Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
учебнаядея тельность / физиологические и психологические нагрузки / двигательная активность / физическая культура / физическое воспитание / здоровье

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кораблева Елена Николаевна

В статье представлена характеристика учебного труда студентов. Определено, что физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических состояний и психических заболеваний. Обоснованы методологические подходы к расширению двигательной активности студенческой молодежи, повышению их физической подготовленности, что обеспечат сохранение здоровья, творческое долголетие и успешность учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кораблева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»



SCIENCE TIME

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Кораблева Елена Николаевна, Балтийский государственный технический университет «Военмех», г. Санкт-Петербург

E-mail: korableva49@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена характеристика учебного труда студентов. Определено, что физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических состояний и психических заболеваний. Обоснованы методологические подходы к расширению двигательной активности студенческой молодежи, повышению их физической подготовленности, что обеспечат сохранение здоровья, творческое долголетие и успешность учебной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, физиологические и психологические нагрузки, двигательная активность, физическая культура, физическое воспитание, здоровье.

Учебная деятельность студентов является одной из самых сложных форм жизнедеятельности молодого человека, сочетающие компоненты интеллектуального (умственного) труда, физических и эмоциональных нагрузок. Этот период жизни молодого человека требует значительного нервно эмоционального напряжения, что нередко приводит к нарушению ряда функций организма (повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и т. д.). Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, вызывает повышенную эмоциональную нагрузку. При этом продолжительная умственная нагрузка может оказывать и отрицательное влияние на психическую деятельность — ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия окружающей среды.

Очень часто наступление нервного (умственного) утомления в отличие от

I

SCIENCE TIME

I

физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

Оптимальная двигательная активность, физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме и в целом, положительно влияет на здоровье молодого человека. Мышечное утомление, возникающее при физическом труде, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняет организм от чрезмерных перегрузок. Физический труд, физические нагрузки могут иметь отрицательные последствия только тогда, когда они неправильно организованы или являются чрезмерно интенсивными [1].

Учеба студентов, требующая в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда физического. Учебная деятельность студента, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью.

Основу учебной деятельности студента составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические качества: память, внимание, восприятие. Доказано, что студенческий возраст наиболее благоприятен для умственной деятельности. Именно возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В тоже время, повседневная учебная работа, экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в год, учебные и производственные практики — все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности.

Установлено, что время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 ч в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3-5 ч, а в период экзаменационной сессии — 8-9 ч.

Это значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является плодотворным и весьма напряженным.

Самоподготовкой к следующему учебному дню 60% студентов занимается в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22-24 часа. Как следствие у многих — нарушение режима сна. Исследования показывают, что у 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Норма сна (7-8 ч.) отмечается лишь у 15% студентов. Наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака

| SCIENCE TIME Щ

уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Повышенная умственная деятельность студентов в процессе обучения, сочетается с пониженной работоспособностью уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной подготовки к экзаменационной сессии. Специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов повышается до 80-92 уд/мин. против 76-80 в период обычных учебных занятий. У некоторых студентов в день экзаменов, частота сердечных сокращений нередко возрастает до 144 уд/мин, повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к тому, что студенты теряют сон, аппетит, возникает плохое настроение, появляются вспышки раздражительности (страх, тревога), головные боли. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной, ухудшается общее самочувствие.

При длительном занятии умственным трудом в процессе обучения возникают функциональные изменения в организме, обусловленные малоподвижным образом жизни.

Умственная работоспособность студентов в процессе учебного труда определяется тремя группами факторов:

- физиологическими: состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха;

- физическими, воздействующими на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.;

- психическими: самочувствие, настроение, мотивация и др.

На интеллектуальную работоспособность в определенный момент влияет не только каждый их них в отдельности, но и различные их сочетания. Поэтому умственная работоспособность студентов зависит от многих факторов. Проявляется она в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности учебного труда.

Умственная работоспособность зависит и от индивидуальных биологических ритмов человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций организма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем он продуктивнее.

| SCIENCE TIME Щ

Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма таковы: наибольшая активность и работоспособность утром (8—12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12—16 ч), снова некоторый подъем вечером (16—22 ч) и резкое снижение ночью (22—8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами человека, тем выше используются потенциальные возможности его организма.

Человек издавна вставал с восходом солнца, работал и сравнительно рано, с заходом солнца ложился спать. Таков жизненный ритм людей «жаворонков». «Совы» формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. Отсутствие должного режима во многих общежитиях вузов, двухсменная учеба в некоторых учебных заведениях, неравномерность самостоятельной работы над учебным материалом и некоторые другие причины способствуют формированию студентов - "сов".

Человек живет в условиях смены дня и ночи. Народная мудрость, гласящая, что «утро вечера мудренее», опирается на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние часы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на часы, когда мозг наиболее активно функционирует, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, физического труда, занятий двигательной активностью или для выполнения менее сложного труда.

При ежедневном цикле работы наблюдается и недельная периодика работоспособности, относительный максимум которой фиксируется во вторник—среду—четверг, что также следует учитывать при планировании своей деятельности.

Умственное и физическое утомление, имеют существенные отличия. Например, после тяжелого физического труда восстановление может проходить 3-4 дня, а после напряженного умственного организм может не остановиться даже после 10-12 дней. И только профилактические меры (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т.д.) помогают организму восстанавливаться быстрее.

Эффективность учебного труда студентов, их умственная работоспособность, возможность быстрее адаптироваться и переносить разнообразные условия труда, географо-климатические изменения находятся в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Установлено, что способность человека к длительному и интенсивному труду во многом ограничивается его индивидуальными физическими возможностями. В то же время, физический потенциал человека может быть изменен под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта. Такие занятия повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость и

I SCIENCE TIME Щ

повышают уровень здоровья. Уровень физической подготовки человека оказывает влияние и на скорость восстановительных процессов. Человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более длительное время интенсивно выполнять учебное задание, чем слабо физически подготовленный человек. Это положение определяет основную значимость двигательной активности и роль физической подготовки человека к продуктивному труду [3].

Известно, что студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, не прерывающие этих занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят испытания и негативные стороны студенческой жизни. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные и энергетические затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение всего учебного года [2].

Таким образом, понятна значимость правильной организации умственного труда, увеличения двигательной активности, обязательного использования дополнительных физических нагрузок и занятий физическими упражнениями. Рационально подобранный режим рабочего дня, активный отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических состояний и психических заболеваний, обеспечат сохранение здоровья, творческое долголетие и успешность учебной деятельности студентов.

Литература:

1. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Биологические основы физической культуры: учеб. пособие / Е.Н.Кораблева, В.В.Трунин; БГТУ СПб., 2010 г. - 88 с.

2. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / Е.Н.Кораблева, В.В.Трунин; БГТУ СПб., 2011. - С. 11-13.

3. Передельский А.А. Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры: наука в помощь идеологии / А.А.Передельский // Вестник спортивной науки. - 2012. - №2. - С. 53 -56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.