Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование как инструмент организации гражданско-правового воспитания'

Педагогическое проектирование как инструмент организации гражданско-правового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / PEDAGOGICAL DESIGNING / FORMAL BEHAVIOR / FORMAL THINKING / CIVIL-LAW EDUCATION / RULES OF LAW / MORALLY-ETHICAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибарсова Гульнара Шихмуратовна

В статье рассматриваются вопросы проектной деятельности педагогов, направленной на правовое и морально-этическое просвещение учащихся. Особенность авторского подхода заключается в обосновании необходимости повышения практической направленности гражданского образования, обеспечения целостности процесса формирования гражданских качеств учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бибарсова Гульнара Шихмуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical designing as the tool of the organization of civil-law education

In article questions of design activity of teachers directed on legal and morally-ethical education of pupils are considered.. Feature of the author's approach consists in a substantiation of necessity of increase of a practical orientation of a secular education, maintenance of integrity of process of formation of civil qualities at studying youth.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование как инструмент организации гражданско-правового воспитания»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Педагогика

УДК: 37.032 Г.Ш. Бибарсова*

Педагогическое проектирование как инструмент организации гражданско-правового воспитания

В статье рассматриваются вопросы проектной деятельности педагогов, направленной на правовое и морально-этическое просвещение учащихся. Особенность авторского подхода заключается в обосновании необходимости повышения практической направленности гражданского образования, обеспечения целостности процесса формирования гражданских качеств учащейся молодежи.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, формальное поведение, формальное мышление, гражданско-правовое воспитание, правовые нормы, морально-этические нормы.

G.Sh. Bibarsova*. Pedagogical designing as the tool of the organization of civil-law education. In

article questions of design activity of teachers directed on legal and morally-ethical education of pupils are considered. . Feature of the author’s approach consists in a substantiation of necessity of increase of a practical orientation of a secular education, maintenance of integrity of process of formation of civil qualities at studying youth.

Keywords: pedagogical designing, formal behavior, formal thinking, civil-law education, rules of law, morally-ethical standard.

Одной из основополагающих задач образования в современной России является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающего права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, целостным миропониманием. Реализация этого возможна лишь в том случае, если государство, общество будут способны обеспечивать формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; если в системе образования будет иметь место высокая ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи.

Правовое и морально-этическое воспитание должно формировать правосознание как ценность, развивать у молодежи нравственную восприимчивость и разборчивость. Заранее заданные правила и соответствующие типы поведения свойственны нравственной сфере. Нравственная сфера представляет собой систему норм-правил, предписывающих или запрещающих те или иные мотивы поступков. От права морально-этические законы отличаются тем, что они относятся не непосредственно к поступкам, а к мотивам этих поступков. Если нарушение правовых норм влечет внешние санкции государства, то нарушение нравственных норм влечет внутренние санкции совести и общественное осуждение. Однако нравственность имеет общее с правом в том, что она представляет систему заранее сформированных, хотя и не так отчетливо выраженных правил, которым можно следовать или не следовать. В таком случае нравственное поведение также относится к области формального поведения, а безнравственное

— к области антиформального поведения.

В общем смысле культура, культура поведения также относятся к области формального поведения, т.к. они сами состоят из определенного рода нормативов, правил достижения целей.

Есть еще одна важная сфера жизни, связанная с производством, — технология, которая также представляет собой свод правил, нормативов по преобразованию какого-либо исходного материала (сырья, информации и т.п.) с целью получения заранее заданного результата. Инженер, учитель, рабочий, которые следуют предписываемым технологией правилам, производят нужный продукт по заданным параметрам, а кто не соблюдает технологии, тем самым нарушает нормы, требования, производит некачественный продукт.

Основы формального поведения закладываются уже в школе. При этом главным средством приучения к формальному, т.е. культурному, нравственному, правовому поведению является выработка

* Бибарсова, Гульнара Шихмуратовна, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, 3. Тел.: 8-981-854-19-75. E-mail: bgsh2@rambler.ru.

* Bibarsova, Gulnara Shihmuratovna, senior lecturer the Stavropol state pedagogical institute, Address: Russia, St.-Petersburg, Tihoretsky prospectus, 3. Ph.: 8-981-854-19-75. E-mail: bgsh2@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 16 марта 2011 года.

у учащихся правильного (формального) мышления. Формальное мышление — это «последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам» [1].

Формальное поведение и формальное мышление — явления тесно связанные между собой. Вот почему усвоение культурного, морально-этического, правового содержания учебных дисциплин, овладение технологией их изучения формируют формальное мышление, а вместе с ним — готовность к формальному поведению, отношение к нему как к ценности.

В процессе обучения учащиеся овладевают логическими формами мышления. В процессе усвоения содержания науки у учащихся формируются те когнитивные структуры, которые в соответствии с законами логики определяют правильность умственных действий, которые отличают умного от неумного. Неумный всегда тяготеет к неправильному, антиформальному поведению. Воспитывая ум, педагог тем самым воспитывает и умное поведение — сознательное поведение в соответствии с нормами, правилами. Данные положения составляют основу, сущность воспитания законопослушного, нравственного человека — человека разумного. В данном случае уместно говорить и об интеллектуальном достоинстве — достоинстве ума, интеллекта, понимания жизни.

Использование воспитательного потенциала учебных дисциплин — важное и при определенных условиях достаточно эффективное средство воспитания. Однако не случайно педагогическая общественность выражает серьезную озабоченность состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях различного уровня, типа и профиля. Далеки от желаемых качественные характеристики их гражданской и профессионально-личностной направленности, правовой и духовнонравственной культуры. Среди значительной части учащейся молодежи, отмечают и ученые, и практики, преобладают правовой нигилизм, общественная пассивность, потребительское отношение к жизни.

Одна из причин такого положения — отсутствие целостности учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе. Учебный процесс нередко сводится лишь к реализации информационной и репродуктивной функций, к передаче формальных, оторванных от жизни знаний. Слабо реализуется огромный социокультурный, духовно-нравственный потенциал учебных занятий, содержание и формы которых не приобретают достаточно выраженной личностно-развивающей направленности.

Важным условием повышения эффективной реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин является работа по приданию усваиваемым знаниям личностного смысла. Учебная, учебно-исследовательская работа учащихся должна быть направлена на усвоение не только общих знаний, но и знаний, имеющих особую значимость для индивида, которые будут им приняты как свои собственные, которые будут им осознанно применяться в собственной жизнедеятельности, которые станут подлинным руководством для поиска нормативных (правовых, моральных) способов удовлетворения потребностей, достижения целей.

Одним из эффективных средств формирования у учащихся знаний в области правовой системы, умений использовать правовые нормы в повседневной практике является социальное проектирование, организация при вузах, имеющих юридические факультеты, службы юридического консультирования (например, юридические клиники). Проектирование процесса формирования у учащихся правосознания должно обращать внимание на верное толкование смысла законодательства, на единство, тесную связь права и морали, на условиях их реализации, которые должно обеспечить правовое государство. Проектная деятельность педагогов должна быть направлена на правовое, морально-этическое, валеологическое просвещение учащихся, на выработку социального опыта, необходимого для обретения собственной гражданской позиции, гражданских компетенций, на проектирование моделей взаимоотношений с работодателями, погружения в профессиональную среду, на проектирование собственной профессиональной карьеры. Нравственный аспект такого проектирования заключается в том, что учащиеся глубже начинают понимать, что тезис «жить хорошо любыми средствами» нередко чреват серьезными утратами в планировании профессиональной карьеры, ведет к подмене реального трудового поведения сомнительной деятельностью по добыванию средств. Такое поведение нередко ведет к утрате здоровья, к раннему биологическому и психологическому износу, выгоранию.

Для формирования у учащихся личностного отношения к знаниям и через знания к жизни необходима разработка по каждому учебному курсу, особенно гуманитарного цикла, системы проблемных ситуаций, развивающих способность к осуществлению достойного морального выбора [2].

Моральный выбор осуществляется как процесс интеллектуального разрешения нравственной конфликтной ситуации. В процессе решения морально-этических проблем происходит интенсификация процесса формирования нравственного сознания и самосознания. Однако не следует полагать, что не только школьники, но и студенты обязательно успешно справятся с проблемами морального выбора. Необходимо показывать возможные варианты выбора, учить анализировать объективные обстоятельства, определять мотивы поступков участников, интерпретировать характер межличностных отношений. «Игровое моделирование и создание ситуации морального выбора в учебном процессе, заострение характерных для них противоречий», отмечают исследователи, будет способствовать накоплению учащимися индивидуального нравственного опыта, который поможет им принять правильное решение в реальных жизненных ситуациях [3].

Сложность такого выбора имеет прежде всего психологическую природу. Осуществляя выбор (стремясь реализовать тем самым нравственную идею, принцип или просто моральное побуждение), учащийся сталкивается с острыми противоречиями между требованиями общественной морали и личными интересами («своей моралью»), отрицательными чувствами, отрицательными эмоциями (страхом, трусостью) и необходимостью преодолеть в конкретной ситуации трудность, перебороть себя, преодолеть слабые качества.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

Педагогика

Таким образом, сложность морального выбора заключается в том, что верность решения зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от степени сформированности психологических свойств и качеств — того, что выражается в обобщенном понятии «нравственные убеждения». Нравственные убеждения — это уверенность человека в объективной справедливости и истинности норм морали, признание необходимости их неуклонного соблюдения. Нравственные убеждения в конечном счете определяют поведение и поступки человека. Именно убеждения лежат в основе проявления волевых качеств личности: смелости и решительности, мужества и выносливости, настойчивости и терпения.

При проектировании проблемных ситуаций, основанных на необходимости осуществления морального выбора, педагогу следует ориентироваться на актуальное для учащихся содержание, учитывать их возрастные особенности, общее и индивидуальное в ценностных ориентациях.

Устойчивый интерес у учащихся, как показало исследование, вызывают проблемы, связанные с выбором профессии, с отношением к власти, правоохранительным органам, к службе в армии, с постановкой жизненных целей и выбором способов их достижения, с отношением к семье и браку, с пониманием смысла карьеры, профессионального и личностного роста, к вредным привычкам и ценностям здорового образа жизни, к правилам и нормам поведения. Воспитывающее обучение — это лишь часть воспитания. Поэтому не следует сводить сложный и многогранный процесс воспитания к воспитанию посредством учебных дисциплин. Необходима организация целостной системы воспитания, которая, наряду с воспитывающим обучением, включает в себя внеучебную воспитательную работу, создание воспитывающей среды, объединение воспитательных усилий школы, семьи, общества.

Сегодня наиболее социально востребованными средствами и формами гражданско-правового и морально-этического воспитания являются школьное и студенческое самоуправление, общественные организации, волонтерское движение, формы клубной работы, поисковые отряды, благотворительная работа, музейная работа, агитбригады, конкурсы и олимпиады.

Интересен опыт вузов, которые стремятся сблизить воспитательную работу с будущей профессиональной деятельностью. Например, в ряде вузов, имеющих юридические факультеты, организованы юридические клиники, что является действенным средством для придания процессу обучения и воспитания практической направленности.

Юридические клиники создаются для оказания бесплатной юридической помощи студентам, малообеспеченным лицам, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Причем основными работниками такой клиники являются студенты старших курсов юридических факультетов, которые под руководством преподавателей готовы оказать каждому обратившемуся необходимую юридическую или психологическую помощь. Работа в клинике позволяет студентам получить профессиональные навыки психологического и юридического консультирования, формирует чувство ответственности за принимаемые решения.

В педагогических вузах получили распространение психолого-педагогические клиники, ставшие местом, где студенты получают практические умения и навыки организации воспитательной работы в школе, морально и психологически готовятся к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Эффективной формой, способствующей духовно-нравственному развитию учащихся, повышению их социальной активности, является работа волонтерских организаций. Члены волонтерских организаций, большинство из которых составляют студенты и школьники, помогают престарелым, больным, нуждающимся в уходе, детям, оставшимся без попечения родителей. Помогают социальным работникам в проведении праздников и благотворительных акций. Помимо развития профессиональных навыков и профессиональной культуры, отмечают специалисты, участие студентов в волонтерском движении способствует выработке личной готовности к соблюдению моральноэтических норм, формированию моральных качеств, т.к. добровольцами движет осознанный самостоятельный выбор, являющийся выражением их личной позиции [4].

Одна из актуальных современных проблем гражданско-правового и морально-этического воспитания — проблема повышения уровня политического сознания молодежи, ее социальной активности.

Эффективным средством решения воспитательных задач данного направления является привлечение студенческой молодежи к участию в выборных кампаниях. Важно сформировать при этом политическую культуру студентов, уважение к правовым и моральным нормам, сформировать стойкое неприятие так называемых «грязных технологий», используемых в политической борьбе. В этой связи особенно повышается воспитательная роль тех преподавателей, которые сами участвуют в выборах, поддерживая тех или иных кандидатов.

Воспитанию политической, гражданско-правовой культуры будут способствовать такие формы, как телеконференции, диспуты, дебаты, брейк-ринги, «круглые столы» на тему: «Избирательное право и молодежь», «Молодежь и выборы», «В мире политики», «Неформальные объединения молодежи», «Молодежь против грязных технологий».

Обязательным условием повышения качества гражданско-правового и морального воспитания является целенаправленная работа по оптимизации педагогического потенциала социокультурной среды.

Основным направлением для усиления педагогического потенциала социокультурной среды является работа по социальному и морально-психологическому развитию личности: системы ценностных ориентации, мотивов действия, способности к самоанализу и самосовершенствованию.

При этом важно учесть одно из главных требований принципа личностно-ориентированного подхода: опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность учащихся. Пассивность — главное препятствие в достижении положительных результатов в воспитательной работе.

Поэтому целесообразно привлекать молодежный актив не только к организации и проведению воспитательных дел, но и к планированию внеучебной работы, к анализу ее результатов.

Таким образом, гражданско-правовое и морально-этическое воспитание как целостный феномен реализуются в процессе обучения и внеучебной работы, входят как составные части в более общее понятие

— «гражданское образование». Гражданское образование направлено на формирование у подрастающих поколений гражданских компетенций, готовности к усвоению социально значимых ценностей, к проявлению гражданской активности, к овладению высокой правовой, политической и нравственной культурой.

Воспитать гражданина, активного члена правового государства и демократического общества возможно только в демократическом учебном заведении, уклад, жизнедеятельность которого соответствуют модели организации гражданского общества.

Список литературы

1. Брюшинкин, Б. Н. Практический курс логики для гуманитариев : учебное пособие. — М., 1996. - С. 13.

2. Балъкеев, А. Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям // Высшее образование в России. — 2000. — № 9. — С. 72.

3. Минакаева, Л. Психолого-юридическая клиника // Высшее образование в России. — 2007.

— № 9. — С. 85.

4. Акимова, С. Волонтерское движение в гуманитарном вузе // Высшее образование в России.

— 2006. — № 12. — С. 97.

Literature

1. Brjushinkin, V. N. The Practical course of logic for humanists. — Moscow, 1996.

2. Valkeev, D. To form the relation to a life through the relation to knowledge // Higher education in Russia. — 2000. — № 9.

3. Minakaeva, A. Psycho-legal clinic // Higher education in Russia. — 2007. — № 9.

4. Yekimova, S. Voluntary movement in a liberal arts college // Higher education in Russia. — 2006. — № 12.

УДК 37:001.18 И.М. Вареев*

Общепедагогическая природа готовности молодых людей к военному обучению (системный анализ опыта отечественных и зарубежных концепций)

В данной статье будут рассмотрены различные научные подходы и направления в изучении готовности молодых людей к военной службе, определено содержание компонентов готовности к обучению. Сформулирован и рассмотрен ключевой вопрос — может ли процесс обучения и воспитания повысить уровень своей эффективности, если нам удастся выявить педагогическую природу познавательной позиции курсантов младших курсов и установить существенные взаимосвязи между познавательной позицией и компонентами готовности молодых людей к военному обучению.

Ключевые слова: формирование мотива и мотивации, уровни личностной адаптации, активная образовательная позиция.

I.M. Vareev*. Systems analysis of preparedness for young people training in military education (systematic review of the experience of domestic and foreign concepts). This article will examine various scientific approaches and directions in the study to young men for military service. Further, the content will be determined by the components of readiness to learn. Formulated and addressed the issue — whether the process of education is to raise the level of cognitive position of the undergraduate students of institutes of military education.

Keywords: the formation of motive and motivation, levels of personal adaptation, active educational position.

Проводя анализ отечественных и зарубежных научных источников по проблеме готовности молодых людей к военному обучению, нам удалось систематизировать концепции, рассматривающие проблемы формирования мотива и мотивации в два подхода. Сторонники первого подхода

* Вареев, Игорь Михайлович, заместитель начальника Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-000-46-32. E-mail: vareev-1962@mail.ru.

* Vareev, Igor Mihaylovich, deputy chief of St-Petersburg Military Institute of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 8-911-000-46-32. E-mail: vareev-1962@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 18 марта 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.