Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / МОДЕЛЬ / РАЗРАБОТКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарев Т.С., Ещенко Т.В.

Рассматриваются концепция, функции и принципы образовательного дизайна, проводится его анализ. В настоящее время актуальной является разработка образовательных программ для решения конкретных задач с учетом особенностей образовательных организаций. Педагогический дизайн для создания уникальных образовательных продуктов требует теоретических и практических знаний, наблюдательности, творческих и интеллектуальных исследовательских навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN AND ENGINEERING

The paper describes the concept of educational design, its functions and principles as well as its analysis. At present, the actual task is to design educational programs for specific educational tasks taking into account the peculiarities developed in educational organizations. To create unique educational products, pedagogical design requires theoretical and practical knowledge, observation, creative and intellectual research skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ»



УДК 371.335

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Т. С. Чеботарев, Т. В. Ещенко

Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ (НИИ) им. М. И. Платова (г. Каменск-Шахтинский, Российская Федерация)

Рассматриваются концепция, функции и принципы образовательного дизайна, проводится его анализ. В настоящее время актуальной является разработка образовательных программ для решения конкретных задач с учетом особенностей образовательных организаций. Педагогический дизайн для создания уникальных образовательных продуктов требует теоретических и практических знаний, наблюдательности, творческих и интеллектуальных исследовательских навыков и умений.

Ключевые слова: дизайн, модель, разработка, дистанционное обучение, студент.

PEDAGOGICAL DESIGN AND ENGINEERING T. S. Chebotareva, T. V. Eschenko

Kamensk technological institute (branch) of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (Kamensk-Shakhtinsky, Russian Federation)

The paper describes the concept of educational design, its functions and principles as well as its analysis. At present, the actual task is to design educational programs for specific educational tasks taking into account the peculiarities developed in educational organizations. To create unique educational products, pedagogical design requires theoretical and practical knowledge, observation, creative and intellectual research skills and abilities.

Keywords: design, model, development, distance learning, student.

Введение. Педагогический дизайн — научная дисциплина, которая с помощью инновационных информационных технологий разрабатывает методы дистанционного обучения [1] при наличии необходимых системных элементов, учебных материалов и инструментов передачи знаний.

Основная часть. К задачам педагогического дизайнера относятся:

• анализ способностей и предполагаемых результатов обучения целевой аудитории;

• определение целей учебного процесса;

• подготовка и анализ учебных материалов для достижения конкретных целей;

• рассмотрение различных средств и методов обучения;

• создание курса, в частности, стиля и визуального дизайна;

• поиск информации для разработки методики контроля знаний;

• создание курса с использованием соответствующих инструментов или предоставление членам команды заданий для разработки конкретных элементов;

• разработка методологии оценки результатов и эффективности при загрузке учебных материалов в систему управления обучением;

• разработка решений для дальнейшего улучшения содержания обучения. Преподаватели способны создавать высококачественные курсы, основываясь на основных

принципах педагогического дизайна, к которым относятся:

• стимуляция внимания;

• внимание к социокультурном среде, которую нельзя считать замкнутой системой, настроенной на бездумное усвоение поступающей информации;

• ставить цели и задачи;

• опираться на контекстуальную теорию;

• использовать различные форматы контента;

• постоянная деятельность;

• обратная связь [2].

Создание материалов и формирование проектов педагогического характера включают в себя ряд этапов, которые имеют свои задачи и методы их решения. Рассмотрим существующие модели разработки учебных материалов.

ADDIE является наиболее распространенной моделью. Аббревиатура ее названия соответствует перечню основных этапов действия:

1. А — анализ. Начальный этап, на котором дизайнер ставит цели и определяет потребности аудитории. На этом же этапе рекомендуется наметить критерии оценки будущих инструментов, форм контроля и эффективности.

2. D — проектирование. На данном этапе проводится в основном педагогическая работа: разрабатывается общий план курса, подбираются материалы и форма презентации. Таким образом в конце этапа у преподавателя появляются все необходимые методические инструменты.

3. D — разработка. Создаются гармонично связанные презентации, видеоклипы и интерактивные элементы.

4. I — реализация. Подготовленный курс переносится с компьютера автора в учебную систему для доступа студентов. Предварительно необходимо проанализировать все элементы на выполнение поставленных задач.

5. E — оценка. Автор оценивает качество курса в соответствии с заранее сформулированными критериями. Особое внимание следует уделять достижению поставленных целей и качеству изложения материала. Любые выявленные недостатки должны быть устранены до представления курса [3].

Грандиозные проекты создаются поэтапно, каждый такой этап узконаправлен на создание определенного компонента данного курса. Таким образом, постепенно разрабатываются последовательные элементы готового курса. SAM — модель, принцип которой в постоянном повторении определенных циклов разработки, по окончанию которых разработчик становится ближе к главной задаче [4]. Эта модель представляет собой четыре этапа проектирования курса:

1. Подготовка. Состоит из сбора информации и создания первичной базы материалов для изучения в ходе курса.

2. Циклическое развитие. Создается база курса и собирается общий объем материала путем создания новых блоков.

3. Непрерывное развитие. Реализуется переплетение новых блоков материала в рамках

курса.

4. Карточки действий. Как эксперты, так и студенты работают над дизайном на этапе тестирования курса. Используя этот визуальный дизайн, курс моделирует поведение человека и исследует его действия в новой и неизвестной среде.

Модель SAM фокусируется на создании бизнес-учебного курса, в котором проще всего ставить цели и оценивать их достижение (рис. 1).

Start

Модель ALD уникальна своей скоростью, гибкостью и сотрудничеством в прогнозировании обучения. Она ориентирована на дистанционные курсы обучения, большое количество материалов и активное участие обучающихся [4]. ALD основана на принципах:

• диалоговое изложение курса;

• быстрое и эффективное выполнение операций обеспечивается за счет стандартных инструментов и встроенных шаблонов;

• интерес слушателя активно используется в процессе обучения, а также постоянно стимулируется;

• представление центральных моментов является приоритетом;

• при необходимости незначительные моменты могут быстро внесены в программу;

• оценка результатов и потребностей студентов проводится на всех этапах обучения.

Высокий уровень концентрации и одновременная гибкость модели ALD позволяют

проводить курсы повышения квалификации или обучение новых сотрудников компании.

Модель обратного дизайна предполагает разработку образовательной программы с конца. В этой модели, прежде всего:

• формулируем основные результаты, которых студенты должны достичь в конце курса;

• определяем критерии достижения этих результатов;

• подбираем содержание курса.

Если вы знаете, какие результаты ожидаются и как их оценивать, то с помощью этой модели вам будет легче выбрать необходимые материалы. Модель идеально подходит для не слишком продолжительных курсов, ориентированных на практику. Это поможет преподавателю скомпоновать теоретический материал и давать слушателям только те знания, которые им необходимы для достижения конкретных результатов.

Модель Дика и Кэри также известна как модель системного подхода (рис. 2). Разработка учебного курса по этой модели включает десять этапов:

• определение целей обучения;

• педагогический анализ (что нужно знать аудитории для выполнения конкретной задачи);

• анализ педагогического контекста со студентом;

• разработка целевых показателей эффективности;

• разработка инструментов оценки;

• разработка стратегий обучения;

• разработка или подбор учебных материалов;

• разработка методики и проведение конечной оценки курса;

• пересмотр программы с учетом выявленных недостатков;

• окончательное планирование и окончательная оценка.

Рис. 2. Схема модели Дика и Кэри

Заключение. Поскольку каждая модель ориентирована на определенный сегмент, при разработке программы обучения для различных групп необходимо учитывать все сильные и слабые стороны с учетом конкретных потребностей. ADDIE предлагает набор инструментов, но требует высококвалифицированных разработчиков. SAM можно использовать для объективного ускорения и упрощения процесса разработки и повышения гибкости для новых задач. Технология ALD также позволяет быстро создавать узкоспециализированные курсы, в которых основное внимание уделяется экспертным знаниям.

Библиографический список

1. Абызова, Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории / Е. В. Абызова // Вестник Вятского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 12-16.

2. Агеева, И. А. Методика создания электронных учебных материалов / И. А. Агеева. — Владивосток : Изд-во Примор. ин-та переп. и повыш. квал. работн. обр., 2007. — 29 с.

3. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн / А. Ю. Уваров // Информатика. — 2003. — № 30. — С. 2-31.

4. Асламова, Т. В. Модель педагогического дизайна как технология инновационного подхода к обучению в высшей школе / Т. В. Асламова // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 11-1 (80). — С. 19-21.

Об авторах:

Чеботарева Татьяна Сергеевна, студент (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М. И. Платова ул. Сапрыгина 6), tatyana.tanya90400@yandex.ru

Каменского технологического института (347801, РФ, г. Каменск-Шахтинский,

Ещенко Татьяна Викторовна, старший преподаватель Каменского технологического института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М. И. Платова (347801, РФ, г. Каменск-Шахтинский, ул. Сапрыгина 6), tatyana_eshchenko@bk.ru

About the Authors:

Chebotareva, Tatyana S., Student, Kamensk Technological Institute (branch) of Platov South-Russian State Polytechnic University (6, Saprygina str., Kamensk-Shakhtinsky, 347801, RF), tatyana.tanya90400@yandex.ru

Eshchenko, Tatyana V., Senior Lecturer, Kamensk Technological Institute (branch) of Platov South-Russian State Polytechnic University (6, Saprygina str., Kamensk-Shakhtinsky, 347801, RF), tatyana eshchenko@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.