Исследования молодых ученых
А. В. николаева
Педагогическое наследие ф. фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования
УДК 371.46
ББК 74.13(4Гем)5-8Фребель Ф.
Педагогическая реинновация является эффективным способом модернизации современного российского дошкольного образования. В связи с этим актуальным представляется обращение к педагогическому наследию Фридриха Фребеля, являющегося родоначальником системы дошкольных учреждений и автором первых дошкольных образовательных методик. В статье рассматриваются педагогические воззрения и дидактические разработки Ф. Фребеля, актуальные в условиях современного дошкольного стандарта.
Ключевые слова: дошкольная педагогика; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; педагогическая реинновация; Ф. Фребель.
A. V. Nikolaeva
Pedagogical heritage of f. frebel
IN THE CONDITIONS OF THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION STANDARD
Pedagogical re-innovation is an effective way to modernize Russian preschool education. It is important to refer to the pedagogical heritage of Friedrich Froebel, who is the founder of the pre-school educational system and the author of the first pre-school educational methods. The article discusses the pedagogical views and didactic developments by F. Froebel, relevant in the conditions of the modern preschool standard.
Key words: preschool pedagogy; Federal state educational standard of preschool education; pedagogical re-introduction, F. Froebel.
В настоящий момент дошкольное образование в России переживает этап модернизации, тесно связанный с поиском новых организационных форм, педагогических подходов, методологических приемов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Эффективным способом, обеспечивающим новое качество образования, является педагогическая реинновация, позволяющая воспринять уникальный дошкольный исто-рико-педагогический опыт прошлого с целью его переосмысления и адаптации к новой социально-экономической действительности.
В связи с этим актуальным представляется обращение к педагогическому наследию Фридриха Фребеля, как родоначальника самой дошкольной системы, создателя такого вида общественного образовательного учреждения, как «Kindergarten» («детский сад»), автора первой методики дошкольного воспитания и человека, труды которого способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область научного знания.
Фридрих Вельгельм Август Фре бель (21.04.1782 г. - 21.06.1852 г.)
родился на юге Германии в деревне Обервейсбах. До десяти лет получал образование на дому, занимаясь с частным учителем, в 1792 г. перешел на школьное обучение, о котором говорил: «Оно было сухо-мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу
1 Фребель, Ф. Будем жить для своих детей. - М.: Карапуз, 2000. С. 1.
2 Там же. С. 4.
3 Там же.
4 Фребель Фридрих. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрëбель,_Фридрих
и убегал в горы. Там природа была мне школой»1. Много времени уделял самообразованию, проявляя особый интерес к математическим наукам и естествознанию, изучение которых продолжил в Иенском университете (1799—1801 гг.), попутно осваивая архитектуру и топографию.
С 1805 г. поселился во Франкфурте-на-Майне, где познакомился с директором местной школы Готлибом Грунером, который посоветовал: «Бросьте архитектуру... Ваше дело быть воспитателем»2. Эта встреча ознаменовала поворот в жизни Фридриха, сделав педагогику призванием. Работая в школе Г. Грунера учителем естественных наук, Ф. Фребель так характеризовал свое эмоциональное состояние: «Очутившись среди детей, я чувствовал себя как рыба в
воде.
Я
чувствовал, что нашел то, к
3
чему давно стремился» .
В 1805 году Ф. Фребель отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. К тому времени Бургдорфский институт Песталоцци — средняя школа с интернатом, служившая базой для подготовки учителей — получает поистине международную известность; слава Песталоцци достигает своей вершины. В это закрытое учебное заведение стремились отдать своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и Германии, Франции, Англии, Италии, России4.
Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808 году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердон и поступил учителем в школу Песталоцци. Преподавая и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердоне два года. Взгляды Песталоцци оказали значительное влияние на Ф. Фребеля и легли в основу его педагогической системы.
Дальнейшее углубление педагогических знаний у Ф. Фребеля связано с периодом обучения сначала в Геттингенском (с 1811 г.), затем в Берлинском университетах, где на его мировоззрение оказала существенное влияние классическая немецкая философия Ф. В. Шеллинга, И. Г. Фихте, Г. В. Гегеля. По окончанию обучения (1813 г.) Ф. Фребель посвящает несколько лет изучению дошкольного детства, наблюдая за детьми в их самостоятельной деятельности, взаимодействии друг с другом и взрослыми.
Одна из особенностей педагогической системы Ф. Фребеля заключается в положенном в ее основу философском основании, которое, по мнению самого автора, обеспечивает ей единство и целостность. В произведении «К нашему немецкому народу» (1820 г.) Ф. Фребель сформулировал закон «единства и многообразия» или «сферический закон». Так, представляя вселенную в виде огромного шара
(сферы как замкнутого пространства) с богом в центре, он считал ее «единством», содержащим «многообразие». В связи с этим законом воспитание является орудием достижения всеобщего единства при сохранении многообразия человеческих индивидуальностей, так как человек является божественной сущностью и цель его жизни реализовать эту божественную сущность через самораскрытие, саморазвитие всех сил и способностей.
С вышеозначенным положением сочетается «Закон противоположностей», в соответствии с которым части одного целого отличаются друг от друга, будучи неразрывно связанными. Так, внутреннее и внешнее, физическое и психическое в человеке противоположны и неразрывны, поэтому ребенок познает мир двумя путями: эмпирическим (благодаря движениям и органам чувств) и через внутренний мир, когда он понимает глубинный смысл вещей, процессов, при этом стремясь выражаться во внешнем, то есть в деятельности и творчестве.
Работая в школе в Кейльгау, Ф. Фребель применял методы, заметно отличавшиеся от тех, которые использовали в обычных немецких школах, а именно: труд в природе, наглядность в обучении, элементы самоуправления учащихся и др.1 Позже полученный опыт и имеющиеся знания он отразил в произведении «Воспитание человека» (1826 г.), где рассмотрел жизнь ребенка от рождения до юношества.
1 История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 380.
Ф. Фребель первым пришел к мысли, что школьному образованию необходим фундамент в виде дошкольного воспитания. Поэтому, разрабатывая план элементарной школы при сиротском доме, включил в него раздел для детей от четырех до шести лет, который фактически явился прообразом плана детского сада.
Первое учреждение для детей дошкольного возраста Ф. Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге, дав ему название «Учреждение для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» . В 1840 г. было выбрано новое название — «детский сад», с пояснением, что учреждение, подобно настоящему саду, является местом общения ребенка с природой, где дети, словно растения, получают умелый уход садовника.
Необходимо отметить, что сама идея создания особых педагогических условий для воспитания маленьких детей была высказана до Ф. Фребеля. Примером может служить материнская школа (семейное воспитание до шести лет) Я. А. Каменского; теория естественного развития Ж. -Ж. Руссо; идеи филантропистов (И. Б. Базедов, К. Г. Вольке, Б. Г. Блаше и др.) об использовании методов обучения, соответствующих психологии детей; система И. Г. Песталоцци, отраженная в «Книге матерей» и т. д. Заслуга
Ф. Фребеля заключается в том, что, творчески переработав наследие великих педагогов, он создал специальные учреждения общественного воспитания маленьких детей, педагогический процесс в которых строится на основных видах детской деятельности, в среде сверстников и под руководством квалифицированного педагога.
Революционность идеи
Ф. Фребеля отражается в назначении детского сада, призванного взаимодействовать с ребенком через творческую деятельность, соответствующую его возрасту: «По моей мысли такое учреждение не должно быть школой, так как маленьких детей надо не учить, а надо воспитывать и развивать»2. Именно это положение кардинальным образом отличало детские сады Ф. Фребеля от «школ для маленьких детей», существовавших в 20—30 гг. в Европе и Америке.
Развитие ребенка виделось Ф. Фребелю непрерывным процессом, в котором можно выделить периоды обучения, отличающиеся друг от друга использованием специфических педагогических методов: раннее детство (до трех лет), дошкольный возраст (от трех до семи лет), раннее школьное детство (от семи до десяти лет), систематическое школьное обучение (начиная с 10 лет). Необходимо, чтобы «мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном
1 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: уч. для вузов / под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер. С. 58.
2 Фребель, Ф. Письмо к Баропу // История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 381.
и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней жизни»1. Поэтому педагогический процесс, организованный в детских садах Ф. Фребеля, позволял детям жить полной, интересной жизнью, используя деятельность как средство свободного «самовыражения» и «саморазвития».
Воспитание, обучение и образование не разрушали внутренние силы ребенка, не учили его подчиняться, они развивали, были гуманными и человечными. Это положение достигалось за счет соблюдения принципа природосообразности: «Как садовник ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всем связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все требования природы, — точно так же и мы должны
относиться к ребенку применительно
2
к внутренним законам его природы» и использования развивающего потенциала пространства, отвечающего требованиям детской жизни, когда «все окружающее делается для ребенка возбудителем его мысли»3.
Отметим, что такой тип дошкольных воспитательных учреждений как детский сад стал популярным благодаря не только педагогически прогрессивной системе Ф. Фребеля, но и благодаря историческим условиям, в
1 Фребель, Ф. Будем жить для своих детей. М.: Карапуз, 2000. С. 131.
2 Там же. С. 168.
3 Фребель Ф. План элементарной школы // История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 417.
4 Князев Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фрёбелевское общество // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 109.
5 История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 391.
которых он появился. XIX в. — время, когда в Западной Европе после Французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, активная урбанизация, появление крупных мануфактур со специфичным для них разделением труда, позволяющим вовлекать в производство женщин. Это повлекло за собой рост детской беспризорности в среде трудящихся и спровоцировало необходимость в общественных учреждениях для воспитания детей, которыми стали детские сады, созданные по образцу «Kindergarten» Ф. Фребеля. К концу XIX в. такие учреждения стали появляться в странах за пределами Германии: в Англии, Франции, Бельгии, Шотландии, Голландии, Дании, Швейцарии, Италии, Австро-Венгрии и др.
Российских педагогов с системой дошкольного воспитания познакомил В. И. Водовозов, раскрыв сущность воспитательного феномена «Kindergarten» в статье «Детские сады в Германии»4. Позже появились переводы самих сочинений Ф. Фребеля: «Занятия для детей» (1867 г.), «Воспитание человека» (1904 г.), в 1906 г. и 1913 г. вышли I и II том избранных сочинений в издании К. Тихомирова5.
Первоначально система Ф. Фре-беля воспринималась как синоним системы дошкольного воспитания. Но вскоре определилось два основных подхода к использованию его наследия: внедрение всех элементов в неизменном виде и противоположное, заключающееся в творческом переосмыслении педагогических идей применительно к Российским традициям. В этом отношении показателен взгляд К. Д. Ушинского: «Детские сады. как и всякое новое явление вызывают два крайне противоположных мнения, а истина, как всегда, лежит посередине. ... Идея детских садов слишком раздута, . но в ней есть зерно правды, которое, с течением времени, очистившись от своей шелухи, ляжет в общую сокровищницу педагогических приобретений человечества»1.
Так, положительно воспринимая саму идею детского сада, российские педагоги подвергли критике теорию дошкольного воспитания Ф. Фребеля и практику немецких детских садов, выступив против попыток механического перенесения их на русскую почву. Основными недостатками считались символическо-философская сущность системы и строгая регламентрирован-ность игр и занятий: «Для мистически настроенного Фребеля последовательность в занятиях полна значения, но в таком применении она тяжела.
что превращает ее в тяжеловесную работу, наводящую тоску на детей и ра-ботниц»2. Часть педагогов, например, К. Д. Ушинский и Е. Н. Водовозова, отдавая предпочтение русским произведениям, негативно относились к использованию сборников Ф. Фребеля «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». Такие педагоги, как А. С. Симонович, Л. К. Шлегер, Н. А. Альмединген-Тумим и др. подвергли критике дидактический набор «Дары Фребеля», считая его недостатками одноцветность, маленький размер и «стимулирование к сидячим играм»3. Из всего набора в российских детских садах чаще всего применялся первый дар (шар или мяч), третий (ящик с кубиками) и четвертый (ящик с прямоугольными кирпичиками), делая постройки из которых, детей «знакомили с геометрическими телами, учили отыскивать геометрические формы в природе и среди обстановки окружающей их жизни» .
По мере политизации и идеологизации педагогической системы в России наследие Ф. Фребеля все больше критиковалось и отвергалось из-за «философского идеализма, мистицизма и символизма, . религиозного характера педагогики, стремления развивать в ребенке мелкобур-
1 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2017. С. 254.
2 Симонович А. К истории детского сада // Дошкольное образование [сайт]. URL: http:// dob. 1september.ru/article.php?ID=200500204 {Дата обращения: 16.12.2018}
3 История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 388.
4 Иорданская Я. И. Детские сады. Петроград: Начатки знаний, 1920. С. 16.
жуазные добродетели, политическое примиренчество»1. Однако прошли десятилетия, и наследие Ф. Фребеля вновь привлекает к себе внимание теоретиков и практиков образования, ищущих пути и способы реализации гуманистических идеалов в обучении подрастающего поколения.
Контент-анализ текста
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет утверждать, что большинство педагогических идей Ф. Фребеля являются актуальными и требуют адаптации к современным условиям
Ф. Фребель одним из первых обратил внимание на то, что в дошкольном возрасте ребенок не готовится жить, а уже живет деятельной, насыщенной жизнью, поэтому детский сад призван поддержать разнообразие детства, сохранить его уникальность и самоценность. Эта идея звучит в современном стандарте как «Детство ради детства» , когда дошкольный возраст рассматривается как этап жизни «значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что является подготовкой к сле-
3
дующему периоду» .
Ф. Фребель считал детский сад продолжением семейной жизни, т. е. дошкольное учреждение должно было дать то, что не дала ребенку семья, а именно, единую жизнь со сверстниками, организованные занятия, развивающую среду и т. д. Принципиально важно, что детский сад не умолял роль семьи, а лишь оказывал ей помощь. Это положение актуально в современном мире, когда семья обладает приоритетным мнением в вопросах воспитания и образования ребенка, а дошкольное учреждение не навязывает и не диктует, а лишь «обеспечивает
психолого-педагогическую поддержку
" 4
родителей» , оказывает им помощь в «охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в развитии их индивидуальных способнос-тей»5.
Основное отличие дошкольного учреждения от семейной обстановки Ф. Фребель видел в специально организованной среде, в которой при помощи внешних предметов, являющимися возбудителями внутреннего опыта ребенка, происходит свободная творческая самодеятельность детей, направленная на их самораскрытие. В ФГОС ДО это положение раскрывается в развивающей предметно-
1 Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917-1932) / под ред. М. Махлина, Н. А. Тумим-Альмединген, О. Широкогоров. Москва-Ленинград: Учпедгиз, 1932. С. 19.
2 ФГОС ДО в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / авт. сост. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова. Волгоград: Учитель, 2015. С. 7.
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». П. 1.2.1.
4 Там же. П. 1.6.
5 Там же. П. 1.7.
пространственной среде, призванной обеспечить «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного 1
этапа» .
Очередное положение, объединяющее педагогику Ф. Фребеля и современный дошкольный стандарт, — личностно-ориентированная модель образования. Она отражается в методике проведения занятий Ф. Фребеля, главная цель которых — познание ребенком самого себя, своих мыслей и чувств, раскрытие своих способностей. В погоне за результатами в виде знаний и навыков современные педагоги часто забывают об истинном предназначении занятий в детском саду. Например, рисование используется для освоения детьми конкретных методик и способов изображения, а предназначение музыкальных занятий видится в обучении ребенка пению и заучивании конкретных песен с целью их исполнения на утренниках и других мероприятиях. Ценность подхода Ф. Фребеля к занятиям в дошкольном учреждении заключается в восприятии их не как способа научить чему-то новому, а главным образом, как средства, позволяющего ребенку
понять себя и свои предпочтения, познать свои чувства, раскрыть возможности, проявить творчество и т. д.
Опишем один из примеров построения педагогического процесса, позволяющего учесть индивидуальность ребенка, его личные предпочтения и одновременно достичь решения познавательных задач, стоящих перед педагогом. В детских садах Ф. Фребеля имелся небольшой огород, который «является общим для всех, где каждый имеет свое местечко для собственного садика»2. В таком огороде были общие грядки, предназначенные для ознакомления детей с видами овощей и цветов, а также обучения основным правилам ухода за растениями. Одновременно, с общими грядками каждый ребенок имел «индивидуальное пространство в виде небольшого участка личной земли. где дети могут сажать что и как хотят, обходиться с растениями как им угодно, чтобы учиться на своем опыте»3.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, именно поэтому ФГОС ДО настаивает на «поддержке спонтанной игры детей, ее обогащении, обеспечении
4
игрового времени и пространства» . Революционность педагогических взглядов Ф. Фребеля заключалась в признании игры, как естественной
1 Там же. П. 3.3.1.
2 Фребель Ф. Сады детей в детском саду. Методика подведения детей к природе // История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 465.
3 Там же.
4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». П. 3.2.5.
жизни ребенка, высшей ступени его развития в период дошкольного детства, и являющейся в руках взрослого педагогическим средством, помогающим достигнуть наибольших результатов: «Игра не пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение... Она порождает радость, свободу, довольство»1. Важно помнить об этом положении, организуя занятия в современном детском саду, чтобы не превращать их в мини-копию школьных уроков, а дать детям возможность «в игре, веселье и невинности подготовиться к обучению в 2
школе» .
Одним из первых Ф. Фребель выделил типы игр (подвижные: бессюжетные и тематические, дидактические, творческие) и их структуру (сюжет, игровые действия, игровые средства, роли, правила), которые легли в основу многих современных классификаций. Наибольший воспитательный потенциал Ф. Фребель видел в свободной игре, вызвать которую призвана воспитательница, постепенно создавая условия для проявления самостоятельных детских действий. Допускал, что взрослый может принимать участие в игре, привнося в нее новый смысл и расширяя ее горизонты.
Из идеи предоставления максимальной свободы для игровой деятельности, покончив с традиционным стилем назидания и принуждения, выте-
кает принцип доступного для ребенка активного, сознательного и творческого обучения. Дети не могут понять и усвоить знания, догматически переданные воспитателем, не пережитые и не понятые ими самими. Поэтому в основе педагогики Ф. Фребеля, как и в основе ФГОС ДО, лежит самостоятельное, деятельностное освоение мира, когда детям предоставляются свободный выбор деятельности и возможность следовать своим собственным интересам.
От природы ребенок наделен инстинктом к деятельности и развитию, он стремится проявлять себя и тем самым познавать. Поэтому одна из решающих задач воспитания, по Ф. Фребелю, заключается в пробуждении в детях дремлющего инстинкта деятельности, так как развитие ребенка происходит лишь на основе деятельного вхождения в мир. Исходя из этого положения, Ф. Фребель обозначил виды деятельности, способствующие проявлению творческого начала в человеке и наиболее подходящие к использованию в условиях детского сада: занятия с природным материалом (сухим и влажным песком, глиной, водой, камешками, деревом, опилками и т. д.), рисование (карандашами, красками, на земле, песке, мелких опилках и т. д.), выкладывание фигур из палочек и лучинок, складывание и вырезание из бумаги, лепка, гимнастика, экскурсии на природе,
1 Фребель, Ф. Воспитание человека // История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген М.: Учпедгиз, 1940. С. 401.
2 Там же. С. 385
пение1. Выделенные Ф. Фребелем виды деятельности использовались в детских садах по всему миру и легли в основу видов деятельности, обозначенных в ФГОС ДО в пункте 2.7.2
Помимо этого, Ф. Фребель ввел в практику работы дошкольных учреждений метод «центральной идеи», использующийся и в современных детских садах. Сущность метода заключается в создании вокруг ребенка единого информационного пространства, когда все занятия объединяются одной темой или идеей, соответствующей интересам детей3. Начиная с беседы, выбранная тема постепенно раскрывается педагогами в занятиях ручным трудом, играх и т. д., чтобы воспитанники могли изучить ее с разных сторон, лучше понять и сформировать о ней многогранные впечатления.
Современный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, в том числе познавательное развитие. Одним из аспектов данного направления является «формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, звучании, рит-
ме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»4. Впервые об обучении дошкольников начальным математическим представлениям заявил Ф. Фребель, разработав первую в истории дошкольной педагогики систему дидактического материала, призванную сформировать конкретные представления о формах, величинах, пространственных и временных соотношениях, числах и счете в пределах первого десятка. Данная система получила название «Дары Фребеля». Остановимся на ней более подробно.
Первый дар — мяч, который Ф. Фребель считал самой важной игрушкой, так как в ней «ребенок находит выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как целого и замкнутого единства»5. В дидактическом наборе Ф. Фребель использовал шесть мячей на ниточке, три из которых имели «основной цвет» (красный, желтый, голубой), а три «промежуточный» (зеленый, фиолетовый, золотисто-желтый), в России, к имеющимся цветам обычно еще добавляли белый и черный. Это был единственный дар,
1 История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе; под ред. С. Ф. Егорова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1987. С. 56.
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». П. 2.7.
3 Иорданская Я. И. Детские сады. Петроград: Начатки знаний, 1920. С. 17.
4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». П. 2.6.верждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». П. 2.6.
5 Фребель Ф. Дары для игр // История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков - первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген. М.: Учпедгиз, 1940. С. 431.
предназначенный для изучения цветов, поэтому Ф. Фребель сделал его разноцветным, в отличие от других своих даров. Методика взаимодействия с первым даром имела строгую последовательность. Первоначально мяч дают ребенку, позволяют его изучить, почувствовать круглую форму. Затем выполняется упражнения для ознакомления с категорией «сила», когда мяч на шнурке вкладывают в руку и тихонько тянут вверх до тех пор, пока мяч не выскользнет из руки. Это же упражнение способствует новому восприятию предмета, учит понимать «нераздельное, единое» и отдельное, дает ребенку опыт обладания предметом и его потери. После этого педагог переходит к развитию чувства ритма — качает мяч как маятник со словами «тик — так», «бим — бом» или «туда — сюда», меняя ритм от медленного к быстрому и подстраивая под него свою речь. Позже мяч отбивают от пола со словами «скок-скок» или «прыг-прыг» и только потом добавляются движения по кругу и по спирали. Следующий шаг — ознакомление ребенка с пространством путем погружения и вынимание мяча из емкости, а также катания его по полу и обращая внимание на состояния покоя и движения. В дополнение к основному комплексу занятий Ф. Фребель предлагал играть с мячом в подвижные игры, усложняя их по мере взросления ребенка, и «творческие» игры, представляя, что мяч — это какое-либо животное или предмет (прыгает, как кошка, летит, как птичка, круглый, как яблоко).
Второй дар — шар и кубик, как тела противоположно-разные и неразрывно связанные друг с другом. Так как шар — это выражение чистого движения, а кубик — выражение полного покоя, то первое упражнение с данным даром заключается в демонстрации противоположности их движения. Для этого педагог ставит кубик на стол и говорит: «Стой, твердо стой! Стой, кубик мой!». После этого кубик ставится на ребро или на один угол, и в доказательство того, что так кубик устоять не может, проговариваются слова: «На одной ноге, на одной ноге, кубик наш, тебе не стоять нигде!». Затем, придерживая пальцем противоположную вершину кубика, говорить: «Не упадет он никогда, коль подержать его слегка!». В завершении кубик раскручивается как волчок, обращая внимание на то, что он вращается, как круг: «Направо — круг, налево — круг, вокруг себя помчится вдруг»1. Так же, как и мяч, кубик может изображать другой предмет: девочку, которая вертится, котенка, которых хочет поймать свой хвост и т. д. Благодаря таким сравнениям, ребенок учится воспринимать одну вещь с разных сторон и замечать в разных предметах схожие признаки. Отдельно стоит обратить внимание на то, что кубик на шаре устоять не может, однако если поставить шар на кубик, то они «отдаленно напоминают телесное выражение самого человека». В таком сочетании их можно использовать для игры в «куклу» или «лошадку».
1 Там же. С. 437 - 443.
Все следующие дары строятся в соответствии с философским обоснованием «единства и многообразия» и законом «противоположностей», когда тело рассматривается от неделимого к делимому. Начиная с третьего, каждый дар хранится в деревянном ящике-кубике с отодвигающейся крышкой, который символизирует собой «целое». Согласно методике, такой ящик ставится на поверхность крышкой вниз, постепенно отодвигая которую, находящиеся в нем «части» сами опускаются на стол, и перед ребенком оказывается целое, состоящее из частей. Таким образом педагог демонстрирует ребенку, как замкнутое в себе может оказаться делимым на части.
По логике Ф. Фребеля, после того как ребенок изучил цельный («замкнутый в себе») предмет, он будет пытаться разделить его на части, с целью открыть в нем новые качества, изобрести новые способы его употребления. После такого деления первоначальной фигуры ребенок будет снова пытаться соединить части в единое целое или построить какое-либо новое целое. Для этого и были предназначены следующие дары, с помощью которых дети могли складывать «Формы жизни» (постройка напоминает существующий предмет или вещь: стол, звезду и т. д.), «Формы красоты» (сложенный предмет не напоминает ни одной существующей вещи, а представляет собой нечто абстрактное, отражающее внутренний мир и чувства ребенка), «Формы познания» (предназначены для обучения,
так как в них проявляется особенность конкретного дара). Отметим, что при первоначальном знакомстве ребенка с даром, он дается ребенку для свободной деятельности, предоставляя ему «возможность играть до тех пор, пока это ему будет угодно»1, педагог в этот момент может лишь озвучивать действия ребенка, констатируя, что он ставит предметы друг на друга, рядом и т. д.
Третий дар — «кубик, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними». Он представляет кубик, разделенный на восемь равных между собой кубиков. Главное предназначение дара — научить ребенка различать целое и часть.
Четвертый дар — «кубик, разделенный на восемь кубиков-брусков (кирпичиков)». Основная цель дара
— изучения длины, ширины. Если третий дар — это преимущественно изображение массы, то четвертый
— изображение плоскостного и линейного протяжения, вид на горизонтальной плоскости и в вертикальном положении. Также с помощью кубиков-брусочков можно организовывать игры, знакомящие детей с категорией равновесия.
Пятый дар — «кубик, дважды равномерно разделенный по всем трем направлениям на маленькие кубики, три из которых делятся наискось по диагонали пополам, а другие три — по двум диагоналям на четверти. Шестой дар — «кубик, разделенный на 27 кирпичиков, из которых три разделены пополам и вдоль, а 12 пополам по-
1 Там же. С. 443-448.
перек». Так как дальнейшее деление кубика на другие кубики будет «достигать только увеличения числа кубиков, а не развивающее расширение игры, то необходимо новое развитие. Это мы и находим в наклонном делении кубика или кирпичика»1.
При внимательном изучении методического набора «Дары Фребеля» становится понятно, что это первая дидактическая разработка, предназначенная для последовательного ознакомления дошкольника с простейшими геометрическими формами. По
Список
1. Дошкольное воспитание в Ленинградеза15лет(1917—1932) / подред. М. Махлина, Н. А. Тумим-Альмединген, О. Широкогорова. — Москва-Ленинград: Учпедгиз, 1932. - 120 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: уч. для вузов; под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер. — 465 с.: ил.
3. Иорданская, Я. И. Детские сады / Я. И. Иорданская. — Петроград: Начатки знаний, 1920. — 75 с.
4. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе; под ред. С. Ф. Егорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение,
1987. — 432 с.
5. История дошкольной педагогики: хрестоматия. Конец средних веков — первая половина XIX в. / под. ред. Н. А. Тумим-Альмединген — М. : Учпедгиз, 1940. — 479 с.
6. Князев, Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фрёбелевское об-
1 Там же. С. 450.
сути, Ф. Фребель дал ребенку наиболее простые и удобные тела для игр и построек, а его система стала основой деятельности, которую современная дошкольная педагогика называет конструированием.
Таким образом, Ф. Фребель явился не только родоначальником дошкольного воспитания в условиях специального учреждения под названием «детский сад», но и сформулировал положения, актуальные в условиях современного дошкольного образования.
литературы
щество / Е. Князев // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 12. —
С. 109-114.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Симонович, А. К. История детского сада / А. К. Симонович // Дошкольное образование [сайт]. Режим доступа: URL: http://dob.1september.ru/article. php?ID=200500204 {Дата обращения: 16.12.2018}
9. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Избранные сочинения.
- М. : Юрайт, 2017. - 359 с.
10. ФГОС ДО в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / авт. сост. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова. — Волгоград: Учитель, 2015.
- 77 с.
11. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель. - М. : Карапуз, 2000. - 262 с.