Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ "НАРТЫ" В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ "НАРТЫ" В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗАНИЙ О НАРТАХ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПАТРИОТИЗМ / «НАРТЫ» / СОСРУКО / ДЕБЕТ / САТАНАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Фериде Ахматовна

В статье обосновывается валидность реализации педагогического потенциала героического эпоса карачаевцев и балкарцев «Нарты» в патриотическом воспитании школьников. Произведен комплексный анализ образов нартов-богатырей - защитников родной земли. Выявлены патриотические подтексты в сказаниях «Тейри и нарты», «Рождение нартского кузнеца Дебета». Изучен персонаж Сосруко: спаситель, защитник и покровитель нартского народа, как собирательный образ, олицетворяющий подлинный патриотизм в его ярчайшем проявлении - любви к родной земле, людям и готовности поставить интересы общины над собственными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE HEROIC EPIC OF BALKARS AND KARACHAYS "NARTS" IN PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article substantiates the validity of the realization of the pedagogical potential of the heroic epic of the Karachai and Balkars «Narty» in the patriotic education of schoolchildren. A comprehensive analysis of the images of sleds-heroes - defenders of their native land was made. Patriotic subtexts are revealed in the tales «Teiri and Narty», «The Birth of the blacksmith Debet of Narty». The character of Sosruko is studied: the savior, defender and patron of the Nart people, as a collective image embodying genuine patriotism in its brightest manifestation - love for the native land, people and willingness to put the interests of the community over their own.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ "НАРТЫ" В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

8. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей: Учеб. пособие / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2002. - 240 с.

9. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

Педагогика

УДК 398.22(811.512.142)

аспирант 2 курса педагогического факультета Алиева Фериде Ахматовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ «НАРТЫ» В

ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается валидность реализации педагогического потенциала героического эпоса карачаевцев и балкарцев «Нарты» в патриотическом воспитании школьников. Произведен комплексный анализ образов нартов-богатырей - защитников родной земли. Выявлены патриотические подтексты в сказаниях «Тейри и нарты», «Рождение нартского кузнеца Дебета». Изучен персонаж Сосруко: спаситель, защитник и покровитель нартского народа, как собирательный образ, олицетворяющий подлинный патриотизм в его ярчайшем проявлении - любви к родной земле, людям и готовности поставить интересы общины над собственными.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, карачаево-балкарский героический эпос, педагогический потенциал сказаний о нартах, национальная литература, патриотизм, «Нарты», Сосруко, Дебет, Сатанай.

Annotation. The article substantiates the validity of the realization of the pedagogical potential of the heroic epic of the Karachai and Balkars «Narty» in the patriotic education of schoolchildren. A comprehensive analysis of the images of sleds-heroes - defenders of their native land was made. Patriotic subtexts are revealed in the tales «Teiri and Narty», «The Birth of the blacksmith Debet of Narty». The character of Sosruko is studied: the savior, defender and patron of the Nart people, as a collective image embodying genuine patriotism in its brightest manifestation - love for the native land, people and willingness to put the interests of the community over their own.

Key words: patriotic education, the Karachay-Balkar heroic epos, the pedagogical potential of sagas about narty, national literature, patriotism, «Narty», Sosruko, Debet, Satanai.

Введение. Время диктует человеку требования к существованию в обществе, соблюдение которых становится залогом полноценной жизни в социуме. В современном мире сомнительных нравственных ориентиров, неустойчивых моральных качеств непреходящей ценностью остается патриотизм - нетленная, немеркнущая, безграничная любовь к своему Отечеству. Учиться на ошибках прошлого, но ценить свою историю; действовать на благо ближнего в настоящем, но думать о будущем процветании; с надеждой смотреть в грядущее, при этом совершать все посильное сегодня - проявление искренней преданности государству, которое позволяет нам называться его гражданами, заботится о своих подданных с рождения и на протяжении всей жизни. Патриотизм дает возможность человеку ощущать нерушимую, обоюдную связь с могущественным, но отеческим союзником, готовым оказать поддержку и помощь в любом вопросе.

Взращивать патриотические чувства важно начать с раннего детства, продолжая постепенно наполнять идейное содержание более сложными для восприятия компонентами. Особенно восприимчивы к принятию идей патриотического уклона дети в возрасте с 8 до 18 лет. Если учесть, что первичная социализация ребенка происходит в семье, то, соответственно, дальнейшее развитие его личности протекает в образовательной среде, где школьник обучается в течение 9 или 11 лет. Этот факт возлагает на школу ответственность за своевременную и корректную работу над первоначальным формированием у учащихся верного понимания концепций добра и зла, пользы и вреда, потребностей и прихотей, и, в неменьшей степени, обобщенной картины истинных ценностей духовного плана, в том числе качеств гражданина.

Литературное наследие всякого народа включает богатейший, содержательный материал для воспитания толерантного, дружественного, трудолюбивого человека. Отражение национальных идеалов - почитание старших, уважение мудрости, стойкость перед лицом угрозы, незыблемую готовность защищать родной край - мы находим в устном народном творчестве, художественных произведениях. Героический эпос, бытующий у народов Северного Кавказа, в том числе балкарцев и карачаевцев, основу которого содержат сказания о бесстрашных патриотах-богатырях, сражающихся за правое дело с чудищами и иноземными захватчиками, образуют «Нарты». Главными героями являются отважные батыры Сосруко, Ерюзмек, Алауган, Ачемез, кузнечных дел мастер Золотой Дебет, мудрая Сатанай - мать нартов, красавица Агунда - дочь Ерюзмека. Сказания несут не только историко-этнографические сведения, но поучительный, назидательный смысл. Богатыри как представители лучших человеческих качеств отстаивают свои права и свободы, интересы родной земли, семьи, народа. Они - патриоты своего Отечества.

Школьникам среднего звена легче и проще понять и принять идеи патриотизма на примере нартских сказаний -фантастических, остросюжетных, захватывающих, нежели рассматривать любовь к Отечеству в осознании текущей необходимости в защите территориальных границ и государственных интересов страны. Убедить подростков быть готовыми однажды пожертвовать своими желаниями и планами, чтобы встать за Родину - задача довольно сложная. «Нарты» позволяют доходчиво, но ненавязчиво прививать учащимся верные морально-нравственные эталоны, гражданские убеждения. Реализация педагогического потенциала героического нартского эпоса балкарцев и карачаевцев станет ступенью к эффективному воспитанию патриотизма у учащихся.

Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание в школе - педагогическая деятельность, нацеленная на формирование у учащихся общеобразовательных учреждений патриотического осознания преданности отчизне, государству. Процесс взаимодействия педагогов и школьников носит постоянный, систематический характер, направлен на всестороннее развитие.

Национальная литература является не только художественной летописью народной жизни, но и инструментом, а также средством нравственного обогащения духовного мира личности и общества в целом. Нельзя недооценивать значимость роли литературных трудов в дидактическом аспекте педагогической науки. Возможности художественных произведений заключаются в добровольном характере их изучения. Задача педагога-предметника - заинтересовать пытливые умы не просто читать текст, но вчитываться в его содержание, выявлять основные проблемы и предполагаемые пути их разрешения.

Каждая национальность в своем историческом становлении создает уникальные, самобытные материальную и духовную культуры, систему морально-нравственных ценностей. И крайне важно, чтобы эти накопленные тысячелетиями

богатства не канули в прошлом, постигнув забвения, а постоянно питали и поддерживали подрастающие поколения. Знать свою национальность, собственный язык, культурное наследие, Родину поистине есть счастье.

В истории немногочисленного, но стойкого карачаево-балкарского народа множество примеров того, как следует достойно жить и чтить память ушедших лет. За свое многовековое существование карачаевцы и балкарцы создали богатейший фольклор. Ключевую роль в их устном народном творчестве играет героический эпос о нартах, являющийся одной из национальных версий общекавказской Нартиады. Действующие лица в «Нартах» преимущественно батыры -богатыри, защитники интересов своего народа. Женские образы представлены мудрой Сатанай, красавицей Агундой и некоторыми другими терпеливыми и рассудительными девушками. Но кто такие нарты и как они возникли? Детальнее рассмотрим вопрос становления персонажей эпоса.

О рождении нартских героев повествует сказание «Тейри и нарты» [2, С. 302]. Боги Солнца, Неба, Земли и Воды сотворили мир, где в воздухе парили птицы, по твердой земле протекали реки и озера, ходили первые люди. Между собой Боги (Тейри) решили, что каждый из них станет заботиться о человеке: Тейри Солнца обязуется согревать людей и освещать им жизнь; Тейри Неба будет посылать благодатные дожди для увлажнения почвы; Тейри Земли взялся помогать взращивать урожай для пропитания человека; Тейри Воды не позволит людскому роду умереть от жажды.

Солнце был предводителем, могущественнейшим из Богов. Он находился в бесконечно далеком пространстве, но непрестанно присутствовал всюду. Его тепло прогревало землю летом, зимой же он посылал часть жара в Мир мертвых. Солнце был страшен в гневе, способен иссушать океаны и выжигать землю. В древние времена случилось туманам рассердить его: окутав поверхность всей земли плотным слоем непроглядной пелены, они не пропускали свет и тепло к людям. Тейри Солнца, разгневавшись, вызвал извержение, и на землю пали искры и камни, обратившиеся в золото, серебро, железную руду, соприкоснувшись с почвой.

Главное имя Бога Солнца - Кайнар Тейри. Когда он с Землей сотворили людской мир, то твердь его дрожала и вздымалась, а воды морей и океанов волновались. Племя нартов в течение семи лет молило Богов прекратить их мучения. Вняв мольбам, Кайнар Тейри воздвиг горы и накрепко вбил их в материк, подобно клиньям. После этого землетрясения прекратились и гладь морей стала безмятежна.

Первые люди - нарты, в те далекие времена были малочисленным обществом, и кроме них на земле обитали существа харрала или эмегены. Между ними происходили непримиримые войны. Существа были немногим схожи с человеком: исполинские тела их были густо покрыты рыжими волосами, а употребляли в пищу они все без разбору. Им нравилось в знойные дни швырять друг в друга желтые камни - извержения Тейри Солнца.

Много времени позже кузнец Дебет выкует из железной руды для нартов орудия, и они истребят с лица земли всех своих врагов эмегенов.

Как мы видим, в сказании явно присутствует и обыгрывается теория креационизма, утверждающая сотворение мира и человека сверхъестественными силами Богов. Но уже в первом же сказании можно заметить патриотические нотки -древние люди осознали необходимость защиты своих земель, семей от опасных и кровожадных узурпаторов - эмегенов. Для этого они сплотились, взялись за оружие, изготовленное великим кузнецом Дебетом, и победили чудищ.

Ключевая фигура нартского эпоса - Золотой Дебет, играет судьбоносную роль в жизни народов семи гор. Великий мастер кузнечного ремесла создал нартам орудия для борьбы с врагами, буквально обеспечив им победу в многочисленных войнах. Он же, по некоторой трактовке истории о рождении Сосруко, расколол валун, принесенный мудрой Сатанай, в котором теплилась жизнь младенца. Руками Дебета были выкованы успех, сила, отвага нартского народа, его преимущество над эмегенами. «Рождение нартского кузнеца Дебета» рассказывает о возникновении и взрослении непревзойденного умельца.

Боги Неба и Земли поженились, загремели небеса, загрохотала твердь. Девять лет и девять дней спустя земля разверзлась, и явился на свет Дебет. Мать Воды (Суу анасы) искупала младенца, напоила его бурными реками и стала ему молочной матерью, вырастила как родного сына, обучила мудростям жизни. Сердце Дебета было из огня, конечности - из стали, сухожилия тела растягивались и сокращались, подобно тетиве, суставы его были подвижны и эластичны, а по его артериям тек огонь, и душа горела жарким пламенем.

Каждый Тейри воспитывал юношу, учил языку. Однажды Дебет отправился в горы нартов, присел побеседовать с камнями и остался в ночь. Долго разговор их длился, а наутро Дебет собрал камней и вернулся с ними в аул.

Раскрошив камни в руках, он узнал, что содержится в каждом; пробовал их на вкус, точно хлеб, чтобы понять состав. Вскоре Дебет, владевший языками огня, воды, земли, возмужав, обучается кузнечному делу. Истинного мастерства достигает в своем ремесле, первым на земле изготовляет кузнечные мехи, добывает железо, жжет каменный уголь. Расположив кузню вблизи горы Тырма, он растягивает железо, придавая ему любую форму. Узнав о таланте Дебета, нарты обратились за оружием и доспехами. Он изготовил тысячи мечей, луков и стрел. Всяким своим подвигом нартский народ был обязан мастерству своего великого кузнеца.

Если в совокупности своей эпос о нартах ассоциируется с одним определенным героем, то это, разумеется, Сосруко -сын камня. Именно Сосруко вернул людям огонь, выкрав его у эмегенов, которых одолел хитростью [2, С. 367]. Это он убил Пятиголовое чудище, истребил пауков-людоедов, боролся с эмегенами.

По одной из распространенных версий Сосурук, он же Сосруко, был вытесан княгиней вещей Сатанай из камня с помощью шестидесяти молодых мужчин с молотами, по ее заказу выкованными кузнецом Деуетом (Дебетом). Отцом Сосруко был пастух Соджук (Созук), заметивший однажды прекрасную Сатанай за стиркой белья по другой берег реки Эдиля. Зародыш младенца образовался в камне, к которому прислонился очарованный пастух. Бездетная княгиня выждала нужный срок и вернулась за ребенком к реке. Вынув младенца из камня, она отдала его на воспитание джиннам, закалившим как сталь все его тело, кроме колен. Духи еженощно приносили Сосруко к Сатанай и продолжали смотреть за ним до самого его взросления.

По другой версии сказания на берегу реки Эдиля стояла башня, в которой жила мудрая Кырс-бийче (Сатанай) со своей прислужницей Кюн-бийче, утром и вечером непременно спускавшейся за водой. Некогда в сумерках девушка пришла к реке, где ее заметил нартский пастух, пасший овец. Уловив на себе пристальный и жадный взгляд мужчины, Кюн-бийче спряталась за камень, в котором от ее прикосновения и желания пастуха зародилась жизнь. Вернувшись в крепость, девушка рассказала о происшествии госпоже, немедленно пославшей за камнем своих людей. Девять месяцев и девять дней валун простоял в темной и холодной комнате, пока не раскололся. Так на свет родился особенный мальчик. Кырс-бийче стала ему приемной матерью, набрала воды из родников семи гор и напоила сына, заклиная его беречь нартов, проживающих на склонах этих гор. За девять дней Сосруко вырос будто за девять месяцев, стал силен и умен.

«Как Сосурук добыл огонь для нартов» - история о самоотверженной храбрости юного батыра, рискнувшего собой, чтобы спасти от беды народ. Развести огонь в древние времена люди не умели: они выдергивали с корнем из земли иссохшее дерево, подносили его к солнцу, отчего оно вспыхивало пламенем; или сбивали с ночного небосвода горящую звезду, выстрелив в нее из лука.

В одну суровую зиму все мужчины селения ушли в поход, о чем прознали эмегены и напали на нартское племя, съели много людей и животных, разграбили жилища и потушили людские очаги, и нарты стали погибать от холода. Вернувшись, богатыри были страшно огорчены и решили обязательно спасти свой народ. Мудрая Сатанай отправила самого сильного, умного, ловкого и находчивого нарта вернуть пламя - собственного сына. Сосурук охотно согласился исполнить свой долг и отправился в пещеру чудища, где он обнаружил огонь, но не сумел выкрасть его, не разбудив ужасного эмегена. Хитрый юноша представился простым нартом и рассказал зверю о забавах знаменитого Сосурука, врага всех эмегенов.

Смекалкой молодой нарт поборол силу безобразного чудища: он выдумал игры, предположительно способные убить эмегена - бросал ему на голову огромные камни с вершины горы, заставил сидеть в озере, пока оно не замерзло окончательно и тот не смог разломать лед, затем умертвил его, вернул в страну нартов украденный огонь, а через несколько дней, собрав товарищей, вернулся в пещеру эмегена и увез все его богатства нартам.

Известны разные сказания о появлении Сосруко, но все они тождественны в одном - рожденный из камня и воспитанный мудрой Сатанай мужчина явился в мир нартов дабы стать им спасителем, защитником и покровителем. Образ Сосруко неизменно олицетворяет подлинный патриотизм в его ярчайшем проявлении - любви к родной земле, людям и готовности поставить интересы общины над собственными. Прямолинейный и смелый, смекалистый нарт вызывает у школьников симпатию и восхищение в своем стремлении оберегать Отчизну.

Выводы. Героический эпос «Нарты» - шедевр устного и нематериального культурного наследия карачаево-балкарского народа, обладает педагогическим потенциалом, реализация которого может способствовать воспитанию патриотизма у учащихся школ. Богатыри сказаний о нартах наделены всеми качествами настоящего патриота: любят свой народ, охраняют родные земли, встают на защиту интересов Отечества. Как было указано выше, обучающимся легче и проще понять и принять идеи патриотизма на примере нартских сказаний - фантастических, остросюжетных, захватывающих, нежели рассматривать любовь к Отечеству в осознании текущей необходимости в защите территориальных границ и государственных интересов страны. «Нарты» позволяют доходчиво, но ненавязчиво прививать школьникам верные морально-нравственные эталоны, гражданские убеждения.

Использование героического эпоса на уроках будет содействовать активизации познавательных интересов школьников, привносить положительные аспекты понимания этических категорий, формировать нравственные идеалы личности и гражданина.

Литература:

1. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - Москва: Просвещение, 1982. - 447 с.

2. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев (Эпос народов Евразии). - Москва: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - 656 с.

3. Палиевский, П.В. Литература и теория / П.В. Палиевский. - Москва: Современная Россия, 1979. - 288 с.

4. Пархоменко, М.Н. Многонациональное единство советской литературы / М.Н. Пархоменко. - Москва: Просвещение, 1978. - 287 с.

5. Узденова, Л.Х. Нетрадиционные формы проведения занятий как инструмент повышения активности и мотивации студентов в процессе обучения / Л.Х. Узденова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. -С. 323-325

Педагогика

УДК 372.881.3

кандидат педагогических наук, доцент Антонова Людмила Виталиевна

Чебоксарский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Гурьянова Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ОРФОГРАФИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Письменная речь всегда воспринималась и воспринимается как образец, эталон применения языка. В течение более чем двух столетий реформы во французской орфографии остаются предметом особого внимания и поводом для оживленных дискуссий. Во французском языке исключительную роль сыграла фонетическая эволюция, которая определила не только звуковой и буквенный облик современных слов, но и послужила базой для формирования морфологии. В статье описывается история становления французской орфографии c середины XIX в. до настоящего времени; изучается зависимость орфографии от фонетической эволюции; рассматривается формирование фонологического, этимологического и морфологического принципов орфографии и изменение их роли в диахронии. Сегодня фонетическое написание в большинстве случаев вытесняется фонетико-позиционным. В связи с этим обозначены основные трудности, возникающие у русскоязычных учащихся в процессе овладения французской орфографией, предложены пути их преодоления. Работа над орфографией в процессе изучения французского языка сложная и принесет видимые результаты только в долгосрочной перспективе. Важную роль в процессе рассмотрения ошибок учащихся и применения мнемотехник играет конструктивное общение. Применение информационных технологий в обучении правописанию способствуют отработке орфографического навыка, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, активизируют познавательную деятельность учащихся. Приведены примеры заданий, интерактивных интернет-ресурсов, направленных на формирование графических и орфографических навыков.

Ключевые слова: французский язык, история орфографии, принципы орфографии, языковая политика, обучение технике письма.

Annоtation. Written speech has always been perceived and is perceived as a model, a standard for the use of language. For more than two centuries, the reforms in French spelling have been the subject of special attention and an occasion for lively discussions. Phonetic evolution played an exceptional role in the French language, which determined not only the sound and letter appearance of modern words, but also served as the basis for the formation of morphology. The article describes the history of the formation of French orthography from the middle of the XIX century to the present day; the dependence of orthography on phonetic evolution is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.