УДК 373.5 Игорева Эльвира Николаевна
учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 2, г. Чебоксары тел.: (8352) 63-53-44
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Igoreva Elvira Nikolayevna
Teacher of Russian Language and Literature, Secondary Comprehensive School № 2, Cheboksary tel.: (8352) 63-53-44
TEACHERS’ GUIDANCE AS A CONDITION FOR BUILDING PUPILS’ SPIRITUAL AND MORAL VALUES
Аннотация:
На сегодняшний день одной из первостепенных функций образования является гармоничное развитие и воспитание гражданина России с опорой на традиционные национальные ценности. Одним из условий эффективности данного процесса является работа с родительским коллективом, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Большой опыт в этом направлении накоплен в МБОУ «СОШ № 2» города Чебоксары.
Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, духовнонравственные ценности, формы работы с родителями, культура, мониторинг.
Summary:
Nowadays one of the paramount functions of education is harmonious development and education of a citizen of Russia, based on traditional national values. A condition for the efficiency of this process is cooperation with parents, aimed to build pupils’ spiritual and moral values. Wide experience in this sphere is accumulated in Secondary Comprehensive School №2 in Cheboksary.
Keywords:
teachers’ support, spiritual and moral values, forms of cooperating with parents, culture, monitoring.
В современном обществе идут поиски нового содержания образования. Процесс восстановления духовной образовательной традиции в России происходит с одновременным обращением к многовековой духовной культурной памяти русского народа. Следовательно, важнейшей функцией образования является гармоничное развитие и воспитание гражданина России с опорой на традиционные национальные ценности [1].
Задача формирования системы духовно-нравственных ценностей - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом, а ценности личности формируются, в первую очередь, в семье. Однако для формирования системы духовно-нравственных ценностей должны быть созданы специальные условия. Цель, которую ставит перед собой школа в работе с родителями - это повышение психологопедагогической компетентности родителей в семейном воспитании процессе взаимодействия с подростком. Педагогические условия для успешного обучения, воспитания и развития каждого ребенка в школе, семье и социуме создаются в ходе психолого-педагогического сопровождения как комплексной, системно и последовательно организованной деятельности.
Педагогическое сопровождение семьи - система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье в вопросах воспитания детей, осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка [2]. В основу программно-методических материалов педагогического сопровождения должны быть положены следующие принципы: принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс; принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей; принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом); принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей.
В рамках нашего исследования проводилась работа с родителями обучающихся 9-х классов МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары. В школе разработана и действует программа «Понимать друг друга», главной целью которой является формирование условий для личностного роста и духовно-нравственного развития учащихся, психолого-педагогическое сопровождение процесса
формирования системы духовно-нравственных ценностей, возрождение семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей.
Реализация этой программы проводится посредством родительских собраний, дней открытых дверей, проблемных семинаров, диспутов и дискуссий, мероприятий совместного досуга, занятий с элементами тренинга.
На констатирующем этапе эксперимента нами был проведен опрос родителей учащихся 9-х классов, состоящий из следующих вопросов:
- Каковы, на Ваш взгляд, нравственные качества, которые должны быть сформированы у учащихся 9-х классов?
- Считаете ли Вы, что можете влиять на успешность процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей у обучающихся?
- Кому, на Ваш взгляд, должна принадлежать ведущая роль в формировании системы духовно-нравственных ценностей у учащихся?
- Считаете ли Вы, что в оптимизации этого процесса необходимо непосредственное участие учителей школы?
Опрос родителей показал, что среди духовно-нравственных ценностей выделяются такие, как семья, мир, согласие, патриотизм. Отвечая на вопрос о том, кому должна принадлежать ведущая роль в процессе формирования системы духовно-нравственных ценностей, большинство родителей отдали приоритет школе 68 %, 25 % считают ответственными себя в формировании данных ценностей и 7 % указали, что сформировать духовно-нравственные ценности можно занимаясь исключительно самовоспитанием.
Важен психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка. Главное отличие гармоничной семьи - это микроклимат, непередаваемая эмоционально-психологическая среда общения, в которой каждый член семьи чувствует себя комфортно [3]. Создание такой среды - это тонкая задача, которая может быть невыполнима в присутствии конфликтных членов семьи. Таким образом, неопровержимо, что дети счастливы, когда рядом с ними счастливые родители. В МБОУ «СОШ № 2» города Чебоксары в рамках программы «Понимать друг друга» работал лекторий, в работе которого освещались вопросы воспитания в различных культурах, происходило знакомство с концепциями воспитания известных педагогов (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др.). Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность классного руководителя, педагога-психолога и педагога социального, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социокультурном пространстве образовательного учреждения. Данная цель достигается нами через организацию дней открытых дверей, тематических родительских собраний, проблемных семинаров, совместного досуга, проблемного и тематического консультирования.
Для анализа результативности осуществляемой работы по программе «Понимать друг друга» проводится мониторинг с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методики, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия). Мониторинг включает проведения исследований по запросу родителей и организации деятельности, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий. Текущие и итоговые результаты в конце каждого учебного года позволяют оценить эффективность работы с родителями.
Опрос родителей показал, что если до проведения занятий с педагогами-психологами хорошие психологические знания по проблемам воспитания учащегося имели 26 % родителей, после занятий этот показатель увеличился до 77 %.
Родители отмечали в своих анкетах, что:
1. Занятия с педагогом-психологом обогатили знания о возрастных особенностях подростков, а значит, дали возможность лучше понимать своего ребенка (87 %).
2. Расширили область своих психолого-педагогических знаний (55 %).
3. Повысили уверенность в вопросах взаимодействия с подростками (72 %).
4. Познакомились с педагогическими традициями семейного воспитания и стали использовать их (89 %).
5. В результате таких занятий у 82 % родителей появилось больше доверия к социальнопедагогической и психологической службе, они отметили, что готовы обратиться за помощью к специалистам службы при возникновении семейных проблем.
Диагностические исследования подтверждают необходимость взаимодействия специалистов школы с родителями в процессе духовно-нравственного воспитания личности учащегося, сохранения психологического здоровья в семье. Проведение индивидуальных групповых кон-
сультаций увеличивается с каждым годом, что говорит о возросшей необходимости получения родителями бесплатной консультационной помощи от специалистов.
В рамках нашего исследования проводился «Тренинг для родителей подростков 12-16 лет «Трудный возраст». Цель тренинга: улучшение взаимопонимания между родителями и повзрослевшими детьми, формирование навыков преодоления разногласий путем диалога. Опыт работы в родительских группах подтверждает мнение большинства профессионалов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания.
В ходе тренинга родители рассказывают о своих чувствах и переживаниях, связанных с непониманием мотивов поведения подростков. Одна из матерей при инсценировании модели поведения своей дочери сделала для себя открытие: «Оказывается, посмотрев на себя со стороны, отреагировать на происходящее хочется иным способом». И все-таки некоторые родители тяжело переживают отдаление подростка от них, препятствуя их самостоятельности. «Уход» ребенка делает жизнь родителей обедненной, лишенной цели существования. Анализ этих переживаний позволяет осознанно подойти к возникающим на этой почве конфликтам, выбрать более правильную линию поведения с уже взрослеющими детьми.
При выполнении заданий, где нужно угадать ответ ребенка на поставленный вопрос, мамы почти всегда отмечают, как им очень хочется сделать это правильно, а некоторые даже начинают искать себе оправдания за неугаданные ответы. Скорее всего, эти чувства родителей связаны с установками: «Я должен все о ребенке знать», «У него не должно быть никаких тайн от меня», «Для того чтобы иметь хорошие отношения с ребенком, необходимо знать все его мысли», «Если я хорошая мама, значит, я все знаю о нем». Отчасти эти установки связаны с предыдущим ранним опытом ухаживания за малышом, когда действительно было очень важно распознавать малейшие телодвижения, чтобы удовлетворять все потребности не умеющего говорить младенца (возможно, именно поэтому перечисленные выше установки больше выражены у матерей, а не у отцов). Известно, что именно способность матери эмпатично относиться к младенцу способствует формированию у него надежного типа привязанности, возникновению чувства безопасности, на основе которых в дальнейшем базируется уверенность ребенка в себе. Не оставались равнодушными и отцы, особенно отцы девушек-подростков, их страхи были связаны с возникающими первыми влюбленностями дочерей и неспособностью большинства родителей адекватно реагировать, не вовлекая себя и детей в конфликты.
Подводя итоги проведенных занятий, мы попросили родителей ответить на ряд вопросов. Приведем некоторые варианты ответов на вопрос: «Какое открытие для себя Вы сделали в ходе занятий в группе?»
«Почти каждое занятие было интересно и насыщенно и содержало маленькое открытие». «Поняла, что необходимо продолжать семейные педагогические традиции в своей семье». «Понял, что очень часто задевал самолюбие ребенка (не желая того) и из-за этого получала ответные удары ребенка». «Для меня открытие, что надо с детьми быть на равных, уметь их слушать». «Выражение своих чувств вслух - это не нескромность, а необходимость». «Чтобы быть понятым, необходимо говорить о себе». «Тогда и ребенок более откровенно говорит о себе, и его тоже легче понять». «Пытаюсь чаще проводить досуг со своим ребенком».
Изменения, которые отмечают родители, можно разделить на следующие группы:
1. Изменения, произошедшие с самими родителями. Они проявляются в улучшении рефлексии, способности к самонаблюдению, осознании своего поведения, в меньшей ориентации на мнения других, в эмоциональной саморегуляции и т.п.
«Стала чаще ставить себя на место своего ребенка. Меньше раздражения с моей стороны, меньше капризов со стороны детей».
2. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком. Они проявляются в лучшем понимании друг друга, меньшей конфликтности, большей открытости и т.п.
«Стал лучше понимать поведение сына. Меньше обид с его стороны». «Традиционными стали "семейные советы", где решаем самые трудные вопросы». «Я стала более сдержанной во взаимоотношениях с ребенком, лучше стала понимать его».
3. Изменения, произошедшие с детьми, касаются улучшения эмоциональнорегуляторной сферы, проявления положительных черт характера.
«Я стала спокойнее, а дети внимательнее ко мне». «Сын стал более охотно выполнять свои обязанности по дому».
4. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений с другими членами семьи.
«Улучшились отношения с бабушкой и дедушкой». «Я стала понимать, что родители
баловали меня».
На вопрос: «Что Вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?» - мы получили ответы, которые в дальнейшем были учтены в нашей практической работе. Пожелания были связаны с тем, чтобы углубить и расширить такие темы, как «традиционное русское воспитание», «поощрение и наказание», увеличить количество совместных занятий с детьми. Родителям также интересно участвовать в тематических занятиях: о трудовом воспитании, о половом развитии и сексуальном воспитании, о взаимоотношениях родителей с друзьями детей, об отношениях братьев и сестер, о воспитании единственного ребенка в семье.
Практика работы с родителями учащихся 9-х классов показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде, можно решить следующие задачи: в совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей устанавливаются отношения сотрудничества; нормализуются семейные отношения детей и родителей за счет совместного позитивного переживания; формируется отношение к духовно-нравственным ценностям; родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги - родителей; происходит повышение педагогической компетенции родителей в разных сферах.
Наш опыт работы по педагогического сопровождения подтверждает мнение большинства профессионалов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания [4]. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Потаповская О.М. Семейное духовнонравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения // Педагогическое сопровождение семьи в вопросах. Ш_Р: http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php7id _site=1&id_page=65&id_article=336
3. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания : учеб.-метод. пособ. М., 2002.
4. Додонов Б.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала ХХ в. М., 1994.
1. Danilyuk A.Y. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M., 2009.
2. Potapovskaya O.M. Semeynoe dukhovno-nravstvennoe vospitanie: vozmozhnost' i neobkhodimost' pedagog-icheskogo soprovozhdeniya // Pedagogicheskoe so-provozhdenie sem'i v voprosakh. ULR: http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php7id_sit e=1 &id_page=65&id_article=336
3. Stepanov E.N. Pedagogu o sovremennykh pod-khodakh i kontseptsiyakh vospitaniya : ucheb.-metod. posob. M., 2002.
4. Dodonov B.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy dukhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti v nasledii russkikh filosofov kontsa XIX - nachala XX v. M., 1994.