М. М. Тарасов
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА И ЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепое
В статье раскрывается роль и значимость педагогического прогнозирования в процессе воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России.
The article describes the role and importance of pedagogical prognosis in educating future officers of internal troops of Russia's Ministry of Internal Affairs.
Рассматриваемая проблема заставляет вспомнить слова известного педагога А. С. Макаренко: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материа-лов, а в педагогических - мы не изучали сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»1 Это положение в значительной степени относится ко многим командирам курсантских подразделений, которым по роду службы приходится постоянно работать (особенно на младших курсах) с трудными курсантами, преодолевать и предупреждать различные отклонения в их поведении, в нарушении требований воинских уставов.
Поэтому автор хотел бы подчеркнуть, что наиболее важным итогом изучения индивидуально-психологических особеннос-
тей курсантов является прогноз их поведения.
Прогнозирование поведения курсантов осуществляется на основе трех групп данных. Во-первых, это те личностные качества, которые сформировались у конкретного курсанта до поступления в военный институт, но устойчиво проявляются в условиях учебы в институте, развиваются под влиянием воинской, учебной и служебной деятельности. Не всегда уровень и характер развития этих качеств командир курсантского подразделения знает непосредственно по результатам наблюдения, обобщения независимых характеристик, анализа результатов деятельности и др. Нередко, особенно когда речь идет о первокурсниках, уровень развития тех или иных качеств лич-
ности познается опосредованно, путем изучения биографии, особенностей жизненного пути, развития личности курсанта в прошлом, особенно последние 2-3 года до поступления на учебу в военный институт.
Во-вторых, особое значение при прогнозировании поведения курсантов имеют мотивы их учебной и служебной деятельности, цели, которых они хотят достигнуть.
Таким образом, при прогнозировании поведения курсантов необходимо учитывать особенности их развития в прошлом, условия жизнедеятельности в данной конкретной момент времени и то, что они ожидают в будущем, на что нацелены на путях военной карьеры.
В-третьих, следует учитывать условия жизнедеятельности подразделения, военного института (училища): состояние воинской дисциплины, уровень учебно-воспитательного процесса, время года и суток, задачи, стоящие перед курсантским подразделением, и др.
Известно, что каждая личность уникальна и неповторима. Индивидуально неповторим и жизненный путь каждого кур -санта, биографические события, так или иначе повлиявшие на развитие курсанта. Однако все же можно выделить биографические факторы, статистически чаще связанные с тем или иным поведением курсанта. Для примера рассмотрим, какие биографические данные позволяют диагностировать поведение групп курсантов: из неблагополучных семей; получивших элитарное воспитание; перенесших конфликты, приведшие к формированию деструктивных, а порой предпатологических черт личности, имеющих ориентацию, противоречащую интересам службы во внутренних войсках, интересам своих родителей и в целом интересам своего Отечества.
Воспитание в неблагополучной семье сказывается и на социально-психологических особенностях курсанта. Ибо такие курсанты наиболее часто нарушают требования воинской дисциплины, более 15% опрошенных первокурсников оценивают кон-
фликтные отношения между родителями как травмирующий фактор, ведущий к срывам в учебе и поведении.
Однако следует заметить, что из числа тех, кто воспитывался в неблагополучных семьях, далеко не все курсанты проявляют тенденции недисциплинированного поведения и далеко не все копируют нормы поведения, сложившиеся в семье. Известны многие факты, когда у молодых людей, которые росли и воспитывались в семье, где наблюдалось злоупотребление алкоголем, может быть склонность к употреблению алкоголя, но может сложиться и ярко выраженное негативное отношение к спиртному. Если даже условия в семье не заставили такого курсанта взять в руки стакан с водкой, то этого он не сделает и под возможным отрицательным влиянием в среде курсантов. Если родители жили (живут) нечестно, имели (имеют) нетрудовые доходы, это может породить не только негативные тенденции в развитии личности их сына, но и его глубокий внутренний протест против нечестной жизни, и т. д. Однако практика, статистика показывают, что, хотя позитивные тенденции в развитии курсантов из неблагополучных семей нередки, чаще все-таки проявляются, к сожалению, тенденции негативные.
Практическая психология и превентивная педагогика рекомендуют для того, чтобы повысить точность прогнозирования поведения личности по биографическим данным, необходимо объективную информацию о развитии, формировании личности в семье, в школе, на производстве, в неформальных объединениях, соотнести с субъективными переживаниями, а также с мотивами той или иной деятельности.
Хотелось бы отметить, что биографи-ческие признаки неблагополучного воспитания могут быть явными и косвенными. К явным признакам относятся судимость, приводы в милицию, пьянство, второгодничество, не связанное с болезнью, и т. д. К косвенным признакам можно отнести немотивированное прекращение учебы, дли-
тельное безделье, частую и беспричинную смену мест работы, низкий средний балл в аттестате о среднем образовании, неучастие в общественной жизни школы, учреждения, предприятия, неприятности в школе, на производстве, взыскания, участие в антиобщественных неформальных объединениях. Или развод родителей, их безнравственный образ жизни чаще всего исключительно негативно влияют на развитие юноши допризывного и призывного возраста, а порой и на уже обучающегося в военном учебном заведении.
В жизни далеко не всегда юноши с уже сформировавшимися негативными качествами личности продолжают проявлять их в условиях высшего военного учебного заведения. В ввузе, в новой среде первокурсник по-новому осмысливает свое прошлое, дает правдивую оценку своему доармейско-му поведению, принимает решение жить и учиться так, как живет и учится большинство его сокурсников. Подобная перестройка стереотипов личности в училищах нередка. Но она происходит, как правило, когда офицеры курсантских подразделений вовремя диагностируют предрасположенность личности к тому или иному поведению, умело используют знание индивидуально-психологических особенностей подчиненного при работе с ним, проявляют высокую психолого-педагогическую культуру профессионального общения.
Специфическое поведение в условиях вузовской жизни и учебы наблюдается и у курсантов, получивших до училища, воен-ного института так называемое тепличное семейное воспитание. Биографическим признаком, позволяющим своевременно диагностировать курсантов, получивших такое воспитание, может быть то, что курсант является единственным ребенком в семье при наличии родного отца и родной матери и высокого (сверхвысокого) уровня дохода в семье. Нередко родители таких курсантов имеют высшее образование или успешно занимаются коммерцией, обладают значительной недвижимостью и т. п. Хотя
признаки «тепличного» воспитания могут проявлять не только единственные дети в семье. Любой ребенок, находившийся длительное время под особой опекой «влиятельных» родственников, не привыкший к преодолению трудностей, к самостоятельности, испытывает трудности и в адаптации, особенно на первом курсе. Такие курсанты могут быть склонны и к нарушениям воинской дисциплины, в быту они чаще других посещают медицинскую службу ввуза.
В работе с курсантами, выросшими в подобных условиях, следует иметь в виду, что сильное влияние на них оказывают родители , близкие люди. Любимая девушка занимает особое место в их жизни в силу настоятельной потребности компенсировать отсутствие одобрительных, душевных, сочувственных отношений со стороны командиров и сокурсников. Порой измена любимой девушки толкает такого курсанта на самые отчаянные, необдуманные поступки, связанные с грубым нарушением требований воинских уставов и этических норм. Такие курсанты очень высоко ценят взаимопонимание, эмоциональное сопереживание. Естественно, всякая попытка навязчивого вмешательства в отношения с родителями и любимой девушкой может привести к негативным результатам.
Анализ биографических данных позволяет своевременно выявить людей, личностные особенности которых являются крайним вариантом нормы. Таким личностям может быть свойственна чрезмерно выраженная ранимость, агрессивность, неуживчивость и т. д. Поведение курсантов первых курсов с чертами акцентуации в условиях высшей военной школы может быть самым неожиданным:
• чрезмерное стремление к лидерству;
• навязывание своей воли окружающим сокурсникам;
• нетерпимость контроля со стороны командиров, начальников и старших;
• эмоционально-волевая неустойчивость;
• психологические срывы (что особенно опасно) при несении караульной службы, длительных нервных и физических нагрузках, неоправданных придирках командиров и т. д.
Признаками, позволяющими своевременно диагностировать подобных курсантов (слушателей), являются:
• безнадзорность в допризывном возрасте;
• чрезмерная самостоятельность и вседозволенность;
• бесконтрольность с непомерным заступничеством родителей или иных лиц при разного рода правонарушениях, проступках;
• чрезмерная опека;
• избыточное внимание, нахождение длительное время в центре эмоционально-восторженного отношения;
• длительное эмоциональное отвержение как в семье, так и в среде товарищей, сверстников, сокурсников;
• воспитание в условиях жестких взаимоотношений (в неблагополучных семьях);
• воспитание в условиях излишней нормативности;
• воспитание в семьях, где царит «культ болезни» и др.
В социальном плане данные биографические и иные психопрогностические признаки более часто встречаются в условиях тепличного и неблагополучного воспитания.
Своевременное выявление курсантов с такими индивидуальными особенностями позволяет избежать многих проступков, вовремя принять меры коррекции, максимально индивидуализировать средства психолого-педагогических воздействий на курсантов.
Второй группой признаков, позволяющих проследить поведение и поступки курсантов, является характер жизнедеятельности в подразделении, уровень воспитательной работы в нем. Внутренний порядок в курсантском подразделении, высокая требовательность к курсантам, объективные
условия, в которых проводится учебная и служебная деятельность курсантов, состояние воинской дисциплины и другие факторы существенным образом влияют на поведение курсантов, нейтрализуя влияние негативных факторов биографического порядка и создания условий формирования положительных качеств будущих офицеров внутренних войск.
Большое значение для педагогической деятельности командиров и преподавателей имеет учет так называемых обстановочных признаков. Опытные воспитатели обращают особое внимание на поведение курсантов в период, когда заканчиваются занятия по расписанию, когда заканчивается рабочий день и большинство офицеров и преподавателей оставляют институт, а также праздники и предпраздничные дни, в дни рождений, после получения денежного содержания и денежных переводов от родителей, после учений, выполнения сложных и тяжелых заданий и т. д. Практика показывает, что именно в эти периоды чаще всего возможны нарушения отдельными курсантами требований воинских уставов, те или иные отклонения в их поведении. На интенсивность и характер поступков курсантов оказывает влияние наступление весны и лета, когда увеличивается вероятность самовольных отлучек, опозданий из увольнений, конфликтов на почве ревности и т. д.
Третья группа психопрогностических признаков связана с целями, мотивами деятельности. Знание их - основа успешного предвидения поведения курсантов, устойчивого руководства ими. Добросовестное отношение курсанта к выполнению служебных заданий, мотивация на достижение звания отличника учебы, спортсмена-разрядника и т. п. являются весьма определенными позитивными прогностическими признаками, позволяющими предвидеть поступки и поведение курсантов. Если же подобного интереса (мотивации) нет, то значительно повышается вероятность негативного поведения курсанта.
Наиболее важным источником индивидуальных психологических и других особенностей курсантов является прогноз их действий и поведения в учебе, службе и быту. Прогнозирование поведения курсанта осуществляется на основе знания устойчивых личностных качеств курсанта, моти-
вации его учебной и служебной деятельности, целей, которых он хочет достигнуть, и учета воспитателем условий жизнедеятель -ности подразделения: состояния воинской дисциплины, уровень учебно-воспитательного процесса, задачи, стоящие перед подразделением и т. д. (см. рис. 1).
Изучение документов
Индивидуальная беседа с курсантами
Беседа с командирами и преподавателями о курсанте
Психолого-педагогическое наблюдение в течение всей учебы в ввузе
Формирующий эксперимент
Анализ итогов учебы и дисциплины за каждый месяц, семестр и каждый курс
Обобщение независимых характеристик
Биографический метод
Анкетирование
Наблюдение
Анализ выполнения распоряжений, поручений
Анализ психологических характеристик, написанных курсантами друг на друга
Изучение и анализ читательских интересов
Анализ преимущественных отношений курсанта
Анализ влияния семьи других связей вне ввуза
Анализ отзывов на курсантов по итогам стажировки и отзывов на выпускников из войск
Рис. 1. Методика длительного изучения личности курсанта ПРИМЕЧАНИЕ
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Соч. в 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. Т. 1. С. 559.
40 1