Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития дивергентного мышления менеджера'

Педагогическое обеспечение развития дивергентного мышления менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА / РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеломенцева Ирина Ивановна, Резанович Ирина Викторовна

В статье доказывается необходимость целенаправленного развития дивергентного мышления у будущих менеджеров, и раскрываются методические аспекты осуществления данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития дивергентного мышления менеджера»

РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 378.01

Шеломенцева Ирина Ивановна

Старший преподаватель кафедры Финансы и кредит Южно-Уральского профессионального института, ivr@ifsusu.ru, Челябинск

Резанович Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, ivr@ifsusu.ru, Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА

Shelomentseva Irina Ivanovna

Senior tutor of the chair «Finance and credit», South Ural Professional Institute, ivr@ifsusu.ru, Chelyabinsk

Rezanovich Irina Viktorovna

Doctor of Pedagogy, Professor, head of «HR Management» chair South Ural State University, ivr@ifsusu.ru, Chelyabinsk

PEDAGOGICAL SUPPORT OF MANAGER S DIVERGENT MENTALITY DEVELOPMENT

Одним из важнейших показателей готовности специалиста к профессиональной деятельности является профессиональное мышление. Однако, как феномен, мышление является достаточно сложным социально-историческим и психологическим явлением. Вероятно, поэтому он исследуется средствами и методами самых разных наук, среди которых логика, кибернетика, языкознание, этология, нейрофизиология, психопатология и, естественно, философия и психология. Каждая из этих наук выделяет в мышлении определенный аспект в качестве собственного предмета изучения. Очевидно, что философская и психологическая интерпретация сущности мышления ближе для профессиональной педагогики, поэтому обратимся к исследованиям в этих научных областях.

Философская интерпретация сущности мышления связана с соотношением мышления и бытия человека, что указывает на общенаучный статус проблемы мышления человека. Процесс развития философских представлений о мышлении человека можно проследить начиная от Парменида. Эти сведения описаны в научной литературе достаточно хорошо, поэтому

мы на них останавливаться не будем. Ограничимся позицией представителей диалектического материализма, как широко признаваемого и наиболее влиятельного философского учения. Эта позиция обусловливает рассмотрение мышления как продукта исторического развития общественной практики, как особую форму человеческой деятельности, иными словами, философы установили изначальную связь мышления с материальным производством, практической деятельностью людей. Они убедительно доказали, что мышление возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, при этом органы чувств (зрения, обоняние, слух, тактильные чувства) предоставляют возможность человеку воспринимать лишь внешние свойства окружающей действительности, а мышление помогает понять внутренние свойства соответствующих явлений и процессов. Это обстоятельство очень важно для обеспечения процесса развития мышления будущих специалистов.

В психологии сложились целостные научные теории и концепции, отражающие различные аспекты феномена «мышление, как внутреннего свойства (качество) человека. Наиболее известными среди них являются:

- логическая теория мышления (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,

A. Н. Леонтьев и др.);

- теория формирования способностей в связи с особенностями мышления (Л. С. Выготский, А. Л. Готсдинер, В. Я. Дранков, А. Н. Леонтьев,

B. В. Медушевский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. 'Геплов и др.);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин);

- концепция психологического основания творческой деятельности (Я. А. Пономарев).

В современной психологии «мышление» определяется как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [3, с. 186]. Как процесс познавательной деятельности, мышление характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и абстрактно-логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к нему. Осмысление, понимание происходящего вокруг, вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира является результатом абстрактно-логичес-кого мышления.

В настоящее время существуют различные классификации видов мышления, не углубляясь в суть данного вопроса, выделим лишь наиболее распространенные: теоретическое и практическое; репродуктивное и продуктивное (творческое); наглядно-образное, словесно-логическое и наглядно-действенное; аналитическое (логическое, рекурсивное) и интуитивное; дивергентное и конвергентное и т. д.

Следует указать на то обстоятельство, что многие из них включены в профессиональную деятельность человека:

- теоретическое мышление направлено на выявление отвлеченных закономерностей и правил, на осуществление системного анализа развития соответствующей области профессиональной деятельности, а практическое мышление прямо включено в специальную деятельность человека и связывается, как правило, с целостным видением ситуации, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, выработкой планов и проектов в профессиональной деятельности;

- репродуктивное мышление характеризуется направленностью на воспроизведение определенных способов и приемов профессиональной деятельности по образцу, а продуктивное (творческое) мышление, напротив, проявляется в выявлении новых стратегий, обеспечивающих эффективность труда и противостояние экстремальным ситуациям;

- наглядно-образное мышление означает представление ситуации и изменений в ней, которые специалист хочет получить в результате своей профессиональной деятельности; в процессе словесно-логического мышления решение профессиональных задач связывается с использованием понятий, логических конструкций и знаков, а наглядно-действенное мышление предполагает повторяемость увиденных действий;

- специфика аналитического (логического, рекурсивного) мышления характеризуется развернутыми во времени мыслительными операциями, представленными в сознании специалиста. Наконец, интуитивное мышление специалиста отличается быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и минимальной осознанностью;

- конвергентное мышление предполагает выбор из множества вариантов единственно верный;

- дивергентное - предусматривает варьирование решений проблемы в зависимости от ситуации.

Можно утверждать, что все перечисленные виды мышления могут выступать в качестве характеристик профессионального мышления. Так, в некоторых видах профессиональной деятельности велика роль наглядно-образного, в других - логического (рекурсивного), в-третьих - словесно-логического мышления. Вместе с тем их своеобразное сочетание в зависимости от предмета, средств и условий труда может обусловливать специфические типы профессионального мышления.

Управленческая деятельность относится к числу тех видов профессиональной деятельности, эффективность осуществления которых в значительной степени зависит от профессионального мышления. В ряду особенностей этого мышления ряд авторов называют «дивергентность».

Впервые определение дивергентности было предложено Дж. Гилфордом и обозначало мышление в различных направлениях, отклоняющееся от стереотипа. Дивергентное мышление, по его мнению, - это «тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допускает варь-

ирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько вариантов ответов. Это и обусловливает порождение оригинальных идей и самовыражение личности.

Многие авторы (П. Друкер, Э. М. Коротков, Ю. Г. Одегов и др.) считают, что результат деятельности менеджера - управленческое решение, от оптимальности которого зависит как эффективность деятельности самого менеджера, так и компании в целом. Процесс принятия решения состоит из нескольких этапов: осознание проблемы, сбор информации, анализ информации, поиск вариантов решения, выбор оптимального решения в конкретных условиях, разработка механизма реализации и осуществление принятого решения. Нетрудно заметить, что первые шесть этапов связаны с мыслительной деятельностью менеджера, поэтому мы предлагаем свой путь развития мыслительных способностей.

Профессиональное мышление менеджера, в зависимости от выполнения профессиональных функций, может быть оперативным, тактическим и стратегическим (начальный, средний и высший уровень менеджмента). Мы предположили, что оперативное мышление - это «конвергентное» мышление; тактическое мышление - это «аналитическое» мышление; а стратегическое мышление - это «дивергентное» мышление. Ряд этапов процесса принятия решений связан с мыслительной деятельностью, уровень системности которой зависит от сложности и формализованости (программированное™) необходимых решений.

Сложность решения - степень ответственности и серьезность последствий принимаемых решений.

Формализованность (программированность) решения - повторяемость и новизна решения. Иными словами, данная категория характеризует наличие или отсутствие освоенного алгоритма действий. Построим матрицу обозначенных типов мышления (рис. 1).

о с

формализованное неформализованное

Рис. 1. Типы мышления менеджера

3 4

Тактическое Стратегическое

(аналитическое) (дивергентное)

1 2

Действенное Оперативное

(опытно-оценочное) (конвергентное)

Определим соответствие уровней управленческой иерархии и типов мышления менеджера, оформив наши рассуждения в рис. 2.

Уровни управления Цели управления Типы мышления

топ-менеджер мидл-менеджер мастер-менеджер стратегические тактические оперативное дивергентное аналитическое конвергентное

самоменеджмент ситуативные опытно-оценочное

Рис. 2. Типы мышления менеджера и уровень управленческой иерархии

Следовательно, можно предположить, что для административного продвижения к должностям высшего звена управления, необходимо качественное продвижения в профессиональном мышлении. В наших рассуждениях это представлено в виде 4-х ступенчатой модели (рис. 3).

Стратегическое

(дивергентное)

Тактическое

(аналитическое)

Оперативное __________ (конвергентное)

Практическое

(опытно-оценочное)

Рис. 3. Четырех-ступенчатая модель восхождения к умению мыслить

Для решения проблемы развития определенного типа мышления менеджера необходимо определить методическое основание осуществления данного процесса. В качестве такого основания мы избрали различные методы анализа информации.

На основе практического опыта и единодушного мнения психологов, определяем, что практическое (опытно-оценочное) мышление есть у каждого человека, так как сущность его заключается в повторении увиденного и оценивании по категориям хорошо-плохо (рис. 4).

увидел

услышал

ощутил

>

Оценка: хорошо - плохо запомнил сделал вывод

узнал

повторил

Рис. 4. Практическое (опытно-оценочное) мышление

Оперативное (конвергентное) мышление предполагает проведение причинно-следственного анализа, который может отличаться по сложности и структуризации. В качестве неполного примера используем рис. 5.

низкая сложность Причина - следствие

средняя сложность

Причина - следствие I следствие 2 (следствие 3)

высокая сложность

Причина

—следствие I __ следствие 2 следствие 3 следствие 4 • и т.д.

Рис. 5. Оперативное (конвергентное) мышление

Развитие данного вида мышление менеджера не встречает никаких препятствий, так как процесс нахождения причины и выявления следствий занимает ведущую позицию при обучении как в школе, так и в вузе. Однако, как показывает практика, сложные для анализа ситуации не всегда могут быть выполнены менеджерами самостоятельно. Отметим, что оценочные действия проводятся с помощью критического осмысления происходящего (теплее-холоднее, больше-меньше, тяжелее - легче и т. д.).

Формирование (или развитие) тактического (аналитического) мышления имеет свои особенности и сложности, которые связаны с уровнем системности мышления человека. Мы выделили два уровня системности (рис. 6).

уровень

обобщение:

- классификация;

- систематизация расчленение:

- выделение;

- анализ сравнение:

- ранжирование:

- определение критериев:

- объективные,

- субъективные;

- определение показателей:

- качественные,

- количественные

2 уровень

• построение системы;

• определение внутренних и внешних связей;

• изменение элемента ведет к изменению системы:

- прогнозирование;

- планирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поиск альтернатив.

Рис. 6. Тактическое (аналитическое) мышление

При подготовке менеджеров к работе в высшем звене управленческой иерархии образовательная программа должна быть направлена на решение двух основных задач - расширение горизонта видения и формирования дивергентного мышления, которые в сочетании смогут предопределять при-

нятие эффективных управленческих решений. Расширение горизонта видения мы связываем с формированием навыков видения будущего, широты взглядов, умения работать с различными парадигмами.

Формирование дивергентного мышления обеспечит большую восприимчивость к новому, разумную оценку опыта коллег, способность эффективно избавляться от устоявшихся стереотипов, фиксированных рамок. Следует отметить, что дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Иногда про такое мышление говорят, что это «мышление около проблемы». По нашему мнению успешный менеджер должен обладать таким мышлением, что обеспечит разработку разновариантных решений существующей проблемы и принятие наиболее эффективного. При формировании такого мышления мы предлагаем опираться на научное построение принимаемых решений применительно к рассматриваемой проблеме (рис. 7).

Принимаемые решения

Основания

Теория

Предложения

Критическое

осмысление

Практика

I 1

л

о

о

к

о.

'в'

-0^

Е-

И

О

•Є*

-В"

а

о

ЕС

и

О

о*

с

Рис. 7. Формирование стратегического (дивергентного) мышления

Таким образом, работая над освоением будущими менеджерами различных методов анализа профессиональных проблем, происходит развитие различные виды мышления, и, прежде всего, дивергентного, как основы принятия наиболее эффективных управленческих решений на благо успешного развития предприятий и отечественной экономики в целом.

Библиографический список

1. Кореньков, А. В. Формирование экономического мышления будущих менеджеров в техническом вузе [Текст]: дис. канд. пед. наук / А. В. Кореньков -Волгоград, 2001. - 164 с.

2. Никифоров, А. Г. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / А. Г. Никифоров. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

3. Психология менеджмента: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. - 572 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1940. - 704 с,

УДК 33(001)

Ивенских Ирина Валентиновна

Соискатель ученой степени кандидата психологических наук Пермского государственного университета, директор МОУ «Лицей № 10», bazulkina@mail.ru, Пермь

Хрусталева Татьяна Михайловна

Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета, Пермь

СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ivenskikh Irina Valentinovna

Post-graduate student Perm pedagogical university, bazulkina@mail.ru, Perm

Khrustaleva Tatiana Mihailovna

Doctor of the psychological sciences, professor Perm pedagogical university, Perm

SOCIAL GIFTEDNESS IN MANAGERS: PSYCHOLOGICAL ASPECT

Современные социально-экономические условия страны увеличивают потребность общества в людях, обладающих высоким уровнем развития социальной одаренности. Сегодня, когда техника приняла на себя большую часть физического труда, новейшие информационные технологии могут решать умственные задачи, а количество должностей в рамках профессий социономического типа («человек-человек» по Е. А. Климову) растет в геометрической прогрессии, социальная одаренность становится первостепенной для большинства слоев общества, выступая в роли конкурентного преимущества. Одним из таких преимуществ является способность управлять другими людьми, проявляющая себя в деятельности менеджера.

Представление социальной (коммуникативной, организаторской, лидерской, педагогической) одаренности как самостоятельного вида связано, с одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.