Научная статья на тему 'Педагогический потенциал Самарской областной детской библиотеки'

Педагогический потенциал Самарской областной детской библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL FUNCTION / REGIONAL LIBRARY FOR CHILDREN / INVOLVING OF THE CHILDREN INTO READING / COMPUTER TECHNOLOGIES / CREATIVE LABORATORY / PLANNING ACTIVITY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюяшкина И. Н.

В данной статье рассматривается педагогический потенциал Самарской областной детской библиотеки, анализируется ее деятельность по формированию и удовлетворению потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE SAMARA REGIONAL LIBRARY FOR CHILDREN

In this article pedagogical potential of the Samara regional library for children is inspected. Its activity in the fostering and satisfying children's needs for the intellectual and spiritual development is analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал Самарской областной детской библиотеки»

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

©2011 И.Н.Клюяшкина

Самарский институт управления

Статья поступила в редакцию 22.07.2010

В данной статье рассматривается педагогический потенциал Самарской областной детской библиотеки, анализируется ее деятельность по формированию и удовлетворению потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии.

Ключевые слова: педагогический потенциал, педагогическая функция, областная детская библиотека, привлечение детей к чтению, компьютерные технологии, творческая лаборатория, проектная деятельность, инновации.

«Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества...»1.

Самарская областная детская библиотека располагает большим педагогическим потенциалом в сфере формирования и удовлетворения потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, приобщения детей к чтению. Библиотека оперативно реагирует на происходящие социальные изменения в обществе, стремится удовлетворить информационные, культурные и досуговые потребности детского населения региона. Она существует более семидесяти лет и является уникальным специализированным учреждением, обслуживающим детское население области и единственным в регионе, обладающим собранием лучших книг для детей и подростков2.

Ведущей функцией детской библиотеки является педагогическая, которая конкретизируется на следующих уровнях: формирование личности ребенка через чтение; работа с руководителями детского чтения в школе и семье, учителями и родителями; создание информационно-культурной среды, способствующей удовлетворению образовательных потребностей де-

Клюяшкина Ирина Николаевна, заведующая библиотекой. E-mail: bibl@samiu. ru

1 Руководство для детских библиотек России / Российская библиотечная ассоциация. - Вологда: 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. rba.ru/or/od/detbibl.pdf (24.05.2010).

2 Концепция библиотечного обслуживания детей в России. Проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.library.ru/1 /kb/books/village lib /prilozhenie 06.php (24.05.2010);

тей; развитие их творческих способностей средствами библиотеки.

Как свидетельствует история библиотечного дела в России, развитие любой библиотеки подчиняется в конкретной исторической ситуации идеологии, которая отражается на ее общественной миссии. В конце XIX и начале ХХ столетий наше общество инициировало, главным образом, просветительскую миссию библиотек, а в годы советской власти - идеологическую, то в настоящее время - информационную и образовательную. Эти изменения коренным образом отразились на функциях Самарской областной детской библиотеки. Очевидно, что без обращения к истории библиотеки не возможно проследить процесс формирования ее педагогического потенциала.

В 30-е годы в стране появляется острая необходимость в создании крупных библиотек -методических центров по оказанию помощи библиотекам, обслуживающим детей. Причиной для открытия такой библиотеки в нашем регионе послужила статья «Где же взять книги?», опубликованная в местной газете «Волжская коммуна». В ней, впервые была обозначена проблема создания условий для пользования книгами, учащимися г. Куйбышева. В 1937 году при Доме В.И.Ленина была создана библиотека, получившая название «Городская центральная детская библиотека». В ее структуре открылись такие отделы, как абонемент, читальня и передвижной фонд. В это время библиотека начинает работу по формированию книжного фонда для детей, осваивает формы и методы работы с читателями-детьми.

В годы Великой Отечественной войны библиотека не прекращает своей работы. Вся ее деятельность в эти годы была направлена на пропаганду знаний и умений, необходимых в условиях борьбы с немецкими захватчиками. В связи с дефицитом средств на приобретение ли-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

тературы в необходимом количестве особую актуальность приобретают такие формы работы с читателями-детьми, как громкое чтение и художественный пересказ текстов книг. Заметным событием явилось проведение библиотекой читательской конференции по вышедшей в это время книге А.Фадеева «Молодая гвардия». В библиотеке постоянно проводились встречи читателей-детей с фронтовиками, награжденными медалью «За отвагу». Работа библиотеки осложнялась нехваткой кадров, штат в этот период составлял только 6 человек. Подтверждением тому являлся приказ № 66 от 08.12.41. «Об увольнении библиотекаря Сапожниковой с 8 декабря с.г. в связи с мобилизацией на завод № 24» и др. Несмотря на трудности военного времени, библиотека находилась в центре событий общественной жизни города. В военном госпитале она имела подшефную палату, сотрудники для раненых организовывали концерты с номерами художественной самодеятельности. Коллектив библиотеки постоянно принимал активное участие в заготовке дров, библиотекари стирали шапки-ушанки, отправляли посылки на фронт, работали на уборочных работах.

В первые послевоенные годы возрастает роль библиотеки как методического центра для библиотек области, обслуживающих детей. Сотрудники библиотеки регулярно выезжают в многочисленные командировки в районы и города области. 1 января 1957 года Министерство культуры РСФСР реорганизует детскую библиотеку в областную детскую библиотеку им. В.И.Ленина, присвоив ей функции методического центра по работе с детьми в области. Главной задачей библиотеки становится оказание методической помощи библиотекам, обслуживающим детей. В 1965 году в структуре областной библиотеки открываются новые отделы: отдел книгохранения, справочно-библио-графический отдел.

В 80-е годы библиотека вплотную занимается развитием методической деятельности для поддержания библиотечного обслуживания населения области. Основными вопросами становятся: централизация сети детских библиотек, перевод фондов и каталогов на новые таблицы ББК, координация работы с органами просвещения и внешкольными учреждениями для детей, выявление и распространение передового опыта, и повышение квалификации библиотечных кадров. Высоко оценивая роль библиотеки в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, в 1987 году Президиум Верховного Совета РСФСР награждает библиотеку Почетной грамотой. Все эти мероприятия были нацелены на формирование творческих способно-

стей детей через чтение, хотя нельзя не отметить их некоторую заидеологизированность.

В 90-е годы библиотека переживает непростые времена, связанные с резким уменьшением бюджетного финансирования, переходом к рыночной экономике. В этот период она проявила замечательные способности к адаптации и благополучно вписалась в меняющиеся условия. Именно в эти годы в работе библиотеки усиливается педагогическая функция, начинаются поиски новых форм организации комфортной среды для приобщения детей к чтению. В структуре библиотеки появляются отдельные службы для детей: клубы по интересам, кружки и др. Она активно осваивает современные компьютерные технологии, социокультурное проектирование, составляет первые авторские программы по различным направлениям деятельности. В результате юным читателям предоставлен доступ к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.), получен первый грант на проект «Детская библиотека как медиацентр», поддержанный Институтом «Открытое общество». Все это сделало библиотеку особенно востребованной и привлекательной для детей.

Так, из небольшой библиотеки с книжным фондом менее 10 000 тыс. экземпляров книг она превратилась в один из ведущих региональных информационных центров по вопросам детского чтения, методический центр для муниципальных библиотек, работающих с детьми, центр творческого развития детей.

Сегодня в рамках Закона «Об организации библиотечного обслуживания населения Самарской области областными государственными библиотеками, комплектовании и обеспечении сохранности их библиотечных фондов» еще раз подтвержден ее статус специальной центральной библиотеки, выполняющей функции: 1) областного хранилища произведений печати и иных информационных ресурсов для детей и подростков; 2) областного научно-методического центра по проблемам информационного, библиотечно-библиографического обслуживания детей и подростков, по вопросам педагогики, психологии и социологии детского и подросткового чтения.

В настоящее время фонд библиотеки составляет 110 628 экземпляров. Библиотека обслуживает более 9 000 тыс. читателей-детей, к услугам которых 2 абонемента, 2 читальных зала, сектор автоматизации, сектор обслуживания руководителей детского чтения. Массовая работа библиотеки направлена на популяризацию лучшей детской литературы, расширение читательских интересов и развитие творческих

способностей детей через чтение. Вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, библиотека содействует воспитанию духовно-творческой личности ребенка, пробуждению интереса к книгам и самостоятельному творчеству. Так, в 2009 году библиотека провела 602 просветительских мероприятия разнообразной тематики для различных категорий пользователей, которые посетило свыше 19 000 человек.

В организации всей работы библиотеки приоритетным является проведение комплексных мероприятий по специально разработанным планам и программам, публичным акциям в поддержку чтения детей и подростков. Среди наиболее значимых программных мероприятий следует отметить такие программы привлечения к чтению, как «Большое библиотечное путешествие», Неделя детской и юношеской книги - 2009 и программа летнего чтения. В библиотеке функционируют многочисленные кружки и клубы: «Кроха», «Знайка», «Лис», «Ключ», «Компьютерный всезнайка». Особое место среди них занимает клуб «Компьютерный всезнайка», работа которого ведется по двум направлениям: игровом и познавательном. Здесь дети знакомятся с различными программами, получают основы компьютерной грамотности.

Приоритетным направлением работы библиотеки стала деятельность по привлечению к книге и чтению в библиотеке детей с ограниченными возможностями здоровья. Для объединения таких детей в круг читателей в библиотеке продолжает работать кукольный театр «Волшебный балаганчик», в результате чего дети с ограниченными возможностями здоровья стали более свободными в общении, усилился интерес к книге.

Библиотека активно сотрудничает с различными организациями и общественными объединениями города и области. В 2009 году новыми партнерами библиотеки по привлечению к чтению детей стали: детский санаторный лагерь «Березки» (г. Новокуйбышевск) и МОУ СО-ШИ № 5, образовательный центр «Лидер» (г. Кинель). Одним из стратегических направлений в работе библиотеки является проектная деятельность. Программно-целевое планирование позволило изменить отношение к роли и месту детской библиотеки в обществе, привлечь к ее проблемам внимание общественности и административных структур. Участие в проектной деятельности позволило также библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, повысить интеллектуальный уровень, установить партнёрские отношения за пределами библиотечного сообщества. У детей, в свою очередь, активизировался интерес к книге, развились творческие

способности. В 2009 году библиотека продолжила реализацию интереснейших проектов «Организация деятельности мобильных сельских библиотечек «Книга на каникулах» и «Книжный караван: Передвижные выставки лучших книг для детей и подростков». Такие проекты, как «Книжный караван», «Книга на каникулах» открыли юным читателям восьми муниципальных районов области дополнительную возможность познакомиться с лучшими современными детскими книгами. Реализация этих проектов является лучшей рекламой межбиблиотечного абонемента и способствует раскрытию фонда библиотеки, пропаганде лучшей литературы. На презентациях проектов присутствовало около 1000 человек, 880 из них - дети и подростки. Обращаемость книг передвижных выставок за год составила 4 - 5 единиц.

Областная библиотека вполне осознает всю меру ответственности, которая лежит на детском библиотекаре, стоящем на пороге третьего тысячелетия. Поэтому здесь большое внимание уделяется методической поддержке детских библиотек по вопросам чтения детей. Детская библиотека - активная участница единой методической службы библиотек Самарской области в рамках областного проекта, который позволил объединить усилия методических служб областных библиотек для совершенствования системы библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения. Свидетельством тому являются такие областные мероприятия, как Межрегиональный фестиваль социокультурных проектов «Яркая идея», «Летняя школа методистов - 2009», III международный форум медиаспециалистов «Диалог в электронном формате» и др.

Детская библиотека — своеобразная творческая лаборатория по инновационному развитию библиотечного обслуживания детей. Благодаря опыту работы сотрудников, привлечению специалистов из Российской государственной детской библиотеки (г.Москва) формируются новые подходы к воспитанию творческих способностей детей через чтение, созданию условий, способствующие их обучению основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности.

В прошедшем году библиотека организовала областную творческую лабораторию по привлечению к чтению детей и подростков «Детское чтение» с участием специалиста научно-исследовательского отдела государственной библиографии и книговедения Российской книжной палаты М.Е.Порядиной. Для библиотечных специалистов были проведены мастер-класс «Я, они или мы?: Актуальные проблемы взросления в современной зарубежной литературе для

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

школьников на российском рынке» по художественной литературе и «Научно-познавательная литература для детей в текущем российском книгоиздании: количество и / или качество» по научно-познавательной литературе. На мероприятиях присутствовало более 250 человек.

В рамках празднования 65-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне библиотека провела мероприятия по повышению квалификации библиотечных специалистов, посвященные теме патриотизма и духовно-нравственного воспитания детей. Среди них: областной семинар «Растим патриотов Отчизны своей: роль библиотеки в патриотическом воспитании юных граждан», межмуниципальный семинар «Детская библиотека и патриотическое воспитание детей и подростков» и др.

Несмотря на кризисные явления нашего времени, Самарская областная детская библиотека продолжает развиваться, а ее педагогический потенциал как социального института по воспитанию творческого читателя, гуманной личности только приумножается, учитывая тот факт, что третье тысячелетие объявлено эрой Человека3.

3Караваева Е.В. Детская библиотека в меняющемся информационном мире //Библиотековедение. - 2011. - №5. - С.43 - 46; Кузьмин Е. Культура и образование: Грани сотрудничества / Беседу вела Л.Иртуганова // Школьная библиотека. - 2000. - № 4. - С. 11 - 13; Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача //Библиополе. - 2009. - № 7. - С. 36 - 39; Черниченко В.И. О педагогической составляющей профессии библиотекаря // Библиотековедение. - 2002. -№5. - С.25 - 32; Чудинова В.П. Дети, библиотеки и информационные технологии//Там же. - С.40 - 50.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE SAMARA REGIONAL LIBRARY FOR CHILDREN

©2011 I.N.Klyuyashkina

Samara Institute of Management

In this article pedagogical potential of the Samara regional library for children is inspected. Its activity in the fostering and satisfying children's needs for the intellectual and spiritual development is analyzed.

Keywords: pedagogical potential, pedagogical function, regional library for children, involving of the children into reading, computer technologies, creative laboratory, planning activity, innovations.

Irina Nikolaevna Klyuyashkina, Head of the Library. E-mail: bibl@samiu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.