Научная статья на тему 'Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества'

Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / КАЗАЧЬЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ИМИДЖ КАЗАЧЕСТВА / COSSACKS / COSSACK PEDAGOGY / EDUCATION / TRADITION / THE IMAGE OF THE COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотарева К.Г., Терновая Л.О.

Несмотря на то, что в обыденном сознании образы казачества связываются с воинской службой, из среды казачества вышло немало выдающихся писателей, художников, музыкантов, философов, путешественников, ученых. Не только их труды, но и активная общественная деятельность внесли вклад в формирование невоенного имиджа казачества. Корни этого имиджа уходят в особенности казачьей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества»

Золотарева К.Г.

кандидат политических наук, доцент МАДИ (Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета)

Терновая Л.О.

доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета)

Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества

В массовом сознании закрепилось представление о казачестве как об исключительно военном сословии. Это представление во многом справедливо, поскольку изначально казачество формировалось в тех землях, где разворачивалась борьба разных народов за овладение геополитическим пространством, складывалось представление о значимости данных рубежей в укреплении геополитической идентичности Русского государства. Выполнение важной миссии расширения и защиты государственных границ было немыслимо без неустанного духовно-нравственного развития казачества, воспитания молодых поколений не просто в духе патриотизма, но и в понимании основных законов развития природы и взаимодействия людей1.

Так как необходимые для этого знания закладывались в школах, то потребность в них диктовала особое внимание казаков к делу просвещения. Военно-служилые обязанности, которые были возложены государством на казаков, требовали использовать самобытные подходы в воспитании, развивать специфические черты казачьей педагогики,

1 Ерохин И.Ю. Казачья педагогика на службе российского государства: основы казачьей педагогики в ее значении для государственного и общественного развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Вып. 5 (24), сент. - окт. // http://naukovedenie.ru; Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России. М.: ЦИУМиНЛ, 2008; Спирина О.Н. Роль педагогики казачества в формировании ценностных ориентаций личности / Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / Под ред. H.H. Великой, С.Н. Лукаша. Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012.

впитавшие традиции народного просвещения. Именно на них опиралась педагогика казачества, соединившая систему военно-патриотического воспитания с пестованием нравственности, доброты, трудолюбия. Благодаря эффективному военному обучения казаки были профессионально подготовлены к боевым действиям, а результаты нравственного развития проявлялись в том, что у казаков были малые потери в боях в силу исключительной сплоченности, чувства товарищества и взаимовыручки. Отличие пути в науку для казаков от остальных подданных Российской империи состояло в том, что их исследования или творчество чаще всего должны были сочетаться с постоянным несением казачьей службы. Научные экспедиции предполагали возникновение ситуаций, когда требовалось браться за оружие. Долгие наблюдения за всеми возможными переменами на границе формировали склонность казаков, находящихся на заставах, к поэтическому описанию увиденного. В казачьей среде складывались собственный стиль преподавания и прослойка учителей. Важная задача последних заключалась в умении использовать передовые для того времени педагогические достижения, что диктовалось непосредственными связями казачества с Литвой и Польшей. Дети достаточного числа казачьих семей могли получать там образование, а потому и остальная молодежь не должна была отставать в уровне знаний по сравнению с теми, что давались в литовских и польских школах.

Естественно, на становление системы образования в казачьей среде огромное влияние оказывали процессы, происходящие в целом в российской системе народного просвещения. Но нельзя было не замечать специфики, продиктованной особенностями этнографического, исторического, экономического формирования регионов, где жили казаки. Тот уклад жизни, который наблюдался у казачества, свидетельствовал, что вопросы образования молодежи относились к общим заботам и войсковых властей, опекавших образовательные учреждения, и представителей интеллигенции, взращивающих молодые таланты, и станичных казаков, прежде всего

старшего возраста, стремящихся внимательно отслеживать успехи и неудачи всех учащихся, бережно сохранять традиции казачества. Организаторы народного образования на Дону учитывали материально-финансовые возможности населения в своем стремлении обеспечить доступ в начальную школу всем слоям донского сообщества2.

Потребность в образованной молодежи возросла после 1875 г., когда был издан правительственный указ, разрешавший членам станичных общин занимать должности в административной, судебной, научной и других отраслях гражданской службы. В начале XX в. в России выросло число учебных заведений, увеличилось их разнообразие. Это давало возможность выбирать те из них, что отвечали и личным интересам и общественным потребностям. Обучение молодых казаков в кадетском корпусе или гимназии мотивировалось высоким престижем образования в казачьей среде. Он проявлялся даже в том, что юнкеру или студенту старшие обращались по имени-отчеству.

Заметную роль в системе воспитания казаков играли примеры предков, добившихся успехов благодаря полученному образованию. Часто казаки обращались к жизни Димитрия Ростовского (Даниил Туптало, 1651-1709), окончившего Ки-ево-Братское училище, с молодых лет занимавшегося литературным творчеством, прославившегося публичными проповедями. Живя в Киево-Печерской лавре, он исправлял «Жития святых» (Четьи-минеи), написанные митрополитом Макарием в XVI в., создал трактат «Об образе Божии и подобии в Человеце» и другие работы. В 1761 г. на Дону была построена крепость святого Димитрия Ростовского, которая с 1769 г. стала называться городом Ростов-на-Дону. Почитанием пользовался Иоасаф Белгородский (Иоким Горленков, 1705-1754), окончивший Киевскую духовную академию, затем преподававший в ней. Он занимался просветительской деятельностью, писал книги духовного содержания, в частности «Брань седми честных добродетелей с седми гре-

2 Балабанова Е.А, Сидорова С.Н. Становление и развитие системы образования казаков, проживающих на территории Волгоградской области // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С.30-31.

хами смертными». Широко известен Григорий Сковорода (1722-1794), который был преподавателем Переяславской гимназии, а затем Харьковского коллегиума, где им было создано учебное пособие для молодежи «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Сковорода переводил классиков, писал философские трактаты, притчи, басни, стихи. Неизвестны точные даты жизни уральского казака поэта XVIII в. Данилова Кирши, собирателя русских былин, песен и сказаний на территории Приуралья и юго-западных районов Сибири, автора первого в России сборника русских былин, исторических и лирических песен, скоморошин, духовных стихов, многие из которых посвящены казакам. Василий Сухоруков (1795-1841) окончил отделение правоведения Харьковского университета, получил степень кандидата прав. Вместе с А.О. Корниловичем издавал исторический альманах «Русская старина», в котором в 1825 г. был опубликован его труд «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях». Он являлся автором монументальных работ «Историческое описание земли Войска Донского» и «Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-1832 гг.».

С 1920 г., когда значительная часть казаков оказалась в эмиграции, задача получения образования получила новую трактовку: молодым казакам надо было не просто продвигаться вверх, используя образовательные лифты, а доказывать гражданам государств, принявших эмигрантов, свои способности, которые отражали национальную ментальность, характер, стремление к прославлению Родины. Это было послание родной стране, независимо от установившегося в ней политического режима. Значительная часть казачьей молодежи в эмиграции продолжила получать образование. Из казачьей среды выделились десятки специалистов с широкой мировой известностью. Многие из них перечислены в «Казачьем словаре-справочнике», автор которого Г.В. Губарев (1894-1970) также с полным правом может быть отнесен к литераторам и исследователям казачества3.

Закономерно, что особый вклад в создание невоенного имиджа казачества внесли казаки-писатели. Представителей казачества отличало умение тонко замечать особенно-

3 Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред.-изд. А.И. Скрылов. Сан-Ансельмо, Калифорния, 1966-1970.

сти человеческой натуры. Для большинства авторов литературная работа была очень тесно связана с историческим изысканиями, посвященными казачеству. Отметим некоторых известных писателей, имеющих казачье происхождение. Н.Ф. Савичев (1821-1885) увлекся литературным творчеством, писал стихи и рассказы. С 1867 г. постоянно публиковался на страницах «Уральских войсковых ведомостях», в том числе труды по истории и этнографии уральских казаков. И.И. Железнов (1824-1863) одновременно с воинской службой занимался литературным творчеством, сотрудничал с кружком А.Н. Островского, журналами «Московитянин», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиотека для чтения». В его повести «Василий Струняшин» рассказывалось об уральских казаках XVIII в. М.П. Хорошхин (1844-1899) в 1881 г. издал книги «Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания» и «Исторический очерк деятельности Военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя Императора Александра Николаевича (1855-1830)». Затем вышли книги «Очерк казачьих войск» и «Иканский бой 4, 5 и 6 декабря 1864 г. Рассказ о героическом подвиге Уральской сотни», «Героический подвиг уральцев. Дело под Иканом 4,5 и 6 декабря 1864 г.», «Забайкалье. Значение для государства». В соавторстве с Е.С. Путиловым написал «Забайкальскую казачью книгу». Н.Г. Мякушин (1852-1913) участвовал в Хивинском походе и Русско-японской войне, занимался литературным творчеством, историческими исследованиями. Среди его книг - знаменитый труд «Сборник Уральских казачьих песен». В.А. Гиляровский (1853-1935) являлся выдающимся описателем московского бытия. И.П. Попов (1863-1906) защитил кандидатскую диссертацию тему «Войсковой круг на Дону». В юношеские годы написал повесть «Азовское сидение». Издавал в Новочеркасске газету «Донская речь» и историко-литературный журнал «Дон», был редактором неофициальной части «Донских областных ведомостей». A.C. Серафимович (Попов) (1863-1949) за связь с революционными организациями студентов был в 1887 г. сослан на 5 лет в Архангельскую губернию, в ссылке занялся литературным творчеством. Позже возглавил борьбу писателей-демократов за реалистическое направление в литературе. В 1924 г. издал роман «Же-

лезный поток», а в 1930-е гг. вместе с Горьким стал организатором Союза писателей СССР. Участник Русско-японской войны А.Б. Карпов (1867-1911) написал книги, среди которых исторические труды «Уральцы», «Памятник казачьей старины», «Сборник слов и выражений, употребляемых уральскими казаками», а также два сборника стихов «Казачьи стихотворения» и «Стихотворения». В.В. Иванов (1895-1963) воевал в Красной Армии. Много писал о казачестве: «Яиц-кие притчи», «О казачке Марфе» и другие повести. Им также написаны пьесы: «Бронепоезд 14-69», «Блокада», «Вдохновение» и др. С лета 1943 г. он отправился на фронт военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», а затем «Известия». A.A. Ачаир (Грызов) (1896-1960) окончил кадетский корпус и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и лесную академию в Москве, был идейным противником большевиков, эмигрировал в Харбине, где были изданы его стихотворные сборники, а в 1927 г. появился литературный кружок «Молодая Чураевка». Ф.Д. Крюков (1870-1920) сотрудничал с писателем В.Г. Короленко, редактировал журнал «Русское богатство» по отделу беллетристики, а годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. К.Г. Паустовский (1892-1968) первый роман «Романтики» издал в 1923 г. П.И. Петров-Бирюк (1900-1977) воевал в рядах Первой конной армии Буденного. После Гражданской войны занимался журналистикой, работал заместителем главного редактора газеты «Красный Хопер». Его первый роман о казаках назывался «На Хопре», также он написал роман о Кондратии Булавине «Дикое поле», повесть «Степные рыцари», романы «Сыны степей донских», «Юг в огне», «Перед лицом Родины», роман-трилогию «Сказание о казаках». Н.Ф. Погодин (Стукалов) (1900-1962) работал журналистом, написал очерки: «Казаки», «Красные ростки», «Кумачевое утро», а также пьесы: «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая». М.А. Алпатов (1903-1980) учился в педагогическом техникуме Ростова-на-Дону. Стал директором школы, но из-за отношения к раскулачиванию и разрушению церквей уехал с Дона. Окончив Московский институт философии, литературы и искусства, стал писать исторические труды и литературные произведения, например роман «Горели костры». М.А. Шолохов (1905-1984) был корреспондентом газеты «Юношеская

правда», где среди были опубликованы его первые рассказы. В 1925 г. была издана книга «Донские рассказы», через год -сборник «Лазоревая степь». В 1928 г. опубликованы первая и вторая книги романа «Тихий Дон». В 1965 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Немало из казачьей среды вышло художников и музыкантов. B.C. Суриков (1848-1916) обучался рисованию у местного учителя Н.В. Гребнева, затем в Петербургской Академии художеств, вступил в Товарищество передвижников, был избран академиком живописи. В творчестве он неоднократно обращался к теме казачества, создал такие картины, как «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин». H.H. Дубовской (1859-1918) с детстваувлекался рисованием, входил в общество художников-передвижников, в живописи изображал природу России. Он явился одним из основных организаторов художественного музея в Новочеркасске. Первая крупная работа И.И. Крылова (1861-1936), законченная еще во время учебы в Петербургской академии художеств, посвящалась казачеству: «Казачий ерик близ Азова». Его картина «Степь ковыльная» получила на выставке в Париже в 1913 г. Золотую медаль. М.Б. Греков (Мартыщенко) (1882-1934) после окончания Петербургской академии художеств взял себе псевдоним Греков. Во время Первой мировой войны в составе 19-й Особой Донской казачьей сотни воевал на Юго-Западном фронте, одновременно создавая картины, посвященные подвигам казаков на фронте. После 1917 г. воевал в конной армии Буденного, а в 1925 г. вступил в Ассоциацию Художников Революционной России.

К известным музыкантам принадлежал В.И. Сафонов (1852-1918), оставшийся по окончанию Петербургской консерватории в ней преподавателем фортепьяно, одновременно выступал с концертами. В 1889 г. он стал директором Московской консерватории, организовал постройку дополнительного здания консерватории: Малого и Большого концертных залов. Был Главным дирижером симфонических оркестров Московского отделения Русского музыкального общества, вел общедоступные и благотворительные концерты, дирижировал в крупнейших европейских концертных залах. В 1906 г. Сафонов переехал в США, был директором филармонии и директором национальной консерватории

в Нью-Йорке. Позже работал дирижером крупнейших оркестров в Англии, Австрии, Италии, Бельгии. С.Г. Власов (1858-1919) окончил Московскую консерваторию, в 1882 г. уехал в Вену, где совершенствовался как оперный певец. В течение двух лет пел на оперных сценах Италии. В 1887 г. дебютировал в партии Сусанина в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», был принят в оперную труппу Большого театра. В 1907 г. получил звание «Заслуженный артист императорских театров», после чего оставил сцену и преподавал пение в Москве. И.В. Ершов (1867-1943) пел в училищном и церковном хоре, учился в Московской консерватории, выступал в оперных театрах Италии. Вернувшись в Россию в 1894 г., стал солистом Харьковского оперного театра, а позже был солистом Мариинского театра.

Поэтическое восприятие мира присуще и философам. Выдающийся отечественный мыслитель А.Ф. Лосев (1893-1988) закончил историко-философский факультет Московского университета и был оставлен на кафедре классической филологии. В 1916 г. он издал свою первую работу «Эрос у Платона». В 1930 г. Лосев опубликовал исследование «Диалектика мифа», которое секретарь ЦК КПСС Л.М. Каганович посчитал антисоветской пропагандой. Философ был арестован, а после освобождения его труды не издавались. И лишь через два десятилетия были опубликованы его работы, в том числе «История античной эстетики» в восьми томах.

Среди казаков немало выдающихся путешественников. И.В. Мушкетов (1850-1902) по окончанию Петербургского горного института отправился в экспедицию на Урал, где открыл месторождения трех минералов, в т.ч. мышьякового колчедана. Он участвовал в экспедициях по Тянь-Шаню, долине Сыр-Дарьи, Уралу, Средней Азии. В 1881 г. Мушкетов совместно с Г.Д. Романовским составил первую геологическую карту Туркестана, описал Среднюю Азию и Кавказ. Исследовал районы Нижнего Дона и приволжские степи, обнаружив водоносные залежи песчаника, исследовал причины и последствия землетрясения в городе Верном (Алма-Ата). Г.Н. Потанин (1835-1920), уволившись со службы, поступил вольнослушателем в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического фа-

культета. В 1876 г. отправился в двухлетнюю экспедицию в Монголию, Тянь-Шань, Туву. В дальнейшем изучал быт народов Сибири и Азии. Предпринял экспедиции в Монголию, Китай, Тибет. Н.М. Пржевальский (1839-1888) в 1863 г. издал учебник для юнкеров по военной географии. В 1867 г. во главе отряда сибирских казаков отправился в экспедицию по Уссурийскому краю. В 1870 г. издается книга «Путешествия в Уссурийском крае 1867-1869 гг.», в том же году во главе отряда казаков он начинает экспедицию в Монголию, Китай, Тибет, которая продолжалась в течение трех лет. На основании его географических исследований была составлена подробная карта значительной части Центральной Азии. За эти труды Пржевальский был первым в мире награжден Большой золотой медалью имени Александра Гумбольдта Берлинского географического общества. В 1876 г. он возглавил экспедицию к озеру Лобнор и в Джунгарию, путешествовал по Тибету, в этих экспедициях он также командовал казачьими отрядами.

Казаки-путешественники органично сочетали способности к творчеству с военными навыками. Важно, что большинство известных полководцев из среды казачества, были отмечены и на других поприщах. П.Н. Краснов (1869-1947) с молодых лет занимался литературным творчеством, сотрудничал с различными газетами. В 1898-1904 гг. в качестве военного корреспондента участвовал в подавлении «боксерского» восстания в Китае и в Русско-японской войне. В мае 1918 г. он был избран Атаманом Войска Донского. С 1920 г. проживал в Германии, на профессиональном уровне занимался литературой - по договору с издательствами писал повести и романы. Д.М. Карбышев (1880-1945) закончил Сибирский кадетский корпус, Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге, Николаевскую военно-инженерную академию. Под руководством Карбышева строились укрепления Симбирского и Самарского районов. Во время Второй мировой войны он был тяжело ранен и захвачен в плен. Карбышев организовал антифашистскую работу среди узников концлагерей. В феврале 1945 г. гитлеровцы его живьем заморозили под струями ледяной воды в концлагере Маутхаузен.

Среди казаков можно увидеть выдающихся ученых, есте-

ствоиспытателей. М.А. Павлов (1885-1958) в 1894 г. в «Горном журнале» опубликовал работу «Исследование плавильного процесса доменных печей», был академиком, профессором Московского института стали. П.П. Лукьяненко (1901-1973) занимался селекцией пшеницы, вывел около 50 высокоурожайных сортов пшеницы. З.В. Ермольева (1898-1974) окончила гимназию в Новочеркасске, медицинский факультет Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону и вела научную работу на кафедре микробиологии. В 1942 г. вместе с группой ученых получила первый отечественный пенициллин.

Вклад вышеперечисленных личностей в развитие казачьей педагогики несомненен. Биография каждого из них начинается с перечисления тех учебных заведений, в которых они учились. Обязательно подчеркивается роль первого учителя в выборе жизненного пути. Также нельзя не отметить, что несмотря на полученное многими казаками военное образование, они были широко эрудированными людьми, имели множество разных увлечений, в том числе таких, что становились основой их профессионального художественного творчества. Во всем этом сказывалась специфика казачьей педагогики.

Заложенные казачеством педагогические традиции развиваются в современных учебных заведениях. Сейчас успешно готовит специалистов Первый казачий университет им. К.Г. Разумовского. В 2015 г. в Московском Шереметьевском кадетском корпусе по ходатайству родителей воспитанников и кадетов, обучающихся в учебном заведении, был открыт специализированный «казачий класс» имени героя Ново-россии Евгения Пономарева. В процессе обучения кадеты, наряду с общеобразовательными дисциплинами получают знания основ военной службы, куда входят строевая и огневая подготовки, изучение действующих воинских уставов. Эти занятия проводят офицеры-наставники, закрепленные за каждым классом. Развивается практика непрерывного образования казачества. Многие школы в регионах России используют в образовательном процессе казачьи культурно-исторические традиции. Главная составляющая казачьей педагогики - воспитание в детях чувства патриотизма, ор-

ганизованности, привычки к дисциплине, воли к победе. Ее ценность в уважительном отношении к ученикам, развитии духа состязательности и взаимопомощи.

Список литературы:

1. Балабанова Е.А, Сидорова С.Н. Становление и развитие системы образования казаков, проживающих на территории Волгоградской области // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 30-31.

2. Ерохин И.Ю. Казачья педагогика на службе российского государства: основы казачьей педагогики в ее значении для государственного и общественного развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Вып. 5 (24), сент. - окт. // http:// naukovedenie.ru

3. Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред.-изд. А.И. Скрылов. Сан-Ансельмо, Калифорния, 1966-1970.

4. Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография. М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2008.

5. Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации: сборник научных и учебно-методических работ / Юж.-Рос. гос. тех. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012.

6. Спирина О.Н. Роль педагогики казачества в формировании ценностных ориен-таций личности / Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / Под ред. H.H. Великой, С.Н. Лукаша. Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012.

Bibliography

1. Balabanova E.A., Sidorova S.N. Formation and development of the education system of the Cossacks living in the Volgograd region // Successes of modern science. 2012. № 5. p. 30-31.

2. Erokhin I.Y. Cossack pedagogy at the service of the Russian state: the foundations of the Cossack pedagogy in its importance to the state and social development // Internet magazine "Naukovedenie". 2014. Vol. 5 (24), September. - In October. // http:// naukovedenie.ru.

3. The Cossack Dictionary Directory / Comp. G.V. Gubarev, red.-ed. A.I. Skrylov. San Anselmo, California, 1966-1970.

4. Lukas S.N. Cossacks in Education: Past and Present of the South of Russia: a monograph. M.: OOO "TsIUMiNL", 2008.

5. Continuing professional education of the Cossacks: the content, the prospects of the organization: a collection of scientific and educational works / Yuzh.-Ros. state univ. (NPI). Novocherkassk: SRSTU, 2012.

6. Spirina O.N. The role of the Cossack pedagogy in the formation of valuable orientations of the person / From the history and culture of the North Caucasus Line Cossack: materials of Eighth Kuban-Terek scientific conference / Ed. N.N. Velikaya, S.N. Lukas. Armavir: SP Shurigin V.E., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.