Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеурочной деятельности'

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / новая грамотность / социальная грамотность / педагогическое обеспечение / педагогическое сопровождение / коллективное творческое дело / социокультурный подход / субъект-субъектный подход / socialization / new literacy / social literacy / pedagogical support / pedagogical support / collective creative work / socio-cultural approach / subject-subject approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Владимировна Фаламеева

Целью теоретического анализа, результаты которого представлены в данной статье, является обобщение современных научно-педагогических взглядов на формирование социальной грамотности школьников, а также обоснование педагогического обеспечения данного процесса. Внеучебная работа выбрана автором как пространство педагогического обеспечения формирования социальной грамотности обучающихся в связи с большими возможностями данного вида деятельности в процессе целенаправленной социализации личности и актуальностью запроса педагогической практики на поиск новых форматов и методов организации воспитательной работы в школе. В статье обоснована сущность и содержание понятия «социальная грамотность», определены её структурные компоненты и критерии оценки сформированное™, описаны возрастные особенности школьников относительно показателей социальной грамотности. В качестве методологической основы исследования определен социокультурный подход. С позиций данного подхода определена специфика процесса формирования социальной грамотности личности в контексте социальных и культурных условий взросления современных школьников, а также педагогического обеспечения данного процесса с ориентиром на интересы и потребности подростка, взаимодействующего в динамично и информационно насыщенном социуме. Определено комплексное и интегративное содержание педагогического обеспечения как системы организационных условий, методических решений и педагогических средств, нацеленных на реализацию образовательных результатов (когнитивных, прогностических, психологических, нормативно-смысловых). Проиллюстрированы возможности использования технологии коллективных творческих дел для формирования социальной грамотности школьников разных возрастов. На основе включенного педагогического наблюдения сделан вывод о результативности коллективного взаимодействия по организации внеучебных событий для формирования у обучающихся способности к целеполаганию, коммуникации и способности действовать в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Владимировна Фаламеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support for the formation of schoolchildren’s social literacy in extracurricular activities

The purpose of the theoretical analysis, the results of which are presented in this article, is to generalize modern scientific and pedagogical views on the formation of social literacy of schoolchildren, as well as to substantiate the pedagogical support of this process. Extracurricular work is chosen by the author as a space of pedagogical support for forming social literacy of students due to the great opportunities of this type of activity in the process of purposeful socialization of the individual and the relevance of the request of pedagogical practice to search for new formats and methods of organizing educational work in school. The article substantiates the essence and content of the concept of “social literacy”, defines its structural components and criteria for assessing the formation, describes the age characteristics of schoolchildren relative to the indicators to form social literacy. The socio-cultural approach is defined as the methodological basis of the study. From the standpoint of this approach, the specifics of the process for forming social literacy of the individual in the context of the social and cultural conditions of growing up modern schoolchildren, as well as pedagogical support for this process with a focus on the interests and needs of a teenager living in a dynamically and information-saturated society are determined. The complex and integrative content of pedagogical support is defined as a system of organizational conditions, methodological solutions and pedagogical tools aimed at implementing educational results (cognitive, prognostic, psychological, normative and semantic). The possibilities of using the technology of collective creative affairs for forming social literacy of schoolchildren of different ages are illustrated. Based on the included pedagogical observation, a conclusion is made about the effectiveness of collective interaction on the organization of extracurricular events to form students' ability to set goals, communicate and be able to act in a situation of uncertainty.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеурочной деятельности»

Научная статья УДК 37.013.42

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_3_20_164 EDN: PLLSWR

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеурочной деятельности

Елена Владимировна Фаламеева

Социальный педагог, Средняя общеобразовательная школа, с. Золотая Долина Приморского края falameeva84@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-2805-3031

Аннотация. Целью теоретического анализа, результаты которого представлены в данной статье, является обобщение современных научно-педагогических взглядов на формирование социальной грамотности школьников, а также обоснование педагогического обеспечения данного процесса. Внеучебная работа выбрана автором как пространство педагогического обеспечения формирования социальной грамотности обучающихся в связи с большими возможностями данного вида деятельности в процессе целенаправленной социализации личности и актуальностью запроса педагогической практики на поиск новых форматов и методов организации воспитательной работы в школе. В статье обоснована сущность и содержание понятия «социальная грамотность», определены её структурные компоненты и критерии оценки сформированности, описаны возрастные особенности школьников относительно показателей социальной грамотности. В качестве методологической основы исследования определен социокультурный подход. С позиций данного подхода определена специфика процесса формирования социальной грамотности личности в контексте социальных и культурных условий взросления современных школьников, а также педагогического обеспечения данного процесса с ориентиром на интересы и потребности подростка, взаимодействующего в динамично и информационно насыщенном социуме. Определено комплексное и интегративное содержание педагогического обеспечения как системы организационных условий, методических решений и педагогических средств, нацеленных на реализацию образовательных результатов (когнитивных, прогностических, психологических, нормативно-смысловых). Проиллюстрированы возможности использования технологии коллективных творческих дел для формирования социальной грамотности школьников разных возрастов. На основе включенного педагогического наблюдения сделан вывод о результативности коллективного взаимодействия по организации внеучебных событий для формирования у обучающихся способности к целеполаганию, коммуникации и способности действовать в ситуации неопределенности.

© Фаламеева Е. В., 2023

164

Е. В. Фаламеева

Ключевые слова: социализация; новая грамотность; социальная грамотность; педагогическое обеспечение; педагогическое сопровождение; коллективное творческое дело; социокультурный подход; субъект-субъектный подход

Для цитирования: Фаламеева Е. В. Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеурочной деятельности // Социально-политические исследования. 2023. № 3 (20). С. 164-179. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_164. https://elibrary.ru/PLLSWR.

Original article

Pedagogical support for the formation of schoolchildren's social literacy in extracurricular activities

Elena V. Falameeva

Social teacher, Secondary school, set. Zolotaya Dolina, Primorsky Krai falameeva84@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-2805-3031

Abstract. The purpose of the theoretical analysis, the results of which are presented in this article, is to generalize modern scientific and pedagogical views on the formation of social literacy of schoolchildren, as well as to substantiate the pedagogical support of this process. Extracurricular work is chosen by the author as a space of pedagogical support for forming social literacy of students due to the great opportunities of this type of activity in the process of purposeful socialization of the individual and the relevance of the request of pedagogical practice to search for new formats and methods of organizing educational work in school. The article substantiates the essence and content of the concept of "social literacy", defines its structural components and criteria for assessing the formation, describes the age characteristics of schoolchildren relative to the indicators to form social literacy. The socio-cultural approach is defined as the methodological basis of the study. From the standpoint of this approach, the specifics of the process for forming social literacy of the individual in the context of the social and cultural conditions of growing up modern schoolchildren, as well as pedagogical support for this process with a focus on the interests and needs of a teenager living in a dynamically and information-saturated society are determined. The complex and integrative content of pedagogical support is defined as a system of organizational conditions, methodological solutions and pedagogical tools aimed at implementing educational results (cognitive, prognostic, psychological, normative and semantic). The possibilities of using the technology of collective creative affairs for forming social literacy of schoolchildren of different ages are illustrated. Based on the included pedagogical observation, a conclusion is made about the effectiveness of collective interaction on the organization of extracurricular events to form students' ability to set goals, communicate and be able to act in a situation of uncertainty.

Key words: socialization; new literacy; social literacy; pedagogical support; pedagogical support; collective creative work; socio-cultural approach; subject-subject approach

For citation: Falameeva E. V. Pedagogical support for the formation of schoolchildren's social literacy in extracurricular activities. Social and political researches.

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 165

школьников во внеурочной деятельности

2023;3(20): 164-179. (In Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_164. https://elibrary.ru/PLLSWR.

Введение

Актуальность вопросов социализации подрастающего поколения не теряет значимости на протяжении двух последних десятилетий. Меняются социальные и культурные условия, экономически стабильные периоды существования нашего общества сменяются кризисами, политические реалии модернизируют образовательную повестку, но проблемы социального становления новых граждан страны остаются центральной темой педагогического дискурса. Одним из векторов таких дискуссий являются способы, формы и методы формирования социальной грамотности школьников. Анализу теоретических подходов и актуальных практик формирования социальной грамотности школьников во внеучеб-ной деятельности посвящена данная статья.

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования является социокультурный подход, заложенный в трудах П. Сорокина [Sorokin, 1965] и Т. Парсонса [Parsons, 1971], который приобрел характер масштабной научной теории, которая системно описывает социокультурные механизмы динамики российского общества и его исторические изменения, а работах А.С. Ахиезер [Ахиезер, 2008]. В основе социо-

культурного подхода лежит тезис о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, все они зарождаются в культуре, являющейся программой деятельности субъекта. В обычной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры и в рамках повседневной им социокультурной ситуации [Ахиезер, 2008, с. 68]. В педагогике социокультурный подход получил своё развитие в трудах Л. В. Мардахаева [Мардахаев, 2018], А. В. Мудрика [Мудрик, 2016], И. В. Рудаковой [Рудакова, 2017] , Г. У. Солдатовой с соавторами [Солдатова, 2021]. С позиций рассматриваемого подхода определена специфика процесса формирования социальной грамотности личности в контексте социальных и культурных условий взросления современных школьников, а также педагогического обеспечения данного процесса с ориентиром на интересы и потребности подростка, взаимодействующего в динамично и информационно насыщенном социуме.

Базой теоретического исследования явились научные публикации по психологии, социологии и социальной педагогике за последние пять лет, аккумулирующие инновации в области социального воспитания, формирования социальной компетентности, социальных кон-

166

Е. В. Фаламеева

текстов формирования функциональной грамотности школьников. В силу специфики социокультурного анализа акцент был сделан на труды отечественных авторов, отражающие ценностные, смысловые, мировоззренческие основы воспитания российских школьников.

Результаты исследования

Понятие социальная грамотность не имеет точного определения в педагогическом аспекте. Зачастую данное понятие синоними-зируют с социальной компетентностью [Бессараб, 2020]. По мнению А. В. Молоковой «социальная функциональная грамотность - это способность успешно социализироваться в обществе, способность предвидеть последствия своего поведения и прогнозировать и корректировать поведение в зависимости от ситуации, умение понимать и использовать свои ресурсы для достижения успеха» [Молокова, 2019, с. 19]. А. Ю. Борщевская и С. И. Карпова определяет социальную грамотность как «овладение школьниками социальными знаниями, нравственными ценностями, основами здоровой и безопасной жизни, правовыми и финансовыми аспектами жизнедеятельности, умениями регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе социокультурными нормами и правилами» [Борщевская, 2022, с. 98].

Е. А. Сосновская рассматривает социальную грамотность как часть грамотности правовой через приз-

му знания личностью своих прав и обязанностей [Сосновская, 2023]. Л. В. Низамутдинова и Е. В. Кау-рина рассматривают социальную грамотность как ключевую составляющую правовой компетентности личности: «правовые знания нужны людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях» [Низамутдинова, 2022, с. 112].

Достаточно распространена в научных публикациях позиция, что социальная грамотность является одним из результатов социального воспитания и взаимосвязана с другими личностными результатами. Так, К. Денисова считает, что «социальная грамотность - это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор» [Денисова, 2021, с. 217]. Н. Н. Маслова и И. А. Нидерман констатируют: «гражданская, культурная и социальная грамотности относятся к фундаментальным (базовым) навыкам 21-го века, суть которых - когнитивное присвоение системы знаний, сочетающихся с умениями и ценностными установками, и проявляющихся в решении повседневных задач» [Маслова, 2019, с. 341].

Нередка в отечественных публикациях и попытка рассмотрения социальной грамотности как части функциональной грамотности. Так, О. С. Куницкая определяет соци-

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 167

школьников во внеурочной деятельности

альную грамотность как «интегра-тивный компонент функциональной грамотности, а также как процесс и результат взаимодействия обучающихся с новой социальной средой, выражающийся в становлении социальных норм и ценностей, освоении новых способов осуществления социальноролевого взаимодействия в условиях динамично развивающегося общества» [Куницкая, 2021, с. 17]. А. Б. Белинская предлагает рассматривать весь спектр видов функциональной грамотности в социальном аспекте - через включение в данное понятие компонента социальной ответственности [Белинская, 2018, с. 274].

В своих исследованиях мы рассматриваем социальную грамотность как «базовую составляющую новых видов грамотности и основу формирования ключевых компетенций, позволяющих человеку жить и продуктивно действовать в динамично меняющихся условиях» [Тарханова, 2020, с. 272]. На наш взгляд, социальная функциональная грамотность тесно связана с личностными образовательными результатами Федерального образовательного стандарта (ФГОС). Так, ФГОС основного общего образования «устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [Федеральный государственный стандарт основного общего образования]. Мы считаем, что развитие социальной функциональной грамотности у обучающихся способствует саморазвитию и личностному самоопределению, сформирует навыки ведения конструктивного диалога и опыт сотрудничества для достижения согласованных и конвенциональных целей. Формирование внутренней позиции личности также является неотъемлемым компонентом социальной грамотности, так как социализация, помимо адаптации, представлена и процессом автономизации личности. Причем для достижения приемлемых для общества личностных результатов эти два процесса должны быть не только одновременными, но и равнонаправленными. Именно с этой позицией связано определение сути и содержания педагогического обеспечения формирования социальной грамотности школьников как обеспечения процессов

168

Е. В. Фаламеева

формирования у них социально значимых личностных результатов.

В научной литературе педагогическое обеспечение чаще всего рассматривается как совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности, интегрированных целевыми ориентирами и процессуальными характеристиками определенного вида этой деятельности. Так, Л. Г. Пак трактует педагогическое обеспечение как оптимальную совокупность взаимосвязанных педагогических средств, технологий, условий в свете разработанных теоретико-методологических положений [Пак, 2020]. Д. А. Вантеев рассматривает педагогическое обеспечение в контексте идей педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода, как процесс мобилизации индивидуально-психологических, институциональных и средовых ресурсов, необходимых для формирования и развития личностных образовательных результатов [Вантеев, 2020]. Зачастую происходит дифференциация педагогического обеспечения на организационно-педагогическое [Попов, 2020], методическое [Самерсова, 2021] и собственно педагогическое [Васильева, 2021]. Объединяя три этих подхода мы рассматриваем педагогическое обеспечение как систему организационных условий, методических решений и педагогических средств, нацеленных на реализацию образовательных результатов. В

случае педагогического обеспечения формирования социальной грамотности школьников такие результаты можно сконструировать по блокам: когнитивный (знание социальных норм, законов, закономерностей, алгоритмов), прогностический (умение прогнозировать последствия своего поведения и корректировать поведение в зависимости от ситуации), психологический (способность к рефлексии, как базовому процессу автономизации личности), нормативно-смысловой (способность применять знание социальных норм в процессах адаптации, автономномизации, регуляции своего поведения).

Приведем пример педагогического обеспечения формирования социальной грамотности школьников во внеучебной деятельности.

В силу специфики вышеперечисленных образовательных результатов, формируемых в ходе развития социальной грамотности обучающихся, одной из форм педагогической деятельности вне уроков, эффективно работающей на решение задач социального становления школьников, является социальный проект. Во-первых, он в наибольшей степени отвечает ценностям сотрудничества педагогов и обучающихся для достижения общих целей, а во-вторых, совместная работа в проектной команде выявляет проблемные зоны, формирует проектные инициативы, обеспечивает инструментами и ресурсами для реализации программ развития

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 169

школьников во внеурочной деятельности

эффективного диалога между всеми участниками. Грамотное педагогическое обеспечение деятельности по социальному проектированию позволяет повысить общий уровень социальной грамотности школьников за счет получения дополнительной информации о целеполага-нии как факторе достижения социальной успешности; закрепить навыки командной работы и создать ситуацию успеха в коллабо-рации «ученики-педагоги»; совершенствовать у всех участников полезные навыки и умения проектной деятельности (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п.).

В основу внеучебного проекта, направленного на формирование социальной грамотности всех его участников, может быть положена педагогическая идея о том, что социальные знания рассматриваются как средство определения человеком своего места в системе социальных отношений и возможностей его изменения в случае необходимости. Образовательная среда внеучебной деятельности может при этом выступать не только средством успешной социальной мобильности личности в социуме, но и средством ее автоно-мизации, через развитие способностей и рефлексивных навыков [Тарханова, 2022].

Организационно-педагогический аспект педагогического обеспечения формирования социальной

грамотности школьников в случае социального проектирования будет представлен алгоритмами управления совместной работой педагогов и школьников разных классов, отражающими общую логику социального взаимодействия. И в данном контексте, как нельзя лучше, подходит несколько забытая сегодня технология коллективного творческого дела (КТД) [Давыдова, 2021]. Традиционные, весьма насыщенные социальными интеракциями, элементы КТД предполагают: выбор «совет дела», в который входят как педагогики, так и обучающиеся; распределение зон ответственности, совместную постановку цели проекта и детальное моделирование образа конечного продукта; реализацию проекта на основе ролевой определенности и согласованности; анализ проведенного дела и осмысление успехов и упущений [Садовин, 2020].

Педагогический аспект обеспечения формирования социальной грамотности школьников был бы невозможен без учителя и его профессиональной позиции. Именно педагогу в данном процессе принадлежит роль сопровождающего. Педагогическое сопровождение в научных публикациях рассматривается как создание условий для эффективного обучения, воспитания и социализации школьников [Шерайзина, 2020], как педагогический процесс поэтапного совместного с обучающимся движения к педагогически обоснованной цели

170

Е. В. Фаламеева

[Антонова, 2019] и как система взаимодействия педагогических работников, например, в рамках консилиумов или оперативных групп [Арутюнян, 2022]. В нашем исследовании, в соответствие с заявленной тематикой, педагогическое сопровождение формирования социальной грамотности обучающихся понимается как технология субъект-субъектного взаимодействия педагогов и учеников по совместному целеполаганию, планированию, проектированию и реализации комплекса внеучебных мероприятий и событий социальной направленности.

Содержание педагогического сопровождения процесса формирования социальной грамотности обучающихся включает в себя ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется ресурсный анализ школьной среды, направленный на выявление возможностей для социализации личности. На данном этапе необходимо оценить наличные ресурсы образовательной организации (социокультурные, кадровые, материально-технические, содержательно-методические) с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для социализации обучающихся. На втором этапе в процессе совместного педагогического творчества определяются психолого-педагогические критерии, по которым будет оцениваться результат - сформированность социальной грамотности учеников. На дан-

ном этапе принципиальное значение будет иметь понимание педагогами возрастных особенностей социализации и специфики применения форм и методов внеучебной деятельности для каждой возрастной группы.

В нашем исследовании, в процессе проектировочных семинаров для педагогов, были сформулированы критерии эффективности педагогического сопровождения процесса формирования социальной грамотности школьников средствами внеучебной деятельности: когнитивный (соответствующие задачам возраста знания об обществе и конструктивных способах социального взаимодействия), ценностно-смысловой (понимание школьниками значения социальных норм и личная убежденность в необходимости следования им), деятель-ностный (способность продуктивно действовать в ситуациях социального затруднения, оказывать помощь и обращаться за ней, участие во внеурочных мероприятиях социальной направленности и социальном проектировании). На третьем этапе активными участниками сопровождения становятся сами обучающиеся, именно с учетом их мнений, потребностей и интересов происходит разработка и реализация воспитательных мероприятий, форм и методов работы. Задачей педагогического коллектива становится приведение этих элементов педагогического процесса в систему, дающую оптимальный резуль-

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 171

школьников во внеурочной деятельности

тат. Принципиально важным для исследуемого процесса является рефлексивный этап педагогического сопровождения. На нём педагоги совместно с обучающимися оценивают как удовлетворенность всех участников процессом внеучебной деятельности, так и результат -сформированность социальной грамотности обучающихся по вышеописанным критериям.

Что касается методического обеспечения формирования социальной грамотности школьников, то здесь, в нашем опыте, наибольший интерес у обучающихся вызывают методы и методики, построенные на принципах интерактивности. Выбор методов и приемов в интерактивных технологиях обусловлен возрастными особенностями целевой аудитории. Так, наиболее результативными в плане формирования социальной грамотности обучающихся начальной школы, во внеучебной деятельности нашей школы стали игровые проекты. Например, это могут быть социально-ориентированные игры, в которых участники помогают персонажу делать социально одобряемый выбор. В среднем звене наибольший интерес школьников вызвали проект-турниры, в которых подросткам предлагалось решать социальные дилеммы. Методически целесообразными в работе со старшими школьниками являлись приёмы усложнения задач социального проектирования введением игровых фишек, обозначаю-

щих какую-либо трудность или внезапный барьер на пути достижения цели, который надо было разрешить путем привлечения внешних ресурсов. Безусловной методической находкой педагогов медиаобъединения стали видеокейсы, сделанные на основе интервью с жителями поселка, в котором располагается школа, они придали проектным задачам связь с жизнью и вызвали позитивный эмоциональный отклик аудитории.

Включенное наблюдение за реализацией коллективных творческих дел социальной направленности позволило отметить, что во всех классах обучающиеся проявляли интерес к совместной социальной деятельности, задавали интересующие их вопросы, активно участвовали в интерактивных форматах воспитательной работы, предлагали собственные решения рассматриваемых социальных проблем и новые темы для проектов. По итогу взаимодействия всем обучающимся было предложено письменно ответить на несколько вопросов. Опрос показал, что занятие на данную тему предложенные форматы работы 93 % учащихся посчитали интересными и актуальными лично для них; 87 % отметили социальное значение деятельности, в которой они приняли участие; 82 % заявили о том, что будут применять полученные знания и навыки для решения социальных проблем; 44 % обозначили свою готовность включиться в деятельность школьных

172

Е. В. Фаламеева

социально-ориентированных объединений. Также проведенный опрос позволил выявить содержательные интересы школьников. Так для обучающихся начальной школы интересными темами для дальнейшей работы являются экология, государственные праздники и история родного края; ученики среднего звена больше ориентированы на вопросы продуктивного межличностного взаимодействия (взаимоотношения со сверстниками и родителями, конструктивные способы поведения в конфликте, вопросы дружбы и взаимодействия в коллективе). Также для учеников 5-8 классов, в большей мере чем для других возрастных групп актуальны темы волонтерства, участия в конкурсах, ведения социальных сетей и блогов. Старшеклассники, чаще всего, выбирали темы, связанные с самореализацией и профессиональным определением. Все заявленные темы будут учтены при проектировании регионального компонента содержания «Разговоров о важном» в следующем учебном году.

Заключение

Таким образом, анализ публикаций и опыта организации работы по формированию социальной грамотности школьников во внеучеб-ной деятельности позволил сделать ряд выводов:

1. Социальное становление является важным и личностно значимым для школьников всех возрастов. Что позволяет прогнозировать эффек-

тивность субъект-субъектных форматов формирования социальной грамотности. Аргументами в пользу социокультурного подхода как основы изучаемого процесса являются: зависимость ценностно-смысловой сферы личности от социальной и культурной ситуации взросления; эмоциональная вовлеченность детей и подростков в жизнь страны, края, поселения; интерес к решению социальных проблем, имеющих характер жизненных задач как лично для ребенка, так и для его ближайшего окружения.

2. Формирование социальной грамотности показывает, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Данный вид грамотности фиксирует минимально необходимый уровень готовности личности для осуществления ее жизнедеятельности в конкретной социальной среде.

3. Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности школьников во внеучебной деятельности можно характеризовать как систему организационных условий, методических решений и педагогических средств, нацеленных на реализацию личностных и социально значимых образовательных результатов: когнитивных (знание социальных норм, законов, закономерностей, алгоритмов), прогностических (умение прогнозировать последствия своего поведения и корректировать поведение в зависимости от ситуации), психоло-

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 173

школьников во внеурочной деятельности

гических (способность к рефлексии, как базовому процессу автономиза-ции личности), нормативно-смысловых (способность применять знание социальных норм в процессах адаптации, автономномизации, регуляции своего поведения).

4. Коллективные творческие дела является эффективным методом формирования социальной грамотности школьников всех возрастов, так как развивают в учащихся самопонимание, самоанализ, умение эф-

фективно общаться, договариваться, достигать поставленных целей, проявлять личную инициативу, не бояться брать ответственность на себя. В ходе коллективного взаимодействия по организации внеучебных событий участники приобретают способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, учатся осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Библиографический список:

1. Антонова А. Г. Психо лого-педагогическое сопровождение социализации подростков: традиции и инновации / А. Г. Антонова, С. С. Седова // Научный поиск. 2019. № 3.1. С. 22-23.

2. Арутюнян Р. Л. Успешная социализация детей-сирот в условиях современных рисков: моделирование социально-педагогического сопровождения/ Р. Л. Арутюнян, Е. А. Байер, С. И. Аваков // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 6. С. 192-198.

3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему. Москва : Новый хронограф, 2008. 568 с.

4. Белинская А. Б. Социальная ответственность как параметр функциональной грамотности личности // Science: discoveries and progress: Proceedings of articles the III International scientific conference, Karlovy Vary Moscow, 28-29 апреля 2018 года / Editors A.B. Belinskaya. Karlovy Vary Moscow : Международный центр научно-исследовательских проектов, 2018. С. 269-274.

5. Бессараб Е. Л. Социальная компетентность старшего подростка как интегративное качество личности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 4(54). С. 224-226.

6. Борщевская А. Ю. Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности / А. Ю. Борщевская, И. С. Карпова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21, № 4. С. 96-104.

7. Вантеев Д. А. Сущность и структурные компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. №2. С. 229-234.

8. Васильева Н. Н. Педагогическое обеспечение эффективности адаптивных процессов в современной образовательной среде / Н. Н. Васильева, В. В. Батколина // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психолого-педагогического сопровождения

174

Е. В. Фаламеева

детей с ОВЗ : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22 мая 2021 года. Москва : Российский новый университет, 2021. С. 39-46.

9. Давыдова Т. А. КТД - как технология воспитания // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. № S8(61). С. 27-29.

10. Денисова К. Проблема повышения социальной грамотности подростков // Современные аспекты научных исследований : сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции в рамках проведения XXI научно-практических чтений, посвященных памяти философа и общественного деятеля А.Н. Радищева, Малоярославец, 23 мая 2021 года. Малоярославец : Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. С. 217-219.

11. Куницкая О. С. Теоретико-методические основы социально-педагогической поддержки студентов в процессе адаптации к новой образовательной среде: монография. Минск : Белорус. гос. пед. ун-т. 2021. 194 с.

12. Мардахаев Л. В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. 2018. № 1(14). С. 17-21.

13. Маслова Н. Н. Гражданская грамотность: подходы к формированию / Н. Н. Маслова, И. А. Нидерман // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: к 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права : сборник научных статей, Москва, 03 апреля 2019 года / под ред. А. А. Сорокина. Выпуск VI. Москва : Книгодел, 2019. С. 340-354.

14. Молокова А. В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 3(200). С. 18-26.

15. Мудрик А. В. Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 117-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Низамутдинова Л. В. Формирование социально-правовой грамотности у современных подростков / Л. В. Низамутдинова, Е. В. Каурина // Научный альманах. 2022. № 5-1(91). С. 111-116.

17. Пак Л. Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 66-72.

18. Попов А. А. Организационно-педагогические условия обеспечения преемственности общего и высшего образования / А. А. Попов, Т. А. Яндукова // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 1. С. 60-69.

19. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11(85). С. 159-162.

20. Садовин П. С. Особенности организации социального проектирования в ходе реализации коллективного творческого дела / П. С. Садовин, Е. А. Ветлужских // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2-2(20). С. 272-274.

21. Самерсова Н. В. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности: от теории к практике // Искусство и культура. 2021. № 2(42). С. 98-101.

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 175

школьников во внеурочной деятельности

22. Солдатова Г. У. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир : учебное пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина. Москва : Московский институт психоанализа-Когито-Центр, 2021. 236 с.

23. Сосновская Е. А. Формирование социально-правовой грамотности подростков, как средство предупреждения дезадаптации // Научный форум: педагогика и психология : сборник статей по материалам LXXIII международной научно-практической конференции, Москва, 01 июня 2023 года. Том 6 (73). Москва : Международный центр науки и образования, 2023. С. 59-65.

24. Тарханова И. Ю. Социальное самочувствие молодежи: поколенческий анализ // Отечественный журнал социальной работы. 2022. № 4(91). С. 71-76.

25. Тарханова И. Ю. Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации / И. Ю. Тарханова, Е. В. Фаламеева // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3(82). С. 271-272.

26. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=ljwvmi1ayg9094456 98. (Дата обращения: 22.07.2023).

27. Шерайзина Р. М. Комплекс организационно-педагогических условий педагогического сопровождения саморазвития учащихся основной школы / Р. М. Шерайзина, Е. В. Юшкевич // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 275-278.

28. Parsons T. Comparative studies and evolutionary change //Comparative methods in sociology: Essays on trends and applications. 1971. р. 97-139.

29. Sorokin P. A. Sociology of yesterday, today and tomorrow //American sociological review. 1965. р. 833-843.

Reference list

1. Antonova A. G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie socializacii po-drostkov: tradicii i innovacii = Psychological and pedagogical support for the socialization of adolescents: traditions and innovations / A. G. Antonova, S. S. Sedova // Nauchnyj poisk. 2019. № 3.1. S. 22-23.

2. Arutjunjan R. L. Uspeshnaja socializacija detej-sirot v uslovijah sovremennyh riskov: modelirovanie social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija = Successful socialization of orphans in conditions of modern risks: modeling of social and pedagogical support / R. L. Arutjunjan, E. A. Bajer, S. I. Avakov // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. T. 3, № 6. S. 192-198.

3. Ahiezer A. S. Rossija: kritika istoricheskogo opyta (Sociokul'turnaja dinamika Rossii). Ot proshlogo k budushhemu = Russia: criticism of historical experience (Soci-ocultural dynamics of Russia). From the past to the future. Moskva : Novyj hronograf, 2008. 568 s.

4. Belinskaja A. B. Social'naja otvetstvennost' kak parametr funkcional'noj gramotnosti lichnosti = Social responsibility as a parameter of functional personality literacy // Science: discoveries and progress: Proceedings of articles the III International scientific conference, Karlovy Vary Moscow, 28-29 aprelja 2018 goda / Editors

176

Е. В. Фаламеева

A. B. Belinskaya. Karlovy Vary Moscow: Mezhdunarodnyj centr nauchno-issledovatel'skih proektov, 2018. S. 269-274.

5. Bessarab E. L. Social'naja kompetentnost' starshego podrostka kak integrativnoe kachestvo lichnosti = Senior adolescent social competence as integrative quality of personality // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psi-hologo-pedagogicheskie nauki. 2020. № 4(54). S. 224-226.

6. Borshhevskaja A. Ju. Formirovanie social'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti = Formation of social literacy of younger students in extracurricular activities / A. Ju. Borshhevskaja, I. S. Karpova // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2022. T. 21, № 4. S. 96-104.

7. Vanteev D. A. Sushhnost' i strukturnye komponenty pedagogicheskogo obespechenija obrazovatel'nogo processa = Essence and structural components of educational support // Vestnik TvGU. Serija: Pedagogika i psihologija. 2020. №2. S. 229-234.

8. Vasil'eva N. N. Pedagogicheskoe obespechenie jeffektivnosti adaptivnyh pro-cessov v sovremennoj obrazovatel'noj srede = Pedagogical support of efficiency of adaptive processes in modern educational environment / N. N. Vasil'eva, V. V. Batkolina // Sovremennye podhody k probleme professional'noj kompetentnosti pedagogov v oblasti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej s OVZ : sbornik trudov Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 22 maja 2021 goda. Moskva : Rossijskij novyj universitet, 2021. S. 39-46.

9. Davydova T. A. KTD - kak tehnologija vospitanija = KTD - as a parenting technology // Nauchnyj jelektronnyj zhurnal Meridian. 2021. № S8(61). S. 27-29.

10. Denisova K. Problema povyshenija social'noj gramotnosti podrostkov = Challenge of improving adolescent social literacy // Sovremennye aspekty nauchnyh issle-dovanij : sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj konferencii v ramkah provedenija XHI nauchno-prakticheskih chtenij, posvjashhennyh pamjati filosofa i ob-shhestvennogo dejatelja A.N. Radishheva, Malojaroslavec, 23 maja 2021 goda. Maloja-roslavec : Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet MFJuA, 2021. S. 217-219.

11. Kunickaja O. S. Teoretiko-metodicheskie osnovy social'no-pedagogicheskoj podderzhki studentov v processe adaptacii k novoj obrazovatel'noj srede = Theoretical and methodological foundations of social and pedagogical support for students in the process of adaptation to new educational environment: monografija. Minsk : Belorus. gos. ped. un-t. 2021. 194 s.

12. Mardahaev L. V. Socializacija v stanovlenii lichnosti: social'no-pedagogicheskij podhod = Socialization in formation of personality: social and pedagogical approach // CITISJe. 2018. № 1(14). S. 17-21.

13. Maslova N. N. Grazhdanskaja gramotnost': podhody k formirovaniju = Civic literacy: approaches to formation / N. N. Maslova, I. A. Niderman // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teorija, metodika, praktika: k 20-letiju kafedry metodiki prepodavani-ja istorii, obshhestvoznanija i prava: Sbornik nauchnyh statej, Moskva, 03 aprelja 2019 goda / pod red. A.A. Sorokina. Tom Vypusk VI. Moskva: Knigodel, 2019. S. 340-354.

14. Molokova A. V. Osobennosti formirovanija social'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov v informacionno-obrazovatel'noj srede = Features of formation of social literacy of younger schoolchildren in information and educational environment // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 3(200).

S. 18-26._

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 177

школьников во внеурочной деятельности

15. Mudrik A. V. Sociokul'turnye vyzovy sovremennoj rossijskoj shkole na mak-rourovne = Socio-cultural challenges to the modern Russian school at the macro level // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 1. S. 117-124.

16. Nizamutdinova L. V. Formirovanie social'no-pravovoj gramotnosti u sov-remennyh podrostkov = Formation of social and legal literacy in modern adolescents / L. V. Nizamutdinova, E. V. Kaurina // Nauchnyj al'manah. 2022. № 5-1(91). S. 111-116.

17. Pak L. G. Socializacija studentov vuza v jepohu cifrovogo obshhestva = Socialization of university students in the era of digital society // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 5 (228). S. 66-72.

18. Popov A. A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija obespechenija preemstvennosti obshhego i vysshego obrazovanija = Organizational and pedagogical conditions for ensuring the continuity of general and higher education / A. A. Popov, T. A. Jandukova // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. 2020. № 1. S. 60-69.

19. Rudakova I. V. Sociokul'turnyj podhod kak metodologicheskij princip = Soci-ocultural approach as a methodological principle // Istoricheskie, filosofskie, politiches-kie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 11(85). S. 159-162.

20. Sadovin P. S. Osobennosti organizacii social'nogo proektirovanija v hode real-izacii kollektivnogo tvorcheskogo dela = Features of the organization of social design during implementing collective creative work / P. S. Sadovin, E. A. Vetluzhskih // Studencheskaja nauka i XXI vek. 2020. T. 17, № 2-2(20). S. 272-274.

21. Samersova N. V. Metodicheskoe obespechenie social'no-kul'turnoj dejatel'nos-ti: ot teorii k praktike = Methodological support of social and cultural activities: from theory to practice // Iskusstvo i kul'tura. 2021. № 2(42). S. 98-101.

22. Soldatova G. U. Sociokul'turnye onlajn-praktiki v molodezhnoj srede: My v ot-vete za cifrovoj mir = Sociocultural online practices in the youth environment: We are responsible for the digital world: uchebnoe posobie / G. U. Soldatova, S. V. Chigar'ko-va, S. N. Iljuhina. Moskva : Moskovskij institut psihoanaliza-Kogito-Centr, 2021. 236 s.

23. Sosnovskaja E. A. Formirovanie social'no-pravovoj gramotnosti podrostkov, kak sredstvo preduprezhdenija dezadaptacii = The formation of socio-legal literacy of adolescents as a means of preventing maladaptation // Nauchnyj forum: pedagogika i psihologija : sbornik statej po materialam LXXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 01 ijunja 2023 goda. Tom 6 (73). Moskva : Mezhdunarodnyj centr nauki i obrazovanija, 2023. S. 59-65.

24. Tarhanova I. Ju. Social'noe samochuvstvie molodezhi: pokolencheskij analiz = Social well-being of young people: generational analysis // Otechestvennyj zhurnal so-cial'noj raboty. 2022. № 4(91). S. 71-76.

25. Tarhanova I. Ju. Formirovanie social'noj gramotnosti podrostkov v uslovijah obrazovatel'noj organizacii = Formation of social literacy of adolescents in conditions of educational organization / I. Ju. Tarhanova, E. V. Falameeva // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. № 3(82). S. 271-272.

26. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija: utver-zhden prikazom Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31 maja 2021 g.

178

Е. В. Фаламеева

№ 287 = Federal State Standard for Basic General Education: approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=ljwvmi1ayg9094456 98. (Data obrashhenija: 22.07.2023).

27. Sherajzina R. M. Kompleks organizacionno-pedagogicheskih uslovij pedagogicheskogo soprovozhdenija samorazvitija uchashhihsja osnovnoj shkoly = Complex of organizational and pedagogical conditions for pedagogical support of self-development of students in the main school / R. M. Sherajzina, E. V. Jushkevich // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 67-2. S. 275-278.

28. Parsons T. Comparative studies and evolutionary change //Comparative methods in sociology: Essays on trends and applications. 1971. r. 97-139.

29. Sorokin P. A. Sociology of yesterday, today and tomorrow //American sociological review. 1965. p. 833-843.

Статья поступила в редакцию 25.07.2023; одобрена после рецензирования 17.09.2023; принята к публикации 02.10.2023.

The article was submitted on 25.07.2023; approved after reviewing 17.09.2023; accepted for publication on 02.10.2023.

Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности 179

школьников во внеурочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.