Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов'

Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2967
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / INFORMATION / EFFICIENCY / COGNITION MODEL AND ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянский Александр Витальевич, Романов Дмитрий Александрович, Лукьяненко Евгений Юрьевич

Цель работы повышение качества сбора и обработки информации в педагогическом эксперименте для оптимизации научных исследований и процесса физического воспитания студентов. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Авторами была произведена оценка качества информационных процессов на занятиях по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянский Александр Витальевич, Романов Дмитрий Александрович, Лукьяненко Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experiment as students physical training substance

The purpose of this paper was to increase the information compilation and processing efficiency during the pedagogical experiment. The physical training faculty in Slavyansk-on-Kuban pedagogical institute served as a base for investigation. The authors evaluated the informational processes efficiency.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНТОВ

Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, профессор, Дмитрий Александрович Романов, преподаватель,

Евгений Юрьевич Лукьяненко, преподаватель, Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт г. Славянск на Кубани

Аннотация

Цель работы - повышение качества сбора и обработки информации в педагогическом эксперименте для оптимизации научных исследований и процесса физического воспитания студентов. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Авторами была произведена оценка качества информационных процессов на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, информация, результативность, когнитивная модель, анализ.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT AS STUDENTS PHYSICAL TRAINING

SUBSTANCE

Alexander Vitalevich Poljansky, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Dmitry Aleksandrovich Romanov, the teacher,

Evgenie Jurevich Lukyanenko, the teacher,

Slavic-on-Kuban state pedagogical institute Slavyansk on Kuban

Abstract

The purpose of this paper was to increase the information compilation and processing efficiency during the pedagogical experiment. The physical training faculty in Slavyansk-on-Kuban pedagogical institute served as a base for investigation. The authors evaluated the informational processes efficiency.

Keywords: pedagogical experiment, information, efficiency, cognition model and analysis.

Педагогический эксперимент является неотъемлемой частью тренерско-педагогической практики и научных исследований в физической культуре и спорте [1,

2, 6], что обусловливает актуальность проблемы повышения качества сбора и обработки информации на всех его этапах. Несмотря на существующую классификацию педагогических экспериментов, в настоящее время данный метод научного познания используют в основном как способ проверки гипотезы научного исследования, апробации педагогической технологии или методики (такой подход стал традиционным). В большинстве случаев эксперимент проводят по классической схеме, основанной на выявлении статистической достоверности различий между контрольными и экспериментальными группами (предполагают, что различия между группами обусловлены введением экспериментального стимула в учебный процесс обучающихся экспериментальной группы).

Ранее авторами статьи было обосновано, что педагогический эксперимент - не только важнейший компонент научных исследований в педагогике физического воспитания и спорта, но и субстанциальная основа тренерско-педагогической практики (педагогический эксперимент был отождествлен с тренерско-педагогической практикой [2]). Ими также была предложена оценка результативности эксперимента, основанная на вычислении полезности экспериментального стимула (под полезностью стимула понимают соотношение вероятностей различий между контрольной и экспериментальными группами на завершающем и начальном этапах). Однако по-прежнему педагогический эксперимент позволяет лишь подтверждать или опровергать гипотезу исследования, констатируя сходство или различия контрольных и экспериментальных

групп. Практически отсутствует возможность анализа дидактического процесса в ходе педагогического эксперимента (возможен в основном сбор промежуточной информации). До сих пор остается размытым само понятие “результативность педагогического эксперимента”. Общая проблема настоящего исследования состоит в противоречии между огромным научно-практическим потенциалом педагогического эксперимента и его неполным использованием в научных исследованиях и тренерско-педагогической практике.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение качества сбора и обработки информации в педагогическом эксперименте для оптимизации научных исследований и процесса физического воспитания студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славян-ского-на-Кубани государственного педагогического института (СГПИ). Учебные занятия по дисциплине “физическая культура” сопровождались сбором и анализом информации о физической подготовленности студентов и ее факторах. Авторы произвели оценку качества информационных процессов на занятиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всеобщими чертами эксперимента (как в естественных, так и педагогических науках) являются планомерность и наличие стимула. Основные отличия педагогического эксперимента от опыта в естественных науках: сложность и многопараметрич-ность объекта исследования (т.е. обучающихся и их деятельности); наличие посторонних (нередко не контролируемых) факторов; невозможность всегда четко знать критерии результативности эксперимента; невозможность полностью объективного измерения интересующих исследователя параметров; взаимосвязанность с другими методами познания действительности (опросными методами, тестированием, методом экспертных оценок и т.д.).

Авторы считают целесообразным определить термин “результативность педагогического эксперимента”. Под ней следует понимать объем и качество (полезность и точность) информации, получаемой в результате эксперимента (на всех его этапах). Результативность эксперимента не следует отождествлять с эффективностью педагогической технологии или методики, апробируемой в процессе экспериментального исследования.

В настоящее время педагогический эксперимент тесно связан с измерением (тестированием и другими методами, применяемыми в физической культуре и спорте), которое сопровождает учебно-тренировочный процесс на всех этапах. Ранее авторами статьи была предложена методика измерения физических качеств студентов как латентных переменных [5]. Ее особенность заключается в том, что данный процесс неразрывно связан с моделированием: во-первых, план-граф измерительного процесса является когнитивной моделью, во-вторых, вычисление латентных переменных представляет собой косвенное измерение (при косвенном измерении искомую величину вычисляют на основе результатов первичных измерений и моделей их взаимосвязи с измеряемой величиной).

С точки зрения авторов, измерение физических качеств студентов по линейной шкале должно лежать в основе получения числовой информации на всех этапах эксперимента в физическом воспитании. Оно позволит оптимизировать педагогический эксперимент. Во-первых, сравнение контрольной и экспериментальной групп на любом этапе эксперимента будет производиться по интегральному числовому показателю (либо по небольшому числу интегральных показателей). Во-вторых, информацию об уровне развития физических качеств можно получать даже в том случае, если обу-

чающиеся - новички (а вот уровень спортивной подготовленности для новичков определить затруднительно). В-третьих, знание интегральных показателей (т.е. физических качеств) позволит эффективнее выявлять взаимосвязь между различными показателями, применяемыми в учебно-тренировочном процессе (например, между спортивным мастерством и уровнем развития базового физического качества).

На основе применения методики измерения физических качеств по линейной шкале на любом этапе учебно-тренировочного процесса возможно производить диагностику процесса физического развития обучающегося, т.е. оценивать результативность процесса становления его двигательной деятельности.

Пусть К - оцениваемое физическое качество, 1ь..1к - индикаторные переменные, значения которых выражены в непрерывной или дискретной 100-балльной шкале. Пусть 1нач' и 1завер- - соответственно, эмпирическое среднее значений индикаторных переменных на начальном и завершающем этапах обучения (этапом обучения может быть любой интервал времени - от 1 месяца до нескольких лет). Тогда, вычислив среднеквадратичные отклонения, можно определить уровень значимости различий между этапами обучения и сделать вывод об их достоверности/недостоверности. Пусть

1 N 1 N

т *- X""' тнач. т *- X""' тзавер.

J нач =—^ I и J Завер =—^ I ~ эмпирическое среднее значений индика-

N г=1 N г=1

торных переменных для обучающегося, соответственно, на начальном и завершающем этапах эксперимента. Определив эмпирические дисперсии, можно оценить достоверность различий между выборками, описывающими физическую подготовленность испытуемого, и на этой основе сделать вывод о развитии у него физического качества за определенный период времени: если различия недостоверны (уровень значимости задает исследователь), то отличия в индикаторных показателях случайны, обусловлены неточностью педагогических измерений; в противном случае отличия в значениях индикаторных переменных означают повышение уровня развития физического качества у испытуемого, результативность учебно-тренировочных занятий.

Однако эксперимент должен позволять не только констатировать достоверность (или недостоверность) различий (на разных этапах) в физической подготовленности отдельных обучающихся и групп в целом, но и получать на всех этапах информацию, направленную на факторный анализ физической подготовленности студентов и отбор вариантов тренерско-педагогического управления. В рамках определенного этапа эксперимента (учебно-тренировочного процесса) исходной информацией для анализа эффективности тренерско-педагогического управления должна служить матрица

Г р1 Рі2 -м

ъ = р2 р2 рм 2 , где М - количество обучающихся, N

, рМ рМ рм

менных (латентных или индикаторных), характеризующих их физическую подготовленность. При этом можно производить качественный анализ (наряду с количественным) физической подготовленности как отдельных обучающихся, так и группы.

Авторы предлагают методику качественного анализа состояния объекта, заключающуюся в следующем. Переменная Р1 может находиться в норме, если Р1 е он (р1н - область нормальных значений), в области предупреждения (Р1 е 0°), в области

опасных или нежелательных значений (Р1 е 0°). Области значений переменных формируют на основе установленных нормативов. Выделим три зоны идентификации состояния объекта (при оценке состояния необходимо учитывать связь между переменными): зона нормы (нормальное состояние), зона предупреждения (функциональ-

но-ограниченное состояние), зона отклонения от нормы (абнормальное состояние). В нормальном состоянии все переменные находятся в норме, а объект полностью работоспособен (для студента это - выполнение нормативов, отражающих физическую подготовленность). В функционально-ограниченном состоянии объект в целом работоспособен, но ряд функций не выполняется (или выполняется не на достаточном уровне). В абнормальном состоянии объект не выполняет одну или несколько важных функций (для студента это - неудовлетворительное выполнение важнейших нормативов). Для оценки состояния физической подготовленности студента (объекта управле-

(р1 pN ^

ґ1 -м

ния) получаем матрицу W =

і

2

р1 . р1

р1 р1

х 2 ±2

где N - число переменных. Для пере-

менной Р1: Р11 = 1, если Р1 е О"1 (при этом Р^ = 0 и Р3 = 0); Р^ = 1, если Р1 е 0"

(при этом Р11 = 0 и Р3 = 0); Р3 = 1, если Р1 е 0“ (при этом Р2 = 0 и Р11 = 0). Качественный анализ физической подготовленности студента производят следующим образом.

N

Шаг 1. Если IР1 = N , то состояние - “нормальное”, иначе переходим к шагу

і=і

2.

2 N

Шаг 2. Если 11Рк = N, то состояние - “функционально-ограниченное”,

к=1 1=1

иначе состояние - “абнормальное”.

Аналогично проводят качественный анализ физической подготовленности

1 M

группы. Пусть Si = — / P^ - эмпирическое среднее переменной Р1 по группе. По-

M£^

сле этого аналогично формируют и анализируют матрицу размером 3ХN. Очевидно, что состояние подготовленности группы “абнормальное”, если в зоне отклонения от нормы находится эмпирическое среднее хотя бы одной из переменных. В этом случае педагог должен корректировать учебно-тренировочный процесс (а в дальнейшем -рабочую программу и технологическую карту дисциплины “физическая культура”).

Введем величину “качество физической подготовленности группы”, под которой будем понимать долю студентов, находящихся в нормальном (ё - число таких

ё + И

студентов) либо функционально-ограниченном (И) состоянии: а =--------. Ситуацию

М

считают критической, если а < 0.8 (80%).

Из изложенного следует достаточное условие признать процесс обучения результативным: за анализируемый период должно повыситься либо качество физической подготовленности группы, либо состояние физической подготовленности группы переходит на более высокий уровень (с “абнормального” на ”функционально-ограниченное” либо с "функционально-ограниченного” на "нормальное”). Достаточное условие признания эффективности педагогической технологии или методики, апробируемой в эксперименте, - выполнение хотя бы одного из условий. Первое условие: состояние физической подготовленности экспериментальной группы переходит на более высокий уровень, а контрольной - нет. Второе условие: за период обучения прирост качества физической подготовленности экспериментальной группы больше, чем контрольной.

Одна из важнейших задач в теории, методике и практике физического воспита-

ния - оценка влияния средств (физических упражнений) на повышение уровня физической подготовленности обучающихся. Тренер, педагог или исследователь для оценки влияния физических упражнений на развитие физических качеств должны получать следующие виды информации (подробно описаны в [4]): картограммы физической подготовленности конкретного испытуемого; картограмму значений индикаторных переменных по 100-балльной шкале для испытуемого; карты уровня развития физического качества обучающихся; карты выполнения тестовых упражнений; картограмму выполнения тестового упражнения; картограмму физической нагрузки обучающегося (количество испытаний, связанных с выполнением тестовых упражнений, за определенный период времени); таблицу, отражающую взаимосвязь между исходным уровнем развития физических качеств, объемом и содержанием нагрузок и результатом физической подготовки; таблицу, отражающую изменение индикаторных переменных за определенный период учебного процесса; когнитивную модель учебного процесса -граф, отражающий связь между факторами (детерминантами) и показателями его результативности; когнитивную модель процесса измерения физических качеств - граф, отражающий связь между вспомогательными, индикаторными и латентными переменными (описан в [5]). На основе получения данного комплекса информации возможно выявление закономерностей учебно-тренировочного процесса (это должно стать основной функцией педагогического эксперимента).

ВЫВОДЫ

1. Выявлена взаимосвязь между педагогическим экспериментом, моделированием (как когнитивным, так и математическим) и измерением физических качеств студентов по линейной шкале.

2. Предложена методика мультипараметрической обработки результатов эксперимента, основанная на измерении латентных переменных.

3. Обоснована методика качественного анализа состояния физической подготовленности студента и группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция науки и практики в физическом воспитании студентов возможна лишь на основе научно обоснованного планирования, проведения и анализа результатов педагогического эксперимента. Данная работа является одной из первых попыток совершенствования методов получения и обработки информации в ходе эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ.культуры) / Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2. Доронин, А.М. Адаптивные педагогические системы / А.М. Доронин, Д.А. Романов, А.В. Полянский ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2006. - 132 с.

3. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах / А.А. Маслак ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2006. -333 с.

4. Полянская, С. Б. Физическая подготовка студентов: проблемы, достижения, перспективы / С.Б. Полянская, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 72 с.

5. Романов, Д. А. Управление процессом физической подготовки студентов факультета физической культуры / Д.А. Романов, С.Б. Полянская, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 50-58.

6. Хагуров, А.А. Педагогический эксперимент : учебное пособие / А.А. Хагу-ров. - Краснодар : Изд-во КЭЦРО, 1993. - 40 с.

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Алла Аскольдовна Потапчук, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени

П.Ф. Лесгафта

Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ) г. Санкт-Петербург

Аннотация

Исследование было проведено в течение 5 месяцев 2007 г. на базе дошкольного образовательного учреждения №139 Выборгского района Санкт-Петербурга. Общее число детей составило 89 человек в возрасте 5-7 лет (45 чел. в экспериментальной и 44 чел. в контрольной группах). Оценивалось состояние опорно-двигательного аппарата. Предложена программа корригирующих занятий в экспериментальной группе, которая продемонстрировала свою эффективность на основании полученных результатов исследования.

Ключевые слова: дошкольники, опорно-двигательный аппарат, средства физического воспитания, программа корригирующих занятий.

BREACH CORRECTION OF MUSCULAR-SKELETON SYSTEM BY METHODS OF PHYSICAL CULTURE IN PRESCHOOL

Alla Askoldovna Potapchuk, the doctor of medical sciences, the professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F.Lesgaft,

Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences,

the senior lecturer,

The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Gertsen,

Saint Petersburg

Abstract

The survey was conducted in 5 months in 2007 on the basis of preschool educational establishments № 139 Saint Petersburg. The total number of children surveyed was 89, aged from 5 to 7 years.

Use of management methodology raises the efficiency of therapeutic exercise programmers in comparison with typical programmers of physical culture in preschools.

Keywords: preschools, muscular-skeleton system, physical culture, therapeutic exercise program.

Последние годы характеризуются увеличением объема учебной нагрузки в дошкольных образовательных учреждениях, что в значительной мере способствует снижению количества локомоций в режиме дня. Занятия умственной деятельностью детей требуют длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата (А. С. Солодков, Е.И. Есина, 2004).

По данным, представленным в исследованиях С.О. Филипповой (2002), в разных районах Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста по частоте встречаемости болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место.

Цель исследования: мониторинг и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Материалы и методы: исследование проводилось на базе ДОУ №139 Выборгского района Санкт-Петербурга с января по май 2007 года. В исследовании приняли участие 89 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Экспериментальная группа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.