Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Андрей Александрович

В статье рассматриваются инструменты, методы и подходы использования проектной деятельности в обучении будущих бакалавров сферы рекламы и связей с общественностью. Описаны основные приёмы, использованные для формирования профессиональных компетенций, которые организованы благодаря Сибирскому государственному университету науки и технологий им. М.Ф. Решетнева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODELING FOR THE FORMATION OF THE FUTURE BACHELOR'S READINESS IN THE FIELD OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Postgraduate student, Reshetnev University of Science and Technology andrymaxsis@gmail.com The article discusses the tools, methods and approaches of using project activities in the training of future bachelors in the field of advertising and public relations. The main techniques used for the formation of professional competencies, which are organized thanks to the Reshetnev University of Science and Technology.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Максимов Андрей Александрович

Аспирант, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» andrymaxsis@gmail. com

В статье рассматриваются инструменты, методы и подходы использования проектной деятельности в обучении будущих бакалавров сферы рекламы и связей с общественностью. Описаны основные приёмы, использованные для формирования профессиональных компетенций, которые организованы благодаря Сибирскому государственному университету науки и технологий им. М.Ф. Решетнева.

Ключевые слова: бакалавриат, студент, педагогика высшей школы, проектная деятельность.

PEDAGOGICAL MODELING FOR THE FORMATION OF THE FUTURE BACHELOR'S READINESS IN THE FIELD OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Maximov Andrey Alexandrovich

Postgraduate student, Siberian State University of Science and Technology

named after Academician M.F. Reshetnev

andrymaxsis@gmail.com

Postgraduate student, Reshetnev University of Science and Technology andrymaxsis@gmail.com The article discusses the tools, methods and approaches of using project activities in the training of future bachelors in the field of advertising and public relations. The main techniques used for the formation of professional competencies, which are organized thanks to the Reshetnev University of Science and Technology.

Keywords: bachelor's degree, student, higher school pedagogy, project activity.

С каждым годом технологические новинки становятся всё более дистанционными, умными и

самостоятельными, но трансформация технологического уклада является не только технической. Если проанализировать, даже весьма поверхностно, деятельность студенческих коллективов, движений молодых учёных и специализированных сообществ будущих бакалавров, то можно определить явный контур, по которому развивается студенческая деятельность. Тренды и новые технологии позволяют сегодня каждому из студентов стать для кого-то лидером мнений, а для кого-то блогером, а ведь в этот момент студент может даже и не выходить из своего места проживания. Технологии и скорость -

ключевые точки в эпицентре развития сферы образования будущих бакалавров.

Но технологии не одни являются пунктом в пути развития студентов. Также стоит отразить важный элемент, который сегодня внедрён в сферу высшего образования максимально органично. Моделирование в образовательной деятельности - это именно тот формат обучения, в котором студенты не только потребляют теоретические аспекты обучения, но и формируют практическую базу для дальнейшего развития в рамках определённых компетенций.

Для педагогического коллектива вузов моделирование - особый элемент в системе образования, так как использование метода моделирования в высшем образовании - это

рациональный процесс, определяющий будущие компетенции и навыки студентов в определенных ситуациях, а иногда - в максимально органичной среде.

В исследованиях Аверьянова А.Н., отмечается, что студент является как субъект носителем целей и технологий их реализации [1]. Подтверждая этот системный подход к моделированию системы обучения в вузе, Ерёмина И.С., подчеркивает в своих труда субъектное развитие таким способом. А моделирование предполагает развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала будущих специалистов [2].

Также стоит добавить, что моделирование в высшем образовании - это не особо новое явление. Подобная деятельность существовала в разной степени достаточно давно на территории СССР, а позже и на территории современной России. Но вот ситуационное моделирование при подготовке будущего бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью - это актуальный продукт образовательной среды, который позволяет использовать не только образовательную программу или спланированные планы при работе со студентами, но и обеспечивает вовлеченность будущих бакалавров в деятельность, максимально приближенную к реальной обстановке. Для пояснения терминологии воспользуемся трактовкой Ядровской М.В., которая предлагает такое определение понятия как метод познания -моделирование связано с построением и изучением модели объекта исследования. В случае реального моделирования

материальный эксперимент, по словам учёной, осуществляется над объектом-заместителем, то есть уменьшенным или увеличенным аналогом изучаемого объекта [3].

Следует отметить, что для студентов сферы рекламы и связей с общественностью не так и много возможностей для реализации себя и своего проекта. Но всё же и у данного направления подготовки студентов есть особые мероприятия, вовлекающие студентов в «рабочую среду» или, как поясняют учёные, студенты заменяют проект свой более крупный на аналог, то есть при моделировании в данной сфере используется проектный подход как составляющий ситуационного моделирования. Это позволяет предложить студенту наиболее близкую к реальной среду.

Так в Красноярске СибГУ им. М.Ф. Решетнёва почти каждый квартал проводит мероприятия для студентов и преподавателей сферы рекламы и связей с общественностью. Большинство крупных событий - это обычно именно работа с проектами и поведенческими сценариями, моделирование ситуаций в которых реально окажутся выпускники после вуза. Среди крупных событий стоит отметить Всероссийский фестиваль «Неделя РК и

рекламы на Енисее». Событие, организаторами которого являются студенты, предстаёт как двойной формат для молодых людей. Во-первых, есть возможность стать волонтёром мероприятия. Во-вторых, быть среди организаторов. В-третьих, быть среди участников события, то есть участвовать в первенстве фестиваля, где в участниках ежегодно от 200 до 500 студентов направления «Реклама и связи с общественностью» со всей страны.

Другой проект является продолжением профессиональной национальной премии «Серебряный лучник». Студентам вручается «Хрустальный апельсин». Вручают гран-при обычно в Москве, а в регионах проводят отборочные этапы. Для участия студентам нужен проект как концепция или реализованная инициатива. Для будущих специалистов в сфере коммуникаций это, конечно, ответственный этап, так как проекты должны соответствовать «взрослым» и настоящим критериям, то есть это должен быть реальный PR-проект.

Подобные конкурсы и события в вузе организованы не только для выполнения определенных образовательных задач, но и для проецирования, или моделирования, ситуативной деятельности в период непрогнозируемых изменений или в период стабильности. Это означает, что благодаря моделированию ситуаций, когда есть реальная оценка специалистов, когда есть реальные эксперты в своих сферах - это всё является основой для развития нужных компетенций у выпускника. Также это практика, позволяющая не только пройти профессиональную ориентацию и профессиональное

определение, но и сформулировать наиболее понятную стратегию развития себя как специалиста.

Для более точного «вовлечения» студентов в среду используются кейс-форматы, когда, как в конкурсе «Хрустальный апельсин», требуется написать проект или представить реализованный. Но все проекты или симуляции должны, конечно же, отражать пункты федерально образовательного стандарта высшего образования. Как прописано во ФГОС ВО (3++) по направлению бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» [4], выпускник должен иметь универсальные компетенции, среди которых есть и категории разработки и реализации проектов, что подходит под создание условий для моделирования ситуации. УК-2 отражает способность определения круга задач в рамках поставленной цели и выбор оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

То есть для формирования компетенций выпускника проектный подход и

реализация проектов в рамках ситуационного моделирования подходят как инструменты по формированию у будущего выпускника определенных компетенций и навыков. Особенно следует отметить, что данная

деятельность перекликается с развитием многозадачности у бакалавров [5], а это, в свою очередь, является положительной чертой будущих специалистов рекламы и связей с общественностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы // А.Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. C. 67.

2. Ерёмина И.С. Теоретико-методологические основы моделирования системы обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 73. Ч. 1. С. 133-136.

3. Ядровская М.В. Средства моделирования в обучении // Вестник якутского государственного университета. №1. Т. 7. С. 89-95.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. N 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» (с изменениями и дополнениями). URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/92 (дата обращения: 15.05.2022).

5. Максимов А.А. Подготовка будущего бакалавра к деятельности в условиях многозадачности // Мир человека : материалы ежегодной конференции, Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, 2021.

С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.