Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН "ПЕРЕВЕРНУТЫХ" УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН "ПЕРЕВЕРНУТЫХ" УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВЕРНУТЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВОПРОСНО-ЗАДАЧНОЕ ДЕРЕВО ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатова Дарья Александровна, Хегай Людмила Борисовна, Пак Николай Инсебович

Введение. В рамках концепции непрерывного образования самообразование приобретает все большую значимость. Изменения в способах восприятия информации и новые тенденции в формировании «вовлекающего» Интернет-контента вызывают необходимость поиска новых методов представления учебного материала, направленных на результативное обучение и обеспечивающих удовлетворение различных запросов конечных пользователей. Новые запросы современной молодежи к процессу самообразования актуализируют необходимость описания педагогического дизайна «перевернутых» ресурсов-трансформеров, ориентированного на результативное самообразование в домашних условиях. Цель работы - обосновать элементы педагогического дизайна «перевернутых» учебных ресурсов, создаваемых на основе топологии вопросно-задачного дерева знаний предметной области, обеспечивающих учет когнитивных предпочтений обучаемых и повышающих удовлетворенность и мотивацию на самостоятельную учебную деятельность. Методология исследования. Педагогический дизайн цифровых образовательных ресурсов рассматривается с позиций ментального подхода. Основная идея работы заключается в разработке ментальных вопросно-задачных деревьев знаний, позволяющих создавать дискретные цифровые учебные элементы справочно-репетиционного характера, педагогический дизайн которых учитывает «клиповость» мышления обучаемого и обеспечивает персонификацию, визуализированное самоуправление и самоконтроль учебной деятельности в домашних условиях. Результаты исследования. «Перевернутые» учебные ресурсы-трансформеры являются инновационным средством обучения в цифровом пространстве. Создание таких ресурсов с учетом принципов педагогического дизайна обеспечивает формирование вовлекающего контента и учитывание когнитивных особенностей обучаемых, являющихся представителями цифрового поколения. Анкетный опрос студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева показал, что 98% респондентов (из 127 человек) считают, подобный формат представления учебного содержания будет востребован и интересен обучающимся. 100% учителей г. Красноярска и преподавателей Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (102 человека), принимавших участие в экспертной оценке «перевернутых» учебных ресурсов, отмечают, что представленные ресурсы соответствуют современным требованиям структурирования, визуализации учебного материала и принципам микрообучения. Также отмечается высокое качество реализации практической деятельности обучающихся (97%), контролирующих элементов процесса обучения (98%), удобность навигации (98%), возможность выстраивания индивидуального маршрута обучения (99%), высокий потенциал в повышении эффективности самообразования школьников (99%). Заключение. Рассмотренные требования к педагогическому дизайну контента для «перевернутых» ресурсов позволяют их разработчикам целенаправленно улучшать параметры, влияющие на удобочитаемость, восприятие и понимание содержания электронного учебного текста. В настоящее время разработчики программных продуктов (по заказу авторов) осуществляют разработку инструментальной среды в виде облачного приложения, позволяющего создавать перевернутые электронные ресурсы на основе топологического вопросно-задачного дерева знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF “INVERTED” LEARNING RESOURCES FOR HOME STUDY

Introduction. Self-education is becoming increasingly important in terms of the concept of lifelong learning. The changes in the ways of perceiving information, along with the new tendencies in the formation of “engaging” Internet content, cause a necessity to find new methods of presenting educational material aimed at efficient learning and meeting differing requirements of end users. The new demands of today’s young people on the self-education process actualise the need to describe the pedagogical design of “inverted” resource-transformers oriented towards productive self-learning in home environment. The purpose of the research is to substantiate the elements of pedagogical design of “inverted” learning resources based on subject-area topology of the question-task knowledge tree, that ensure due account of the learners’ cognitive preferences and heighten satisfaction and motivation towards independent learning activity. Research methodology. Pedagogical design of digital learning resources is considered from the perspective of mental approach. The core idea of the work is the development of mental question-task knowledge trees that allow for creation of discrete digital learning elements of referential and repetitive nature, which have a pedagogical design taking into account the learner’s “clip style of thinking” and secure personalisation, visualised self-management and self-control of learning activities in home environment. Research findings. “Inverted” transformed educational resources represent an innovative means of learning in digital space. The creation of such resources, with regard for the principles of pedagogical design, ensures the formation of engaging content and account of learners’ cognitive features, considering that the latter are representatives of the digital generation. The questioning involving the students of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev showed that 98% of the respondents (out of 127 participants) believed that this format of presenting educational content would prove to be in demand and be interesting for students. A total of 100% of the involved Krasnoyarsk teachers as well as the pedagogues of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (102 respondents), after taking part in the expert evaluation of “inverted” teaching resources, note that the presented resources meet the modern requirements for structuring and visualising the educational material as well as the principles of micro-learning. They also note high quality of realisation of the students’ practical activities (97%), due controlling elements of the learning process (98%), ease of navigation (98%), the possibility of designing an individual learning route (99%), high prospects of enhancing the efficiency of schoolchildren’s self-education (99%). Conclusion. The considered requirements for the pedagogical content design of “inverted” resources enable their developers to purposefully improve the parameters facilitating readability, perception and understanding of the content of e-format educational texts. Currently, the software developers (at the authors’ request) are developing an instrumental environment in the form of cloud application, which will make it possible to create inverted electronic resources on the basis of a topological question-task knowledge tree.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН "ПЕРЕВЕРНУТЫХ" УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Дата публикации: 31.12.2022 УДК 37.041

Д. А. Бархатова, Л. Б. Хегай, Н. И. Пак

Педагогический дизайн «перевернутых» учебных ресурсов для домашнего изучения

Введение. В рамках концепции непрерывного образования самообразование приобретает все большую значимость. Изменения в способах восприятия информации и новые тенденции в формировании «вовлекающего» Интернет-контента вызывают необходимость поиска новых методов представления учебного материала, направленных на результативное обучение и обеспечивающих удовлетворение различных запросов конечных пользователей. Новые запросы современной молодежи к процессу самообразования актуализируют необходимость описания педагогического дизайна «перевернутых» ресурсов-трансформеров, ориентированного на результативное самообразование в домашних условиях.

Цель работы - обосновать элементы педагогического дизайна «перевернутых» учебных ресурсов, создаваемых на основе топологии вопросно-задачного дерева знаний предметной области, обеспечивающих учет когнитивных предпочтений обучаемых и повышающих удовлетворенность и мотивацию на самостоятельную учебную деятельность.

Методология исследования. Педагогический дизайн цифровых образовательных ресурсов рассматривается с позиций ментального подхода. Основная идея работы заключается в разработке ментальных вопросно-задачных деревьев знаний, позволяющих создавать дискретные цифровые учебные элементы справочно-репетиционного характера, педагогический дизайн которых учитывает «клиповость» мышления обучаемого и обеспечивает персонификацию, визуализированное самоуправление и самоконтроль учебной деятельности в домашних условиях.

Результаты исследования. «Перевернутые» учебные ресурсы-трансформеры являются инновационным средством обучения в цифровом пространстве. Создание таких ресурсов с учетом принципов педагогического дизайна обеспечивает формирование вовлекающего контента и учитывание когнитивных особенностей обучаемых, являющихся представителями цифрового поколения. Анкетный опрос студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева показал, что 98% респондентов (из 127 человек) считают, подобный формат представления учебного содержания будет востребован и интересен обучающимся. 100% учителей г. Красноярска и преподавателей Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (102 человека), принимавших участие в экспертной оценке «перевернутых» учебных ресурсов, отмечают, что представленные ресурсы соответствуют современным требованиям структурирования, визуализации учебного материала и принципам микрообучения. Также отмечается высокое качество реализации практической деятельности обучающихся (97%), контролирующих элементов процесса обучения (98%), удобность навигации (98%), возможность выстраивания индивидуального маршрута обучения (99%), высокий потенциал в повышении эффективности самообразования школьников (99%).

Заключение. Рассмотренные требования к педагогическому дизайну контента для «перевернутых» ресурсов позволяют их разработчикам целенаправленно улучшать параметры, влияющие на удобочитаемость, восприятие и понимание содержания электронного учебного текста. В настоящее время разработчики программных продуктов (по заказу авторов) осуществляют разработку инструментальной среды в виде облачного приложения, позволяющего создавать перевернутые электронные ресурсы на основе топологического вопросно-задачного дерева знаний.

Ключевые слова: перевернутые цифровые образовательные ресурсы, вопросно-задачное дерево знаний, педагогический дизайн цифровых образовательных ресурсов, самостоятельная учебная деятельность

Ссылка для цитирования:

Бархатова Д. А., Хегай Л. Б., Пак Н. И. Педагогический дизайн «перевернутых» учебных ресурсов для домашнего изучения // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 244-262. 10.32744^.2022.6.14

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Accepted: 28 July 2022 Published: 31 December 2022

D. A. Barkhatova, L. B. Khegay, N. I. Pak

Pedagogical design of "inverted" learning resources for home study

Introduction. Self-education is becoming increasingly important in terms of the concept of lifelong learning. The changes in the ways of perceiving information, along with the new tendencies in the formation of "engaging" Internet content, cause a necessity to find new methods of presenting educational material aimed at efficient learning and meeting differing requirements of end users. The new demands of today's young people on the self-education process actualise the need to describe the pedagogical design of "inverted" resource-transformers oriented towards productive self-learning in home environment.

The purpose of the research is to substantiate the elements of pedagogical design of "inverted" learning resources based on subject-area topology of the question-task knowledge tree, that ensure due account of the learners' cognitive preferences and heighten satisfaction and motivation towards independent learning activity.

Research methodology. Pedagogical design of digital learning resources is considered from the perspective of mental approach. The core idea of the work is the development of mental question-task knowledge trees that allow for creation of discrete digital learning elements of referential and repetitive nature, which have a pedagogical design taking into account the learner's "clip style of thinking" and secure personalisation, visualised self-management and self-control of learning activities in home environment.

Research findings. "Inverted" transformed educational resources represent an innovative means of learning in digital space. The creation of such resources, with regard for the principles of pedagogical design, ensures the formation of engaging content and account of learners' cognitive features, considering that the latter are representatives of the digital generation. The questioning involving the students of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev showed that 98% of the respondents (out of 127 participants) believed that this format of presenting educational content would prove to be in demand and be interesting for students. A total of 100% of the involved Krasnoyarsk teachers as well as the pedagogues of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (102 respondents), after taking part in the expert evaluation of "inverted" teaching resources, note that the presented resources meet the modern requirements for structuring and visualising the educational material as well as the principles of micro-learning. They also note high quality of realisation of the students' practical activities (97%), due controlling elements of the learning process (98%), ease of navigation (98%), the possibility of designing an individual learning route (99%), high prospects of enhancing the efficiency of schoolchildren's self-education (99%).

Conclusion. The considered requirements for the pedagogical content design of "inverted" resources enable their developers to purposefully improve the parameters facilitating readability, perception and understanding of the content of e-format educational texts. Currently, the software developers (at the authors' request) are developing an instrumental environment in the form of cloud application, which will make it possible to create inverted electronic resources on the basis of a topological question-task knowledge tree.

Keywords: inverted digital learning resources, question-task knowledge tree, pedagogical design of digital learning resources, independent learning activity

For Reference:

Barkhatova, D. A., Khegay, L. B., & Pak, N. I. (2022). Pedagogical design of "inverted" learning resources for home study. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 244-262. doi: 10.32744/pse.2022.6.14

_Введение

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся является важным и неотъемлемым компонентом педагогического процесса, обеспечивающим формирование и развитие познавательных и творческих навыков, самостоятельности мышления, организованности и ответственности [24]. С развитием информационных технологий и появлением различных онлайн платформ, предоставляющих образовательные ресурсы, стало доступно самообразование в домашних условиях. Онлайн обучение, особенно за время вынужденного ухода школ в дистанционный режим работы, получило очень серьезный толчок в развитии, что привело к появлению огромного спектра цифровых образовательных ресурсов [9].

Анализ российских цифровых образовательных ресурсов, проведенный Высшей школой экономики [1], показал, что все решения предоставляют большие возможности как для использования в деятельности школ, так и для организации индивидуального образовательного процесса в рамках домашнего или дополнительного обучения. Однако при использовании рассматриваемых ресурсов как самоучителя, авторы выделяют ряд недостатков: фрагментарный характер некоторых ресурсов, позволяющие закрыть только часть предметного содержания, недостаточная активизация самостоятельной работы обучаемых по решению практических задач, слабая реализация интерактивных заданий, тренажеров и т.п. В исследовании В.И. Колыхматова среди учащихся средних общеобразовательных школ Ленинградской области отмечается, что только каждый десятый подросток (11%) использует электронные учебники и пособия. Еще меньше учеников используют образовательные онлайн-платформы, он-лайн-курсы и вебинары (7%), образовательные мобильные приложения (6%). [7]. В то же время данные исследования Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой и Т.А. Нестик свидетельствуют об активном использовании школьниками онлайн ресурсов для решения задач личного характера: поиск разнообразной интересной информации (75,6%), использование Интернета в учебных целях (49,2%), общение (41,3%), игры (32,7%), просмотр развлекательного контента (24,4%) [17]. Таким образом, несмотря на активное использование ИКТ, цифровые образовательные ресурсы пользуются меньшим спросом у обучающихся. Большее предпочтение отдается поисковым системам, которые не всегда обращают пользователей к источникам с полной и достоверной информацией [25]. Однако веб-серфинг и выбор контента, удовлетворяющий уровню восприятия, остается предпочтительней для современной молодежи, являющихся представителями цифрового поколения [26].

Данный факт обостряет необходимость существенной трансформации образования на основе включения нового цифрового контента, расширения используемых ресурсов и технологий, формирования особых взаимоотношений в условиях цифровой среды с учетом особенностей обучающихся [7]. Изменения в способах восприятия информации и современные тенденции в представлении «вовлекающего» Интернет-контента [2] актуализируют поиск новых методов разработки учебного материала, направленного на результативное обучение и обеспечивающего удовлетворение различных запросов конечных пользователей. На решение данной проблемы направлен педагогический дизайн - практика системного проектирования, разработки и представления образовательных ресурсов, главной задачей которой является создание

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 60, No. 6

учебной среды для эффективного, действенного, увлекательного и вдохновляющего получения знаний [30]. С точки зрения разработки цифровых ресурсов педагогический дизайн заключается в систематическом, спланированном и стратегическом процессе для достижения эффективности обучения с помощью соответствующих технологий и средств, что особенно применимо к онлайн-образованию благодаря использованию электронных платформ и ресурсов, с которыми они интегрированы, для создания, хранения и предоставление образовательного контента. Различные модели учебного дизайна, применяемые к онлайн-образованию, должны учитывать электронные ресурсы на этапах их проектирования и их особенности при определении стратегий подачи образовательного контента [27].

В век информационного бума знания приобретают определенную ценность, которые сегодня выступают не только как цель образования, но и как услуга или товар. Обучающиеся уже не готовы обращать внимание только на содержание учебного контента, необходима еще и качественная форма подачи, отвечающая их запросам и потребностям быстрого и эффективного восприятия. Огромным потенциалом в области реализации принципов педагогического дизайна, отвечающего когнитивным особенностям цифрового поколения, обладают «перевернутые» ресурсы-трансформеры [19]. Сущность данных ресурсов заключается в смене традиционного формата представления учебного материала на нелинейную, сетевую вопросно-задачную структуру [12], позволяющие выстраивать содержание и способы представления контента в соответствии с потребностями и возможностями обучающегося. Структура топологического представления дерева знаний позволяет учащемуся персонифицировано выбрать интересующие его вопросы и задачи, а, следовательно получать информационные учебные ответы на эти заявленные предпочтения.

Описанная авторами концепция «перевернутых» учебных ресурсов в работах [20; 21], а также новые запросы цифрового поколения актуализируют необходимость уточнения практической реализации педагогического дизайна цифровых образовательных ресурсов для самостоятельного онлайн образования, позволяющие не только привлечь, но и стать одним из основных источников получения учебной информации для учащихся.

Цель работы - обосновать элементы педагогического дизайна «перевернутых» учебных ресурсов, создаваемых на основе топологии вопросно-задачного дерева знаний предметной области, обеспечивающих учет когнитивных предпочтений обучаемых и повышающих удовлетворенность и мотивацию на самостоятельную учебную деятельность.

_Материалы и методы

В процессе исследования были использованы методы:

• изучение и анализ исследований в области педагогического дизайна (И.А. Демидовой, Е. Денисовой, С.А. Курносовой, Й. Вайнштейн-Грос, E. Essay Wagner), использования цифровых образовательных ресурсов в процессе самообразования (И.А. Карлова и др., В.И. Колыхматова, Н.И. Пака, Б.А. Назарбаева), способов повышения результативности самостоятельной работы обучающихся (М.П. Прохоровой, Н.В. Макаровой, S. Chen, S.C. Hong и др.);

• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение) с целью оценки качества и соответствия разработанных «перевернутых» ресурсов современным запросам обучающихся к представлению учебного материала.

В анкетировании приняло участие 127 студентов 2-5 курсов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» профилей «Математика и информатика», «История и обществознание», «История и право», «История и английский язык». Экспертную оценку проводили учителя г. Красноярска (учителя информатики - 27 человек, математики - 28 человек, физики - 16 человек, истории - 10 человек), а также преподаватели кафедры информатики и информационных технологий в образовании, кафедры педагогики и управления образованием, кафедры математики и методики обучения математики (21 человек) Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы в области: педагогического дизайна и экранного интерфейса; информатизации образования; когнитивной психологии, в части исследований познавательных процессов при обучении; информационного подхода в образовании, ориентированного на реализацию психолого-педагогических целей обучения и использования когнитивной визуализации.

Обоснование элементов педагогического дизайна _«перевернутых» учебных ресурсов

Основная суть педагогического дизайна заключается в выполнении ряда принципов в создании цифровых образовательных ресурсов. Анализ исследования И.А. Демидовой, посвященной рассмотрению средств педагогического дизайна и выявления их эффекта в процессе обучения старшеклассников [5], принципов педагогического дизайна, описанных в работе Е. Денисовой [6], а также условий эффективного обучения в информационно-образовательной среде [10], позволил выделить следующие требования к цифровым образовательным ресурсам:

1. привлечение внимания и побуждение интереса обучаемых к изучаемой теме;

2. эффективное целеполагание;

3. индивидуализация и дифференциация за счет учета психологических особенностей и потребностей обучаемых, разнообразия форм представления учебного материала;

4. открытость и нелинейность процесса обучения, построение индивидуальной траектории и конструирование собственного опыта для каждого обучаемого;

5. предложение разнообразной практической деятельности и поддержание активной деятельности;

6. рефлексивность;

7. эстетизация образовательной среды средствами педагогического дизайна.

Реализация данных принципов возможна через проблемную подачу материала, нелинейное представление содержания, позволяющие выбирать индивидуальный маршрут и форму представления контента, использование интерактивных тренажеров и решателей практических задача, а также применение правил дизайна онлайн ресурсов.

В процессе обучения учащиеся скорее хотят получить ответы на конкретные вопросы, а не «багаж знаний», из которых они сами должны выбирать то, что действительно им необходимо. Именно поэтому современным школьникам проще обратиться к поисковым системам: задать вопрос и получить ответ в том формате и объеме, который наиболее подходит для их восприятия [20]. Таким образом, наиболее удачным форматом представления материала является их клиповая вопросная форма, когда обозначатся проблема или вопрос, а ответ дается в виде короткой словесной формы, видеоролика, графической иллюстрации и прочих формах визуального представления [28]. Данную технологию также можно применить к представлению контента образовательных ресурсов. Содержание представляемой темы разбивается на несколько микроблоков, изучение которых займет 5-10 минут. Заголовок микроблока формируется в виде вопроса, ответы на который предлагаются в различных формах представления (см. рис. 1). В основе такого подхода лежит методический прием триггер - обучение через провокацию, через вопрос, переводящий обучаемого в состояние заинтересованности, ощущение нехватки знаний.

КАК КОМПЬЮТЕР ПОНИМАЕТ В КАКОЙ ПРОГРАММЕ ОТКРЫТЬ ВЫБРАННЫЙ ФАЙЛ?

Проверь себя

РсЗГфайл

Рисунок 1 Микроблок учебного контента с выбором формата представления карточек-ответов

Представляется, что для многих классов цифровых образовательных ресурсов для самостоятельной подготовки целесообразно создавать контент в клиповом формате с удобным поиском ответов на учебные вопросы. Наиболее подходящей формой композиции подобных ресурсов является вопросно-задачное дерево знаний, построенное по правилам метода пирамиды [8] и техники решения проблем через структурирование [15] (см. рис. 2).

В образовательных ресурсах с перевернутым форматом ответы на вопросы предпочтительно создавать в виде карточек.

С учетом эмпирического опыта и исследований когнитивных характеристик современных людей, целесообразно принять следующие положения (по требованиям к интерфейсным параметрам учебной карточки):

Рисунок 2 Вопросно-задачное дерево знаний предметной области

1. По техническим характеристикам текста

Тщательно подобранная визуализация учебного материала позволяет повысить результативность восприятия текста. Графические образы обеспечивают определенные ассоциации и легче усваиваются. При использовании текста ти-пографика играет жизненно важную роль, поскольку она эффективно несет суть коммуникации в дизайне интерфейса и должна эффективно применяться благодаря своим характеристикам принципа дизайна [29]. Наиболее предпочтительным являются гротески (шрифты без засечек), которые сейчас широко используются в представлении контента сайтов, компьютерных программ и мобильных приложений. Классические шрифты Times New Roman и Arial устарели и скорее задают официальный тон тексту.

При этом следует учитывать, что для восприятия новой информации и научных терминов и обозначений (чисел, математических знаков и пр.) необходимо предусматривать размер кегля и интервалы между символами и строками для высокой разборчивости. Логические блоки текста (абзацы, определения, алгоритмы и т.п.) должны иметь между собой пространство и зрительно отделяться друг от друга [3]. Очевидно, что текст, обладающий низкой разборчивостью, вызывает утомляемость и более высокую напряженность при его восприятии.

2. По объему информации

Улучшение зрительного восприятия текста актуально как никогда, поскольку сегодня современный человек тратит много времени на чтение документов, электронной почты, просмотр веб-страниц и пр. Учитывая факт, что активность внимания при учебной работе за компьютером не угасает обычно в течение 20 минут, а количество воспринимаемых объектов должно не превосходить 5 [23], то за указанный период следует предъявлять не более 4 карточек. При средней скорости чтения электронного текста порядка 80 слов в минуту и 5 минут на чтение одной карточки, получаем требование к объему информации в карточке - не более 400 слов.

3. По композиции слайда

Каждая карточка должна обладать гармоничной композицией представления учебного контента [18]. Правила композиции для каждой корточки ^^карточки, слайда, иллюстрации) зависят от количества объектов: так для 3-х объектов следует использовать правило золотого сечения по отношению к взаимному расположению текста и изображений, заголовку слайда, комментариям к изображению (см. рис. 3).

Виды компьютерной графики отличаются принципами формирования изображения

Компьютерная графика - облас информатики, изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств Виды компьютерной графики отличаются принципа мм формирования изображений ,

Рисунок 3 Дизайн карточки по правилу «золотое сечение»

Если на карточке необходимо разместить 4-5 объектов, то целесообразно использовать «правило третей», определяющее расположение главных, основных объектов в особых зонах повышенного восприятия (см. рис. 4).

Правило Третей

Правило г;»г4й — ЗТО лрццц^т

построения ицтиици«. основанный на 'упрсщенкин прэвнте золотого сщвыир. П::и вЧУЩОРСиии З^'вяы»11 иО«1С<Ю надр. как правило, лепится пиниями. параллельными его стиинам. в пропорции* 3 2 3

или 1:2 (»рутеи посрадмйтоц.и(1 Щ/^ИечьКЛ? Фифда^н).

Последний вариант дает деление кадра на три равные част (трети} йрапь начоой и5 сгорх Лхиило третей в осином испйпьзуегсд фотографами.

ДЛЯ ЧЕГО 0 ПРОГРАММЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ПЕРЕМЕННЫЕ?

«ЫЛМ ЯЛ ПАМЯТЬ в

конпытжге

ссылка на экаменн«-. мюдое Кр^ЫИТь'ГН в шйЫПЬНТг-р.1

({^Л.уиО.нйи^н*!^. КО ¿руГ«

эчлчгте.

ссыпкл на о4>ъгк_. Нг [ущптпуг»

ИЛР.ЛР.Н! ДЛННЫ1 Р'ЛОрЫЙ НС

Аля ПЛОГ1МММЫ!

Ь-З ■с-лЪ

Пгр*и*шмв .1 ¡л Ь ¿уд/г 1Сы.мп.сп "■> -о^и 1(Г Об-Ъ*« I.

ддрес деьЕкТА

ДЛ(Ж КранГНМН ЫйвНф Г|(1.гу-,1 Г|, С

пчгечмнав. китарач ссыласися диш.ог р|| 'ЧЦ|Ц.

КАК МОЖНО ШНЫРАгь леренекмие

буквм Г^ 1. иичт

ГШДЧГрМИППННГ При 11СШ, игмаиыг и споенные (г,т«* Н^эынгг

■■ЦЛЧ№«НСИ НС Ч0Ц(Т (чч^чагкч-Е

»> СЗ >>? А—к

>» ¿ Л 1-й. р 207407 329« »> и IА N 30Т4ФТЫЦ >т> С1"й

>» 1-а [в1] зомотзщ

Рисунок 4 Дизайн карточки по «правилу третей»

Использование подобных правил композиции позитивно влияет на целостное восприятие информации, активизирует внимание читателя и слушателя.

Учебные карточки можно разделить на три категории: без иллюстраций, смешанные в сочетании 30% иллюстраций и 70% текста, или в сочетании 70% иллюстраций и 30% текста. Количество новых понятий и терминов в одной карточке должно быть не более 3-5.

4. По содержанию контента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контент учебных карточек делят на два класса: информационно-знаниевый (теоретический) и когнитивно-задачный (практический).

Теоретический контент. Смысловое построение текста в виде ответа на вопрос требует от составителей построения мыслей в единую конструкцию-пирамиду. Основная идея помещается в начале текста, далее следует разместить ключевые фразы, а после - наименее важную информацию. Поскольку современный пользователь желает получить новую информацию как можно быстрее, перевёрнутая пирамида наиболее близка к этим предпочтениям. С точки зрения гештальт-психологии такой подход обеспечивает эффект неопределённости при восприятии информации и способствует большей мотивации к ее пониманию. В условиях, при которых у обучаемого возникает неопределённость, он старается найти ответы на возникающие вопросы, причём как можно скорее. В этой связи электронный текст в виде неполных образов с возможностью последующей детализации должен стимулировать его к восприятию и пониманию.

Практический контент. Карточки для задачного класса, как правило, содержат описания расчетных или алгоритмических операций. Их должно быть не более 3-4.

Если задача имеет большое количество операций, то следует алгоритм решения задачи структурировать на блоки, а их связывать гиперссылками.

Пример решения логарифмического уравнения: 1о§5 (х2-5) = 1о§25 (Зх-2)2 (см. рис. 5).

Карточка 1

ОБщий код решения

1, Приводим основания логарифмов слсаа и спр^еа к

Одному;

1.2. Используя формулы

Преобразования получаем 10^- 5) - 1У2 - 2Я

2, Приравниваем аргументы слсоа и справа:

Хг- 5-Зх +2-

= а*2 ■ ъх ■ з=о,

3, Решаем полученное квадратное уравнение;: у2

Формулы преобразован и«

Каргочщ 3 Ргшсмиг

/рлш£нин

Рисунок 5 Структура карточек алгоритма решения задачи

Особый интерес представляют ресурсы по интерактивному обучению решать задачи. Алгоритм интерактивного обучения включает блоки: Решатель, Тренажер, Контролер, что позволяет реализовать роль «живого» учителя в виртуальной среде в ситуациях:

• обучаемый не знает, как решить задачу, и ему необходимо полное решение;

• обучаемый испытывает затруднения или сомнения в решении задачи и ему нужна подсказка;

• необходима общая оценка умения решать задачи.

Приведем пример сценария информационного ресурса по теме «Решение квадратных уравнений». Ментальная схема данной темы представлена на рис. 6.

пл* * * ■г ■ ®

А*1 ■ Й1* »

^ Е * С - ¿х' г (

ас* + с - Ах О

*л* - /щ л й ним

Вт 4- г - |Гхг - »

-йИ

о*1 - /т- 4 • 0 Ы - - □ - Ах * { " а

-Л >< -Л5 "

-{*- Вт -4-1 -Д. г

| [ Прямлк |

*** * Си * ¡г ■ »

виг1 + Г ■ А | : *

с/

\ Г\

1'<| ■¿ннн 1К1 Ими: [ " " -ИД I,

-'-.О

1

1~ГШ9ГП1Т1 Я+1

Рисунок 6 Ментальная схема по теме «Квадратные уравнения»

В блоке «Решатель» пользователю предоставляется возможность задать конкретное квадратное уравнение и получить ответ с развернутым ходом решения. Блок «Тренажер» генерирует задачу по каждой ветке дерева (ментальной схемы) и предлагает пользователю самостоятельно решить задачу и ввести ответ (см. рис. 7). В случае неправильного ответа, либо при запросе помощи от обучаемого, система предоставляет подсказку или ход решения задачи. Каждая карточка представляет учебный элемент, оформленный по вышеприведенным правилам педагогического дизайна. Интерфейс ментальной схемы по заданной теме должен обладать топологическим свойством визуализировать вершины и ветки дерева, тренаж по которым пройден обучаемым успешно.

Представляется полезным в блоке «Контролер» предусмотреть тестовые задания с подсказками, которые дают возможность оценивать решенные задачи в «мягкой фор-

ме». Подсказки следует делить, например, на 3 уровня, уменьшающие неопределенность (энтропию) задачи на 25%, 50%, 75%. Соответственно при правильном решении задачи без подсказок тестируемому следует зачислять 4 балла, при использовании 1-й подсказки, зачислять 3 балла, при использовании двух подсказок - 2 балла, а при трех - 1 балл.

Инструмент «Решатель» Инструмент «Тренажер»

Вкднп) ьп н^||цси[иг|]Ы уравнлшя: Папучииь решение В иа^рзэнго! чршнсют ОТ - А* +■ С »0 Й ■ ] С--1 н ШАаем лккрсчюпмт пшфткто урвдкти Ц- йр - 4ах ■ ^ -4-1 ■(-.»- 4 * 12 » 14 Решите- уравнение: Выиргте 1 :-т+ингпп г. в г'^п? ом и 1— О Н*г <той

П4вр№ гарг-тс таггэтг-'

Оерсзслш*, «ьг. ^ши ■ииЦиртш уравшои 1 И2

1 : * 2-1 - 1 о- \ м ■-- , Г. ^ - - ^ ■ - - - - : я 1-1 : : £инффирспн зефирны мрно злсжвте з*з>еь:'ДКТ1 Е ига^лопк> дк^ьрннмкип:!

П «ГГЧМГ* ПЭДЛ» ПОЛ СИ мсу

Кнтп ¿жгрлмваэс! РС- форТ Й ■ V -) 1ИЧГ» Дккдямвшп мртг Сажайте м до оспоннлл жкх №№ №рвей озаградтт :-Т>ИТИЯИ в иНМСЗН* Ю. Эй-

Плтучт 1 ретаю млахяп,-

еящмвш» 1 г.о£±1в:.-с;. р41*ш ШН1 гы. кри ьыивг.'кт* кч. по : л 2 а 1 Пря#рГ1Ь.|

Папуша п :лн :■■£ риал нке

Инструмент «Контроль»

Решить уравнения: х2 -6х +1 = 0 4х2 - 4 = 0 х2 -8х +16 = 0

Рисунок 7 Структурная схема обучения решению квадратного уравнения

Не маловажным и даже определяющим фактором результативной учебной домашней работы ученика является объективный и мотивированный самоконтроль успешности обучения. Модернизацию традиционных форм контроля в виде тестов следует осуществлять по «мягкому» оценочному сценарию. К примеру, можно тестовые задания снабдить набором подсказок, выбор которых уменьшает «вес» решенной задачи. Также важна роль визуализации динамики процесса самообучения [13] и самоконтроля при домашнем обучении учащихся [22].

Возможность поиска по запросу и визуальная топологическая навигация по вопросному дереву знаний дает значительные преимущества и привлекательность для уче-

ника, по сравнению с поиском учебной информации в сети Интернет. Конечно, предусмотреть все возможные запросы ученика в создаваемой цифровой образовательной среде невозможно. В этой ситуации целесообразно создавать учебные платформы с открытой архитектурой для формирования контента, а также с мгновенно-интерактивной формой онлайн диалога обучаемого и эксперта. В случае отсутствия в ресурсе контента на поступивший вопрос, можно предусмотреть его разработку и добавление экспертом в ресурс.

Безусловно, педагогический дизайн представления цифровых ресурсов в виде презентаций, учебников и учебных элементов играет немаловажную роль в повышении удовлетворенности восприятия экранного контента и активизации познавательной деятельности обучаемого. Как отмечают исследователи, в последнее время число обучаемых, предпочитающих «клиповое» обучение растет, причем не только среди молодежи, но и взрослых [4]. В этой связи формат «перевернутых» цифровых ресурсов приобретает все большую популярность в теории и практике обучения. Основным учебным объектом в цифровых ресурсах перевернутого типа становятся учебные карточки, слайды, видео-фрагменты и т.п.

_Результаты исследования

Приведем примеры «перевернутых» учебных ресурсов, разработанные студентами КГПУ им. В.П. Астафьева совместно с преподавателями кафедры информатики и информационных технологий в образовании (см. рис. 8-10).

Рисунок 8 «Перевернутый» учебный ресурс по теме «Правление Николая I» (история)

Анкетный опрос 127 студентов 2-5 курсов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» профилей «Математика и информатика», «История и обществознание», «История и право», «История и английский язык», показал, что 98% студентов считают, подобный формат представления учебного содержания

будет востребован и интересен обучающимся. Преподавателям КГПУ им. В.П. Астафьева (21 преподаватель кафедры информатики и информационных технологий в образовании, кафедры математики и методики обучения математики и кафедры педагогики и управления образованием) и учителям г. Красноярска (учителя информатики - 27 человек, математики - 28 человек, физики - 16 человек, истории - 10 человек), не участвующим в разработке проекта, было предложено провести экспертизу «перевернутых» ресурсов по семи пунктам (см. табл. 1). Каждый пункт необходимо было оценить по 5-балльной шкале, где 0 - низкая оценка / показатель полностью не реализован, 1 - слабая оценка / показатель слабо реализован, 2 - средняя оценка / показатель частично реализован, 3 - оценка выше средней / показатель реализован, но требует доработки, 4 - высокая оценка / показатель полностью реализован. В экспертизе приняло участие 102 учителя и преподавателя.

Как мы понимаем количество?

©

и чем выражается количество?

©

Какие сущесгадат сломбы иписи числа?

3

Непошцнонп ые систем счис,пенил

3

Унэрная(единичнде|

о

Рмнскэп

©

Рисунок 9 «Перевернутый» учебный ресурс по теме «Системы счисления»

(информатики и ИКТ)

Perspectives of Science & Education. 2022, Мо1. 60, N0. 6

М«11Ч1 1 1

1вЫ<Т1 ЛЯ Вод, ЧТСГкк-М •Чши ■и Л ш »1 ■ Л Ш ККН"'

чиппям?

Iо«>!кы л £ы ыксяфяирйвш :.к*к,:т»к ■ |; »лит ы<иЛ

иииТ

У'ш№ ли Ни

ги4гт ця^гФппкт! ■ 1 гнчггрячгсна!

Ч ПИ «ЪиПГПк

■ра^члпкц п врсрктп 4 ■г РИВД1}пкиЛТ

Мгр-ггч 14 Ниукимит Шин ЧВСЛРОЯЫ1

1 в.1 иы Ч 4 ы ?

В-Ы 1ЫРТЧ «ГТЫГЛРПТ нитУ ■ рыфшп и-, - Г1иыг1| аиу ьмл

Гы крв ив ы т «к т ■ ь. в

МТр*ЧДЫМС1 крвф W1J4H.-k.ka

■ 1 ютпрп кии }'яИ11 ЛИ ВиллЛЫГк

птт^пп^в в ре гр-к-пв?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я 1н рманвп * В+МЫ1 «.кви ^■^■ГаНш.^ 1Л

УыМР* ля Зи Ш1К.МН ьниыпы! ■ ря ф-ч тячк в :*

И* ЧЬ ** И»ЧМ+Т 1скт лв Ви,ф*ртг<я1(1'ччи

VUi.li Jb.RU

УлШ11 нВы 0;1Ч4117Ь.

фйдолз сутш М3«ип Ш1

11| Г; ДЫ еуч-чн* >-р*ьм иян ■ р| ^нФпннк в nc.IT

Рисунок 10 Тренажер по математике по теме «Числовые последовательности» в формате «перевернутого» учебного ресурса

Экспертная оценка «перевернутых» учебных ресурсов

Таблица 1

Показатель 0 1 2 3 4

Кол-во человек (%)

Соответствие ресурса современным требованиям структурирования и визуализации учебного материала 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 102 (100%)

Соответствие представления контента принципам микрообучения 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 102 (100%)

Реализация практической деятельности обучающихся 0 (0%) 0 (0%) 1 (1%) 2 (2%) 99 (97%)

Реализация контролирующих элементов ресурса 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 2 (2%) 100 (98%)

Удобность навигации 0 (0%) 0 (0%) 1 (1%) 1 (1%) 100 (98%)

Возможность выстраивания индивидуального маршрута обучения 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 1 (1%) 101 (99%)

Потенциал в повышении эффективности самообразования школьников 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 1 (1%) 101 (99%)

Экспертиза разработанных «перевернутых» ресурсов показывает высокие результаты, все оценки, выставленные учителями и преподавателями, находятся на уровне не ниже среднего балла, а большая часть из них принимает высокие значения. Эксперты также высоко оценили дидактические качества перевернутых ресурсов и высказали необходимость создания портала для подобных наработок.

_Обсуждение результатов

Повышение качества самостоятельной учебной деятельности в домашних условиях с использование цифровых образовательных ресурсов становится весьма актуальным в современных реалиях и вызовах общества. Современное поколение, обладающее «клиповым» мышлением, умело владеющее гаджетами и информационными технологиями, нуждается в новых самообразовательных средствах и методах онлайн обучения. Эффективность их использования зависит от того, насколько они отвечают потребностям и претензиям обучающихся. В условиях изобилия цифровых образовательных ресурсов и необходимости самообразования чрезвычайно важно создавать такие учебные ресурсы, которые способны удержать внимание и обеспечить результативное обучение. Предложенное в работе описание элементов педагогического дизайна «перевернутых» учебных ресурсов-трансформеров во многом может устранить дефициты цифровых образовательных ресурсов.

Вопросно-задачное дерево знаний, представляющие учебный материал в перевернутом виде: от вопросов к ответам, от практики к теории, согласуется с концепцией проблемного обучения, которая основывается, прежде всего, на работах Джона Дьюи, а также на трудах российского педагога, профессора М.И. Махмуто-ва [11]. Топологическая гипертекстовая технология нелинейного «самоуправления» последовательностью изучения курса и выбора формата представления материала в соответствии с личными предпочтениями обеспечивает индивидуализацию образовательного маршрута [16]. Формирование и представление содержания учебного материала осуществляется с учетом когнитивных особенностей цифрового поколения: высокие требования к наглядности, структурированию, микрообучению. Проблематизация, визуализация, индивидуализация и применение интерактивных тренажеров позволяют реализовать принципы вовлекающего учебного контента, описанных в работах [14].

«Перевернутые» учебные ресурсы-трансформеры являются инновационным средством обучения в цифровом пространстве. Их разработка с учетом принципов педагогического дизайна позволят сделать образовательный процесс увлекательным и продуктивным.

В настоящее время разработчики программных продуктов (по заказу авторов) осуществляют разработку инструментальной среды в виде облачного приложения, позволяющего создавать перевернутые электронные ресурсы на основе топологического вопросно-задачного дерева знаний.

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 60, No. 6

Заключение

Дидактические особенности рассматриваемых цифровых ресурсов заключаются в следующем:

• структурная композиция ресурса разрабатывается с позиций ментального подхода, нацелена на учет «клипового» мышления обучаемого, обеспечивает персонификацию и визуализированное самоуправление и самоконтроль учебной деятельности в домашних условиях; вначале создается ментальное вопросно-задачное дерево знаний предметной области, затем разрабатываются дискретные цифровые учебные элементы справочно-репетиционного характера;

• педагогический дизайн цифрового ресурса, основу которого составляют учебные карточки или слайды, формируется на 4-х положениях: по техническим характеристикам текста (шрифт, кегль, интервалы и пр.); по объему (количество символов и иллюстраций на одну карточку); правилах композиции экранного интерфейса (правило золотого сечения, правило третей); клиповому содержательному контенту (дискретный, неизбыточный, энциклопедический характер);

• для интерактивного обучения решению задач используется программируемый алгоритм по следующей цепочке: ментальная схема предметной области - решатель задач - тренажер по обучению решению задач - визуализированный контролер по оцениванию уровня сформированности умения решать задачи;

• структура ресурса в перевернутом формате и предложенный педагогический дизайн его учебных элементов обладают высокой степенью интерактивности и персонификации, реализуют принципы: «учу то, что хочу», «вижу то, что знаю», «удовлетворяю любой свой образовательный каприз».

Таким образом, в работе предложены основы педагогического дизайна перевернутых цифровых образовательных ресурсов: способы представления содержания учебных элементов, формализованный алгоритм обучения решению задач, визуализация проблемного учебного поля, интерактивность самоуправления и самоконтроля учебной деятельностью обучаемого. Концепция и дизайн рассмотренных образовательных ресурсов обеспечивают учет потребностей современной молодежи в условиях домашнего обучения и повышают удовлетворенность их самостоятельного обучения. Рассмотренные требования к педагогическому дизайну контента для перевернутых ресурсов позволяет их разработчикам целенаправленно улучшать параметры, влияющие на удобочитаемость, восприятие и понимание содержания электронного учебного текста.

Материалы статьи будут полезны разработчикам цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на удовлетворение различных запросов и предпочтений обучающихся к представлению учебного материала и выбору образовательного контента.

_Финансирование

Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного

I / W V I V W

учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта №2021011106914 «Образовательная трансформационная Платформа «перевернутых» учебных ресурсов для дистанционного обучения школьников».

ЛИТЕРАТУРА_

1. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с.

2. Бразговский Ф. Понимание принципов Landing Page. URL: https://tilda.education/courses/landing-page/ understanding-main-principles/ (дата обращения 23.06.2022)

3. Вайнштейн-Грос Й. Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна // РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fac38a49a7947a763a94455 (дата обращения: 30.05.2022)

4. Грохотова Е. В., Бархатова Д. А. Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста // Открытое образование. 2021;25(6):4-12. DOI: 10.21686/1818-42432021-6-4-12

5. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 25-32

6. Денисова К. Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели // Молодой ученный. URL: https://moluch. ru/information/pedagogicheskij-dizajn-ponyatie-principy-modeli/ (дата обращения: 30.05.2022)

7. Колыхматов В. И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учеб-метод. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. 157 с.

8. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма / Пер, с англ. А. Румянцева. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. 192 с.

9. Музаев А. Руководитель Рособрнадзора оценил влияние пандемии на систему образования России // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора (Опубликовано: 28 января 2021 г.). URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-oczenil-vliyanie-pandemii-na-sistemu-obrazovaniya-rossii/ (дата обращения 22.06.2022)

10. Основы педагогического дизайна / Автор-составитель С. А. Курносова. Челябинск, 2014. 168 с.

11. Павлова Н. В. Понятие подготовки как педагогической категории в рамках понятийно-терминологического аппарата, применяемого в системе высших учебных заведений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №8. С. 307-312.

12. Пак Н. И., Назарбаев Б. А. Подходы к трансформации цифровых образовательных ресурсов для домашнего обучения // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2021. № 3(59). С. 113-119.

13. Прогресс-бар // Создание дистанционных курсов в СДО Moodle. URL: https://moodlearn.ru/mod/book/view. php?id=551&chapterid=80 (дата обращения: 10.06.2022)

14. Прохорова М. П., Макарова Н. В., Краева И. А. Особенности вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. С. 230-232.

15. Расиел И., Фрига П. Инструменты McKinsey: Лучшая практика решения бизнес-проблем / Пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М: Манн, Иванов и Фербер, 2007. 224 с.

16. Саркисян Т. А., Иманова К. Н. Разработка индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей обучающихся 5 класса при организации индивидуальной работы по математике во внеурочное время с применением электронных образовательных // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Сургут, 27 февраля 2019 года / Ответственный редактор Н.В. Суханова. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. С. 243-250.

17. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.

18. Фирсова О. Н. Использование золотого сечения для разработки дизайна учебных презентаций // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011292 (дата обращения: 06.06.2022)

19. A Student's E-Learning Self-Control Method Based On A Topological Knowledge Tree / D. A. Barkhatova, T. O. Balykbaev, N. I. Pak, L. B. Khegay // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 20-22 мая 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. Pp. 1039-1050. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.120

20. Barkhatova, D. A., Khegay L. B. Platform Z - Portal "Inverned" mental resources on the principles of didactics // European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19-21 мая 2021 года. Krasnoyarsk, Russia: ISO LONDON LIMITED - European Publisher, 2021, pp. 1513-1525. D0I:10.15405/epsbs.2021.09.02.169.

21. Barkhatova D. A., Lomasko P. S., Simonova A. L. Implementation of additional subject training of school children based on the means of flipped online learning // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях, Красноярск, 21-24 сентября 2021 года / Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. P. 710-714.

22. Chou T., Chen S. The Effects of Progress Bars on Diverse Learning Styles in Web-Based Learning // 2015 IEEE 15th International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT), Hualien, Taiwan. 2015 pp. 493-494. DOI: 10.1109/ICALT.2015.141

23. Dolasinski M., Reynolds J. Microlearning: A New Learning Model // Journal of Hospitality & Tourism Research. 2020. Volume: 44 issue: 3. Pp. 551-561. DOI: 10.1177/1096348020901579.

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 60, No. 6

24. Hong S.C., Park Y.S. An analysis of the relationship between self-study, private tutoring, and self-efficacy on self-regulated learning // KEDI journal of educational policy. 2012. № 9. С. 113-144. DOI: 10.22804/kjep.2012.9.1.006

25. Johannes Gutenberg Universitaet Mainz. Students often do not question online information: Study examines students' ability to critically assess information from the Internet and from social media // ScienceDaily. URL: www. sciencedaily.com/releases/2020/04/200414095727.htm (дата обращения: 2.08.2022)

26. Morrison R. Don't 'just Google it': 3 ways students can get the most from searching online // The Conversation UK. URL: https://theconversation.com/dont-just-google-it-3-ways-students-can-get-the-most-from-searching-online-116519 (дата обращения: 4.08.2022).

27. Munoz Gonzalez L., Quiroz G. Instructional Design in Online Education: a Systemic Approach // European Journal of Education, 2019, no. 3 (62). DOI: 10.26417/ejed.v2i3.p64-73.

28. Olsson M, Mozelius P, Collin J. Visualisation and Gamification of e-Learning and Programming Education // The Electronic Journal of e-Learning Volume 13 Issue 6. 2015. Pp. 441-454.

29. Typography Usage in Multimedia Teaching Aid Interface Design / S. Sulaiman, M. An-Nuur, N. Kamaruddin, W. Ali // Proceedings of the International Conference of Innovation in Media and Visual Design (IMDES 2020). 2020. Pp. 157-162. DOI: 10.2991/assehr.k.201202.070.

30. Wagner, E. Essay: In Search of the Secret Handshakes of ID // Journal of Applied Instructional Design. 2011. 1 (1). Pp. 33-37.

REFERENCES

1. Analysis of Digital Educational Resources and Services for Organizing the Educational Process in Schools / I. Karlov, N. Kiyasov, V. Kovalev, N. Kozhevnikov, E. Patarakin, I. Frumin, A. Shvindt, D. Shonov; National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. Moscow, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, INSTITUTE OF EDUCATION, 2020. 72 p.

2. Brazgovsky F. Understanding the principles of Landing Page. Available at: https://tilda.education/courses/landing-page/understanding-main-principles/ (accessed 23.06.2022)

3. Weinstein-Gros J. Visualize correctly: why teachers need the skill of pedagogical design. RBC. Trends. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fac38a49a7947a763a94455 (accessed 30.05.2022)

4. Grokhotova E. V., Barkhatova D. A. Modern course of computer literacy from the point of view of new generation of the third age. Open Education, 2021, vol. 25, no. 6, pp. 4-12. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-6-4-12

5. Demidova I. A. Pedagogical design and its means: theoretical analysis and experience of application in pedagogical practice. Pedagogy. Problems of theory and practice, 2019, no. 4, pp. 25-32

6. Denisova K. Pedagogical design: concept, principles, models. Young scientist. Available at: https://moluch.ru/ information/pedagogicheskij-dizajn-ponyatie-principy-modeli/ (accessed: 30.05.2022)

7. Kolykhmatov V. I. New possibilities and training resources of the digital educational environment: tutorial. Saint-Petersburg, State Educational Institution of Advanced Professional Education LOIRO, 2020. 157 p.

8. Minto B. Golden Rules of Harvard and McKinsey. Rules of the magic pyramid for business writing / Translated from English by A. Rumyantsev. Moscow, Publishing House ROSMAN-PRESS, 2004. 192 p.

9. Muzayev A. Head of Rosobrnadzor assessed the impact of pandemic on Russian educational system. Federal Service for Supervision in Education and Science. Official site of Rosobrnadzor (Published: January 28, 2021). Available at: https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-oczenil-vliyanie-pandemii-na-sistemu-obrazovaniya-rossii/ (accessed 22.06.2022)

10. Fundamentals of Pedagogical Design / Author-compiler S. A. Kurnosova. Chelyabinsk, 2014. 168 p.

11. Pavlova N. V. The concept of training as a pedagogical category within the conceptual and terminological apparatus used in the system of higher education institutions. Actual problems of humanities and natural sciences, 2010, no. 8, pp. 307-312.

12. Pak N. I., Nazarbayev B. A. Approaches to the transformation of digital educational resources for home learning. Proceedings of the Kyrgyz State Technical University, 2021, no. 3(59), pp. 113-119.

13. Progress-bar // Creation of distance learning courses in Moodle. Available at: https://moodlearn.ru/mod/book/ view.php?id=551&chapterid=80 (accessed: 10.06.2022)

14. Prokhorova M. P., Makarova N. V., Kraeva I. A. Features of the involving content for digital educational resources. Problems of modern pedagogical education, 2021, no. 72-4, pp. 230-232.

15. Rasiel I., Friga P. McKinsey Tools: Best Practices for Solving Business Problems. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2007. 224 p.

16. Sarkisyan T. A., Imanova K. N. Development of an individual educational route, taking into account the characteristics of students in grade 5 in the organization of individual work on mathematics in after school hours with the use of electronic educational. Actual issues of mathematics education: state, problems and prospects for development: Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference, Surgut, February 27, 2019 / Editor in Chief N.V. Sukhanova. Surgut, Surgut State Pedagogical University, 2019, pp. 243-250.

17. Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. Digital generation of Russia: competence and security. Moscow, Smysl Publ., 2017. 375 p.

18. Firsova O. N. The use of the golden section to develop the design of educational presentations. Proceedings of the VII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". Available at: https://scienceforum. ru/2015/article/2015011292 (accessed 06.06.2022)

19. A Student's E-Learning Self-Control Method Based On A Topological Knowledge Tree / D. A. Barkhatova, T. O.

Balykbaev, N. I. Pak, L. B. Khegay. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 2022 мая 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, European Proceedings, 2020, pp. 1039-1050. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.120

20. Barkhatova, D. A., Khegay L. B. Platform Z - Portal "Inverned" mental resources on the principles of didactics. European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19-21 мая 2021 года. Krasnoyarsk, Russia, ISO LONDON LIMITED - European Publisher, 2021, pp. 1513-1525. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.169.

21. Barkhatova D. A., Lomasko P. S., Simonova A. L. Implementation of additional subject training of school children based on the means of flipped online learning. Informatization of Education and Methodology of E-learning: Digital Technologies in Education: Proceedings of the V International Scientific Conference. In 2 parts, Krasnoyarsk, September 21-24, 2021 / Edited by M. V. Noskov. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2021, pp. 710-714.

22. Chou T., Chen S. The Effects of Progress Bars on Diverse Learning Styles in Web-Based Learning. 2015 IEEE 15th International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT), Hualien, Taiwan, 2015, pp. 493-494. DOI: 10.1109/ICALT.2015.141

23. Dolasinski M., Reynolds J. Microlearning: A New Learning Model. Journal of Hospitality & Tourism Research, 2020, vol. 44, issue 3, pp. 551-561. DOI: 10.1177/1096348020901579.

24. Hong S.C., Park Y.S. An analysis of the relationship between self-study, private tutoring, and self-efficacy on self-regulated learning. KEDI journal of educational policy, 2012, no. 9, pp. 113-144. DOI: 10.22804/kjep.2012.9.1.006

25. Johannes Gutenberg Universitaet Mainz. Students often do not question online information: Study examines students' ability to critically assess information from the Internet and from social media. ScienceDaily. Available at: www.sciencedaily.com/releases/2020/04/200414095727.htm (accessed: 2.08.2022)

26. Morrison R. Don't 'just Google it': 3 ways students can get the most from searching online. The Conversation UK. Available at: https://theconversation.com/dont-just-google-it-3-ways-students-can-get-the-most-from-searching-online-116519 (дата обращения: 4.08.2022).

27. Munoz Gonzalez L., Quiroz G. Instructional Design in Online Education: a Systemic Approach. European Journal of Education, 2019, no. 3 (62). DOI: 10.26417/ejed.v2i3.p64-73.

28. Olsson M, Mozelius P, Collin J. Visualisation and Gamification of e-Learning and Programming Education. The Electronic Journal of e-Learning, 2015, vol. 13, issue 6, pp. 441-454.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Typography Usage in Multimedia Teaching Aid Interface Design / S. Sulaiman, M. An-Nuur, N. Kamaruddin, W. Ali. Proceedings of the International Conference of Innovation in Media and Visual Design (IMDES 2020), 2020, pp. 157162. DOI: 10.2991/assehr.k.201202.070.

30. Wagner, E. Essay: In Search of the Secret Handshakes of ID. Journal of Applied Instructional Design, 2011, vol. 1 (1), pp. 33-37.

Информация об авторах Бархатова Дарья Александровна

(Россия, г. Красноярск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в

образовании Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

E-mail: darry@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5121-7419 Scopus Author ID: 57195940318 ResearcherID: G-6024-2016

Хегай Людмила Борисовна

(Россия, г. Красноярск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

E-mail: hegaylb@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4163-9436 Scopus Author ID: 57211673538

Пак Николай Инсебович

(Россия, г. Красноярск) Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

E-mail: nik@kspu.ru ORCID ID: 0000-0002-6271-9243 Scopus Author ID: 7006632939

Information about the authors Daria A. Barkhatova

(Russia, Krasnoyarsk) Cand. Sci. (Educ.), Assistant Professor of Informatics and

Information Technologies in Education Department Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev E-mail: darry@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5121-7419 Scopus Author ID: 57195940318 ResearcherID: G-6024-2016

Lyudmila B. Khegay

(Russia, Krasnoyarsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of Informatics and Information Technology in Education

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev E-mail: hegaylb@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4163-9436 Scopus Author ID: 57211673538

Nikolai I. Pak

(Russia, Krasnoyarsk) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Head of the Department of Informatics and Information Technologies in Education Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev E-mail: nik@kspu.ru ORCID ID: 0000-0002-6271-9243 Scopus Author ID: 7006632939

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.