Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение адаптации учащихся музыкальных школ'

Педагогическое сопровождение адаптации учащихся музыкальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАЩИЕСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUPILS' ADAPTATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / SUCCESSFUL ADAPTATION / INTERACTION / MUSIC SCHOOL PUPILS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосимова Оксана Геннадьевна

В статье раскрыты подходы, содержание, основные направления, формы педагогического сопровождения адаптации учащихся музыкальной школы, определены основные пути организации взаимодействия администрации, преподавателей музыкальных школ, учителей общеобразовательных учреждений, родителей по успешной адаптации обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of music school pupils' adaptation

The article deals with approaches, contents, basic trends, forms of pedagogical support of music school pupils' adaptation; it is concerned with the basic methods of organizing interaction and cooperation between the administration, the teaching staff of music schools, teachers of general education establishments and the parents.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение адаптации учащихся музыкальных школ»

УДК 370.153 ББК 74.00

Федосимова Оксана Геннадьевна

соискатель кафедра педагогики Курганский государственный университет г. Курган Fedosimova Oksana Gennadievna Post-graduate Chair of Pedagogy Kurgan State University Kurgan

Педагогическое сопровождение адаптации учащихся музыкальных школ Pedagogical Support of Music School Pupils’ Adaptation

В статье раскрыты подходы, содержание, основные направления, формы педагогического сопровождения адаптации учащихся музыкальной школы, определены основные пути организации взаимодействия администрации, преподавателей музыкальных школ, учителей общеобразовательных

учреждений, родителей по успешной адаптации обучаемых.

The article deals with approaches, contents, basic trends, forms of pedagogical support of music school pupils’ adaptation; it is concerned with the basic methods of organizing interaction and cooperation between the administration, the teaching staff of music schools, teachers of general education establishments and the parents.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, адаптация учащихся, успешная адаптация, взаимодействие, учащиеся музыкальной школы,

дополнительное образование.

Key words: pedagogical support, pupils’ adaptation, successful adaptation, interaction, music school pupils, additional education.

В условиях динамичной, постоянно усложняющейся социальноэкономической среды в стране значительно актуализируется проблема социальной адаптации как общества в целом, так и отдельной личности. В процессе модернизации образования происходит приспособление и

обучающих, и обучаемых к новациям: уровневой системе профессионального образования, государственным стандартам, вариативному содержанию обучения, новым формам, методам и технологиям. В связи с этим проявляется тенденция усложнения адаптивных процессов, потребностей, ситуаций, требующих учета возрастающих трудностей, усиления напряжения функциональных систем адаптирующихся.

Значительные трудности возникают в процессе адаптации учащихся, обучаемых одновременно в учреждениях общего и дополнительного

образования, в частности, в музыкальных школах. В них в целом в России получают ежегодно дополнительное образование 500 тысяч учащихся. Часть из них - одаренные дети, имеющие музыкальный слух. Анализ статистических данных показывает, что почти две трети учащихся одновременно поступают в первый класс общеобразовательной и музыкальных школ. Процесс адаптации этих учащихся, наряду с позитивными изменениями, приводит к негативным последствиям: ухудшению состояния здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы. В это же время у них происходит и возрастной кризис развития (кризис 6-8 лет).

В «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» одним из приоритетных направлений является обучение учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 гг.)» актуализирует необходимость обеспечения соответствующих условий для обучения и воспитания детей и молодежи. Одним из значимых условий является успешная адаптация учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Исторически в России в области музыкального, изобразительного и хореографического искусств сложилась трехуровневая система профессиональной подготовки, включающая школы, училища и вузы. Данная система обеспечивает доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров: «... задачу ранней профессионализации призваны решать детские школы искусств (по видам искусств), функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей.» - определено в Концепции развития в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы [6]. На первом уровне осуществляется начальная профессиональная подготовка в детских школах искусств (по видам искусств) и, в частности, музыке в течение 5-8 лет.

Изучение теории и практики подготовки учащихся в этих школах

выявляет недостатки, в том числе организации педагогического сопровождения

адаптации в музыкальных школах: его эпизодический, стихийный характер;

низкий уровень информированности преподавателей об адаптационных

процессах, низкий уровень взаимодействия музыкальной школы, дошкольных ВестникЧГПУ 42011 160

образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и семьи; недостаточную разработанность методического обеспечения исследуемого процесса. Анализ государственных образовательных стандартов, учебных программ по педагогике для студентов музыкальных училищ, колледжей и вузов, уставов музыкальных школ, результаты тестирования, анкетного опроса выявляют недостаточный уровень педагогического сопровождения адаптации учащихся музыкальных школ.

Осуществленный анализ историографии проблемы, проведенной систематизации фактов позволили составить и обосновать историкопедагогический ряд, представляющий преемственное «восхождение» от элементарных форм музыкального образования до современных детских музыкальных школ, включающий античные мусические школы -средневековые метризы - певческие школы-интернаты - инструментальные, музыкальные классы при Академиях, институтах, лицеях в XVIII в. -специальные музыкальные и частные школы в XIX в. - начальные музыкальные школы в ХХ в. - начальные государственные и частные школы в XXI в. [3, 4, 5, 8]. Установлено, что при обучении детей музыке в этих учреждениях осуществлялось педагогическое сопровождение в различных формах от элементарных до системных и их фрагменты в настоящее время используются в практике.

В процессе исследования нами выделены историко-педагогические зависимости педагогического сопровождения адаптации учащихся различных типов, видов музыкальных школ, форм музыкального образования: 1)

изменение адаптивной среды, связанной с социально-экономическими преобразованиями, детерминирует совершенствование содержания форм, методов педагогического сопровождения адаптации учащихся; 2) потребность в педагогическом сопровождении увеличивается с возрастанием количества адаптивных факторов и трудностей адаптации учащихся; 3) эффективность педагогического сопровождения обусловлена уровнем организации и подготовленностью его субъектов к взаимодействию с общеобразовательными учреждениями и семьей.

Сравнительный анализ исторических форм и современного педагогического сопровождения адаптации в музыкальных школах детей позволил вычленить общие характерные черты: дополняющая роль

музыкальных школ в осуществлении адаптации учащихся в образовательных учреждениях; реализация учащимися адаптивного опыта, полученного ими в учреждениях общего образования; развитие творческих потребностей и усвоение знаний и умений в темпе и объеме, соответствующих индивидуальным способностям [3, 4, 5, 8].

Под адаптацией мы понимаем процесс приспособления индивидуума к новым условиям внешней среды, в ходе которого возникает оптимальное соответствие, обеспечивающее его успешное функционирование.

Опираясь на данные исследований различных аспектов данного вида адаптации (М.М. Безруких. М.Р. Битянова, Н.А. Менчинская и др.), под учебной адаптацией учащихся музыкальной школы мы понимаем приспособление учащегося к образовательному процессу музыкальной школы, в ходе которого осуществляется освоение нового социального статуса через приятие новых норм, ценностей, требований [1, 2, 7].

Результатом исследуемого процесса является адаптированность, которая выражается в реализации адаптивных потребностей, в освоении новой социальной роли, приспособлении к новым нагрузкам и социальному окружению, установлению межличностных отношений.

В ходе анализа актуальных аспектов проблемы нами были определены особенности учебной адаптации учащихся музыкальной школы: синхронность адаптивных процессов у большей части учащихся, обусловленная одновременным поступлением в общеобразовательные и музыкальные школы; высокий уровень напряженности в процессе адаптации, связанный с синхронностью адаптивных процессов и недостаточным адаптивным опытом; превалирование в процессе адаптации механизма приспособления и фактическое отсутствие приспосабливания; более высокая скорость адаптации у учащихся вторых-четвертых классов общеобразовательных учреждений, поступающих в музыкальную школу.

Нами были выделены основные факторы, влияющие на успешность адаптации учащихся музыкальных школ. К ним отнесены: готовность учащегося к обучению в учреждении дополнительного образования; выраженность личностных качеств: коммуникативности, адекватной самооценки; овладение элементарными приемами самоорганизации усвоений знаний, умений и навыков; состояние физического здоровья и др.

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на адаптацию, является педагогическое сопровождение учащихся музыкальных школ.

Проведенный этимологический анализ понятия «сопровождение» выявляет следующие признаки: дополнение, усиление, соблюдение,

сохранение. Сопровождение в нашем исследовании рассматривается как процесс, направленный на осуществление поддержки и удовлетворение потребностей обучаемых. Сопровождение содержит различные аспекты: дидактическое, здоровьесберегающее, валеологическое, психологическое, экологическое. Под педагогическим сопровождением адаптации учащихся музыкальной школы мы понимаем процесс взаимодействия субъектов адаптации, характеризующийся наличием управленческих и методических составляющих, и направленный на удовлетворение адаптивных потребностей обучающихся.

Формы взаимодействия обусловлены целью, задачами и содержанием педагогического сопровождения адаптации. К ним относятся: индивидуальные беседы, консультации преподавателей с родителями; проведение лекций, групповых консультаций, родительских собраний по проблеме адаптации; классные и школьные мероприятия адаптационной направленности.

В ходе теоретического анализа выявлены особенности педагогического сопровождения адаптации в музыкальных школах: практико-

ориентированность, диалогичность, добровольность, индивидуализация, дифференциация.

Проведенный теоретический анализ показал, что процесс педагогического сопровождения адаптации может быть представлен в виде модели. Разработанная модель отражает цели, подходы, содержание и включает этапы педагогического сопровождения, которое основано на

взаимодействии преподавателей музыкальной школы, учителей

общеобразовательных учреждений, родителей и направлено на решение одной из проблем педагогического образования - успешной адаптации учащихся музыкальных школ.

Модель представляет целостную совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательно-деятельностного, результативно-

оценочного. Ее основу составляют системно-деятельностный и личностноориентированный подходы.

В ходе исследования были определены критерии педагогического сопровождения адаптации: мотивационный, информационный, деятельностный и результативный. На основе данных критериев выявлены и охарактеризованы три уровня педагогического сопровождения учащихся музыкальной школы: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень: наличие программы совместной деятельности

субъектов педагогического содержания адаптации, выполнение всего ее основного содержания и мероприятий. Высокий уровень знаний субъектов педагогического сопровождения адаптации по теории и практике адаптации. Проявление активности и инициативы. Использование индивидуальных и групповых форм сопровождения.

Средний уровень: наличие программы совместной деятельности,

выполнение в основном ее содержания и мероприятий. Достаточный уровень знаний и умений у субъектов педагогического сопровождения. Достаточный уровень активности и инициативы.

Низкий уровень: эпизодическое осуществление педагогического

сопровождения адаптации, отсутствие программы совместной деятельности, низкий уровень знаний и умений по адаптации у субъектов сопровождения. Низкий уровень активности и инициативы.

Эффективность экспериментальной работы обусловлена обоснованным определением организационно-педагогических условий реализации

разработанной модели, под которыми мы понимаем совокупность

обстоятельств, направленных на повышение эффективности педагогического

сопровождения адаптации учащихся музыкальных школ. Выявление этих условий осуществлялось на основе изучения теоретических и практических аспектов проблемы, особенностей обучения учащихся в музыкальной школе, структуры и содержания разработанной модели. В результате были выделены следующие организационно-педагогические условия: 1) формирование

компетенций по адаптации у субъектов сопровождения; 2) организация взаимодействия музыкальной школы с общеобразовательными учреждениями и семьей по успешной адаптации учащихся; 3) использование

видеоинформационного обучающего комплекта для успешной адаптации учащихся. Новизна этих условий заключается в их использовании для выбранного предмета исследования и содержательном наполнении.

В процессе исследования определен уровень организации педагогического сопровождения адаптации. По оценке экспертов, в среднем в обследуемых школах он составляет 3,2 балла по пятибалльной шкале. К недостаткам в его организации они отнесли: отсутствие системы работы по адаптации (76,2 %), недостаточный уровень информированности

администрации и преподавателей по вопросам адаптации (71,3 %), слабую связь с общеобразовательными учреждениями в плане осуществления адаптации учащихся (64,6 %).

Реализация педагогических условий способствовала: актуализации

вопросов адаптации в детских музыкальных школах; повышению эффективности педагогического сопровождения адаптации; усилению сотрудничества преподавателей с учителями общеобразовательных учреждений, родителями обучаемых; экспериментальной проверке эффективности разработанной модели.

Эффективность функционирования модели и педагогических условий ее реализации оценивалась по результатам нулевого, промежуточного и итогового срезов формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольной группах. Анализ полученных данных выявил положительную динамику исследуемого процесса. Уровень педагогического сопровождения возрос с 3,2 балла (нулевой срез) до 4,3 балла (окончательный срез). Это способствовало повышению адаптированности учащихся в экспериментальных группах.

165 ВестникЧГПУ42011

Таким образом, внедрение разработанной модели и организационнопедагогических условий обеспечивает успешность адаптации учащихся, направленную на их приспособление к новым условиям образовательной среды музыкальной школы, принятию новых требований, норм, ценностей, установлению межличностных контактов.

Библиографический список

1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких -Эксмо. - 2009. - 464 с.

2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе / М.Р. Битянова - М.: Педагогический поиск. - 1997.

3. Грубер, Р.И. Всеобщая история музыки - Ч.1. / Р.И. Грубер- М.: Гос. музыкальное изд-во. - 1960.

4. Келдыш, Ю., Левашова, О., Кандинский, А. История русской музыки - Т. 1./ Ю. Келдыш, О.Левашова, А.Кандинский - М.: «Музыка». - 1972.

5. Клюев, А. С. Онтология музыки, 2-е изд., с уточн. / А. Клюев - Изд-во СпбГУ -СПб. - 2003.

6. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской

Федерации на 2008-2015 годы. [Текст] http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow

DocumID 141760.html

7. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская - М.: Институт Практической Психологии. - 2001. — 448 с.

8. Розеншильд, К.К. История зарубежной музыки. Изд 2-е, доп. Вып. 1-4 / К.К. Розеншильд - М.: “Музыка”.- 1969.

Bibliography

1. Bezrukikh, M.M. Difficulties of Training at Primary School: Reasons, Diagnostics, Complex Help / M.M. Bezrukikh. - M.: Eksmo, 2009. - 464 p.

2. Bityanova, M.R. A Child’s Adaptation to School / M.R.Bityanova - М.: Pedagogical Search. - 1997.

3. Gruber, R.I. General History of Music: Part 1 / R.I. Gruber. - М.: State Musical Publishing House. - 1960.

4. Keldysh, Yu., Levashova, О., Kandinsky, A. History of the Russian Music: Part 1/ Yu.Keldysh, O. Levashova, A. Kandinsky. - М.: "Music". - 1972.

5. Klyuev, A.S. Music Ontology: 2nd Edit. Adj. / A.S. Klyuev. - Publishing House of SPbSU. - SPb., 2003.

6. Menchinskaya, N.A. Problems of a Child’s Education, Upbringing and Mental Development / N.A.Menchinsky. - М: Institute of Practical Psychology. - 2001. — 448 p.

7. Rozenshield, K.K. Foreign Music History: 2nd Edit. Rev. Iss. 1-4 / K.K. Rozenshield. -М.: Music, 1969.

8. The Concept of Education Development in the Sphere of Culture and Art in the Russian Federation for 2008-2015 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow DocumID 141760.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.