Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального становления студента вуза'

Педагогическое сопровождение профессионального становления студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERACTIVE METHODS OF THE TRAINING / SELFACTUALIZATION / PROFESSIONAL SELFBECOMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева М. А.

В статье сделана попытка научного осмысления содержательной и процессуальной сторон педагогического сопровождения профессионального становления будущего специалиста. Определены и проанализированы условия, в которых данный процесс протекает: использование интерактивных методов обучения; создание педагогически комфортной образовательной среды, развитие самоактуализирующейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELFBECOMING OF THE STUDENT OF HIGH SCHOOL

In the article attempt of scientific judgement of the substantial and remedial parties of pedagogical support of professional selfbecoming of the future expert is made. Conditions of the given process are certain and analysed: use of interactive methods of training; creation of pedagogically comfortable educational environment, development of the self-staticized person are viewed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального становления студента вуза»

УДК378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

©2009 МАВалеева

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

В статье сделана попытка научного осмысления содержательной и процессуальной сторон педагогического сопровождения профессионального становления будущего специалиста. Определены и проанализированы условия, в которых данный процесс протекает: использование интерактивных методов обучения; создание педагогически комфортной образовательной среды, развитие самоактуализирующейся личности.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, образовательная среда, интерактивные методы обучения, самоактуализация, профессиональное становление.

Динамично развивающаяся ситуация на рынке труда выдвигает новые требования к современному специалисту и процессу его профессиональной подготовки. Идеи модернизации российского образования обуславливают необходимость освоения технологий, формирующих конкурентоспособную, компетентную, гибкую, творческую личность, являющуюся активным субъектом, познающим и преобразующим действительность и себя, способную действовать целенаправленно. В этой связи вопросы личностного развития студента и педагогического сопровождения его профессионального становления являются ключевыми в современной педагогической теории и практике работы высших учебных заведений. Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон педагогического сопровождения показал сложность и неоднозначность понимания данной категории в современной науке. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Э.Ф.Зеер выделяет понятие «психологическое сопровождение становления профессионала», которое определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности1.

М.И.Рожков, используя термин «социально-педагогическое сопровождение человека», рассматривает его как процесс, содержащий комплекс

Валеева Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, декан факультета социальной педагогики. E-mail: lyubov-pak@mail.ru

1 Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии.

- М.: Просвещение: Владос, 1994.

целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающую его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

По М.В.Шакуровой, педагогическое сопровождение является одним из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия. Автор выделяет следующие, присущие ему, характеристики: субъектная позиция всех участников взаимодействия; принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.

Вслед за Н.М.Борытко, мы под педагогическим сопровождением понимаем создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и обладающего такими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредованность оказываемой помощи2.

Осуществление идеи педагогического сопровождения профессионального становления студента вуза обуславливает необходимость определения ведущих условий, в которых этот процесс протекает. Отдаленность реальной практики и профессиональной подготовки приводят к формализму знаний и сложности их применения. В этой связи важным условием профессионального становления является разработка и использование принципиально новых технологий обучения, по-

2 Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.К.Сергеева. - М.: АПК и ППРО, 2005.

зволяющих проектировать процесс подготовки специалиста как последовательную трансформацию учебной деятельности в профессиональную. Методика преподавания должна строиться таким образом, чтобы будущему специалисту была всегда ясна практическая область применимости получаемых им теоретических знаний.

Нам близка позиция А.Б.Гутникова, утверждающего, что процесс усвоения знаний связан с развитием познавательных навыков, а их практическое применение основано на использовании навыков действия и участия. Так, в процессе развития навыка собственное представление обучаемого о своих способностях проходит ряд витков бесконечной спирали обучения, а именно: отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность) - осознанное использование навыка на практике (осознанная компетентность) - рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка на практике (неосознанная компетентность) - понимание необходимости дальнейшего развития навыка (осознанная некомпетентность нового уровня).

Тренинг практических навыков, по мнению исследователя, возможен только через практическую деятельность. В этой связи большую роль автор отводит интерактивным методам обучения, моделированию практических ситуаций на занятиях, включающих механизм «проб и ошибок», и позволяющих освоить навык посредством осмысления собственного опыта3. Интерактивное обучение представляет собой совместное проблемное обучение посредством действия, обучение в сотрудничестве студентов с преподавателями и друг с другом. Интерактивная подача материала требует использования таких методов, которые направлены на стимулирование участия студентов в происходящем и призваны способствовать активной передаче информации. В преподавании различных дисциплин в вузе возможно использование таких интерактивных методов, как: «активное включение» (метод Донахью), «круглый стол», «экспертная оценка», «сократовский метод», «демонстрация», «группы звонка» и др. Одним из самых популярных интерактивных методов обучения и работы в группах является мозговая атака (или мозговой штурм, банк идей), которая применяется с целью выдвижения различных вариантов решения проблемы, «атакуя» ее одновременно с разных сторон. При этом заранее формулируется проблема в виде вопроса. Данный метод довольно эффективен, поскольку группа может выдвинуть в процессе его применения до 40 - 60 идей. Для него характерна инверсия приема, согласно чему решение достигается путем обратного преобразования, или поиска

3 Гутников А.Б. Профессиональные навыки юриста. Опыт

практического обучения. - М.: Дело, 2001.

решения в обратном направлении.

Преподаватели могут использовать различные вариации применения данного метода: прямой мозговой штурм, представляющий собой прямую постановку проблемной задачи; обратный мозговой штурм, применяемый при создании какой-либо модификации и заключающийся в выявлении в существующем явлении, процессе, предмете максимального числа недостатков и их устранения в разрабатываемой модели; теневой мозговой штурм, предполагающий одновременное присутствие (отсутствие), участие (неучастие) «генераторов идей» в решении поставленной проблемы; комбинированный мозговой штурм, при котором используют прямой и обратный мозговой штурм в разных комбинациях; индивидуальный мозговой штурм - студент сам генерирует идею и сам дает ей оценку; «свободное плавание», при котором мысли высказываются в любой момент любым участником; «круговой турнир» - идеи высказываются поочередно по кругу; «закрытые глаза»4 то же, но с закрытыми глазами, что способствует большей раскрепощенности и увеличению количества идей; «жужжание пчелы» - кибернетическая система коммуникации; «метод Дельфы» - выбор лучшего из альтернативных предложений и др.

Активизации студентов на занятиях, формированию навыков сотрудничества, творческого обсуждения поставленной задачи способствует организация работы в малых группах. В зависимости от задачи состав малой группы может включать от трех до семи человек, при этом каждый из ее участников во время групповой работы выполняет определенную роль (например, организатор, исполнитель, хронометрист и др.). На практике целесообразно использовать различные способы деления на группы (произвольный, по номерам, по интересам и др.). После коллективного обсуждения, открытого диалога между членами группы принимается решение, которое аргументированно доносится до всех членов коллектива.

А.А.Плутенко предлагает схему мыследеятель-ности, на которой построена внутренняя организация групповой работы. Работа группы над заданием, по мнению автора, как бы разделена на три слоя: 1) Слой мышления, где каждый участник индивидуально промысливает задание и тем или иным путём строит предположения о способах работы, причём его предположения фиксируются им с помощью схем, научных законов, формул, теорем и иных форм операционализации процессов мышления. 2) Слой мысли-коммуникации, где основное содержание мысли (результаты мыслительной работы) оформляется в текст-коммуникацию, т.е. текст, предназначенный для понимания и адресованный участникам группы, объединённым, с од-

4 Там же.

ной стороны, смыслом совместной работы, а с другой - смыслом определённого этапа выполнения задания. 3) Слой группового мыследействования, где происходят все организационные действия и изменения, направленные на запуск или поддержание процесса группового размышления. Переходы между этими слоями «обслуживаются» рефлексивными позициями5.

Эффективным методом привлечения внимания студентов к определенной проблеме, важной информации является направляемая дискуссия. В направляемой дискуссии могут принимать участие две или более малые группы. Необходимо заранее спланировать цель и те вопросы, на которые будут даваться ответы в ходе дискуссии. Группы, в свою очередь, готовят и представляют аргументы по обсуждаемой проблеме с заранее заданных позиций, при этом они могут и не соответствовать их собственным мнениям. Данный метод позволяет выявить различные взгляды относительно противоречивых вопросов, формирует навыки высказывания собственного мнения и выслушивания иных, развивает логическое мышление.

Одним из актуальных сегодня интерактивных методов является комплексно-аналитическое моделирование. Данный метод заключается в представлении реального физического объекта или процесса в виде абстрактной схемы. Перед студентами ставятся задачи, условия которых должны быть максимально четкими, конкретными и непротиворечивыми, для того, чтобы на их представление и интерпретацию не уходило много времени. Построенные модели обязательно проверяются на практике путем сравнения их между собой и с имеющимися данными. Использование данного метода призвано способствовать сокращению количества и уровня критических ошибок в практической профессиональной деятельности, увеличению ее эффективности.

Особое внимание должно уделяться творческим заданиям, носящим проблемный характер и требующим от студентов творческого подхода. Использование творческих проблемных заданий способствует созданию атмосферы делового заинтересованного общения всех субъектов занятия, мотивируя студентов на их выполнение. Перспективным для применения на практических и лабораторных занятиях является метод обсуждения конкретных ситуаций (кейсов). Студент должен проанализировать ситуацию, выбрать релевантную информацию, структурировать её для чёткой характеристики рассматриваемой проблемы и сформулировать возможные пути её решения. Следует отметить новые возможности в профессиональном становлении студентов метода моде-

5 Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. - М.: АПК и ПРО. 2003.

рации, представляющего собой групповую работу студентов, самостоятельно работающих над темой под руководством преподавателя, играющего роль модератора - ведущего данного процесса. Модера-ция позволяет студентам сосредоточиться на содержании проблемы, действовать целенаправленно и эффективно, при самостоятельной работе каждого в свободной и коллегиальной атмосфере рассматривать и решать самые разнообразные проблемы, задачи, ситуации. Модерация состоит из 6 циклов: вступления, поиска темы, выбора темы, переработки проблемы, разработки плана мероприятий и заключения. В процессе модерации активно используются средства визуализации: мо-дерационные карточки, доска для заметок, флип-чарт, проектор и т.д.

Таким образом, интенсифицировать образовательный процесс в вузе можно посредством включения в него различных интерактивных методов обучения, причем они могут быть похожими, включать в себя несколько методов, либо представлять собой измененный вариант одного метода. Но общим для них является то, что при их использовании студент занимает позицию активного субъекта, творческого исследователя, способного к совместной конструктивной работе по достижению цели. Важным условием формирования образовательной и профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров, неотъемлемой частью качественной подготовки специалиста является создание педагогически комфортной образовательной среды.

Нам близка позиция А.А.Ергазиной, основанная на идее гуманизма, что чем шире доступ, обеспечиваемый средой, к общекультурному достоянию, чем больше возможностей она предоставляет для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для формирования опыта деятельности6.

И.Г.Шендрик утверждает, что среда, в которой находится человек, должна рассматриваться как основа для его изменения, обеспечивая его как инвариантными условиями относительно константного существования, так и средствами их преобразования. Применительно к образовательной среде подобное утверждение связано с поиском элементов ее составляющих, благодаря которым может проявиться специфически человеческая часть среды обитания субъекта7.

А.В.Вишнякова выделяет три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психо-

6 Ергазина A.A. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза Дисс. ...канд. пед. наук. - Оренбург: 2003.

7 Борытко Н.М. Система профессионального воспитания...

дидактический. Автор представляет и характеристические свойства образовательной среды: век-торность, интерактивность, целостность, многоас-пектность, универсальность, открытость, обширность. Нам импонируют сформулированные исследователем общие принципы организации образовательной среды в личностно-ориентированном направлении, а именно: 1) природосообразность: учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья; 2) культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни в контексте культуры; 3) жиз-нетворчество: включение в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях; 4) индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности; 5) сотрудничество, объединение целей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка8.

Мы придерживаемся мнения Т.В.Менга, что образовательная среда вуза является таким окружением или «осубъектированным пространством», в котором создаются условия для формирования личности, в частности профессионального становления студента. Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося, всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями.

С.Ю.Полуйкова считает правомочным связать динамику процесса освоения студентом профессионально-образовательной среды факультета с процессом становления его профессиональной компетентности. На первом этапе доминирует развитие таких компонентов, как мотив и рефлексия, осуществляемое в основном, в процессе учебной деятельности студентов. На следующем этапе акцент ставится на формирование системы педагогических знаний и умений в ходе учебной и квазипрофессиональной деятельности обучающихся. Усложнение характера взаимодействия студентов со средой, решаемых ими в учебно-профессиональной деятельности задач на третьем этапе способствует развитию «метода» — способности применить усвоенное в конкретных ситуациях.

Мы согласны с мнением Н.М.Борытко, который считает, что в общем случае под средой в педа-

8 Вишнякова A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Дисс. ...канд. пед. наук. - Оренбург: 2002.

гогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности. Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Путь через влияние среды с позиции социального воспитания, по мнению исследователя, - это путь опосредованного управления процессом профессионально-личностного становления студента9.

Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентами своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию творческих способностей, саморазвитию, профессиональному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию. В этой связи необходимым условием, обеспечивающим достижение данной цели, является развитие самоактуализирующейся личности и её способности совершать свободный выбор. В связи с этим вопросы личностного развития и педагогического сопровождения самоактуализации студентов являются ключевыми в современной теории и практики работы высших учебных заведений. Термин «самоактуализация» обозначает некоторую деятельность, активность. Особенность этой деятельности, активности состоит в том, что объект, на который она направлена, и субъект этой деятельности совпадают, то есть действие направлено на самого себя и должно завершиться конкретным результатом. В контексте субъектно-деятельностного подхода самоактуализация рассматривается как синоним самовыражения или саморазвития. Значимость саморазвития личности определяется ее регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности10.

Нам близка позиция Е.Е.Вахромова, которая, не отрицая факта формирования предпосылок к творческой и надситуативной активности в процессе успешного решения человеком адаптационных проблем, в основе которых лежит высокий уровень овладения социальной и индивидуальной компетентностью, - достижение вершин жизни, акме, требует от человека освоения смыслового измерения мира действительности. Автор считает, что самоактуализация как процесс не имеет ясно выраженных ограничений. Самоактуализация как

9 Борытко Н.М. Система профессионального воспитания...

10 Плутенко А.И. Групповая работа как форма активизации учебной деятельности // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Межд.научно-метод. конф.преп.вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1. - С. 285 - 286.

цель всегда носит промежуточный характер и на определенном этапе трансцендируется. Трансцен-дирование самоактуализации представляет собой «выход за обусловленные пределы» и проявляется не в разрушении, деструкции «самости» как центра активности, а скорее, в изменении направления деятельности, её целей и объектов. Изменения в себе, «своей самости» на этом этапе становятся побочными продуктами, результатами деятельности, направленной на изменения в пользу развития и роста групп (семья, социальная группа), общечеловеческой ситуации. Понятие «самоактуализация» связано с сознательной целенаправленной деятельностью человека. Целью самоактуализации, по мнению Е.Е.Вахромова, является самоактуализированная личность, наиболее полное развитие способностей, психологический рост. Цель достигается социально ориентированной деятельностью, связанной с получением материально-вещественных, социально значимых результатов11.

«Самоактуализация» является главным понятием гуманистической педагогики. Поведение личности определяется, прежде всего, стремлением человека к развитию его природных задатков, поиску собственного пути самореализации в со-

циуме. Современная система высшего профессионального образования находится на пути освоения принципов и идей гуманистической педагогики, поиска методов и средств, обеспечивающих саморазвитие, самоутверждение, самоактуализацию студентов. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что педагогическое сопровождение профессионального становления студента заключается в обеспечении комплекса условий для полноценного осуществления данного процесса, а именно: 1) интенсификации образовательного процесса посредством использования интерактивных методов обучения; 2) создании педагогически комфортной образовательной среды, способствующей развертыванию различных сфер жизнедеятельности в вузе, раскрытию и признанию творческих способностей участников образовательного процесса, их самореализации; 3) развитии самоактуализирующейся личности, способной к реализации собственных потенциальных возможностей, самоосуществлению.

11Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии http://hpsy./publik/x044.htm (18.05.2008).

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELFBECOMING OF THE STUDENT OF HIGH SCHOOL

© 2009 M.A.Valeeva°

Orenburg state pedagogical university

In the article attempt of scientific judgement of the substantial and remedial parties of pedagogical support of professional selfbecoming of the future expert is made. Conditions of the given process are certain and analysed: use of interactive methods of training; creation of pedagogically comfortable educational environment, development of the self-staticized person are viewed.

Key words: pedagogical support, the educational environment, interactive methods of the training, selfactualization, professional selfbecoming.

° Valeeva Marina Aleksandrovna, The candidate of pedagogical sciences. The dean of faculty of social pedagogic, the senior lecturer offaculty of social pedagogics. E-mail: lyubov-pak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.