предложены различные модели и программы помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ, отмечено влияние различных факторов на жизнедеятельность семьи с особым ребенком, в том числе и фактора цифровизации [6; 7; 10 и др.]. Различным вопросам цифровизации взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, посвящены работы А. А. Вороновой, Т. Н. Осининой и О. В. Давыдовой, М. Л. Любимова, О. Г. Приходько, И. А. Филатовой, О. В. Юговой, С. Г. Ша-бас, Е. А. Шумиловой и др.

Цифровая образовательная среда, по мнению исследователей, представляет собой адекватный механизм преодоления ограничений и расширения возможностей каждой семьи с ребенком с ОВЗ (Е. А. Шумилова). Она позволяет родителям детей с особыми образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни своего ребенка, его развитии [3].

Роль проводника в цифровую образовательную среду отведена педагогам, образовательной организации. Их цель — с одной стороны, познакомить родителей с новейшими техническими и программными средствами в этой сфере (Е. А. Шумилова), с другой, — вооружить их передовыми знаниями о способах обеспечения защиты детей в Интернете, обратив внимание родителей на то, что самый эффективный способ защиты детей — взаимопонимание в семье и цифровое воспитание (Т. С. Борисова).

Семья, семейная система представляется учеными пространством для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, подключения его к цифровой среде (М. Л. Любимов). Роль родителей, по мнению М. Любимова, в дополнении и расширении предложенных специалистами направлений и содержания работы с ребенком с ОВЗ. С помощью цифровых форматов взаимодействия можно научить родителей различным педагогическим и коррекционно-развивающим технологиям, экономя время, ресурсы и др. [9].

Следует отметить, что существует зона ответственности только родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в цифровую образовательную среду. Это устройство дома рабочего места ребенка, обеспечение его комфортного расположения, подготовка освещения; научение ребенка работе в необходимых компьютерных программах, на требуемых образовательных платформах; обеспечение ребенка (при необходимости) ассистивными средствами, специальными устройствами ввода-вывода информации; контроль за распорядком дня и выполнением требований врача по сохранению здоровья ребенка в процессе занятий (А. А. Воронова) [11].

Важным выводом, к которому пришли исследователи, стала мысль о том, что в реальном и цифровом образовательном пространстве педагогическое сопровождение должно осуществляться на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся с ОВЗ, их родителей, педагогических работников, представителей органов управления в сфере образования, общественности), где важную роль играют родители (А. А. Воронова, М. Л. Любимов, Т. Н. Осинина, О. В. Давыдова) [8; 9; 11].

В условиях цифровизации образования, по мнению М. Л. Любимова и соавторов, возникли и функционируют три формата работы с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ: онлайн, офлайн и смешанный, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. Авторы считают, что смешанный формат обладает значительно большим потенциалом для эффективной работы с родителями, чем каждый по отдельности, а использование разнообразных современных информационных технологий, средств инклюзивного образования позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности и результативность работы с семьей. В то же время исследователи указывают

на то, что именно родители должны выбирать наиболее подходящий для них и ребенка формат взаимодействия со специалистами [9].

Исследователи обсуждают формы и площадки для дистанционного взаимодействия в процессе педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Чаще всего называют сайт школы в качестве площадки для взаимодействия. Это полноценный электронный ресурс, который, прежде всего, позволяет познакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, общешкольными традициями, узнать последние новости и, таким образом, быть всегда в курсе всех происходящих в школе событий. Для родителей здесь, прежде всего, представляется информация познавательного, информационного, агитационного характера. Школьный сайт может включать разные рубрики, «закладки» для родителей, содержащие описание конкретного опыта работы, решения семейных вопросов, а также разнообразные методические материалы.

Поддержку родителей, работу с ними предлагают организовывать через онлайн-общение на платформах Zoom, Skypе. Здесь можно проводить онлайн-уроки, мастер-классы, обучающие лекции и семинары, на которых родители знакомятся с волнующими их вопросами: Как заниматься с ребенком? Как справляться с его агрессивным поведением, с собственным переутомлением? Кроме того, сопровождение семей на платформах Zoom, Skypе может охватывать не только родителей, но и бабушек и дедушек, братьев и сестер детей с ОВЗ. В онлайн-режиме педагоги могут общаться с родителями в специально созданных сообществах, например, в таком, как «Инклюзивное педагогическое бюро».

Т. Н. Осинина отмечает, что в настоящее время образовательные организации ориентированы на поиск новых форм и методов работы, способствующих формированию активной родительской позиции. Всё чаще это соотносится с процессом цифровизации образования [12].

Функционирование сопровождающих и сопровождаемых в цифровой образовательной среде требует цифровой компетентности, а также провоцирует появление разного рода проблем.

Ученые считают важным, чтобы родители овладели информационными технологиями, что позволяет упростить взаимодействие с учителями и классными руководителями [12]. Сложность для родителей видится в том, что недостаточно только им овладеть информационными технологиями и средствами, главное — они должны этому научить и ребенка с проблемами в развитии.

К педагогам в эпоху цифровизации также предъявляются новые требования, идет речь даже о трансформации труда учителя. По мнению А. А. Вороновой, от педагога требуется сегодня психологическая и консультационная поддержка родителей по вопросам организации дистанционного обучения [11]. Педагог должен сам перестроиться, приобрести новые навыки работы с цифровыми технологиями, ресурсами, что позволит оперативно и эффективно работать как с детьми, так и с родителями.

Работа педагога в цифровой среде имеет и отрицательные моменты: быстрое эмоциональное выгорание, поскольку

педагог может находиться на связи чуть ли не 24 ч. в сутки; появление высокой тревожности и страхов, что обусловлено плохим владением цифровыми ресурсами и технологиями, боязнью показаться глупым или смешным (М. Л. Любимов и др.) [9].

Исследователи считают: для того чтобы педагог чувствовал себя комфортно, сопровождая родителей детей с ОВЗ в цифровой среде, он должен всегда находиться в процессе обучения, самообразования, поскольку новые цифровые технологии постоянно появляются, часто обновляются. Это заставляет педагога быть инициативным, ответственным в овладении новинками цифрового образовательного пространства.

Если считать, что цифровизация — неизбежное, вызванное становлением информационного общества явление для современного образования, в том числе инклюзивного, важно обозначить для нашего исследования ряд принципов педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, обеспечивающих полноценную и эффективную реализацию исследуемого процесса в условиях цифровизации:

1. Принцип принятия цифровизации как необратимой реальности и нового источника для совершенствования процесса сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Он предполагает понимание цифровизации как органичного процесса в жизни общества и принятие этого факта педагогом, но в то же время и признание неоднозначности данного явления (Е. А. Шумилова). Общество идет в сторону цифры: растет цифровое поколение, орудием его развития являются различные гаждеты и другие цифровые устройства, и это «обрекает» нас на принятие цифровизации как явления неизбежного, обусловленного типом общества. При этом не стоит видеть в нём новый модный процесс и безоглядно и бездумно подчинять ему всё и вся в образовании. Важно помнить о проблемах и рисках, которые несет цифровизация, что она иногда вызывает отторжение, и вместо ожидаемого прогресса наблюдается ментальное сопротивление и стагнация у педагогов и у родителей [3]. В нашем исследовании данный принцип предполагает использование положительных аспектов цифровизации в образовании в выборе методологических подходов, в построении технологии сопровождения, в подборе содержания деятельности субъектов сопровождения, инструментов (цифровых форм, методов средств) его организации и др.

2. Принцип дополнительности и гармонии в построении процесса сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Он подразумевает рассмотрение традиционного обучения как базовой составляющей образовательного процесса с его положительным накопленным опытом и интеграцию в него инновационной цифровой образовательной среды с ее атрибутами (цифровыми платформами, ресурсами и технологиями). Дополняя реальную образовательную среду с ее офлайн-общением и взаимодействием, цифровая образовательная среда предоставляет возможности для обогащения первой новыми площадками, средствами. Согласно данному принципу, реальная и цифровая образовательные среды должны использоваться совокупно, гармонично. Для организации процесса педа-

гогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ данный принцип предоставляет возможность использования полезных, экологичных ресурсов каждой среды для выстраивания взаимодействия участников процесса педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ, для повышения его эффективности.

3. Принцип полезности и соблюдения информационной гигиены в процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Перед информационным обществом встает ключевая проблема своевременного выявления и блокирования возможных рисков и угроз. В образовании важно понимать, что не всё, что связано с цифрой, полезно, что количество не всегда перерастает в качество, не стоит то, что можно реализовать в офлайн-обучении и общении, обязательно заменять дистанционными формами. Данные факты говорят об ограничениях, о необходимости оценки полезности переноса форм, методов, средств работы с родителями в информационное пространство. Важно всегда оценивать адекватность использования цифровых устройств, дистанционного формата общения. При этом можно столкнуться с проблемами перегрузки как педагога, так и родителей в случае бездумного стремления перевести обучение и общение в онлайн-формат. Необходимо учитывать влияние негативных факторов в использовании цифровых средств в работе с родителями. Всё это нацеливает в процессе педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, учитывать, во-первых, особенности ребенка, его особые образовательные потребности; во-вторых, адекватность предлагаемых форм работы с родителями; в-третьих, отрицательные моменты взаимодействия с помощью информационных устройств, угрозы интернет-пространства, их негативное влияние на здоровье детей и родителей и др.

Заключение (Conclusion)

По итогам анализа научной литературы по проблеме сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях цифровизации был сделан ряд выводов:

1. Цифровое общество и порождаемая им цифровизация разных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и образования, обусловливают трансформацию педагогических процессов, к которым относится процесс сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Цифровая образовательная среда — дополнительное образовательное пространство, расширяющее возможности реальной среды обучения и воспитания. Она влияет на изменения в работе педагогов во взаимодействии участников образовательного процесса, на организацию образовательного процесса, на подходы, формы, способы деятельности и взаимодействия, инструменты получения информации, формирования умений и навыков.

2. Процесс сопровождения семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ, как любой другой педагогический процесс, включен и в цифровую образовательную среду. Участники процесса осваивают разные формы взаимодействия — офлайн-, онлайн- и гибридную (смешанную) форму. Только оптимальное их сочетание позволяет оперативно решать педагогические задачи. Роль педагога, родителя и ребенка

с ОВЗ в условиях цифровизации трансформируется, но от каждого участника требуется активность и цифровая компетентность.

3. Предложенные принципы построения и организации педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволяют учитывать риски цифровизации и ее положительный потенциал в реализации исследуемого педагогического процесса. Среди них: принцип принятия цифровизации как необратимой реальности и нового источника совершенствования процесса сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ; принцип дополнительности и гармонии в построении процесса сопровождения; принцип полезности и соблюдения информационной гигиены

в процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

4. В процессе сопровождения семей с детьми с ОВЗ использование возможностей цифровизации позволит: 1) обеспечить постоянство процесса сопровождения, его доступность (на уровне временного и пространственного фактора); 2) обогатить процесс сопровождения и взаимодействия в нём участников новыми форматами общения — онлайн и смешанным, инструментами для организации взаимодействия (компьютер, телефон, планшет); 3) преодолеть организационные проблемы; 4) при эффективном использовании цифровой образовательной среды и ее ресурсов повысить качество сопровождения и др.

Библиографический список

1. Лебедева Т. В., Субботин А. А. Цифровое поколение // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. : Социология. 2020. Т. 20, № 4. С. 985-995. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-985-995

2. Третьякова В. С., Церковникова Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 53-65. DOI: 10.52944/P0RT.2021.45.2.004

3. Шумилова Е. А. Цифровизация инклюзивного образовательного пространства: вопросы и перспективы // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 22-26.

4. Рулиене Л. Н. Трансформация семьи в условиях цифрового общества // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Образование. Личность. Общество. 2018. Вып. 3-4. С. 71-74.

5. Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. Meta-Analysis of Family-Centered Helpgiving Practices Research // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 2007. No. 13 (4). P. 370-378. DOI: 10.1002/mrdd.20176

6. Лежнина О. Н., Соколова Н. А. Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: сущность и специфика понятия // Учен. записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 219-223.

7. Теория и технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей : учеб. пособие / Р. С. Димухаметов, В. Ф. Же-ребкина, Е. В. Моисеева [и др.] ; под ред. Н. А. Соколовой. Челябинск : Юж.-Урал. науч. центр Рос. акад. образования, 2020. 474 с.

8. Зайцева Е. С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 22 с.

9. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, И. А. Филатова, О. В. Югова // Специальное образование. 2021. № 3. С. 140-153. DOI: 10.26170/1999-6993_2021_03_10

10. Рослякова С. В. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях социально-реабилитационного центра // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования : сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та : в 2 ч. Челябинск : Юж.-Урал. науч. центр Рос. акад. образования, 2019. Ч. 2. С. 194-199.

11. Воронова А. А. Особенности организации дистанционного образования в условиях инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 109-112.

12. Осинина Т. Н., Давыдова О. В. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестн. Гос. гуманитар.-технол. ун-та. 2018. № 4. С. 24-28.

References

Dimukhametov R. S., Zherebkina V. F., Moiseeva E. V., Ptashko T. G., Roslyakova S. V., Sokolova N. A., Sivrikova N. V., Chernikova E. G., Kharlanova E. M., Shevchenko A. A. (2020) Teoriya i tekhnologii sotsial'noi zashchity i obsluzhivaniya semei i detei [Theory and Technologies of Social Protection and Services for Families and Children]*. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii obrazovaniya Publ., 474 p. (in Russian)

Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. (2007) Meta-Analysis of Family-Centered Helpgiving Practices Research, Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, no. 13 (4), рp. 370-378, doi: 10.1002/mrdd.20176 (in English)

Lebedeva T. V., Subbotin A. A. (2020) Tsifrovoe pokolenie [Digital Generation], Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], vol. 20, no. 4, pp. 985-995, doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-985995 (in Russian)

Lezhnina O. N., Sokolova N. A. (2022) Pedagogicheskoe soprovozhdenie semei, vospityvayushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: sushchnost' i spetsifika ponyatiya [Pedagogical Support for Families Raising Children with Disabilities: The Essence and Specificity of the Concept], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta], no. 4 (206), pp. 219-223. (in Russian)

Lyubimov M. L., Prikhod'ko O. G., Filatova I. A., Yugova O. V. (2021) Ispol'zovanie informatsionno-kommunikativnykh tekhnologii v konsul'tativnoi rabote s roditelyami, vospityvayushchimi detei s OVZ [Use of Information and Communication Technologies for Counseling Parents of Children with Disabilities], Spetsial'noe obrazovanie [Special Education], no. 3, pp. 140-153, doi: 10.26170/1999-6993_2021_03_10 (in Russian)

Osinina T. N., Davydova O. V. (2018) Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda sovremennoi shkoly dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu [Digital Educational Environment of Modern School for Children with Disabilities of Health and Disability], Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta [Vestnik of State University of Humanities and Technology], no. 4, pp. 24-28. (in Russian)

Roslyakova S. V. (2019) Sotsial'noe soprovozhdenie semei, vospityvayushchikh detei s OVZ, v usloviyakh sotsial'no-reabilitatsionnogo tsentra [Social Support for Families Raising Children with Disabilities in a Social Rehabilitation Center]*, Sovremennye tekhnologii sotsial'noi raboty i inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern Technologies of Social Work and Inclusive Education]*. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii obrazovaniya Publ., part 2, pp. 194-199. (in Russian)

Ruliene L. N. (2018) Transformatsiya sem'i v usloviyakh tsifrovogo obshchestva [Transformation of Family Conditions of Digital Society], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society]*, issue 3-4, pp. 71-74. (in Russian)

Shumilova E. A. (2021) Tsifrovizatsiya inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: voprosy i perspektivy [Digitalization of the Inclusive Educational Space: Issues and Prospects], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], no. 1 (13), pp. 22-26. (in Russian)

Tret'yakova V. S., Tserkovnikova N. G. (2021) Tsifrovoe pokolenie: poteri i priobreteniya [Digital Generation: Losses and Gains], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational Education and Labour Market], no. 2, pp. 53-65, doi: 10.52944/ PORT.2021.45.2.004 (in Russian)

Voronova A. A. (2022) Osobennosti organizatsii distantsionnogo obrazovaniya v usloviyakh inklyuzii [Features of the Organization of Distance Education in Conditions of Inclusion]*, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]*, no. 75-3, pp. 109-112. (in Russian)

Zaitseva E. S. (2005) Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditelei, vospityvayushchikh detei s intellektual'noi nedostatochnost'yu [Psychological Support of Parents Raising Children with Intellectual Disabilities]*, Cand. psychol. sci. diss. Abstr. Saint Petersburg, 22 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.