Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спасенников Валерий Валентинович, Хохлова Марина Витальевна, Ермакова Екатерина Александровна

Данная статья представляет собой обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по педагогическому дизайну, которая состоялась в Брянском государственном техническом университете 25 феврали 2021 года. В обзоре представлены доклады и сообщения, сделанные в онлайн-режиме представителями девяти высших учебных заведений и двух учреждений среднего профессионального образования, которые структурированы по трем основаниям: педагогический дизайн как область научного знания и как процесс проектирования среды обучения; обучение в виртуальной информационной среде и разработка цифровых учебных материалов; эргономическое обеспечение педагогического дизайна сетевых технологий обучения. Сделаны выводы по итогам работы конференции, связанные с перспективностью научного направления эргономического обеспечения педагогического дизайна в цифровой дидактике, которое является основой передовых образовательных технологий в высшем и среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спасенников Валерий Валентинович, Хохлова Марина Витальевна, Ермакова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN IN HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (REVIEW OF THE MATERIALS OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE)

This article is a review of All-Russian scientific and practical conference materials with international participation on pedagogical design, which was held at Bryansk State Technical University on February 25, 2021. The review presents reports and presentations made online by representatives of nine higher educational institutions and two institutions of secondary vocational education, which are structured on three grounds: pedagogical design as a field of scientific knowledge and as a process of designing learning environment; training in virtual information environment and development of digital educational materials; ergonomic support for the pedagogical design of network learning technologies. Conclusions are drawn based on the results of the conference, related to the prospects of the scientific direction of pedagogical design ergonomic support in digital didactics, which is the basis of advanced educational technologies in higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)»

Конференции, семинары, научные дискуссии

УДК 371.:331.101.1

В.В. Спасенников, М.В. Хохлова, Е.А. Ермакова

(г. Брянск)

педагогический дизайн в высшем и среднем профессиональном образовании (обзор материалов всероссийской научно-практической конференции)

PEDAGOGICAL DESIGN IN HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (REVIEW OF THE MATERIALS OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE)

Данная статья представляет собой обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по педагогическому дизайну, которая состоялась в Брянском государственном техническом университете 25 феврали 2021 года. В обзоре представлены доклады и сообщения, сделанные в онлайн-режиме представителями девяти высших учебных заведений и двух учреждений среднего профессионального образования, которые структурированы по трем основаниям: педагогический дизайн как область научного знания и как процесс проектирования среды обучения; обучение в виртуальной информационной среде и разработка цифровых учебных материалов; эргономическое обеспечение педагогического дизайна сетевых технологий обучения. Сделаны выводы по итогам работы конференции, связанные с перспективностью научного направления эргономического обеспечения педагогического дизайна в цифровой дидактике, которое является основой передовых образовательных технологий в высшем и среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогический дизайн, интеллект-карты, когнитивная эргономика, виртуальная информационная среда.

This article is a review of All-Russian scientific and practical conference materials with international participation on pedagogical design, which was held at Bryansk State Technical University on February 25, 2021. The review presents reports and presentations made online by representatives of nine higher educational institutions and two institutions of secondary vocational education, which are structured on three grounds: pedagogical design as a field of scientific knowledge and as a process of designing learning environment; training in virtual information environment and development of digital educational materials; ergonomic support for the pedagogical design of network learning technologies. Conclusions are drawn based on the results of the conference, related to the prospects of the scientific direction of pedagogical design ergonomic support in digital didactics, which is the basis of advanced educational technologies in higher and secondary vocational education.

Key words: distance learning, pedagogical design, intelligence maps, cognitive ergonomics, virtual information environment.

Проблемы педагогического дизайна в высшем и среднем профессиональном образовании требуют координации усилий педагогов и исследователей при решении целого комплекса задач, связанных с вы-

бором методов и средств учебной работы, создания элементов, стилей и визуального дизайна учебных курсов, разработки тестовых заданий и фондов оценочных средств. Для обсуждения путей решения этих и дру-

гих задач была составлена программа научно-практической онлайн-конференции по трем основным направлениям педагогического дизайна. Программа была направлена в целый ряд образовательных учреждений, в которых по данным публикационной активности исследователей в elibrary имеются сведения о научно-исследовательских трудах в данной сфере.

25 февраля кафедрой «Гуманитарные и социальные дисциплины» Брянского государственного технического университета на платформе Zoom (https://zoom.us/j/9381 6768074?pwd=WmY0US9IMldGdHlpQTA2Yllk QONqQTO), была организована и проведана Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Педагогический дизайн в высшем и среднем профессиональном образовании». По итогам конференции подготовлен сборник трудов, в который вошли 40 докладов - сообщений преподавателей, аспирантов и научных сотрудников из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Калуга (Россия), Минск (Беларусь), Горловка (Донецкая народная республика), Феодосия (АО Крым), Севастополь, Сумы (Украина) и некоторых других городов России и ближнего зарубежья.

В данном обзоре представлены актуальные проблемы, которые были рассмотрены в онлайн-режиме.

Оргкомитетом конференции, в который вошли эксперты в сфере педагогического дизайна, были отобраны для заслушивания доклады и сообщения, которые представляют наибольший интерес для теории и практики дистанционного обучения.

Доклады и сообщения в соответствии с программой работы были структурированы по трем направлениям.

Направление 1: «Педагогический дизайн как область научного знания и как процесс проектирования среды обучения». Было представлено 15 докладов из таких научно-образовательных учреждений, как Брянский государственный технический университет, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Бен-дерский филиал Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва), Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва), Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) и Сумской государственный университет (Украина).

Особый интерес в методологическом и теоретическом плане вызвали 5 онлайн-до-кладов и презентаций, сделанных в первом направлении работы конференции по педагогическому дизайну.

В докладе доцента Д.С. Батарчука (БФ РАНХиГС при Президенте РФ) «Педагогический дизайн как процесс проектирования образовательной среды развития поликультурной личности студентов» обобщены и представлены концептуальные идеи исследований о сущности и потенциале образовательной среды. Внимание в докладе было акцентировано на создание? условий, способствующих развитию конструктивных межнациональных отношений в образовательной среде на основе ресурсов педагогического дизайна. Автором сделан вывод, что использование педагогического дизайна дает возможность создать образовательную среду, которая влияет на усвоение этнокультурных знаний, способствует беспрепятственному конструктивному межкультурному взаимодействию, достижению гармонии взаимодействия и сотрудничества.

Одной из нерешенных исследовательских задач, по мнению автора, является разработка более качественного электронного контента, адаптированного для мобильных устройств.

Сообщение доцента Я.Е. Рупасовой (РАН-ХиГС при Президенте РФ) касалось роли педагогического дизайна в формировании интереса к профессионально-инновационной деятельности - использования социальных медиа в процессе обучения.

Сделан вывод о том, что формирование интереса к профессионально - инновационной деятельности у студентов бакалавриата является ключевым с позиции реализации как принципов дистанционного обучения, так и педагогического дизайна.

Автор проведенного исследования считает, что одной из нерешенных на сегодняшний день проблем является разработка программных средств воспроизведения видеоинформации с использованием графических объектов.

Профессор В.В. Спасенников (Брянский государственный технический университет) в сообщении на тему: «Дизайн эмпирических исследований в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики» уделил основное внимание различным вариантам организации и проведения эмпирических диссертационных исследований по проблемам инженерной психологии и эргономики на основе анализа квалификационной части авторефератов диссертаций. Выявлена типология дизайна эмпирических исследований с учетом особенностей объема выборки, ее репрезентативности и используемого математико-ста-тистического аппарата обработки эмпирических данных. В новом номенклатурном перечне ВАК РФ название специальности изменилось: диссертации можно защищать как на соискание ученой степени кандидатов и докторов психологических наук (психология труда, инженерная психология), так и технических наук (когнитивная эргономика).

По мнению докладчика, основной проблемой аспирантов и соискателей является поиск защитных диссертационных советов по когнитивной эргономике, которых на сегодняшний день в России нет.

Интерес и эмоциональный отклик сетевой аудитории вызвало сообщение профессора Ю.Т. Трифанкова (Брянский государственный технический университет) на тему: «Интеллект-стимулирующее образование как форма педагогическое дизайна». В докладе и презентации приведена аналогия взаимосвязи качеств человека и исторического процесса в соответствии

с функционированием маятника Фуко, в которой целесообразно интерпретировать интеллект-стимулирующее образование и воспитание в высшей школе как форму педагогического дизайна. Данный подход может сыграть роль эффективного коммутатора позитивных самовоспроизводящихся процессов по совершенствованию гражданского общества. В своем выступлении автор отметил также недостаточность совместного использования облачных сервисов преподавателем со студентами.

Заместителем директора по учебной работе С.А. Наумченко (Брянский строительный колледж имени профессора Н. Е. Жуковского) в докладе, посвященном современным особенностям процесса обучения в среднем профессиональном образовании, и презентации к нему были рассмотрены базовые понятия практикоориентирован-ного и дифференцированного подходов, позволяющих выявить противоречия адаптационных способностей выпускников за пределами полученной специальности. Сделан вывод о том, что главными критериями эффективной подготовки выпускников среднего профессионального учреждения выступает профессиональная культура, заключающаяся в формировании культурологических, профессиональных, личностных и социальных компетенций выпускников. Вопрос об индикаторах и уровнях сформи-рованности компетенций специалистов остается открытым, как и научная состоятельность компетентностного подхода.

Одним из самых дискуссионных, по мнению автора, остается вопрос о недостаточной надежности и валидности фонда оценочных средств в процессе формирования профессиональных компетенций учащихся.

В направлении 2 конференции - «Обучение в виртуальной информационной среде и разработка цифровых учебных материалов» - в онлайн-режиме сделано 3 сообщения из 14 представленных и опубликованных в материалах конференции.

Профессор А.П. Лащенко (Белорусский государственный технологический университет) заострил внимание участников конференции на проблеме использования

¡и^аие^технологий в учебном процессе университета. Автор рассмотрел проблему использования локальных вычислительных сетей (ЛВС) университета в учебном процессе по изучению дисциплин, направленных на освоение компьютерных технологий и программных средств. Показано, что использование ЛВС является эффективным средством во всех видах мониторинга учебной деятельности и дает возможность преподавателю осуществлять критериально ориентированную оценку знаний студентов.

Докладчик отметил, что в мобильном обучении одной из проблем является отсутствие единых стандартов, большое разнообразие мобильных платформ, различное программное обеспечение мобильных устройств и отсутствие их программной совместимости.

Доклад доцента М.Е. Королева (Донецкий национальный технический университет) связан с цифровизацией образования в педагогических экспериментах. Им разработана и представлена методика выявления лидеров в моделях дистанционного образования с использованием неметрических методов многомерного шкалирования. В представленной автором презентации педагогического эксперимента осуществлена визуализация полученного результата, а именно расположение объектов (стимулирование учебной группы) в факторном пространстве эргономической информационной среды. Сделаны выводы о необходимости обоснования частных эргономических требований к визуализации эмпирических данных.

По мнению автора, преподаватели должны шире использовать систему мобильного опроса, являющуюся эффективным средством при организации контрольных срезов в оценке знаний студентов.

По общему мнению Организационного комитета, очень интересный доклад был сделан доцентом Севастопольского государственного университета О.А. Кондра-шихиной на тему: «Ментальные карты как средство подготовки к текущему контролю при преподавании психологи-

ческих дисциплин в режиме дистанционного обучения». Составление ментальных карт (интеллект-карт) помогает формировать новые оригинальные идеи в процессе дистанционного освоения психологических дисциплин. В процессе эргономического обеспечения разработки человекомашин-ного взаимодействия, как показано в ряде работ, необходим особый тип дизайнерского мышления. Картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно-отрегулированные компоненты для Средневековья и последующего века промышленности. Докладчик в своей презентации показал, что с помощью интеллект-карт можно отобрать и систематизировать разнообразную психологическую информацию, а также осуществлять текущий и рубежный контроль качества усвоения знаний. Дальнейшим исследованием в данном направлении является обоснование эргономических требований к ментальным картам в процессе проведения различных видов контроля знаний и при обработке психодиагностической информации.

По направлению 3 - «Эргономическое обеспечение педагогического дизайна сетевых технологий обучения» - в он-лайн-режиме было сделано 3 доклада из 11 представленных и опубликованных в материалах научно-практической конференции.

Доклад доцента А.А. Базулиной (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя) был посвящен принципам формирования исследовательской компетентности курсантов и слушателей в информационном пространстве. Докладчиком рассмотрено значение для будущих сотрудников внутренних дел умения оперативно реагировать на трансформации современного информационного общества, обогащать и нестандартно использовать имеющиеся знания и умения в области применения современных информационных технологий в оперативно-следственной деятельности. Сделан акцент на том, что процесс такой подготовки необходимо выстраивать на соответствующей нормативно-правовой и методологической базе.

Обращено внимание на необходимость более широкого использования курсантами и слушателями информационно-справочных ресурсов, связанных с нормативно-правовой базой будущей профессиональной деятельности.

В докладе аспиранта Т.Н. Кротенко (Феодосийский политехнический техникум) о формировании оптимального набора направлений подготовки специалистов в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования в регионе и презентации к нему раскрыта проблема перенасыщения регионального рынка труда невостребованными, но популярными среди населения профессиями. Автором осуществляется разработка экспертной системы поддержки принимаемых решений, которая позволит повысить эффективность управления трудоустройством выпускников на региональном рынке труда и занятости населения.

В своих исследованиях автор планирует решение вопросов, связанных с созданием более качественного профориентационно-го электронного контента, переработанного и адаптированного для мобильных устройств.

Е.И. Яньковой (Брянский профессионально-педагогический колледж) представлен доклад по проблеме, связанной с психолого-педагогическими аспектами инклюзивного обучения в среднем профессиональном образовании. Анализ отечественного и зарубежного опыта инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов обусловил актуальность требований в области педагогического дизайна к специальным условиям обеспечения организации образовательного процесса в учреждениях СПО. Автором раскрыты особенности педагогического проектирования по эффективному организационному кадровому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также предложены возможности реали-

зации кадрового обеспечения, оснащения, доступности образовательной среды, эргономических требований безопасного нахождения в ней и т.д. Совокупность организационных и материально-технических требований, предложенных автором, позволит реализовывать международные требования в области организации инклюзивного обучения инвалидов в организациях СПО и поможет в практическом решении проблемы в соответствии с отечественными и мировыми стандартами инклюзивного образования.

Одной из проблем, по мнению автора доклада, является отсутствие обоснованных эргономических требований по правильному режиму использования мобильных устройств и слабая разработанность прикладных программных средств для инклюзивного обучения.

В заключение следует согласиться с мнениями отечественных исследователей, которые подтвердились в ходе многочисленных дискуссий при проведении конференции, что «... дистанционное образование дает широкие возможности в развитии субъектов образования на основе использования всего разнообразия технологий цифровой дидактики» [1, с. 25]. В связи с этим педагогический дизайн как процесс, область научного знания и практика использования в дистанционном обучении является перспективным направлением дальнейших междисциплинарных исследований [2-8]. Методологической основой междисциплинарных исследований в сфере педагогического дизайна может и должна стать когнитивная эргономика, которая позволит изменить как образовательные подходы, так и теорию обучения и при обоснованном использовании ресурсов даст возможность найти решения для удовлетворения меняющихся образовательных потребностей в меняющихся условиях.

Литература

1. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Королева Е.Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. - 2020. - №3 (64). - С. 22-26.

2. Резинкина Л.В., Дромова Н.А. Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст // Человек и образование. - 2018. - № 3 (56). - С. 29-33.

3. Гарбузова Г. В., Мельников И. В. Педагогический дизайн и эффективность интернет-курсов // Эргодизайн. - 2018. - №1(01). - С. 17-22. - doi: 10.30987/artide_5bbf0a8ed0 7f74.73833346.

4. Голубева Г. Ф., Тришин А. А. Массовые открытые онлайн-курсы в России и за рубежом с позиций глобального информационного пространства // Эргодизайн. - 2018. - №2(02). - С. 8-14. - doi: 10.30987/article_5bf98b63306ed0.91342378.

5. Дергачев К. В., Кузьменко А. А., Спасенников В. В. Анализ взаимосвязи объекта и парадигмы исследования в эргономике с использованием информационных технологий // Эргодизайн. - 2019. - №1(03). - С. 12-22. - doi: 10.30987/ article_5c518d8bd8e3d8.46297271.

6. Спасенников В.В., Андросов К.Ю. Академическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов//Эргодизайн.-2020.-№2.- С. 7280.

7. Kuzmenko A., Kondratenko S., Dergachev K., Spasennikov V. Ergonomic support for logo development based on deep learning // CEUR Workshop Proceedings. 30. Сер. "GraphiCon 2020 - Proceedings of the 30th International Conference on Computer Graphics and Machine Vision" 2020.

8. Spasennikov V., Androsov K., Golubeva G. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training // CEUR Workshop Proceedings. 30. Сер. "GraphiCon 2020 - Proceedings of the 30th International Conference on Computer Graphics and Machine Vision" 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.