Научная статья на тему 'Педагогический менеджмент как фактор инновационной деятельности современного педагога'

Педагогический менеджмент как фактор инновационной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER / MANAGER / MANAGERIAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян М.Ш., Хутько Т.В.

В статье рассмотрены различные подходы в понимании педагогического менеджмента. Обоснована необходимость осуществления управления образовательной деятельности с целью содействия эффективного функционирования образовательного учреждения. Особое внимание уделено определению позиции педагога, который, по мнению ученых, выступает ключевым субъектом системы образования. Авторами проанализирован комплекс мер по формированию инновационного направления в деятельности современного педагога. Установлено, что менеджмент в сфере образования отличается своей субъектно-личностной направленностью. Использование приёмов педагогического менеджмента предполагает умение преподавателя эффективно управлять учебно-познавательным процессом. Выдвинуто утверждение, что формирование профессиональной компетенции педагога выступает в качестве одного из важных условий стратегического развития образования. Инновационное развитие системы образования должно начинаться с подготовки высококвалифицированного преподавательского состава и всесторонним обеспечением его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киян М.Ш., Хутько Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A FACTOR OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MODERN TEACHER

The article considers various approaches to the understanding of pedagogical management. The necessity of managing educational activities in order to facilitate the effective functioning of an educational institution is substantiated. Special attention is paid to determining the position of the teacher, who, according to scientists, is a key subject of the education system. The authors analyze a set of measures to form an innovative direction in the activities of a modern teacher. It is established that management in the field of education differs in its subject-personal orientation. The use of methods of pedagogical management assumes the ability of the teacher to effectively manage the educational and cognitive process. It is stated that the formation of professional competence of a teacher is one of the important conditions for the strategic development of education. Innovative development of the education system should begin with the training of highly qualified teaching staff and comprehensive support for their activities.

Текст научной работы на тему «Педагогический менеджмент как фактор инновационной деятельности современного педагога»

to form an individual educational route when implementing the main educational programme, has increased the need to rethink the conceptual and methodological foundations of individualization and put scientists before the need to develop methods, technologies, techniques and tools for organizing individual educational activities for the future teachers.

The individualization of the future teacher's training at the university is a process aimed at educating the student and positively changing his/her inner world in order to provide the basis for self-realization in teaching and life in general. Individualization, like any pedagogical process, is characterized by the correlation and interdependence of its external and internal sides. The external side of individualization includes the adaptation of the content and forms of the educational process to the student's individual characteristics, the provision of pedagogical support in order to develop his/her personality. The inner side is the orientation of the future teacher to the deployment and implementation of individuality and the formation of an individual position relative to their professional activities.

So, the abovementioned confirms that there is a real need to organize an individual approach to learning, which is inseparably linked with identifying a particular student's strengths and weaknesses of the abilities, patiently overcoming various difficulties, relying on everything strong and progressive that is inherent in this person.

Thus, the ability to learn a language develops during the learning process and allows a student more effectively and independently overcome difficulties encountered in the learning process, to know how to solve them and successfully use the available opportunities.

The ability to learn in relation to language learning includes: understanding the mechanisms of the language and the communication process; general phonetic skills; training skills; heuristic skills. This disclosure of the content of the ability to learn foreign languages allows determining and developing ways to solve complex urgent problems of students developing language competence.

References

1. Khutorskoy A.V. Modern didactics. Tutorial. The 2nd arranged edition. A.V. Farmstead. - M.: Higher school, 2007. - 639 p.

2. Samoukina N. Personally-oriented education as an actual issue of modern education // Practical psychologist at school. Number 4, 2007. pp. 44-45.

3. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methods. The 6th edition. M.: Publishing Center "Academy", 2009. -336 p.

4. Gordeyva N.N. Individualization of training: experience, realities, prospects // Pedagogy. 2002. Number 2. 145 p.

5. Passov Ye.I., Kuzovleva N.Ye. Foreign language lesson. M: Glossa- Press, 2010. - 640 p.

6. Leontyev A.A. Language and speech activity in general and educational psychology. M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House "Modek", 2001. -448 p.

7. Burlakova T.V. Individualization of vocational training of students in a pedagogical university: conceptual foundations. Publishing house of the State Educational Institution of Higher Professional Education, 2008. - 179 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Киян М.Ш.,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Крымский филиал, Симферополь, Россия Доцент кафедры «Теории и истории права и государства» Кандидат юридических наук, доцент Хутько Т.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Крымский филиал, Симферополь, Россия Доцент кафедры, заместитель заведующего кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Кандидат юридических наук, доцент

PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A FACTOR OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MODERN

TEACHER

Kiyan M.,

Russian State University of Justice Crimean Branch, Simferopol, Russia Khutko T.

Russian State University of Justice Crimean Branch, Simferopol, Russia

Аннотация

В статье рассмотрены различные подходы в понимании педагогического менеджмента. Обоснована необходимость осуществления управления образовательной деятельности с целью содействия эффективного функционирования образовательного учреждения. Особое внимание уделено определению позиции педагога, который, по мнению ученых, выступает ключевым субъектом системы образования.

Авторами проанализирован комплекс мер по формированию инновационного направления в деятельности современного педагога. Установлено, что менеджмент в сфере образования отличается своей субъ-ектно-личностной направленностью. Использование приёмов педагогического менеджмента предполагает умение преподавателя эффективно управлять учебно-познавательным процессом.

Выдвинуто утверждение, что формирование профессиональной компетенции педагога выступает в качестве одного из важных условий стратегического развития образования. Инновационное развитие системы образования должно начинаться с подготовки высококвалифицированного преподавательского состава и всесторонним обеспечением его деятельности.

Abstract

The article considers various approaches to the understanding of pedagogical management. The necessity of managing educational activities in order to facilitate the effective functioning of an educational institution is substantiated. Special attention is paid to determining the position of the teacher, who, according to scientists, is a key subject of the education system.

The authors analyze a set of measures to form an innovative direction in the activities of a modern teacher. It is established that management in the field of education differs in its subject-personal orientation. The use of methods of pedagogical management assumes the ability of the teacher to effectively manage the educational and cognitive process.

It is stated that the formation of professional competence of a teacher is one of the important conditions for the strategic development of education. Innovative development of the education system should begin with the training of highly qualified teaching staff and comprehensive support for their activities.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, инновационная деятельность педагога, менеджер, управленческая деятельность, образовательный процесс, система высшего образования.

Keywords: pedagogical management, innovative activity of a teacher, Manager, managerial activity, educational process, higher education system.

В настоящее время инновационная деятельность педагога - это необходимое условие повышения качества образования, возможности подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Современный работодатель требует от высшего учебного заведения готового специалиста достаточно широкого профиля, обладающего сформированными профессиональными компетенциями и способного после небольшого срока адаптации выполнять поставленные задачи, внедрять передовые технологии в производственный процесс. Поэтому важной составляющей развития системы высшего образования на современном этапе выступает эффективное управление образовательным процессом, целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Базовые теоретические принципы научного управления образовательным процессом разработаны Н. Ф. Бунаковым, Н. А. Корфом, Н. И. Пиро-говым, К. Д. Ушинским [11, с. 9]. В современной научной педагогической литературе представлены исследования в сфере управления образованием. Особое внимание заслуживают труды таких ведущих специалистов, как Н. Н. Булынского [1, 2], В. И. Загвязинского [6], Ю. А. Конаржевского [7], В. С. Лазарева [9], Н. Д. Никандрова [13], С. Д. Резника [14] В. П. Симонова [15] и многих других. В работах большинства современных исследователей сформировалась новая парадигма управления социальными системами. В данном контексте появились многочисленные исследования, разработки

педагогической теории управления, авторы которой связывают ее с понятием «педагогический менеджмент».

В мировой практике термин «менеджмент» рассматривается в качестве науки по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для эффективного и действенного функционирования организации [18]. В частности, Н. Н. Булынский менеджмент рассматривает в качестве искусства управления людьми и социальными процессами [2, с. 93]. По мнению Л. В. Львова, педагогический менеджмент выступает как вид социального менеджмента, в основе которого заложено управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей [11, с. 14]. В свою очередь, Н. Д. Никандров предлагает рассматривать термин «менеджмент» как равнозначное ему «управление», «руководство» [12, с. 119]. В учебном учреждении ведущая роль отводится педагогу, который осуществляет организационно-управленческую деятельность в рамках учебно-образовательного процесса, направленную на повышение его эффективности. Особое внимание заслуживает, на наш взгляд, позиция, приведенная М. М. Поташником о роли современного педагога, который, как указывает автор, «... планирует, организует, руководит и контролирует процесс обучения, воспитания и развития учащихся» [3, с. 12]. По мнению В. А. Федорова, именно преподаватель выступает ключевым субъектом системы образования, обеспечивающим его качество [17, с. 63].

В рамках заявленной темы авторы предлагают рассмотреть статус и роль современного педагога

как менеджера учебно-воспитательного и образовательного процесса, активного субъекта управленческой деятельности, ориентированного на инновационные методы и приемы в профессиональном обучении учащихся.

В современной психо лого-педагогической литературе существует несколько подходов в определении понятия «педагогический менеджмент», авторы выделяют различные аспекты, характеризующие сущность данного понятия. Так, например, В. И. Загвязинский, Л. Е. Капто, М. М. Поташник рассматривают педагогический менеджмент с позиции теории управления в образовательном учреждении [4, с. 12]. В свою очередь, В. П. Симонов определяет педагогический менеджмент в качестве управления образовательной деятельностью с помощью комплекса методов, организационных форм и технологических приемов, которые направлены на повышение функционирования и совершенствования педагогических систем [15, с. 3]. Исследователи Б. С. Гершунский, В. С. Лазарев, Е. В. Яковлев придерживаются той точки зрения, что это система управления образовательным учреждением, соответственно требующая поиск путей его развития, принятия стратегических и оперативных решений [4]. Учитывая различные аспекты понимания, поддерживаем толкование Л. В. Горюновой, которая определяет педагогический менеджмент как «управленческую деятельность учителя, осуществляемую в классе и направленную на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» [5, с. 31].

Современные авторы отмечают определенную специфику педагогического менеджмента, обусловленную характером и природой образовательной деятельности [16, с. 21]. Менеджмент в сфере образования и воспитания, прежде всего, отличается своей субъектно-личностной направленностью, а деятельность менеджера выстраивается на основе взаимодействия и управленческого сотрудничества. Очевидно, что ведущая роль в педагогическом менеджменте отводится педагогу, обеспечивающего качественный уровень учебно-воспитательного процесса. Как указывал В. П. Симонов, содержание управленческой деятельности педагога как субъекта педагогического менеджмента находит отражение в выполняемых им функциях [15, с. 62].

Современное образование требует от преподавателя использование активных и интерактивных методов обучения, внедрение инновационных технологий в процессе формирования общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций у будущих специалистов. Высшая школа в настоящее время заинтересована в преподавателе, который качественно выстраивает учебно-воспитательный процесс, самостоятельно принимает необходимые решения, при этом проявляет творческую активность, способен оперативно содействовать решению возникающих проблем в жизнедеятельности обучающихся, целенаправленно создает у них

ситуации успеха, применяет личностно-ориентиро-ванное обучение, направленное на развитие личности будущего специалиста.

Следует отметить, что обеспечивают инновационную деятельность в учебном учреждении преподаватели и специалисты, обладающие креативным мышлением, владеющие современными образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, готовые эффективно, творчески действовать в изменяющихся социально-экономических условиях.

Готовность преподавателя к выполнению профессиональных функций, гармоничное единство морально-этических, социальных установок и психолого-педагогической подготовленности характеризует педагога как потенциального субъекта менеджмента. При этом, на наш взгляд, основополагающими качествами, характеризующими личность педагога, являются обладание фундаментальными знаниями преподаваемой дисциплины, эрудированность и сформированные профессиональные компетенции.

Основой педагогического менеджмента выступает формирование инновационного направления в деятельности современного педагога. Особенность педагогического менеджмента заключается в осознании новой роли педагога в развитии личности обучающегося как модератора образовательного процесса. Важной составляющей инновационной деятельности педагога как менеджера образовательного процесса выступает его управленческая деятельность, направленная на активизацию познавательной и мыслительной деятельности обучаемых, осознание ими важности реализации обучения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей. Использование приёмов педагогического менеджмента предполагает умение преподавателя эффективно управлять учебно-познавательным процессом, обеспечивать социализацию обучающихся, моделировать их поведение, регулировать педагогическими ситуациями, что выступает одним из главных компонентов деятельности современного педагога.

Выступая менеджером образовательного процесса, современный педагог должен стремиться работать на основе принципа опережающего развития. Данный принцип обуславливает организацию учебного процесса с учетом требований потенциального потребителя - работодателя, а не с расчетом на действующие условия и нормы. Педагогу необходимо моделировать возможные изменения учебного материала в условиях интенсивного развития социально-экономических процессов.

Инновационная деятельность педагога предусматривает внедрение принципа открытости образования. Современная система образования должна предусматривать не административные механизмы изменения, а скорее ориентироваться на полную интеграцию в процесс социального и экономического развития государства. Инновационное развитие образовательной среды обусловлено необходимостью внедрения новейших методик и технологий

организации учебного процесса, направлено на активное развитие научной и практической деятельности с целью подготовки и выпуска конкурентоспособного специалиста [8, с. 66].

Инновационное развитие системы образования должно начинаться с подготовки высококвалифицированного преподавательского состава и всесторонним обеспечением его деятельности. Из теории менеджмента нам известно, что профессиональная квалификация специалиста формируется на базе трех основополагающих параметров, совокупное использование которых позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста в конкретной области. Прежде всего, это -умение, что предусматривает наличие у преподавателя научного, организационного, психологического опыта педагогической деятельности, способности эффективного применения накопленного опыта с целью сокращения отрицательных последствий от возможных ошибок. Важной составляющей является знание, которое проявляется у преподавателя, во-первых, в качестве наличия глубоких знаний по преподаваемой дисциплине, что позволяет обучать студентов в соответствии с требованиями образовательных стандартов; во-вторых, умение преподносить учебную информацию обучающимся в доступной для понимания форме, что позволяет наиболее полно уяснить изучаемый учебный материал. Завершает цепочку основополагающих факторов - талант, обладание которым означает наличие определенного базового психофизиологического состояния педагога, способствует эффективному восприятию и использованию необходимой информации.

По мнению В. А. Федорова, высокое педагогическое мастерство педагога обеспечивается «знаниями дидактики высшей школы, педагогической психологии, организаторскими способностями, владением современными технологиями обучения» [17, с. 63].

В современной психологии и педагогике проводятся исследования по изучению особенностей преподавателя как субъекта профессиональной деятельности. По мнению Л. М. Митиной, низкий уровень самосознания обусловливает ситуативный или адаптивный тип поведения педагога, который руководствуется наработанными алгоритмами, шаблонами в решении профессиональных задач, выявляет пассивную, несамостоятельную позицию [10, с. 9].

Высокий уровень самосознания обеспечивает такой личностный тип поведения, при котором педагог осознанно относится к своим внутренним и внешним побуждениям, принимает и отвергает их уже в качестве собственных мотивов поведения. Целенаправленная педагогическая деятельность основана на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать нестандартное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, преодолевать инновационные барьеры. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических инноваций, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Без доли сомнения можно утверждать, что формирование профессиональной компетенции педагога выступает в качестве одного из важных условий стратегического развития образования. Готовность педагога к образовательной деятельности в современных условиях предусматривает наличие необходимых личностных качеств, таких как -большая работоспособность, способность к активному творчеству, высокий эмоциональный потенциал, устойчивая сдержанность по отношению к внешним факторам, а также специальных - знание новых технологий, овладение инновационными методами обучения, умение их рационально внедрять в учебном процессе. Конечно, особое значение в профессиональном развитии педагога принадлежит самоподготовке и самообучению.

Подводя итоги выше изложенного, полагаем, что педагогический менеджмент можно рассматривать как инновационный вид управленческой деятельности педагога, направленный на организацию учебно-воспитательного процесса, управление учебной информацией с целью формирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая, в свою очередь, формирует развитие их личностных качеств и обеспечивает профессионально-ориентированную подготовку обучающихся как будущих специалистов в новых социально-экономических условиях. Организация системы управления в высших учебных заведениях обеспечит переход на более качественный уровень образования. Будет создана возможность перевести процесс управления в образовании с оперативного на стратегический уровень. Управленческая деятельность педагога призвана создать условия для эффективного и устойчивого функционирования образовательного процесса. Для достижения данной цели необходимо построить последовательную систему управления развитием профессионализма преподавателей, активизировать творческий потенциал педагога.

Список литературы

1. Булынский Н.Н. Менеджер профессионального образовательного учреждения: монография. - Челябинск: ЧелГУ, 2004. - 111 с.

2. Булынский Н.Н. Управленческая деятельность в системе начального профессионального образования: монография. - Челябинск: ЧелГУ, 2006. - 131 с.

3. Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. пособие. - М: Проспект, 2008. - 240 с.

4. Гвоздева А.В., Жилин В.В. [Электронный ресурс]. Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 4(16). - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ponyaüe-i-funktsii-pedagogicheskogo-menedzhmenta-kak-sredstva-upravleniya-uchebnoy-informatsiey/viewer (дата обращения: 08.01.2020).

5. Горюнова Л.В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 239 c.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

7. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1986. - 143с.

8. Котова Н.Н. Проблемы качества образовательного процесса в ВУЗЕ. // Ключевые вопросы образования и педагогики: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 31 октября 2017 г.). - Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2017. - С. 66-69.

9. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования. -2008. - 352 с.

10. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для

студентов высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.К. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; Под ред. Митиной Л.М. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

11. Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. - 178 с.

12. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егор-шина. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 624 с.

13. Никандров Н.Д. Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня? // Родная Ладога. - 2010. - № 3. - С. 59-68.

14. Резник С.Д. Управление системой профессионального продвижения руководителей в сфере образования: монография / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, А.Г. Юдаков. - Пенза: Изд-во ПГУАС, 2009.

- 131 с.

15. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. - М.: Пед. общество России, 1999. - 429 с.

16. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом. // Знание. Понимание. Умение.

- 2014. - № 3. - С. 18-24.

17. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. - Екатеринбург: РГППУ, 2007. - 226 с.

18. Челнокова Е.А., Коровина Е.А., Агаев Н.Ф. [Электронный ресурс]. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. -2015. - № 12-1. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35232 (дата обращения: 17.10.2019).

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Чибаков А. С.

Яранский технологический техникум, заместитель директора, кандидат педагогических наук

DIALOGIC PRINCIPLES OF COMMUNICATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF QUALIFIED

WORKERS, EMPLOYEES AND SPECIALISTS

Chibakov A.

Yaransk technological College, Deputy Director, candidate of pedagogical Sciences

Аннотация

В статье рассматриваются современные принципы диалогики и обосновывается педагогическая целесообразность коммуникации на их основе в субъект-субъектном обучении квалифицированных рабочих, служащих и специалистов в учреждении среднего профессионального образования. Формируются данные принципы на риторических, античных и исторических топиках, а также исследованиях топов, риторики, эристики, семиотики. Отмечается, что методологическим основанием диалогики по традиции считается промптуарий, в котором можно выделить органон, аподиктикон и семиотикон. Констатируется, что положения диалогики позволяют педагогу понять причины трудностей в обучении и получении профессиональной подготовки, найти способы ненасильственного их преодоления.

Abstract

The article considers the modern principles of dialogics and substantiates the pedagogical expediency of communication based on them in the subject-subject training of qualified workers, employees and specialists in the College. These principles are formed on the basis of rhetorical, ancient and historical topics, as well as studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.