Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания сообщение II. Неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды'

Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания сообщение II. Неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1770
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

Статья является продолжением темы. Сообщение I «Адаптивность и нелинейность развития, обусловленность его наследственными и средовыми факторами» опубликовано в предыдущем номере журнала (№ 1, 2015 г.). В настоящей статье исследуется проблема педагогического сопровождения биологически детерминированных процессов роста и развития детей на занятиях по физическому воспитанию. В данном сообщении в контексте важнейших задач физического воспитания рассматриваются неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания сообщение II. Неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 796.011+612.6

Криволапчук Игорь Альлерович

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОСТА И РАЗВИТИя ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИИ

Сообщение II. Неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды*

Аннотация. Статья является продолжением темы. Сообщение I «Адаптивность и нелинейность развития, обусловленность его наследственными и средовыми факторами» опубликовано в предыдущем номере журнала (№ 1, 2015 г).

В настоящей статье исследуется проблема педагогического сопровождения биологически детерминированных процессов роста и развития детей на занятиях по физическому воспитанию. В данном сообщении в контексте важнейших задач физического воспитания рассматриваются неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды онтогенеза.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, закономерности роста и развития, физическое воспитание, двигательные способности, здоровье.

Неравномерность, являющаяся характерной особенностью роста и развития детского организма, проявляется в чередовании периодов ускоренного, плавного и замедленного изменения отдельных органов и функциональных систем в ходе онтогенеза.

При этом наблюдается избирательное и ускоренное по темпам становление разнообразных по качеству и локализации структурных образований и функций, которые, объединяясь в целое, создают полноценную функциональную систему, обеспечивающую растущему организму адекватное приспособление к новым условиям существования. Системообразующим фактором такой функциональной системы служит полезный приспособительный результат. Разные структуры и функции вовлекаются в функциональную систему лишь постольку, поскольку они могут содействовать получению этого результата [1; 30]. В ходе онтогенеза функциональная система не сразу формируется в характерном для взрослого человека виде. На различных этапах индивидуального развития в нее в первую очередь включаются созревшие части отдельных морфологических образований. Благодаря этому создание полноценной системы происходит раньше, чем окончательное структурное

оформление организма.

Неравномерность структурного оформления в границах одного возрастного этапа определяется избирательной репрессией и депрессией различных генов, переключением транскрипции с одних генов на другие на фоне согласованной регуляции функций всех генов [22; 27]. Неравномерность формирования отдельных структур и функций имеет место и на различных этапах индивидуального развития. Рассматриваемая закономерность проявляется в отношении изменений интенсивности роста [21; 29; 32; 34], формирования физиологических систем [18; 29; 30; 33; 37] и психических процессов [5; 19], развития физических качеств и двигательных навыков [10; 20]. Уместно подчеркнуть, что наиболее существенное значение для теории и методики физического воспитания имеет анализ неравномерности роста и развития именно тех систем, которые определяют физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей.

Неравномерность формирования функциональных систем организма тесно связана с неодновременностью их становления на различных этапах онтогенеза.

Гетерохронность (неодновременность), характеризующаяся несовпадением тем-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-06-00211а.

пов созревания различных функциональных систем, является одной из важнейших закономерностей возрастного развития. Различные функциональные системы формируются в онтогенезе неодновременно. Периоды ускоренного становления одних функциональных систем совпадают с периодами замедленного формирования других. Неодновременность развития характерна и для элементов отдельных функциональных систем. При этом избирательно и ускоренно созревают те из них, которые к определенному этапу индивидуального развития включаются в состав функциональной системы, имеющей основное значение для полноценного приспособления [1; 30]. Гетерохрон-ные процессы развития организма принято подразделять на внутрисистемные и межсистемные. Оба вида гетерохронии являются наследственно обусловленными. Они определяются неравномерностью синтеза белков в разных тканях и органах на определенном этапе онтогенеза. Это приводит к неравномерному структурному оформлению организма и приобретению неодинаковых приспособительных возможностей.

Неодновременность формирования функциональных систем в постнатальном онтогенезе хорошо иллюстрируется данными о возрастных изменениях роста [26; 34], особенностях развития физиологических систем [3; 17; 18; 29; 38; 42], вегетативного баланса [29] и психических процессов [8; 16]. При этом гетерохронность психического развития, накладываясь на неравномерность созревания и роста различных структур, функций, систем организма, усиливает эффект разновременности основных состояний человека и создает весьма сложную картину онтогенетического процесса.

Выявление этапов формирования структур и функций, имеющих отношение к различным органам и системам организма, расширяет возможности практического использования биологических и психологических знаний в физическом воспитании детей и подростков, служит основой выбора оптимальной направленности и силы, применяемых физических нагрузок с учетом естественного хода индивидуального развития и функциональных возможностей организма.

Критические и сензитивные периоды развития. В связи с динамичностью и гете-

рохронностью процесса индивидуального развития в нем принято выделять отдельные периоды, характеризующиеся относительной однозначностью психологических, физиологических и поведенческих проявлений функционального состояния. Периоды подразделяются на фазы, каждая из которых обладает своей спецификой. Узкие временные рамки, в пределах которых осуществляется переход от одного возрастного периода к следующему, рассматриваются как переломный этап индивидуального развития, или критический период [2].

Понятие «критический период» не является синонимом понятия «сензитивный период». Поскольку содержание этих понятий не совпадает, их следует различать. Считается, что понятие «сензитивный период» относится к формированию отдельных функциональных систем, тогда как понятие «критический период» - к развитию целостного организма [35].

Развитие целостного организма, как и отдельных функциональных систем, является нелинейным процессом. Оно сочетает периоды постепенного морфофункционального созревания и периоды переломных скачков развития, которые обусловливаются как эндогенными, так и экзогенными факторами [4]. В настоящее время в качестве критических периодов рассматриваются те возрастные этапы, которые характеризуются совпадением по времени качественных мор-фофункциональных преобразований основных физиологических систем и целостного организма с усложнением социально-психологических условий развития [35]. По данным возрастной физиологии, критическими являются периоды качественных преобразований базовых механизмов адаптации ребенка к смене социально-средовых условий: младенческий, младший школьный (6-8 лет) и подростковый (11-12 лет у девочек; 13-14 лет у мальчиков) возраст [36].

И. А. Корниенко полагает, что сензитив-ность той или иной ткани может проявляться в фазу активации ростовых процессов, тогда как на фоне дифференцировочных процессов и торможения роста она подавляется для обеспечения нормального развертывания генетической программы развития [Приводится по: 29].

В возрастной психологии также выде-

ляют три критических периода, отражающие переход от одного возрастного этапа к другому: кризисы 3-летнего; 7-летнего и 12-15-летнего возраста [7; 8; 25]. Несмотря на определенную специфичность, эти периоды характеризуются: 1) резким обострением кризиса, происходящим обычно в середине критического периода, отсутствием четких границ его начала и окончания; 2) трудновоспитуемостью: дети и подростки становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт со взрослыми; 3) негативным характером развития. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько многое теряет из того, что было приобретено ранее, прежде всего интересы, еще вчера направляющие его деятельность [8].

Считается, что возраст между 5-6 и 7-8 годами можно рассматривать в качестве переломного периода развития. В это время изменяются ключевые механизмы организации психических функций, обменные процессы, деятельность всех систем вегетативного обеспечения, возрастает напряжение адаптационных механизмов [12; 35]. Одновременно с этим в начале младшего школьного возраста происходит резкая смена социальных условий, связанная с началом обучения в школе. Взаимодействие этих внутренних и внешних факторов развития определяет критический характер данного периода [36].

Критическим периодом развития, связанным с половым созреванием, является подростковый возраст. Начало полового созревания обусловлено резким повышением активности гипоталамо-гипофизарных структур, стимулирующих активизацию функций периферических эндокринных желез [37]. Это приводит к резкому изменению характера взаимодействия коры больших полушарий и подкорковых структур, вызывая разбалансировку и существенное снижение эффективности функционирования регуляторной системы мозга. Качественным перестройкам в деятельности ЦНС сопутствуют существенные изменения в функционировании других физиологических систем [4; 37]. Одновременно с физиологическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но и психо-

социальными влияниями [26]. Изменения, происходящие в образе тела, в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом соединяются в процессе переосмысления подростком самого себя, что приводит к трансформации Я-концепции, изменению самооценки [6]. Повышаются социальные требования к подросткам, что порождает противоречие между сложившимися у них ранее формами взаимодействия с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой [16]. Все это приводит к напряжению адаптационных механизмов и возможной дезадаптации [35].

В критический период с наибольшей вероятностью может быть нарушен нормальный ход психофизиологического созревания, но в то же время осуществляется переход на другой уровень развития [28]. Преодоление кризиса знаменует позитивное изменение, переход на качественно новый уровень развития, в другой психологический и биологический возраст.

Отмечается, что именно в критические периоды учащаются нарушения физического и психического здоровья детей. К примеру, сенсорная и двигательная депривация, особенно в критические периоды детства, может привести к нарушению развития [39], тогда как оптимальная двигательная активность, напротив, является одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное физическое и психическое развитие ребенка [2; 17; 31; 41; 43].

Последовательность наступления тех или иных периодов, как было рассмотрено выше, с одной стороны, определяется наследственной программой индивидуального развития, а с другой - резким изменением внешних условий. К началу очередного критического периода отмечается наследственно обусловленное созревание тех функций и структур, которые обеспечивают специфические формы взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. В это время наблюдается снижение регулятивных влияний со стороны генома, предопределяющее повышение неспецифической чувствительности организма к действию социальных и природных факторов, в том числе и к фи-

зическим нагрузкам [15; 22; 23; 27]. Если в критический период применяются неадекватные (недостаточные или чрезмерные) физические нагрузки, их отрицательное влияние распространяется не только на данный отрезок онтогенеза, но и на последующие возрастные этапы. Если же используются нагрузки, не превышающие адаптационные возможности организма, то в дальнейшем приобретается повышенная устойчивость и к мышечной деятельности, и к другим средовым влияниям. Осуществляемые в это время целенаправленные педагогические воздействия, совпадающие с тенденциями онтогенеза, обеспечивают наиболее благоприятные изменения психологических, физиологических и поведенческих проявлений функционального состояния детей. Следует иметь в виду, что время наступления критических периодов у отдельных людей может существенно отличаться. Это обусловлено гетерохронной и дифференциальной активностью генов у различных индивидуумов в конкретных условиях внешней среды. Данное обстоятельство необходимо учитывать при реализации любых видов педагогических воздействий, особенно в сфере физической культуры. Развитие физических качеств не является исключением.

Периоды качественных преобразований морфофункциональной организации отдельных систем рассматривают как сензитивные периоды развития. Под сензитивным периодом обычно понимают некоторую стадию развития ограниченной продолжительности, во время которой под влиянием избирательного воздействия другой области развивающегося организма или окружающей среды возникает специфическая ответная реакция. Причем данная реакция может иметь как положительное, так и отрицательное значение для развития и функционального состояния организма [34]. Сензитивные периоды характерны для становления большинства физиологических функций, психических свойств, поведенческих особенностей детей. Так, например, выявлены переломные моменты и сензитивные периоды в функциональном созревании ЦНС. В качестве важных для обеспечения готовности к приему и переработке информации в психофизиологии рассматривают возраст 6 и 9-10 лет [35; 37; 38]. Особенно чувствительными

в развитии энергообеспечения мышечной деятельности у школьников являются возрастные периоды 11-12 и 14 лет, так как в это время происходят самые существенные изменения энергетического статуса организма [14; 17; 29].

Развитие физических качеств и формирование двигательных навыков также подчинено рассматриваемой закономерности и проходит благоприятные и неблагоприятные периоды. Известно, что процесс развития физических качеств в онтогенезе человека имеет фазовый характер. Выделяют 2- и 3-фазовый типы изменений физических качеств: 1) первый тип включает фазу поступательного развития и фазу инволюции; 2) второй тип, наряду с указанными выше, включает промежуточную фазу стабилизации уровня физических способностей [9]. Фазу поступательного развития принято дифференцировать на четыре основных периода: максимально высоких темпов прогресса (сензитивные); субмаксимальных темпов прогресса; умеренно высоких темпов прогресса; замедленного развития [10]. В этой связи подчеркивается, что планирование специальной двигательной деятельности должно базироваться на знаниях об этапных возможностях развития физических качеств в онтогенезе в тех или иных климатогео-графических и социально-экономических условиях с учетом индивидуально-типологических особенностей детей и подростков, обусловливающих большую предрасположенность к проявлению и развитию определенных двигательных способностей с непременной коррекцией физических нагрузок исходя из приоритетов развития конкретного физического качества [20; 24].

Существуют различные точки зрения по поводу продуктивности педагогических воздействий, осуществляемых в разные периоды онтогенеза [9; 20; 24]. Вместе с тем в соответствии с классическими представлениями считается, что в период максимально высоких темпов прогресса наблюдаются выраженные естественные приросты физических качеств, а целенаправленное педагогическое воздействие позволяет достигнуть более существенных результатов, которые, как правило, сохраняются в течение наиболее длительного времени. В противоположность этому такое же педагогическое воздей-

ствие, реализуемое в период замедленного развития, не оказывает существенного влияния на физическую подготовленность.

Эффективность педагогического сопровождения процессов роста и развития школьников на уроках физической культуры во многом определяется тем, насколько учтены критические и сензитивные периоды онтогенеза, характеризующиеся, с одной стороны, повышенной чувствительностью и восприимчивостью к действию определенных природных и социальных факторов, а с другой - различной сопротивляемостью организма.

Акселерация и децелерация роста и развития. Под акселерацией понимается ускорение темпов соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Среди факторов, вызывающих акселерацию, выделяют: улучшение условий жизни; урбанизацию; изменение солнечной активности; увеличение количества браков между людьми из отдаленных мест; возрастание объема перерабатываемой информации; различные климатогеографические условия и т. д. Совокупность этих причин способствует увеличению числа случаев более раннего созревания, отдаляет наступление старения [21]. Необходимо отметить, что акселерация протекает на фоне существенного ухудшения физических кондиций и изменения структуры двигательной подготовленности современных детей.

Важно подчеркнуть, что в конце прошлого столетия ученые выявили тенденцию, противоположную акселерации, проявляющуюся в том, что темпы роста и развития детей в ряде регионов стали замедляться [32]. Децелерация - процесс, обратный акселерации, характеризующийся замедлением созревания всех органов и систем организма детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением [32; 40]. Феномен деце-лерации требует дальнейшего изучения.

Различают эпохальную и индивидуальную акселерацию. Эпохальная акселерация характеризуется увеличением тотальных размеров (длины, веса, обхвата груди) тела и ускорением темпов созревания по сравнению с предшествующим периодом. Индивидуальная акселерация проявляется в темпах развития одной возрастно-половой группы. Индивиды, входящие в такую группу, под-

разделяются на лиц с ускоренным (акселераты), нормальным и замедленным (ретарданты) развитием [11]. Индивидуальная акселерация и ретардация могут отличаться гармоничными и негармоничными изменениями в организме. Негармоничные варианты развития наблюдаются тогда, когда происходят отклонения одного или нескольких морфофункциональных показателей от возрастной нормы и сдвиги биологического возраста на 1-2 года по отношению к календарному [26]. У детей, отнесенных к группе негармоничной ретардации, выявляются низкий уровень развития физических качеств и работоспособности, сдвиг критических периодов развития моторики на более поздние сроки. Им свойственны сниженная работоспособность на уроках физической культуры, более частые отклонения в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем и опорно-двигательного аппарата [11].

Неблагоприятные изменения отмечаются и у детей с негармоничной акселерацией. Такие школьники обычно характеризуются пониженной работоспособностью, недостаточным развитием основных физических качеств, несовершенной регуляцией деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях физических и нервно-психических нагрузок. Выявлена значительная степень напряжения адаптационных систем у юных спортсменов-акселератов по сравнению с ретардантами и школьниками, у которых календарный возраст соответствует биологическому развитию. При этом между характером вегетативной регуляции, степенью биологической зрелости, уровнем общей и специальной тренированности юных спортсменов отмечается тесная связь [13]. Использование рационально дозированных мышечных нагрузок приводит к тому, что различия между подростками-акселератами и ретардантами постепенно сглаживаются. К окончанию этапа углубленной тренировки вегетативный гомеостаз у спортсменов-акселератов приблизительно такой же, как и у взрослых спортсменов.

У школьников-акселератов отмечена лучшая социальная приспособляемость по сравнению с детьми-ретардантами не только в период полового созревания, но и во взрослом состоянии [16]. Будучи взрослыми, они

сохраняют большую уравновешенность, ответственность и оптимальную адаптиро-ванность к требованиям, предъявляемым обществом [26]. Поскольку соматическая акселерация зависит от социальных условий, способных стимулировать или тормозить наследственно предопределенный процесс созревания, необходимо, чтобы данная категория учащихся находилась под систематическим наблюдением медицинских работников и учителей.

В заключение необходимо отметить, что учет рассмотренных закономерностей роста и развития в педагогической деятельности открывает перспективы разработки инновационных подходов, обеспечивающих в процессе физического воспитания эффективное педагогическое сопровождение динамики развития функций организма, а также выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям детей средств, методов и параметров физических нагрузок, способствующих максимальному улучшению физиологических, психологических и поведенческих аспектов функционального состояния при минимальном риске перегрузок.

Все это свидетельствует о том, что применяемые на занятиях по физическому воспитанию нагрузки должны быть строго дозированы в соответствии с уровнем мор-фофункциональной зрелости как отдельных физиологических систем, так и механизмов, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой на разных этапах развития, воспитания и образования.

Библиографический список

1. Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем: избранные труды. - М.: Медицина, 1996. - 400 с.

2. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. - Л.: Наука, 1975. - С. 5-67.

3. Бальсевич В. К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 3. -С. 16-17.

4. БезрукихМ. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития). -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.

5. Берк Л. Развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспита-

ние. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. -400 с.

8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

9. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12. - С. 31-34.

10. Гужаловский А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 219-240.

11. Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.

12. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2000. - 144 с.

13. Душанин С. А., Шигалевский В. В. Функция сердца у юных спортсменов. - Киев: Здоров'я, 1988. - 168 с.

14. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовце-ва Р. В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. - 2005. -Т. 31, № 4. - С. 42-46.

15. Корочкин Л. И. Биология индивидуального развития (генетический аспект). - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 264 с.

16. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

17. Криволапчук И. А. Физическое состояние подростков с высокой реакцией на стресс // Физиология человека. - 2012. - Т. 38, № 5. - С. 1-11.

18. Кузнецова Т. Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. - М.: Медицина, 1986. - 128 с.

19. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. -С. 31-64.

20. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.

21. Морфология человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 344 с.

22. Москатова А. К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 39 с.

23. Москатова А. К. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств // Физиология человека. - 2001. - С. 368-382.

24. Нестеров В. А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, про-

живающих в различных климато-географических условиях // Физическая культура. - 1998. - № 1. -С. 15-17.

25. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.

26. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. -М.: Мир, 1994. - 320 с.

27. Сергиенко Л. П. Основы спортивной генетики. - К.: Вища шк., 2004. - 661 с.

28. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

29. Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

30. Судаков К. В. Функциональные системы. - М.: Издательство Российской академии наук, 2011. - 320 с.

31. Сухарев А. Г., Игнатова Л. Ф., Стан В. В., Шелонина О. А., Цыренова Н. М., Лукашова Ю. А. Медикосоциальная оценка образа жизни школьников // Российский педиатрический журнал. -2014. - Т. 17, № 3. - С. 37-40.

32. Сухарев А. Г. Шесть закономерностей роста и развития детского организма. - М.: МИОО, 2008. - 64 с.

33. Тупицын И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. - М.: Педагогика, 1985. - 88 с.

34. Тэннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. - М.: Мир, 1979. - С. 366-471.

35. Фарбер Д. А., Безруких М. М. Методоло-

гические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

36. Фарбер Д. А., Мачинская Р. И. Современные исследования в возрастной физиологии и психофизиологии как основа медицинского, психологического и педагогического образования // Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства: Научная сессия академий (Москва, 5-6 октября 2006 г.). - М.: Наука, 2007. - С. 28-33.

37. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

38. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 319 с.

39. Фогель М., Мотульски А. Генетика человека: в 3 т. - М.: Мир, 1989-1990. - Т. 3. - 366 с.

40. Щуров В. А., Могеладзе Н. О., Горбачёва Л. Ю. Децелерация роста тела детей как форма адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям жизни // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 9. - С. 322-325.

41. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva: World Health Organization, 2010. - 60 p.

42. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state // Medicina dello Sport. - 2014. - № 67 (2). - Р. 241-250.

43. Physical activity and health in Europe: evidence for action / edited by N. Cavill, S. Kahlmeier and F. Racioppi. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2006. - 34 p.

Krivolapchuk Igor Allerovich

Dr. Sci. (Biologi.), Head of Laboratory of Physiology of Muscular Activity and Physical Training, Institute of the Russian Academy of Education Institute for Developmental Physiology, i.krivolapchuk@mail.ru, Moscow

PEDAGOGICAL GROWTH ACCOMPANYING AND CHILDREN DEVELOPMENT DURING PHYSICAL EDUCATION PROCESS

Statement II. Irregularity and heterochrony of development, acceleration and crucial periods*

Abstract. The problem of pedagogical accompanying of biological determined growth processes at the physical education lessons is being studied in the article. In the given statement in the most important problems context of physical education the irregularity and heterochrony of development, acceleration and ontogenesis crucial periods are considered.

Keywords: pedagogical accompanying, growth and development regularities, physical education, motto capabilities, health.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* This article was prepared with the support of the Russian humanitarian science Foundation, project No. 14-06-00211a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.