Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический дизайн / инклюзивное образование / проектирование инклюзивных сред / дизайнер инклюзивной среды / оценка качества обучения / instructional design / inclusive education / design of inclusive environments / designer of an inclusive environment / assessment of the quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арина Леонидовна Строготяну

В статье представлен анализ проблемы педагогического дизайна, его особенностей и возможности применения в обучении будущих педагогов основам инклюзивного образования. Основной задачей педагогов, разрабатывающих учебный курс, является максимальная передача учебного материала и педагогической практики. Передать знания в доступной и понятной форме могут помочь модели обучения педагогического дизайна, отвечающие всем вызовам современного процесса обучения. Проведен анализ зарубежных и отечественных подходов к определению понятия «педагогический дизайн», описаны модели проектирования педагогического дизайна. Актуальность проблемы заключается в том, что пока не выделен систематический подход к применению педагогического дизайна в качестве средства формирования у будущих педагогов инклюзивной компетентности. Автор разрабатывает модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов основных и дополнительных образовательных программ по педагогическому направлению в классическом высшем образовании. Педагогический дизайн является относительно новым направлением в науке и рассматривается как система знаний и способов решения проблем обучения, в частности, обучения лиц с ОВЗ и их включение в общеобразовательную систему. Он позволяет спроектировать комфортную и привлекательную для всех детей окружающую среду. Вводится новое понятие «дизайнер инклюзивной среды». Дизайнер инклюзивной среды является специалистом, обладающим инклюзивной компетентностью, способный решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на ситуации, преодолевать страх и сомнения перед неизвестностью, а также обладать специфическими знаниями по реализации учебной деятельности в инклюзивных группах образовательных учреждений. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов отражает ключевые аспекты педагогического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арина Леонидовна Строготяну

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN AS A FEATURE OF PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article presents an analysis of the problem of pedagogical design, its features and the possibility of application in teaching future teachers the basics of inclusive education. The main task of teachers developing a training course is the maximum transfer of educational material and teaching practice. Instructional design learning models that meet all the challenges of the modern learning process can help convey knowledge in an accessible and understandable form. An analysis of foreign and domestic approaches to defining the concept of «instructional design» has been carried out, and models for designing educational design have been described. The relevance of the problem lies in the fact that a systematic approach to the use of pedagogical design as a means of developing inclusive competence in future teachers has not yet been identified. Therefore, the author is developing a model of the process of developing inclusive competence among students of basic and additional educational programs in the pedagogical direction in classical higher education. Instructional design is a relatively new direction in science and is considered as a system of knowledge and methods for solving educational problems, in particular, teaching people with disabilities and their inclusion in the general education system. It allows you to design an environment that is comfortable and attractive for all children. A new concept is being introduced: «Designer of an inclusive environment». An inclusive environment designer is a specialist with inclusive competence, capable of solving professional problems, responding adequately to situations, overcoming fear and doubts of the unknown, and also having specific knowledge of implementing educational activities in inclusive groups of educational institutions. The model of the process of developing inclusive competence in students reflects key aspects of pedagogical design.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 17. С. 23-31. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 17. P. 23-31.

Научная статья УДК 378.14

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-17-23-31

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Арина Леонидовна Строготяну

Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, Arina-20-09@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы педагогического дизайна, его особенностей и возможности применения в обучении будущих педагогов основам инклюзивного образования. Основной задачей педагогов, разрабатывающих учебный курс, является максимальная передача учебного материала и педагогической практики. Передать знания в доступной и понятной форме могут помочь модели обучения педагогического дизайна, отвечающие всем вызовам современного процесса обучения. Проведен анализ зарубежных и отечественных подходов к определению понятия «педагогический дизайн», описаны модели проектирования педагогического дизайна. Актуальность проблемы заключается в том, что пока не выделен систематический подход к применению педагогического дизайна в качестве средства формирования у будущих педагогов инклюзивной компетентности. Автор разрабатывает модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов основных и дополнительных образовательных программ по педагогическому направлению в классическом высшем образовании. Педагогический дизайн является относительно новым направлением в науке и рассматривается как система знаний и способов решения проблем обучения, в частности, обучения лиц с ОВЗ и их включение в общеобразовательную систему. Он позволяет спроектировать комфортную и привлекательную для всех детей окружающую среду. Вводится новое понятие «дизайнер инклюзивной среды». Дизайнер инклюзивной среды является специалистом, обладающим инклюзивной компетентностью, способный решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на ситуации, преодолевать страх и сомнения перед неизвестностью, а также обладать специфическими знаниями по реализации учебной деятельности в инклюзивных группах образовательных учреждений. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов отражает ключевые аспекты педагогического дизайна.

Ключевые слова: педагогический дизайн, инклюзивное образование, проектирование инклюзивных сред, дизайнер инклюзивной среды, оценка качества обучения.

Для цитирования: Строготяну А. Л. Педагогический дизайн как особенность профессиональной подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 17. С. 23-31. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-23-31

Original article

PEDAGOGICAL DESIGN AS A FEATURE OF PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS

OF INCLUSIVE EDUCATION

Arina L. Strogotyanu

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, Arina-20-09@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the problem of pedagogical design, its features and the possibility of application in teaching future teachers the basics of inclusive education. The main task of teachers developing a training course is the maximum transfer of educational material and teaching practice. Instructional design learning models that meet all the challenges of the modern learning process can help convey knowledge in an accessible and understandable form. An analysis of foreign and domestic approaches to defining the concept of «instructional design» has been carried out, and models for designing educational design have been described. The relevance of the problem lies in the fact that a systematic approach to the use of pedagogical design as a means of developing inclusive competence in future teachers

© Строготяну А. Л., 2024

has not yet been identified. Therefore, the author is developing a model of the process of developing inclusive competence among students of basic and additional educational programs in the pedagogical direction in classical higher education. Instructional design is a relatively new direction in science and is considered as a system of knowledge and methods for solving educational problems, in particular, teaching people with disabilities and their inclusion in the general education system. It allows you to design an environment that is comfortable and attractive for all children. A new concept is being introduced: «Designer of an inclusive environment». An inclusive environment designer is a specialist with inclusive competence, capable of solving professional problems, responding adequately to situations, overcoming fear and doubts of the unknown, and also having specific knowledge of implementing educational activities in inclusive groups of educational institutions. The model of the process of developing inclusive competence in students reflects key aspects of pedagogical design.

Keywords: instructional design, inclusive education, design of inclusive environments, designer of an inclusive environment, assessment of the quality of education.

For citation: Strogotyanu A. L. Pedagogical design as a feature of professional preparation of future teachers to work in conditions of inclusive education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;17:23-31. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-23-31

Введение

В последнее время огромное внимание многих педагогов-исследователей привлекает педагогический феномен инклюзивного образования. Он предусматривает такую организацию учебного процесса, где каждый ребенок вне зависимости от своих психических, физических, интеллектуальных и иных особенностей имеет право на получение образования в среде нормально развивающихся сверстников. При чем данный аспект был закреплен законодательно в 2012 г. в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим растет количество людей с нарушениями психофизического развития в массовых школах. Актуальность приобретает подготовка учителей и развитие их способностей к осуществлению образовательной деятельности в данной ситуации. У педагогического сообщества возникают вопросы, касающиеся достижения качества образования, разработки адаптивных программ обучения, создания условий для благоприятной среды обучающихся, развития навыков общения у особенных детей с окружающими людьми и социализации, выстраивания процессов обучения и воспитания, учета индивидуальных особенностей каждого учащегося, психологического и эмоционального состояния самого педагога.

Исследователи выделяют современную идею педагогического дизайна, как одну из возможных решений выделенных проблем [Такушевич 2015; Чернобай 2022]. Педагогический дизайн дает возможность выделить пробелы в качестве работы и понять, каковы их причины. Он помогает разрабатывать такие образовательные программы, которые будут нацелены на решение конкретных профессиональных задач. В нашем случае - это подготовка будущих педагогов к работе в сфере инклюзивного образования и формирование у них инклюзивной компетентности.

Основная часть

Впервые понятие «педагогический дизайн» (англ. «instructional design») использовали ещё в 1960-х гг. Роберт Милс Ганье и Роберт Глейзер. Произошло это в тот период, когда необходимо было обучить большое количество преподавателей быстро решать сложные задачи и ставить перед собой цели [Такушевич 2015: 96; Чернобай 2022: 7]. Р. Ганье в своей книге «Условия обучения» структурировал все процессы обучения в одну систему, состоящую из девяти основных элементов: привлечение внимания, постановка цели обучения и учебных задач совместно с обучающимися, актуализация знаний и повторение уже изученного материала, представление нового учебного материала, сопровождение процесса обучения, приобретение практического опыта и выявление результатов, рефлексия, непосредственное решение практических задач, оценка результатов обучения [Шалашова 2020: 6]. В 1975 г. аргентинский ученый, педагог и дизайнер Т. Мальдонадо, выступая в Москве на конгрессе Международного совета обществ промышленного дизайна, выдвинул утверждение о том, что «дизайн обязан выйти за пределы художественного творчества и стать независящей от него самостоятельной проектной профессией». Т. Мальдонато утверждал, что дизайн - это, в первую очередь, деятельность, направленная на определение формальных качеств предмета, структурных и функциональных связей, которые превращают систему в единое целое [Такушевич 2015: 96].

Зарубежные ученые под педагогическим дизайном понимают следующее: «это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в

сфере профессиональной педагогической практики» [Чернобай 2022: 7]. Г. МакАрдел в своей книге «Instructional Design for Action Learning» утверждает, что систематический подход может помочь выявить проблемы обучения, предложить способ решения и применить его в практической деятельности [McArdle 2010]. Свои мысли по педагогическому дизайну в книге «Instructional Design Theories and Models» высказал К. Рейгелут. Он утверждает, что педагогический дизайн является набором теорий о дизайне и отражает возможные способы их применения в обучении. Представление о педагогическом дизайне включает в себя не только развитие когнитивных способностей, но и отражает социальную, эмоциональную, духовную и психическую составляющие обучающегося [Reigeluth 2009]. В своей статье А. Г. Роуланд выдвигает некоторые положения, касающиеся педагогического дизайна. По его мнению, педагогический дизайн должен включать симбиоз теории, практики и исследования, способствовать выработке навыка решения педагогических задач, сочетать возможность применения умственных навыков с опорой на творческий мыслительный процесс [Rowland 1993: 86].

Педагогический дизайн помогает преодолевать традиционные методы преподавания и разрабатывать новые эффективные методы обучения, что дает возможность определить его в отдельную область научных знаний. Так, в своей статье Рита Ричи утверждает, что педагогический дизайн - это не просто пошаговый список дел, которому необходимо следовать, а отдельная четкая теория дизайна - творческая наука. Она уверена, что решение проблемы никогда не будет идентичным у разных преподавателей, так как в поставленной задаче важна творческая грань [Richey 1986].

Педагогический дизайн широко используется современными исследователями в области педагогики. Поэтому, исходя из зарубежного опыта, в 2005 г. И. С. Кузнецовой была предложена следующая классификация рассматриваемого понятия [Воронина 2016: 64]: педагогический дизайн как процесс: разработка системы преподавания на основе педагогических теорий и их особенностей; педагогический дизайн как дисциплина: отрасль знаний, которая способствует разработке новых педагогических стратегий на основе научных исследований; педагогический дизайн как реальность: открытая среда для выявления педагогической ситуации, требующей реального решения, основываясь на индивидуальности исследуемого объекта и постоянном мониторинге изменения свойств среды; педагогический дизайн как наука: разработка детальных спецификаций для создания, применения, оценки и сохранения ситуаций, которые облегчают процесс обучения.

Российские ученые считают, что «педагогический дизайн» представляет собой собирательное понятие, научные знания, необходимые для построения эффективного образовательного процесса [Чернобай 2022: 7]. Одним из первых российских ученых, занимающихся изучением педагогического дизайна является А. Ю. Уваров. Исследователь предлагает следующее определение данного понятия: «систематическое (приведенной в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» [Уваров 2003: 7]. Часто в науке исследователи выделяют подмену понятия «педагогическое проектирование» на «педагогический дизайн», говоря об аналогии двух терминов. А. Г. Роуланд считает, что проектирование предполагает решение проблем, но не любое решение является проектированием. Педагогические дизайнеры, специалисты, которые проектируют окружающую среду, склонны акцентировать свое внимание не на проблеме, а на нахождении путей её решения. Дизайн можно рассматривать как цикл формирования знаний, где каждый дизайнер выдвигает свою гипотезу и ищет аргументы, которые её смогут подтвердить [Чеботарев 2022: 85].

Одной из популярных моделей, описывающих процесс педагогического дизайна, выделяют модель ADDIE (рис. 1). Она была разработана Флоридским государственным университетом в 1970-х гг. Аббревиатура названия данной модели соответствует перечню этапов действия [там же: 126]: A - анализ потребностей, целей, условий, контроля и эффективности разрабатываемой системы; D - проектирование планов, сценариев занятий, материалов, форм презентаций; проектирование является лишь одной из стадий подготовки такой среды, которая будет способствовать личностно-ориентированному подходу в обучении; D - разработка и превращение намеченных планов в готовый учебный материал с индивидуальным стилем общения и оригинальными методами изложения и подачи информации; I - непосредственное применение разработанных материалов в учебном процессе; E - оценка качества созданного курса и результатов обучения в соответствии с заранее сформулированными критериями.

Aim ли i

потребностей, uejtji, УСЛОВИЯ, КОНТрОЛЯ, эффект ИИ ПОСТ И СНСЛеМЫ

А

Оценка

качества созданного курса и результатов обучения по

Определенным Е,|Н1|е|Ш1Ш

»

Е

ADDIE

D

IIpueKiiipoBii пне

планов. сценариев мннпш, матервалоп, i|hi{im презент aunii

Внедрение

прнмспшяс материалов я обученнин

D

Рис. 1. Модель ADDIE Подготовка

Coop основной информации, создание базы данных

Разработка

превращение вшютевных планов а шнжмп учебный материал ещрцдплыаш

ПОДХОДОМ И HjilM iiiiu.ii.iir.iMM

решениями

Развв!не

]'а ¡рашика it внедрение нпкы\ учебных блоков, оценки jimy ibi а гон

SAM

Дизайн

Свиажне основы

содержания курса, нмьн блоков обучения,

ПОЛПСВНС

ойратвой спи ¡к

Рис. 2. Модель SAM

Линейные модели типа ADDIE начали уступать новым моделям педагогического дизайна, способствующих осуществлению более доступного процесса обучения [Романова 2023: 18]: SAM (рис. 2.), SMART (рис. 3.), ALD (рис. 4.). Сущность модели SAM (Successive Approximation Model - последовательная модель приближения) состоит в нелинейной и планомерной разработке постоянно повторяющихся этапов учебного курса, основанных на небольших по объёму содержаниях каждого этапа обучения. Всё это делает модель более быстрой и гибкой для проектирования учебных курсов. Данная модель была разработана в 2012 г. Майклом Алленом [Hyojung 2019: 192]. Разработка каждого этапа не требует большого количества времени, но соединяя их друг с другом получается достаточно большой проект. Однако, логическая цепочка здесь тоже присутствует и делит всю модель на основные стадии [Копейкина 2023: 381; Романова 2023: 18; Hyojung 2019: 193]: подготовительная стадия предполагает сбор основной информации и создание базы данных; стадия итерационного дизайна посвящена созданию основы содержания курса, к которому в

дальнейшем будут присоединяться новые блоки с новым учебным материалом. На данном этапе важно получать обратную связь, чтобы корректировать учебный процесс индивидуально под каждого обучающегося; стадия итерационного развития предполагает постоянную разработку и внедрение новых учебных блоков и в последствии оценку полученных результатов.

Модель SMART - модель, основанная на правильно сформулированных и измеримых целях, что способствует ускорению выполнения конкретных педагогических задач. Она была описана в 1981 году Джорджом Т. Дораном. Смысл системы заложен в аббревиатуре: «Specific» - конкретный, «Measurable» - измеримый, «Attainable» - достижимый, «Relevant» - актуальный, «Time-bound» - ограниченный во времени [Романова 2023: 19; Шершевская 2023]. Таким образом, цель должна быть конкретной, чтобы получить конкретный итог. Тогда следует обратить внимание на актуальность выбранного курса, что поможет привлечь аудиторию. Необходимо подобрать ресурсы для результативности проекта, основываясь на качественных и количественных показателях оценивания курса для замера продвижения и достижения цели и сроке выполнения учебной программы. Это помогает выстроить учебный процесс в определенных временных рамках, чтобы не растягивать его до бесконечности.

\ I

Specific

Конкретный

Measurable

Измеримый

Attainable

Достижимый

Relevant

Актуальный

Time-bound

Ограниченный

Рис. 3. Модель SMART

M А,

Тестирование lJa 1работка

Выпуск

(

Оценка

Рис. 4. Модель ALD

Перспективной моделью для системы непрерывного образования является модель ALD (Agile Learning Design - гибкий дизайн обучения). Данная модель основывается на скорости повышения квалификации, гибкости и скооперативности проектируемого материала -систематического метода реализации проекта. Данная модель может применяться при решении конкретных профессиональных задач в короткие сроки - спринты [Исакова 2020: 26-27; Романова 2023: 19]. Выделяют основные принципы модели ALD [Романова 2023: 19]: подача материала должна быть в диалоговой форме с постоянным обсуждением ключевых вопросов; для актуализации знаний необходима постоянная проработка сложных вопросов; возможность использования рабочих шаблонов и педагогического инструментария ускоряет

процесс выполнения задач; необходимо стимулировать и использовать познавательный интерес обучающегося; стоит отдавать приоритет ключевым темам и вопросам курса; необходимо создавать базы данных учебных материалов; концентрировать свою работу на самом процессе обучения, а не на планировании; проводить мониторинг результатов обучения на каждом этапе; проводить анализ потребностей обучающихся исходя из их знаний и подготовки.

Педагогический дизайн вряд ли будет представляться простым процессом. Поскольку практики основываются на личном опыте, творческой деятельности, системе знаний по преподаваемому курсу, то они предполагают применение не только одной модели. Обычно их идеи представляют совокупность всех концепций перечисленных моделей. Большинство российских исследователей соглашаются с тем, что педагогический дизайн представляет собой не только систему знаний и возможность их использования в реальных ситуациях, но и разработку среды с целью доступности образовательного процесса [Абызова 2010; Моисеева 2004; Такушевич 2015; Челнокова 2021; Чернобай 2022; Шалашова 2020]. Свою ценность и актуальность педагогический дизайн приобретает за счет действенного подхода, который помогает не только найти ответы на вопросы, как помочь ученику учиться и развиваться, но и создать новые образовательные решения.

Исходя из этого, педагогический дизайн применяют в подготовке студентов к работе в инклюзивной среде, поскольку стоит вопрос о нехватке педагогических кадров и их психолого-педагогической и методической неготовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к непрерывному обучению, постоянному профессиональному росту, развитие в них определенных компонентов инклюзивной компетентности [Маркелова и др. 2016: 137]. В Российской системе образования существуют образовательные стандарты, которые рассматривают варианты создания персонализированной развивающей среды и открытия новых возможностей для любого ученика, что хорошо согласуется с идеей включающего общества. Это может способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ и его самоопределению в жизни. Педагогический дизайн способствует успешному формированию у будущих педагогов инклюзивной компетентности и стимулирует к включению в непосредственную практику по решению задач инклюзивного образования. Будущий педагог будет способен разрабатывать сценарий учебной деятельности, предусматривая возможности каждого обучающегося; опираться на уровень возможных знаний, используя дифференцированный подход; учитывать варианты демонстрации учебного материала; опираться на практическую деятельность и личный опыт ученика. При чем педагогический дизайн можно применять как в групповых формах работы на уроках, так и в индивидуальных занятиях с детьми с различными нарушениями [Такушевич 2015: 89].

Цель исследования. Определить влияние педагогического дизайна, как особенности образовательного процесса, на развитие у будущих педагогов способностей к проектированию инклюзивной образовательной среды.

База исследования. Исследование проходило на базе Ивановского государственного университета, в котором реализуются основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, включающие дисциплины, направленный на изучение сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ, а также дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Проектирование инклюзивных сред».

Методы и методики исследования. Теоретический и системный методы, представленные анализом литературных источников по предмету исследования. Разработка модели процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов основных и дополнительных образовательных программ по педагогическому направлению.

Исследование теории педагогического дизайна, его особенностей и связи с инклюзивным образованием привело к разработке нового термина «дизайнер инклюзивной среды». Дизайнер инклюзивной среды - это специалист, обладающий навыками проектирования комфортной образовательной среды, владеющий системой знаний о новейших теориях обучения и способный развивать не только нейротипичного ребенка, но и ребенка с ОВЗ, опираясь на свой практический опыт и творческую составляющую. В связи с этим разработана авторская модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов основных и дополнительных образовательных программ по педагогическому направлению.

Анализ студентами необходимости изучения темы инклюзивного образования в системе основных и дополнительных дисциплин, их мотивации к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзии, выявление основных и конкретных потребностей

инклюзивного общества и целевых ориентиров будущих педагогических работников. Обсуждение реальных запросов центров по работе с детьми с ОВЗ и определение основных задач обучения, составление списков ожидаемых результатов. Анализ может привести к разработке контента для привлечения внимания студентов разных направлений подготовки, а также необходимой базы для индивидуального сопровождения каждого студента.

Проектирование рабочей программы и сценариев занятий или план-схем, поиск учебного материала, которые актуализируют знания и сделают учебную среду не только доступной, но и внешне привлекательной для восприятия. Важно, чтобы педагог умел проектировать внешний облик своего курса. Для визуального эффекта важны подбор или создание иллюстраций, анимационные эффекты, интерактивные элементы и аудио- или видео сопровождение. В этом может способствовать оснащение среды: материально-техническое, нормативно-правовое, кадровое, организационно-методическое и психолого-педагогическое. Помимо этого, необходимо использовать современные педагогические технологии, способствующие активизации мыслительного процесса и более детального восприятия учебной информации: цифровые технологии, дидактические игры, технологии модульного обучения, метод «case-study», мастер-классы, мозговые штурмы. При составлении своего курса необходимо опираться на «мотивационные маяки» будущих педагогов, которые помогают в выстраивании индивидуальной траектории обучения. Создается сценарий всего проекта, определяющий влияние каждого элемента на задачи, выявленные на первом этапе.

Превращение возникающих творческих решений в готовый учебный материал, упор на выбор методов изложения материала, проработку интонации и невербальных форм общения, стиль общения, подачу материала, исходя из особенностей студентов. На этом этапе дорабатываются ключевые моменты обучения: подбираются упражнения, формы обратной связи, прорабатываются отдельные темы и вопросы, определяется механизм сопровождения процесса обучения. Данная творческая работа требует от преподавателя гибкости мышления и хорошего владения теоретическими знаниями инклюзивного образования.

Применение всех материалов в учебном процессе. На данном этапе работы студенты прослушивают курс лекций по теории инклюзивного образования, знакомятся с практикующими педагогами, осуществляют наблюдательную практику. После студенты получают запрос от центра и родительского сообщества детей с ОВЗ с просьбой о педагогической помощи в конкретной ситуации. Будущие педагоги самостоятельно пробуют решить педагогическую задачу, касающуюся социализации и адаптации ребенка с ОВЗ в окружающей среде. Таким образом, студенты закрепляют полученные навыки в практической деятельности и сами становятся дизайнерами инклюзивной среды.

На каждом значимом этапе обучения проводится мониторинг и оценка результативности как в форме анкетирования и тестового задания, так и в форме рефлексии и самостоятельного осмысления уже приобретенного опыта профессиональной деятельности. В качестве оценки понимания достигнутых результатов используется метод глубинного интервью, позволяющий выявить этапы обучения, которые оказали наибольшее влияние на профессиональное становление будущих педагогов и обозначить перспективы их дальнейшего развития. Соотносятся поставленные на стадии анализа задачи с результатами практического обучения. Делается вывод о сформированности инклюзивной компетентности. На основании этого корректируется обучающий курс и учебные материалы.

Как можно заметить, все рассмотренные модели педагогического дизайна присутствуют в модели процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов основных и дополнительных образовательных программ педагогической направленности. В данной модели отражены основные цели, принципы, технологии и способы эффективного мониторинга результатов. Все перечисленные этапы дают возможность педагогам и будущим дизайнерам инклюзивной среды создавать достаточно сложные учебные комплексы и совершенствовать свои педагогические навыки.

Педагогический дизайн является относительно новым направлением в науке и рассматривается как система знаний и способов решения проблем обучения, в частности, обучения лиц с ОВЗ и их включение в общеобразовательную систему. Педагогический дизайн позволяет спроектировать окружающую среду таким образом, чтобы она была комфортной и привлекательной для всех детей без исключения, способствовала их учебному развитию и социализации в окружающей среде. Дизайнер инклюзивной среды является специалистом, обладающим инклюзивной компетентностью, способный решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на ситуации, преодолевать страх и сомнения перед неизвестностью, а также обладать специфическими знаниями по реализации учебной деятельности в инклюзивных группах образовательных учреждений.

Модель процесса формирования инклюзивной компетентности у студентов отражает ключевые аспекты педагогического дизайна, ориентируется на подготовку педагогов в условиях классического высшего образования.

Заключение

На сегодняшний день педагогический дизайн является новой отраслью педагогической теории и практики, представляющей огромный интерес для педагогов-исследователей. Однако с процессом формирования инклюзивной компетентности у будущих специалистов, обучающихся в высших учебных заведениях, может справиться только высококвалифицированный преподаватель, обладающий творческими способностями и гибкостью мышления. Именно ему необходимо полностью разрабатывать учебную среду в рамках современного реформирования образования, переходить от знаниевого подхода к компетентностному. Педагогический дизайн позволяет разрабатывать новые и актуальные курсы дополнительного образования, обеспечивать качественное сопровождение образовательного процесса и обучать самих студентов педагогическому дизайну и его применению в инклюзивном образовании. Изучая доказательные подходы к инклюзивному образованию в Ивановском государственном университете, студенты сами приобретаю практический опыт решения ситуационных педагогических задач и становятся дизайнерами инклюзивной среды.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Теоретические основы педагогики. 2010. С. 12-16.

2. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61-68.

3. Исакова А. И., Левин С. М. Модели повышения мотивации студентов в образовательном процессе вуза // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 20-30.

4. Копейкина С. А., Тарасова А. В., Чирков М. Д. Модели педагогического дизайна при проектировании онлайн обучения // Дистанционные образовательные технологии : сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Ялта : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. С. 380-383.

5. Маркелова Ю. И., Малыгин А. А., Воронова Т. А. Формирование готовности студентов к работе в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2016. № 10(139). С. 133-150.

6. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. М. : Издательский дом «Камерон», 2004. 216 с.

7. Романова К. Е., Рябова О. Н. Методологические основы педагогического дизайна // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 3. С. 16-22.

8. Такушевич И. А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 95-99.

9. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика: Прил. к газ. «Первое сентября». [Б.м.], 2003. № 30. С. 2-31.

10. Чеботарев Т. С., Ещенко Т. В. Педагогический дизайн и проектирование // Молодой исследователь Дона. 2022. № 1(34). С. 125-128.

11. Челнокова Т. А. Возможности педагогического дизайна в развитии инклюзивного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2(54). С. 87-92.

12. Чернобай Е. В., Ефимова Е. А., Корешникова Ю. Н., Давлатова М. А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.

13. Шалашова М. М. Педагогический дизайн: программы, среда, технологии : Периодический сборник научных и методических материалов. М. : ООО «А-Приор», 2020. Т. 1. С. 5-12.

14. Шершевская А. Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера. URL: https://in-scale.ru/blog/celi-smart // (дата обращения: 31.10.2023).

15. Hyojung J., Younglong K., Hyejeong L., Yoonhee S. Advanced Instructional Design for Successive E-Learning: Based on the Successive Approximation Model (SAM) / International Journal on E-Learning: Corporate, Government, Healthcare, and Higher Education. 2019. P. 191-204.

16. McArdle G. Instructional design for action learning. New York: American Management Association, 2010. 304 p.

17. Reigeluth С. M. Instructional Design Theories and Models: A new paradigm of instructional theory / Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2009. Vol. 2. P. 1-26.

18. Richey R. The Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. New York: Nichols, 1986. 227 p.

19. Rowland G. Designing and Instructional Design // Educational Technology Research and Development, 1993. Vol. 41(1). P. 79-91.

References

1. Abyzova E. V. Pedagogicheskii dizain: ponyatie, predmet, osnovnye kategorii [Instructional design: concept, subject, main categories]. Teoreticheskie osnovypedagogiki. 2010, pp. 12-16. (In Russ.).

2. Voronina D. V. Pedagogicheskii dizain v sovremennoi Rossii: problemy i puti razvitiya [Instructional design in modern Russia: problems and development paths]. Pedagogicheskii zhurnal. 2016, no. 3, pp. 61-68. (In Russ ).

3. Isakova A. I., Levin S. M. Modeli povysheniya motivatsii studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Models for increasing student motivation in the educational process of a university]. Inzhenernoe obrazovanie. 2020, no. 28, pp. 20-30. (In Russ.).

4. Kopeikina S. A., Tarasova A. V., Chirkov M. D. Modeli pedagogicheskogo dizaina pri proektirovanii onlain obucheniya [Instructional design models for online learning design]. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii: sbornik trudov VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Yalta, Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo Tipografiya «Arial» Publ., 2023, pp. 380-383. (In Russ).

5. Markelova Yu. I., Malygin A. A., Voronova T. A. Formirovanie gotovnosti studentov k rabote v sisteme distantsionnogo obucheniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Forming students' readiness to work in the distance learning system for children with disabilities]. Obrazovanie i nauka. 2016, no. 10(139), pp. 133-150. (In Russ.).

6. Moiseeva M. V., Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Nezhurina M. I. Internet-obuchenie: tekhnologii pedagogicheskogo dizaina [Online learning: instructional design technologies]. Moscow, Izdatel'skii dom «Kameron» Publ., 2004, 216 p. (In Russ.).

7. Romanova K. E., Ryabova O. N. Metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo dizaina [Methodological foundations of pedagogical design]. Nauchnyipoisk: lichnost', obrazovanie, kul'tura. 2023, no. 3, pp. 16-22. (In Russ.).

8. Takushevich I. A. Issledovanie pedagogicheskogo dizaina v sinkhronii i diakhronii [Study of Instructional Design in Synchrony and Diachrony]. Chelovek i obrazovanie. 2015, no. 2 (43), pp. 95-99. (In Russ.).

9. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskii dizain [Instructional design]. Informatika: Pril. kgaz. «Pervoe sentyabrya». 2003, no. 30, pp. 2-31. (In Russ.).

10. Chebotarev T. S., Eshchenko T. V. Pedagogicheskii dizain i proektirovanie [Instructional design and engineering]. Molodoi issledovatel'Dona. 2022, no. 1(34), pp. 125-128. (In Russ.).

11. Chelnokova T. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo dizaina v razvitii inklyuzivnogo obrazovaniya [Possibilities of pedagogical design in the development of inclusive education]. Gumanitarnye nauki (g. Yalta). 2021, no. 2(54), pp. 87-92. (In Russ.).

12. Chernobai E. V., Efimova E. A., Koreshnikova Yu. N., Davlatova M. A. Pedagogicheskii dizain: rossiiskaya i zarubezhnaya issledovatel'skaya povestka [Instructional design: Russian and foreign research agenda]. Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moscow, NIU VShE Publ., 2022, 44 p. (In Russ.).

13. Shalashova M. M. Pedagogicheskii dizain: programmy, sreda, tekhnologii: Periodicheskii sbornik nauchnykh i metodicheskikh materialov [Instructional design: programs, environment, technologies]. Moscow, OOO «A-Prior» Publ., 2020, vol. 1, pp. 5-12. (In Russ.).

14. Shershevskaya A. Tseli SMART: 10 primerov + instruktsiya ot TOP-menedzhera [SMART goals: 10 examples + instructions from a TOP manager]. (In Russ.). Available at: https://in-scale.ru/blog/celi-smart // (accessed: 31.10.2023).

15. Hyojung J., Younglong K., Hyejeong L., Yoonhee S. Advanced Instructional Design for Successive E-Learning: Based on the Successive Approximation Model (SAM) / International Journal on E-Learning: Corporate, Government, Healthcare, and Higher Education. 2019. P. 191-204.

16. McArdle G. Instructional design for action learning. New York: American Management Association, 2010. 304 p.

17. Reigeluth С. M. Instructional Design Theories and Models: A new paradigm of instructional theory / Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2009. Vol. 2. P. 1-26.

18. Richey R. The Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. New York: Nichols, 1986. 227 p.

19. Rowland G. Designing and Instructional Design // Educational Technology Research and Development, 1993. Vol. 41(1). P. 79-91.

Информация об авторе

А. Л. Строготяну - аспирант, кафедра непрерывного психолого-педагогического образования, Ивановский государственный университет.

Information about the author A. L. Strogotyanu - Postgraduate Student, Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University.

Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 30.07.2023; принята к публикации 20.09.2023.

The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 30.07.2023; accepted for publication 20.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.