Научная статья на тему 'Педагогический контроль видов подготовленности и этапные модельные характеристики танцоров 7-8 лет'

Педагогический контроль видов подготовленности и этапные модельные характеристики танцоров 7-8 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / НОРМАТИВЫ / ЭТАПНЫЕ МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Греков Юрий Алексеевич

В данной статье представлен механизм использования педагогического контроля при оценке уровня развития наиболее важных качеств и способностей в танцевальном спорте на этапе начальной подготовки. Выявлена значимость разработанных этапных модельных характеристик для оценки соревновательной подготовленности партнеров и танцевальной пары. Показано преимущество использования летнего переходного периода в танцевальном спорте, как переходно-подготовительного для развития отстающих от норматива показателей видов подготовленности по разработанным индивидуальным заданиям в процессе самостоятельных занятий танцоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical control of types’ readiness and stage model characteristics of the dancers aged 7-8 years

The article presents the approach to application of the pedagogical control when assessing the development level of important skills in dance sport at the stage of the initial training. The importance of the stages model characteristics to assess readiness of partners and dancing couple to competitions has been spotted. The advantage of using the summer transition period in dance sport to improve laggards of normative indicators readiness in process of the individual self-training has been shown.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль видов подготовленности и этапные модельные характеристики танцоров 7-8 лет»

ствий, связанных наблюдением за перемещающимся объектом во время собственных двигательных актов (теннис, настольный теннис, бадминтон и др.).

• При организации учебных занятий с использованием настольного тенниса и бадминтона в качестве движущихся объектов рекомендуется использовать шарики и воланы с различной цветовой окраской.

• Подготовительная часть учебного занятия со студентами, имеющие глазные нозологии должна содержать общеразвивающие упражнения в ходьбе, беге и комплексы вольных упражнений с оздоровительной направленностью. Удельный вес игровых упражнений в основной части учебного занятия должен составлять не менее 80%, а оставшиеся 20% отводить на проведение комплексных эстафет с предметами. Заключительная часть занятия должна содержать упражнения расслабляющего и восстанавливающего характера.

• Места проведения учебных занятий должны быть хорошо освящены. Оптимальной нормой освещенности спортивного зала, площадки, др. помещения является 200-300 лк.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов, А. А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. - 101 с.

2. Грачев, А.С. Технология улучшения функционирования зрительного анализатора слабовидящих студентов средствами спортивных и подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Грачев А.С. - Белгород, 2013. - 24 с.

REFERENCES

1. Gorelov, A.A, LKondakov, V.L. and Usatov A.N (2011), Intellectual work, physical efficiency, motion activity and health of the studentyouth, publishing house "POLITERA", Belgorod: PH.

2. Grachev, A.S. (2013), Technology of improvement offunctioning of the visual analyzer ofvis-ually impaired students means of sports and outdoor games, dissertation, Belgorod.

Контактная информация: nikitin_nnvs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2014.

УДК 793.38

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЭТАПНЫЕ МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНЦОРОВ 7-8 ЛЕТ

Юрий Алексеевич Греков, преподаватель, Омская государственная медицинская академия (ОмГМА)

Аннотация

В данной статье представлен механизм использования педагогического контроля при оценке уровня развития наиболее важных качеств и способностей в танцевальном спорте на этапе начальной подготовки. Выявлена значимость разработанных этапных модельных характеристик для оценки соревновательной подготовленности партнеров и танцевальной пары. Показано преимущество использования летнего переходного периода в танцевальном спорте, как переходно-подготовительного для развития отстающих от норматива показателей видов подготовленности по разработанным индивидуальным заданиям в процессе самостоятельных занятий танцоров.

Ключевые слова: спортивные танцы, этап начальной подготовки, нормативы, этапные модельные характеристики.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p49-53

PEDAGOGICAL CONTROL OF TYPES' READINESS AND STAGE MODEL CHARACTERISTICS OF THE DANCERS AGED 7-8 YEARS

Yury Alekseevich Grekov, the teacher, Omsk State Medical Academy

Annotation

The article presents the approach to application of the pedagogical control when assessing the development level of important skills in dance sport at the stage of the initial training. The importance of the stages model characteristics to assess readiness of partners and dancing couple to competitions has been spotted. The advantage of using the summer transition period in dance sport to improve laggards of normative indicators readiness in process of the individual self-training has been shown.

Keywords: dance sport, stage of initial training, normative, model characteristics.

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся [4, 5, 6].

Используя разработанный нами комплекс контрольных упражнений для оценки нормативного уровня подготовленности танцоров 7 и 8 лет, состоящий из 27 тестов, и модельных характеристик, состоящих из 19 тестов, тренеры получают возможность оперативно управлять подготовленностью юных танцоров, направив усилия на коррекцию отстающих и совершенствование остальных показателей видов подготовленности, особенно тех, которые влияют на спортивный результат [1, 2, 3]. Нами показано, что программа последовательности освоения видов подготовки [7] позволяет в целом освоить программный материал танцорам 7 и 8 лет. После первого года тренировки количество отстающих показателей в видах подготовленности было не более трех у мальчиков и двух у девочек 7 лет. Однако традиционный в танцевальном спорте переходный период с почти двухмесячным отдыхом и двухнедельным летним сбором в середине-конце августа не позволил парам 7 лет контрольной группы сохранить нормативный уровень по отдельным показателям. Количество показателей видов подготовленности, отстающих от контрольных нормативов, увеличилось на 26% у мальчиков и на 48% у девочек. После второго года тренировки в контрольной группе количество отстающих показателей, как у мальчиков, так и у девочек 8 лет увеличилось от четырех до семи при сохранении достигнутого уровня подготовленности.

Педагогический эксперимент был направлен на устранение отстающих от норматива показателей видов подготовленности в переходный период подготовки танцоров на первом и втором году тренировки.

Двигательная активность детей в этот период предусматривала самостоятельные занятия танцоров, направленные на устранение отстающих от норматива показателей по разработанной индивидуальной программе.

Целенаправленное использование переходного периода, как переходно-подготовительного, для совершенствования отстающих от нормативов показателей видов подготовленности позволило танцевальным парам 7 лет экспериментальной группы улучшить показатели модельных характеристик, которые, как правило, улучшились у всех девяти пар в четырех видах подготовленности: общей физической (ОФП), функционально-двигательной (ФДП), музыкально-ритмической (МРТП) и хореографической технической (ХТП). Имело место от 10 до 20 улучшений модельных характеристик в данных видах подготовленности у мальчиков и от 11 до 38 у девочек. В трех видах - специально-физической (СФП), интеллектуальной технической (ИТП) и тактической (ТактП)

наблюдалась стабилизация модельных характеристик (от 2 до 3 улучшений в данных видах подготовленности у мальчиков и от 3 до 7 у девочек), что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки рекомендаций для развития специальных физических качеств, интеллектуальных и тактических способностей танцоров 7 лет.

Таким образом, коррекция отстающих от норматива показателей благоприятно отражается на повышении у мальчиков, прежде всего, уровня МРТП и ОФП, далее ХТП и ФДП и затем ТактП, СФП и ИТП, на достижении модельного и выше его уровня развития качеств и способностей. У девочек, прежде всего: уровня ХТП, затем МРТП и ОФП и далее ФДП, ТактП и СФП. Последовательность становления видов подготовленности соответствует этапам освоения видов подготовки по Е.В. Путинцевой [7].

Можно сделать вывод о том, что на первом году тренировки у мальчиков, прежде всего, происходит становление музыкально-ритмической подготовленности, что связано с тем, что в танцевальном спорте ритмическое исполнение танца в большей мере возлагается на партнера и важным является его общая физическая подготовленность. У девочек ранее идет становление хореографической подготовленности, которая у мальчиков формируется позднее, что характерно для становления ОФП и ФДП у девочек. Становление остальных видов подготовленности осуществляется у партнеров синхронно.

Целенаправленность двигательной активности танцоров 7 лет в переходно-подготовительный период подготовки за счет организации самостоятельных занятий с учетом уровня подготовленности и достижения в конце учебного года нормативов в каждом виде подготовленности позволяет устранить дифференцировано слабые места в их подготовке, повысить уровень модельных характеристик и тем самым создать условия для эффективного обучения в новом учебном году.

Анализ модельных характеристик танцевальных пар 8 лет экспериментальной группы показал, что за трехмесячный переходно-подготовительный период из девяти танцевальных пар семь первых стали иметь модельные характеристики во всех видах подготовленности, за исключением отдельных видов у партнеров шестой и седьмой пары.

Коррекция отстающих от нормативов показателей видов подготовленности в самостоятельных занятиях позволила всем девяти мальчикам экспериментальной группы улучшить модельные характеристики, прежде всего в ХТП и ОФП (24 и 17 улучшений соответственно), далее в ИТП, СФП и ФДП (от 3 до 9 улучшений). Девочки улучшили модельные характеристики, прежде всего в ОФП и ХТП (13 и 16 улучшений соответственно), далее в ИТП, ФДП и СФП (от 4 до 7 улучшений). Наименьшая коррекция у мальчиков и девочек наблюдалась в МРТП и ТактП. По-видимому, это связано с последовательностью становления качества подготовленности в показателях МРТП и необходимостью оценки данного вида на следующих этапах подготовки с помощью новых, более сложных тестовых заданий.

Таким образом, на втором году тренировки у обоих партнеров танцевальной пары совершенствуется вначале хореографическая подготовленность, т. к. большое внимание уделяется хореографическим линиям ног, рук и всего тела в новых движениях и танцах. Затем у партнеров последовательно идет становление ОФП и ИТП, а у девочек ФДП. Остальные виды подготовленности формируются синхронно у партнеров танцевальной пары.

Эффективность использования самостоятельных занятий по индивидуальным заданиям в переходно-подготовительном периоде для совершенствования отстающих показателей видов подготовленности сказалась в преимуществе экспериментальной группы по сравнению с контрольной в количестве пар с модельным уровнем (табл. 1), а также в таком интегральном показателе, как спортивный результат (табл. 2).

Если у танцоров 7 лет до переходно-подготовительного периода в контрольной группе в видах подготовленности количество танцевальных пар с модельным уровнем

было от 2 до 6, то в экспериментальной группе от 2 до 7; после этого периода стало соответственно группам: 2-5 и 7.

Таблица 1

Количество пар контрольной и экспериментальной групп с модельным уровнем перед и после (в скобках) переходно-подготовительного периода подготовки, по 9

танцевальных пар

Группа, лет ОФП СФП ФДП МРТП ХТП ИТП ТактП

7 лет МУ=15 МУ=12 МУ=18 МУ=24 МУ=12 МУ=3 МУ=6

Контрольная 2 (2) 6 (5) 4 (3) 3 (3) 3 (2) - 6 (5)

Экспериментальная 6 (7) 7 (7) 5 (7) 2 (7) 4 (7) - 5 (7)

8 лет МУ=15 МУ=12 МУ=15 МУ=27 МУ=18 МУ=6 МУ=6

Контрольная 1 (1) 4 (4) 2 (1) 0 (0) 1 (1) 1 (0) 5 (4)

Экспериментальная 4 (8) 7 (7) 6 (7) 5 (7) 5 (7) 7 (8) 7 (7)

Примечание: МУ - модельный уровень.

У танцоров 8 лет до данного периода количество танцевальных пар с модельным уровнем в контрольной группе было от 0 до 5, а в экспериментальной группе от 4 до 7, а

после периода соответственно группам: от 0 до 4 и от 7 до 8 танцевальных пар.

Таблица 2

_Соревновательные рейтинги групп до и после эксперимента_

Рейтинги Группы Место в соревновательном рейтинге Хср±о Достоверность различий по критерию Уайта с ЭГ

До эксперимента контрольная 9,6±5,7 р>0,05

экспериментальная 9,4±4,6

После эксперимента контрольная 12,1±4,8 р<0,05

экспериментальная 6,9±4,1

Если соревновательный рейтинг танцевальных пар контрольной и экспериментальной групп фактически не отличался после первого года тренировки, то после второго года тренировки достоверное преимущество было у танцевальных пар экспериментальной группы, см. табл. 2.

ВЫВОДЫ

1. Педагогический контроль в танцевальном спорте на этапе начальной подготовки у танцоров 7-8 лет предусматривает оценку развития семи разновидностей видов подготовленности, уровень развития которых оценивается 27 тестами.

2. Для прогноза и достижения спортивных результатов танцоров 7 и 8 лет следует использовать из данных тестов 19 этапных модельных характеристик.

3. На первом и втором годах обучения танцоров 7 и 8 лет переходный период подготовки оказывает отрицательное воздействие на их подготовленность, выражающееся в увеличении числа отстающих от нормативов показателей видов подготовленности: от 2 до 3 у семилеток и от 4 до 7 у восьмилеток.

4. Самостоятельные занятия танцоров 7-8 лет по индивидуальным заданиям в пе-реходно-подготовительном периоде подготовки, направленные на устранение отстающих показателей, способствуют достижению нормативов в видах подготовленности.

5. Становление показателей видов подготовленности различается у партнеров 7 лет и происходит относительно синхронно у танцоров 8 лет.

6. Формирование этапных модельных характеристик танцоров начинается на первом году тренировки и продолжается интенсивно на втором году за счет самостоятельных занятий танцоров по индивидуальным заданиям, происходит достижение модельного уровня подготовки у 7-8 танцевальных пар из девяти, что сказывается на повышении соревновательного рейтинга танцоров 8 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Греков, Ю.А. Уровень показателей видов подготовленности на этапе начальной подготовки в спортивных танцах / Ю. А. Греков, А. И. Кравчук // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Кемеровской области. 13-14 февраля 2013 года, г. Кемерово / отв. ред. Л. П. Салтымакова. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2013. - С. 161-165.

2. Греков, Ю.А. Информативные показатели в каждом виде подготовленности танцоров 7 и 8 лет / Ю. А. Греков, А. И. Кравчук // Научные труды : ежегодник / Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2013. - С. 71-74.

3. Греков, Ю.А. Модельные характеристики показателей видов подготовленности танцоров 7-8 лет / Ю.А. Греков, А. И. Кравчук // Омский научный вестник / Министерство образования и науки Правительства Омской области. - Омск, 2013. - № 2 (116). - С. 224-228.

4. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 190 с.

5. Зациорский, В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте. / В.М. Зациорский, В.Н. Запорожанов, И.А. Тер-Ованесян // Теория и практика физкультуры. - 1971. - № 4. - С. 59-63.

6. Смирнов, Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Смирнов Ю.И. - М., 1991. - 37 с.

7. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : дис. ... канд. пед. наук / Путинцева Е.В. - Омск, 2007. - 173 с.

REFERENCES

1. Greekov, Yu.A. and Kravchuk, A.I. (2013), "Level of indicators of types of readiness at a stage of initial preparation in sports dances", Problems of development ofphysical culture and sport in the new millennium: materials of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 70 anniversary of formation of the Kemerovo region, on February 13-14, 2013, Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, Kemerovo, pp. 161-165.

2. Greekov, Yu. A. and Kravchuk, A.I. (2013), "Informative indicators in each type of readiness of dancers of 7 and 8 years", Scientific works: year-book, Publishing house of SIBGUFK, pp. 71-74.

3. Greekov, Yu. A. and Kravchuk, A.I. (2013), "Model characteristics of indicators of types of readiness of dancers of 7-8 years", Omsk scientific messenger. Ministry of Education and Science of the Government of the Omsk region, publishing house OmGTU, No. 2 (116), pp. 224-228.

4. Godik, M.A. (1988), Sports metrology, Physical culture and sports, Moscow.

5. Zatsiorsky, V.M., Zaporozhanov V.N. and Ter-Ovanesyan, I. A. (1971), "Questions of the theory and practice of pedagogical control in modern sports", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 59-63.

6. Smirnov, Yu.I. (1991), Theory and technique of an assessment and control of sports readiness, dissertation, Moscow.

7. Putintseva, E.V. (2007), Structure of types of initial training of children of 7-9 years in sports dances, dissertation, Omsk.

Контактная информация: grek_of@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.