УДК 371
Кибизова Ж.С.
кандидат педагогических наук, преподаватель
ФГКОУ СКСВУ МО РФ г. Владикавказ, РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Аннотация
В статье рассмотрены педагогические взгляды и многогранная деятельность Д.И. Менделеева в области образования, которые с полным основанием позволяют говорить о системе педагогических взглядов этого великого ученого.
Многие высказанные им положения актуальны и по сей день, и он по праву стоит в ряду выдающихся русских педагогов.
Ключевые слова
Система образования, педагогическая деятельность, учитель, педагогические взгляды.
Историческая память - важнейшая составляющая современности. Мы постоянно обращаемся к именам тех, кто способствовал возрождению нашего Отечества. В числе величайших сынов России -Дмитрий Иванович Менделеев.
8 февраля 2024 года, согласно Указу Президента Российской Федерации, отмечалось 190-летие со дня рождения Д.И. Менделеева и 300-летие Российской Академии наук.
Насколько мы знакомы с творческим наследием величайшего ученого? Большинству современных людей Д.И. Менделеев известен как человек открывший Периодический закон и создавший Периодическую систему химических элементов, которые произвели революцию в области естествознания. В нашем сознании Дмитрий Иванович Менделеев, прежде всего, великий химик, ученый, который по широте своих интересов не уступал мыслителям античности. Но сам Дмитрий Иванович отмечал три свои «службы Родине»: науку, педагогику и развитие промышленности.
Если рассматривать работы, книги, статьи, в которых исследуется вклад Д.И. Менделеева в области химии, экономики, промышленности, то можно отметить, что педагогические взгляды представлены исследователями только как часть его научного творчества. Но Д.И. Менделеев проявил себя как уникальный педагог, имеющий сорокапятилетний стаж преподавательской деятельности в гимназиях, кадетском корпусе, Корпусе инженеров путей сообщения, Петербургском университете, Технологическом институте, Военно-инженерном училище и Военно-инженерной академии и в других учебных заведениях. Он активно участвовал в жизни студенчества, поддерживал их передовые взгляды, отстаивал их убеждения.
Совершенно незаслуженно в истории педагогики не упоминается имя Д.И. Менделеева, внесшего огромный вклад в русскую педагогическую науку. Педагогические взгляды Д.И. Менделеева представлены в его фундаментальных трудах по проблемам отечественного образования: «Заметки о народном просвещении России», «Заветные мысли», «Проект училища наставников», а также в журнальных и газетных публикациях и являются богатейшим наследством, изучение которого, принесет пользу всем, кому дорого просвещение в России.
Д.И. Менделеев отмечал, что успех практической деятельности человека в любой области, будь то промышленность или сельское хозяйство, зависит от его образованности, то есть первично - образование [4, с. 188].
По мнению Д.И. Менделеева, без образования немыслимо благополучие русского народа и
будущее России. Жизнь подтверждает его слова о том, что «силу самостоятельности государств надо определять их образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов, за будущее ручаться нельзя, даже с миллионами солдат...» [5, с. 433].
Среди научного наследия Д.И. Менделеева около 40 работ посвящено проблемам начального, среднего и высшего образования. Эти труды позволяют поставить Д.И. Менделеева в ряды прогрессивных представителей русской педагогической мысли [7, с. 135].
Большой объем трудов ученого по проблемам педагогики и образования являются основанием говорить о системе его педагогических взглядов.
Во-первых, он говорил о необходимости структурировать образовательный процесс, который должен иметь три ступени: начальное, среднее и высшее образование. Это почти полностью соответствует современной системе образования.
Ученый высказывал мнение, что для улучшения современной системы образования содержание начального обучения должно носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями: необходимо не только обучать грамоте, счету, но и приучать к труду, к умению жить в обществе.
Д.И. Менделеев отмечал, что главной задачей среднего образования является развитие личности обучающихся, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов [2, с. 96]. И четко выделял предназначение высшего образования - служить общественному прогрессу, общему народному благу.
Следует выделить основные требования, которые предъявлял Дмитрий Иванович к образованию и результатам образовательного процесса.
1. Образование должно быть индивидуальным и доступным. Были высказаны ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе: сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Д.И. Менделеев даже разработал свой вариант учебного плана, основанного на этих подходах.
2. Непрерывность. Несмотря на то, что идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать в конце XX - начале XXI века. Идея непрерывности образования проходит через все труды Д.И. Менделеева в области педагогики, этот тезис был выдвинут ученым очень своевременно и составлял главную идею педагогической концепции, предусматривающей организацию народного образования, которая стимулировала развитие общества и государства в целом по пути прогресса [1, с. 106-107]. Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается в процессе жизнедеятельности каждого. Жизнь подтверждает это: если мы не учимся, не расширяем, не углубляем свои знания, мы значительно отстаем от современной жизни, и чтобы быть хорошим специалистом, нужно постоянно совершенствовать свои профессиональные знания.
3. Практическая применимость. По мнению ученого, все изучаемые дисциплины должны способствовать формированию правильного материалистического мировоззрения, научной картины мира, создавать у обучающихся ту необходимую базу, которая способствовала бы становлению их профессиональных знаний [3, с. 42]. «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества» - отмечал Д.И. Менделеев [5, с. 304].
4. Умение мыслить. Основное, чему нужно научить, это не сумма знаний, а умение добыть знания, умение поставить перед собой еще не решенные вопросы, найти их решения. В первую очередь это относится к высшему образованию. Дмитрий Иванович считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений - они должны воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями,
необходимыми для достижения еще не известных областей знания. И это - главное отличие высшей школы: научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед.
5. Отношение Д.И. Менделеева к учителям. Каким, по его мнению, должен быть учитель? Очевидный ответ: идеалом, образцом. Он считал, что от подготовки учителей и профессоров зависят судьбы просвещения в стране, а, следовательно, и будущность государства.
Педагогическая деятельность не состоит только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад. Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства. Подлинный педагог должен быть не только специалистом в той или иной области знаний и творческим человеком, но и воспитателем. Д.И. Менделеев особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки [6, с. 84]. Обязательное требование к учителю - вести научную работу. Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, научным работником, действующим по четкому плану, открытым всему новому.
Написанное Д.И. Менделеевым в конце XIX века, в 1895 году вновь приобрело актуальность в наше время, в начале XXI века: необходимо, чтобы вновь просвещение России пошло правильно и в должную желаемую сторону, чтобы вновь народились образцовые учителя, проникнувшиеся с юношества мыслью служить народу в качестве просветителей новых поколений [6, с. 133]. Список использованной литературы:
1. Бондаревская И.Н. Вклад Д.И. Менделеева в формирование концепции непрерывного образования // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Выпуск 5. Омск, 2010. С. 106 -111.
2. Бороздина Н.В. Изучение педагогического наследия Д.И. Менделеева в подготовке будущих учителей // Вестник ТГСПА. 2011. Выпуск 3. С. 95-97.
3. Криволапова Ю.К. «Заветные мысли» Д.И. Менделеева о высшем образовании // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. № 3. С. 41-46.
4. Мейдер В.А. «Три службы Родине» (научно-педагогические идеи Д.И. Менделеева и современность) // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Волгоград, 2003. С. 187-191.
5. Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли. М., 2008. 688 с.
6. Менделеев Д.И. Собрание сочинений. Том 23. Л.-М., 1952. 386 с.
7. Рублёва Т.В., Янсуфина З.И. Д.И. Менделеев о проблемах педагогического образования в России // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90). С. 135-138.
© Кибизова Ж.С., 2024
УДК 37
Кочумова С., преподаватель. Меретдурдыев Г., преподаватель. Туркменский Государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ОВЛАДЕНИЕ ЗНАНИЯМИ НА ПРИКЛАДНОМ УРОВНЕ Аннотация
Учитель учит учащихся применять полученные знания и решать их. Учащиеся, приступающие к