и оценить степень ее разработанности. Анализ показал, что от развития творческого потенциала личности зависит процветание и возрождение России.
Литература
1. Бехтерев, В.А. Творчество с точки зрения рефлексологии / В.А. Бехтеров // С.О.Г-рузенберг. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. Л.: Сойкин, 1924.
2. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976.
3. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталя. М.: Политиздат, 1972.
4. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: монография / А.Т. Шумилин. М.: Высш. шк., 1989.
5. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер-Пресс, 1997.
6. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006.
7. Guilford, J.P. Intellectual Factors in
Productive Thinkink. In: Explorations in
Creativity. N.Y., 1967. P. 95 - 107.
8. Torrance, E.P. Education and the Creativity Potetial. The University of Minnesota press, 1967.
А.В. ЯЩУК (Томск)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В ПРИЮТЕ
Представлена комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта.
Трудности в организации педагогической деятельности с беспризорными детьми в приютах в современных условиях свидетельствуют о несовершенстве научнометодического обеспечения их социальной адаптации и порождают противоречие между потребностью в адаптации беспризорных детей к жизни в приютах и недостаточной разработанностью содержательно-
технологических компонентов социально-педагогической деятельности. Разрешение данного противоречия ставит новые задачи перед педагогической наукой, предъявляет повышенные требования к научному изучению проблемы и разработке методического обеспечения процесса социальной адаптации в приюте и критериев диагностики его эффективности, что неизбежно сопровождается поиском педагогических условий, способных обеспечить повышение эффективности данного процесса.
По результатам анализа истории проблемы беспризорности начиная с XVIII в., можно отметить достижения педагогов, общественных деятелей в создании системы по преодолению и предупреждению данного явления. Их педагогические системы строились на идеях гуманизма, свободы самовыражения, принципах выработки нравственных привычек поведения, учета индивидуальных особенностей, трудового воспитания и подготовки детей к жизни, которые стали классикой педагогической мысли (И.И. Бецкой, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский).
Результаты исследования показывают, что эффективность решения проблемы беспризорности в XIX в. связана с созданием в России Ведомства земских приютов, которое занималось организацией приютов на селе (натуральных; ночлежных; поселковых натуральных; по опыту английской шеффилдской системы; трудовых колоний; в форме «семейного патроната», заимствованных в Шотландии; форм «домашнего очага»), которые оценивались положительно и были распространены по всей России. Дети в таких приютах жили естественной жизнью, не ощущая ограничений и казарменного положения. Кроме того, создавались исправительные учреждения: воспитательные дома, дома-призрения, ремесленно-исправительные приюты, детские воспитательно-исправительные колонии, поселения, семейные детские дома. При анализе содержания педагогической работы, которая велась в приютах и исправительных учреждениях, установлены типичные направления: обучение школьным предметам, трудовое воспитание, ориентация на выбор профессии, подготовка к самостоятельной жизни, занятия спортом. Выявлены наиболее положитель-
© Ящук А.В., 2008
ные приемы воздействия, приносящие результаты: интересные традиции, опора на положительное в личности, доверие, а иногда строгий режим, дисциплина и порядок. Большое внимание уделялось педагогам и воспитателям, функции которых были весьма разнообразны: от выявления дезадаптированных детей до их целенаправленного воспитания.
Революция 1917 г., Гражданская война и ее последствия сделали беспризорность массовым явлением. Важное значение имели особенности государственной политики по отношению к беспризорным: проведение социально-экономических мероприятий (снабжение одеждой, предоставление крова и пищи); правовых (защита интересов детей и подростков, юридическая помощь, патронат); культурно-воспитательных (посещение культурных заведений, организация клубов и кружков); создание сети учебно-воспитательных учреждений; организация кампаний в поддержку беспризорных; разработка целостной государственной программы организационных, нормативных, законодательных мер, направленных на преодоление и профилактику детской беспризорности. Следует отметить, что возможности нового строя, традиции XVIII - XIX вв., серьезные исследования на Западе, появление науки педологии способствовали развитию теоретических исследований и практики. Педагоги Н.К. Крупская, В.П. Кащенко, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий придавали особое значение коллективу в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения. Был создан целый комплекс новых педагогических приемов работы с беспризорными детьми. На основе исторического анализа выявлено, что в рассматриваемый период были достигнуты большие успехи в перевоспитании беспризорников, правонарушителей и малолетних преступников благодаря заложенным законодательным и организационным основам государственной системы социально-правовой охраны несовершеннолетних, созданным специальным органам и учреждениям, осуществлявшим работу по предупреждению и преодолению беспризорности, которые прежде всего являлись воспитательными. Вся педагогическая работа была основана на принципе сознательно-трудового воспитания при возможной индивидуализации.
Такое отношение детей к труду формировалось для того, чтобы дать определенные знания, умения и навыки, для самообеспечения детских учреждений, которые находились в тяжелом материальном положении.
В результате исследования установлено, что положительную роль в деле ликвидации и профилактики беспризорности, возникшей в связи с Великой Отечественной войной, сыграли создававшиеся в стране суворовские военные училища по типу старых кадетских корпусов, ремесленные училища, специальные детские дома, дома ребенка, детские приемники-распределители. Большая помощь детям, оставшимся без родителей, оказывалась коллективами предприятий, колхозов и военными организациями; детей устраивали также в семьи трудящихся. Благодаря своевременно принятым мерам проблема беспризорности к концу 1940-х годов была практически решена.
Основными направлениями современных исследований (с 1980 - 1990-х годов), так или иначе касающихся беспризорности, являются:
• современные аспекты социальной дезадаптации, факторы и условия ее проявления, диагностика, формы и методы профилактики и коррекции (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.А. Грищенко, В.Н. Гуров, И.В. Дубровина, Т.Д. Мар-цинковская, Т.Д. Молодцова, В.Г. Степанов, Ю.Ю. Черво);
• выявление причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств по его предупреждению (В.Г. Баженов, Ю.В. Гер-беев, С.А. Завражин, М.В. Квитковский, Н.А. Коваль, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, О.Н. Меншина, И.А. Невский, А.И. Островский, Е.И. Петухов, В.А. Попов, З.Д. Раевская);
• активизация коррекционно-реабилитационной работы в учреждениях интернатного типа с дезадаптированными детьми и подростками (И.П. Башкатов, Ю.В. Гербеев, В.М. Литвишков, Н.И. Ма-хиборода, И.А.Невский, В.И. Чередниченко).
Принципиальное значение имеют исследования А.В. Гоголевой, Ю.А. Клейбер-га, А.М. Нечаевой, Е.Г. Слуцкого, свидетельствующие о том, что в настоящее время работа по рассматриваемой проблеме активизируется.
Анализируя содержание данных работ, придерживаемся мнения исследователей о том, что необходимо восстановить социальный статус и утраченные навыки детей и подростков, переориентировать их антиобщественную направленность с помощью включения в новые социально значимые отношения и виды деятельности, путем реализации специальных социально-педагогических программ, в комплексе с социальной, психологической, правовой помощью.
В результате исследования установлено, что в настоящее время в отечественной науке изучение проблемы беспризорности, путей и методов преодоления этого явления представляет собой достаточно пеструю картину: разнообразие подходов к данной проблеме от традиционно-советских до современных западных; появление профессий социальных педагогов и работников, наличие диагностических методик, способствующих возрастанию роли психологов в преодолении данного явления. Не существует особой педагогики для обучения и воспитания беспризорных детей в современных условиях, но необходимы определенные педагогические акценты в проектировании, конструировании и реализации процесса социальной адаптации в приюте. Создание приютов обусловливает необходимость исследования, разработки и внедрения педагогических условий социальной адаптации беспризорных детей. Педагогические условия определяются нами как целенаправленно организованные обстоятельства и особенности педагогической деятельности, которые способствуют более успешной социальной адаптации беспризорных детей в приюте. Социальная адаптация беспризорных детей в приюте будет успешнее, если в педагогическом процессе будет учитываться ряд психологических действий, поэтому необходим комплексный (психолого-педагоги-ческий) подход к диагностике и реализации развивающих программ в воспитании.
В качестве педагогических условий социальной адаптации беспризорных детей в приюте нами разработаны комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей в приюте; программа с методическим обеспечением с учетом социально-педагогических и психологических особенностей беспризорных детей и степени выраженности их социальной дезадаптации; методические рекомендации по ак-
тивному взаимодействию педагогов с воспитанниками, основанному на продуктивном эмоционально-личностном общении.
Анализ существующих подходов к разработке моделей (С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина, В.М. Полонский и др.) дал основание для разработки комплексной педагогической модели включения детей в процесс социальной адаптации в приюте. Под моделью понимается система элементов, упорядоченных определенным образом и связанных определенными отношениями, которые направлены на достижение одного результата. Структура такой системы - способ организации элементов и характер связей между ними.
Цель комплексной педагогической модели социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта определяется как повышение эффективности данного процесса.
Основополагающими принципами комплексной педагогической модели социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта взяты принципы гуманистического воспитания (приоритет личности ребенка в системе ценностей педагогического процесса; свобода творческого выражения личности, свобода и автономия жизнедеятельности; приоритет системы поощрения, помощи самореализации, самовоспитания личности; принцип сотрудничества; принцип опоры на положительное).
Эффективное функционирование разработанной модели возможно при содержательном ее наполнении (разработка программ, создание методических комплексов), использовании форм и методов, предполагающих сотрудничество на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Исходя из цели и принципов определены основные направления деятельности, которые представлены тремя блоками: диагностическим, развивающим и результативным.
Диагностический блок представлен комплексной психолого-педагогической диагностикой, направленной на выявление индивидуальных особенностей детей, определение степени социальной дезадаптации. Определение степени социальной дезадаптации - одна из центральных задач диагностики, решение которой дает представление о развитии данного явления.
Развивающий блок представлен тремя структурными компонентами:
- влияние на эмоциональную сферу детей, основанное на перестройке отношений к воспитанникам со стороны всех субъектов воспитания и перевоспитания, на оптимально-личностном подходе к детям;
- воздействие на сознание детей с помощью специально разработанной программы по осуществлению социальной адаптации в приюте;
- вовлечение воспитанников приюта в позитивную деятельность, основанную на желаниях, интересах и способностях (клубы, студии, кружки, секции).
Результативный блок представлен диагностическими методиками, направленными на определение степени социальной дезадаптации после реализации развивающего блока. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе приютов Томской и Кемеровской областей с целью повышения эффективности социальной адаптации в данных условиях. Опытно-экспериментальная работа строилась на основе положения о том, что в реальной жизни дети способны изменить свое поведение, соответствующее условиям жизнедеятельности, в конкретной ситуации взаимодействия. Работа выполнялась в три этапа (подготовительный, основной и заключительный). На подготовительном этапе решались задачи определения экспериментальной базы исследования и проведения на этой базе констатирующего эксперимента, подготовки программ, научно-методических разработок. Целью констатирующего эксперимента было выявление степени социальной дезадаптации беспризорных детей в условиях приюта с использованием теста «Дом. Дерево. Человек» (Д.Д.Ч.), методики «Выбор», экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, тестов «Рисунок несуществующего животного», «Кинетический рисунок семьи» (К.Р.С.), методики по выявлению самооценки личности, метода экспертных оценок для определения личностных качеств воспитанника, шкалы личностной тревожности, эмоциональной неудовлетворенности.
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что воспитанники приюта имеют три степени социаль-
ной дезадаптации (1-й - нормальная адаптация - 0%, 2-й - неустойчивая адаптация -20%, 3-й - стойкое нарушение адаптации -80%), которые проявляются в нарушениях отношений в ближайшем социальном окружении детей и подростков, семейных отношений, отношения к школе, самому себе, правилам общественного поведения, трудовой деятельности. Все эти вместе взятые проявления и состояние здоровья указывают на степень социальной дезадаптации воспитанников.
На основном этапе во время формирующего эксперимента осуществлялось педагогическое воздействие на воспитанников приюта с целью повышения степени их социальной адаптации в специально созданных педагогических условиях комплексной педагогической модели, программы и организованного активного взаимодействия между педагогами и воспитанниками («Союз»).
Нами была разработана и внедрена комплексная программа, которая предполагала решение следующих задач: развитие санитарно-гигиенических навыков, укрепление здоровья; оказание помощи детям в познании самих себя, повышении самооценки; налаживание коммуникативных связей, межличностного общения в группе; развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде; профилактика и коррекция отклонений в нравственном развитии и поведении; организация трудовой деятельности. Она основана на организации деятельности детей и подростков, дающей им возможность проявить свои интересы, самоутвердиться.
При составлении программы использовались материалы С.А. Бадмаева, С.А. Бели-чевой, Н.Ф. Велихановой, С.Д. Забрамной, А.И. Захарова, Г.М. Иващенко, Ю.А. Клей-берга, Е.И. Рогова, Г.А. Урунтаевой и др., предлагаемые для диагностики и развития детей разного возраста, которые были адаптированы для воспитанников приютов 7 -14-летнего возраста, выстроены в определенную психолого-педагогическую систему комплексного характера, наполнены собственным содержанием.
Для реализации программы требовались единство в решении проблем, комплексность воздействия, разумное совмещение
Педагоги
Дагностический
Развивающий
Результативный
Воспитанники
Степень социальной дезадаптации
Комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта
методов поощрения и наказания, использование демократических способов общения, организация жизни в приюте на основе выработанных норм взаимоотношений, доброжелательности, уважении и взаимопомощи.
На заключительном этапе - контрольнодиагностическом - осуществлялись сопоставление и сравнение полученных результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Результаты контрольно-диагностического эксперимента показали, что после проведения мероприятий по социальной адаптации у детей наблюдаются признаки эмоционального благополучия, улучшения отношений между собой и педагогами, снижение уровня тревожности, незащищенности, депрессии, враждебности. Растет адекватная самооценка, качественными становятся такие критерии, как трудолюбие, честность, доброта, отзывчивость, которые проявляются в общении и поведении, тру-
довой деятельности, отношении к себе, снижается степень социальной дезадаптации. Распределение по степени социальной дезадаптации сложилось следующее: (п = 460): 1-я - 2%, 2-я - 42%, 3-я - 56%.
Данные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной программы и методики социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта. Закрепление результатов работы необходимо осуществлять в процессе пси-холого-педагогического воздействия на воспитанников в семье или детском доме, куда дети направляются после пребывания в приюте. Исследование позволило разработать и реализовать на практике совокупность педагогических условий, включающих в себя комплексную педагогическую модель социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта, программу социальной адаптации и активное взаимодействие педагогов и воспитанников.