Научная статья на тему 'Педагогический крах идей ЮНЕСКО'

Педагогический крах идей ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
педагогика / образование / международные отношения / международные организации / ЮЕСКО / культура / война / мир / pedagogy / education / international relations / international organizations / SECO / culture / war / peace

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

After the end of the Second World War, the states came out in favor of preserving the state of peace and stability thanks to the tireless activity of the established in the mid-1940s. international institutions. One of them was the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization UNESCO. With its name, this structure asserted the values of education, science and culture, and therefore it had to follow the pedagogical and educational paradigms underlying them. However, this pedagogical basis was by no means always visible in the actions of UNESCO, including the one developed in the early 1990s. the concept of a culture of peace. The pedagogical collapse of this international organization was manifested in the fact that its true penetration into the essence of the culture of peace did not happen, and therefore it remains a surrogate for the culture of war, crippling both the individual and all of humanity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical collapse of UNESCO ideas

После окончания Второй мировой войны государства выступили за то, чтобы сберегать состояние мира и стабильности благодаря неустанной деятельности созданных в середине 1940-х гг. международных институтов. Одним из них стала Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Своим названием эта структура утверждала ценности образования, науки и культуры, а потому она должна была следовать лежащим в их основе педагогическим и воспитательным парадигмам. Однако этот педагогический базис далеко не всегда просматривался в акциях ЮНЕСКО, включая разработанную в начале 1990-х гг. концепцию Культуры мира. Педагогический крах данной международной организации проявился в том, что ее подлинного проникновения в суть культуры мира не произошло, а потому она остается суррогатом культуры войны, калечащей и отдельного человека, и все человечество.

Текст научной работы на тему «Педагогический крах идей ЮНЕСКО»

Вражнова М.Н.

Доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Педагогический крах идей ЮНЕСКО

В настоящее время мировое сообщество переживает сложный период, у которого есть множество причин для наблюдаемых трудностей и не меньшее количество проявлений таких сложностей. Некоторые из них весьма трагичны, другие же обозначились чуть заметными линиями разногласий, способных как затянуться, так и перерасти в глубокий раскол.

Чаще всего в качестве источника наиболее острых проблем называется кризис системы международных отношений, сложившейся после распада Советского Союза, который затронул структуры, созданные в послевоенные годы и призванные не только поддерживать мир, но и способствовать развитию. Одной из них выступает основанная в ноябре 1945 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (англ. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO; ЮНЕСКО). Однако у глобальной турбулентности имеются и глубинные, цивилизационно-психологические основания. На примере ЮНЕСКО они заметны лучше всего, поскольку даже название этого международного института указывает на области, где больше всего накопилось взрывоопасного социального потенциала: образование, наука, культура.

Изначально ведущим принципом деятельности ЮНЕСКО провозглашалось способствование росту количества средств коммуникации между людьми и использование этих средства в целях достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга. За годы своего существования эта организация не раз подвергалась весьма аргументированной критике, в том числе за действия, которые, по замыслу ее учредителей, были направлены во

благо человечеству. В частности, итальянским журналистом Марко Д'Эрамо была дана такая оценка одной из активностей ЮНЕСКО, как «урбицид» (лат. urbs — город и лат. caedere — резать, убивать), которая на деле портит и разрушает города, оказавшиеся в Списке Всемирного наследия (англ. World Heritage List). Сам термин «урбицид» еще в начале 1960-х гг. был введен в оборот английским писателем-фантастом Майклом Муркоком и вскоре стал широко использоваться критиками городской перестройки в Соединенных Штатах Америки1.

С сожалением приходится констатировать слабость, заключающуюся в концептуальных подходах ЮНЕСКО к проблемам мирового культурного развития. Существенные недочеты были допущены уже на самых ранних стадиях разработки магистральных направлений деятельности. Так, несмотря на то, что проблемы образования обозначены в названии ЮНЕСКО первыми, в деятельности этой международной структуры слишком мало внимания обращалось на педагогический смысл любых ее инициатив, на то, что каждая из них имеет обязательный образовательный и воспитательный эффект. Оказавшись в такой ловушке пренебрежения к своей глобальной педагогической роли, ЮНЕСКО оказалась в плену эйфории, которую испытывал Западный мир в связи с крушением социализма в Восточной Европе и СССР. Не менее восторженная картина будущего мира в глазах либеральной общественности постсоциалистических государств привела к тому, что в 1992 г., когда в ЮНЕСКО была принята Программа по культуре мира (англ. The Declaration and Programme of Action on a Culture of Peace), в сознании ее инициаторов не было сформулировано принципиального отличия культуры мира от культуры войны2.

Частичное объяснение этого можно обнаружить в том, человечество испокон веков существовало в рамках культуры войны. Даже всем известные системы международных отношений — Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская — были плодом этой культуры, хотя и стремились устанавливать мир. Поэтому для вхождения в иное парадигмальное пространство международного и межкультурного взаимодействия требовался не декларативный подход, а смысловая проработка понимания того, чем же принципиально новым отличается культура мира.

1 Moorcock M. Dead God's Homecoming // Science Fantasy. Nova Publishing. 1963. June. Vol. 20. № 59.

2 Капто А.С. От культуры войны к культуре мира = Ввд культури вшни до культури миру. М.: Республика, 2002.

Такие мировоззренческие подвижки не были зафиксированы в появившихся после десяти месяцев переговоров в контексте подготовки к Международному году культуры мира Декларации и Программе действий по Культуре мира, которые были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 13 сентября 1999 г. В частности, Резолюция ООН A/53/243 призвала включить в программу действий восемь областей деятельности3:

1. Культура мира через образование.

2. Устойчивое экономическое и социальное развитие.

3. Уважение всех прав человека.

4. Равенство между женщинами и мужчинами.

5. Демократическое участие.

6. Понимание, терпимость и солидарность.

7. Коммуникация на основе широкого участия и свободный поток информации и знаний.

8. Международный мир и безопасность.

В своих документах, объясняя новацию подхода, присущего культуре мира, ЮНЕСКО поясняло, что «каждое из этих направлений деятельности было приоритетным для Организации Объединенных Наций (ООН) с момента ее основания; новым является их увязка через культуру мира и ненасилия в единую последовательную концепцию. Часто устанавливались связи (например, демократия, развитие и мир; равенство между женщинами и мужчинами с развитием и миром и так далее). Однако это первый случай, когда все эти области взаимосвязаны, так что сумма их взаимодополняемости и синергии может быть развита»4. Правда, следовало признать, что для столь масштабного проекта наполнение его сути преимущественно идеями синергии и взаимодополняемости было явно недостаточно.

Разработчики концепции Культуры мира в свое оправдание ссылались на невозможность из-за сопротивления некоторых крупных держав ввести в документ положение о «праве человека на мир», которое изначально было в проекте этого документа. Такое объяснение не выдерживает критики, поскольку данная тематика уже присутствовала в повестке дня ООН как Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и

3 Декларация и Программа действий в области культуры мира. Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года [Электронный документ] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_ of_peace.shtml.

4 Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей мира: Доклад Генерального секретаря [Электронный документ] // URL: https:// www.aaas.org/sites/default/files/SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_Rus.pdf.

взаимопонимания между народами (1965) и Декларация о праве народов на мир (1984). Не исчезла данная проблематика и после провозглашения идей Культуры мира, поскольку в 2016 г. принимается Декларация о праве на мир.

Рассогласование декларативных установок и повседневной практики Культуры мира попытались смягчить лауреаты Нобелевской премии мира, предложив мировому сообществу Манифест о культуре мира и ненасилия5, специально разработанный для объявленного в 2000 г. Международного года культуры мира (англ. International Year for the Culture of Peace). Главная цель этого обращения состояла в переводе резолюций ООН на повседневный язык, понятный всем людям. В некотором роде данный документ был преемником Стокгольмского воззвания6, принятого на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 г. по инициативе Фредерика Жолио-Кюри, который был автором текста воззвания и первой подписи под ним. Новый манифест призывал людей дать клятву «в моей повседневной жизни, в моей семье, на моей работе, в моей общине, в моей стране и в моем регионе», а для этого следовало:

- уважать жизнь и достоинство каждого человека без дискриминации и предрассудков;

- практиковать активное ненасилие, отвергая насилие во всех его формах: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое и социальное, особенно по отношению к наиболее обездоленным и уязвимым слоям населения, таким как дети и подростки;

- делиться своим временем и материальными ресурсами в духе великодушия, чтобы положить конец изоляции, несправедливости и политическому и экономическому угнетению;

- защищать свободу выражения мнений и культурное разнообразие, всегда отдавая предпочтение диалогу и слушанию, не впадая в фанатизм, клевету и отвержение других;

- поощрять ответственное потребительское поведение и методы развития, уважающие все формы жизни и сохраняющие баланс природы на планете;

- вносить свой вклад в развитие собственной общины при всестороннем участии женщин и уважении демократических принципов с тем, чтобы совместно создавать новые формы солидарности.

5 Манифест 2000 года о культуре мира и ненасилия [Электронный документ] // URL: https://www.aaas.org/sites/default/files/SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_ Rus.pdf.

6 Решения Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. // URL: https://diletant.media/articles/45241331.

Этот манифест был переведен более чем на полсотни языков и ■

даже лично подписан многими главами государств и правительств. Поскольку и обычные люди призывались подписать его принять на себя обязательство практиковать изложенные в манифесте принципы в повседневной жизни, то в итоге агитационной кампании к завершению Международного года его подписали более 74 млн человек, в том числе более одного миллиона из Бразилии, Колумбии, Индии, Японии, Кении, Непала и Республики Корея. Однако если продолжить сравнение манифеста со Стокгольмским воззванием, то результат количества людей, подписавших его, будет намного меньше. Как известно, под Воззванием свои подписи поставили более 273 млн человек, хотя иногда называется цифра до 500 млн. Также обращает на себя внимание то, что среди подписантов были 14 млн французов, 17 млн итальянцев, 1 млн британцев, 2 млн американцев, 3 млн7. То есть, Стокгольмское воззвание о запрете применения атомного оружия прежде всего затронуло сердца жителей развитых государств. Манифест Нобелевских лауреатов о культуре вызвал отклик у жителей стран, относящихся преимущественно к развивающемуся миру.

На этот геополитический факт сразу же следовало бы обратить внимание и задуматься, почему комфортный, уютный мир культуры потребления, бытовавший на Западе, по сути, оказался глух к проблеме проникновения культуры мира в культуру повседневности, что отражало именно образовательно-воспитательный характер миссии ЮНЕСКО. Причины крылись не только в более высоких жизненных стандартах, но и в том, что документы ЮНЕСКО изначально ориентировались на действие в таких областях, где при общем исключительно широком понимании культуры, сосредотачиваться приходилось на конкретных вопросах культуры миротворчества8.

Именно об этом говорилось в программе ЮНЕСКО «Культура мира», осенью 1992 г. принятой Исполнительным советом ЮНЕСКО, где подчеркивалась важность в государствах, где миротворческие операции Совета Безопасности ООН осуществляются или могут ожидаться из-за развивающегося насилия залечивать социальные раны войны местными мероприятиями по примирению и сотрудничеству. На основе этого была разработана методологии «участия в конфликтах», апробированная в Сальвадоре. Особенностью тако-

7 Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. М.: Вече, 2000.

8 Милтоевич В. Культура мира: теоретико-методологический аспект проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.

2008. № 2. С. 82-89. .

гуту

_Л/ёк,

го подхода было обращение к инструментам примирения ранее воевавших друг против друга сторон, например, совместному участию в планировании и реализации проектов, имеющих целью улучшить положение в образовании и науке, культуре и коммуникации. В частности, попытки применения такого инструментария наблюдались после Гражданской войны в Сальвадоре (исп. Guerra Civil de El Salvador) между правительством страны и партизанскими силами социалистической и коммунистической ориентации, объединенными во Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (исп. Frente Farabundo Martí para la Liberación Nacional, 1979 - 1992). Но из-за недостатка финансирования и моральной поддержки национальные программы Культуры мира не были развернуты в полной мере, а потом и вовсе прекращены. Правда, ЮНЕСКО с 2017 г. продолжает продвигать программу в странах Африки, сотрудничая с правительствами и фондами Анголы и Кот-д'Ивуар, а также опираясь на работу полевого отделения в Габоне.

В 2012 г. Председатель Генеральной Ассамблеи ООН сербский политик, один из лидеров оппозиции, председатель и основатель Народной партии, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич созвал Форум высокого уровня по Культуре мира. С тех пор подобные мероприятия высокого уровня ежегодно проводятся в Центральных учреждениях ООН в сентябре.

Также бывшим Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором был учрежден Fundación Cultura de Paz (Фонд «Культура мира»). В рамках Международного года Культуры мира создана новостная сеть «Культура мира». Но педагогическая компонента этих действий не просматривается. И это одна из причин того, что жизнеутверждающая идея Культуры мира ЮНЕСКО фактически загублена. У этой международной организации, призванной сделать культуру в полном согласии с происхождением данного понятия от латинского «cultura» — «возделывание» главным средством преобразований мировой действительности9, для этого не хватило педагогической компетенции желания, настойчивости и глобальной ответственности.

Итоги такой политики ярко проявились в ходе седьмой внеочередной сессии Исполнительного совета этой организации, которая прошла 1S - 16 марта 2022 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже,

9 Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь II Миссия конфессий.2021. Т. 10. Ч. S (№ S4). С. S19-S24; Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011; Терновая Л.О. Геополитическая культура: Монография. М.: ИНФРА-М, 2021.

созванной спешно по инициативе стран Запада за две недели до ■

регулярной, 214-й встречи совета. Заместитель постпреда России в ЮНЕСКО Татьяна Довгаленко заметила, что за все время существования Организации ни разу не созывалась специальная сессия по какому-либо конфликту. Но данный факт создает опасный прецедент и извращает традиционный мандат ЮНЕСКО, ранее стремящейся быть авторитетной гуманитарной и нейтральной площадкой. В МИД России подчеркнули, что лица, созвавшие эту внеочередную сессию, выступив в роли моралистов и нравоучителей, использовали ЮНЕСКО для распространения фейков о специальной операции России на Украине, а Организация стала «жертвой эгоистических амбиций и политических пристрастий отдельных западных столиц»10.

ЮНЕСКО призвала к соблюдению международного гуманитарного права в условиях конфликта на Украине, обратив внимание на обязательства соблюдать Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954) и два протокола к ней, чтобы обеспечить предотвращение ущерба культурному наследию во всех его формах, а также обязательства в соответствии с резолюцией 2222 Совета Безопасности ООН от 2015 г. о защите журналистов, работников средств массовой информации и связанного с ними персонала в ситуациях конфликта, о содействии свободным, независимым и беспристрастным средствам массовой информации в качестве одной из важнейших основ демократического общества, которые могут способствовать защите гражданских лиц. ЮНЕСКО выразила готовность предоставить Украине неотложную поддержку, в частности, финансовую, а также статус усиленной защиты (англ. enhanced protection) ключевым объектам культурного наследия. Украина попросила ЮНЕСКО исключить Россию из Организации и отказать России в праве проведения 45-й сессии Комитета Всемирного наследия, которая в 2022 г. должна была состояться в Казани. И, действительно, по итогам консультации членов бюро Комитета Всемирного наследия было принято решение о переносе сессии, что стало только дополнительным подтверждением политизации ЮНЕСКО.

Однако полностью исключить из календаря обсуждение этой проблематики не удалось. С 1 по 9 декабря 2022 г. в Казани и Санкт-Петербурге на площадках, где намечались мероприятия 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, был организован Меж-

10 МИД России обвинил ЮНЕСКО в помощи распространению фейков о спецоперации [Электронный документ] // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/19/ unesko_. IcUb

УкЫ

дународный форум к 50-летию Конвенции об охране Всемирного наследия. На базе Санкт-Петербургского горного университета прошла конференция на тему «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия», участники которой обсудили вопросы сохранения природного наследия, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. А в Казани были проведены:

- Конференция управляющих объектами Всемирного наследия;

- Конференция молодых специалистов;

- Конференция по религиозному наследию;

- Конференция по промышленному наследию;

- Международная конференция «Великий шелковый путь»;

- Молодежная модель Комитета Всемирного наследия;

- Международная конференция «Проблемы посттравматического восстановления Пальмиры»;

- Встреча Ответственных секретарей национальных комиссий государств-участников СНГ.

Особый смысл проведению этих мероприятий в 2022 г. в России придавало то, что, согласно Указу президента РФ, этот год был объявлен Годом культурного наследия народов России, нацеленным на популяризацию народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации11. Знакомство международной общественности с достижениями в этой сфере помогло бы решить те же задачи по сохранению культурного наследия, что и ставит перед собой ЮНЕСКО.

Очередным антипедагогическим шагом ЮНЕСКО стало включение в январе 2023 г. исторического центра Одессы в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой. Но угроза эта исходит не от природной стихии или влияния времени на достопримечательности, а от людей. При всех реальных заслугах этого города в области исторического наследия темным пятном стало снесение в нем в самом конце 2022 г. под покровом ночи памятника основателям города: императрице Екатерине II и ее сподвижникам — Иосифу Дерибасу, Платону Зубову, Францу де Воллану и Григорию Потемкину.

Приходится констатировать, что за почти восемь десятилетий своего существования ЮНЕСКО не смогла выработать представле-

11 Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Правовая защита нематериального культурного наследия: международные и национальные подходы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 2 (65). С. 94-100.

ние о культуре мира, которая лежит в центре современной педагогической парадигмы, а по-прежнему смешивает ее с культурой войны. О живучести именно такой культуры можно понять из цитаты из произведения Фридриха Ницше «Человеческое, слишком человеческое»3, относящейся к сюжету, который называется «Война необходима»: «Только мечтательность и прекраснодушие могут ожидать от человечества еще многого (или даже особенно многого), когда оно разучится вести войны. Доселе же нам неведомы иные средства, которые могли бы так же сильно и верно, как всякая великая война, внушать слабеющим народам такую грубую походную энергию, такую глубокую безличную ненависть, такое хладнокровие убийцы со спокойной совестью, такой общий организованный пыл в уничтожении врага, такое гордое равнодушие к великим потерям, к своей собственной жизни и к жизни близких, такой глухой, подобный землетрясению, трепет души; пробивающиеся здесь ручьи и потоки, которые, правда, катят с собой камни и всякий сор и уничтожают поля нежных культур, позднее, при благоприятных обстоятельствах, с новой силой приводят во вращение механизмы духовной мастерской. Культура отнюдь не может обойтись без страстей, пороков и злобы. Когда римляне в императорскую эпоху несколько утомились от войн, они пытались обрести новую силу в травле зверей, в битвах гладиаторов и в преследовании христиан. Современные англичане, которые в общем также, по-видимому, отказались от войны, прибегают к иному средству, чтобы возродить исчезающие силы: они пускаются в те путешествия, мореплавания, восхождения на горы, которые предпринимаются будто бы с научными целями, в действительности же для того, чтобы из всякого рода приключений и опасностей привезти домой избыточную силу. Придется, вероятно, изобрести еще немало подобных суррогатов войны, но именно из них будет все более уясняться, что такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне — т.е. во временном возврате к варварству, — чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни»12.

Опасность не только для мирового культурного наследия, но и для всего миропорядка проявляется в том, что отказ ЮНЕСКО от следования своему педагогическому и воспитательному предназначению, что выражается в идее культуры мира, способствует нараста-

12 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Пер. С.Л. Франка // Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 449-450.

нию силы всяческих образцов псевдокультуры, самым тревожным из которых выступает культура войны, разрушающая не только объекты культурного наследия, но и самого человека13.

Библиографический список

1. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. Ч. 5 (№ 54). С. 519-524.

2. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Правовая защита нематериального культурного наследия: международные и национальные подходы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 2 (65). С. 94-100.

3. Декларация и Программа действий в области культуры мира. Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года // URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml.

4. Капто А.С. От культуры войны к культуре мира = Ввд культури вшни до культури миру. М.: Республика, 2002. 431 с.

5. Манифест 2000 года о культуре мира и ненасилия // URL: https://www.aaas.org/ sites/default/files/SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_Rus.pdf.

6. Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей мира: Доклад Генерального секретаря // URL: https://www.aaas.org/sites/default/files/ SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_Rus.pdf.

7. МИД России обвинил ЮНЕСКО в помощи распространению фейков о спецоперации // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/19/unesko

8. Милтоевич В. Культура мира: теоретико-методологический аспект проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2008. № 2. С. 82-89.

9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Пер. С.Л. Франка // Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 231-490.

10. Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. М.: Вече, 2000. 480 с.

11. Решения Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. // URL: https://diletant.media/articles/45241331.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011. 374 с.

13. Терновая Л.О. Геополитическая культура: Монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 340 с.

14. Терновая Л.О. Противостояние исторических мифов: языческий культ богов войны и его современные интерпретации // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы международной научно-практической конференции (28 июня 2022 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов; АНО ВО «УМЦ», Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Издательский дом УМЦ, 2022. С. 498-502.

15. Moorcock M. Dead God's Homecoming // Science Fantasy. Nova Publishing. 1963. June. Vol. 20. № 59. 116 p.

16. The Declaration and Programme of Action on a Culture of Peace. UN resolution A/53/243. // URL: http://www.un-documents.net/a53r243a.htm UN resolution A/53/243.

13 Терновая Л.О. Противостояние исторических мифов: языческий культ богов войны и его современные интерпретации // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы международной научно-практической конференции (28 июня 2022 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов; АНО ВО «УМЦ», Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Издательский дом УМЦ, 2022. С. 498-502.

YlebazozuKa №66 eod 2023 i -

\Kfii i!

References

1. Baikhanov I.B. Geopolitical culture: what will you call the ship // Mission of confessions. 2021. Vol. 10. Part 5 (№ 54). P. 519-524.

2. Goldin G.G., Ternovaya L.O. Legal protection of intangible cultural heritage: international and national approaches // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2022. № 2 (65). P. 94-100.

3. Declaration and Program of Action for a Culture of Peace. Adopted by General Assembly resolution 53/243 of September 13, 1999 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/culture_of_peace.shtml.

4. Kapto A.S. From the culture of war to the culture of peace = Type of culture of viyni to culture of peace. M.: Respublika, 2002. 431 p.

5. 2000 Manifesto on a Culture of Peace and Nonviolence // URL: https://www.aaas.org/sites/ default/files/SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_Rus.pdf.

6. International Decade for a Culture of Peace and Non-Violence for the Children of the World: Report of the Secretary-General // URL: https://www.aaas.org/sites/default/files/ SRHRL/PDF/IHRDArticle15/A_63_127_Rus.pdf.

7. The Russian Foreign Ministry accused UNESCO of helping to spread fakes about the special operation // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/19/unesko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Miltoevich V. Culture of Peace: Theoretical and Methodological Aspect of the Problem // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2008. № 2. P. 82-89.

9. Nietzsche F. Human, too human. A book for free minds / Per. S.L. Frank // Nietzsche F. Works. M.: Thought, 1990. Vol. 1. P. 231-490.

10. Orlov A.S. Secret battle of the superpowers. M.: Veche, 2000. 480 p.

11. Decisions of the Stockholm session of the Standing Committee of the World Peace Congress. // URL: https://diletant.media/articles/45241331.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Intercultural interaction in the modern world: Textbook. M.: International publishing center "Ethnosocium", 2011. 374 p.

13. Ternovaya L.O. Geopolitical Culture: Monograph. M.: INFRA-M, 2021. 340 p.

14. Ternovaya L.O. Confrontation of historical myths: the pagan cult of the gods of war and its modern interpretations // Russia and Donbass: prospects for cooperation and integration: materials of the international scientific and practical conference (June 28, 2022) / Ed. ed. M.A. Bulavina, V.I. Gerasimov; ANO VO "UMC", Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. M.: UMTs Publishing House, 2022. P. 498-502.

15. Moorcock M. Dead God's Homecoming // Science Fantasy. Nova Publishing. 1963. June. Vol. 20. № 59. 116 p.

16. The Declaration and Programme of Action on a Culture of Peace. UN resolution A/53/243. // URL: http://www.un-documents.net/a53r243a.htm UN resolution A/53/243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.