Научная статья на тему 'Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования у школьников социальной компетенции'

Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования у школьников социальной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / TRAINING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO-BE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FOREIGN LANGUAGE DISCIPLINE / FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO-BE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования у школьников социальной компетенции. В работе рассматривается современное состояние проблемы, выявляется и обосновывается педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников, анализируются современные учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку для школы и УМК по педагогическим дисциплинам для будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FOREIGN LANGUAGE DISCIPLINE IN FORMATION OF PUPILS’ SOCIAL COMPETENCE

The article is devoted to the formation of pupils’ social competence. The work deals with the current state of the problem. It also reveals and grounds the pedagogical potential of the Foreign Language Discipline in the formation of pupils’ social competence. It gives the analysis of the modern learning packs on pedagogical disciplines employed for training Foreign Language teachers to-be.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования у школьников социальной компетенции»

УДК [378.016:811.1]:316.614

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FOREIGN LANGUAGE DISCIPLINE IN FORMATION OF PUPILS' SOCIAL COMPETENCE

Е. Н. Григорьева E. N. Grigoryeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у школьников социальной компетенции. В работе рассматривается современное состояние проблемы, выявляется и обосновывается педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников, анализируются современные учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку для школы и УМК по педагогическим дисциплинам для будущих учителей иностранного языка.

Abstract. The article is devoted to the formation of pupils' social competence. The work deals with the current state of the problem. It also reveals and grounds the pedagogical potential of the Foreign Language Discipline in the formation of pupils' social competence. It gives the analysis of the modern learning packs on pedagogical disciplines employed for training Foreign Language teachers to-be.

Ключевые слова: социальная компетенция, будущие учителя иностранного языка, подготовка будущих учителей иностранного языка, компетентностный подход, педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык».

Keywords: social competence, Foreign Language teachers to-be, training Foreign Language teachers to-be, competence-based approach, pedagogical potential of the Foreign Language Discipline.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта [10] будущие учителя иностранного языка должны обладать «способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)». Среди профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель иностранного языка, называются также «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2), способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-4)», то есть современный учитель иностранного языка должен быть готов к формированию у школьников социальной компетенции.

К сожалению, данные проведенного исследования показывают, что значительная часть будущих учителей иностранного языка не обладает для этого знаниями, умениями и навыками. Цель данной работы - выявить и обосновать педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников.

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ типовых учебных программ по иностранным языкам, учебно-методических комплексов по английскому языку для школ, а также учебных программ и учебников по методике обучения иностранным языкам и педагогике, используемых в учебном процессе при подготовке будущих учителей иностранного языка. Помимо анализа нами были использованы и другие методы психолого-педагогического исследования: синтез, сравнение, сопоставление.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучению развивающего и воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» посвящены работы И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Ф. М. Рабинович, Р. В. Роговой, Б. Е. Сахаровой, С. Ф. Шатилова и др.

Проблемы формирования социальной компетенции у учащихся школы анализируются в трудах Б. А. Абдульманова, Ю. Н. Кислякова, В. И. Лебедева, И. Ю. Мальковой, О. Н. Мачехиной, И. Л. Федотенко, М. П. Черемных и др.

Однако анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, педагогического опыта вузов показал, что, несмотря на многочисленные публикации по смежной проблематике, проблема подготовки будущих учителей иностранного языка к формированию у школьников социальной компетенции остается малоизученной.

Современный учитель иностранного языка должен быть готов к реализации не только практической цели обучения школьников иностранному языку, но и компетент-ностного подхода в образовательном процессе - к формированию у детей базовых (ключевых) компетенций, одной из которых и является социальная компетенция. Как отмечает В. В. Бояркина, «компетентностно ориентированный подход в образовании вызван социально-экономическими, политико-образовательными, педагогическими и другими предпосылками» [1, 27].

Проанализируем определения понятия социальной компетенции, предлагаемые различными авторами.

Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес предлагают понимать под социальными компетенциями «готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с другими» [3, 39]. По мнению И. А. Зимней, социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом и другими людьми» [4, 13]. Она выделяет пять собственно социальных компетенций: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения и информационно-технологическую. По Е. В. Коблянской, социальная компетенция -«умение выбрать социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» [5, 78]. В. Н. Куницина понимает под социальной компетентностью целую систему умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях [6, 49]. С точки зрения Г. И. Сивковой, социальную компетенцию следует понимать как «наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизированы и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» [9, 99]. По О. Н. Мачехиной, социальная компетентность - это «комплекс знаний о социальной действительности, социальных умений и навыков, социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации и эффективно выполняя заданную социальную роль» [7, 6].

Кроме того, в научной литературе имеется точка зрения, согласно которой социальная компетенция является структурным элементом коммуникативной компетенции (О. Ф. Остроумова, В. В. Соколова, Ван Эк и др.).

В нашем исследовании мы берем за основу определение социальной компетенции, предлагаемое Советом Европы, и подразумеваем под данным понятием способность продуктивно взаимодействовать с другими людьми, участвовать в принятии групповых решений, а также избегать конфликтов и разрешать их ненасильственно.

Готовность будущего учителя иностранного языка к формированию социальной компетенции у школьников, на наш взгляд, представляет собой интегративную характеристику, включающую в себя знания, умения, навыки, личностные качества и опыт, которые позволяют эффективно и целенаправленно осуществлять процесс формирования социальной компетенции у школьников при обучении иностранному языку.

Многие методисты (И. А. Зимняя, Е. И. Пассов и др.) отмечают воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» [8]. Дисциплина «Иностранный язык», по нашему мнению, обладает достаточным педагогическим потенциалом для формирования социальной компетенции у школьников. Мы выделяем три аспекта в потенциале данной дисциплины.

Мы полагаем, что потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников заключается, во-первых, в сущности феномена «язык».

Как отмечает М. В. Дружинина, «иностранный язык есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, культура, система социальных отношений, традиций» [2, 44]. Без использования языка невозможно полноценное межличностное взаимодействие, а процесс изучения языков, имея ярко выраженный социальный контекст, уникален по сравнению с изучением других дисциплин.

Во-вторых, по нашему мнению, потенциал дисциплины «Иностранный язык» заключается в содержании языкового материала.

В процессе изучения иностранных языков школьники должны знакомиться с речевыми клише (приветствие, благодарность, извинение, просьба, требование и т. д.) и их эквивалентами на иностранном языке, знание которых необходимо при межличностном общении и без которых невозможно быть социально компетентным.

На занятиях по иностранному языку учеников необходимо знакомить с формулами социального этикета и нормами поведения в самых различных ситуациях. Посредством чтения и аудирования, диалогов, полилогов, текстов, просмотра видеофильмов школьники узнают, как следует вести себя с иностранцами, учитывая их национальный характер и менталитет.

Составляя диалоги и полилоги на разные темы, участвуя в ролевых играх, школьники на уроке иностранного языка моделируют различные жизненные ситуации межличностного общения, требующие следования определенным нормам поведения (разговор начальника с подчиненным, родителя с ребенком, продавца с покупателем, официанта с посетителем, двух коллег в официальной обстановке, разговор друзей и т. д.).

Абстрактность дисциплины «Иностранный язык» позволяет учителю подбирать учебные тексты на самые различные темы. Так, в процессе изучения разделов «Моя биография», «Моя будущая профессия» и др. чтение и обсуждение школьниками художественных текстов на иностранном языке о различных взаимоотношениях между людьми и о конфликтах, возникающих между ними, служит положительным или отрицательным примером межличностного общения, способствуя формированию социальной компетенции.

В-третьих, педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников заключается в возможности использования социальных форм обучения (работа в микрогруппах, группах, коллективные формы обучения).

При применении коллективных и групповых форм обучения (инсценировки, ролевые игры, выполнение групповых проектов, «мозговые штурмы», дебаты, дискуссии, тренинги и др.) происходит обмен мнениями на иностранном языке, выделяются различные позиции, актуализируются потенциал и активность каждого школьника и всей группы (класса).

Работа в микрогруппах может быть реализована на занятиях по иностранному языку через составление диалогов и полилогов. При составлении диалогических высказываний можно научить детей адекватным действиям при общении с речевым партнером: логично высказываться, ясно выражать свои мысли. У них можно сформировать умения и навыки логичного изложения своего мнения, убеждения, восприятия иной точки зрения, различения фактов и мнений. Школьники учатся находить соответствующий тон общения с различными собеседниками в разных ситуациях, развивают большой репертуар ролевого поведения (ролевую пластичность), учатся анализировать сложные ситуации, возникающие при взаимодействии людей, понимать логику их развития, различать цели участников коммуникативной ситуации, предсказывать последствия их поведения.

При применении социальных форм обучения на занятиях по иностранному языку школьники вносят дополнения, поправки в выступления друг друга, делятся опытом, выявляют проблему, находят оптимальные пути ее решения, что способствует формированию у них умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми (вступления в коммуникацию с партнером по общению, установления контакта с собеседником, умения вести себя в соответствии с ситуацией общения), обмена информацией (логичного изложения своего мнения, убеждения, восприятия иной точки зрения, различения фактов и мнений), саморегуляции и самоконтроля, прогнозирования и урегулирования конфликтов.

Таким образом, педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников велик и значительно превосходит потенциал дисциплин математического или естественнонаучного цикла. Но эффективная реализация данного потенциала, на наш взгляд, может быть достигнута лишь при условии целенаправленной подготовки учителя иностранного языка к формированию этой компетенции.

Проведенный нами анализ типовых учебных программ, а также учебно-методических комплексов по английскому языку для учащихся школ (УМК «Solutions» Тим Фалла; учебно-методический комплекс Kathy Gude, Michael Duckworth, Elena Kho-tuntseva «New Matrix»; УМК В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быкова, М. Д. Поспеловой «Spotlight»; УМК Naomi Simmons, Tamzin Thompson, Liz Driscoll «Family and Friends» и др.) свидетельствует о достаточных возможностях дисциплины «Иностранный язык» для формирования социальной компетенции у школьников. В проанализированных нами УМК присутствует достаточно текстов о межличностных взаимоотношениях, о различных конфликтных ситуациях и путях выхода из них, что способствует формированию социальной компетентности у школьников при условии правильно организованной работы учителя над подобными текстами. Тематика разделов («Семья», «Моя школа», «Мой рабочий день», «Мои друзья» и др.), предлагаемых для изучения, также может способствовать формированию данной компетенции у школьников при условии методически верно организованной работы учителя.

Но, безусловно, одно лишь тематическое и содержательное наполнение учебников и учебных программ по иностранному языку школ не обеспечивает формирования у школьников социальной компетенции - это возможно лишь при условии целенаправлен-

ной подготовки к этому будущего учителя иностранного языка. Данный процесс реализуется в вузе прежде всего при изучении таких дисциплин, как «Методика обучения иностранным языкам», «Педагогика», «Психология».

Нами был проведен анализ учебных программ и учебников по методике обучения иностранным языкам и педагогике, используемых в учебном процессе при подготовке будущих учителей иностранного языка. В проанализированных учебниках нашли отражение разделы, посвященные общим тенденциям развития современной системы образования, раскрываются цели обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. Но, по нашему мнению, положения данных разделов носят лишь констатирующий характер. В проанализированных учебниках говорится лишь о необходимости формирования у школьников в процессе обучения базовых компетенций, что же касается практической стороны подготовки будущих учителей иностранного языка к формированию у школьников социальной компетенции, то эта проблема, на наш взгляд, остается недостаточно разработанной: слабо освещены современные технологии проведения урока, формы работы и способы организации учебного процесса на уроке иностранного языка, которые бы способствовали формированию социальной компетенции у школьников.

Резюме. Нами был выявлен и обоснован педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования у школьников социальной компетенции, который заключается, по нашему мнению, в следующем: во-первых, в сущности феномена «язык», во-вторых, в содержании используемого языкового материала и, в-третьих, в возможности применения на занятиях по иностранному языку социальных форм обучения. Однако проведенный нами анализ учебных программ и учебников по методике обучения иностранным языкам и педагогике, используемых в учебном процессе при подготовке будущих учителей иностранного языка, позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработки практической и технической стороны подготовки будущих учителей иностранного языка к формированию у школьников социальной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояркина, В. В. Сущностная характеристика общекультурной компетенции менеджера в контексте базовых ценностей мировой культуры / В. В. Бояркина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80). Ч. 1. - С. 26-31.

2. Дружинина, М. В. Социальный контекст в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] / М. В. Дружинина. - Режим доступа: http//window.edu.ru/resource/933/55933.

3. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 129 с.

4. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность / И. А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2004. - № 6. - С. 13-17.

5. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Коблянская. - СПб., 1995. - 25 с.

6. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 48-59.

7. Мачехина, О. Н. Педагогические условия развития социальной компетенции старшеклассников: про-ектно-контекстный подход : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Мачехина. - М., 2007. - 23 с.

8. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 2000. - 174 с.

9. Сивкова, Г. И. Социальная компетентность / Г. И. Сивкова // Вакансия. - 2001. - № 13. - С. 98-104.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 января 2011 г., № 46 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.