Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / дети / педагог / педагогическое общение / личность / педагогическое мастерство / самореализация личности / воспитание / preschool education / children / educator / pedagogical communication / personality / pedagogical skills / self-realization of personality / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманова Парвана Илдырым Гызы

Такие проблемы, как формирование личности, воспитание, система межличностных взаимодействий, адаптация к окружающей среде, актуальны и становились объектом исследований психологов и педагогов. Еще одна особенность, характеризующая актуальность темы, заключается в том, что развивающаяся личность не только активна при общении со взрослыми и сверстниками, но и в этой деятельности участвует личность и ее особенности, ранее сформированные качества и умения. Цель исследования — определить место, роль и влияние педагогического общения в дошкольном образовании; повысить эффективность воспитательной работы с дошкольниками и охарактеризовать педагогическое общение как важный фактор формирования личности дошкольников. Независимо от того, осознается это или нет, в проявляемом акте деятельности личность реализует себя и свои потенциальные возможности. Осознавая себя, личность обновляет объект деятельности и отношения, в которые она вступает, тем самым обеспечивая движение в собственном развитии. Очевидно, что общение — это совместная деятельность людей, вступающих между собой во взаимодействие. Этот важнейший фактор в педагогике иллюстрирует также привычки и определенные поведенческие качества личности. Кроме того, происходит реализация собственных идей на практике общения и адаптация своих чувств, намерений по отношению к собеседнику. Для детей дошкольного возраста это тем более приобретает особое значение, так как в самом раннем возрасте осуществляется тенденция к самореализации. Педагогическое общение, по сравнению с другими аналогичными видами, имеет то неоспоримое преимущество, что получение знаний дополняется организованной системой воспитания. Благодаря педагогическому общению у детей формируются поведенческие способности, широкий кругозор, культура речи, наблюдательность и другие качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROCESS OF COMMUNICATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

The presented research focuses on a relevant topic. Such problems as personality formation, upbringing, the system of interpersonal interactions, and adaptation to the environment have always been relevant and have become the object of research by psychologists and educators. Another feature that characterizes the topic’s relevance is that the developing personality is active when communicating with adults and peers; the personality, its features, and previously formed qualities and skills participate in this activity. The research aims to determine the place, role, and infl uence of pedagogical communication in preschool education, increase the eff ectiveness of educational work with preschoolers, and characterize pedagogical communication as an important factor in forming preschoolers’ personalities. Regardless of whether it is realized or not, a person realizes themselves and their potential in the manifested act of activity. Being aware of themselves, a person renews the object of activity and the relationships into which he or she enters, thereby ensuring movement in their development. Communication is a joint activity of people interacting with each other. This most important factor in pedagogy also illustrates the habits and certain behavioral qualities of a person. Additionally, there is the implementation of their own ideas in the practice of communication and the adaptation of their feelings and intentions towards the interlocutor. This is the most important for preschool children because there is a tendency to self-realize from a very early age. Compared with other similar types of communication, pedagogical communication has the undeniable advantage that the acquisition of knowledge is complemented by an organized system of education. Through pedagogical communication, children develop behavioral abilities, a broad outlook, a culture of speech, observation, and other qualities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ

П. И. ИМАНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ:

ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Азербайджанский государственный педагогический университет;

e-mail: pa.iy@bk.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-150-164

Такие проблемы, как формирование личности, воспитание, система межличностных взаимодействий, адаптация к окружающей среде, актуальны и становились объектом исследований психологов и педагогов. Еще одна особенность, характеризующая актуальность темы, заключается в том, что развивающаяся личность не только активна при общении со взрослыми и сверстниками, но и в этой деятельности участвует личность и ее особенности, ранее сформированные качества и умения. Цель исследования — определить место, роль и влияние педагогического общения в дошкольном образовании; повысить эффективность воспитательной работы с дошкольниками и охарактеризовать педагогическое общение как важный фактор формирования личности дошкольников. Независимо от того, осознается это или нет, в проявляемом акте деятельности личность реализует себя и свои потенциальные возможности. Осознавая себя, личность обновляет объект деятельности и отношения, в которые она вступает, тем самым обеспечивая движение в собственном развитии. Очевидно, что общение — это совместная деятельность людей, вступающих между собой во взаимодействие. Этот важнейший фактор в педагогике иллюстрирует также привычки и определенные поведенческие качества личности. Кроме того, происходит реализация собственных идей на практике общения и адаптация своих чувств, намерений по отношению к собеседнику. Для детей дошкольного возраста это тем более приобретает особое значение, так как в самом раннем возрасте осуществляется тенденция к самореализации. Педагогическое общение, по сравнению с другими аналогичными видами, имеет то неоспоримое преимущество, что получение знаний дополняется органи-

зованной системой воспитания. Благодаря педагогическому общению у детей формируются поведенческие способности, широкий кругозор, культура речи, наблюдательность и другие качества.

Ключевые слова: дошкольное образование; дети; педагог; педагогическое общение; личность; педагогическое мастерство; самореализация личности; воспитание.

Введение

Подготовка детей к жизни, формирование их как личности — одна из важных задач дошкольного образования на сегодняшний день. Они составляют основную суть государственной политики в области дошкольного образования.

Педагогическая деятельность, начинающаяся с определения и реализации формы и содержания учебной работы и включающая в себя задачи, которые изменяются в зависимости от повседневных многочисленных ситуаций, с одной стороны, связана с учебной работой, а с другой стороны, тесно связана с общением и взаимоотношением воспитателя с детьми. Общение воспитателя-педагога имеет характеристики, которые направлены на формирование личности, решение внутригрупповых вопросов, и включает вопросы организации эффективной среды.

Изменения в обществе, глобализация, интеграция в развитые страны мира ставят новые задачи перед современным дошкольным образованием. Воспитание культуры общения и формирование навыков общения у детей с раннего возраста зани-

Современное

мает одно из главных мест в реализации глобально

„ дошкольное

значимых задач. В целях развития и совершен-

образование: новые

ствования образования и воспитания, в том чис-

задачи в изменяющейся

ле дошкольного образования, в последние годы

„ „ г- образовательной среде

в Азербайджанской Республике принят ряд государственных документов [1, с.117].

Система дошкольного образования в Азербайджанской Республике расширяется и развивается. Формы и содержание дошкольного образования меняются в соответствии с требованиями современной эпохи. Внимание и забота руководства страны, президента Азербайджанской Республики господина Ильхама Алиева и первого вице-президента госпожи Мехрибан Алиевой интенсифицируют этот процесс.

В пункте 2 статьи 7 Закона Азербайджанской Республики «О дошкольном образовании», утвержденного президентом Азербайджанской Республики И. Г. Алиевым 14 апреля 2017 года, ценится педагогическое общение

воспитателя и высокая культура общения в дошкольном процессе как одного из важных инструментов [2].

В современное время дошкольное образование, основанное на гуманистических принципах, в большей степени основывается на взаимном сотрудничестве и направляет ребенка как субъекта на решение какой-либо задачи в педагогическом процессе совместно с воспитателем-учителем. Формирование личности становится важным оценочным показателем воспитания как важнейшего события. Все это подчеркивает важность коммуникативных навыков воспитателя-учителя.

Методология исследования

Материалом для исследования послужили публикации азербайджанских и российских педагогов-исследователей по данной теме. В ходе исследования использовались материалы Национальной библиотеки Азербайджана, на основе их анализа были сделаны выводы. В работе применялись следующие методы исследования:

- анализ научно-педагогических и дидактических источников по рассматриваемой проблематике;

- сравнительно-сопоставительный метод;

- беседа, наблюдение.

Педагогическому процессу общения в дошкольных образовательных учреждениях посвящено много работ [3-20]. В основном мы опирались на работы А. Аббасова, Х. Ализаде, В. Ф. Матвеева, А. Л. Гойсмана и др.

В целом в дошкольных образовательных учреждениях организация учебной деятельности на основе взаимного сотрудничества деятельности воспитателей-педагогов как координаторов, гидов, консультантов и детей как исследователей, экспериментаторов, творческих субъектов приводит к успешному достижению заранее заданных результатов, где целесообразно учитывать следующие принципы:

- в процессе обучения и воспитания цели обучения достигаются комплексно (развивающие, воспитательные, обучающие) и включают в себя деятельность педагога и ребенка, которая завершается реальными результатами;

- создание равных возможностей в образовании: для всех детей создаются одинаковые условия обучения и регулируется образовательный

Результаты

Принципы организации учебной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях

процесс с учетом их потенциальных возможностей (умственные способности, эстетическое, творческое, физиологическое развитие);

- вся воспитательная работа направлена на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, развитие его талантов и способностей;

- организация образовательного процесса в здоровой духовно-психологической среде создает благоприятные условия для повышения эффективности.

В процессе взаимодействия особое значение имеет общение, а его содержание определяется объектом взаимодействия. В этом процессе взаимодействие является основой коммуникации.

Для обеспечения эффективной организации процесса обучения, процесса взаимодействия и достижения поставленной цели нами считается целесообразным соблюдение следующих педагогических требований:

1. Оптимизация содержания обучения.

2. Учет интересов и потребностей детей.

3. Постановка и решение образовательных и воспитательных задач на занятиях, являющихся основной формой организации обучения.

4. Повышение эмоционального настроя во время процесса обучения.

5. Совершенствование структуры занятия, что является основной формой организации занятий, и соответствия нагрузки обучения силовым возможностям детей.

6. Активизация познавательной деятельности детей, развитие у них инициативы и творчества.

7. Соблюдение единства в формировании знаний, умений и навыков удетей.

8. Организация условий успешного обучения.

Рассмотрим общие аспекты обучения по эффективной организации процесса обучения:

- взаимодействие детской памяти и мышления;

- определение масштабов творческой деятельности детей;

- планирование усвоения готовых знаний в процессе самостоятельного поиска;

- решение проблемной ситуации (постановка задачи, краткая ее постановка и решение) в процессе обучения.

Особенности самоорганизации воспитателя:

- подготовка к уроку — основное понимание педагогической цели и внутренняя подготовка к ее реализации;

- деловая обстановка в начале и во время занятия;

- педагогический такт;

- создание и поддержание психологического климата в обучении (поддержание веселой атмосферы, душевного общения с дошкольниками).

образовательном

взаимодействия

воспитателя

с ребенком в дошкольном

Организация

учреждении

Обновление методов в учебном процессе является одной из актуальнейших проблем педагогики. Обеспечение заинтересованности каждого ребенка, включение его в процесс обучения, правильная организация сотрудничества воспитателя с ребенком, наконец, непосредственное включение детей в поиск проблемы сами ведут к повышению их познавательной активности. Для этого целесообразно

наряду с традиционными методами использовать современные методы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях.

Использование новых технологий обучения в учебном процессе создает благоприятную основу для общения с детьми. Новые технологии обучения основываются на следующих указанных принципах, которые делает это общение еще более интенсивным в групповой работе:

- правильное распределение функций;

- сотрудничество детей друг с другом в группе;

- создание условий для самостоятельного выражения каждым ребенком своего мнения;

- поиск путей решения поставленной воспитателем задачи. Создание обучающей среды в работе с детьми является важным условием. Благодаря ей создаются условия для общения путем выражения свойств условий, окружающих ребенка:

1. Материальная среда, проявляющая себя как реальный ресурс общения, состоит из следующих элементов:

- материального окружения сада: материалов, используемых на уроке и необходимых учителю (демонстрационных и раздаточных материалов), оборудования комнаты групп и др.;

- природной среды: живой и неживой природы.

2. Информационная среда включает в себя все источники информации, используемые в процессе обучения и воспринимаемые детьми:

- педагог;

- методические, изобразительные и дидактические ресурсы;

- художественная литература; энциклопедическая информация;

3. Социально-психологическая среда состоит из следующих компонентов, влияющих на формирование энтузиазма к обучению:

- отношения ребенка с другими людьми (сверстниками, воспитателями, родителями, старшими и др.);

- всех видов взаимодействия ребенка со своим внутренним миром. Рассмотрим возможности побуждения в процессе общения:

- включать в обучение задания на размышление;

и др.

- понимать мнения детей, выносимые ими суждения и стараться не принимать насильно выученные, прочитанные, созданные решения;

- не отклоняться от темы и не задавать бессмысленных вопросов;

- использовать наводящие вопросы;

- работать над умением определять основную мысль, которую скажет ребенок, ориентировать его на точное выражение своих мыслей;

- давать возможность каждому ребенку общаться со своими друзьями;

- выслушивать, объяснять и доводить мнения детей до сведения всех детей;

- уточнять ответы детей, вовлекать их в решение вопросов в проблемных ситуациях.

Немаловажное значение в процессе общения имеет и оказание психологической поддержки детям. Одним из важных условий является соблюдение следующих правил:

1) благодарить детей за активное участие в обсуждениях и групповой работе и выражать признательность теплыми словами;

2) внимательно слушать детей во время представления, дать каждому ребенку возможность высказать свое мнение;

3) смотреть детям в глаза и обращаться к ним по имени;

4) поддерживать общение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) создавать условия для свободного и независимого выражения своего мнения дошкольниками и показывать интерес к их мнению;

6) создавать благоприятную среду для всех детей и относиться с уважением и вниманием к каждому ребенку в отдельности;

7) если вы не согласны с мнением детей, обсудите его с ними, проведите оценку по соответствующим критериям.

Наличие организационной поддержки в процессе коммуникации приводит к тому, что общение становится более искренним, а также оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Можно показать, что правила организационной поддержки состоят из следующего:

1) задавать каждому ребенку вопросы для организации обсуждения;

2) формировать у детей умение заранее планировать свою деятельность;

3) создавать детям возможность выразить свое согласие или неудовольствие;

4) избегать разговоров не по теме.

Организация занятий с дошкольниками во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Такой вид взаимодействия позволяет правильно использовать активность детей, правильно направлять их деятельность. Если этот вид взаимодействия не контролируется, если ему не придана особая форма, то педагогический процесс общения не достигнет

главной цели, потому что будет носить преимущественно односторонний характер.

Профессиональная деятельность воспитателя-педагога — это прежде всего пример профессиональной деятельности по формированию свободомыслящей личности ради здорового будущего путем участия в обучении и воспитании детей. Для этого он должен учиться изучать внутренний мир ребенка, его желания, интересы и склонности, то, что вызывает у дошкольника радость и печаль, так как воспитатель обеспечивает активное участие детей разного характера для достижения целей, поставленных в процессе совместной деятельности, и стимулирует развитие эмоциональных настроений детей.

Л. С. Выготский особенно ценил потребность ребенка в общении, во впечатлениях. Он отмечал, что отношение ребенка к внешнему миру, даже самое простое отношение, отражается через отношение к другому человеку [21, с. 123].

Эффективность образовательного процесса варьируется в зависимости от характера педагогического общения, которое должно приносить эмоциональный комфорт, душевное спокойствие, носить поддерживающий, воспитательный и развивающий характер. Воспитатель-педагог выступает в роли организатора этого процесса и контролирует процесс педагогического общения. Его общение с детьми носит творческий и систематический характер. Воспитателю-учителю нужно работать над эффективной и действенной коммуникацией как в обучении, так и вне обучения. Следовательно, нужно глубже изучить особенности развития каждого возрастного периода и их потребности в общении.

С этой целью воспитатели-педагоги стремятся регулярно повышать самостоятельность у детей и формировать практическое применение того, чему они научились, развивать у них понимание, оценивание и свободное рассуждение.

В жизни дошкольников следует выделить две сферы общения: общение со взрослыми и со сверстниками. В самовыражении ребенка возрастает роль обеих сторон и способствует повышению уровня познания.

Учитывая это, можно выделить четыре общие особенности общения:

1) взаимодействие не приведет к успеху, если не проявлять должного внимания к запросам и интересам другого человека;

2) любое общение, по сути, эмоционально, поэтому оно принципиально не приемлет равнодушия к собеседнику;

3) в процессе общения особенно ясно проявляется внимание к личности другого человека, причем это двустороннее явление;

4) общение требует комфортного психологического контакта со своим собеседником.

В одну из главных задач общения в дошкольных образовательных учреждениях входит правильная организация и развитие форм взаимодействия воспитателя-педагога с детьми. Общение имеет особое значение в жизни ребенка — на всех этапах его психофизиологического становления как личности. Психологическая подготовка ребенка к школьному обучению была важной практической задачей дошкольного воспитания и продолжает оставаться актуальной в настоящее время.

Общение со взрослыми играет важную роль в развитии дошкольника. Этот тип общения зиждется на доверии, а также сильной привязанности к взрослым. Дети стараются подражать взрослым, которым они доверяют, ведут себя как они и больше используют их слова при общении.

Целью педагогической деятельности в дошкольном воспитании является формирование мировоззрения, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. Этого можно достичь через педагогическое общение и тесное единство отношений «педагог — ребенок». Педагогическое общение выражается в способности педагога-воспитателя передавать информацию и устанавливать взаимоотношения. Иными словами, общение воспитателя и ребенка создается и формируется в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Развитие и формирование личности в значительной степени зависит от взаимодействия социальной среды и сознательно организованного воспитания. Таким образом, если среда соответствует воспитательным воздействиям воспитателя-педагога и дополняет эти воздействия, то соответствующее развитие человека дает лучшие результаты; если педагогическое воздействие и влияние среды не совпадают, это отрицательно сказывается на развитии и усложняет работу воспитателя. С этой точки зрения каждый воспитатель-педагог должен обладать глубокими знаниями о природе и механизмах педагогического общения, способах его использования в процессе совместной с учеником деятельности и уметь ее реализовывать.

В Российской педагогической энциклопедии А. Г. Асмолов и А. В. Петровский отмечают, что самоутверждение личности происходит путем изменения себя и людей в своих действиях. В своем собственном развитии человек испытывает потребность быть личностью и обнаруживает в себе способность быть ею. Все это реализуется в социализации и деятельности. При этом человек формируется как личность [22, с. 523]. Поэтому педагогу-воспитателю целесообразно учитывать в процессе педагогической деятельности следующие требования:

1) строгое соблюдение профессиональной этики является одним из важнейших факторов в общении;

2) воспитатель должен постоянно развивать терпение и терпимость;

3) проявлять чуткость и внимание к детям;

4) уметь успешно разрешать проблемную ситуацию;

5) не скупиться на заслуженную похвалу;

6) развивать в себе такие качества характера, которые в процессе общения помогут наладить более тесный и конструктивный контакт

с детьми.

Известно, что не только маленькие дети, но и подростки больше ценят общение в дружеской, коммуникативной обстановке и такое общение важно с точки зрения их развития и воспитания. Приятное, доброжелательное, уважительное и требовательное общение создает благоприятные условия для развития и активности детей.

Роль гуманистического подхода в формировании личности ребенка очень велика. Он проявляется в особом взгляде взрослых на окружающий мир глазами детей. Другими словами, педагог-воспитатель ставит себя на их место и действует с их точки зрения. В процессе воспитания он действует с гуманистической позиции и уделяет внимание каждому ребенку, учитывая его настроение, поведение и отношение друг к другу. Наличие у педагога-воспитателя высокой культуры общения, его отношения с детьми в рамках искреннего, доброжелательного, демократичного общения становится одним из важных инструментов развития личности ребенка.

Общение педагога-воспитателя с детьми представляет собой процесс как социального, так и психологического взаимодействия. Искренность и глубина этих отношений, организация на уровне детско-родительских отношений имеют большое значение в успешной реализации воспитательной работы. Это также играет важную роль в создании взаимоотношений между детьми раннего возраста, их совместной деятельности, взаимопонимании. Дети делятся своими мыслями и увиденным в процессе общения друг с другом. В этом возрасте на первый план выходят движение и материальная деятельность, а так как маленькие дети способны в известной степени учитывать желания, настроение собеседника, то правильное установление общения имеет большое значение.

Педагогическое общение педагога-воспитателя с детьми дошкольного возраста является не только формой организации совместной деятельности с ними, но и средством воспитания в период формирования их личности. Именно поэтому педагогическое общение воспитателя является одновременно средством воспитания, инструментом педагогического воздействия, положительно влияющим на социализацию детей, и одним из факторов, обеспечивающих формирование личности ребенка. Поэтому одна из задач, стоящих перед системой дошкольного образования, состоит в том, чтобы с демократических позиций наладить общение воспитателя-педагога

с детьми. Причем на первый план чаще выдвигаются субъектно-объектные отношения. Воспитателю очень полезно иметь правильные коммуникативные отношения с детьми. Этого требует выработки воспитателями соответствующих качеств.

В современное время личностно ориентированный подход предъявляет к педагогу-воспитателю следующие требования:

- искреннее отношение педагога-воспитателя к детям: в основном проявляется в процессе общения. Воспитатель проявляет интерес к мыслям и чувствам ребенка во взаимоотношениях. Такой подход создает условия для формирования искренних отношений между ребенком и воспитателем;

- положительное отношение к детям: положительный подход воспитателя приводит к возникновению у детей чувства уверенности в себе. Помимо указания на положительные черты деятельности детей, воспитателю нужно стараться устранять их ошибки и недостатки;

- способность чувствовать себя на месте ребенка, чувство сопричастности чужой боли. Во время эмпатического общения воспитатель выслушивает ребенка, дает ему почувствовать, что он понимает, разделяет его радость, разделяет его печаль;

- доброжелательный и заботливый подход воспитателя к детям, поднятие настроения в групповой комнате и создание здоровой обстановки. Педагога-воспитатель обретает способность создавать такое общение на основе личного опыта.

Опыт показывает, что при установлении взаимоотношений с дошкольниками в процессе учебной деятельности особое значение имеет принятие детьми заданий за основу в этом процессе. В процессе общения дошкольникам невольно приходится подчиняться определенным требованиям. В дошкольном учреждении действия, чувства и волнения ребенка, его отношение к себе, партнеру и воспитателю определяются не желаемой воспитателем моделью поведения, а его внутренним миром. Такое общение приводит к формированию у детей с дошкольного периода норм поведения о правилах поведения, дружбе, товариществе, правилах простого этикета и вежливости. Эти качества формируют ряд положительных обычаев и привычек при общении с детьми, начиная с семьи, которые закрепляются при переходе в малую, среднюю, большую и дошкольную группы детского сада и приводят к единству детских убеждений и поведения.

В связи с этим следует отметить важность обучения детей:

а) соблюдать правила детского сада;

б) освоить правила приветствия;

в) аккуратно одеваться, следить за чистотой в детском саду;

г) соблюдать правила общения с пожилыми (показывать на конкретных примерах, например, слушать пожилых, не перебивать их, помогать пожилым в заботе о младших и т.д.);

д) соблюдать правила приличия и вежливости и т.д. Эффективность обучения в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Развитием всех качеств личности, созданием благоприятных условий для деятельности субъекта.

2. Систематизацией современных технологий обучения и совершенствованием форм работы, соответствующих возрасту и физиологическим возможностям дошкольников.

3. Обеспечением педагогической интеграции компонентов в рамках деятельности, стиля общения взрослых и детей.

Черты, характеризующие педагогическое мастерство воспитателя в процессе общения, можно определить следующим образом:

- глубоким знанием детской психологии и индивидуальных особенностей отдельных детей;

- гибким мышлением, навыками принятия верных решений в педагогических ситуациях;

- умением налаживать искреннее общение с детьми, родителями, владеть демократическим стилем общения;

- широким словарным запасом и т.д.

Выводы

Наблюдения показывают, что указанные в работе требования очень важны и необходимы для налаживания тесного контакта с детьми. В связи с этим воспитателю очень полезно проявлять доброту при общении с детьми, быть искренним в их мыслях, чувствах и пожеланиях, стремлениях и интересах, уметь слышать глубину их сердец, проявлять к ним заботу, хвалить их успехи и достижения и так далее. Когда отношения воспитателя и ребенка в дошкольных образовательных организациях устанавливаются с высоким педагогическим мастерством и компетентностью, они становятся главной движущей силой процесса обучения и развития.

В процессе личностного общения воспитателей с детьми проявляются лучшие качества взрослых. Если они избирают правильную манеру общения с ними, доходчиво разъясняют те требования, которым следует безусловно подчиняться, придерживаться этикета, то связь между воспитателями и их воспитанниками будет более тесная, эффективность и результативность обучения повысится.

Список литературы

1. Учебная программа дошкольного образования. — Баку: Центр образовательных технологий АГПУ, 2017. — 117 с.

2. Аббасов А., Ализаде Х. Педагогика. — Баку: Возрождение, 2000. — 202 с.

3. dmrahli L. §. Psixoloji xidmatin asaslari. — Baki: MBM, 2007. — 284 s.

4. Hamzayev M. Э. Pedaqoji psixologiya. — Baki: Maarif, 1991. — 201 s.

5. Hasanov A. M. Maktabaqadar pedaqogika. — Baki: Nasir, 2000. — 374 s.

6. Hasanova P. Maktabaqadar müassisalarda u§aq amayinin ta§kilina müasir yana§malar (metodik vasait). — Baki: ADPU, 2017. — 157 s.

7. Xalilov H. U§aq va yeniyetmalarin inki§afinin sosial-psixoloji masalalari. — Baki: Qafqaz Universitetinin na§ri, 2012. — 224 s.

8. ibrahimov X. C. Ünsiyyat madaniyyati va §agird kollektivinda onun formala§dirilmasi yollari. Ped. elm. nam. ... avtor. — Baki: 1992. — 18 s.

9. ibadova M. A., §irzadova M. H. 6 ya§li u§aqlarin maktaba hazirligi ü^ün testlar. — Baki: ABU, 2007. — 68 s.

10. ilyasov M. i. Müallimin pedaqoji ustaligi. Dars vasaiti. — Baki: Elm va tahsil, 2013. — 216 s.

11. ilyasov M. i. Pedaqoji pe§akarliq va müallim sari§taliliyinin müasir problemlari. — Baki: Elm va tahsil, 2018. — 208 s.

12. KazimovN.M. Pedaqojiustaliginproblemlari. — Baki: ^a§ioglu, 2009. — 244 s.

13. Karimov Y. §. U§aq bag^asi ila maktab arasinda varislik va perspektivlik // ibtidai maktab va maktabaqadar tarbiya. — 2000. — № 1. — S. 11-21.

14. Qasimova L. N., Mahmudova R. M. Pedaqogika: Mühazira kursu. — Baki: BDU-nun na§ri, 2003. — 535 s.

15. Qaralov Z. i. Tahsil sistemi quruculugunun aktual problemlari // Kurikulum. — 2014. — № 2. — S. 17-20.

16. Qadirov Э. Э. Ya§ psixologiyasi. Darslik. — Baki: Maarif, 2002. — 386 s.

17. Аникудимова Е. N. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук. — Ульяновск, 2004. — 165 с.

18. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширения возможностей личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. — 1992. — № 1-2. — С. 37-48.

19. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 92-100.

20. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «Мозэк», 1996. — 255 с.

21. Матвеев В. Ф., Гойсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. — М.: Просвещение, 2007. — 590 с.

22. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. — М.: Изд-во БРЕ, 1993. — Т. 1. — 523 с.

Сведения об авторе

Иманова Парвана Илдырым гызы — преподаватель кафедры педагогики дошкольного образования Азербайджанского государственного педагогического университета, Баку, Республика Азербайджан. ORCID ID: 0000-0003-3856-0225. E-mail: pa.iy@bk.ru

©П.И.Иманова,2023 |

pedagogical process of communication in preschool Educational Institutions: Experience of the Republic of Azerbaijan

P. I. Imanova

The presented research focuses on a relevant topic. Such problems as personality formation, upbringing, the system of interpersonal interactions, and adaptation to the environment have always been relevant and have become the object of research by psychologists and educators. Another feature that characterizes the topic's relevance is that the developing personality is active when communicating with adults and peers; the personality, its features, and previously formed qualities and skills participate in this activity. The research aims to determine the place, role, and influence of pedagogical communication in preschool education, increase the effectiveness of educational work with preschoolers, and characterize pedagogical communication as an important factor in forming preschoolers' personalities. Regardless of whether it is realized or not, a person realizes themselves and their potential in the manifested act of activity. Being aware of themselves, a person renews the object of activity and the relationships into which he or she enters, thereby ensuring movement in their development. Communication is a joint activity of people interacting with each other. This most important factor in pedagogy also illustrates the habits and certain behavioral qualities of a person. Additionally, there is the implementation of their own ideas in the practice of communication and the adaptation of their feelings and intentions towards the interlocutor. This is the most important for preschool children because there is a tendency to self-realize from a very early age. Compared with other similar types of communication, pedagogical communication has the undeniable advantage that the acquisition of knowledge is complemented by an organized system

of education. Through pedagogical communication, children develop behavioral

abilities, a broad outlook, a culture of speech, observation, and other qualities.

Keywords: preschool education; children; educator; pedagogical communication;

personality; pedagogical skills; self-realization of personality; upbringing.

References

1. Uchebnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya. — Baku: Centr obrazovatel'nyh tekhnologij AGPU, 2017. — 117 s.

2. Abbasov A., Alizade H. Pedagogika. — Baku: Vozrozhdenie, 2000. — 202 s.

3. dmrahlt L. §. Psixoloji xidmatin asaslari. — Baki: MBM, 2007. — 284 s.

4. Hamzayev M. d. Pedaqoji psixologiya. — Baki: Maarif, 1991. — 201 s.

5. Hasanov A. M. Maktabaqadar pedaqogika. — Baki: Nasir, 2000. — 374 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Hasanova P. Maktabaqadar muassisalarda u§aq amayinin ta§kilina muasir yana§malar (metodik vasait). — Baki: ADPU, 2017. — 157 s.

7. Xalilov H. U§aq va yeniyetmalarin inki§afinin sosial-psixoloji masalalari. — Baki: Qafqaz Universitetinin na§ri, 2012. — 224 s.

8. ibrahimov X. C. Unsiyyat madaniyyati va §agird kollektivinda onun formala§dirilmasi yollari. Ped. elm. nam. ... avtor. — Baki: 1992. — 18 s.

9. ibadova M. A., §irzadova M. H. 6 ya§li u§aqlarin maktaba hazirligi uçun testlar. — Baki: ABU, 2007. — 68 s.

10. ilyasov M. i. Muallimin pedaqoji ustaligi. Dars vasaiti. — Baki: Elm va tahsil, 2013. — 216 s.

11. ilyasov M. i. Pedaqoji pe§akarliq va muallim sari§taliliyinin muasir problemlari. — Baki: Elm va tahsil, 2018. — 208 s.

12. Kazimov N. M. Pedaqoji ustaligin problemlari. — Baki: Ça§ioglu, 2009. — 244 s.

13. Karimov Y. §. U§aq bagçasi ila maktab arasinda varislik va perspektivlik // ibtidai maktab va maktabaqadar tarbiya. — 2000. — № 1. — S. 11-21.

14. Qasimova L. N., Mahmudova R. M. Pedaqogika: Muhazira kursu. — Baki: BDU-nun na§ri, 2003. — 535 s.

15. Qaralov Z. i. Tahsil sistemi quruculugunun aktual problemlari // Kurikulum. — 2014. — № 2. — S. 17-20.

16. Qadirov d. d. Ya§ psixologiyasi. Darslik. — Baki: Maarif, 2002. — 386 s.

17. Anikudimova E. N. Pedagogicheskie usloviya preemstvennosti v estestvennonauchnom obrazovanii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. kand. ped. nauk. — Ul'yanovsk, 2004. — 165 s.

18. Asmolov A. G., YAgodin G. A. Obrazovanie kak rasshireniya vozmozhnostej lichnosti (ot diagnostiki otbora k diagnostike razvitiya) // Voprosy psihologii. — 1992. — № 1-2. — S. 37-48.

19. Ball G. A. Ponyatie adaptacii i ego znachenie dlya psihologii lichnosti // Voprosy psihologii. - 1989. - № 1. - S. 92-100.

20. Bodalev A. A. Psihologiya obshcheniya. — M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii». — Voronezh: NPO «Mozek», 1996. — 255 s.

21. Matveev V. F., Gojsman A. L. Profilaktika vrednyh privychek shkol'nikov. — M.: Prosveshchenie, 2007. — 590 s.

22. Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya. V 2-h tomah. — M.: Izdvo BRE, 1993. — T. 1. — 523 s.

About the Author

Imanova Parvana Ildirim -Lecturer, Department of Pedagogy of Preschool Education, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Republic of Azerbaijan. ORCID ID: 0000-0003-3856-0225. E-mail: pa.iy@bk.ru ©P.I. Imanova, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.