Научная статья на тему 'Педагогический контроль и коррекция технико-тактической подготовленности дзюдоисток'

Педагогический контроль и коррекция технико-тактической подготовленности дзюдоисток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЖЕНСКОЕ ДЗЮДО / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Омарова Патимат Гасанкадиевна

В ходе педагогического контроля соревновательной деятельности дзюдоисток получена информация, проведен ее анализ и обобщение. Результаты позволяют определить количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности спортсменок и откорректировать многолетний учебно-тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль и коррекция технико-тактической подготовленности дзюдоисток»

Психолого-педагогические науки

115

• • •

информативности не уступают проективным методикам (диагностика по рисунку, ассоциативным рядам). При этом в проектной технологии обеспечивается возможность для «многослойной» диагностики актуального состояния или ценностного отношения субъекта, ориентированность на изменение ситуации через включение в процесс разработки проектов («Туристический маршрут», «Туристическая фирма», «Инвестиционный

Примечания

проект» и т.д.), используемых в образовательном процессе реализации профессионального цикла дисциплин.

Таким образом, проектная технология обеспечивает студентам выход на уровень освоения молодежного медиапространства - участие в конкурсах, грантах, конференциях за рамками непосредственного учебного процесса, возможность ощутить социальную значимость и т.д.

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск : Изд-во «Университетское», 1990. 2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольский. М. : Совершенство, 1997. 208 с. 4. Занков Л. В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении. М. : Учпедгиз, 1960. 5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. 6. Килпатрик В. X. Метод проектов / пер. с англ. Л. : Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1925. 43 с. 7. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. Мозырь : Риф «Белый ветер», 2000. 286 с. 8. Рахимов А. 3. Педагогическая технология творческого развития: Учебное пособие. Уфа : Творчество, 1996. 207 с. 9. Се-левко Г. К. Саморазвивающее обучение. Ярославль : ИПК, 1996. 10. Шацкий С. T. Избранные педагогические сочинения. T. 2. М. : Педагогика, 1980. 414 с. 11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 12. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

Статья поступила в редакцию 17.10.2010 г.

УДК 796.853.23

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЗЮДОИСТОК

©гоюТихонова И.В., Омарова П.Г.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма

В ходе педагогического контроля соревновательной деятельности дзюдоисток получена информация, проведен ее анализ и обобщение. Результаты позволяют определить количественные и качественные показатели техникотактической подготовленности спортсменок и откорректировать многолетний учебно-тренировочный процесс.

The authors of the article during the process of the pedagogical control over judoist girls’ competitive activity received the information, performed its analysis and generalization. The results allowed them to define quantitative and quality indicators of sportswomen’s technical tactical readiness and to correct the long-term training process.

116

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

Ключевые слова: педагогический контроль, женское дзюдо, соревновательная деятельность, коррекция, технико-тактическая подготовленность.

Keywords: pedagogical control, female judo, competitive activity, correction, technical tactical readiness.

Технико-тактическая подготовленность спортсменов во всех видах борьбы является одним из наиболее значимых компонентов мастерства. Высокий уровень этого вида подготовленности борца в значительной мере влияет на его манеру ведения соревновательных поединков и в конечном итоге предопределяет успешность выступлений спортсмена. Кроме того, как отмечают ведущие специалисты борьбы [1, 4], новые правила требуют, чтобы борец стремился победить с помощью разнообразных и эффективных техникотактических действий.

В настоящее время выделяются следующие виды педагогического контроля:

- визуальный экспресс-контроль техники в момент ее исполнения с экспресс-коррекцией;

- инструментальный экспрессконтроль (тензометрический) с экспресс-коррекцией;

- оперативный контроль с использованием киносъемки и видеосъемки, с отставленной коррекцией техники;

- текущий контроль техникотактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технико-тактического арсенала;

- итоговый контроль техникотактической оснащенности в сумме соревнований и отставленная коррекция технико-тактического арсенала.

Педагогический контроль техникотактического мастерства дзюдоисток должен включать в себя регулярные педагогические наблюдения, проводимые непосредственно тренером, за соревновательными поединками, анализ видеозаписей соревнований различного уровня, стенографирование и хронометрирование схваток. Последующая обработка полученной информации позволяет определить объемный спектр количественных и качественных технико-тактических показателей каждой спортсменки, характеризующих эффективность ее соревновательной деятельности [2].

Проведенное нами анкетирование 52 тренеров по женскому дзюдо (визуальный контроль) на предмет предпочтения выполнения спортсменками того или иного технического действия в соревновательном поединке выявил следующее:

- у дзюдоисток при борьбе в стойке основными являются броски ногами (подсеки, подножки) (38%) и броски подворотом (бедро) (32,2%), а в партере чаще других применяются удержания (47,3%);

- менее значимым, но целесообразным является применение дзюдоистками бросков назад (6,8%), бросков вперед (5,7%), бросков через грудь (5,1%), бросков с падением (5,1%), скручиваний (3%), бросков с упором стопы в живот (2,5%), бросков с захватом ног (1,6%), а в партере - удушений (29,6%) и болевых приемов (23,1%) (рис. 1,2).

Психолого-педагогические науки

• • •

117

3%

2.5%,<>%

5,7%

6,8%

8%

32,2%

□ броски ногами

0 броски подворотом Н броски назад И броски вперед ЕЗ броски через грудь ЕЗ броски с падением

□ скручивание

В броски с упором стопы в живот Ш Броски с захватом ног

5

Рис. 1. Значимость технических действий в стойке в женском дзюдо

□ Удержание

0 Удушения

Н Болевые приемы

Рис. 2. Значимость технических действий в партере в женском дзюдо

Анализ ответов на вопрос о преимущественном виде контроля за техн и ко-та кти ч еско й п од гото в л е н н остью дзюдоисток со стороны тренеров показал, что чаще всего этот контроль осуществляется визуально. Причем, 53,3% тренеров делают это на соревнованиях, 19,1% - на тренировках, а 18,7% - на соревнованиях и тренировках, остальные - 8,9% игнорируют какие-либо виды педагогического контроля. Только 17% тренеров используют с целью контроля расчет критериев технико-такти-ческого мастерства, и, наконец, лишь 8% специалистов идут по наиболее целесообразному пути, сочетая расчет кри-

териев подготовленности с визуальной оценкой уровня мастерства на тренировках и соревнованиях. Такое соотношение ответов наглядно демонстрирует, что большинство тренеров придерживаются традиционного пути оценки технико-тактического мастерства - педагогических наблюдений. В то же время разработанные и достаточно информативные показатели этой стороны подготовленности часто вызывают сомнения тренеров из-за сложности расчетов или недостатка специальных знаний, необходимых для успешной реализации полученной таким образом информации.

118

Известия ДГПУ, №4, 2010

Однако получение в ходе педагогического контроля обширной и точной информации об уровне техникотактического мастерства дзюдоисток является неотъемлемой частью современного учебно-тренировочного процесса и позволяет своевременно и эффективно вносить коррекцию в арсенал технико-тактических действий спортсменок. При этом основным способом получения информации для контроля мастерства дзюдоисток является анализ соревновательной деятельности.

Как отмечают В. Г. Манолаки [2. С. 126-132], Б. И. Тараканов [3. С. 80-84],

О. А. Угольникова [5. С. 65-67], существуют три основных способа контроля соревновательной деятельности женщин-борцов с целью получения исходной информации для расчета мастерства:

1) с помощью визуальной экспертизы, проводимой тренером. В результате появляется возможность получить приблизительную качественную оценку соревновательной деятельности;

2) в процессе регистрации проводимых технико-тактических действий поединка на видеозаписи соревнований. Последующий анализ видеозаписи соревнований разного ранга позволяет значительно дополнить и конкретизировать качественную оценку;

3) с помощью стенограммы и хронометража схватки дзюдоисток с последующим расчётом технико-тактических показателей.

Последний способ имеет наибольшее распространение в связи с тем, что он весьма прост и позволяет получить основные данные для расчета показателей техникотактического мастерства дзюдоисток. Этот метод заключается в регистрации всех технических действий, выполняемых наблюдаемой дзюдоисткой в ходе ее соревновательных схваток, а также всех приёмов, проведенных ее соперницами в этих схватках. Такая регистрация осуще-

ствляется в специально разработанных картах хронометрирования. При успешном выполнении дзюдоисткой какого-либо технического действия (приема, контрприема, комбинации) в карте фиксируется та оценка действия («кока», «юко», «вазари», «иппон»), которая определена судьями в данной схватке. Кроме того, знаком плюс («+») фиксируются все реальные попытки дзюдоистки атаковать какими-либо техническими действиями, не получившими оценки судей в том числе, а приемов, проведенных ее соперницей, - знаком минус («-»). По окончании схватки также вносятся в карту окончательный результат и время схватки, количество предупреждений и общее количество проведенных приемов каждой дзюдоисткой, проведенных и в стойке и в партере.

Такая методика стенографирования и хронометрирования соревновательной деятельности спортсменок определенными символами существенно упрощает фиксацию техникотактических действий в ходе схватки и в то же время дает исчерпывающую исходную информацию для ее последующего всестороннего анализа. Этот анализ проводился на основе полученных в ходе педагогического контроля технико-тактических показателей спортсменок, которые были выделены нами в 2 группы:

1 группа - основные абсолютные показатели:

1) количество и качество побед;

2) количество проведенных технических действий;

3) общее количество выигранных баллов за проведенные технические действия (по системе: «кока» - 3 балла, «юко» - 5, «вазари» - 7, «иппон» - 10);

2 группа - расчетные процентные показатели:

1) эффективность атаки - отношение количества успешно проведенных спортсменкой технических действий к общему количеству реальных атак;

Психолого-педагогические науки • • •

2) эффективность защиты - отношение количества успешно отраженных атак соперницы к общему количеству ее реальных атак;

3) разнообразность - количество приемов, выполняемых спортсменкой из разных классификационных групп приемов;

4) комбинационность - отношение количества оцененных комбинаций к общему количеству оцененных действий и реальных атак;

119

5) результативность - отношение суммы оценок за проведенные приемы к числу этих приемов.

Фактические значения 1 группы технико-тактических показателей должны стремиться к максимуму в соревновательном поединке. Значения 2 группы технико-тактических показателей, полученных в результате анализа стенограмм и хронометража соревновательных схваток дзюдоисток, представлены на рисунке 3.

Эффективность атаки

Рис. 3. Эпюра технико-тактических показателей соревновательной

деятельности дзюдоисток

В связи с малочисленностью исследований, посвященных женской спортивной борьбе, трудно пока определить точные нормативы по оптимальным величинам техникотактических показателей женщин-борцов разных видов борьбы и квалификации. Можно лишь ориентироваться на примерные модельные показатели технико-тактичес-кой подготовленности: эффективность атаки -41,4%, эффективность защиты -

35,3%, разнообразность - 21,8%, комбинационность - 36,5%, результативность - 20,1%.

Таким образом, такая оценка технико-тактической подготовленности даёт основание для заключения об эффективности многолетнего учеб-но-трени-ровочного процесса дзюдоисток и возможность, при необходимости, внесения коррекций в ходе его осуществления.

Примечания

120

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

1. Дзюдо (система и борьба): учебник// под ред. Ю. А. Шулики, Я. К. Коблева. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 800 с. 2. Манолаки В. Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 1993. 180 с. 3. Тараканов Б. И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: Монография. СПб. : СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. 162 с. 4. Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2006. 592 с. 5. Угольникова О. А. Особенности физической и функциональной подготовки спортсменок, занимающихся вольной борьбой: Учебное пособие. Новокузнецк : СибГИУ, 2009. 81 с.

Статья поступила в редакцию 22.10.2010 г.

УДК 372.8:51

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© гою Язева А.Б., Табишев Т.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

В статье рассмотрены ключевые компоненты педагогической технологии обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей: учебно-образовательный процесс, динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности, методическая система обучения математическому анализу, методическая система мониторинга качества профессиональной математической подготовки.

The authors of the article consider key components of the pedagogical technology of training to the mathematical analysis of students of engineering and technical specialties: educational and training process, dynamic model of the formation of the professional mathematical activity, methodical system of training to the mathematical analysis, methodical system of the monitoring of the quality of the professional mathematical preparation.

Ключевые слова: учебно-образовательный процесс, методическая система обучения, методическая система мониторинга, динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности.

Keywords: educational and training process, methodical system of training, methodical system of monitoring, dynamic model of the formation of the professional mathematical activity.

Знанию элементов математического анализа как основной дидактической единицы курса высшей математики в вузе придается большое значение в математическом образовании студентов инженерно-технических

специальностей (ИТС), так как в дальнейшей общепрофессиональной (и, в частности, математической) подготовке они неизбежно сталкиваются с задачами и проблемами, решение которых осуществимо с использова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.