Исследования по введению раздела, а в дальнейшем предмета «Финансовая грамотность» в школьную систему, начиная с 9 класса позволили сделать вывод о его необходимости, что наглядно демонстрирует общественное мнение [4]
Выводы. Современное общество является финансово грамотным, респонденты умеют планировать свои расходы, но у большинства существует незавершенный образ представления сферы знаний в финансовой области, они не способны правильно реализовать свои доходы, в следствии чего, при возникновении ситуации отсутствия поступления денег смогут потреблять не растраченные средства в течении короткого времени.
Ощущение нехватки глубоких знаний сводится к вопросам планирования личного бюджета, реализации фондовых рынков, оказания банковских услуг, функционирования пенсионной системы [81.
Качественно заложенный базовый уровень финансовой грамотности в школьную программу поможет не только сформироваться собственным финансовым целям у обучающихся, даст возможность управлять финансами, но и в конечном итоге обеспечит стабильность мировой экономики в целом [6, 12].
Литература:
1. Айзман, Р.И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, Н.О. Новикова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 214 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11943-5. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/457182 (дата обращения: 18.07.2020).
2. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебник. Изд-во: Просвещение. -2020. - 106 с.
3. Компетенция XXI века: как сегодня население учат финансовой грамотности [Электронный ресурс] -URL: https://ria.ru/20200610/1572693108.html (дата обращения: 23.07.20).
4. Лаврентьева Л.В., Червова А.А. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза // Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер.-пед. акад., Н. Новгород, 2004.
5. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.
6. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры // Вестник Мининского университета. 2015. - №1 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/19/20 (дата обращения: 01.08.20).
7. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // «Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики» [Электронный ресурс]. -URL:https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения: 25.07.20).
8. Программа финансовой грамотности для детей и подростков реализуется в 10 регионах России [Электронный ресурс] - URL: http://bankir.ru/novosti/s/programmafinansovoi-gramotnosti-dlya-detei-i-podrostkov-realizuetsya-v-10-regionakh-rossii-10018016/ (дата обращения: 11.08.20).
9. Пути формирования финансовой грамотности школьников [Электронный ресурс] - URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/sv6TZCSqpEPb.pdf (дата обращения: 19.07.20).
10. Портал ВАШИФИНАНСЫ.РФ. Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи-2020 [Электронный ресурс] - URL: http://www.week.vashifinancy.ru/ (дата обращения: 17.07.20).
11. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.
Педагогика
УДК 371
преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Лапина Наталья Алексеевна
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Рязань)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация. Рассматривается вопрос педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) в условиях инклюзии. Представлены результаты изучения зарубежного опыта начальных школ стран Соединенного Королевства. Описаны и проанализированы содержание, средства и методы, применяемые в педагогической работе с детьми с ООП в инклюзивных школах Великобритании, такие как: "Mindfulness" ("Упражнения на осознанность)", "Mind-up" ("Здоровый ум"), "Healthy Minds Programme" ("Уроки здоровья"), "Chunking" ("Сокращение"), "Comic Strip Conversations" ("Социальное общение в комиксах"), "Comic Social Stories" ("Социальные сюжеты"), "Музыкальные ритуалы" и др. - с целью выявления общего и особенного в практическом осуществлении педагогического сопровождения образования детей с ООП в начальной школе Великобритании.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогика, педагогическое сопровождение образования.
Annоtation. It is considered the issue of pedagogical support for the education of children with special educational needs (SEN) in the context of inclusion. The author presents the results of studying the foreign experience of primary schools in the United Kingdom. The author describes and analyzes the content, means and methods used in pedagogical work with children with SEN in inclusive schools of the UK, such as: "Mindfulness", "Mind-up", "Healthy Minds Program", "Chunking", "Comic Strip Conversations", "Comic Social Stories", "Music Rituals" and etc. - in order to identify the general and specific features of the practical implementation of pedagogical support for the education of children with SEN in primary schools in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.
Keywords: inclusive education, children with special educational needs, children with disabilities, pedagogy, pedagogical support of education.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена современными социокультурными и научно-технологическими тенденциями в мире и образовательном пространстве, требованиями, предъявляемыми обществом к современной системе образования. Решение проблем воспитания и образования детей с ООП является актуальным направлением в процессе гуманизации социальных отношений и образования. Одной из важнейших задач образования детей с ООП является включение их в социум и создание благоприятных условий для развития.
На современном этапе развития образования, очевидно, что инклюзия существует «на всех уровнях, относящихся к окружающему социальному пространству: начиная от ближайшего окружения ребенка с ООП и заканчивая внешними социальными факторами, имеющими отношение к инклюзивному образованию и взаимодействующими с образовательной системой» [1, с. 36]. В рамках данной статьи мы рассмотрим один из аспектов инклюзивного образования, а именно его организационно-педагогическую составляющую. Осуществляя педагогическое сопровождение образования детей с ООП, педагоги всегда ориентируются на конкретные потребности детей, диктуемые нозологией заболевания. Рассмотрим формы, методы, средства организации образовательного процесса, которые используются в работе с детьми с ООП в школах Великобритании.
Изложение основного материала статьи. В начальной школе Anderton Park Primary School (Birmingham, West Midlands, England) осуществляется педагогическое сопровождение образования детей с нарушениями аутистического спектра, с умственной отсталостью, с ЗПР, детей с синдромом СДВГ. Используется наглядность с помощью интерактивной доски с цветным фоном. Для акцентирования внимания учеников применяются разные цвета, которые идут фоном для той или иной темы. Ученики с низким уровнем успеваемости нуждаются в практической работе, поэтому на занятиях по математике обычно используются пластиковые деньги, карточки и другие предметы. Школьные учителя руководят ассистентами или тьюторами, которые прикрепляются к детям с ООП, объясняют сопровождающему лицу/ тьютору, какие части задания нужно выполнять конкретно его ученикам; при этом, раздаточные материалы подбираются таким образом, чтобы все ученики могли работать с большей частью из них.
Для детей с дислексией, которые могут довольно быстро запутаться, рекомендуются «аугментативные (усиливающие) методы». Суть этих методов в том, что происходит визуализация сложных и/или абстрактных идей и мышления. Авторы исследования 2016 года Э. Бобек и Б. Тверски [7] заключили, что использование «аугментативных (усиливающих) методов» с визуализацией объяснений улучшает обучение: участники исследования с низким уровнем пространственного абстрактного мышления показали результаты близкие к результатам учеников с интеллектуальными способностями, не отличающимися от нормы. Э. Бобек и Б. Тверски пришли к выводу, что визуальные объяснения имеют больше преимуществ, чем вербальные. Аугментативные методы часто используются в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и включают в себя не только мультимедийные методы, но и, например, язык жестов (макатон), систему обмена картинками (карточки PECs) [16].
Приведем примеры средств визуализации, которые используются в инклюзивных школах, где обучаются дети с дисграфией, дислексией, дискалькулией, диспраксией, с Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): "sketchnotes" (собственные наброски, дети рисуют их самостоятельно и индивидуально под руководством и/или с помощью учителя); визуальные физических и цифровых носителей (информации для разъяснения абстрактных понятий); концептуальные карты для развития творческого и критического мышления (дети делают собственные зарисовки вместе, как общий плакат; каждый добавляет какой-то свой рисунок под руководством учителя и складывается общая картина); различные графические органайзеры; визуальные средства, созданные признанными деятелями культуры и искусства, профессиональными режиссерами.
В Christ Church CE Primary School (Solihull, Birmingham,England), осуществляется педагогическое сопровождение образования детей с интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. В школе часто используется форма групповой работы и аудиовизуальные ресурсы, чтобы включить всех учеников в работу в классе. В классе широко используется групповая работа, потому что - по мнению педагогов этой школы -ученики любят помогать друг другу, и они учатся друг у друга. Каждый производит работу в соответствии со своими способностями.
В начальной школе Robinsfield Infant School (Ordnance Hill, London, England) осуществляется педагогическое сопровождение детей с СДВГ, с дисграфией, дислексией, дискалькулией, диспраксией, с расстройствами аутистического спектра. Учителя используют метод актуализации; они обращают внимание обучающихся на события, происходящие вокруг. Например, на уроке «Литература» используется метод актуализации, с помощью которого в рассказ включается настоящая на данный момент времени погода или предметы из ближайшего окружения детей, чтобы обучающиеся могли лучше понять и прочувствовать историю, описанную в рассказе.
В начальной школе Hugh Myddelton Primary School (Islington, England) используется методика под названием "Социальные сюжеты" (Social Stories) и методика "Социальное общение в комиксах" (Comic Strip Conversations) [10], [6], [8]. Данная методика направлена на формирование социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Методика "Социальные сюжеты" (Social Stories) и методика "Социальное общение в комиксах" (Comic Strip Conversations) предлагает наиболее типичные ситуации из жизни, содержит подсказки. Комиксы, предоставляя примеры художественной литературы, расширяют понимание классического литературного произведения, иногда, допустима замена менее доступных произведений литературного канона, но при этом передача тех же самых моральных ценностей.
В начальной школе Hargate Primaryschool (Hargate Lane, West Bromwich, England) осуществляется педагогическое сопровождение образования слабослышащих и глухих детей с использованием методики «Здоровый ум» (National Deaf Children's Society Healthy Minds Programme [13]. Суть этой методики в том, что в течение 8-10 недель в рамках дисциплины «Уроки здоровья» педагоги формируют и развивают у учеников навык мышления, который предотвращает или снижает риск развития депрессии, тревоги и проблем с физическим здоровьем. Считается, что некоторые виды перфекционизма на самом деле препятствуют достижению успеха. Ученикам рассказываются способы преодоления прокрастинации; управления
эмоциями; критического рассмотрения нереалистичных идеалов СМИ, которые способствуют неудовлетворенности собой и своей внешностью, что может привести к депрессии. Клинический психолог доктор Т. Неми считает, что эта программа специально не нацелена на профилактику какого-либо конкретного заболевания... она просто учит навыкам здорового мышления, навыкам здравомыслия, которыми должен владеть каждый [13].
Проблема стресса, страха, возникающего у учеников по различным причинам, проблема боязни выступления перед публикой является еще одним барьером, который необходимо помочь ребенку с ООП преодолеть в процессе педагогического сопровождения образования. Исследования по этой проблематике проводились британскими учеными [14]. В школах Hargate Primaryschool (Hargate Lane, West Bromwich, England), Heathfield Primary School (Heathfield Road, Lozells) и некоторых других школах, где осуществляется педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра и с СДВГ, учителя считают обязательным - создание ситуации успеха. Словесная похвала и поощрения учеников способствуют формированию уверенности в себе. Практика создания ситуации успеха и похвалы широко используется в Brighton Steiner School (East Sussex). Основная цель этой школы заключается в воспитании ребенка в традиции следования гуманистических принципов; поддерживается идея того, что он не только наделен интеллектуальными возможностями, но и творчески и эмоционально, его необходимо направлять к самопознанию.
Для детей с речевыми нарушениями учителя школы Clifton Primary School предлагают Барьерные игры (Barrier Games). Барьерные игры проводятся в парах или группа против группы. Каждому ученику предлагается воспроизвести определенную сцену на магнитной доске. Это эффективный способ развития речевых навыков (давать указания), навыков восприятия речи (следовать указаниям) и социальных навыки (зрительный контакт, чтобы дать / получить / уточнить инструкции, задать вопрос); кроме того, закрепляется словарный запас, понимание пространственных концепций (предлоги "на, в, под, ниже, рядом, между"). Детям с дислексией и дисграфией предлагаются игры с использованием компьютерной программы Wordshark, которая включает в себя систему мультисенсорных игр; игра "Правильное написание" (Dicey Spelling) c использованием карточек со словами и кости. Взаимодействие с конкретными мини-играми такими как Barrier Games или Dicey Spelling может выявить различные уровни способностей детей, действует в качестве вспомогательного инструмента для изучения детьми новых игр и передачи новых навыков [5].
Детям с нарушениями аутистического спектра и с СДВГ предлагаются ролевые игры, например, игра "Поучительный сюжет" ("Narrative Groups") - дети воспроизводят социальный сюжет из жизни: детям предлагается изображения определенной ситуации в комиксах "Социальных сюжетов", где, например, необходимо проявить воспитанность.
В James Brindley School (Birmibgham, England) одним из потенциальных методов социализации детей с аутизмом являются музыкальные уроки, поскольку музыка позволяет детям учиться и взаимодействовать друг с другом в более непринужденной обстановке: использование музыки способствует созданию благоприятного психологического климата в классе. А. Кук считает, что преимущества использования музыки для улучшения позитивного контакта между детьми с аутизмом и здоровыми детьми многообразны [4].
Также, в работе с детьми с речевыми нарушениями, с нарушениями аутистического спектра и с СДВГ учителя часто используют музыкальное сопровождение и интонацию голоса. При переходе от одного действия к другому используется короткая песня, чтобы закончить одну задачу и перейти к другой. Британские педагоги считают, что ученики с ООП хорошо реагируют на различные интонации и тон голоса, поэтому учителя используют разные варианты громких, мягких и шепчущих звуков. Использование правильного произношения и иногда немного преувеличение правильной речи поможет ребенку моделировать те же принципы. Учеными Бруннельского университета в Лондоне (Brunel University, London) [15] доказано, что музыка на уроках в школе, особенно в начальных классах, выравнивает эмоциональный фон, положительно влияет на производительность труда, например, на уроках по письму дети пишут аккуратнее и быстрее, на уроках физической культуры развивается чувство ритма и т.п.
В Leigh Primary School (Birmingham, England) в работе с детьми с умственной отсталостью, с СДВГ, с нарушениями аутистического спектра учитель математики использует метод адаптации инструкций, упрощения материала, сокращения содержания "Chunking". Упрощение информации происходит путем деления ее на мелкие части, являющиеся самыми важными "кусками" информации, которые легче всего запоминать. "Кусок" в переводе с русского на английский - это "chunk". Ученый К. Уайлд называет эту технологию "chunking training into small, small parts" [12], что в переводе означает урезать содержание, урезать еще, урезать еще, а затем подумать о том, что здесь действительно необходимо.
В школе Heath Mount Primary School (Birmingham, England) в процессе педагогического сопровождения образования слабослышащих детей и детей с СДВГ используется методика совместного обучения (Cooperative learning). Учитель кратко дает новую информацию, а затем ученикам предлагается совместно, работая в группе, сделать презентацию или проект по заданной теме. При этом, более способным ученикам поручается быть ответственными за внедрение новых знаний в классе; таким образом, они сами выполняют роль учителей.
Выводы. В зарубежной практике педагогами широко используется электронная материально-техническая база. В 2018 году британский ученый Э.Мак Парланд представил результаты исследования: ученый сосредоточился на разработке и реализации надежного педагогического вмешательства, основанного на оперантных принципах анализа поведения, чтобы помочь научить детей с аутизмом «типичному» поведению при взгляде на социальные стимулы, например, лица окружающих. Ученый доказал, что Eye tracking - это отличный инструмент для изучения зрительного внимания и социального взаимодействия в любых условиях обучения. Понимая, как различные аспекты мыслительного процесса влияют на образовательные результаты, исследователи могут эффективно проектировать, оценивать и улучшать образование [9], [17].
«В Великобритании в полной мере наблюдаются результаты реализации официальных государственных программ по инклюзивному образованию» [2, с. 125], тем не менее, в этой стране продолжается развитие и внедрение новых программ. Для достижения главной цели педагогического сопровождения образования -социализации и становления личности ребенка - в сентябре 2019 года школы Англии ввели новый предмет:
«Minfdfulness» Ученики изучают методы релаксации, дыхательные упражнения и другие методы, чтобы "помочь ученикам регулировать свои эмоции" [11].
Общей чертой в процессе педагогического сопровождения образования является использование игровых методик. Школьными учителями используется широкое разнообразие игр, а их суть и содержание зависит от образовательных потребностей детей с ООП. Так, детям с дислексией предлагаются Барьерные игры, компьютерные игры Wordshark, игра "Правильное написание" и др.; детям с нарушениями аутистического спектра различнве ролевые игры, чаще всего, содержащие социальные сюжеты ("Поучительные рассказы"). Еще одной общей характеристикой для педагогического сопровождения образования детей с ООП в школах Великобритании является практика позитивноцентрированного воспитания, а также использование показавших свою результативность практик из области психологии, например, практик профилактики стресса и депрессивных состояний у детей ("Healthy Minds Programme", "Minfdfulness").
«В вопросе о педагогическом сопровождении образования детей с особыми образовательными потребностями акцентируется процесс реализации образовательных возможностей детей и создание подходящих для этого условий» [3, с. 99] Изучение и обобщение опыта педагогического сопровождения образования детей с ООП в школах Великобритании позволяет нам заключить, что педагоги британских школ применяют средства, методы и технологии, которые являются разнообразными и зависят от нозологии детей с ООП. Мы обобщили наиболее популярные средства, методы и технологии, являющиеся наиболее эффективными в работе с детьми с ООП.
Литература:
1. Лапина, Н.А. Модель инклюзивного образования в контексте теории экологических систем [Текст] / Н.А. Лапина // Вестник педагогических инноваций. - Новосибирск, 2019. - № 1 (53). - С. 32-38.
2. Лапина, Н.А. Образование детей с особыми образовательными потребностями: заимствование странами Ближнего Востока передового опыта Великобритании [Текст] / Н.А. Лапина // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт. Сборник статей (по материалам XXV Рязанских педагогических чтений: в 2 томах). - 2018. - С. 120-125
3. Лапина, Н.А. Сущность педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.А. Лапина // Человеческий капитал. - Москва, 2019. -№ 7 (127). - С. 99-105
4. Anna Cook. Friendship, Bullying and the Impact of Inclusion on Attitudes towards Children with Autism. Thesis submitted for the award of Doctor of Philosophy. 2019. School of Psychology. Faculty of Health and Medical Sciences. University of Surrey [электронный ресурс] - URL: http://epubs.surrey.ac.uk/850401/ _(дата обращения: 08.05.2020)
5. Asimina Vasalou. Digital games-based learning for children with dyslexia: A social constructivist perspective on engagement and learning during group game-play - 2017 [электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/317559530_(дата обращения: 28.06.2020)
6. Autism Speaks (2019) Applied Behavioral Analysis [электронный ресурс] - URL: https://www.autismspeaks.org/applied-behavior-analysis-aba-0 (дата обращения: 10.06.2020)
7. Bobek E., Tversky B., Creating visual explanations improves learning // Cognitive Research: Principles and Implications. - 2016. - 2016.12.07 - DOI - 10.1186/s41235-016-0031-6 [электронный ресурс] -URL:[https://cognitiveresearchjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41235-016-0031-6] (дата обращения: 20.06.2020)
8. Daneshvar S.D., Charlop M.H., Berry Malmberg D.A treatment comparison study of a photo activity schedule and Social Stories for teaching social skills to children with Autism Spectrum Disorder: brief report. Dev Neurorehabil. 2019; 22(3):209-214. doi:10.1080/17518423.2018.1461947 [электронный ресурс] - URL: https://www.verywellhealth.com/social-stories-for-kids-with-autism-4176139 (дата обращения: 01.08.2020)
9. Eye-tracking in mathematics education research: A follow-up on opportunities and challenges - Conference Paper (PDFAvailable) 2018] [электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/lite.publication.PublicationDownload (дата обращения: 02.06.2020)
10. Fleury V.P., Hedges S., Hume K., Browder D.M., Thompson J.L., Fallin K., Zein F.El., Klein Reutebuch C. and Vaugn S. (2014) Addressing the Academic Needs of Adolescents with Autism Spectrum Disorder in Secondary Education. Remedial and Special Education. 35 (2) 68-79 [электронный ресурс] - URL: http://rse.sagepub.com.proxy.library.lincoln.ac.uk/content/35/2/68.full.pdf+html. (дата обращения: 14.07.2020)
11. Iliana Magra. Schools in England Introduce a New Subject: Mindfulness - 2019 [электронный ресурс] -URL: https://www.nytimes.com/2019/02/04/world/europe/uk-mindfulness-children-school.html (дата обращения: 22.06.2020)
12. Melanie Nind and Sarah Lewthwaite. Hard to teach: Inclusive pedagogy in social science research methods education National Centre for Research Methods, Southampton Education School, University of Southampton, Southampton, UK 2017 [электронный ресурс] - URL: https://www.ed.ac.uk/education/graduate-school/taught-degrees/inclusive-education?gclid (дата обращения: 19.06.2020)
13. National Deaf Children's Society 2020. Registered Charity: England & Wales (1016532) & Scotland (SC040779) [электронный ресурс] - URL: https://www.ndcs.org.uk/our-services/services-for-professionals] (дата обращения: 04.05.2020)
14. Ralston, MacInnes, Crow and Gayle 2016 Ralston, K., J. MacInnes, G. Crow, and V. Gayle. 2016. We need to talk about statistical anxiety. NCRM Working Paper 4-16. [электронный ресурс] - URL: http://eprints.ncrm.ac.uk/3987/1/anxiety literature WP4 16.pdf (дата обращения: 04.06.2020)
15. Terry, P.C., Karageorghis, C.I., Curran, M.L., Martin, O.V. and Parsons-Smith, RL. (2019) 'Effects of music in exercise and sport: A meta-analytic review'. Psychological Bulletin. ISSN: 0033-2909 [электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/337829751 (дата обращения: 23.05.2020)
16. The National Autsistic Society (2019) Social Stories and Comic Strip Conversations [электронный ресурс] - URL: https://www.autism.org.uk/about/strategies/social-stories-comic-strips.aspx (дата обращения: 14.06.2020)
17. Using eye-tracking technology to investigate and operantly condition gaze behaviour of children diagnosed with autism spectrum disorders. Aideen McParland, author.[Great Britain]: Ulster University, 2018. [электронный ресурс] - URL: https://ethos.bl.uk/0rderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.770947 (дата обращения: 10.05.2020)