УДК 378.14.014.13
Педагогический потенциал изучения современной прозы в гуманитарном высшем образовании
Pedagogical potential of studying contemporary prose in humanitarian higher education
Стукалова О.В., Российский университет дружбы народов, [email protected]
Жумагулова Ж., Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова, [email protected]
Stukalova O., Peoples' Friendship University of Russia, [email protected] Zhumagulova Zh., M. Auezov South Kazakhstan University, zhadi. [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.012
Ключевые слова: гуманитарное образование, освоение, литературный текст, современная проза, алгоритм работы, творческое чтение.
Keywords: нumanities education, mastering, literary text, modern prose, work algorithm, creative reading.
Аннотация. Статья основана на обобщении результатов проведенного исследования читательского выбора молодежной аудитории. В исследовании (2019-2021 гг.) приняли участие студенты, обучающиеся в гуманитарных университетах России и Казахстана - всего исследованием были охвачены читательские предпочтения 138 студентов. В опросах, интервью, беседах внимание сосредоточивалось на выборе студентами предпочтительных, привлекательных для них текстов, на определении наиболее интересных для них качеств художественного мира писателя, на отношении к образам литературных героев. Язык художественного произведения открывает читателю образно переданное знание о мире, проведенные в рамках исследования опросы показывают активную поддержку у студентов такого качества личности, как экологическое сознание. Возможно, именно это качество можно назвать своеобразным ключом к пониманию эпохи, некую «метафору современности». В статье представлен алгоритм работы с текстами современной прозы в образовательном процессе студентов-гуманитариев, осваивающих пути проникновения в глубину авторского замысла. Определено, что освоение современной прозы создает возможности для всестороннего творческого роста, формирования эстетического вкуса, готовности к подлинно творческому чтению. Все это, в совокупности, позитивно влияет на формирование критического мышления, расширение культурного кругозора, обеспечивает устойчивость ценностных позиций студенческой молодежи.
Abstract. The article is based on the generalization of the results of the study of the reader's choice of the youth audience. The study (2019-2021) involved students studying at the humanitarian universities of Russia and Kazakhstan -in total, the study covered the reading preferences of 138 students. In surveys, interviews, and conversations, attention was focused on the choice ofpreferred texts that were attractive to them by students, on determining the qualities of the writer's artistic world that were most interesting to them, on their attitude to the images of literary heroes. The language of a work of art reveals to the reader a figuratively transmitted knowledge about the world. The surveys conducted within the framework of the study show active support among students of such a personality quality as ecological consciousness. Perhaps it is this quality that can be called a kind of key to understanding the era, a kind of "metaphor of modernity". The article presents an algorithm for working with texts ofmodern prose in the educational process of humanities students mastering the ways ofpenetrating into the depth of the author's intention. It has been determined that the development of modern prose creates opportunities for all-round creative growth, the formation of aesthetic taste, and readiness for truly creative reading. All these features, taken together, have a positive effect on the critical thinking development, broadening the cultural outlook, and ensures the stability of the value positions of student youth.
Введение. Обращение к потенциалу изучения современной прозы в работе с обучающимися в органиазциях высшего образования обусловлено тем, что содержание лучших образцов
современной прозы отличает ее направленность на развитие критического мышления,
стимулирование готовности вести диалог с писателем, воспитание высокой читательской
культуры.
Характерными признаками современной прозы считаются сюжетоцентризм,
стилистическая и языковая доступность (текст подобных произведений не отличается лексической, семантической и синтаксической изощренностью), узнаваемость образов. Между тем многие произведения конца ХХ-начала XXI века остаются не просто мало, но порой даже вовсе не известными широкому кругу читателей? Прежде всего, это касается молодежной аудитории. Опасность состоит в том, что глубокие, хранящие в себе высокие ценностные смыслы тексты остаются как бы «на обочине» культурного мэйнстрима. Это приводит к подмене, когда молодые читатели вместо погружения в сложные, заставляющие мыслить и работать духовно тесты, обращаются к псевдокультуре.
Материалы и методы. Как выстроить работу с современной прозой, чтобы она стала интересной и близкой молодым читателям? Различным аспектам этой проблемы посвящены работы многих современных исследователей, например, [2;7;8].
Здесь мы опираемся на воззрения таких выдающихся литературоведов, как М. Бахтин, Г. Винокур, В. Жирмунский, А. Скафтымов и В. Виноградов. Наиболее эффективным представляется изучение текста через основы его поэтики - того раздела литературоведения, который направлен на изучение специфики литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследование законов внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого.
Студентам важно показать, причем аргументированно и в яркой (а, возможно, даже игровой) форме, что все средства выражения в литературе, в конечном счете, сводятся к языку. Кроме того, фокус внимания должен быть направлен на язык произведения, который представляет собой функциональную систему, задачи которой связаны, прежде всего, с чувственным, экспрессивным, ассоциативным восприятием действительности и отражением ее образности. Именно язык художественного произведения открывает читателю скрытое знание о мире, вольно или невольно раскрываемое автором. Приведем такие слова Б. Пастернака: «По врожденному слуху поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря и, подобрав ее, как подбирают мотив, предается затем импровизации на эту тему», включенные в статью «Несколько положений». В контексте проблематики статьи интересны и представления Б. Пастернака о поэзии и прозе как двух полюсах, неотделимых
друг от друга [6].
Следующим шагом в освоении глубинных скрытых смыслов современной прозы является выделение и классификация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. В данном процессе участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: в прозе большую роль играют элементы сюжета, меньшую — ритмика и фоника. Поэтика литературного произведения обеспечивается использованием художественных выразительных средств: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др. Продуктивным представляется и определение некоей интенции, или пафоса произведения. М. Гаспаров определяет пафос как «эмоциональную направленность произведения» [5]. Такая направленность может быть как трагической, героической, так и сатирической.
Погружение в смыслы современной прозы осуществляется и через понимание сущности ее метафоричности.
Статья основана на обобщении результатов проведенного исследования читательского выбора молодежной аудитории. В исследовании (2019-2021 гг.) приняли участие студенты, обучающиеся в гуманитарных университетах России и Казахстана - всего исследованием были охвачены читательские предпочтения 138 студентов. В опросах, интервью, беседах внимание сосредоточивалось на выборе студентами предпочтительных, привлекательных для них текстов, на определении наиболее интересных для них качеств художественного мира писателя, на отношении к образам литературных героев.
Результаты. Обобщение полученных результатов показывает, что наибольший интерес у молодежной аудитории вызывают образы литературных героев - причем, безусловно, особенно волнуют такие личности, которые описаны полнокровно, ярко, представлены в движении, в эволюции чувств и идей, а точнее -способных жить собственной, неповторимой жизнью. Среди наиболее привлекательных черт таких героев многие студенты называют готовность к рефлексии, страстность, открытость к диалогу с миром и людьми. Новый герой, очевидно, должен заключать в себе образ новой, стремительно изменяющейся жизни, в которой невозможно сделать окончательных выводов и быть категоричным и не сомневающимся ригористом.
Кстати, по мнению известного публициста и литературного критика Дм. Быкова, для современной прозы характерна устаревшая
повествовательная техника, что привело к тому, что за последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным. В то же время педагогические наблюдения и общение со студентами, обучающимися в российских и казахстанских гуманитарных университетах, доказывают, что мнение Быкова является излишне тенденциозным и малооправданным.
Так. проведенные в рамках исследования опросы показывают активную поддержку у студентов такого качества личности, как экологическое сознание. Возможно, именно это качество можно назвать своеобразным ключом к пониманию эпохи, некую «метафору современности». Показателен тот факт, что в ряду героев, наделенных экологическим сознанием, молодые читатели называют героев фантастических романов.Таким героем, в частности, является Артем из романа Д. Глуховского «Метро 2033». Обращение к экологической проблематике, в целом, отмечается молодежной аудиторией, как позитивное направление современной прозы.
Среди других привлекательных качеств, с которыми молодые читатели ассоциируют «настоящего героя», значительное место занимает «толерантность» (примером является Даниэль Штайн из романа Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» [10]). Молодые читатели подчеркивают и важность в герое образованности, интеллигентности (в пример в анкетах приводится образ Эраста Фандорина из романов Б.Акунина).
Следует подчеркнуть и то, что студентов привлекают произведения, в которых авторы решают нравственно-философские проблемы, поднимают «вечные темы». В этом случае проблематика прозы всегда сопряжена с мифопоэтическими смыслами. Поразительно, но в список рекомендуемых книг почти 85% опрошенных включили научные книги по психологии, философии, истории и даже астрофизике. Среди наиболее часто упоминаемых книг, например, были «Кратчайшая история времени» Стивена Хокинга и Леонарда Млодинова, «Важные годы» психолога Мэг Джей, «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря. На вопрос, почему книга Хокина оказалась столь привлекательной для него, студент ответил: «Я впервые начал понимать, почему Вселенная постоянно расширяется». Оказывается, современную молодежь весьма волнуют и такие проблемы. Книга Мэг Джей привлекла молодых читателей тем, что в этой книге «автор рассказывает о том, как прожить жизнь, не потратив отпущенные годы впустую».
Еще одним важным вопросом исследования стал вопрос о готовности и способности студентов постигать эстетически значимые элементы литературного произведения, т.е. рассматривать текст в единстве фонической, метрической, стилистической, образносюжетной композиции. Именно целостность и позволяет автору создать тот самый «образ мира, в слове явленный» (Б. Пастернак).
По мнению опрошенных в рамках исследования преподавателей гуманитарных факультетов (38 опрошенных), основной целью освоения литературных текстов - в том числе современных, является формирование у студентов «индивидуально-творческого сознания», о чем писали выдающиеся теоретики литературы В. Виноградов [4;6], В.Хализев [11].
В этом контексте важно показать студентам направления в понимании скрытых смысловых слоев текста - это путь «вслед за автором» и путь «вслед за героем». В современной прозе доминирует «поэтика автора», который освободился от влияния традиционных жанрово-стилевых установок. Исследователи подчеркивают, что современная проза «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью» [1].
Следовательно (и здесь мы опираемся на мнение Г. Шпета), для «совершенного понимания» текста насущно объединение его «имманентной» интерпретации и генетического соотнесения с личностью автора [12].
Умение раскрыть и сформулировать авторскую позицию, понять его высказывание -многокомпонентное качество читателя, ведь формы выражения авторской позиции тесно взаимосвязаны со всем художественным миром того или иного произведения. Мы предлагаем начать обучение пониманию «пути автора» с работой над произведением документальной прозы, в которой, как четко формулирует современный исследователь, «меняется соотношение объемов авторского текста и совокупного текста свидетельств. Первого значительно меньше. Основные средства выражения авторской позиции - отбор и монтаж материала» [9].
Выстраивая алгоритм образовательного процесса студентов-гуманитариев, осваивающих пути проникновения в глубину авторского замысла, можно преложить следующие шаги:
1) определение разнородных факторов писательской деятельности, к которым относятся непосредственные стимулы, побуждающие к литературному творчеству. Например, созидательно-эстетический импульс: потребность автора воплотить в произведении свой духовный опыт и тем самым воздействовать на сознание и поведение читателей;
2) изучение историко-биографического контекста произведния: на литературное творчество воздействует извне совокупность явлений. Рассмотрение генезиса историко-биографических фактов имеет огромное значение для понимания замысла автора. Мы убеждены, что знание истории создания произведения не только проливает свет на его эстетические черты, но и помогает понять, как воплотилась в нем личность его создателя. Литературное произведение в этом случае способно быть воспринятым как определенное культурно-историческое свидетельство [11];
3) сопоставление черт поэтики данного произведения с чертами поэтики современной прозы, что предполагает и исследование поэтики автора; и разбор соотношения его поэтики с тем или иным стилем, направлением, литературной школой или кружком;
4) анализ содержащихся в тексте аллюзий и культурных отсылок, наличие полемики с литературной традицией, предлагать свои варианты решения актуальных художественных задач;
5) обобщение полученных результатов, формулирование позиции автора в отношении гланой идеии произведения. По сути, создание эстетического суждения о замысле автора.
Ярким примером современной
документальной прозы является «Чернобыльская молитва» С. Алексиевич: погружая студентов в осмысление этого текста, можно отчетливо увидеть, как творческая установка автора воплощается в: а) отборе материала; б) структуре самого произведения.На что мы акцентируем внимание при разборе этого произведения? Прежде всего, на том, что активизация авторской позиции проявляется здесь не столько в актуализации роли автора-рассказчика, сколько непосредственно в публицистически открытом авторском слове. Насколько оправданно такое усиление публицистического стиля с его особым пафосом, резкой дидактичностью, напряжение социальности проблематики, ее злободневности?
Ответим так: современная проза, столь отчетливо взаимодействуя с публицистикой, не просто начинает выполнять задачу фактологического познания действительности, но
делает текст «горячим», стимулируя тем самым интерес молодых читателей. Во многом это объясняет успех документальной прозы, которая стремится к точности воспроизведения реальности. Автор такого текста старается запечатлеть не только значимые факты, события, но и частные истории, мельчайшие детали происходящего через четко изложенную фактологию и отказ от ярких эмоциональных оценок - эту роль выполняет логическое соотнесение фактов и являений, позволяя читателю самостоятельно сделать эмоциональный выбор.
Еще одной сложной задачей освоения современной прозы в работе со студентами-гуманитариями является иследование замысла автора по созданию собственного мира, где живут его герои.
Этот процесс должен, с нашей точки зрения, иметь диалогический характер, который, пользуясь определением В.С. Библера, представляет собой «...бесконечное
развертывание и формирование все новых смыслов каждого - вступающего в диалог -феномена культуры, образа культуры, произведения культуры, то есть того транслированного в «произведение» субъекта, что способен бесконечно .углублять, развивать, преобразовывать свою особость, свое неповторимое бытие» [3]. Выстраивание диалогического пространства занятия направляет преподавателя на использование разнообразных видов и форматов, приемов и методов, технологий литературного образования. Здесь на смену традиционным лекциям и семинарам приходят занятия-экскурсии, занятия-дебаты, и даже «литературные гостиные» и плэйбэк театральные тренинги.
В целом, педагогический опыт и результаты проведенного исследования позволяют достоверно заключить, что погружение студентов-гуманитариев в мир современной прозы создает реальные возможности для всестороннего творческого роста, для формирования эстетического вкуса, готовности к вдумчивому, подлинно творческому чтению. Все это, в совокупности, позитивно влияет на формирование критического мышления, расширение культурного кругозора, обеспечивает
устойчивость ценностных позиций молодежи.
Заключение. Эпоха тотальной
информатизации выдвигает требование к подготовке специалиста, обладающего высокоразвитой культурой чтения, основанной на умении находить и критически оценивать информацию, анализировать ее скрытые смыслы.
С этой целью в круге чтения будущих специалистов в области гуманитарного знания, помимо шедевров классики, должна быть современная проза, которая зачастую подменяется легкой развлекательной литературой.
Наиболее продуктивным представляется усиление потенциала диалога с литературным произведением, что позволяет преодолевать крайности интерпретаторского «своеволия», с одной стороны, а с другой - создавать условия для погружения в разнообразные смыслы художественного мира текста, следуя и по пути автора, и по пути героя. Овладение принципами объективизированного художественного
восприятия позволяет формировать у молодых читателей активную позицию, которая постепенно
преобразовывается в позицию творческого читателя и даже читателя-исследователя. Кроме того, важно направить педагогические усилия и на развитие читательской рефлексии, т.е. способности анализировать собственное восприятие художественного текста.
В результате, диалоги об особенностях художественной структуры современной прозы могут стать для студентов-гуманитариев площадкой для главных разговоров и размышлений, даже откровений о самых значимых ценностях бытия. Возможно, это и есть наиболее высокая цель обращения в образовательном процессе к современной литературе.
Литература:
1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л. Категории поэтики в смене литературных эпох. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.
2. Беккерман П.Б., Давыдова А.А., Беккерман Т.Е. Профессионально-творческий рост учащейся молодёжи на занятиях искусством: возможности и необходимость / П.Б. Беккерман, А.А. Давыдова, Т.Е. Беккерман // Наука и школа. - 2019. - № 3. - С. 195-202.
3. Библер В.С. От науконаучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1990.
4. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1971.
5. Гаспаров М.Л. Поэтика / М.Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
6. Пастернак Б. Несколько положений: собр. соч.: в 5-ти т. - Т.4. - М.: Художественная литература, 1991.
7. Савкина И. «Поцелуй вампира»: убивает или сохраняет классику современная массовая литература?:
монография / И. Савкина // Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности и новые возможности. - М.: Изд-во Флинта, 2014. - С. 95-114.
8. Суняйкина Т.В. Книга и чтение в судьбе юного поколения России: традиции и инновации / Т.В. Суняйкина // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем / Материалы междунар. науч.-практ. конф., 10-11 апр. 2014. - Курск, 2014. - С. 219-221.
9. Тоне А.Г. Тенденции развития современной русской художественно-документальной прозы / А.Г. Тоне // Русский язык и литература в европейском пространстве: современное состояние и перспектива развития / Материалы международного научного конгресса. - СПб.: НИРС; Гранада: Гранадский университет, 2007. - С. 278-283.
10. Улицкая Л. Медея и её дети / Л. Улицкая. - М.: Эксмо, 2009.
11. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - Все для студента; 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2013.
12. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы / Г.Г. Шпет. - М., Контекст, 1990.
References:
1. Averintsev S.S., Andreev M.L. Categories of poetics in the change of literary eras. Historical poetics. Literary epochs and types of artistic consciousness: collection of articles. articles / S.S. Averintsev, M.L. Andreev, M.L. Gasparov, P.A. Grintser, A.V. Mikhailov. - M.: Heritage, 1994. - S. 3-38.
2. Bekkerman P.B., Davydova A.A., Bekkerman T.E. Professional and creative growth of students in art classes: opportunities and necessity / P.B. Beckerman, A.A. Davydova, T.E. Beckerman // Science and School. - 2019. -№ 3. - S. 195-202.
3. Bibler V.S. From science education to the logic of culture. Two philosophical introductions into the twenty-first century / V.S. Bibler. - M .: Politizdat, 1990.
4. Vinogradov V.V. About the theory of artistic speech / V.V. Vinogradov. - M.: Higher school, 1971.
5. Gasparov M.L. Poetics / M.L. Gasparov // Literary
Encyclopedic Dictionary. - M., 1987.
6. Pasternak B. Several provisions: sobr. cit.: in 5 volumes - v.4. - M.: Fiction, 1991.
7. Savkina I. "The Kiss of the Vampire": Does Modern Mass Literature Kill or Preserve the Classics?: Monograph / I. Savkina // Crisis of Literary Centrism. Loss of identity and new opportunities. - M.: Flint Publishing House, 2014. - S. 95-114.
8. Sunyaikina T.V. Book and reading in the fate of the young generation of Russia: traditions and innovations / T.V. Sunyaikina // Traditions and innovations in the destinies of national educational systems / Materials of international. scientific-practical Conf., 10-11 Apr. 2014. - Kursk, 2014. -S. 219-221.
9. Tone A.G. Trends in the development of modern Russian artistic and documentary prose / A.G. Tone // Russian language and literature in the European space:
current state and development prospects / Materials of the international scientific congress. - SPb.: NIRS; Granada: University of Granada, 2007. - S. 278-283.
10. Ulitskaya L. Medea and her children / L. Ulitskaya. - M.: Eksmo, 2009.
11. Khalizev V.E. Theory of literature / V.E. Khalizev. - Everything for the student; 6th ed., Rev. - M.: Academy, 2013.
12. Shpet G.G. Hermeneutics and its problems / G.G. Shpet. - M., Context, 1990.
13.00. 01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторах:
Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, доцент Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, e-mail: [email protected]
Жумагулова Жадыра (г. Шымкент, Казахстан), кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова, e-mail: [email protected]