Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий интерактивной коммуникации в процессе становления индивидуального стиля деятельности специалиста'

Педагогический инструментарий интерактивной коммуникации в процессе становления индивидуального стиля деятельности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / INDIVIDUAL STYLE IN THE ACTIVITY OF A SPECIALIST / INTERACTIVITY / COMMUNICATION / INTERACTIVE COMMUNICATION / PROBLEMATIZATION / HARMONIZATION / SOCIO-ROLE IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горькова Ю. А., Максимова М. В.

В статье представлена одна из точек зрения на педагогическое сождержание форм, методов и приёмов, стимулирующих становление индивидуального стиля деятельности специалиста и предпринята попытка теоретического обоснования влияния интерактивной коммуникации на процесс стилеобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about a variety of forms, methods and ways helping to develop an individual style of a specialist’s activity. It also explains relations between interactive communication and style development.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий интерактивной коммуникации в процессе становления индивидуального стиля деятельности специалиста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Ю.А. Горькова, М.В.Максимова

В статье представлена одна из точек зрения на педагогическое сождержание форм, методов и приёмов, стимулирующих становление индивидуального стиля деятельности специалиста и предпринята попытка теоретического обоснования влияния интерактивной коммуникации на процесс стилеобразования.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности специалиста, интерактивность, коммуникация, интерактивная коммуникация, проблематизация, гармонизация, социально-ролевая идентификация.

Pedagogical methods of interactive communication in the process of individual style development in the activity of a specialist. The article tells about a variety of forms, methods and ways helping to develop an individual style of a specialist's activity. It also explains relations between interactive communication and style development.

Key words: individual style in the activity of a specialist, interactivity, communication, interactive communication, problematization, harmonization, socio-role identification.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как психолого-педагогическая категория на протяжении последнего десятилетия обретает новое содержание. Происходит это в силу различных причин. Одной из них является снижение качества отечественных трудовых ресурсов: при наличии у абсолютного большинства безработных высшего (а нередко двух и более) образования, удовлетворённость работодателей профессионализмом претендентов крайне низка, «70-90% составляют безликие носители элементов профессии, не способные и не стремящиеся к движению, творчеству, самосовершенствованию»[7]. Многие учёные, исследующие данную проблему, высказывают мнение о том, что, борясь с академичностью профессиональной подготовки и сделав акцент на практикоориентированность образования, упущен такой важный момент, как личностно-смысловое развитие специалистов, без которого невозможно становление ИСД, а соответственно, становление профессионала, мастера [7].

ИСД представляет собой совокупность природных особенностей и сложившихся в период профессионализации качеств личности, обусловленных взаимодействием специалиста с социально-предметной средой, в рамках которой моделируется процесс его личностно-профессионального развития на основе проявления устойчиво используемых способов решения профессиональных задач и внутренних процессов самости. Становление ИСД специалиста представляет собой многоуровневый, ситуативно циклический процесс, предполагающий поступательное движение от начального этапа профессионализации (молодой специалист) к конечному - мастерству, и обусловленный интерактивной коммуникацией участников процесса.

Интерактивность - одна из ключевых междисциплинарных категорий, описывающая многообразие взаимодействий на различных уровнях, сопровождающееся обратной связью. Интерактивность раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами: линейное взаимодействие, или отсутствие интерактивности, когда передаваемая субъектами информация не связана с предыдущей; реактивное взаимодействие, когда информация связана только с одним предыдущим сообщением; множественное или диалоговое взаимодействие, когда передаваемая информация связана с множеством предыдущих информативных сообщений и с отношением между ними. Интерактивность выступает основным признаком коммуникации и свидетельствует о наличии определенной доли интеллекта и своеобразии ментальности участников взаимодействия.

Таким образом, интерактивность представляет собой взаимодействие, в ходе которого и благодаря которому в ментальности специалиста образуются новые знания и умения, способы деятельности и модели описания объектов. Интерактивность в процессе становления стиля способствует взаимодействию специалиста с множественными субъектами социальной среды в совместном поиске и принятии значимых для специалиста профессионально-личностных решений, ориентирует на установление взаимопонимания, придаёт стилеобразованию коммуникативную направленность.

Коммуникация - процесс, в котором специалист конструирует не только свою социальную реальность (или реальности), но и свое собственное «Я». Представители социальных подходов к коммуникации, продолжая традиции символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и Эрвина Гофмана, рассматривают «восприятие себя» не как фиксированное внутреннее образование, а как социально-культурный конструкт, постоянно модифицируемый в зависимости от того, с кем и как субъект вступает во взаимоотношения. Иначе говоря, «с разными людьми, в том или ином кругу взаимодействия, человек может иметь разные представления о себе, разную самооценку как отражение мнений о себе «обобщенного другого» [6].

Интерактивность коммуникации в процессе становления стиля рассматривается как двустороннее или многостороннее взаимодействие субъекта и социальной среды, включающее определенный инструментарий, способы и приемы достижения поставленной цели, реализации конкретных задач, осуществления соответствующих мероприятий по различным аспектам и направлениям деятельности.

В педагогической литературе вопрос о соотношении форм, методов и приёмов учебно -педагогической и методической деятельности, несмотря на всестороннюю разработанность, продолжает вызывать споры. Поэтому уточнение содержания этих понятий применительно к заявленной теме статьи является необходимым. Под формами в педагогике чаще всего понимают количественные или структурные варианты согласованной деятельности участников учебно-педагогического процесса [5]. В формах реализуются содержание, методы и средства педагогической деятельности, при этом каждая форма позволяет решить комплекс педагогических задач. Процесс становления индивидуального стиля деятельности протекает в следующих организационно-методических формах: профессиональное образование, самообразование, курсы

повышения квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональные объединения педагогов, стажировка, наставничество, кураторство. Однако этот перечень сегодня не является исчерпывающим. По результатам двухгодичного исследования студентов Новгородского филиала СПбГУСЭ - участников научного кружка «Индивидуальный стиль деятельности молодого специалиста сферы сервиса», проведённого в социальных сетях «Контакт» и «БасеЬоок» среди отечественной и зарубежной молодёжи (охват более 2000 человек), сегодня всё большую значимость приобретают формы информального профессионального взаимодействия. Респонденты называли такие формы как: мастерская мастера, профессиональная ложа, цеховая лига, гильдия мастеров, объединённая рать, диалогическая пара, движение «равный - равному», профессиональный интернет-портал, блог специалиста, сетевое сообщество, интернет-игра, реалити, дистанционная консультация и т.д.

Под средством в педагогике понимают ситуацию, приспособление, предметы, устройства, источники информации и социального опыта, применяемые в педагогическом процессе. Педагогические средства создают возможность необязательности прямого взаимодействия участников учебно-педагогического процесса и используются в комплексе с методами педагогической деятельности.

Термин «метод» имеет греческую основу и означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод определяется в ходе преподавания и тесно связан с его процессуальной стороной. По мнению А.Н.Иоффе, «в широком смысле к методу относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приёмы обращения с тем или иным предметом» [5]. В педагогическом значении метод может быть определён как совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания и решения какой-либо педагогической задачи. Признаком метода является наличие диагностических или преобразовательных возможностей по отношению к объекту педагогического воздействия. Метод состоит из приемов (относительно законченных частей) педагогического воздействия.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения пришли к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться педагогом [1]. В любом акте учебно-педагогической деятельности всегда сочетается несколько методов. Когда речь идёт о применении в данный момент какого-то определенного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В науке теоретически обоснован ряд методов, оказывающих стимулирующее влияние на профессиональное развитие специалиста. Исходя из специфики темы, в статье представлены методы, обеспечивающие интерактивность коммуникации в процессе становления ИСД специалиста: проблематизация; гармонизация; социально-ролевая идентификация.

Основу проблематизации составляют элементы барьерной педагогики, в частности взгляды исследователей на разнородные (психологические, общения, инновационные и др.) барьеры в

педагогической деятельности как на стимулирующие субъектное становление личности, в том числе, специалиста в профессиональной деятельности, оказывающие не только негативное, но и позитивное влияние на успешность формирования ИСД. Существующая практика изучения барьеров показывает наличие противоречия: с одной стороны, очевидна их деструктивная роль в деятельности, способная привести к её приостановке и даже полному прекращению; с другой стороны, при столкновении с препятствием, человек мобилизует свои личностные ресурсы для его преодоления, актуализирует свою активность, формирует свой неповторимый стиль, поднимается на качественно новый уровень развития.

Наиболее полно проблема барьеров раскрыта в психологии: теоретические основы сущности психологических барьеров в зарубежной психологии представлены психоаналитической теорией развития личности, когнитивной, гуманистической психологией и др; отечественная психология особое внимание уделяет комплексному рассмотрению различного вида барьеров, их природе, сущности, их последствиям для человека, способам преодоления (смысловые, эмоциональные, тактические, барьеры в общении, барьеры в педагогической деятельности, инновационные барьеры). Вопросы продуктивного преодоления барьеров в педагогической деятельности были обоснованы в работах А.С.Гормина. Барьер, по мнению А.С.Гормина, представляет непреодолимую преграду для неподготовленного к деятельности человека, в то время как для подготовленного человека он реализует его потребность в самоактуализации. В большинстве случаев барьер носит характер социального запрета, который снимается при выполнении определённых социальных требований, например, труда. В контексте трудовой деятельности субъекта различают ценностные барьеры, непосредственно связанные с потребностями, и вторичные, связанные с устремлениями и действиями человека [2]. На преодоление барьеров в процессе формирования ИСД существенное влияние оказывают приемы интерактивной коммуникации по стимулированию самоутверждения и самореализации. Барьеры преодолеваются в ходе творческой деятельности и, одновременно, способствуют проявлению и развитию творческих способностей специалиста, а в итоге, самовосполнению ресурсов (интеллектуальных, волевых, физических и др.).

Метод гармонизации представлен в различных сферах жизни и деятельности человека: в юриспруденции он применяется с целью унификации нормативных актов; в медицине - при приведении в оптимальное состояние функций и систем организма человека; в менеджменте -предполагает упорядочение дел по приоритетности и имеет второе название «Метод ограниченного хаоса». Особенностью понимания метода гармонизации с точки зрения педагогики является уравновешивание педагогических ситуаций, установление баланса между результатом профессиональной деятельности и категориями «способности», «развитие», «успех», «эффективность» является важным в становлении ИСД. Деятельность, развивающая человека, может не только создавать новые пути и возможности получения результатов, но и изменять взгляд человека на старые и новые результаты. Развитие меняет картину мира и ценности, что может приводить к радикальному переосмыслению и результатов, и эффективности стиля деятельности. Теоретической основой возникновения метода гармонизации деятельности

являются процессуальные теории мотивации [8].

Интересную интерпретацию приобретает метод гармонизации в свете теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина [4]. Гармоническая индивидуальность как единство разноуровневых свойств, обеспечивающее эффективную адаптацию и интеграцию человека в природном и социальном мире, создается самим субъектом на основе выбора и реализаций целей, задач и стиля деятельности. В качестве основного звена, опосредующего образование гармонических связей разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности, выступает ИСД. Благодаря реализации системы индивидуальных стилевых характеристик между разноуровневыми свойствами осуществляется интерактивная коммуникация, образуются гармоничные функциональные взаимоотношения, интегрирующие индивидуальность и обеспечивающие ее саморазвитие.

В системе комплексных мер по становлению ИСД большое значение имеет правильное отношение специалиста к имеющимся у него трудностям и проблемам эндогенного и экзогенного характера, а также своевременное коррекционное или компенсирующее воздействие. При этом целью, обеспечивающей максимальную эффективность стиля, будет развитие произвольности в деятельности. Для достижения цели оправданным является использование приёмов, заимствованных из коррекционной педагогики, позволяющих преодолеть некоторые присущие конкретному специалисту «недостатки» за счёт развития личностных и профессиональных способностей или переакцентирования внимания на «достоинствах». Важно, что коррекции могут подвергаться только ситуационно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими [3]. Ведущими направлениями интерактивности коммуникации данного процесса являются: корректирующее воздействие средовыми факторами (социальными), т.е. «терапия средой»; обогащение отношений, прежде всего с представителями своей профессии, компенсаторная направленность этого взаимодействия (общения); интенсификация положительного развития личности, стимуляция важных (востребованных) качеств.

Социально-ролевая идентификация основана на использовании ролевого подхода для решения профессиональных задач посредством имитаций социальных ситуаций и интериоризации (интернализации) новых образцов поведения и деятельности. В контексте организационной культуры речь идёт о распределении ролей при осуществлении управленческих функций: обязательным элементом профессиональной деятельности является управление каким-либо процессом, поэтому осознанное принятие специалистом соответствующей специфике конкретной ситуации роли позволяет усилить эффект интерактивной коммуникации при профессиональном взаимодействии. Расширение ролевого диапазона обогащает ИСД, способствует рационализации использования ресурсов специалистом. Крайне важно, что профессионал, применяющий ролевой метод, перестаёт быть только узким специалистом в своей области, а получает достаточную подготовку по организации интерактивной коммуникации, что способствует его комплексному развитию, расширяет запас средств, позволяющих не подавлять свою индивидуальность, а

подстраивать её под ситуативные особенности и обстоятельства.

Таким образом, ИСД специалиста является условием и показателем его профессионального развития (роста), наиболее явно проявляющим себя в ситуации несовпадения личных возможностей и требований профессии, а методы проблематизации, гармонизации и социально-ролевой идентификации выступают как универсальный механизм интерактивной коммуникации при направленном становлении индивидуального стиля.

Литература:

1. Веригина Н.А. Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки: дисс... канд. пед. наук. - Чита, 2006. 240 с.

2. Гормин А.С. Психологические основы барьерной педагогики. Теория развивающего образования одарённых подростков. - Великий Новгород, 2003. 288 с.

3. Ковалев В.В. Патология личности и девиантное поведение// Руководство по психиатрии: В 2 т. М.: Медицина, 1988. Т. 2. C. 427.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

5. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания/ Вяземский Е.Е., Иоффе А.Н., Мишина И.А., Певцова Е.А., Новожилова Н.В., Стрелова/ науч. ред. Т.В.Болотина. М.:АПКиППРО, 2008. 92 с.

6. Мид Дж. Современная буржуазная философия. М., 1987. С.63

7. Ткач Д.А. Содействие трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений/ Некоторые проблемы социально-политического развития современного Российского общества. Сб. научных трудов. Саратов, изд. Саратовского государственного университета. 2002. С. 130-132.

8. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий/ К.М. Ушаков. М.: Сентябрь, 2004. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.