ТСААГОГПКА П ПШОЛОГП9 А РОФ!СС П ОПАЛ Ы1 О ГО О Б РАЮЬАИ П 9
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
КОММУНИКАЦИИ
Л.А. Нигматуллина, председатель методического объединения, преподаватель русского языка и литературы Казанского педагогического колледжа, Л.Ю.Мухаметзянова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИПППО РАО
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной деятельности. Исследователи коммуникационных процессов утверждают, что в среднестатистическом акте коммуникации передача информации происходит за счет вербальных средств на 45%, из них на долю слов приходится 7%, других звуковых средств (тон голоса, интонация) -38%, а невербальных средств - на 55%.
По мнению А.Г. Асмолова, для современного учебного процесса характерен определенный «лингвоцен-тризм», выражающийся в центрации на словах при игнорировании невербальных компонентов. При построении педагогического процесса в центре внимания обычно находятся вербальный и организационный компоненты (1).
Насколько значимы в педагогической деятельности невербальные средства, говорят ответы студентов на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз - 80%, а затем голос - 60% опрошенных.
Невербальная коммуникация предполагает передачу информации без использования каких-либо видов устной и письменной речи. Невербальные средства делятся на первичные, естественные языки, в которых используются возможности человеческого лица и тела (пантомима, мимика, система жестов), и вторичные, искусственно созданные (азбука Морзе, нотная грамота, языки программирования и др.).
Невербальные средства являются самостоятельными источниками информации, а также контекстным или смысловым дополнением к вербальному сообщению. Они зачастую становятся в коммуникативной деятельности средством передачи личностных смыслов. Понятие невербальной
Казанский педагогический журнал
10'2006
коммуникации включает: язык глаз и тела; проксемику (характеристики межличностной дистанции); имиджевые проявления. В.А. Лабунская подчеркивает, что невербальное общение создает образ партнера; выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения и показателя статусно-ролевых отношений; является индикатором актуальных психических состояний личности; выполняет функцию экономии речевого сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного или выполняет функцию разрядки (4).
По данным Е.А. Петровой, опытный учитель до 50-90% информации получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда. По невербальному каналу в системе общения может передаваться до 10 различных видов информации, носящих индивидуально-личностный, эстетический, возрастной, половой, пространственный и иной характер (6).
К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, голосом, движением рук и пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприя-тие (7).
Интересный прием невербального воздействия - «свечение» - описывает врач-психиатр В. Леви. «Свечение - прием, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: «его лицо светилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры». Учитель должен уметь включать внутренний свет.
Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда - горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник. Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их без повода, просто так. Наступит момент и эти состояния будут приходить к вам сами... Легко, естественно, непринужденно... Если хотите успеха -запомните:
1) Свечение должно быть рефлексом на человека, на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве.
2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимоотношения, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение.
3) Не заботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения (5, с. 271-272)».
Особое место в структуре невербальных средств педагогической коммуникации занимает жестовое поведение учителя.
Жест, обладая свойством «тайное делать явным», в коммуникации способен обнажать человеческие реакции и служить неосознанным выражением смыслов. По данным Т.П. Усоль-цева и Т.Т. Григорьевой, посредством жестов передается до 40% информации.
Кинестетические средства общения исследовали Б.А. Успенский, Т.М. Николаев, И.Н. Горелов, Е.В. Красиль-никова, В.А. Лабунская, И.А. Колесникова и др.
14
Так, И.А. Колесникова отмечает, что с помощью жеста педагог повышает интенсивность коммуникации (3).
В процессе опытно-экспериментальной работы в Казанском педагогическом колледже мы изучили особенности жестикуляции как одной из ведущих невербальных коммуникативных компетенций педагога. В эксперименте принимали участие 10 преподавателей гуманитарных дисциплин и 50 студентов - будущих преподавателей начальных классов.
Объектом исследования выступала коммуникативная деятельность педагога, предметом - жестикуляция как ключевая педагогическая невербальная коммуникативная компетенция.
В ходе наблюдения выявлялось, какие жесты и с какой частотой употреблялись педагогом в процессе занятия. В результате проведенных наблюдений были зафиксированы наиболее часто используемые педагогами жесты, а также частота их использования.
Были выявлены 11 категорий педагогических жестов:
1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства, хотя, на наш взгляд, они более всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
2. Сцепленные пальцы - жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
3.Теребление указки, кольца, почесывание головы - жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза») - жест давления на детей, доминирования и агрессивности.
6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
7. Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.
8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони - жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
9. Опирается на стол, стул руками - жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
10. Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.
Частотность употребления педагогом выделенных категорий жестов отражена в таблице 1.
о
Частотность жестов, употребляемых педагогом в процессе занятия
Таблица 1
# п/п Кол-во ур°- ков Категории жестов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
* * * * ** * ** * ** * ** * ** * ** * ** * ** * ** * **
1 4 31 7 12 3 33 7 41 10 5 1 18 4 9 2 11 3 10 2 22 5 40 10
2 4 48 12 - - 28 7 45 11 - - 10 2 - - 15 4 5 1 18 3 10 2
3 4 90 22 17 4 9 2 11 3 2 - 1 - - - 37 9 14 3 67 17 16 3
4 5 86 21 - - - - 8 1 - - 7 1 1 - 25 5 7 1 38 7 15 3
5 4 71 18 14 3 13 3 27 7 - - 14 3 1 - 12 3 3 1 29 7 32 8
6 5 56 11 5 1 21 4 18 3 9 - - - 8 1 28 5 11 30 6 10 2
7 5 40 8 11 2 23 4 30 6 5 1 28 5 1 - 30 6 8 1 21 4 18 3
8 4 19 5 17 4 37 9 все уроки за столом 2 - 32 8 9 2 - - 5 1 - - 51 13
9 7 154 21 15 2 35 5 75 10 21 3 - - 19 3 65 9 8 1 25 3 31 4
10 4 72 18 12 3 23 5 29 7 1 - 5 1 3 1 15 4 12 3 27 6 18 4
Всего: 667 103 213 284 39 110 51 238 73 267 241
Ранг: I 8 6 II 11 7 10 5 9 III 4
■ всего использованных жестов за просмотренные уроки. - количество использованных жестов в среднем за урок.
Целью опроса педагогов по анкете «Самооценка жестикуляции учителя на уроке» было выяснение того, планируется ли педагогом употребление того или иного жеста при подготовке к занятиям, осознает ли он
особенности своей жестикуляции и как оценивает эффективность употребления каждого из отдельных жестов.
Результаты анкетирования зафиксированы в таблице 2.
Таблица 2
# Варианты ответов Баллы Итого
п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Б б в б б в в Б 2 2 1 2 2 1 1 2 13
2 В а б б в в г Б 1 3 2 2 1 1 1 2 15
3 Б б б а б в г Б 2 2 2 3 2 1 0 2 18
4 Б а а б б в г Б 2 3 3 2 2 1 0 2 19
5 А в а б в б б Б 3 1 3 2 1 2 2 2 16
6 Б а а б в а в Б 2 3 3 2 1 3 1 2 18
7 Б а в б б в в Б 2 3 1 2 2 1 1 2 16
8 В а в б б в в Б 1 3 1 2 2 1 1 2 14
9 В б б б б в а Б 1 2 2 2 2 1 3 2 13
10 В б б б в б в Б 1 2 2 2 1 2 1 2 13
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Уровни представлений: наивысший - коэффициент 0,91-1,00; высокий - коэффициент 0,81-0,9; хороший - коэффициент 0,71-0,8; средний - коэффициент 0,61-0,7; низкий - коэффициент 0,51-0,6; низший - коэффициент ниже 0,5.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство педагогов часто планируют использование отдельных жестов на уроках. Некоторые из них (3, 4, 5) отмечают, например, что указательный жест при работе со схемой, рисунком не является слу чайным.
Интересен тот факт, что в работе педагогов, отнесенных нами по вышеизложенному основанию к I группе,
жестов типа «закрытая позиция», «скрытые барьеры» отмечалось гораздо больше, чем у педагогов, отнесенных к группе II, характеризующейся уверенной работой на занятии, свободным общением со студентами.
Многие педагоги хорошо осознают особенности своего невербального поведения в ходе взаимодействия со студентами - они четко обозначают свои типичные жесты (практически все), не испытывают затруднений при выборе жеста (4, 5, 6). В целом педагоги довольны своей жестикуляцией, у них не остается впечатления неуместности того или иного жеста.
После проведения анкетирования вычислялся коэффициент представления педагога об уровне использо-
Казанский педагогический журнал
10'2006
вания жестикуляции в собственной деятельности. Определение коэффициента проводилось по формуле:
К = _
Кж N'
где Кж - коэффициент представления педагога об уровне использования собственной жестикуляции; п1- количество баллов, набранных педагогом при ответах на вопросы анкеты; N - максимально возможное число баллов анкеты, высший уровень представления об особенностях использования жестикуляции на уроке.
Результаты вычислений представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ Коэффициент Уровень
п/п жестового представления
общения о жестикуляции
1 К = 13 / 24 = 0,54 Низкий
2 К = 13 / 24 = 0,54 Низкий
3 К = 14 / 24 = 0,58 Низкий
4 К = 15 / 24 = 0,62 Средний
5 К = 16 / 24 = 0,66 Средний
6 К= 17 / 24 = 0,71 Хороший
7 К= 14 / 24 = 0,58 Низкий
8 К= 13 / 24 = 0,54 Низкий
9 К= 15 / 24 = 0,62 Средний
10 К= 13 / 24 = 0,54 Низкий
Таким образом, выяснилось, что представления педагогов о собственном жестовом общении находятся на среднем уровне.
Полученные результаты свидетельствуют о лидирующем месте категории «указывающий жест» (ранг I), что говорит о специфике педагогического труда, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений для быстроты общения, сворачивания
речевого высказывания. На второй план выходят закрытые позиции педагогов при работе с обучаемыми (см. жесты категорий 4,10,11), значительное место занимают категории «раскрытая поза», «описательно-изобразительный жест» (5 и 3 позиции соответственно), что говорит и о желании ряда педагогов входить с обучаемыми в тесный контакт.
Группа жестов, составленная из категорий 5 и 7, заслуживает особого внимания. Прослеживание этих жестов в ходе взаимодействия в системе «учитель- ученик» говорит об уровне авторитарности, что, как правило, подтверждается и вербально.
Особую группу составляют жесты категорий 3, 4, 11. Именно они в значительной степени проявились у большинства педагогов (занимают соответственно 6, 2, 4 позиции в ранге жестов). Данное положение свидетельствует о большой неуверенности педагога: присутствие на уроке постороннего человека (в частности студентов-практикантов) во многом отрицательно влияет на поведение педагога, делая его неуверенным в своих силах.
В противопоставление с этой группой вступают жесты категории 8. Они проявлялись у педагогов, уверенных в себе, желающих общаться со студентами (4, 5, 6), а также у остальной части педагогов в ситуациях, когда они, по их мнению, не находились в поле нашего зрения или же ход урока заставлял их забыть о присутствии посторонних.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам прийти к следующим выводам:
16
1. В процессе взаимодействия в системе «педагог-студент» невербальные средства коммуникации играют значительную роль. Исходя из этого, педагог должен обладать не только высокой компетентностной коммуникативной вербальной культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.
2. Опытными педагогами часто планируется использование определенных жестов на занятии, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.
3. Большинство педагогов недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне собственной жестикуляции средний.
4. Результаты ранжирования использования жестов свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства педагогов при общении со студентами в присутствии посторонних людей на занятии, о наличии некоторых признаков авторитарности.
5. В процессе невербального педагогического общения педагога и студента ведущую роль играет педагогический артистизм педагога, его умение соединять эмоционально-психологические и физические действия.
В целом для студентов значимо, если педагог приносит с собой на урок
теплоту своих рук. Об этом пишет Е.П. Ильин: «В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить. И найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными... Руки еще больше, чем слово, способны творить «тишину» - внутреннюю, душевную... Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечо или поправлю воротник пиджака... Словом прикасаюсь. Наперед знаю: никто из моих ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая» (2, с. 99).
Именно эта «энергетическая» помощь студенту лежит в основе педагогического потенциала невербальной коммуникации.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- Воронеж, 1996.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб., 2002.
3. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога.- М., СПб., 2003.
4. Лабунская В.А. Невербальное поведение.- М., 1991.
5. Леви В. Исповедь гипнотизера.-Кн. 2.- М., 1994.
6. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе.- М., 1998.
7. Станиславский К.С. Избранное.-М., 1986.