Научная статья на тему 'Педагогическое просвещение: взаимодействие педагогов и родителей в рамках профориентации обучающихся'

Педагогическое просвещение: взаимодействие педагогов и родителей в рамках профориентации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / PUPILS / VOCATIONAL GUIDANC / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрукович Н.П., Дорошенко Л.М., Сагайдак С.С., Рогаль С.С.

В статье рассмотрена роль педагогического просвещения родителей как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей для внедрения методик ранней профориентации обучающихся. Описаны задачи, методы, средства и формы проведения психолого-педагогического просвещения семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрукович Н.П., Дорошенко Л.М., Сагайдак С.С., Рогаль С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Education: Interaction of Teachers and Parents within Career Guidance of Trained

In article the role of pedagogical education of parents as one of forms of interaction of teachers and parents for introduction of techniques of early vocational guidance of pupils is considered. Problems, methods, means and forms of carrying out of psychological and pedagogical education of a family are described.

Текст научной работы на тему «Педагогическое просвещение: взаимодействие педагогов и родителей в рамках профориентации обучающихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013

Н.П. ПЕТРУКОВИЧ,

исследователь педагогических наук, учитель английского языка1

Л.М. ДОРОШЕНКО,

директор1

1 Государственное учреждение образования «Средняя школа № 15 г. Пинска», г. Пинск, Республика Беларусь

САГАЙДАК С.С., канд. психол. наук

Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

С.С. РОГАЛЬ,

заместитель директора по воспитательной работе1

Статья поступила 10 апреля 2017 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассмотрена роль педагогического просвещения родителей как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей для внедрения методик ранней профориентации обучающихся. Описаны задачи, методы, средства и формы проведения психолого-педагогического просвещения семьи.

Ключевые слова: педагогическое просвещение, школьники, профориентация.

Введение. Сегодня перед белорусским обществом, и в первую очередь перед школой и семьей, стоят серьезные задачи по подготовке молодого поколения к жизни в новых современных условиях. Выпускники современных образовательных учреждений должны быть образованными, инициативными, энергичными, творческими, созидающими, умеющими выбирать наиболее оптимальные варианты личностного и общественного развития.

Проблема профориентации в современном обществе становится все более серьезной, так как реклама «шикарного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их законных представителей общеобразовательных государственных учреждений нереалистические притязания и непомерные амбиции, что неминуемо приводит к ошибкам при выборе профессии. Наиболее престижными и уважаемыми сегодня являются такие профессии, как юристы, финансисты, менеджеры, а рабочие специальности не пользуются особым спросом. Часто приходится наблюдать, как многие абитуриенты и их семьи, выбрав ту или иную специальность, поступают на обучение в совершено другие университеты или на другие факультеты - туда, куда проходят конкурс по результатам централизованного тестирования. И как следствие, после окончания вузов пополняют ряды безработных, вместо того чтобы стать талантливыми и востребованными строителями, сварщиками и т.д.

В связи с этим особенно актуальным становиться педагогическое просвещение и разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей [9].

Основная часть. Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Европе и Америке возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Понятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным.

Задача воспитания родителей в педагогической науке - это квалифицированная помощь семье в выполнении ею организационно-воспитательной функции. На протяжении прошлого столетия усилиями многих ученых создан фундамент теории воспитания роди-

телей, понятиями которой являются различные теории, раскрывающие «психолого-педагогические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».

Важно в современных социально-экономических условиях, когда особенно остро стоит проблема профориентации обучающихся, давать необходимые знания родителям с целью реализации ранней профориентации, создания благоприятной среды развития молодого поколения в семейной педагогике. Необходимо повышать уровень педагогических знаний родителей по вопросам ранней профориентации, о необходимой материальной и социальной среде для успешной профориентации молодежи.

В семье необходимо повышать уровень сформированности социально-ценностных мотивов в выборе профессии обучающихся с учетом их задатков, склонностей, способностей, индивидуальных качеств. И сотрудничество с законными представителями обучающихся предполагает информирование их о результатах диагностики, консультирование по оказанию помощи их собственным детям в правильном выборе профессии, вовлечение в реализацию.

Работая с семьей, необходимо помнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять современное учреждение образования. Прежде всего, следует отметить целевую направленность этой многоплановой работы. Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу учреждения необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности, конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам.

Педагогам, чтобы успешно реализовывать просветительскую деятельность в отношении родителей, необходимо учитывать их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности и многое другое. Другими словами, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами

конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями [11].

Преимущество психолого-

педагогического просвещения родителей в учреждении образования (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) - оперативная обратная связь. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психологических знаний, отдельные представления, в чем-то убедить. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом [10].

Анализ результатов внутришкольного исследования позволил сделать выводы, что в сложившейся системе профессиональной ориентации законные представители обучающихся нашей школы имеют неглубокие представления о профессиях, о требованиях, предъявляемых к способностям, знаниям и личным качествам человека, выбравшего ту или иную специальность. Кроме того, результаты анкетирования показали, что при выборе профессии для своих детей они в основном ориентируются на свое мнение (75%) и мнение детей (10%). Только 3% родителей считают важным при выборе профессии ее востребованность в обществе. Данные результаты заставляют задуматься и администрацию образовательного учреждения, и педагогический коллектив. Они свидетельствует о том, что профессиональный выбор семьи осуществляют, в основном ориентируясь на свое собственное мнение, составленное, как правило, стихийно, основываясь на разрекламированной информации в СМИ.

Отметим, что формы подачи информации (в рамках работы в семье и профориентацию) могут быть самые разнообразные: дискуссии, конференции, час вопросов и ответов, круглые столы, деловые, тренинги, семейные гостиные, мастер-классы, ток-шоу. При этом необходимо использовать инновационные педагогические технологии. Большое внимание следует уделять интерактивным формам работы (интернет форумы, блоги и сайты для родителей, электронная переписка и обмен опытом через интернет). Опрос современных семей показал, что из-за нехватки времени, наиболее удобными способами получения информации родители считают интерактивные формы работы [11].

В основе организации процесса просвещения родителей следует использовать лич-ностно-ориентированный и деятельный подходы: учитывать не только уровень образования родителей, но и уровень родительской культуры. Законные представители являются субъектами образовательного процесса - в этом нам должны помочь педагогические технологии. Каждое занятие с родителями должно заканчиваться индивидуальной и коллективной рефлексией [12].

Содержанием психолого-педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с детьми, своих знаний по вопросам ранней профориентации молодежи.

Для активизации и стимулирования родителей необходимо использовать карты активности семьи, конкурс «Лучшая родительская команда» и другие мероприятия.

Для организации просвещения родителей необходимо предусмотреть три блока: диагностический, вариативный и блок самообразования родителей.

а) Диагностический блок необходим для создания родителям условий для изучения самих себя, своих семей, своих отношений с ближайшим окружением, укладов семьи, своих знаний по вопросам ранней профориентации. Результат работы в рамках этого блока - сформированная у родителей потребность в получении педагогических знаний.

б) Вариативный блок создает условия для педагогического образования родителей в соответствии с их запросами и интересами. В этом блоке главным является выбор содержания образовательных программ самими родителями. Результатом работы в рамках этого блока является получение родителями основ педагогических знаний по семейному воспитанию, по формированию семейного уклада и т.д.

в) Блок самообразования предполагает повышение уровня родительской культуры. Определяется он самими родителями. Результатом работы этого блока станет творческое отношение родителей к ранней профориентации обучающихся в семье, обмен собственными знаниями и опытом между родителями.

Заключение. Таким образом, первоначально воспитание родителей в учреждении ограничивалось формальным информированием родителей и приобретение ими знаний, необходимых для внедрения методик ранней

31

профориентации в семьях для молодого поколения. В настоящее же время содержание воспитания родителей претерпело значительные изменения: оно включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи, особенно в вопросах профессионального самоопределения обучающихся (педагогические, психологические, статистические, физиологические, медицинские, правовые и др.).

Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, семейные видеоролики, интернет общение и др.), так как воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.

В связи с этим, авторы статьи предлагают реализовать следующую программу.

Подготовительный этап - родительское собрание и ознакомление с содержанием, задачами предстоящей профориентационной работы, обоснование идеи, определение возможностей и перспектив совместной работы, изучение мнения законных представителей учащихся по данному вопросу, получение их согласия на работу по ранней профориентации обучающихся в системе образования и воспитания молодежи.

Проектировочный этап предполагает исследование запроса потребительских образовательных услуг с целью выявления социальных ожиданий.

Диагностико-аналитический этап или ознакомление законных представителей с результатами диагностики (консультации (личные) по результатам диагностики).

Практический этап непосредственно нацелен на осуществление педагогического просвещения.

Обобщающий этап или заключительный, т.е. обобщение результатов деятельности педагогов образовательного учреждения, семей обучающихся в форме итоговой конференции, где планируется информирование специалистов учреждений общего среднего образования по вопросам педагогического просвещения родителей с целью охвата более широкого круга обучающихся ранней профориентацией.

В итоге, внедрение инновационных методик ранней профориентации обучающихся должно происходить под воздействием целе-32

направленного и грамотного воспитания со стороны профессионалов и родителей. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса мероприятий, которые играют решающую роль в раннем профессиональном самоопределении молодежи.

Список литературы

1. Дементьев, И.В. Роль школы в формировании профессионального самоопределения учащихся /И.В. Дементьев // Выш. школа. 2009. - № 5. - С. 58-65.

2. Дементьев, И.В. Педагогические условия организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении / И.В. Дементьев // Юраванне у адукацьп. - 2011.

- № 10. - С. 36-40

3. Жук, О.Л. Социально-экономическая необходимость разработки новой стратегии убеждающей профориентации школьников и внедрение инновационных методов в процессе профессионального самоопределения учащихся / О.Л. Жук // Юра-ванне у адукацыи. - 2011. - № 10. - С. 3336.

4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. / Н.Н. Захаров, В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 1989.

- 192с.

5. Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йова-ша. - М.: Педагогика, 1983. - 128с.

6. Карацуба, Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье / Т. Ка-рацуба // Прикладная психология. - 1998.

- №5-6. - С. 60.

7. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. / Е.А. Климов. - М.: Обнинск: МГУ 1991. -159с.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Для студентов средне специальных заведений. / Г.М. Коджаспирова - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.

9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская -СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. -150 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога./ Р.В. Овчарова - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.

11. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 154 с.

Резюме. Статья посвящена проблеме педагогического просвещения как взаимодействию педагогов и родителей в рамках профориентации обучающихся. Раскрыта актуальность просвещения родителей и разработки специальных программ, направленных на повышение педагогической культуры семьи: программ воспитания родителей, программ педагогического образования родителей.

Для активизации и стимулирования родителей авторы использовали карты активности семьи, конкурс «Лучшая родительская команда», были предусмотрены различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, семейные видеоролики, интернет общение). Для организации просвещения родителей были предусмотрены три блока: диагностический, вариативный и блок самообразования родителей.

Авторы статьи предлагают реализовать программу для формирования педагогического просвещения как взаимодействия педагогов и родителей в рамках профориентации обучающихся.

Подготовительный этап (ознакомление с целями и содержанием работы, получение согласия на проведение различных мероприятий), проектировочный этап (исследование запроса потребительских образовательных услуг), диагностико-аналитический этап (ознакомление законных представителей с результатами диагностики), практический этап (осуществление педагогического просвещения) и обобщающий этап (обобщение результатов деятельности педагогов).

В итоге, внедрение инновационных методик ранней профориентации обучающихся должно происходить под воздействием целенаправленного и грамотного воспитания со стороны профессионалов и их родителей. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса меро-

приятий, которые играют решающую роль в раннем профессиональном самоопределении молодежи.

Abstract. Article is devoted to a problem of pedagogical education as to interaction of teachers and parents within career guidance of trained. Relevance of education of parents and development of the special programs directed to increase of pedagogical culture of a family is disclosed: programs of education of parents, programs of pedagogical education of parents.

For intensification and stimulation of parents authors used cards of activity of a family, the competition "The Best Family Team", various formal and informal actions were provided (consultations, conversations, instructing, trainings, courses and seminars, family videos, the Internet communication). For the organization of education of parents three blocks were provided: diagnostic, variable and block of self-education of parents.

Authors of article suggest to realize the following program for formation of pedagogical education as interactions of teachers and parents within career guidance of trained.

Preparatory stage (acquaintance with the purposes and content of work, receiving a consent to carrying out various actions), design stage (research of inquiry of consumer educational services), diagnostic and analytical stage (acquaintance of lawful representatives with results of diagnostics), practical stage (implementation of pedagogical education) and the generalizing stage (generalization of results of activity of teachers).

As a result, introduction of innovative techniques of early career guidance of trained has to happen as a result of purposeful and competent education from professionals and their parents. From activity of adults creation of that pedagog-ically expedient complex of actions which play a crucial role in early professional self-determination of youth in many respects depends.

PETRUKOVICH Natalya P.

Researcher of Pedagogical Sciences, Teacher School1

DOROSHENKO Leonid M.,

Director1

1State Educational Institution «High School no. 15 in Pinsk», Republic of Belarus

SAGAIDAK Svetlana S., Cand. of Psychol. Sc. Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus

ROHAL Sergei S.,

Vice-Principal school1

PEDAGOGICAL EDUCATION: INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS WITHIN CAREER GUIDANCE OF TRAINED

In article the role ofpedagogical education ofparents as one offorms of interaction of teachers and parents for introduction of techniques of early vocational guidance of pupils is considered. Problems, methods, means and forms of carrying out of psychological and pedagogical education of a family are described.

Keywords: pedagogical education, pupils, vocational guidance.

References

1. Dementiev I.V. Pedagogical conditions of the organization of professional orientation work in educational institution. Kiravanne u adukatsyi Publ. 2011, no. 10, pp. 36-40. (In Russian)

2. Dementiev I.V. Role of school in formation of professional self-determination of pupils. Visheishaya shkola Publ. 2009, no. 5, pp. 5865. (In Russian)

3. Zhuk O.L. Social and economic need of development of new strategy of the convincing career guidance of school students and introduction of innovative methods in the course of professional self-determination of pupils. Kiravanne u adukatsyi Publ. 2011, no. 10, pp 33-36. (In Russian)

4. Zakharov N.N., Simonenko V.D. Professional orientation of school students. Moscow, Prosvescheniye Publ, 1989, 192 p. (In Russian)

5. Yovasha L.A. Problems of vocational guidance of school students. Moscow, Pedagogica Publ, 1983, 128p. (In Russian)

6. Karatsuba T. Vocational guidances of the only children in a family. Prikladnaya psychologi-ya Publ. 1998, no. 5-6, pp. 60-67. (In Russian)

7. Klimov E.A. How to choose a profession. Moscow, Obninsk. MGU Publ. 1991, 159 p. (In Russian)

8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogical dictionary. For students of special institutions. Moscow, Publishing center «Akademiya» Publ. 2005, 176 p. (In Russian)

9. Markov I.M. Training of interaction of parents with children. St. Petersburg, LLC Publishing House «Rech» Publ. 2000, 150 p. (In Russian)

10. Ovcharova R.V. The reference book of school psychologist. Moscow, «Prosves-cheniye» 1996, 352 p. (In Russian)

11. Kharlamov I.F. Pedagogics. Moscow, Publishing center «Akademiya» Publ. 2003, 154 p. (In Russian)

Received 10 April 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.