Научная статья на тему 'Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города'

Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕНТР СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ. / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL / INTERACTIONS / NET INTERACTION / CENTER OF THE NET INTERACTION / EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова И. И., Яркова Т. А.

В статье рассматриваются современные аспекты организации взаимодействия образовательных учреждений на основе сетевого механизма. В качестве координирующего центра взаимодействия рассматривается педагогический вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова И. И., Яркова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL AS A CENTER OF INTERACTIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF A SMALL TOWN

This article deals with the modern aspects of organizing interactions in educational organizations on the basis of net mechanism. The pedagogical High School is considered as the coordinative center of that net.

Текст научной работы на тему «Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города»

Библиографический список

1. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.

2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.

3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебнометодическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.

4. Черепанов, Н.П. Управляемое самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009.

5. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография . -Барнаул: АлтГПА, 2010.

Статья поступила в редакцию 11.11.10

УДК 378

И.И. Черкасова, канд. пед. наук, доц.; Т.А.Яркова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected], [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК ЦЕНТР СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

В статье рассматриваются современные аспекты организации взаимодействия образовательных учреждений на основе сетевого механизма. В качестве координирующего центра взаимодействия рассматривается педагогический вуз.

Ключевые слова: педагогический вуз, взаимодействие, сетевое взаимодействие, Центр сетевого взаимодействия, образование, инновационное развитие.

Новые масштабные задачи, поставленные перед российским образованием, направлены на формирование инновационного мышления всех его субъектов, что требует наличия инновационного образовательного пространства. Сложившиеся механизмы его обустройства не в полной мере позволяют осуществлять движение вперед, эффективность которого невозможна в современных условиях без информационной поддержки, открытого и доступного взаимодействия всех субъектов. В этой связи наиболее перспективным способом подобного взаимодействия можно считать сетевое.

Вначале рассмотрим базовый термин «взаимодействие». В научной литературе данное понятие рассматривается с разных сторон: как системная междисциплинарная категория, которая обладает потенциалом, способным обеспечить успешность сотрудничества науки, образования и культуры в современных условиях; как цель; как процесс; как механизм; как результат и др.

В философии взаимодействие является одним из основных понятий, отражающим процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие понимается как универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Этот процесс представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Данная категория выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенную целостность. Взаимодействие определяет взаимную обусловленность существования компонентов действительности друг с другом, взаимную зависимость их отдельных характеристик.

Философские позиции являются важными и для понимания сущности взаимодействия учреждений образования. Наличие взаимосвязи, определенных отношений между его субъектами подчеркивает сложность, системность характера

взаимного влияния и изменения. В разных науках взаимодействие рассматривается со следующих позиций:

- процесс воздействия объектов друг на друга; взаимовлияния, определяющего силу связей между объектами, изменения их состояний и взаимопревращения (в естественных науках);

- взаимосвязь двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них (в информатике);

- система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных (в общественных науках);

- согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов в ходе решения участниками значимой для них проблемы или задачи (педагогические науки);

- согласование усилий по целям, задачам, месту и времени для успешного ведения операций всех видов (в военных науках).

В соответствии с выделенными позициями, в основе взаимодействия лежит взаимное влияние двух и более сторон друг на друга, при этом стороны выступают активными субъектами, которые не только изменяются сами, но и меняют окружение.

В словаре С.И. Ожегова взаимодействие рассматривается как взаимная связь двух явлений. Оно определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен - он реагирует и тем самым причинность переходит во взаимодействие. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает изменение различных объектов и их структур. Эта позиция, в которой взаимодействие предполагает обязательное взаимное изменение сторон, имеет важное значение для организации Центра взаимодействия учреждений образования.

Педагогическая наука оперирует взаимодействием как одной из основных категорий, которая используется чаще всего при характеристике связи между участниками образовательного процесса, обеспечивающей взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса (Е.В. Бондаревская, Е.В. Коротаев. И.О. Якиманская, Н.Ф. Радионова, С.А. Смирнов и другие). В настоящее время интерес к категории взаимодействия приобретает особую значимость.

Анализ литературы показывает, что в педагогике взаимодействие наиболее часто рассматривается как личностный контакт педагогов и учащихся (воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

В данной статье взаимодействие рассматривается значительно шире, выходит за рамки только педагогических позиций. В него могут включаться другие субъекты, которые могут находиться и за пределами организованного в данный момент образовательного процесса. Важно, что эти субъекты выстраивают свои отношения по поводу образовательных проблем и задач, направленных, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Для нас важной является идея о том, что во взаимодействии цель зарождается внутри педагогической системы на пересечении субъективных реальностей, в межсубъектном пространстве, в результате согласования смыслов всех субъектов межведомственного взаимодействия.

Существенным является вопрос о способах взаимодействия. Вслед за Н.Ф. Радионовой, С. Л. Смирновым, Е.Н. Шия-новым мы считаем, что специфической формой взаимодействия выступают совместная деятельность и общение. Движущей силой совместной деятельности является общая цель, которая должна сохраняться на протяжении всего взаимодействия.

Основой взаимодействия можно считать следующие особенности:

- взаимное признание равноправности и значимости сторон друг другом (в нашем случае - учреждений образования в условиях малого города);

- принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения;

- наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению проблем в сфере образования;

- использование механизмов совместной деятельности и общения в основных формах взаимодействия.

Таким образом, можно предположить, что построение взаимных связей между учреждениями образования на основе выявленных особенностей взаимодействия позволит решить существующие в современном образовании проблемы по эффективной реализации инновационных процессов в образовании.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы, методологических исследований по проблеме взаимодействия позволяет утверждать, что на сегодняшний день не достаточно представлены работы, в которых были бы определены механизмы взаимного воздействия, влияния и изменения учреждений образования в условиях малого города.

Структурирование взаимодействия предполагает формирование централизованной системы поддержки инновацион-

ной деятельности, выражающейся в создании соответствующих Центров. Их организация в условиях малого города является наиболее предпочтительной, на наш взгляд, на базе педагогического вуза. Его новая роль и функции заключаются в:

• интеграции образовательных и научных возможностей региона;

• в организации совместной деятельности образовательных учреждений, проведение аналитических исследований по заданию администрации региона;

• разработке, внедрении и осуществлении научного сопровождения программ инновационного развития образования региона и его субъектов;

• организации программно-целевой межведомственной деятельности по региональному развитию средствами образования;

• внедрение новых образовательных технологий;

• оказание консультативно-методической помощи в программно-целевой деятельности субъектам образования региона;

• обеспечении непрерывного образования по приоритетным для региона направлениям подготовки кадров;

• организации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и специалистов для предприятий и организаций региона по наукоемким направлениям на уровне наиболее значимых достижений науки, культурных традиций региона и др.

Как было отмечено выше, одним из эффективных механизмов в условиях глобальной информатизации является сетевой, т.е. создание информационной сети, позволяющей устанавливать связи как со всеми субъектами регионального взаимодействия, так и выходить за его пределы - взаимодействовать на уровне Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья (Интернет-система). Основная функция такой сети

- быть открытой технологической «биржей», площадкой для предложения образовательных услуг и их потребителей (органов административного управления, работников образовательных учреждений, различных категорий обучающихся и др.), т.е. быть организатором взаимодействия.

Исходя из задач создания сети образовательных учреждений для развития инновационного образовательного пространства в условиях малого города, сетевое взаимодействие можно рассматривать как систему связей его субъектов, разрабатывающих, апробирующих и предлагающих профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания и технологий образования, управления системой образования и образовательной политики.

Такая информационная сеть предполагает:

- создание базы данных по образовательным инновациям, представляемых в Интернет субъектами образовательной и научной деятельности: учителями-экспериментаторами, мастерами педагогической деятельности, учеными, научными организациями и др.;

- создание оперативных (сменного состава) сетевых творческих групп по решению образовательных и научных проблем; разработке исследовательских проектов;

- проведение открытой экспертизы научно-исследовательских проектов: привлечение широкого круга общественности к обсуждению научных и образовательных проблем;

- оказание услуг по организации образовательной, научной, научно-методической деятельности широкому кругу потребителей: консультирование, разработка проектов, помощь в поиске источников финансирования и т.п.;

- организация подготовки и переподготовки кадров на основе дистанционного обучения;

- организация и проведение онлайновых научных, научно-методических семинаров и конференций и других виртуальных (например, спутниковых, компьютерных и др.) видов связей и др.

Сетевое взаимодействие реализуется в рамках образовательной сети, понимаемой как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Образовательная сеть в условиях малого города включает ряд элементов: центр сетевого взаимодействия на базе педагогического вуза, образовательные учреждения различного уровня и вида, инновационные и экспериментальные площадки, лаборатории педагогических исследований и инноваций, педагогические мастерские, городские ассоциации инновационных школ и педагогов-предметников и др. Элементы сети достаточно динамичны и мобильны, что обусловлено целевым и функциональным назначением сети.

Минимальным системообразующим элементом сетевого взаимодействия выступает сетевое событие: проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п. Структура сетевой организации взаимодействия строится преимущественно на основе опосредованных связей, что ведет к расширению круга взаимодействия, и, следовательно, к более продуктивным и качественным результатам работы.

Для организации сетевого взаимодействия необходимы определенные условия: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; ресурсы; механизмы создания сети и ее реализации.

Одним из механизмов, с нашей точки зрения, может быть Центр сетевого взаимодействия. Цель деятельности Центра видится как организация и обеспечение процесса качественного изменения в региональной системе образования на основе сетевого взаимодействия.

Примерными основными направлениями деятельности Центра являются:

1. Системное проектирование преобразовательных процессов в регионе, разработка стратегической программы деятельности Центра по развитию инновационного образования и науки в регионе.

2. Выявление инновационных процессов в регионе, поддержка и обеспечение инициатив и инноваций, создание центров активности, координация их деятельности.

3. Выявление проблемных точек в развитии образования, создание «банка проблем», требующих отсроченного или оперативного решения.

4. Создание совместно с субъектами образовательной сети временных творческих коллективов, других объединений для решения первоочередных задач: проектирование и организация деятельности инновационных и экспериментальных площадок по отработке новых моделей учебных заведений, служб аттестации, методических служб, инновационных педагогических технологий, управленческих моделей; разработка критериев для аттестации и организации соответствующих служб.

5. Организация, координация и поддержка научных, научно-педагогических мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров, «школ педагогов-исследователей» и др.).

6. Мониторинг научно-образовательных процессов в регионе; информационное обеспечение научных исследований и преобразовательных действий.

7. Обеспечение согласования в выборе приоритетных направлений исследований, распределение «заказов» на проведение исследований на конкурсной основе через систему грантов; организации научно-педагогических исследований на основе сетевого взаимодействия.

8. Доведение до широкой общественности информации о деятельности Центра и его субъектов, обеспечение открытости этой деятельности.

9. Обеспечение обратной связи с управляющей структурой, участие в оперативной корректировке документов, регулирующих отношения субъектов данного взаимодействия, законодательных региональных актов в качестве консультантов и др.

Кроме образовательных учреждений субъектами взаимодействия могут быть: региональные и муниципальные органы власти; организации и учреждения: научные структуры; различного рода научные и образовательные центры, объединения, общества и др.; учреждения культуры, бизнес-сообщества; учреждения средств массовой информации и др. Ведущую роль исполняют непосредственные участники научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности: научные работники, педагоги-исследователи высшей школы и системы среднего профессионального и общего образования и др.

Объектами являются педагогические процессы, системы, педагогические явления, в которые включены все субъекты взаимодействия.

Деятельность Центра может строиться на следующих общих интегрирующих управленческих подходах:

1. Научно-образовательная аккумуляция - прибавление новых элементов к уже существующим системам; процесс обогащения существующих систем новыми элементами: возникновение новых феноменов, дифференциация и объединение традиционных, уже известных феноменов.

2. Научно-образовательное ассоциирование - процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой образовательных феноменов, а также взаимодействующих систем и их элементов, в новые усложненные многосоставные и вариативные системы образования. На наш взгляд, при реализации сетевого взаимодействия нужно учитывать оба подхода, на этапе же организации - предпочтительным является второй. Он более отражает субъектную специфику и характер их взаимодействия.

Выбор информационно-коммуникационных технологий для организации сетевого взаимодействия обусловлен имеющимся опытом создания и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п. К их преимуществам также можно отнести: высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации.

При сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между субъектами образовательной сети и процесс отражения в них опыта друг друга. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, не требующим обязательного внедрения. В ходе сетевого взаимодействия его участники не только знакомятся с

имеющимся опытом, но и используют ресурсы сети в качестве индикатора перспективности собственных наработок. Это способствует развитию потребности друг в друге, в общении с разными по статусу специалистами, учреждениями и общественными объединениями.

Обозначим наше видение структурных компонентов Центра сетевой организации образовательной, научноисследовательской деятельности при ТГСПА им. Д.И.Менделеева:

• виртуальная кафедра - это своего рода «метакафедра, объединяющая цели, традиции, ресурсы и опыт нескольких кафедр (и даже вузов) в интересах подготовки специалистов высокого уровня, а, в конечном счете, чтобы обеспечить выживание и конкурентоспособность партнёров на рынке образовательных услуг» [1];

• центр дистанционного образования школьников, студентов, аспирантов, педагогов образовательных учреждений региона;

• электронная библиотека (автоматизированный городской библиотечный комплекс образовательных ресурсов);

• банк данных - банк педагогических проблем, банк педагогических инновационных идей, банк исследователей, банк тем диссертационных исследований и др.;

• нормативно-правовая страница - это библиотека международных, федеральных, региональных, локальных актов в сфере образования, организации экспериментальной и инновационной деятельности;

• центр психологического сопровождения;

• экспертно-аттестационный центр, в том числе автоматизированный комплекс тестирования обучающихся «Эрудит»;

• виртуальная классная комната - проведение занятий в аудиториях, расположенных в разных населённых пунктах, организация совместной работы команд студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вуза над разработкой совместных проектов. Занятия проводятся с помощью спутникового телевидения и системы Интернет;

• «скорая помощь» - это консультационный центр, осуществляющий оперативную консультативную помощь школьникам, студентам, педагогам в решении сложных образовательных и научно-исследовательских проблем;

• сетевые сообщества - школьников-исследователей, сту-дентов-исследователей; учителей-исследователей, сообщество научно-педагогических школ, директоров инновационных школ и др.;

• переговорные и открытые дискуссионные площадки -форма участия широкой общественности в обсуждении актуальных проблем образования в регионе;

• электронный научно-методический журнал «Учёные записки» и др.

Библиографический список

Такая организация Центра позволит обеспечить его открытость новым идеям, развитию иных форм сетевого взаимодействия. В любом случае, школьники, педагоги, иные специалисты смогут получить разнообразную интересующую их информацию, в том числе о событиях в образовании региона, о перспективах развития образования и пр.

Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия может быть определен относительно различных его субъектов.

Обучающиеся:

• приобретение опыта самостоятельного поиска в сети, обработки и усвоения информации;

• понимание проблемы согласования личных ресурсов, жизненных условий и притязаний в процессе жизненного самоопределения;

• выстраивание индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов;

• знакомство с наиболее интересными образовательными практиками в системе образования города и др.

Учреждения общего образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• апробация инновационных направлений образовательной деятельности, создание новых образцов учебнометодических материалов для работы;

• повышение квалификации работников образовательных учреждений;

• обновление форм и методов работы;

• активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство;

• повышение качества работы образовательных учреждений и др.

Педагогический вуз:

• новые формы организации педагогической практики, в том числе и при реализации двухуровневой системы бакалавриат - магистратура;

• апробация новых форм обучения студентов;

• наличие новых учебно-методических материалов, адекватных современному состоянию образования;

• переход к таким типам работ, как курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей и др.

Таким образом, именно сетевое взаимодействие есть инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения для достижения нового качества образования.

1. Горнев, В.Ф., Тарасов В.Б. Виртуальная кафедра - базовая единица вуза ХХ1-го века / В.Ф. Горнев, В.Б. Тарасов // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. - Таганрог: ТИУЭ, 1999.

Статья поступила в редакцию 11.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.