Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AESTHETICS / AESTHETIC TASTE / AND THE PEDAGOGICAL PROCESS / THE STAFF OF ATS / ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОТРУДНИК ОВД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна

. В настоящей статье рассматривается педагогический процесс развития эстетического вкуса сотрудников органов внутренних дел. Выводится тезис о том, что развитый эстетический вкус способствует формированию положительного облика полицейского, оказывает определяющее воздействие на его нравственные ценности. Эстетическая культура соединяет в себе все проявление реальной и повседневной жизни человека - поступки, отношения, трудовую деятельность, внешность и т.д. Универсальной же гуманитарной ценностью, определяющей красоту человека, и сотрудника правоохранительных органов как представителя государства, является человечность. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROCESS OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

This article discusses the pedagogical process of developing the aesthetic taste of employees of internal Affairs bodies. It is concluded that the developed aesthetic taste contributes to the formation of a positive image of a police officer, has a determining effect on his moral values. Aesthetic culture combines all the manifestations of real and everyday human life-actions, relationships, work, appearance, etc. The universal humanitarian value that defines the beauty of a person and a law enforcement officer as a representative of the state is humanity. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 37.013.32; ББК 74.48

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10046

© Гордеева Е.Н. 2020

PEDAGOGICAL PROCESS OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ekaterina N. Gordeeva, Екатерина Николаевна Гордеева,

associate of the Academy of management of the MIA адъюнкт Академии управления МВД России

of Russia

Для цитирования: Гордеева Е.Н. Педагогический процесс развития эстетического вкуса сотрудников органов внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 89-91.

Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Abstract. This article discusses the pedagogical process of developing the aesthetic taste of employees of internal Affairs bodies. It is concluded that the developed aesthetic taste contributes to the formation of a positive image of a police officer, has a determining effect on his moral values. Aesthetic culture combines all the manifestations of real and everyday human life-actions, relationships, work, appearance, etc. The universal humanitarian value that defines the beauty of a person and a law enforcement officer as a representative of the state is humanity. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Keywords: aesthetics, aesthetic taste, and the pedagogical process, the staff of ATS.

Необходимо отметить, что за последние годы интерес со стороны отечественного научного сообщества к проблеме, связанной с формированием и развитием и эстетическим вкуса, значительно возрос. Так, согласно проведенному нами контент-исследованию названий публикаций по темам, связанным с сущностью эстетического вкуса, его формированием и развитием, число статей, представленных на сайте научной электронной библиотеки elibrary.ru за период 2017-2018 гг. составило 79, что на 16,2 % больше опубликованных в 201516 гг. и более чем в два раза больше числа аналогичных публикаций за период 2013-2014 гг. (38).

Наблюдаемая тенденция вполне закономерна - развитие эстетического вкуса предполагает развитую эстетическую культуру личности, которая в свою очередь, является одной из основ персональной культуры человека.

Аннотация. В настоящей статье рассматривается педагогический процесс развития эстетического вкуса сотрудников органов внутренних дел. Выводится тезис о том, что развитый эстетический вкус способствует формированию положительного облика полицейского, оказывает определяющее воздействие на его нравственные ценности. Эстетическая культура соединяет в себе все проявление реальной и повседневной жизни человека - поступки, отношения, трудовую деятельность, внешность и т.д. Универсальной же гуманитарной ценностью, определяющей красоту человека, и сотрудника правоохранительных органов как представителя государства, является человечность. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

Ключевые слова: эстетика, эстетический вкус, педагогический процесс, сотрудник ОВД.

Педагогический процесс культурно-эстетического воспитания сотрудников ОВД документально регламентирован Министерством внутренних дел Российской Федерации в рамках культурно-просветительской работы. Одной из основных задач воспитания является внедрение эстетических правил в служебную деятельность и быт сотрудников полиции.

В основе учебно-воспитательного процесса лежит общность фундаментальных психологических и педагогических закономерностей формирования и развития эстетического вкуса у сотрудников органов внутренних дел как качественной характеристики сформированности их эстетической культуры.

Это позволяет использовать ведомственной педагогической науке и практике достижения зарубежных философов, педагогов и психологов

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

(Д.Юм, Ш.Роллен, Гельвеций, Ж.-А. Кондорсе, Ф. Шиллер, А. Дистервег).

По мнению французского педагога Ш. Рол-лена, основной целью эстетического воспитания является формирование хорошего вкуса, который включает в себя правила поведения, образ мысли, нравственные принципы. Сформированный эстетический вкус позволяет человеку быть культурным во всех областях его деятельности - искусстве, науке, во всех его знаниях.

Французские философы Гельвеций и Ж.А. Кондорсе утверждали, что основой воспитания является эстетическая среда, формирующая не только эстетический вкус, но и добродетели. Эта же среда, по их мнению, пробуждает в человеке творческое начало.

Как считает Ф. Шиллер, красота способна вывести человека из заблуждений современного мира на истинный путь, а развитие эстетических чувств делает его более восприимчивым к проявлениям мира, более тонко организованным, ясно и свободно мыслящим, ведущим себя достойно, в то время как неразвитый эстетический вкус связывается автором с проявлениями противоположных качеств в поведении людей. Эстетической культурой личности дается человеку «природная возможность сделать из себя то, что он хочет». Таким образом, развитый эстетический вкус является основой эстетической культуры человека, побуждающей силой к его изменению, саморазвитию.

Педагоги эпохи Просвещения И.Г. Песталоц-ци и А. Дистервег основой системы воспитания считали принцип культуросообразности. Полагая, что педагогический процесс воспитания личности на лучших произведениях культуры достигнет цели развития культуры личности, а также воспитания «ее души и эстетического вкуса».

Немецкий философ-эстетик И.Г. Зульцер полагал, что воспитание эстетического вкуса является общегосударственной задачей, для чего предлагал ввести в учебных заведениях постоянное педагогическое эстетическое воздействие.

Вопросу развития эстетического вкуса уделялось большое внимание в отечественной педагогике (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.А. Сухом-линский, А.С. Макаренко).

Одной из известных современных научных школ по эстетическому развитию является научная школа академика РАО Б.М. Неменского, обозначившего проблему взаимосвязи искусства во всей системе воспитания. С его точки зрения, эстетически неграмотный человек не в состоянии отличить искусства от псевдоискусства, он является массовым потребителем «художественных суррогатов»,

что разрушительно отражается на его целостности личности и уничтожает его духовную активность. По его мнению, полноценный интеллект личности находится в прямой зависимости от полноценного эстетического развития, которое является компонентом «всестороннего, гармоничного развития личности». Сущность эстетического развития личности состоит в трансформации общей пользы и истины в «глубоко личное, свободное, бескорыстное эстетическое наслаждение». Уровень эстетического развития достижим в любой сфере, в т. ч. и сфере нравственности - в этом случае безнравственные поступки не совершаются не оттого, что за ними последует наказание, а потому, что они у человека вызывают отвращение.

По мнению исследователя Липского В.Н., эстетический вкус это «синтез рационального и эмоционального». В нем соединяется способность давать рациональную оценку, выраженную чувственным отношением. Процесс формирования эстетического вкуса сложен, а его неразвитость ведет к разъединенности эмоционального и интеллектуального уровней личности.

Культуролог Шапинская Е.Н. настаивает на необходимости развития эстетического вкуса на основе формирования эстетических ценностей, обогащающих внутренний мир человека и меняющих его мировосприятие.

Эстетический вкус, по мнению педагога Ки-ященко Н.И., является важнейшим элементом творческой способности человека, устойчивым личностным психическим образованием, проявляющим себя в личности как критерий творческой активности и мастерства.

Таким образом, развитие эстетического вкуса непосредственно связано с воспитанием нравственного, доброго и этического отношения личности к действительности, а также способности человека гармонично преобразовывать мир.

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в противодействии их преступной среде.

Это противостояние может осуществляться как внешне - борьбе с преступностью, так и внутренне - противостоянию влияния криминогенной среды.

Решение данной проблемы требует развития эстетических идеалов у сотрудников правоохранительных органов.

Вопросам эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел уделялось большое внимание такими известными ведомственными педагогами-исследователями как Столярен-ко А.М., Пылев С.С., Пенионжек Е.В.

Процесс развития эстетического вкуса сотрудников необходимо строить в первую очередь посредством эстетизации окружающей его среды.

В этой связи выделяются две категории эстетических объектов и ценностей. К первой - эстетической - принадлежит природа. Вторая - эстетически-художественная - включает в себя произведения искусства, имеющие как эстетическую, так и художественную ценность.

В результате культурно-просветительской работы и приобретаемого положительного эстетического опыта происходит развитие эстетической культуры личности, что непосредственным образом сказывается на имидже и его главных составляющих - внешнем виде, грамотности речи в общении с окружающими, эстетике оформления документов, эстетичном оформлении пространства рабочего кабинета.

Очень важно в результате культурно-просветительской работы развить у сотрудников потребность в соблюдении эстетических правил служебной деятельности и быта, а также в осознании необходимости личностного совершенствования, самостоятельного повышения уровня культуры.

Исходя из всего сказанного, развитый эстетический вкус способствует формированию по-

ложительного облика полицейского, оказывает определяющее воздействие на его нравственные ценности. Эстетическая культура соединяет в себе все проявление реальной и повседневной жизни человека - поступки, отношения, трудовую деятельность, внешность и т.д. Универсальной же гуманитарной ценностью, определяющей красоту человека, и сотрудника правоохранительных органов как представителя государства, является человечность.

Библиографический список

1. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М. : Знание, 1987.

2. Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. - М., 2018.

3. Пылев С.С. Эстетическая культура сотрудников ОВД и пути ее формирования : сборник трудов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. - Рязань, 2016. С. 101-111.

4. Роллен. Трактат об образовании. - М., 1908. - 428 с.

5. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. - М. : РИПОЛ классик, 2018. - 240 с.

Социально-психологические технологии работы с различными группами населения : учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 271 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

С современных позиций рассматриваются теоретические и прикладные аспекты социально-психологических технологий работы с различными группами населения.

Анализируются понятие, структура, субъекты, объекты психосоциальной работы, типичные социально-психологические явления в дезадаптивных ситуациях; раскрывается практика применения социально-психологических технологий работы с различными группами населения.

Для студентов, обучающихся по направлениям "Социальная работа" и "Психология". Представляет интерес для социальных работников, психологов, социологов, менеджеров, педагогов и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.