Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение преемственности образовательного процесса в условиях перехода дошкольника в начальную школу'

Педагогическое обеспечение преемственности образовательного процесса в условиях перехода дошкольника в начальную школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1576
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИМПЛИФИКАЦИЯ / ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СONTINUITY / READINESS OF CHILDREN TO SCHOOL EDUCATION / ADAPTATION / EDUCATIONAL PROGRAMMES / ABILITY TO STUDY / MAINTENANCE OF PRE-SCHOOL EDUCATION / UNITY OF EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табилова М. Р.

Статья посвящена проблеме обеспечения преемственности образовательного процесса двух ступеней образования - дошкольной и начальной школьной. Автором сделана попытка установить причины возникающих трудностей в учебной деятельности младших школьников. Проведен сравнительный анализ существующих российских программ в области дошкольного (предшкольного) образования. Выявлен ряд обстоятельств, обусловливающих актуальность решения проблемы обеспечения преемственности образовательного процесса дошкольного и начального образования. Актуализированы практические меры, направленные на усиление преемственности дошкольной и начальной школьной ступени в российской системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Табилова М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical maintenance of continuity of educational process in conditions of transition of a child of pre-shool age to primary school

The article is devoted to the problem of continuity of educational process at two stages of education-pre-school and primary school. The author has made an attempt to find out reasons of difficulties in educational activities of primary school pupils. A comparative analysis of existing pre-school educational programmes in Russia is concluded by revealing the main conditions of solving the problem of maintenance of educational process continuity.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение преемственности образовательного процесса в условиях перехода дошкольника в начальную школу»

ратурной и изобразительной деятельности сориентировать детей в многообразии культурных проявлений и сформировать положительное отношение как к родной, так и к иноязычной культуре.

В результате исследования была доказана значимость формирования лингвострановедческой компетенции на этапе начального иноязычного образования. Дети, с раннего возраста приобщающиеся к традициям родной и иноязычной культуры, становятся более подготовленными к переходу на иной образовательный уровень. При этом осуществляется воспитание в духе диалога культур как безальтернативной форме существования в современном мире.

Примечания

1. Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном детстве: теория и практика. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2000.

2. Оберемко О. Г. Лингвострановедческий аспект обучения французскому языку в 5-7-х классах средней школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 1989.

УДК 373.29 : 373.3

М. Р. Табилова

педагогическое обеспечение преемственности образовательного процесса в условиях перехода дошкольника в начальную школу

Статья посвящена проблеме обеспечения преемственности образовательного процесса двух ступеней образования - дошкольной и начальной школьной. Автором сделана попытка установить причины возникающих трудностей в учебной деятельности младших школьников. Проведен сравнительный анализ существующих российских программ в области дошкольного (предшкольного) образования. Выявлен ряд обстоятельств, обусловливающих актуальность решения проблемы обеспечения преемственности образовательного процесса дошкольного и начального образования. Актуализированы практические меры, направленные на усиление преемственности дошкольной и начальной школьной ступени в российской системе образования.

The article is devoted to the problem of continuity of educational process at two stages of education-pre-school and primary school. The author has made an attempt to find out reasons of difficulties in educational activities of primary school pupils. A comparative analysis of existing pre-school educational programmes in Russia is concluded by revealing the main conditions of solving the problem of maintenance of educational process continuity.

Ключевые слова: преемственность, готовность детей к школьному обучению, адаптация, образовательные программы, умение учиться, содержание предшкольного образования, симплификация, единство образовательного пространства.

© Табилова М. Р., 2009

Keywords: continuity, readiness of children to school éducation, adaptation, éducation al programmes, ability to study, maintenance of pre-school education, unity of educational space.

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования - проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования отечественного образования. Более того, с ростом вариативности форм, методов и моделей обучения (особенно на ступенях дошкольного образования и начальной школы) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности образовательного процесса на различных ступенях общего образования.

В целом проблема обеспечения преемственности так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу; из начальной -в среднее звено школы, затем в старшие классы и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологичес-кие различия между учащимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего, а поводы для неудовлетворенности сосредоточиваются вокруг некоторых центральных вопросов.

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она обозначена в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из дошкольного звена в начальное школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Названные периоды рассматривались в работах таких ведущих психологов и педагогов страны, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эль-конин, Л. Б. Ительсон, Н. Ф. Талызина, Н. А. Мен-чинская, а также в недавних исследованиях М. Р. Битяновой, А. Л. Венгера, Н. Ф. Виноградовой, И. С. Якиманской и др.

Показательно, что проблема имеет несколько различных аспектов и возникает по целому ряду причин. Во-первых, имеет место недостаточно плавное, даже «скачкообразное» изменение содержания и методов обучения, которое при переходе к новой образовательной ступени приводит, как правило, к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

К примеру, исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоциональ-

но-личностную, интеллектуальную и коммуникативную составляющую.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, включая развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическую и умственную работоспособность.

В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.

Социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Анализ возникающих трудностей в учебной деятельности младших школьников позволяет указать на несколько причин:

1) необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения;

2) совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие школьники, со сменой ведущей деятельности;

3) недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной деятельности как с точки зрения показателей их интеллектуального, личностного развития, так и, главным образом, уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка) [1].

Как же обеспечивается сегодня готовность дошкольников к обучению в школе? Наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном «стыке»: первый из них опирается на тактику форсирования темпов детского развития и состоит в простой и прямой «подгонке» социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй - основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных «ЗУНов» (знаний-умений-навыков), с которыми ребенок приходит из детского сада.

Однако, на наш взгляд, ни тот, ни другой подходы не дают удовлетворительного решения проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны,

в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («ди-дактизируются», по справедливому выражению В. Т. Кудрявцева) - в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы [2].

С другой стороны, начальная школа, как отмечает Е. Е. Кравцова (2001), «подхватывает» и утилизирует наличный репертуар «дошкольных» форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности). В противовес этому подходу формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности». Педагогически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто существенно недооценивается [3].

В настоящее время в России действуют четыре образовательных программы, которые прямо нацелены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик», «Из детства - в отрочество», «Преемственность», «Сообщество». Определенные попытки решения проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др.

Сравнительный анализ существующих российских программ в области дошкольного образования показывает, что большинство из них опирается на хорошо разработанные в отечественной педагогике теоретические, методологические и методические походы. Взятые в совокупности, эти программы направлены на развитие всех основных психологических новообразований дошкольного возраста, обеспечивая речевое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое и физическое развитие детей. Эти программы предполагают развитие потребностно-мо-тивационной сферы ребенка, процессов самостоятельного целеполагания, стратегий и способов решения задач в различных областях и совладения с теми или иными жизненными ситуациями, рефлексивного, осознанного отношения к прямым и побочным результатам своей деятельности.

Программы значительно различаются по своим методическим установкам, формам и методам работы с детьми; есть программы, ориентированные на детей с особыми образовательными потребностями (например, программы обучения одаренных детей). Во многих программах в яв-

ном виде сформулированы положения о необходимости специальной работы с педагогами и родителями, чтобы они могли реализовать эти программы, описаны формы и методы такой работы.

В целом, существующие программы дошкольного образования содержат богатый материал, который необходимо использовать при разработке концепции, конкретных программ и методик развития учебных действий [4].

Тем не менее ключевой задачей развития образовательной системы становится обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов и программ.

Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и результатами освоения образовательной программы.

В связи с этим можно указать на ряд обстоятельств, обусловливающих актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества:

- скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий, возрастание уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки ставит задачу создания мобильной системы непрерывного образования, требующей перестройки, в том числе и системы начального образования;

- цели образования все в большей степени сводятся к утилитарному толкованию и рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспект образования, задачи развития личности остаются вне должного внимания образовательных учреждений;

- внедрение достижений концепции развивающего обучения на основе пересмотра содержания и методов обучения, развиваемое в трудах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, к настоящему моменту, к сожалению, не привело к модернизации всей системы начального образования, а остается только «изолированным островком» в общем образовательном процессе, что обусловливает необходимость поиска новых форм и путей внедрения идей развивающего обучения в школу;

- усложнение содержания учебного материала школьного образования приводит к тому, что редко кто из учащихся начальной школы, а затем и средней школы, учится сам, без помощи родителей, нередко фактически перекладывая функцию ориентировки, планирования, решения задач на родителей и сохраняя за собой лишь

роль «исполнителя». Результатом такого положения дел становится несформированность у ребенка умения учиться и организовывать свою учебную деятельность;

- перегруженность учащихся начальной школы, составляющая фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей, требует снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования;

- принципиальное расширение форм социализации и воспитания ребенка, включающее различные виды СМИ, конфессиональное воспитание, делают необходимым совершенствование системы школьного образования для сохранения и упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Новые социальные запросы определяют приоритетной целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.

Разработка новых образовательных стандартов для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задавать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения.

Актуальность решения проблемы обеспечения преемственности образовательного процесса для предшкольного и начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения статуса успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности личности, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

- существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, низкой школьной зрелостью и психологической готовностью детей к школьному обучению, а также недостаточностью государственного и социального контроля над ходом и динамикой развития детей в дошкольном периоде в условиях многообразия программ дошкольного образования и расплывчатости их инвариантного ядра. Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставит задачу целенаправленного управляемого формирования системы, обеспечивающей компетентность «умения учиться».

В этом ряду существенным фактором является возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе, ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Вместе с тем любая перестройка системы начального образования должна быть научно обоснована. Об опасности ошибок при некомпетентной инновационной деятельности в образовании предупреждает А. К. Маркова (2003), указывая, что нередко под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплифика-ции, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению, отождествляясь с накоплением знаний, навыков и умений. За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно искоренимое представление о ребенке как маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем [5].

В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и о равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, можно сделать вывод, что задача воспитания и развития заключается в том, чтобы как можно раньше и больше учить ребенка и приучать его ко взрослым формам жизни. С этой точки зрения игра, например, - это пустая потеря времени, досужее и бесполезное занятие, которому противостоит полезное и перспективное обучение и освоение нового. Подобная тактика в подходе к образованию детей оказывается деструктивной, поскольку отрывает ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорении (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

В настоящее время на усиление преемственности дошкольной и начальной школьной ступени в российской системе образования направлены следующие практические меры:

1) определены разделы содержательного обучения дошкольников как подготовительной базы начального обучения;

2) выделены критерии психологической и других видов готовности ребенка к обучению в школе, и в соответствии с ними разрабатывается программа развивающих занятий в дошкольном учреждении;

3) определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1-й класс;

4) создана сеть специальных центров по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения;

5) первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

Анализ существующих подходов к оптимизации системы непрерывности дошкольного и начального школьного образования позволяет заключить, что при значительном разнообразии подходов к решению проблемы существует признание необходимости построения системы общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития детей, в том числе на основе формирования общих учебных умений, обобщенных спосо-

бов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития личности.

Таким образом, основанием преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Примечания

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.

2. Кудрявцев В. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 2000. № 1-2. С. 12-14.

3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001.

4. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. М., 2005.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М., 2003.

УДК 37.013.75

А. В. Иванова

об использовании электронного ресурса как средства личностного

развития млаДших школьников на занятиях по информатике

Статья посвящена результатам экспериментальной работы по апробации электронного образовательного ресурса при обучении информатике в начальной школе.

The article is devoted to experimental work on approbation of educational electronic resource in teaching informatics in elementary school.

Ключевые слова: электронный ресурс, обучение информатике в начальной школе.

Keywords: electronic resource, teaching informatics in elementary school.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к выпускнику школы. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования [1]. Помимо этого, одним из приоритетов образовательной политики в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности [2].

Основной целью национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. признано создание программ, реализующих ин-

© Иванова А. В., 2009

формационные технологии в развитии открытого образования [3]. В примерном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, учебный модуль «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» вводится в рамках предмета «Технология» в 3-4-х классах [4].

Цели обучения, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному модулю определены Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего образования предмета «Технология» [5].

Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования [6]. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ», должен знать и понимать:

• основные источники информации;

• назначение основных устройств компьютера;

• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

• поиска информации с использованием простейших запросов;

• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере [7].

На данный момент для проведения занятий по информатике в начальной школе достаточно учебников и дидактических материалов, но электронное сопровождение дисциплины находится на недостаточном уровне. В связи с этим «Электронный ресурс для изучения информатики в начальной школе», разработанный при кафедре прикладной математики и информатики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», является актуальным. Данный ресурс знакомит школьников с множествами и графами, элементами логики и комбинаторики, способствует развитию логического мышления детей, учит описывать свойства и отношения объектов, сравнивать и группировать их, составлять и выполнять алгоритмы, создавать и использовать таблицы и схемы. Он соответствует содержанию и структуре изучения учебного модуля.

Учебно-педагогический процесс с использованием электронного образовательного ресурса строится следующим образом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.