Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / MANAGEMENT IN EDUCATION / E-LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Наталья Михайловна, Сергеева Марина Георгиевна

Современный педагог в рамках своего профессионального саморазвития использует традиционные способы повышения уровня своей компетенции: перенимает опыт других специалистов, читает методическую литературу в рамках своей проблематики, посещает методические семинары и конференции проходит курсы повышения квалификации, проходит плановую аттестацию, осваивает новые формы работы, но этого на сегодняшний день недостаточно. Современное общество нуждается в педагоге, готовом к активному участию в инновационных процессах способном к восприятию новых идей, готовом компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Наталья Михайловна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS

Within the framework of his professional self-development, a modern teacher uses traditional ways to increase the level of his competence: he takes the experience of other specialists, reads methodological literature within the framework of his problems, attends methodological seminars and conferences, passes advanced training courses, passes routine certification, learns new forms of work, but this is not enough today. Modern society needs a teacher who is ready to actively participate in innovative processes, capable of perceiving new ideas, ready to competently solve existing and newly emerging professional problems.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 373.1

аспирант Симонова Наталья Михайловна

Институт социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Современный педагог в рамках своего профессионального саморазвития использует традиционные способы повышения уровня своей компетенции: перенимает опыт других специалистов, читает методическую литературу в рамках своей проблематики, посещает методические семинары и конференции проходит курсы повышения квалификации, проходит плановую аттестацию, осваивает новые формы работы, но этого на сегодняшний день недостаточно. Современное общество нуждается в педагоге, готовом к активному участию в инновационных процессах способном к восприятию новых идей, готовом компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Ключевые слова: менеджмент в образовании, электронное обучение, образовательная среда, педагог, профессиональное саморазвитие.

Annotation. Within the framework of his professional self-development, a modern teacher uses traditional ways to increase the level of his competence: he takes the experience of other specialists, reads methodological literature within the framework of his problems, attends methodological seminars and conferences, passes advanced training courses, passes routine certification, learns new forms of work, but this is not enough today. Modern society needs a teacher who is ready to actively participate in innovative processes, capable of perceiving new ideas, ready to competently solve existing and newly emerging professional problems.

Keywords: management in education, e-learning, educational environment, teacher, professional self-development.

Введение. Существующие тренды социальных и экономических изменений в современности четко очертили тенденции в развитии совершенно новой образовательной парадигмы, которая сущностно может быть охарактеризована смещение роли и функций педагога в образовательном процессе, от роли исполнителя к роли творческого субъекта. В связи с этим на сегодняшний день организация учебно-воспитательного процесса в рамках любого образовательного учреждения фактически невозможна без профессионального саморазвития педагога, что предусматривает и одна из компетенций (ОПК-4 - способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру), осваиваемых в рамках программ педагогического образования [3].

Профессиональное саморазвитие - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук [2]. Не является исключением область педагогической науки в целом и сфера менеджмента образования как одно из ее направлений.

В связи с этим основная цель нашей работы заключается в управлении процессом профессионального саморазвития педагогов посредством организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

В исследовании приняли участие педагоги 28 педагогов. Нами были определены этапы экспериментального исследования [5]: констатирующий этап (изучение особенностей профессионального саморазвития педагогов); формирующий этап (составление и реализация комплекса мероприятий по управлению профессиональным саморазвитием педагогов, включающего организацию научно-исследовательской деятельности учащихся); контрольный этап (определение эффективности работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся в управлении профессиональным саморазвитием педагогов).

Изучение особенностей проявления саморазвития педагогов осуществлялось с помощью [7]:

- теста-опросника «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (В.В. Козлов, Н.П. Фетискин);

- теста-опросника «Тест готовности к саморазвитию» (В. Павлов).

После выполнения педагогами школ данной методики были обработаны результаты по определению степени готовности к саморазвитию, которые представлены в виде таблицы 1.

Сводные данные диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у педагогов (N=28)

№ п/п Мотивационный Когнитивный Нравственно-волевой Гностический Организационны й Способность к самоуправлению Коммуникативны й

1 35 33 41 70 20 19 19

2 28 29 45 68 18 16 25

3 29 35 40 63 34 15 21

4 31 37 58 65 16 19 29

5 27 24 39 72 27 17 28

6 29 26 64 59 29 20 20

7 31 32 51 57 20 18 21

8 36 34 76 75 22 13 25

9 30 35 41 62 20 13 24

10 36 22 73 59 18 15 22

11 33 20 68 67 24 16 25

12 31 28 36 65 26 14 27

13 28 35 34 69 27 12 19

14 30 29 39 65 29 17 21

15 31 32 40 57 20 16 34

16 27 20 45 62 26 18 22

17 23 35 77 59 27 15 17

18 22 39 60 66 21 13 19

19 34 27 61 59 25 12 21

20 30 34 70 54 30 14 19

21 27 37 43 72 28 16 18

22 35 40 50 67 19 15 30

23 36 42 59 65 26 19 21

24 29 43 49 38 23 14 25

25 38 32 44 55 22 13 41

26 23 39 71 47 28 15 19

27 36 31 66 65 23 12 38

28 27 33 49 70 26 16 20

среднее 34 32 54 67 25 19 27

По результатам диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию педагогов, согласно, данных, представленных в виде таблицы, мы видим, что преобладают когнитивный, нравственно-волевой и коммуникативный компоненты. Выраженность когнитивного компонента говорит о том, что у педагогов достаточно развит уровень профессиональных знаний и умений, говорит об их интеллектуальной зрелости и гибкости оценки происходящего. Доминирование нравственно-волевого компонента свидетельствует о положительном отношении педагогов к процессу учения, о развитости у них таких качеств как самокритичность, самостоятельность и целеустремленность [4]. Они трудоспособны и умеют доводить начатое дело до конца. Средний показатель проявления коммуникативных способностей говорит о том, что педагоги сотрудничают и помогают друг другу в процессе самообразования, способны организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся, в процессе диспута и бесед могут отстоять свою точку зрения и убедить других в своей правоте. Наблюдается тенденция избегать конфликтов. Следует отметить, что в меньшей степени у педагогов выражены мотивационный, гностический и организационный компоненты, а также способность к самоуправлению, что отмечает нехватку у педагогов определенных психолого-педагогических знаний и умений, низко развита способность к управлению своим саморазвитием и самопознанием. Также нами был проведен тест-опросник «Тест готовности к саморазвитию» (В. Павлов). Полученные результаты по итогу ее проведения представлены на рисунке 2.

готовность "знать себя" готовность "могу совершенствоваться"

Рисунок 2. Графическое изображение выраженности показателей готовности к саморазвитию у педагогов (констатирующий этап) (N=28)

По итогам проведения методики было выявлено, что у большинства педагогов ярко выражено желание побольше узнать о себе, но недостаточно развито владение навыками самосовершенствования, слабо развито желание менять себя и работать над собой. Педагоги предпочитают работать, используя старые методы и технологии преподавания, они считают, что нет необходимости в чем-то меняться и менять свою методику преподавания, использовать новые технологии и инновационные подходы в процессе обучения.

Изложение основного материала статьи. Данные эмпирического исследования указывают на то, что педагоги проявляют низкую мотивацию в процессе саморазвития и профессионального самосовершенствования. Данный факт позволяет нам говорить о перспективности работы по управлению саморазвитием педагогов, посредством организации научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации комплекса мероприятий по управлению саморазвитием.

Комплекс мероприятий по управлению профессиональным саморазвитием педагогов, включающий организацию научно-исследовательской деятельности учащихся, базируется на теоретических положениях А. Файоля, который рассматривая управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях вне зависимости от их характера и размера, выделяет административные функции управления и принципы, которые должны воплощаться в работе управленцев [1].

К административным функциям управления А. Файоль относит [10]:

- планирование (предвидение) - определение целей, поиск путей их достижения, составление программы действия (плана) для координации работы по определенному направлению;

- организация - определение объема работы, способов её выполнения и распределение полномочий и ответственности;

- распорядительство (командование) - оперативное руководство спланированных мероприятий (предъявление руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей);

- координация - согласование и упорядочение деятельности отдельных сотрудников во избежание дублирования деятельности;

- контроль - отслеживание хода выполнения работы и оценка ее эффективности в соответствии с утвержденным планом (проверка исполнения заданий подчиненными).

Из общего числа принципов, которые должны воплощаться в работе руководящего звена по управлению организацией в целом, нами были определены пять, которые соотносятся непосредственно с административными функциями и соответствуют особенностям направления работы по управлению профессиональным саморазвитием педагогов (табл. 2).

Соотношение функций и принципов управления профессиональным саморазвитием педагогов

функция управления принцип управления

планирование единство направления (деятельность по одному из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом)

организация полномочия (право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения)

распорядительство централизация (решение принимается администрацией организации, а его исполнение осуществляется подчиненными)

координация разделение труда (обязанности и задачи отдельного исполнителя сводятся к минимуму за счет узкой специализации)

контроль дисциплина (контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности работы по определенному направлению)

Планирование работы и непосредственная реализация комплекса мероприятий по управлению профессиональным саморазвитием педагогов выстраивалось с учетом обозначенных выше функций и принципов управления посредством организации комплексного взаимодействия административной службы и методического объединения образовательного учреждения. Распределение полномочий и обязанностей представителей данных служб представлено в таблице 3.

Таблица 3

Комплекс мероприятий по управлению профессиональным саморазвитием педагогов в соответствии с функциями и принципами управления

функция/принцип управления общий план реализации программы ответственные

планирование / единство направления - Принятие административного решения о необходимости планирования работы по управлению профессиональным саморазвитием педагогов. - Общее планирование работы (определение перечня мероприятий) по управлению профессиональным саморазвитием педагогов. директор школы, зам. директора по УВР директор школы, зам. директора по методической работе

организация / полномочия 1. Распределение полномочий и назначение ответственных в соответствии с перечнем мероприятий общего плана. директор школы, зам. директора по УВР, зам. директора по методической работе

распорядительство / централизация - Общее руководство реализацией программы (предъявление требований к ответственным за отдельные мероприятия). - Планирование работы по реализации мероприятий непосредственными исполнителями. директор школы зам. директора по методической работе, педагоги

координация / разделение труда 1. Реализация мероприятий непосредственными исполнителями (согласование и упорядочение их деятельности). зам. директора по методической работе, педагоги

контроль / дисциплина 1. Оценка эффективности работы в соответствии с утвержденным планом (проверка исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом). директор школы, зам. директора по УВР

Средства реализации комплекса мероприятий: организация научно-исследовательской деятельности учащихся (творческие и учебные проекты, исследовательские и конкурсные работы).

Всех педагогов, участвующих в нашем исследовании, мы разделили на группы согласно преподаваемому предмету. В ходе изучения участия педагогов в научно-исследовательской деятельности, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 4.

Участие педагогов в организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Преподаваемый предмет Количество педагогов Количество педагогов, участвовавших в организации научноисследовательской деятельности учащихся в период 2016-2017 уч. г. Запланированное количество педагогов для участия в организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Русский язык 6 2 5

Математика 7 - 6

География 7 - 5

Биология 5 4 4

История 8 3 8

Итого 33 9 28

Из таблицы 4 видно, что из общего числа респондентов (33 человека) за последние 2 года руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся осуществляло 9 человек. Научно-исследовательская деятельность учащихся представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность, проектирование и исследовательская деятельность, подкрепленная реальными действиями. Результаты исследовательской и проектной деятельности учащихся представляются на конкурсах регионального и областного уровней, что выступает не как самоцель, а как средство, позволяющее расширить мировоззрение участников, обогатить их интеллектуальный и жизненный опыт, укрепить единство социокультурного пространства, а в то же время стать фактором профессионального саморазвития руководителей работ, т.е. педагогов [8].

Основная цель контрольного этапа исследования состояла в определение эффективности реализации комплекса мероприятий по управлению профессиональным саморазвитием педагогов и повышению низких показателей саморазвития. Нами была осуществлена повторная диагностика по тесту-опроснику «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально- педагогическому саморазвитию» В.В. Козлова и Н.П. Фетискина [6, 9], результаты которой представлены на рисунке 3.

10 0

9 0

8 0

7 0

| констатирующим

контрольным

Рисунок 3. Сравнительное графическое изображение выраженности показателей парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у педагогов (контрольный этап) (N=28)

Из рисунка 3 видно, что на констатирующем этапе большинство педагогов, что в значительной степени увеличились показатели уровня развития мотивационного компонента, что говорит о том, что педагоги стали изъявлять желание участвовать в научно-исследовательской деятельности, у них повысилась мотивация на использование новых методов и технологий в образовательном процессе, стали проявлять больший интерес к проходящим конкурсам муниципального, областного и всероссийского уровней. Педагоги, которые приняли участие в исследование, повысили свою мотивацию активно стали реализовывать совместно с детьми научно-исследовательскую деятельность, что послужило толчком для их саморазвития и профессионального мастерства. Однако, профессиональное саморазвитие педагогов имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики, что требует особого внимания со стороны руководства образовательных организаций.

Рисунок наглядно показывает, также, что в общей выборке педагогов значительно повысился уровень развития когнитивного компонента, педагоги стали расширять свои знания в различной области, принимать участие в семинарах и научных конференциях, вебинарах и практикумах, активно сопровождать научно-исследовательскую и проектную деятельности учащихся. Мы видим повышение коэффициента развитости таких качеств как умение ставить и разрешать познавательные задачи, педагоги стали проявлять большую

гибкость и оперативность мышления, стали проявлять креативность и способность отказаться от устоявшихся идей.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента по выраженности уровней по результатам повторного тестирования по методике В.Павлова «Тест готовности к саморазвитию» показывают, что после проведенной работы с педагогами у респондентов повысилась готовность к участию в конкурсах, проектах и научно-исследовательской деятельности, появилось стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Данные результаты наглядно видно на рисунке 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гтовность "знать себя" готовность "могу совершенствоваться"

Рисунок 4. Сравнительное графическое изображение выраженности показателей готовности к саморазвитию у педагогов (контрольный этап) (N=28)

Выводы. После реализации комплекса мероприятий мы наблюдаем повышение стремления к саморазвитию, развитие в себе компонентов, находящихся на низком и достаточно низком уровне. Таким образом, после реализации комплекса мероприятий по управлению саморазвитием педагогов посредством организации научно- исследовательской деятельности мы наблюдаем, что педагоги стали более адекватно реагировать на предложения об участии совместно с детьми в областных конкурсах, научных конференциях, овладели навыками самоуправления и саморазвития. В связи с проведенным комплексом мероприятий, в школах увеличилось количество педагогов, которые стали участвовать в конкурсах, занялись научно-исследовательской деятельностью.

Литература:

1. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И.Д. Багаева. - Усть- Каменогорск, 2015. - 338 с.

2. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

3. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

4. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы //Воспитание школьников. 2012. № 1. С. 3-11.

5. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического

использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

6. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.

№ 5. С. 95.

7. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

8. Третьяк И.Г. Профессиональная-педагогическая компетентность педагога / И.Г. Третьяк // Самарский научный вестник. - 2014. -№4. - С. 130-132.

9. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное пособие. Москва, 2019. 114 с.

10. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.