ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2
В.А. Змеев
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ
ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Великие реформы в России второй половины XIX в. положительно сказались на развитии системы образования. Одними из основных требований образовательной реформы являлись: бессословность учащихся, расширение спектра женских учебных заведений и преемственность различных уровней образования. После убийства Александра II новый российский император Александр III существенно скорректировал направленность проводившихся реформ. Министерство народного просвещения постепенно возвратилось к принципам сословности в образовательной системе. Классические гимназии вновь стали главным поставщиком абитуриентов для российских университетов. Выпускники реальных училищ имели право поступать на учебу прежде всего в технические вузы.
Первые негосударственные высшие женские учебные заведения, как рассадники "революционной заразы", подверглись тщательным проверкам со стороны Министерства народного просвещения и местных властей, что привело к временной приостановке их деятельности (Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге, Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье и др.). Городские училища, созданные по Положению 1872 г., как правило, не принимали выпускников приходских школ из-за их слабой общеобразовательной подготовки. Вместе с тем выпускники самих городских училищ, не изучавшие иностранные языки, явно проигрывали бывшим гимназистам. Таким образом, между учебными заведениями разного уровня и профиля не было необходимой преемственности. В целом российская образовательная система развивалась медленно, не в полной мере удовлетворяя потребности общества и государства.
В этих условиях лучшие представители российской интеллигенции пытались найти оптимальные направления образовательной реформы и поставить все учебные заведения на службу народу. Одним из важных центров концентрации интеллектуальных сил, заинтересованных в реформировании отечественной образовательной системы, стало Педагогическое общество при Императорском Московском университете. Эта общественная организация была создана в начале 1898 г. по инициативе прогрессивных университетских профессоров, школьных учителей, директоров гимназий, содержателей частных учебных заведений и некоторых чиновников Московского учебного округа [1]. Ректор и Совет Московского
университета положительно отнеслись и идее создания Педагогического общества, оказав ему необходимую помощь в период становления.
Организационное заседание проходило в субботу 21 февраля 1898 г. в круглом зале правления Московского университета. Ректор университета доктор математических наук, профессор Павел Алексеевич Некрасов, открывая первое заседание, выступил с программной речью. Он, в частности, отметил, что учреждение Педагогического общества при старейшем университете России есть выражение особенного доверия Правительства как к Московскому университету, так и к именам его членов-учредителей. Ректор также сообщил, что временно управляющий Министерством народного просвещения сенатор Н.М. Аничков 14 января 1898 г. утвердил Устав Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете [2].
Затем слово было предоставлено протоиерею H.A. Елеонскому, профессору кафедры богословия юридического факультета Московского университета, который обратился к учредителям с заявлением о желательности образования в ближайшем времени особого отделения Педагогического общества для разработки вопросов, касающихся преподавания Закона Божьего. Свое заявление H.A. Елеонский мотивировал рядом соображений, указывающих на высокое значение и важность относящихся сюда вопросов. Профессор юридического факультета Московского университета H.A. Зверев, присоединяясь к заявлению протоиерея H.A. Елеонско-го, заметил, что образование особого отделения по преподаванию Закона Божьего тем желательнее, что все относящееся до этого предмета принадлежит к числу наиболее забытых педагогических вопросов.
Первым председателем Общества стал профессор Московского университета крупный историк Павел Гаврилович Виноградов (1854—1925), который заложил теоретические основы его деятельности с учетом опыта других аналогичных отечественных и зарубежных общественных организаций. Избрание П.Г. Виноградова председателем Педагогического общества стало закономерным признанием его многогранной деятельности в кругу московской научно-педагогической интеллигенции. Еще в 1893 г. он возглавил предметную комиссию по организации домашнего чтения. В 1893—1896 гг. талантливый историк публикует "Учебник по всеобщей истории" для гимназий в трех частях, который затем выдержал 12 изданий. В 1897 г. профессор П.Г. Виноградов был избран гласным Московской думы, где возглавлял училищную комиссию [3].
Товарищами (заместителями) председателя Педагогического общества на первом заседании были избраны К. К. Войнаховский
и H.A. Умов. В совет Общества вошли: С.Г. Смирнов, С.Н. Трубецкой и А.И. Чупров (члены), И.А. Каблуков (секретарь), М.Н. Покровский (помощник секретаря) и E.H. Орлова (казначей). Работа в Педагогическом обществе способствовала их профессиональному росту. Так, князь С.Н. Трубецкой в 1900 г. защитил докторскую диссертацию, а в 1905 г. стал ректором университета.
Первый председатель Общества сумел подобрать в организационное ядро крупных ученых и педагогов-практиков, которые с энтузиазмом взялись за общее дело. П.Г. Виноградов хорошо знал этих людей, поскольку сам являлся активным деятелем Московского комитета грамотности. Этот комитет издавал книги для народного чтения, организовывал публичные лекции с благотворительными целями, устраивал педагогические курсы для народных учителей, занимался усовершенствованием методики преподавания в народных школах. Существенную роль в становлении и развитии Педагогического общества, связанного тесными узами с Московским комитетом грамотности, сыграли университетские профессора — географ Д.А. Анучин, историк В.О. Ключевский, химик В.В. Марковников, математик Б.К. Млодзеевский, химик А.П. Сабанеев и др.
Основная задача Общества состояла в том, чтобы привести российскую общеобразовательную школу в соответствие с насущными нуждами развивавшейся промышленности, оказать положительное влияние на учителей и на выпускников университета, стремившихся к педагогической деятельности. В объяснительной записке к проекту Устава Педагогического общества констатировалось, что "характерным явлением настоящего времени является усиленное движение к приобретению образования", которое проявлялось "в спросе учащейся молодежи на серьезное чтение; в потребности взрослых людей пополнить свои знания по общеобразовательным предметам; в стремлении провинциальных преподавателей поддерживать связь с педагогическим миром университетских городов" [4: 6].
Организационно Педагогическое общество первоначально включало в свой состав следующие отделения: 1) физико-химических наук (председатель профессор H.A. Умов); 2) преподавателей математики (профессор Б.К. Млодзеевский); 3) преподавателей русского языка и словесности (С.Г. Смирнов); 4) преподавателей истории (профессор П.Г. Виноградов); 5) преподавателей естественной истории (приват-доцент М.П. Варавва); 6) по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания (протоиерей H.A. Елеонский). В последующие годы дополнительно были созданы отделения: преподавателей новых языков; по начальным училищам; преподавателей географии; по вопросам семейного воспитания и др. Согласно утвержденному уставу, Педагогическое
общество, состоявшее при Императорском Московском университете, имело целью: "1) научную разработку вопросов педагогики и дидактики в их составе, приложении и истории; 2) содействие лицам, посвящающим себя педагогической деятельности, в их подготовке к этой деятельности" [5].
Руководители Общества и отделений занимались в основном теоретической работой. Отделения состояли из преподавателей Московского университета и учителей-предметников по математике, физике, химии, географии, истории, русскому языку и словесности. На заседаниях отделений профессора выступали с теоретическими докладами по отраслям научных знаний, а учителя рассказывали о своем опыте методической работы в школах и училищах. Поскольку многие заседания проводились на кафедрах и в лабораториях университета, профессора представляли новую литературу и учебные пособия для студентов, а также демонстрировали с их помощью некоторые простейшие физические и химические опыты. К работе в отделениях Общества привлекались студенты старших курсов, ориентированные на последующую педагогическую деятельность.
Ежегодно Педагогическое общество совместно с другими организациями проводило крупные мероприятия, имевшие важное значения для системы образования. Например, с 27 по 31 декабря 1899 г. проходил Съезд преподавателей физико-химических наук средних учебных заведения Московского учебного округа, в котором участвовали 240 человек, в том числе — 119 из провинции. В пяти утренних заседаниях было выслушано и обсуждено 19 докладов, а в четырех вечерних — 12 рефератов, сопровождавшихся демонстрациями. В промежутках между утренними и вечерними заседаниями участники съезда осматривали выставки, устроенные в помещениях Московского университета.
На съезде было утверждено 26 резолюций, важнейшие из которых предлагали следующее: в основу преподавания физико-химических наук положить опыт; ввести обязательные практические упражнения по физике и химии; в изучении физики по мере возможности вводить исторический элемент; приступить к устройству подвижного музея образцовых пособий по физико-химическим наукам; ввести в виде необходимого дополнения к курсам физики и химии общеобразовательные экскурсии; считать концентрическое расположение учебного материала по физико-химическим наукам наиболее благоприятным для преподавания; выделить химию из курса физики в отдельный предмет с назначением на него не менее двух часов в неделю [6]. Развернутые резолюции съезда с необходимыми обоснованиями были направлены в Министерство народного просвещения.
Среди наиболее активных подразделений Педагогического общества было отделение преподавателей математики, заседания которого отличались высоким научно-методическим уровнем. Так, на заседании 22 сентября 1900 г. большой интерес вызвал реферат Д.Д. Галанина "Формальное знание и понимание в математике". В реферате выдвигались и обосновывались следующие положения. А) Современный курс математики страдает схоластическим направлением, состоящим в том, что логическая обоснованность теорем и алгебраических преобразований выучивается школьниками раньше, чем у них встречаются вопросы этого рода. В) Для уничтожения этого недостатка было бы полезно в основу курса математики в средней школе положить геометрию, в которой очень много конкретных элементов. С) Быть может, лучше проходить производство действий без объяснений; начинать алгебру с решения числовых уравнений, продолжая, таким образом, курс арифметики. Участники заседания поддержали только два первых положения реферата Д.Д. Галанина [7].
С 1900 г. стали издаваться Труды Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете, включавшие ежегодные отчеты о деятельности и важные научно-методические работы членов этой организации. Сборник материалов за 1901 г. вышел под названием "Вопросы воспитания и обучения"; он включал несколько интересных докладов и рефератов, а также отчет комиссии Педагогического общества по вопросу о желательных преобразованиях средней школы. Вот лишь некоторые из рекомендаций этой комиссии.
1. Школы должны помещаться в зданиях с достаточным количеством света и воздуха; при них желательно иметь просторные дворы и сады.
2. Классная мебель должна быть устроена целесообразно.
3. Центр занятий, особенно в младших классах, необходимо перенести на классную, а не на домашнюю работу.
4. Между учебными часами следует вводить игры на свежем воздухе под наблюдением особо подготовленных руководителей.
5. Летние каникулы целесообразно назначить на время от 15 мая до 15 августа. Желательно в мае и августе устраивать загородные прогулки.
6. Следует, где возможно, вводить физический труд.
7. Необходимо устраивать горячие завтраки для учеников.
8. Книги и географические карты должны печататься так, чтобы они не могли портить зрение ученикам.
9. Формой одежды учеников желательно признать тужурку с карманами; ношение ранцев нужно отменить.
10. Наказания в школе должны быть сокращены; во всяком случае, следует исключить все их элементы, вредные для здоровья детей.
11. Школьный врач, помимо знаний по гигиене, должен обладать сведениями по педагогической психологии и нервным болезням.
12. Врачу следует принимать более деятельное участие в жизни школы и являться полноправным членом педагогического совета [8].
Важно отметить, что многие из этих предложений Педагогического общества были реализованы при реформировании систем образования как Российской империи, так и Советского Союза.
На Рождественских каникулах 1901—1902 г. Педагогическое общество участвовало в организации общеобразовательной экскурсии учителей и учительниц земских школ Курской губернии в Москву. В этом мероприятии участвовали 130 человек. С 28 декабря по 6 января экскурсанты смогли осмотреть под руководством членов Общества А.Д. Алферова и А.М. Миронова различные музеи Москвы, Зоологический сад, Оружейную палату, Патриаршую ризницу, Третьяковскую галерею и другие достопримечательности. 5 января 1902 г. гости участвовали в публичном заседании отделения Общества по начальным училищам. Здесь были сделаны два сообщения — Д.И. Тихомирова "Желательные изменения в программе по русскому языку для начальных народных школ" и С.К. Говорова "О попечительстве в начальной школе — единоличном и коллегиальном".
Успеху экскурсии учителей Курской губернии много способствовали учреждения и лица, к которым за помощью обращалось Педагогическое общество. Так, директор Промышленного училища С.А. Владимирский и директор Практической академии коммерческих наук A.C. Алексеев любезно предложили бесплатное помещение и дешевый стол для учителей; начальница женской гимназии О.А.Виноградская предоставила учительницам удобное помещение для проживания. Различную помощь Обществу оказали: граф Е.А. Уваров, Н.И. Романов, E.H. Орлова, А.И. Абрикосов, О.П. Герасимов, князь A.A. Ширинский-Шахматов и др. [9].
В 1902—1903 гг. во главе Педагогического общества при Московском университете стоял известный профессор-физик Николай Алексеевич Умов (1846—1915), который уделял большое внимание его практической работе. Он заведовал термохимической лабораторией имени профессора В.Ф. Лугинина. С 1897 г. профессор H.A. Умов являлся членом Московского общества испытателей природы, а позже стал членом Общества содействия успехам опытных наук и их практическим применениям имени Х.С. Леденцова. В 1903 г. под его руководством был открыт Физический институт при Московском университете [10]. Обладая обширными связями в научно-педагогических кругах, профессор
Н.А. Умов использовал их для активизации деятельности Педагогического общества.
С этой целью были созданы временные комиссии по организации учебно-ознакомительных экскурсий для студентов Московского университета в школы и училища, по устройству чтений для учащихся по углубленным программам, по снабжению школьных учителей из числа активистов Общества экспериментальными учебными пособиями. Большой популярностью среди учащихся школ и студентов университета пользовались экскурсии по памятным местам Москвы и ее музеям, которые проводились на бесплатной основе. Расширение этой работы потребовало создания при Педагогическом обществе специального лекционного бюро.
В 1902/03 учебном году в организационное ядро лекционного бюро входили 22 человека, в том числе председатель С.Г. Смирнов, его товарищ С.Г. Крапивин, члены Д.Д. Галанин, А.П. Павлов и др. За год было проведено 7 заседаний, на которых обсуждались программы лекционных курсов и отдельных занятий, персональный состав лекторов, установление размера оплаты за посещение лекций и различные текущие вопросы. Всего удалось устроить 21 лекцию, которые были объединены в три курса: И.Ф. Огнева "О клетке" (8 лекций), А.Р. Колли "О теплоте" (6 лекций), Т.П. Кравца "Физическая природа звука и света" (7 лекций). Все лекции Педагогического общества проходили в университетских аудиториях с использованием необходимых аппаратов, приборов и пособий.
Главным контингентом слушателей курсов лекций "О теплоте" и "Физическая природа звука и света" являлась учащаяся молодежь. На лекциях "О клетке" состав слушателей был несколько иной: преобладали молодые врачи, ассистенты и ординаторы больниц, а также слушательницы фельдшерских курсов. Интересно отметить, что состав слушателей отдельных курсов почти не менялся. Это указывает на большой интерес посетителей к лекциям, особенно профессора Московского университета И.Ф. Огнева. Общее число слушателей составило 1044 человека: 342 посетителя по абонементным билетам и 702 — по разовым [11].
Совет Московского университета помог Педагогическому обществу создать собственную библиотеку, в которой было несколько отделов. Весьма активно работал детский отдел библиотеки Общества, фонды которого в 1903 г. включали около 500 книг и много журналов. Вся литература этого отдела подбиралась и подразделялась по возрасту детей. Детям до 7 лет выдавались книжки-картинки и книги для чтения. Для детей в возрасте от 7 до 9 лет включительно предназначались книги духовно-нравственного содержания, беллетристика, а также книги по естествознанию и географии. У детей в возрасте от 10 до 12 лет и от 13 до 15 лет
8 ВМУ, педагогическое образование, № 2
113
была возможность дополнительно почитать исторические и биографические произведения отечественных и зарубежных авторов [12].
По инициативе профессора Н.А. Умова в 1903 г. при Обществе был создан Педагогический музей, экспозиция которого постоянно расширялась, достигнув объема свыше 4 тыс. экспонатов. Попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов выделил для музея 5 комнат в нижнем этаже Шелапутинской гимназии на Девичьем поле. На нужды музея Министерство народного просвещения ассигновало 1000 рублей; частные благотворители жертвовали деньги и необходимые вещи. Некоторые ценные экспонаты поступили в музей с Всемирной Парижской выставки, что привлекло внимание москвичей, особенно молодежи. Педагогический музей состоял из семи отделений по отраслям знаний, а также включал экспозицию наглядных учебных пособий по предметам школьной программы и даже образцы мебели для учащихся различных возрастов. При необходимости директора учебных заведений могли получать во временное пользование некоторые экспонаты Педагогического музея [13].
Педагогическое общество регулярно организовывало значимые научно-методические мероприятия, которые финансировались, как правило, за счет Московского университета. Среди заметных мероприятий, проведенных по инициативе Общества, следует назвать: съезд преподавателей естественной истории Московского учебного округа в 1901 г., участие в работе съезда преподавателей городских училищ в 1903 г., несколько заседаний предметных отделений в 1903—1904 гг., а также подготовку ряда проектов по реформированию образовательной системы России. Все это привлекало в Общество новых членов, численность которых к 1904 г. достигла 1800 человек. Важно отметить, что Министерство народного просвещения учитывало в своей работе предложения руководителей Педагогического общества, его секций и наиболее авторитетных членов.
Период 1903—1904 гг. был весьма плодотворным в истории Педагогического общества, поскольку его председателем являлся авторитетный математик Константин Алексеевич Андреев (1848— 1921). Он окончил физико-математический факультет Московского университета по кафедре чистой математики в 1871 г. со степенью кандидата. В 1879 г. защитил докторскую диссертацию на тему "О геометрических соответствиях в применении к вопросу о построении кривых линий". В Московском университете читал курс аналитической геометрии. В 1898 г. он стал заслуженным профессором Московского университета и был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук [14].
Подъем революционного движения в стране в годы русско-японской войны привел к размежеванию членов Общества. К руководству пришла активная группа социал-демократов в составе С.И. Мицкевича, М.Н. Покровского, И.И. Скворцова-Степанова, В.М. Фриче и др. Новое правление Общества во главе с H.A. Рожковым выдвинуло задачу профессионального объединения учителей. Николай Александрович Рожков (1868—1927) происходил из пермских дворян. В 1890 г. он окончил историко-филологический факультет Московского университета, где его учителями были В.О. Ключевский и A.A. Кизеветтер. В 1899 г. H.A. Рожков защитил в стенах родного университета докторскую диссертацию на тему "Сельское хозяйство Московской Руси в XVI в." [15].
В период российской революции 1905—1907 гг. Педагогическое общество возглавляли большевики, которые развернули среди московских учителей антиправительственную пропаганду, поддерживали радикальные выступления студенческой и учащейся молодежи [16]. В годы революции Общество содействовало разработке наиболее актуальных тогда проблем: вопросов совместного обучения лиц мужского и женского пола, перестройки содержания и методов работы в общеобразовательной школе, подготовки учителей для различных типов учебных заведений и др.
Следует отметить существенный вклад Михаила Николаевича Покровского (1868—1932) в развитие Педагогического общества и университета. В 1891 г. он окончил историко-филологический факультет Московского университета, где его учителями были профессора В.О. Ключевский и П.Г. Виноградов. Как одного из лучших выпускников, М.Н. Покровского оставили при университете "для приготовления к профессорскому званию". В 1890-е гг. он сочетал работу в Педагогическом обществе с преподаванием истории на Высших женских курсах. Основные разделы своего учебного курса М.Н. Покровский изложил в соавторстве в четырехтомной "Книге для чтения по истории средних веков", опубликованной в 1896—1899 гг. [17]. В период 1918—1932 гг. он был заместителем наркома просвещения РСФСР, редактором ряда журналов. В 1929 г. его избрали действительным членом Академии наук СССР. Распоряжением НКП РСФСР от 20 октября 1932 г. Московскому государственному университету присвоено имя М.Н. Покровского, которое он носил почти 8 лет.
После поражения первой российской революции по постановлению правительства в июле 1907 г. Педагогическое общество при Московском университете закрыли. Окончательно оно было ликвидировано решением общего собрания членов Общества 9 мая 1908 г. Однако многочисленные члены бывшего Педагогического общества не отказались от своих взглядов на пути реформирования российской системы образования; они продолжали теоре-
тические разработки ряда актуальных тем, проверяя их справедливость на практике в учебных заведениях. Некоторые вопросы теории и методики преподавания учебных предметов бывшие члены Общества обсудили в 1909 г. на Всероссийском съезде учителей. Однако многие научно-педагогические идеи профессорско-преподавательского состава Московского университета и прогрессивных учителей блокировались чиновниками Министерства народного просвещения.
Педагогическое общество при Московском университете активно работало около 10 лет, оставив заметный след в отечественной науке и образовании. На рубеже XIX—XX вв. члены Общества являлись разработчиками многих прогрессивных научно-педагогических идей и проводниками их в жизнь. В совместной работе устанавливались прочные связи профессорско-преподавательского состава университета и московского учительства, которые удачно дополняли друг друга. Деятельность Общества включала в свою орбиту значительную часть студенчества Московского университета, что способствовало сознательному выбору многими из них жизненного пути в сфере образования и педагогической науки.
Большое внимание члены Общества уделяли вопросу профессиональной подготовки учителей, который обсуждался на заседаниях отделений. На одном из первых заседаний Педагогического общества была создана Комиссия для разработки вопроса о подготовке учителей. В результате обмена мнениями члены Комиссии пришли к заключению, что профессиональная подготовка учителей для средней школы не должна замыкаться только на специальные образовательные учреждения. Члены Общества считали, что подготовка учителя должна основываться на фундаментальном университетском образовании. Учитель (преподаватель) — это не только профессия, но прежде всего призвание образованного человека.
Педагогическим обществом было возбуждено ходатайство о возрождении на историко-филологическом факультете Московского университета кафедры педагогики и создании таковой на физико-математическом факультете. Мыслилось, что эти кафедры будут в течение года руководить подготовкой будущих педагогов из числа выпускников университета. Предполагалось организовать на этих кафедрах чтение курсов истории педагогики, психологии, анатомии, физиологии и гигиены. Теоретические занятия планировалось дополнять посещением уроков лучших учителей московских школ, проведением открытых уроков с их разбором [18]. К сожалению, в начале XX в. эти предложения не были реализованы, что негативно сказалось на качестве подготовки учительских кадров.
Прогрессивные образовательные идеи получили новый импульс развития в конце века прежде всего в рамках факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Этот уникальный факультет был создан в 1997 г. и по настоящее время успешно действует под руководством члена-корреспондента Российской академии образования доктора физико-математических наук, профессора Н.Х. Розова. ФПО обучает студентов, аспирантов, молодых сотрудников ряда факультетов Московского университета и других вузов, а также школьных учителей по образовательным программам "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы". На факультете осуществляется подготовка магистрантов, в том числе зарубежных, по программе "Управление образованием", действуют аспирантура и докторантура, а также диссертационный совет по педагогическим специальностям. ФПО МГУ имени М.В.Ломоносова превратился в крупный центр современной педагогической теории и практики, способствующий развитию российской национальной системы образования.
Утвержден временно управляющим Министерством народного просвещения
Н. Аничковым 14 января 1898 г.
УСТАВ
Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете
§ 1.
Педагогическое общество, состоящее при Императорском Московском университете, имеет целью:
1. научную разработку вопросов педагогики и дидактики в их составе, приложении и истории;
2. содействие лицам, посвящающих себя педагогической деятельности, в их подготовке к этой деятельности.
§2.
Для достижения этих целей Обществу предоставляется право:
а) устраивать закрытые и публичные собрания;
б) открывать платные и бесплатные публичные чтения по программам, утвержденным советом общества, с надлежащим каждый раз разрешением;
в) устраивать съезды и выставки, с надлежащего каждый раз разрешения;
г) печатать свои труды и вообще сочинения и переводы, имеющие отношение к задачам общества, в виде отдельных сборников, книг и брошюр, с соблюдением всех действующих по сему предмету узаконений и распоряжений правительства;
д) издавать, с особого разрешения, периодические издания;
е) предлагать задачи и за разрешения их выдавать денежные премии и медали;
ж) устраивать экскурсии;
з) устраивать музеи и библиотеки;
и) вступать в сношения с лицами, обращающимися к содействию Общества в пределах вышеуказанных задач.
Примечание. Упомянутые под литерой а публичные собрания и под литерами б ив чтения и съезды обусловливаются, в каждом отдельном случае, соблюдением всех установленных для того правил и распоряжений правительства.
§3.
В составе Общества могут, по мере надобности, открываться особые отделения в Москве. Отделения эти учреждаются и действуют на основании инструкций, утвержденных общим собранием. Инструкции эти сообщаются господину попечителю учебного округа и, в случае его требования, представляются на утверждение г. министра народного просвещения.
§4.
Изменения и дополнения к уставу могут быть установляемы большинством двух третей голосов в таком собрании Общества, на котором будет присутствовать не менее половины членов Общества, живущих в Москве и имеющих право голоса, и восходят через Совет университета на утверждение Министерства народного просвещения.
§ 5.
Общество имеет печать с надписью: "Педагогическое общество при Императорском Московском университете".
§6.
Оно выдает членам дипломы за подписью председателя и секретаря с приложением печати Общества.
§ 7-
Общество состоит из почетных членов, действительных членов и членов-сотрудников.
§8.
В почетные члены избираются по предложению совета лица, содействовавшие развитию и успехам педагогического дела или оказавшие особые услуги Обществу.
§9.
Действительными членами могут быть лица, занимающиеся педагогической деятельностью, а также лица, интересующиеся специально педагогическими вопросами. Действительные члены вносят в Общество ежегодно 3 рубля. Ежегодный членский взнос может быть заменен единовременным взносом в 50 рублей.
Поступление в члены совершается избранием посредством баллотировки, простым большинством голосов всех действительных и почетных членов, присутствующих в заседании, на основании предложения двух действительных
или почетных членов и заключения совета Общества.
§ И-
Действительные члены, не внесшие денежной платы в течение двух лет, считаются выбывшими из Общества.
Примечание. В случае желания лиц, исключенных из Общества на основании § 11, вновь поступить в Общество, они принимаются в оное без баллотировки, по уплате взноса за два года.
§ 12.
Общество может принимать в свой состав в звании членов-сотрудников лиц, могущих оказать содействие Обществу своими сообщениями и трудами. Члены-сотрудники освобождаются от взноса.
§ 13.
Собрания созываются председателем, по постановлению совета или по требованию, подписанному членами Общества в числе не менее десяти.
§ 14.
Право голоса в заседаниях Общества по всем делам его имеют почетные и действительные члены Общества. Передача голосов не допускается.
Примечание. Члены-сотрудники пользуются правом совещательного голоса.
§ 15.
Текущими делами Общества заведует совет, состоящий из председателя Общества, двух его товарищей, секретаря и его помощника, казначея и трех членов совета. В заседания совета приглашаются председатели отделений с правом голоса для решения дел, касающихся отделений, и правом совещательного голоса по другим вопросам.
§ 16.
Председатель, его товарищи, секретарь, его помощник, казначей и члены совета избираются Обществом закрытою баллотировкой на три года по большинству голосов всех почетных и действительных членов, присутствующих на заседании. Выборы могут быть произведены лишь в заседании, на которое прибыло не менее 25 членов.
§ 17.
Ежегодно из состава совета Общества по очереди выбывают три члена. Выбывающие члены совета могут быть избраны вновь и на следующий срок.
Примечание. По истечении первого года по открытии Общества, из состава совета по жребию выходят один из товарищей председателя, секретарь
или его помощник и один из членов совета. По истечении второго года выходят другой товарищ председателя, секретарь или его помощник и, по жребию, один из оставшихся от первого года двух членов совета. По истечении третьего года выбывают председатель, казначей и третий член совета.
§ 18.
В случае выбытия кого-либо из должностных лиц или членов совета до окончания срока, производятся выборы для пополнения вакансии. Полномочия заместителя действуют до истечения трехлетия, на которое было избрано лицо, первоначально занимавшее должность.
§ 19.
Председатель наблюдает за порядком в заседаниях и сносится по делам Общества с посторонними местами и лицами. Секретарь ведет протоколы заседаний и заведует перепиской. Казначей имеет в своем заведовании суммы Общества, записывает как приход, так и расход оного в заведенной для сего книге и делает выдачи не иначе, как по определению совета Общества или с разрешения председателя.
§20.
Для проверки отчета и для ревизии кассы и имущества, Общество избирает ежегодно из своей среды комиссию в составе трех лиц из числа тех, кто не входит в состав совета. Заключение ревизионной комиссии сообщается ею совету, который и доводит его до сведения Общества с своими объяснениями.
§21.
Все дела Общества решаются простым большинством голосов имеющихся на лицо почетных и действительных членов, за исключением случая, указанного в § 4.
§22.
Годовой отчет о деятельности Общества представляется в Совет университета, г. попечителю и г. министру народного просвещения.
§23.
Общество имеет право приобретать посредством покупок, мен или добровольных приношений всякого рода движимое и недвижимое имущество и заключать по сим предметам законные условия и сделки.
Список литературы
1. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1968. С. 337.
2. Извлечение из протоколов Педагогического общества при Императорском Московском университете за 1898 год. Б. м. иг. С. 1.
3. Портреты историков: Время и судьбы. Т. 2. Всеобщая история. М.; Иерусалим, 2000. С. 121.
4. Проект Устава Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете. М.. 1897. С. 6—7.
5. Устав Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете. Утвержден Н.М. Аничковым 14 января 1898 года. Б. м. и г. § 1.
6. Отчет о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1899/1900 год (Существования Общества год второй). М.. 1901. С. 4—6.
7. Отчет о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1900—1901 год (Существования Общества год третий). М.. 1902. С. 84—87.
8. Вопросы воспитания и обучения. Труды Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете. М.. 1901. С. 66-67.
9. Отчет о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1901—1902 год (Существования Общества год четвертый). М.. 1903. С. 4—6.
10 Профессора Московского университета (1755—2004): Биографический словарь. Т. II. (М-Я). М.. 2005. С. 539.
11. Отчет о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете за 1902—1903 год (Существования Общества год пятый). М.. 1904. С. 166—167.
12. Список книг, имеющихся в детском отделе библиотеки Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете. М.. 1903.
13. Отчет о состоянии Императорского Московского университета за 1904 год. М.. 1905. С. 344-345.
14. Ученые Московского университета — действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук (1755—2004): Биографический словарь. М.. 2004. С. 481.
15. Летопись Московского университета: В 3 т. Том 1. 1755—1952. М.. 2004. С. 220.
16. Летопись Московского университета, 1755—1979. М.. 1979. С. 144.
17. Чернобаев Л.Л. (автор-составитель). Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. Саратов, 2005. С. 203
18. Сысоева Е.К. Какой должна быть общеобразовательная школа в России? (Из истории Педагогического общества при Московском университете) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2005. № 6. С. 13.
Змеев Владимир Агексеевич — доктор исторических наук, профессор кафедры истории Института переподготовки и повышения квалификации МГУ имени М.В. Ломоносова.