Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: к вопросу концептуализации'

Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: к вопросу концептуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / SYSTEM OF FAMILY UPBRINGING VALUES / PEDAGOGICAL PROJECTING / CONCEPTUAL STATE / CONCEPT OF PEDAGOGICAL PROJECTING OF THE SYSTEM OF FAMILY UPBRINGING VALUES IN MODERN RUSSIA / PEDAGOGICAL IDEAL OF FAMILY UPBRINGING IN MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Л. О.

Постановка проблемы связывается с необходимостью обоснования целевого, фундаментального и содержательно-смыслового компонентов педагогического проектирования с целью упорядочения выявленных закономерностей развития системы ценностей семейного воспитания в контексте историко-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROJECTING OF THE SYSTEM OF FAMILY UPBRINGING VALUES IN MODERN RUSSIA: THE ISSUE OF CONCEPTUALIZATION

Stating this problem is linked to the necessity to explain the following components of pedagogical projecting: targeted, fundamental, and content-based. The purpose of explaining these components is to sort out the revealed mechanisms of developing the system of family upbringing values in the context of historical and pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: к вопросу концептуализации»

12. Важенина, С.С. Роль искусства в воспитании студентов вуза культуры // Электронный научный журнал «UNiVERSUM: психология и образование». - 2014. - № 5-6(6).

Bibliography

1. Vazhenina, S.S. Organizaciya khudozhestvennoyj deyateljnosti kak sredstva formirovaniya cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2014. - № 6.

2. Vazhenina, S.S. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih v kontekste usileniya vospitateljnogo komponenta vuzovskogo obrazovateljnogo processa // European Social Science Journal (Evropeyjskiyj zhurnal socialjnihkh nauk). - 2014. - № 6. - T. 1.

3. Sillaste, G.G. Ehvolyuciya dukhovnihkh cennosteyj rossiyanok v novoyj sociokuljturnoyj situacii // Sociologicheskie issledovaniya. - 1995. -№ 10.

4. Thelkanova, E.M. Tradiciya kak osnova khudozhestvennogo processa v sovremennom iskusstve Yugrih / E.M. Thelkanova, S.B. Verkhovskaya // [Eh/r]. - R/d: http://sibac.info/index.php/component/content/article/50-2011-12-21-06-47-43/3156-2012-06-27-03-57-57

5. Sukhomlinskiyj, V.A. Mudrostj roditeljskoyj lyubvi / sost. A.I. Sukhomlinskaya. - M., 1988.

6. Akhmerova, D.F. Subjhekt-subjhektnoe vzaimodeyjstvie studentov i prepodavateleyj v vospitateljno-obrazovateljnom processe vuza // [Eh/r].

- R/d: http://www.school2100.ru/upload/iblock/f9e/f9e423936080f219168c3edfc4c75831.pdf

7. Stukalova, O.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v sfere kuljturih i iskusstva: sovremennoe sostoyanie i perspektivih razvitiya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2011.

8. Vazhenina, S.S. Teoreticheskie osnovih formirovaniya cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Perspektivih nauki.

- 2014. - № 7(58).

9. Berezhnaya, M.S. Tvorcheskaya samorealizaciya studentov vuzov v khudozhestvenno-tvorcheskoyj deyateljnosti // Ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal «Pedagogika iskusstva». - 2008. - № 1 // [Eh/r]. - R/d: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2008/berezhnaia/ berezhnaia_03-03-2008.htm

10. Nazarova, S.I. Gumanitarnoe vospitanie i razvitie lichnosti na osnove organizacii integrirovannoyj khudozhestvennoyj deyateljnosti // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 1(30).

11. Vazhenina, S.S. Potencial khudozhestvennoyj deyateljnosti v formirovanii cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Obrazovanie: tradicii i innovacii: Materialih V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Praga, 2014.

12. Vazhenina, S.S. Rolj iskusstva v vospitanii studentov vuza kuljturih // Ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal «UNiVERSUM: psikhologiya i obrazovanie». - 2014. - № 5-6(6).

Статья поступила в редакцию 22.07.14

УДК 37.01

Volodina L.O. PEDAGOGICAL PROJECTING OF THE SYSTEM OF FAMILY UPBRINGING VALUES IN MODERN RUSSIA: THE ISSUE OF CONCEPTUALIZATION. Stating this problem is linked to the necessity to explain the following components of pedagogical projecting: targeted, fundamental, and content-based. The purpose of explaining these components is to sort out the revealed mechanisms of developing the system of family upbringing values in the context of historical and pedagogical research.

Key words: system of family upbringing values, pedagogical projecting, conceptual state, concept of pedagogical projecting of the system of family upbringing values in modern Russia, pedagogical ideal of family upbringing in modern Russia.

Л.О. Володина, канд. пед. наук, доц., докторант ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО,

г. Москва, E-mail: volodina-l@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: К ВОПРОСУ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Постановка проблемы связывается с необходимостью обоснования целевого, фундаментального и содержательно-смыслового компонентов педагогического проектирования с целью упорядочения выявленных закономерностей развития системы ценностей семейного воспитания в контексте историко-педагогического исследования.

Ключевые слова: система ценностей семейного воспитания, педагогическое проектирование, концептуальное положение, концепция педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России, педагогический идеал семейного воспитания в современной России.

В настоящее время одной из задач культурной политики России ставится задача осмысления и формулирования национального идеала. Появление самой идеи духовно-нравственной ориентированности российской цивилизации - свидетельство понимания государственной властью необходимости сохранения в условиях противоречивости информационного пространства единого социокультурного пространства страны.

Анализ первоисточников позволяет говорить о широком спектре духовно-нравственной проблематики в трудах теоретиков и практиков и в целом в исследованиях по духовно-нравственному воспитанию. В данной ситуации научное осмысление системы ценностей семейного воспитания порождается необходимостью концептуального упорядочения составляющих ее содержание духовных и нравственных ценностей как динамических явлений с целью обоснования педагогического идеала семейного воспитания в современной России. И в этом - сущностное определение замысла педагогического проектирования, функциональная значимость которого определена его ролью ло-

гической интеграции инновационных идей как основы решения жизненных педагогических проблем, предопределяющей перспективное развитие педагогических явлений.

В раскрытии обозначенной темы автор обращается к опыту отечественного семейного воспитания в контексте историко-пе-дагогического исследования, позволяющего изучить то, «...чем ты дорожишь как русский, с чем ты сроднился и сжился» (Ю.Ф. Самарин) [1].

История педагогики в отечественной науке получила признание и как наука историческая, ставящая своей целью выявление, накопление и обобщение исторических фактов, и как наука педагогическая, занимающаяся их педагогической интерпретации, формированием историко-педагогического взгляда на динамику педагогической мысли и практики сквозь призму проблематики актуальных задач современной педагогики. Педагогический анализ исторических фактов в аспекте понимания их внутри той культурной эпохи, к которой они относятся, становится отправной точкой теоретического моделирования педаго-

гических феноменов как действия тех закономерностей, которые сложились в прошлом и спроецировали из прошлого настоящее. Таким феноменом в нашей работе считается система ценностей семейного воспитания в современной России.

Постулаты обоснования концептуальных положений педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России:

1. Любая педагогическая парадигма определяется системой ценностей. В основе парадигм воспитания, как моделей решения воспитательных проблем, лежат ценности.

2. Духовно-нравственное воспитание основывается на системе ценностей обобщенного (духовного) смысла и соответствующей ей системе конкретных (нравственных) качеств-ценностей.

3. Духовно-нравственные ценности - основа семейного воспитания (ими продиктованы методы, приемы воспитания, стиль взаимоотношений в семье).

4. Накопителем, носителем и генератором, воспринимающим, воспроизводящим и создающим духовно-нравственные ценности, является семья.

Семья представляет собой кровное родство, единение (моральная ответственность) обеспечивает ее целостность и сохранение. На протяжении всего своего исторического развития она как отдельный институт оставалась крепкой благодаря идеям своего рода. Семья самоценна, является субъектом национальной культуры.

5. Для России таким субъектом выступает, прежде всего, русская семья.

Величие русского народа создавалось заботой семьи о воспитании будущих полезных членов общества. Понятие «полезный член общества» соединяло в себе тесно слившиеся понятия «хорошего семьянина» и «хорошего гражданина»» (Н.К. Грун-ский) [2, с. 35 - 36]. В системе духовных приоритетов русского народа семья выступала главной ценностью, сочетаясь с сущностью самого народа и государства.

6. Ценности семейного воспитания неразрывны с общим стилем и жизнедеятельностью семьи.

7. Все нравственные принципы внешней жизни неизбежно входят в основу жизни семьи. Духовно-нравственные ценности семейного воспитания в истории России находились под влиянием многих условий и факторов, диалектически развивались, что не могло не отражаться на соотношении традиционных и новых, национальных и национально-региональных ценностей семейного воспитания.

7.1. Природно-географическая среда России имеет прямое отношение к истории русского народа, формируя особый национальный характер: «Великорусское племя - не только известный этнографический состав, но и ... даже особый национальный характер, и природа страны много поработала ... над этим характером» (В.О. Ключевский) [3, с. 310].

7.2. Среда, в которой исторически возникла, функционировала и развивалась всякая семья, в том числе и русская, включает в себя следующие составляющие: государство, общество, нацию и род.

И в древности семья не составляла отдельной независимой единицы. Семья, прежде всего, была частью рода, воспринимаемого как единый организм, имеющего единый целостный образ. У каждой семьи, кроме родовых интересов, были интересы общественные.

Семья имела значение не сама по себе («самостоятельное творческое единство»), а только в отношении к обществу -«могучему творческому единению людей» в общем творимом деле - в национальной духовной культуре (И.А. Ильин) [4]. Семья есть воплощение социальности, данное от природы. Семья составляла «органическую часть» государства. По своей социальной сущности она призвана воспринимать, поддерживать и передавать его традиции, благодаря чему в истории отечества развивался и сохранялся духовный смысл национального гражданства.

8. Семья по своей природе, источникам возникновения и развития, социальной роли естественно и органично встроена в структуру рода, нации, общества, государства и географические условия. Веками развиваясь в этой комплексной соци-оприродной среде и будучи неотрывной от нее, семейное сознание исторически осваивало компоненты среды в качестве наиболее значимых. Род, нация, общество, государство, географические условия непрерывно подпитывали такую направлен-

ность семейного сознания и становились наиболее значимыми факторами самосохранения семьи.

Род, нация, общество, государство, природа - заглавные духовные ценности семьи, которые выступают общей основой системы ценностей семейного воспитания.

9. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи, природно-географические условия жизни и общественно-государственные основы семьи являются общими факторами, влиявшими на становление системы духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье. По сути, это системные основы духовно-нравственных ценностей семейного воспитания. Элементами же системы выступают ставшие традиционными духовные ценности (базовые) и соотносимые с ними нравственные ценности.

10. Ценности воспитания в русской семье в региональных условиях, вырастая на этногенетической почве, выступают как наличный мир духовно-нравственных потребностей, развивавшихся и веками адаптированных жизненной активностью семьи в конкретных местных условиях.

Региональные условия жизнедеятельности семьи Северо-Запада России имеют природно-географические (умеренно-континентальный климат, плотность лесных массивов, густая сесть рек, заболоченность почв), социополитические (раннее включение северо-западного крестьянства в рыночные отношения), социальные (долгое существование общины особой общественной самоуправляемой организации) и этнические (смешение славянской культуры с культурами ранее заселявших данную территорию народов) особенности.

Региональные особенности содержат в себе свои, дополнительные ресурсы для дальнейшего развития ценностей воспитания в русской семье.

Регион вносит свой вклад в накопление и содержательное обогащение системы национальных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье. В этом - историческая роль региональных особенностей.

11. Устойчивая система ценностей семейного воспитания, складывающаяся до конкретного исторического периода, выступает как традиционная. Функционирующая и развивающаяся система ценностей семейного воспитания в данный (рассматриваемый) период времени есть исторически современная. Но она будет выступать как традиционная по отношению к последующим периодам истории страны.

Результатом историко-педагогического исследования является концептуальное упорядочение выше обозначенных теоретических выводов, обозначенное нами в контексте педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России, представленное в композиционном отношении целевой, фундаментальной, содержательно-смысловой составляющими.

1. Целевой компонент педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России. Концептуальные положения необходимости и действенности педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания.

Первое концептуальное положение. Духовно-нравственные ценности семейного воспитания - приоритетное направление содержания современного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации.

Задачи достижения приоритетности:

- актуализация роли ценностей семейного воспитания как фактора стабильного развития и функционирования российского общества в контексте приоритета интересов семьи в государственной социальной политике;

- понимание роли ценностей семейного воспитания в стабильном развитии и функционировании российского общества как исторически обусловленного культурно-педагогического капитала.

Второе концептуальное положение. Приоритетность духовно-нравственных ценностей семейного воспитания определяется их соотносительностью с национальными ценностями -основе национальной идентичности.

Задачи достижения национальной идентичности:

- обоснование значимости традиционных ценностей семейного воспитания в современной национальной семье;

- выявление условий устойчивости и траектории позитивного развития традиционных ценностей воспитания в современной национальной семье.

Третье концептуальное положение. Критерием эффективности педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания является создание единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Задачи достижения интеграции образовательного пространства:

- создание и принятие единой системы ценностей, соответствующей современному пониманию обществом идеала семейного воспитания, обозначенного категорией «педагогический идеал», как условие обеспечения духовной безопасности Российской Федерации;

- согласованность (координация) действий значимых социальных институтов (семьи, государства, общественных организаций, научной педагогики, церкви), цель межсубъектной интеграции - достижение единства в интерпретации педагогического идеала как целеобразующее современного семейного воспитания. Основным механизмом согласованности действий выступает педагогика коммуникативного действия [5, с. 162 - 165].

Четвертое концептуальное положение. Единство образовательного пространства в отношении системы ценностей семейного воспитания строится в аспекте общего, единичного и случайного как допустимых границ вносимых в ее содержание изменений.

Задачи достижения дифференциации образовательного пространства:

- определение роли национально-региональных ценностей семейного воспитания в становлении системы традиционных национальных ценностей семейного воспитания;

- отражение национально-региональных ценностей семейного воспитания в системе современных общенациональных ценностей семейного воспитания.

Концептуальные положения находят отражение в следующих принципах построения системы ценностей семейного воспитания: действительности (соответствие системы объективным условиям жизни), рациональности (основанности на анализе механизма траектории развития системы), прогрессивного развития (ориентированности на позитивные результаты динамики системы ценностей), обратной связи (соответствие системы социальному заказу); персонификации (ориентация на конкретный образ).

Фиксация концептуальных положений на этапе целеполага-ния позволяет говорить о Концепции педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания с последующей формулировкой ее сущности и цели.

Концепция педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России - система научных знаний о педагогическом идеале семейного воспитания, представленном как инновационная педагогическая модель в логике познания проблемы ценностей семейного воспитания в современной России в развитии их диалектического взаимодействия в прошлом, настоящем и будущем.

Цель Концепции педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России -обоснование и создание динамической функциональной системы ценностей семейного воспитания, содержание которой отражает понятие «педагогический идеал семейного воспитания в современной России».

Обозначенные задачи по реализации концептуальных положений делают возможным формулировку подцели Концепции педагогического проектирования - толкование системы ценностей семейного воспитания в современной России в контексте логической цепочки: педагогический идеал - система ценностей семейного воспитания - культурно-педагогический капитал.

2. Фундаментальный компонент педагогического проектирования.

В соответствии с принципами целостности и динамизма системного подхода - система ценностей есть элемент более сложной социальной системы - при анализе степени ее восприимчивости к изменениям в той системе, элементом которой она рассматривается, обращается внимание на траекторию ее позитивного развития и условия его обеспечивающие. В определении сущности проектируемой системы участвует концептуальное положение детерминированности педагогического проектирования: Семья как субъект национальной культуры в результате своей активно-адаптивной жизнедеятельности накопила силу самосохранения, самовоспроизведения, саморазвития. Это находит подтверждение в следующих закономерностях:

1. Важнейшей формой развития системы ценностей выступает ее саморазвитие, как следствие проявления закономерности по-требностно-мотивационного развития системы ценностей.

2. Саморазвитие осуществляется в соответствии с исторически возникающими и культурно-оправданными потребностями русской семьи - как следствие проявления закономерности моди-фикационно-преемственного развития системы ценностей.

3. Ведущее условие позитивного развития системы ценностей определяется позицией: ослабление духовных приоритетов семейного воспитания требует усиления социальной интеграции исторически определяющих траекторию развития системы ценностей - государства, общественно-педагогического движения, научной педагогики и церкви как следствие проявления закономерности обратно пропорциональной зависимости между социальной идентификацией и социальной интеграцией системы ценностей как культурной подсистемы общества.

Обозначенные закономерности есть специфические как результат условий позитивного развития системы ценностей семейного воспитания, становятся определяющими ее траектории (фиксируется понятием «педагогический идеал»).

Концептуальные положения фундаментального компонента позволили заключить об эволюционном характере педагогического проектирования, истинность которого подтверждается логикой самого процесса прогрессивного развития данной системы и находит отражение в следующих принципах ее построения: достаточности ресурсов, формирующими механизмами которого выступают: конъюгация (образование нового за счет соединения прежнего), ингрессия (изменение традиционного за счет обогащения новым); перспективности, регулирующими механизмами которого выступают - прогрессивный подбор и подвижное равновесие ценностных изменений (увеличение компонентов системы при сохранении ее структуры).

3. Содержательно-смысловой компонент педагогического проектирования. Концептуальное положение эффективности педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России: Развитие системы ценностей семейного воспитания имеет прогрессивную форму проявления. Это находит подтверждение в закономерности прогрессивного поступательного развития системы ценностей, основанной на диалектике саморазвития системы, адекватно отражающей в соответствии с законом ускорения исторического времени и законом возвышения потребностей необходимость духовного роста общества. Данная закономерность как результат факторов позитивного развития системы становится определяющей механизма ее траектории (фиксируется понятием «культурно-педагогический капитал»).

Концептуальное положение содержательно-смыслового компонента педагогического проектирования, эффективность которого подтверждена обоснованной закономерностью как суммарным проявлением закономерностей специфических, позволило сформулировать общую закономерность развития системы ценностей семейного воспитания - закономерность ее возрастающей роли в структуре общественных отношений.

Концептуальное положение эффективности, определяющие праксиологические аспекты педагогического проектирования, находят отражение в следующих принципах построения системы: оперативности (современности реагирования на духовные потребности общества); достоверности информационного обеспечения (реальное отражение объективной действительности в духовной потребности); научности (учет закономерностей развития системы ценностей в построении системы); целенаправленности (увязки цели педагогического проектирования с реализацией региональных приоритетов ценностей семейного воспитания).

В качестве итоговых выводов выделим следующие положения. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России с включением в данный процесс концептуальных подходов с выходом на закономерности изучаемого явления делает возможным интерпретацию такой системы методологически обоснованной, исключая случайные элементы его структуры и содержания. Логическая цепочка: педагогический идеал - педагогическая система ценностей семейного воспитания - культурно-педагогический капитал - объясняет процесс возможного развития системы ценностей семейного воспитания: доминирующие ценности воспитания в русской семье, обозначенные понятием «педагогический идеал», отражены в системе позитивных ценностей, которая, в свою очередь, является ресурсом (капиталом) его дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Самарин, Ю.Ф. О народном образовании [Э/р]. - Р/д: http://az.lib.ru/s/samarin_j_f/text_1856_o_narodnom_obrazovanii.shtml

2. Грунский, Н.К. Лекции по педагогике. - Юрьев, 1914.

3. Ключевский, В.О. Курс истории. Сочинения: в 9 т. - М., 1987. - Т. 1.

4. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. - М., 1993.

5. Володина, Л.О. Педагогика коммуникативного действия: историко-педагогический контекст // Новое в психолого-педагогическом исследовании. - 2013. - № 2.

Bibliography

1. Samarin, Yu.F. O narodnom obrazovanii [Eh/r]. - R/d: http://az.lib.ru/s/samarin_j_f/text_1856_o_narodnom_obrazovanii.shtml

2. Grunskiyj, N.K. Lekcii po pedagogike. - Yurjev, 1914.

3. Klyuchevskiyj, V.O. Kurs istorii. Sochineniya: v 9 t. - M., 1987. - T. 1.

4. Iljin, I.A. Putj dukhovnogo obnovleniya. - M., 1993.

5. Volodina, L.O. Pedagogika kommunikativnogo deyjstviya: istoriko-pedagogicheskiyj kontekst // Novoe v psikhologo-pedagogicheskom issledovanii. - 2013. - № 2.

Статья поступила в редакцию 11.07.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 159.92:530.1

Iskanderov N.F. A METHOD OF ORGANIZATION OF OPERATIONS ON COMPARISON IN THE STUDY OF PHYSICS IN SCHOOL. In this article the problem of the organization of the comparison operation techniques in the study of Physics in school is revealed. The operations on comparison are the ones of the most important mental operations in the process of scientific perception, therefore they are necessary for learning in all subjects of science in school, especially in Physics. The article describes the structure of the act of thinking. Teaching of implementation of this operation is divided into several stages, which have several levels to assess the successfulness of learning comparison. The author has developed a technique to establish causal relations between events. A scheme of mental actions in the process of empirical knowledge is given. In conclusion, the article proposes a system of questions for students to test their ability to carry out assimilation of comparison operations.

Key words: school education, learning of Physics, operation on comparison, cause-and-effect relations.

Н.Ф. Искандеров, канд. пед. наук, доц. каф. Физики, методики преподавания физики и современных образовательных технологий Оренбургского гос. педагогического университета, г. Оренбург, Е-mail: nailfi@mail.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Операция сравнения, одна из важнейших мыслительных операций в процессе научного познания, поэтому обучение ей необходимо на всех предметах естественного цикла, особенно при изучении физики в школе. В статье рассмотрена структура мыслительного акта. Обучение этой операции разделяется на несколько этапов, успешность освоения которых разделена на несколько уровней. Автором разработана методика установления причинно-следственных связей между явлениями, дается схема мыслительных действий при эмпирическом процессе познания.

Ключевые слова: обучение физике, школьное обучение, операция сравнения, причинно-следственные связи.

К базовым потребностям человека относятся: 1) потребность в понимании и осмыслении (когнитивная потребность), 2) потребность в самоактуализации и самореализации возможностей и способностей, 3) потребность в удовлетворении субъектом социальных контактов. По мнению многих исследователей, потребность в понимании является врожденной, лежащей в основе многих свойств поведения. Потребность в понимании определяет исследовательскую потребность, переходящую в когнитивную потребность в знаниях и информации. Рассматривая понимание как когнитивный акт постижения смысла, являющийся более широким, чем акт научного познания, приходим к необходимости обучению этому мыслительному акту учащихся через любой школьный предмет. Достижению понимания способствует правильно организованная деятельность учащихся во всем учебном процессе. Вооружение школьника разнообразным мыслительным действиям способствует расширению возможностей для создания успешных условий для понимания. Система школьного физического эксперимента создает благоприятные условия для развития мыслительных действий учащихся.

Проблема обучения умению сравнивать является составной частью проблемы развития мыслительных способностей учащихся. На это указывают авторы курсов методики преподавания физики, а также педагоги и психологи, изучающие проблему развития мышления учащихся в процессе обучения [1; 2; 3; 4].

В тоже время Л.Л. Гурова отмечает, что при формировании мыслительных способностей на начальном этапе важную роль составляет практическое мышление, проявляющиеся в решении проблем с реальными физическими объектами по их мысленному преобразованию [5]. Основой мыслительного акта, по мнению автора, служит образное мышление, в котором любая сенсорная модель деятельности позволяет осуществить процедуру понимания ситуации, происходящую через образы предметов содержащих в себе свойства всеобщего и особенного, общего и конкретного достигать понимания, процедура данного мыслительного акта происходит путем сравнения свойств изучаемых объектов восприятия.

В учебном эксперименте часто приходится проводить сравнения результатов наблюдений, позволяющих выделить существенные признаки у изучаемых предметов, формировать представления об общих и отличительных признаках класса предметов. Мыслительный акт сравнения состоит из следующих элементов:

1) выявление цели сравнения;

2) выбор предметов сравнения;

3) выделение необходимых признаков для осуществления сравнения;

4) выделение основания, по которому организуется сравнение;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.