Научная статья на тему 'Педагогический потенциал традиций культуры донских казаков в образовательной сфере'

Педагогический потенциал традиций культуры донских казаков в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
240
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ / ФУНКЦИИ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / THE TRADITIONS OF CULTURE / TRADITIONS OF THE DON COSSACKS / THE FUNCTIONS OF THE CULTURAL TRADITIONS OF THE DON COSSACKS IN THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бурова Н. В.

В статье рассматриваются особенности традиций культуры донских казаков, выделяются функции традиций культуры донских казаков в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONS OF CULTURE OF THE DON COSSACKS IN EDUCATIONAL SPHERE

In the article features of the cultural traditions of the don Cossacks, stand out the functions of the cultural traditions of the don Cossacks in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал традиций культуры донских казаков в образовательной сфере»

4. Starostina, S.E. Proektirovanie processa estestvennonauchnogo obrazovaniya v vuze i usloviyj povihsheniya ego ehffektivnosti // Shkola buduthego. - 2011. - № 1.

5. Azarova, R.N. Razrabotka pasporta kompetencii: metodicheskie rekomendacii dlya organizatorov proektnihkh rabot i professorsko-prepodavateljskikh kollektivov vuzov / R.N. Azarova, N.M. Zolotareva. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 37.013

Burova, N.V. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONS OF CULTURE OF THE DON COSSACKS IN EDUCATIONAL SPHERE. In the article features of the cultural traditions of the don Cossacks, stand out the functions of the cultural traditions of the don Cossacks in the educational sphere.

Key words: the traditions of culture, traditions of the don Cossacks, the functions of the cultural traditions of the don Cossacks in the education system.

Н.В. Бурова, соискатель каф. теории, методики и организации социокультурной деятельности ВГАПК ПРО, педагог дополнительного образования, руководитель образцового казачьего фольклорного ансамбля «Семья», МОУ ДОД ДЮЦ Краснооктябрьского района, г. Волгоград, E-mail: semya-burov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье рассматриваются особенности традиций культуры донских казаков, выделяются функции традиций культуры донских казаков в образовательной сфере.

Ключевые слова: традиции культуры, традиции культуры донских казаков, функции традиций культуры донских казаков в системе образования.

Вопросы воспитания человека являются одними из ключевых для инновационного развития современной системы образования. Рассмотрение данных вопросов всецело связано с культурой, что подтверждает ряд нормативных документов, которые определяют стратегию развития современного образования.

Так, в национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяющей стратегию, цели воспитания и обучения в области образования на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 отмечено, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» [1]. Обеспечение распространения и развития национальной культуры системой образования - сложная задача, которая предполагает не только преодоление отчуждения современной молодежи, снижения интереса к национальным традициям, но и разработку образовательных программ опирающихся на национальные культурные ценности, традиции.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года, среди основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является «принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [2, с. 3], что говорит о единстве образовательного и культурного пространств в развитии, воспитании и обучении ребенка.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, указано, что развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе «осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа; российской гражданской нации; мирового сообщества». Принятие культуры и духовных этнокультурных традиций, согласно Концепции, рассматривается как необходимая более высокая ступень развития человека, важный этап развития гражданского самосознания. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования современный человек сегодня рассматривается как человек, «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [4]. Во ФГОС отраже-

но, что становление личности ученика происходит не только через знакомство с культурой края, но и на основе осознания и признания ценностей традиций культуры самим ребенком, так как уважение к культуре своего края и Отечества возникает после понимания и осознания ребенком ценностей отечественной культуры.

Содержание выделенных документов показывает, что возвращение человека в ценностное пространство культуры -актуальная задача современного образования. Однако, в существующей образовательной практике есть ряд проблем, затрудняющих выполнение запроса общества и государства. Одной из таких проблем является необоснованность механизмов, способствующих достижению обозначенного «портрета» современного ребенка.

Проводимое нами исследование, позволило определить традиции культуры, как один из механизмов воспитания человека культуры. Анализ работ С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова И.В. Суханова и проведенное нами исследование позволили нам рассматривать традиции культуры как опыт духовной жизни общества обеспечивающий ему продолжение в веках. В исследованиях авторов, традиции культуры рассматриваются: как информационная характеристика культуры, охватывающая все области жизни (Э.С. Маркарян); как набор стереотипов, обеспечивающий переход от одной типовой ситуации к другой (К.В. Чистов); как «средство передачи и формирования духовных качеств, необходимых для нормального функционирования сложных общественных отношений» (И.В. Суханов). Опираясь на исследования вышеназванных авторов, нами сделаны выводы о том, что традиции культуры можно рассматривать как механизм передачи устоявшихся элементов культуры, включая стереотипы, понятия, ценности, принятые обществом [5]. Вместе с тем, гарантией передачи устоявшихся элементов культуры является сам человек. Его отношение и личностное принятие традиций культуры является важной составляющей содержания традиций.

Традиция становится живой тогда, когда воспринята человеком и находится внутри человека. И.В. Суханов понимает традиции как средство передачи и формирования в новых поколениях духовных качеств, а предписанные стереотипные действия во время выполнения обычая, обряда формируют эти духовные качества. Мы соглашаемся с определением И.В. Суханова, что традиции «раскрывают человеку, во имя чего следует жить, трудиться и бороться» и, следовательно, прямо обращены к духовному миру человека [6, с. 9].

Определяющей для нас в понимании традиций культуры стала мысль о том, что человек культуры рассматривается как

«духовная личность, способная к осознанию принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, к выбору образа жизни и поведения» в культуре [7, с. 77]. Поэтому, действия человека, соблюдение им обычаев, обрядов, норм прошлых поколений, передача их в веках зависят от того, каков внутренний мир этого человека. Действуя в рамках традиций, человек именно потому и совершает обряд, обычай или ритуал, что воспринял опыт духовной жизни близкого ему этнокультурного сообщества, его ценности, идеи, взгляды, его отношение к миру, событиям жизни. Этот опыт у различных этнокультурных сообществ будет различным, так как они формировались в разных географических, исторических условиях и на их формирование оказали влияние многие другие факторы, такие как соседство с другими сообществами, религиозные убеждения.

Традиции культуры всегда связаны с определенным этнокультурным сообществом, этносом, народом, в связи, с чем в каждом сообществе приобретают свои специфические особенности. Одним из уникальных этнокультурных сообществ являются донские казаки.

Рассматривая особенности традиций культуры донских казаков, мы обратились к работам Н.А. Минникова, В.Н. Королева, И.О. Тюменцева, М.А. Рыбловой, А.И. Ригельмана, В.М. Пу-давова, Е.П. Савельева. В ходе проведенного анализа нами был сделан вывод о том, что традиции культуры донских казаков это: специфическая система обрядов, управление казачьей общиной по демократическим принципам казачьего круга, комплекс военно-патриотических ценностных ориентаций, донской казачий говор, особая музыкально-хореографическая традиция с трюковой пляской и особым гендерным отношением в хореографии, казачье многоголосье с «дишкантом», репертуарная система домашних и воинских песен, предпочтительность воинских занятий и т.д.

Донские казаки это особое сообщество, так как с XVII века в его составе присутствуют различные этносы (калмыки, русские, украинцы, черкесы, ногайцы, татары). Формируясь во фрон-тирной зоне (экстремальной контактной зоне пограничья) «между лесом и степью, кочевниками и славянами, христианством и исламом» [8], традиции культуры донских казаков, адаптировались к различным этносам и представляют собой их обобщенный опыт и в этом они восходят к универсальности, целостности. При этом традиции культуры донских казаков имеют свою основу, выделяющую казаков среди других этносов.

Кем бы ни был казак, где и на какой бы чужбине не оказался первое, что всегда объединяет его со своими братьями казаками - «казачий дух». Казачество в этом смысле, как уникальный феномен есть не что иное, как объединяющее «состояние духа». Об этом говорит казачья пословица: «казаки от казаков ведутся». Смысл ее, на наш взгляд, кроется не столько в родовой принадлежности казаков, а принадлежности к особому «казачьему духу» и в необходимой передаче качеств казака последующему поколению. Эту мысль подтверждает и казачья заповедь: «Казаком нужно родиться! Казаком, нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царство Небесное и Славу в потомках!».

Человек, сформированный и воспитанный таким образом, что при любых меняющихся социальных и экономических условиях, при смене географического места проживания (к примеру, поселения Некрасовских казаков в Турции или долговременные походы донских казаков за пределы России) именно сам человек, воспитанный по «казачьему манеру» становится устойчивой единицей, столпом и основой всей казачьей культуры, с обычаями, обрядами и нормами. Таким образом, традиции культуры донских казаков это, прежде всего, духовный опыт становления «казачьего духа», обеспечивающего продолжение сообщества в веках через обычаи, нормы, обряды, фольклор, ценностные ориентации, и т.д. [9].

Содержание традиций культуры донских казаков наиболее полно раскрывает свои возможности в системе функций, совокупность которых мы определяем как педагогический потенциал. Педагогический потенциал различных объектов культуры, согласно Т.А. Затяминой, это совокупность возможностей, позволяющая увидеть значимость рассматриваемых объектов, явлений с целью развития, воспитания человека культуры [10]. В числе функций традиций культуры донских казаков мы выделили: мемориальную, идентификационно-интеграционную, регулятивно-нормативную, обретения трансензионального бытия.

В мемориальной функции (в переводе с латинского memoria - память) раскрывается стереотипизированная проявленность традиций. В этой функции обнаруживается степень сохранности в памяти сообщества донских казаков знаний об обычаях, обрядах, ценностях, нормах жизни народа. В данной функции традиций культуры проявляется стабилизирующая основа для инновационных преобразований происходящих в культуре. Мемориальная функция направлена не только на получение знаний о системе ценностных отношений, идей, значений человека, характерных для традиционной культуры своего народа, на умение воспринимать, понимать «язык традиций», но и на восстановление связи отдельного ребенка с культурой предков, с казачьим сообществом, со своими казачьими корнями. Узнавая традиции культуры предков, дети не только получают новую информацию о культуре, но и познают себя, находят в себе и в своих родных объяснения особенностей языка, действий, соблюдения норм, обрядов, отличных от других людей и, таким образом, восстанавливают преемственность опыта поколений. Проявление этой функции мы наблюдали у детей, когда они находили для себя ответ, почему их бабушки имеют специфический говор (с фрикативной «г», мягкой фонемой «т» с глаголах, со словами, понятными только донским казакам) или поют такие песни, которые никогда не звучат по телевизору (песни воинского содержания, исполняющиеся от лица мужчины, низкорегистровые, многоголосные, с характерной артикуляцией, с внешней монотонностью и архаичностью мелодического склада). Не развитость этой функции нарушает связь человека с культурой своего народа не позволяет выстроить систему взаимоотношений детей родителей и дает эффект «Ивана, не помнящего родства».

В идентификационно-интеграционной функции традиций культуры раскрывается их этнокультурная обусловленность, что проявляется в самобытности, неповторимости, возможности сохранить свою духовно-персонологическую специфичность, не растворившись во всеобщем. Данная функция связана с открытием смыслов в обычаях, правилах, нормах, усваиваемых в традициях культуры.

Именно данная функция делает возможным воздействовать традиции на обстоятельства. Эта функция связана, прежде всего, с деятельностью, определяющей степень свободы движения в его бытии. В идентификационной стороне функции раскрывается способность определить принадлежность к традициям культуры сообщества, состоящего из множества объединенных индивидов, отождествить себя с тем или иным сообществом, найти общность интересов, взглядов, норм, поведения. Вступая в различные формы взаимодействия как внутри своего этнокультурного сообщества, так и за его пределами, ребенок определяет свое место в системе культур этносов. В ходе наблюдения он обнаруживает в других и в себе различные и сходные черты, нормы поведения, знания.

Усвоение традиций культуры сообщества, в котором живет человек, и осознание себя как части этнокультурного сообщества помогает ему гармонично сосуществовать внутри него. Развитость интеграционной стороны этой функции позволяет детям комфортно чувствовать себя в этнокультурном пространстве, внутри которого они находятся. Дети могут расшифровать казачью символику, заложенную в традициях культуры. Они понимают, что означают те или иные культурные казачьи символы и знаки и знают правила их использования в традиции (в одежде, к примеру, это лампасы, кубанки, тумаки, серьги у мужчин, наклон при ношении мужского головного убора на правую сторону), дети понимают почему так особенно звучат песни, смотрятся танцы казаков. Открывая для себя смыслы традиций, школьники охотно участвуют в деятельности по сохранению и возрождению казачьей культуры, соблюдают обычаи и обряды, принятые в культуре донских казаков. Другими словами, дети охотно «разговаривают» на языке традиций этнокультурного сообщества, внутри которого находятся. Не отказываясь от своей индивидуальности, они не противопоставляют себя этнокультурному сообществу.

В регулятивно-нормативной функции традиций культуры раскрывается их внешняя практическая сторона в непосредственной взаимообусловленности с внутренними, глубинными истоками.

Эти истоки лежат в духовных корнях народа. Поэтому, данная функция также связана с формированием мировоззрения ребенка, его мировосприятия. Без духовных корней любая традиция, будь то обряд или обычай, забывается и угасает. Только

традиции, содержащие в себе духовные и мировоззренческие основы, продолжают существовать в новых поколениях, определяя их ценностные ориентиры. Регулятивно-нормативная функция традиций культуры связана с теми нормами, которые соответствуют ценностям и принципам, характерным для жизнедеятельности конкретного этнического сообщества. Именно благодаря выполнению норм, мы можем отличить без труда, к традициям культуры какого народа относится тот или иной образец фольклора, артефакт либо проявление человеческой деятельности.

Нормативная сторона функции традиций культуры исходит из того, что традиции отбирают из них те нормы, которые соответствуют ценностям и принципам, характерным для конкретного этнического сообщества. В регулятивной стороне функции традиций отражается допустимость и степень отклонения от принятого образца, правила, нормы. При наличии этой функции, человек способен продемонстрировать умения и навыки, полученные в традициях народной культуры. Так, в нашей практике, одни воспитанники могли легко продемонстрировать приемы традиционной хореографии или исполнить песню, показать умения при изготовлении традиционных предметов быта, завести традиционную игру, других же при просьбе показать на практике свои умения, это задание пугало и стесняло. От таких воспитанников можно было услышать: «я не могу это сделать, это для меня страшнее, чем ЕГЭ». Эта функция также ставит человека перед выбором принятия норм, правил, ценностей, образа жизни сообщества. Так, в нашей практике, мы наблюдали детей, которые не могли позволить вести себя разгульно во время поста. Они стремились использовать время святок или масленицы для справления традиционных обычаев хождения колядов-щиков, сжигания чучела, выпечки блинов в отличие от других сверстников, проводивших свободное время в привычном для них режиме.

Выделенные в традициях культуры донских казаков функции существуют самоценно, а также объединяются и интегрируются. Соединяясь вместе, эти функции позволяют выделить еще одну функцию, которая дает человеку понимание как выстраивать свою жизнь. Ее специфика в способствовании приобретению опыта духовной жизни, необходимого для бытия человека.

Библиографический список

Системообразующей в структуре выделенных функций является функция обретения трансензионального бытия, которая функционально определяет сущность традиций культуры в образовательной сфере. Она проявляется в одновременном сочетании всех выделенных функций. Будучи частью социума, человек всегда находится внутри определенной национальной культуры. Специфика национальной культуры складывается на протяжении тысячелетий. Таким образом, культурное поле каждого этноса огромно и необъятно по масштабу, оно может составлять тысячелетия во времени, и таким образом, существует вне рамок одной человеческой жизни, что создает проблему «вхождения в национальную культуру» современного человека. Механизм интеграции субъекта в поле культуры своего этноса представляют традиции культуры. «Жизнь в традиции» поднимает человека над периодом собственного существования, продлевая его существование в будущем. Способность находить смысл жизни не только в собственной жизни, а во вкладе в культурное поле будущего через участие в отборе и продолжении традиций народной культуры определяет функция обретения трансензионального бытия.

Таким образом, рассмотренное содержание традиций культуры донских казаков позволяет выделить и заключаемый в них педагогический потенциал, что связано с:

- формированием мотивации у детей строить свою жизнь в определенном ценностном поле,

- формированием ценностных ориентаций у детей, как ориентиров своей жизнедеятельности;

- принятие норм, образцов поведения прообразы которых ребенок, видит в традиции;

- воспитание устойчивости смысло-жизненной позиции, позволяющий сопротивляться негативным проявлениям современной цивилизации через следование вариантам действий, поведения, образа жизни, предложенного традицией;

- развитие ощущения «прозрения», умения видеть проявления традиции в современном мире, ее влияние на современную жизнь, а также умения видеть мир через традицию;

- накопление осознанного личностного жизненного опыта, на основе осмысления традиционных устоев жизнедеятельности народа.

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Э/р]. - Р/д: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3. [Э/р]. - Р/д: Ь|йр:// edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009. Сер. «Стандарты второго поколения».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

5. Арутюнов, С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.

6. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976.

7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

8. Рыблова, М.А. Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI-первой трети XIX века: автреф. дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2009.

9. Бурова, Н.В. Осмысление понятия традиций культуры донских казаков в контексте духовно-нравственного воспитания / Н.В. Бурова, Д.В. Буров // Сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании; под ред. М.Б. Кусмарцева. - Волгоград, 2012. - Т. 2.

10. Затямина, Т.А. Постдипломная подготовка педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2009.

Bibliography

1. Nacionaljnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii: utverzhdena postanovleniem Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 [Eh/r]. - R/d: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

2. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii»: prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj 21 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. [Eh/r]. - R/d: http:// edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

3. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2009. Ser. «Standartih vtorogo pokoleniya».

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot «17» dekabrya 2010 g. № 1897 [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

5. Arutyunov, S.A. Narodih i kuljtura. Razvitie i vzaimodeyjstvie. - M., 1989.

6. Sukhanov, I.V. Obihchai, tradicii i preemstvennostj pokoleniyj. - M., 1976.

7. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.

8. Rihblova, M.A. Muzhskie soobthestva donskikh kazakov kak sociokuljturnihyj fenomen XVI-pervoyj treti XIX veka: avtref. dis. ... d-ra ist. nauk. - SPb., 2009.

9. Burova, N.V. Osmihslenie ponyatiya tradiciyj kuljturih donskikh kazakov v kontekste dukhovno-nravstvennogo vospitaniya / N.V. Burova, D.V. Burov // Sbornik obrazovateljnihkh programm i metodicheskikh rekomendaciyj po realizacii ehtnokuljturnogo kazachjego komponenta v obrazovanii; pod red. M.B. Kusmarceva. - Volgograd, 2012. - T. 2.

10. Zatyamina, T.A. Postdiplomnaya podgotovka pedagoga-muzihkanta k realizacii razvivayuthego potenciala muzihkaljnoyj deyateljnosti rebenka: dis. ... d-ra ped. nauk. - Volgograd, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.06.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.