Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АРАЛА НА ПСИХОЛОГИЮ НАСЕЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АРАЛА НА ПСИХОЛОГИЮ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Ключевые слова
психология населения Приаралья / экологические проблемы и психология человека / охрана природы / психологическое обслуживание населения / экологическое поведение / экологическое сознание.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамшетова Анжим Карамаддиновна

Показано, что высыхание Аральского моря, когда-то четвертого по величине озера в мире, является одной из крупнейших экологических трагедий в мире. Установлено, что высыхание Аральского моря привело к таким негативным ситуациям, как ежегодный подъем из более 75 млн тонны пыли и ядовитых солей частиц ядовитых соляных куч, образующихся на территории Аральского моря, некачественный состав питьевой воды, способствующий распространению опасных заболеваний. Обосновано, что растущая миграция населения с территории Приаралья в результате ухудшения условий жизни порождает как социальные, так и психологические проблемы. Сложившаяся экологическая напряженность сама по себе негативно сказывается на психическом состоянии лиц, проживающих в Приаралье. Установлено, что с изменением внимания к необходимым объектам природы наблюдается резкая агрессивность в поведении индивида. На основе изучения их отношения к природе окружающей среды, обусловленного существующими экологическими проблемами, и проведения их сравнительного анализа выявлено следующее. У населения, пострадавшего от экологической напряженности, отмечены очень низкие показатели удовлетворенности своим образом жизни, а также уровня познавательного, эстетического отношения к природе, окружающей среде. Объяснена причина такого явления возникновением психологических проблем в восприятии природы, негативно сказывающихся на их личностных качествах. Сформировано главное кредо – чтобы жить, борясь с существующими экологическими проблемами, человеку требуется невероятная сила воли. Личность может найти в себе волю жить в сложных условиях экологии, но некоторые качества, проявляющиеся в его становлении как личности и высокая степень агрессивности указывают на прямую связь с проблемами экологии глобального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шамшетова Анжим Карамаддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АРАЛА НА ПСИХОЛОГИЮ НАСЕЛЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АРАЛА НА

ПСИХОЛОГИЮ НАСЕЛЕНИЯ Шамшетова Анжим Карамаддиновна

Узбекский государственный университет мировых языков доктор психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии anjim.shamshetova.1974@mail.ru https://doi.org/10.5281/zenodo.10682058

Аннотация. Показано, что высыхание Аральского моря, когда-то четвертого по величине озера в мире, является одной из крупнейших экологических трагедий в мире. Установлено, что высыхание Аральского моря привело к таким негативным ситуациям, как ежегодный подъем из более 75 млн тонны пыли и ядовитых солей частиц ядовитых соляных куч, образующихся на территории Аральского моря, некачественный состав питьевой воды, способствующий распространению опасных заболеваний. Обосновано, что растущая миграция населения с территории Приаралья в результате ухудшения условий жизни порождает как социальные, так и психологические проблемы. Сложившаяся экологическая напряженность сама по себе негативно сказывается на психическом состоянии лиц, проживающих в Приаралье. Установлено, что с изменением внимания к необходимым объектам природы наблюдается резкая агрессивность в поведении индивида. На основе изучения их отношения к природе окружающей среды, обусловленного существующими экологическими проблемами, и проведения их сравнительного анализа выявлено следующее. У населения, пострадавшего от экологической напряженности, отмечены очень низкие показатели удовлетворенности своим образом жизни, а также уровня познавательного, эстетического отношения к природе, окружающей среде. Объяснена причина такого явления возникновением психологических проблем в восприятии природы, негативно сказывающихся на их личностных качествах. Сформировано главное кредо - чтобы жить, борясь с существующими экологическими проблемами, человеку требуется невероятная сила воли. Личность может найти в себе волю жить в сложных условиях экологии, но некоторые качества, проявляющиеся в его становлении как личности и высокая степень агрессивности указывают на прямую связь с проблемами экологии глобального характера.

Ключевые слова: психология населения Приаралья, экологические проблемы и психология человека, охрана природы, психологическое обслуживание населения, экологическое поведение, экологическое сознание.

Введение. Обозначим ряд проблем, связанных с экологическими проблемами глобального характера в Приаралье: нехватка питьевой воды для населения и для сельского хозяйства, снижение ее запасов и засоление. В свою очередь, это негативно отразилось на типовом развитиии растений и привело к снижению качества растений, являющихся кормом для скота на пастбищах, площадь которых сократилась почти в три раза. Изменение климата и непригодность почв для использования в сельском хозяйстве составляют одну из основных проблем, способную вызвать у определенной части населения в отдельных регионах неуверенность в завтрашнем дне в результате изменчивости социально-экономической и политической жизни в обществе, увеличения числа стихийных бедствий

и экологических проблем, слабости психологической готовности к экстремальным условиям жизни.

Кто живет в районах Аральского моря? Представим краткий обзор этнопсихологических особенностей населения, проживающего на данной территории. Многие особенности национальной психологии коренных народов Приаралья объясняются спецификой норм и правил социально-культурной жизни. В Приаралье наряду с каракалпаками проживают также и представители других национальностей. Мировоззрения, мнения, отношение населения, проживающего в Приаралье, к нынешней окружающей среде, а также к созданию семьи, по образу жизни отличаются от таковых в других регионах. Особенно это касается этнических характерных качеств каракалпакского народа, проявляющихся в отличительных психологических особенностях от представителей других национальностей.

История происхождения каракалпаков охватывает длительный период. Каракалпаки относятся к кочевым народам. Но когда они кочевали, они всегда двигались по реке и Аральскому морю. Из этого видно, что каракалпакский народ находился в гармонии с природой, знал много тайн природы и любил ее. Именно в народных пословицах и афоризмах, дошедших до нас, воспеваются эти качества народа. В народе постоянно употребляются такие фразы, как «три месяца моя дыня, три месяца моя тыква, три месяца мое мыло, три месяца мой рассвет», что, в свою очередь, указывает на режим питания и его соблюдение людьми, проживающими в Приаралье [1]. Три месяца моей дыни означало, что употребляли только такие виды, как «Аскаулак», «Дыня курт», «Варенье из дыни», которые были характерны для этого района созревания. Каракалпаки с глубокой древности занимались рыболовством и скотоводством. Поэтому фраза «три месяца мое мыло» предполагала приготовление из коровьего молока, а также рыбы различных национальных блюд. Женщины каракалпакской национальности особо отзываются о блюдах, приготовленных из рыбы, подчеркивая их разнообразие и называя их одними из основных.

Как известно, население употребляло в пищу больше молока и йогуртов, чем говядины, что свидетельствует о наличии у населения субъективного отношения к объектам природы. Известно, что они предпочитали есть рыбу, а не говядину, девушки-невестки, знающие 200 различных видов блюд из рыбы, также подчеркивают ее быстроусвояемые лечебные свойства. В народных пословицах, особо подчеркивается, что рыба служит лекарством, укрепляет здоровье. Мы можем видеть, что этот народ не равнодушен к своему здоровью, старается не навредить своим природным ресурсам. Научное исследование данного вопроса дает основание понять, что до недавнего времени исторические корни экологического сознания народа были позитивными и субъективными. Этнопсихологические особенности каракалпакского народа отражены в образе жизни населения, национальной культуре, искусстве, классической литературе, фольклорном жанре, национальных программах и обычаях, но при этом они представляют собой огромный научный потенциал и требуют специфического подхода.

Следует обратить внимание на этнопсихологические особенности народов, проживающих в районах Приаралья. В национальном характере каракалпакского народа отчетливо проявляются надежность, настойчивость и терпение. Национальный характер каракалпаков мы видим, прежде всего, в том, что основу формирования их социокультурных норм составлял образ жизни. Сохранение национальной идентичности

каракалпакского народа также складывается из стереотипов во взаимосвязи с его этническими особенностями.

Каракалпаки обладают такими хорошо развитыми качествами, как гордость, трудолюбие, стремление расширять и углублять свои познания, способность к прогрессу, острый ум, верность национальным традициям. Как отмечалось, во многих национальных традициях каракалпакского народа отразились его отношение к природе, окружающей среде, такие качества воспитательного значения, как отвага, ответственность и твердость духа, склонность к юмору, активность в межличностных отношениях, склонность к творческому мышлению, творческое воображение, привыкание к любым ситуациям,развитие устной речи.

Административно-территориальная структура республики состоит из 15 районов и одного города. Это Амударьинский, Берунийский, Караузакский, Кегейлинский, Кунгиратский, Канликульский, Муйнакский, Нукусский, Тахтакупирский, Турткульский, Ходжалинский, Тахиатошский, Чимбайский, Шуманский, Элликкалинский и город Нукус [2].

Сегодня широкой общественности известно, что на этих территориях Республики Каракалпакстан происходит интенсивное засоление земель, под воздействием пыльного пустынного воздуха. Население находится в крайне трагическом состоянии: происходят различные экологические неблагоприятные явления.

По данным экспертов, здесь ежегодно выбрасывается в атмосферу 75 млн т пыли, около 4 млн т вредных веществ. Половина из них приходится на окись углерода, 15% - на выбросы углеводородов, 14% - на двуокись серы, 9% - на оксид азота, 8% - на твердые вещества и около 4% - на специфические острые токсичные вещества [3]. В настоящее время уровень моря составляет около 10 млрд т соли, часть которой разбросана по окрестностям, вызывая экологическую катастрофу.

Нпример Всемирный банк в ноябре 2020 г. объяснял основную причину высыхания Аральского моря следующим образом. Использование водных ресурсов в течение почти 30 лет для выращивания различных водоемких культур, включая хлопок и рис, негативно сказалось на водных ресурсах Арала, имея катастрофические последствия для окружающей среды и экономики стран Центральной Азии, а также на благополучии и здоровье миллионов людей, проживающих в этом регионе. Ежегодно песчаные и пыльные бури Аралкума приносят в Узбекистан и другие страны Центральной Азии от 15 до 75 млн т песка, пыли и соли. В результате эрозия почвы и загрязнение воздуха оказывают негативное влияние на окружающую среду, здоровье и благополучие человека [4].

Как подчеркивает Н.Б.Бисалиев, из-за сложных экологических условий «необходимо не только уделять внимание физическому здоровью каждого ребенка, рожденного в Каракалпакии, но и проводить социальную и медицинскую реабилитацию нервно-психических состояний» [5]. Ряд исследователей считают, что демографические показатели значительно ухудшились в Приаралье за последние 20 лет из-за увеличения младенческой и общей смертности. Основными причинами смерти в этом регионе являются заболевания системы кровообращения, дыхательной и пищеварительной систем [6]. Учитывая, что здоровье населения является одним из важнейших ресурсов государства, необходимо постоянно контролировать медико-демографическую ситуацию и уровень заболеваемости в этой области. В результате воздействия на здоровье населения экологической катастрофы, произошедшей в Приаралье, наблюдается возникновение

различных заболеваний, в том числе широко распространенной среди женщин анемии, онкологических заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта. В настоящее время известно, что эпидемиологические показатели туберкулеза остаются серьезной медицинской и социальной проблемой во всем мире.

То, что население Приаралья живет в сложных условиях, само по себе является подвигом. Но даже если это так, в последующие годы продолжаются случаи миграции на другие территории. Негативное влияние на социально-психологический климат семьи оказывают также случаи выезда в отдаленные зарубежные страны и работа наемным работником для экономического обеспечения семьи. Особенно много случаев, когда наша молодежь оказывается обманутой в руках тех, кто занимается «торговлей людьми» за рубежом. Тот факт, что экологические проблемы всегда порождают экономические, означает, что большая часть населения находит приют и подчиняется таким хаотичным жизненным принципам, как борьба за то, чтобы жить в соответствии с современными требованиями. Безусловно, это порождает новые социально-психологические проблемы.

Население, в свою очередь, требует комплексной психологической подготовки для решения всех существующих экологических, экономических, социальных и психологических проблем. Респондентами нашего исследования стали квалифицированные учителя различных предметов, обладающие всесторонними знаниями об экологических проблемах, и обычные люди. Изначально с целью определения уровня экологического сознания у квалифицированных педагогов системы образования мы провели анкетирование с целью «изучения отношения населения Приаралского района к окружающей среде». В целях выявления отношения населения Приаралья к природе в целом и к экологическим проблемам окружающей среды, а также дифференциации возрастных и половых особенностей в отношении населения Приаралья к перспективе был проведен мониторинг образа жизни населения, а также беседы с ним о существующих проблемах и представлены анкеты.

Для достижения цели исследования по «изучению отношения населения Приаралья к окружающей среде» был получен экспериментальный материал, касающийся того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение респондентов к природе. В них изучалась интенсивность субъективного отношения респондентов к объектам природы, их отношение к природе окружающей среды.

Результаты, полученные в ходе нашей исследовательской работы, свидетельствуют о том, что 71,6% наших респондентов отметили плохую природу, большое количество соленой пыли в атмосфере, ухудшение содержания воды, негативное влияние этих обстоятельств на сельское хозяйство. Это состояние представляет большую опасность для нашего общества, так как ухудшение экологической ситуации наносит серьезный ущерб не только экономической жизни, но и духовному миру людей. Отвечая на вопрос, «какие действия вы бы предпочли предпринять в вопроснике по улучшению экологической ситуации?», 69,2% населения коснулись посадки деревьев - одной из мер по улучшению экологической обстановки. 15,4% заявили, что им нужно убирать вредные отходы подальше, а 15,2% заявили, что им нужно экономить воду. Особое внимание взрослые уделяют очистке окружающей среды, озеленению, хотя с сожалением отмечают, что по прошествии определенного времени 80-90% работ не дают ожидаемого результата. Это связано с крайне неблагоприятной экологической обстановки на территории, так как из-за засоленности земель, нарушения естественного состава почвы, нехватки воды одним из

важных проявлений экологии является озеленение. Мероприятия, проводимые на территории, не дают ожидаемого эффекта. Вполне очевидно недовольство людей характером окружающей среды - по их мнению вновь посаженные деревья не зеленеют, а старые продолжают сохнуть. Возможно, по этой причине по результатам анкетирования было установлено, что экологическая активность респондентов была слабой (относительно 42%), а значит, у наших респондентов показатели обсуждения этого вопроса, помощи или мотивации друг друга относительно низкие, что означает проявление своеобразного, типичного экологического сознания.

На вопрос анкеты «как нарушение окружающей среды влияет на ваше физическое и психическое состояние?», 56,9% респондентов выбрали ответ «беспокойство и тревога о завтрашнем дне». Многие из тех, кто выбрал такой ответ, также признались, что не могут воспитывать человека в духе «познания и понимания природы». Но они также оставили мысль о том, что постоянные состояния напряжения приводят к неэффективности любой работы человека. Частые вспышки гнева из-за нарушения сложившейся экологической обстановки отмечали 24,6% респондентов, частые случаи истощения сил - 18,4% респондентов.

В наблюдениях по результатам нашего исследования выяснилось, что эмоциональность в психическом состоянии населения отражает высокогиперболизированную форму экологического сознания, а также непривлекательные для них качества в поведении.

Опрос «В целях изучения отношения населения Приаралья к окружающей среде» был первоначально проведен с жителями Муйнакского района - одного из районов с тяжелой экологией. Этот опрос был использован для определения чувства удовлетворенности населения своим образом жизни и прояснения его когнитивно-эстетических, этических и стратегических отношений с окружающей средой. Данный опрос составлен из 50 вопросов, в которых мы выделили 5 направлений отношения к окружающей среде. Учитывая также возрастные особенности населения, мы разделили респондентов на 2 группы. Респондентами 1-й группы являются молодые люди в возрасте 15-25 лет, респондентами 2-й группы - зрелые люди в возрасте от 25 до 60 лет.

Ответы респондентов двух групп жителей Оролбуйского района, обосновавшихся в Муйнокском районе, приведены в таблице.

Отношение населения, %

Направления опросника высокий средний низкий

№ молодеж ь 15-25 взрослы е 25-60 молодеж ь 15-25 взрослы е 25-60 молодеж ь 15-25 взрослы е 25-60

лет лет лет лет лет лет

1 Определение чувства 18,9 21,8 35,9 37,8 45,2 39,9

удовлетворенност и образом жизни

населения

2 Когнитивное отношение населения окружающей среде к 36,7 32,4 39,6 46,5 23,7 21,9

3 Эстетическое отношение населения к окружающей среде 19,6 23,7 34,7 37,3 45,7 38,1

4 Этическое отношение населения к окружающей среде 27,8 34,2 36,7 39,8 35,5 24,2

5 Стратегическое отношение населения к окружающей среде 24,9 23,8 34,7 37,8 58,5 38,8

У респондентов первой группы населения - молодежи 15-25 лет, очень низкий уровень удовлетворенности (39,9%) по первому направлению «Определение чувства удовлетворенности образом жизни населения». Это подчеркивает, что условия жизни неблагоприятны из-за существующих экологических проблем, и выражено недоверие к стратегическому настрою в будущей целенаправленной работе. В вопросах по направлению «Когнитивное отношение населения к окружающей среде» молодежь имеет высокое (36,7%) стремление к получению знаний о причинах экологических проблем и способах решения их. Однако в ходе беседы они высказали свое мнение о сохранении нынешнего состояния высыхания Аральского моря. Однако их мысли носят общий характер. На вопрос «Можете ли вы внести свой вклад в экологическую проблему?» ответили «Да».

Информацию по экологии мы получаем из социальных сетей и телешоу, из книг, журналов, хотя многие отметили, что они почти не читают. Мы наблюдали, как они в мыслях, в каждой деятельности беспокоятся о завтрашнем дне, переживают, психически часто впадают в депрессию. Можно увидеть в этих ответах недостаточные психологические мотивы, отсутствие опыта. Наверное, поэтому в вопросах по направлению «эстетическое отношение населения к окружающей среде» мы также видим ответ «бесполезно». Видно, что у первой группы респондентов отношения к объектам природы образуют два разных взгляда. В первом случае, когда природа в окружающей среде характеризуется преобладанием субъективного восприятия предметов, мы также видим наличие «субъективного отношения» к ним. Но вполне естественно, что реакция населения на «эстетическое отношение к окружающей среде» негативно влияет на существующее отношение к окружающей среде. Это дает преимущество «объективного восприятия» объектов природы.

В процессе беседы молодые люди говорили о том, что во взаимодействии с объектами природы они руководствуются познавательными установками на окружающую среду, что они ожидают получить познавательную мотивацию извне, а не от себя. В развитии любой личности должен присутствовать стимул к личной самоактивации, т.е. желательно, чтобы они изначально действовали осознанно, чтобы справиться с различными проблемами. Нас обеспокоило то, что мы не двигаем объектами природы в окружающей среде, пока они не имеют субъективного отношения к ним. Возникла потребность в «здоровой экологической среде», формирующей «коллективное экологическое сознание», повышающей социальную внутреннюю активность молодежи, «экологизации

образования», т.е. в выявлении по отношению к ним ведущих мотиваций во взаимодействии с объектами природы.

Две группы респондентов ответили на вопросы о любых экологических явлениях в окружающей среде благодаря экспериментальной работе. Тем не менее, в вопросах, направленных на изучение проблемы «стратегического отношения населения к окружающей среде», полученный высокий показатель был очень низким (23,8%), что говорит о пассивном стремлении населения к самосохранению своего нынешнего состояния в окружающей среде. 2-я группа респондентов, чье отношение к экологической ситуации зависит от того, как они воспринимают окружающую среду, несмотря на высокий уровень неудовлетворенности образом жизни, обусловленный сложившейся экологической ситуацией, у большинства из них не наблюдалось желания покинуть пространство, в котором они родились и выросли. Именно в них мы видим преобладание привычного экологического сознания, сформировавшегося в связи с окружающей средой. Несмотря на негативное восприятие сложившейся экологической ситуации, среди населения установился дефицит тех, кто изъявил желание покинуть место жительства и переселиться в другую, более экологически благоприятную зону.

Это свидетельствует о наличии у населения стереотипов, связанных с негативной экологией окружающей среды, слабой социальной активностью в дальнейшей работе, слабой мотивацией к насильственной борьбе. У взрослых людей должна быть мотивация заботиться о своем психологическом здоровье своими знаниями, самостоятельно преодолевать психологические кризисы и иметь возможность помогать своим близким в ситуации экологической напряженности. В своем отношении к сложным экологическим условиям в окружающей среде взрослые люди изначально могли решать вопросы по различным существующим проблемам. Для Приаралья характерны и многие другие проблемы, в том числе и связанные с экологической ситуацией. Это могут быть такие неблагоприятные обстоятельства, как финансовые проблемы, рождение нездоровых детей, вспышки заболеваний, смерть члена семьи. Исследования показали, что хронический стресс окружающей среды нарушает работу иммунной и эндокринной систем, а также обменных процессов. Все эти заболевания человека могут привести к диабету, раку и другим болезням. Экологически сложной становится ситуация, при которой объективно нарушаются социальные связи человека с окружающей средой и нормальными условиями его жизнедеятельности. Ситуация начинает восприниматься человеком субъективно как трудная, в результате чего он чувствует потребность в поддержке. Бесспорно, с существующими проблемами необходимо бороться сообща, для чего необходимо, чтобы специалисты отрасли организовывали работу на постоянной основе для простого населения.

В настоящее время в психологии на первый план вышли характеристики, связанные с положительными чертами личности. Экопсихологические подходы также предполагают гармонию во взаимодействии человека с окружающей средой. Вышеупомянутые результаты исследований и обсуждения побудили нас изучить районы с другими экстремальными экологическими ситуациями. Например, японское государство относится к тем регионам, где множество раз происходят стихийные бедствия. Япония расположена на островах с ограниченными природными ресурсами и площадью. Природные силы Японии разнообразны цунами, извержениями вулканов, землетрясениями, т.е. природа Японии порой очень жестока по отношению к людям. Но на каждом шагу видны следы

постоянного человеческого поиска и труда. Японцы любят наблюдать природные явления, в их языке сто двадцать синонимов слова «Дождь». Это указывает на то, что японцы любят природу на своей территории, хотя их природа жестока по отношению к людям. В японском образовании, начиная с младших классов, проводятся занятия по пребыванию в гармонии с природой. В них Моттаинай - это японское понятие, обозначающее философию и образ жизни, которые сосредоточены на заботе об окружающей среде и человеческом творчестве и осуждают небережливое обращение с ресурсами. Но достаточно побывать на этих островах, чтобы понять, почему их обитатели обожествляют свою природу-мать. Почему бы нам не научить нашу молодежь любить нашу природу, которая была создана под антропогенным влиянием и была прекрасна в свое время.

Несложно представить всю трагичность экологической ситуации в районе Приаралья. Вполне естественно, что настроение населения, живущего в состоянии постоянного экологического стресса, часто меняется, неблагоприятно сказываются ослабление душевных сил, работоспособности, изменение мышления и мыслительных способностей, нарастание неуверенности в своей будущей работе. Негативные факторы окружающей среды подрывают психические силы человека, негативно влияют на его поведение, что, безусловно, должно привлечь внимание психологов указанным аспектам экологических проблем.

В заключение можно констатировать о целесообразности организации специального направления психологической службы среди населения Приаралья с целью ликвидации негативного психологического воздействия экологических проблем на людей. Экологическое воспитание должно осуществляться не через отдельные мероприятия, занятия, а на основе внедрения проблем экологии в каждый предмет. В качестве одной из приоритетных задач, выполняемых в образовании, целесообразно использовать осознанное отношение к окружающей среде, исходя из полученных знаний, чтобы обеспечить не только эффективное принятие решений, но и их выполнение. Необходимо сохранить у школьников-подростков антропоморфизм к экологическому стрессу (копинг-стресс), усилить гносеологические подходы к природе. Для населения очень важно иметь специалистов-психологов. При изучении развития экологического сознания населения, существующих этнических или национальных стереотипов желательны комплексные психологические подходы.

Это требует повышения эффективности использования психологических знаний в вопросах экологического образования. Должны быть созданы психологические службы по развитию экологического сознания, психологических знаний для экологических ситуаций, экопсихологический тренинг, конкретная структурная система для постепенного внедрения психодиагностического и психокоррекционного тренинга. Мы должны уметь проводить психокоррекционную работу с населением в экологически сложных условиях. Обучение должно рассматриваться как фактор, который развивает значимые и почти устойчивые качества в будущем. Психокоррекционное обучение должно разрабатываться как общий комплекс с содержанием, который включает когнитивную область, личностные черты, эмоциональную область, поведенческие качества, межличностные отношения, внутригрупповые отношения (семейные, коллективные), детско-родительские отношения. Кроме того, индивидуальные, групповые и формальные общественные программы следует рассматривать отдельно. Необходимо с помощью средств массовой информации и социальных сетей проводить пропагандистскую работу по проблемам психологии

окружающей среды, разрабатывать литературу по психологии окружающей среды, учебно-

методические рекомендации. Следует обеспечить непрерывность работы по

психологической диагностике, психопрофилактике и психокоррекции людей, живущих в

экологически сложной ситуации.

КУАУКУТСУЫ

1. Koshanov B.A. «Qoraqalpog'iston tarixi» fani bo'yicha ma'ruzalar, 2008 у.

2. Qoraqalpog'iston respublikasining konstitutsiyasi. -Toshkent, 1993.

3. Джуманов С А. К вопросу о влиянии Аральской трагедии на здоровье населения Узбекистана и ликвидации ее последствий/ЛП Меж.науч.конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Спб., 2015. - С.12-18. https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9212/ (дата обращения: 13.07.2022).

4. Qaraqalpaq mnogotomnik tom I. -Ы^ш, 1977.

5. Аральский кризис и медико-социальные проблемы Каракалпакстана /Атаниязова О., Константинова Л.Г., Ешанов Т Б., Курбанов А.Б. - Нукус: Билим, 2001. - 43 с.

6. Qaraqalpaq АэШог Ко'р ШтН 43-56-1ют1аг.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 483 с.

8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии//Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 4-18.

9. Панов В.И. Введение в экологическую психологию/Учебное пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 184 с.

10. Davqaraev N. Revolyutsiyaga shekemgi qaraqalpaq аёеЫуай tariyxinin о^егЫеп. - N0^, 1961. -С. 62.

11. Каранашвши Г.В. Этническое самосознание и традиции. - Тбилиси, 2005.

12. Этнопсихологический словарь: МПСИ, 1999. - 343 с.

13. http://www.aralvision.unesco.kz/ch 5 г.^т#В.

14. http://viеwout.ш/nеws/iaponskoе otnoshеniе к prirodе i srеdе оЬИ;апца/2016-12-11-1879.

15. Источник: Кун. Уз /https://nuz.uz/obschеstvo/1162897-uzbеkistan-signaliziroval-o-nachalеvysyhamya-arala-еshhе-v-1949-godu.html/ Опубликовано 11.08.2020.

16. sic.icwc-aral.uz.

17. https://kun.uz/ru/news/2022/02/05/kaidyy-god-peschano-pylnyye-buri-aralkuma-vynosyat-do-75-mln-tonn-peska-pyli-i-soli.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.