Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение родителей детей-аутистов на занятиях по изобразительному искусству в рамках проекта "Твори со мной"'

Педагогическое сопровождение родителей детей-аутистов на занятиях по изобразительному искусству в рамках проекта "Твори со мной" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С АУТИЗМОМ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушуева Марина Викторовна

В данной статье авторы рассматривают проблемы педагогического сопровождения родителей детей-аутистов, где выстраивается поэтапное приобщение родителей к творческому сотрудничеству совместно с детьми, что определенным образом будет содействовать социализации в рамках созданного проекта «Твори со мной». В статье рассматривается комплексная программа занятий проекта «Твори со мной». Данный проект предлагается в качестве дополнительных внеучебных занятий с детьми-аутистами, с целью приобщения детей к атмосфере взаимопонимания и поддержки в коллективе и обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение родителей детей-аутистов на занятиях по изобразительному искусству в рамках проекта "Твори со мной"»

Список литературы

1. Володина А.А., Толмачёва А.А., Габидулин О.В., Назарова Н.В. Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола) // Молодой ученый, 2017. № 10. С. 378-382.

2. Королева Т.П. Проблемы психологического контроля подготовки юных спортсменов // Общество: социооогия, психология, педагогика, 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим достува: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologicheskogo-kontrolya-podgotovki-yunyh-sportsmenov/ (дата обращения: 28.03.2017).

3. Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К., Кочкаров А.А. Управление соревновательной деятевьносвью студентов отделения спортввногв совершенствования по футбооу // Молодой ученыв, 2015. № 2. С. 97-101.

4. Малкин В.Р. Психовехновогии в спортв [учеб. посовие] / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева [науч. ред. В.Н. Любевцев]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 96.

5. Присяжный А.В. Психивесков напряжение и перенвпряжвние в спортивной деятевьносви /

A.В. Присяжный // Человек, психовогия, экономика, право, управление: проблемы и перспвктивы: материалы XIII Междувародвой научной конференции аспирвнтов, магистрантов и студентов, г. Минск, 19 мая 2010 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. Минск, 2010. [Элеквронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.miu.by/conferencesi/item.chpepu/issue.xiii/artide.285.html/ (дата обращения: 28.03.2017).

6. Сопов В.Ф. Струквура и методы психивесков регуляции в спортв высших достижений /

B.Ф. Сопов Теория и методвка психологической подготовки в современном спорте. М.: Методическое пособиве, 2010. С. 115.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТВОРИ СО МНОЙ»

Бушуева М.В.

Бушуева Марина Викторовна — студент магистратуры, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в данной статье авторы рассматривают проблемы педагогического сопровождения родителей детей-аутистов, где выстраивается поэтапное приобщение родителей к творческому сотрудничеству совместно с детьми, что определенным образом будет содействовать социализации в рамках созданного проекта «Твори со мной». В статье рассматривается комплексная программа занятий проекта «Твори со мной». Данный проект предлагается в качестве дополнительных внеучебных занятий с детьми-аутистами, с целью приобщения детей к атмосфере взаимопонимания и поддержки в коллективе и обществе. Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети с аутизмом, родители детей-аутистов.

В российском инклюзивном образовании возникла острая необходимость в поддержке и помощи ребенку с ограниченными возможностями в здоровье. Однако если углубится в изучение причин возникновения дезадаптации детей-аутистов, то можно выделить проблему необходимости оказания поддержки и помощи родителям педагогами и специалистами, которые помогут в формировании позитивной воспитательной модели и сотрудничеству со своими детьми.

На сегодняшний момент, данной темой занимается ряд как зарубежных, так и российских педагогов, психологов и ученых деятелей: В.А. Айрапетов, О.А. Бакиева, О.А. Власова, Л.Н. Ененкова, С.А.Морозов, К.Молленхауера, В.А. Сластенин, Е.Ю.Чульжанова, И.Л. Шпицберг и другие.

В нашей статье речь пойдет о педагогическом сопровождении в рамках проекта «Твори со мной». Целью данного проекта является создание условий и возможностей для поддержания и помощи родителям, имеющим особых детей, а также создание успешного партнерства и

84

взаимодействия родителей и детей-аутистов в творческой среде. Эти условия помогут выстроить гармоничные партнерские взаимоотношения родителей и особых детей, которые во многом повлияют на личностное творческое развитие и самореализацию всех участников проекта. Но для начала необходимо определиться с термином педагогическое сопровождение, чтобы в дальнейшем определить направления работы с родителями и их детьми.

По мнению В.А. Айрапетова педагогическое сопровождение - это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений [1, с. 67], а В.А. Сластенин в это определение вносит более подробное описание действий педагога по отношению к воспитуемому «...это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога [3, с. 129].

Особое значением имеет педагогическое сопровождение родителей и детей-аутистов в художественной деятельности. Поэтому нами был разработан проект «Твори со мной», в рамках которого основными направлениями педагогического сопровождения родителей детей-аутистов являются:

- выбор адекватного варианта образовательного маршрута соответствующего возможностям и способностям аутичного ребенка;

- психологическая помощь родителям, поддержка родителей в организации общего режима, эмоционального климата процесса обучения;

- непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира.

Только такой подход позволяет максимально задействовать все ресурсы ребенка и его ближайшее окружение в решении задач развития и обучения, включает аутичного ребенка в общество, обеспечивает его социальную адаптацию.

Именно поэтому было выбрано педагогическое сопровождение в качестве основного метода работы с родителями так, как этот метод работы направлен на создание условий для личностного творческого развития и самореализации участников проекта, и нацелен на развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.

Успешное решение задач педагогического сопровождения родителей аутичного ребенка возможно в том случае, когда сопровождение имеет общность усилий, согласованность всех заинтересованных в благополучии взрослых, к которым относятся семья, педагоги, специалисты, включенные в образовательный процесс.

Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Таким образом, педагогическое сопровождение превратится в творческое сотрудничество для оказания действенной помощи родителям и аутичному ребенку.

Предложенный проект предлагает создание системы занятий по изобразительному искусству, включающую руководство по совместной работе родителей и детей в созданных образовательных условиях. В частности предлагается создание в рамках проекта, социальной поддержки, консультирование и психологическая поддержка (выявление возможностей и направлений поддержки).

Реализация указанных инициатив позволяет привлечь к социально значимой деятельности значительное количество семей имеющих особых детей. Так по завершении проекта родители будут иметь практический опыт, узнают новые формы работы с детьми и какой способ взаимодействия с ребенком будет наиболее эффективен и поможет ребенку в дальнейшем развитии. В таблице «Тематический план проекта» нами представлен ряд тем практических мероприятий, из которых состоит проект «Твори со мной».

№ Мероприятие

1 Беседа с родителями детей-аутистов на тему «Формирование мотивации в творческом развитии ребенка-аутиста»

2 Занятие по арт-терапии: «Магия новогодних желаний»

3 Занятие по лепке: «Новогодний праздник»

4 Занятие по лепке: «Мир сказки»

5 Занятия по сказкотерапии: «В стране незнайки»

6 Занятие по изучению гимнастикотерапии по системе «Пять жемчужин»

7 Занятие на тему: «Роль цвета в создании гармонии»

8 Занятие по цветотерапии: «Путешествие в оранжевую страну»

9 Занятие по цветотерапии: «Полет на планету Красных человечков»

10 Занятия по цветотерапии: «Зеленый» день»

11 Занятие на тему: «Использование различных видов искусств в сохранении здоровья детей»

12 Занятие по гимнастикотерапии по системе «Пять жемчужин»

13 Занятие по закреплению пройденного материала и выполнение заданий «Колесо достижений» и «Древо семьи»

14 Оформление выставки проекта «Твори со мной»

В проекте предлагается ряд занятий с использованием различных видов терапий. Так, например, первые занятия посвящены теме прошедших новогодних праздников, с целью создания положительной атмосферы и эмоционального подкрепления в процессе реализации обучения. Эти занятия помогут вызвать мотивацию к посещению такого небольшого курса, а самое важное вызовут желание развиваться и совершенствоваться как родителей, так и детей-аутистов.

А на занятии «Роль цвета в создании гармонии» ставится задача, которая рассматривает процесс формирования чувства цвета и взаимосвязь со способностями наблюдать, выделять цвета и оттенки, сравнивать предметы и явления по цвету. При выполнении задания на занятии можно выявить творческие задатки, которые выражаются в самостоятельно добавленных элементах в рисунке. Например, деревья на дальнем плане, лодочка с рыбаком. В завершении задания дети и родители высказывают свое отношение к этой работе и объясняют появление в рисунках дополнительных деталей.

Использование такого педагогического метода как сказкотерапия позволит родителям узнать, что через сказку ребенок может получить знания о мире, о философии жизни, которые испокон веков передавались из уст в уста.

Затем будет проведено занятие по выполнению гимнастикотерапии по системе «Пять жемчужин». Во время этого занятия у родителей может появиться мотивация к физическим занятиям совместно с ребенком, к соблюдению режима дня.

На завершающем этапе будет проведено диагностико-аналитическое мероприятие, где родителям будет предложено принять участие в совместных с детьми, творческих заданиях на ассоциации с цветом, темой которых будут «Колесо достижений» и «Древо семьи». После чего будет проведен анализ работ, на котором будут заслушиваться рассказы о своих достижениях, чувствах и отношениях к семье, к друг другу, к окружающим.

Проведенный анализ также покажет, каких результатов добились родители и их особые дети, как в творческой сфере, так и во взаимоотношениях между участниками проекта. По окончанию системы занятий проекта организуется выставка «Твори со мной».

Таким образом, в конце этой системы занятий, как закрепление изученного и пройденного, дети и родители могут визуально оценить сои творческие труды, а также оценить свое сотрудничество во время посещения занятий на проекте.

Педагогическое сопровождение характеризуют как процесс, который имеет определенную динамику: направление и протяженность. То есть, в конечном счете, оно помогает добиться сопровождаемому поставленных перед собой целей.

В целом, надо отметить, что, выполняя творческую работу, деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Родители начинают принимать индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим.

Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную адаптацию таких детей.

Очень важно, динамичный процесс педагогического сопровождения завершить «самоанализом» деятельности самих родителей, которому сопутствует честность и правдивость суждений и выводов. При этом у родителей необходимо сохранить веру в себя и в своего ребенка.

В качестве ощутимого результата будет являться проведенная художественная выставка, которая покажет, каких творческих успехов, добились участники проекта. Тем самым, по окончанию проекта родители сами начнут лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем, что послужит хорошими предпосылками для дальнейшего активного участия родителей самостоятельно.

Таким образом, можно сказать, что педагогическое сопровождение способствует созданию комфортного сотворчества родителей и детей-аутистов, и в свою очередь влияет на выстраивание гармоничные партнерские взаимоотношения родителей и особых детей, а также во многом влияет на личностное творческое развитие и самореализацию всех участников проекта.

Список литературы

1. Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре // Диссертации России // Педагогические науки // [Электронный ресурс], 2005. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoesoprovozhdeniedukhovnogostanovleniyastarsh eklassnikov-v-protsesse-ikh-pri/ (дата обращения: 26.11.2017).

2. Власова О.А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Библиотека диссертаций // Педагогические науки // [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: http://iovrao.rU/uf/editor/File/contents/dissfund/A R_VlasovaOA_Kand_2012.pdf/ (дата обращения 25.11.2017).

3. Колесникова И.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ Тумасян А.В.

Тумасян Анна Викторовна — студент, юридический факультет, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск

Аннотация: в статье раскрываются конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также их конкретизация в других нормативно-правовых актах России, определяется значение физической культуры и спорта в современном мире, важность грамотного правового регулирования и обеспечения населения всем необходимым для занятий физической культурой и спортом. Рассматриваются этапы становления федерального законодательства о физической культуре и спорте, органы, обеспечивающие развитие отрасли.

Ключевые слова: Конституция РФ, физическая культура, спорт, правовое регулирование.

УДК 342.415

Важность физической культуры и спорта в современном мире неоспорима. Спорт помогает человеку поддерживать физическую форму в нужном состоянии и является залогом здоровой нации. Необходимо прививать любовь к занятиям спортом с ранних лет.

Далеко не последнюю роль в этом вопросе играет государство, в частности, правовое регулирование физической культуры и спорта. Оно закладывает основы для дальнейшего развития спорта в стране, и именно от него зависит, будет ли население совершенствовать свои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.