Научная статья на тему 'Педагогический анализ взаимосвязи показателей результативности и уровня эмоциональной устойчивости фехтовальщиков-шпажистов'

Педагогический анализ взаимосвязи показателей результативности и уровня эмоциональной устойчивости фехтовальщиков-шпажистов Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
126
27
Поделиться
Ключевые слова
ФЕХТОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ШПАГА / КАДЕТЫ

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Шустиков Геннадий Борисович, Охапкин Всеволод Андреевич

Фехтование развивается и становится все более популярным на различных континентах. Во всех видах оружия наблюдается высокая конкуренция среди спортсменов из разных стран, расширилась география медалей, побеждать становится все сложней. Необходим поиск новых средств, методов подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков. Актуальным в данном виде спорта являются вопросы, связанные с формированием эмоциональной устойчивости (ЭУ) спортсменов. Данная статья посвящена исследованию зависимости между эмоциональной устойчивостью фехтовальщиков шпажистов 15-16 лет и результативностью их выступлений на соревнованиях различного уровня, начиная от боевых практик до турниров Европейского кадетского цикла и первенств Европы и мира

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Шустиков Геннадий Борисович, Охапкин Всеволод Андреевич,

Pedagogical analysis of the interrelation of indicators between productivity and emotional stability level of the epee fencers

Fencing is developing and becoming more and more popular around the different continents. There is the high competition among the athletes from the different countries in all weapons, the geography of medals has been extended; it has become more difficult to win. The necessity is observed in searching for the new means, methods of preparation for the highly skilled fencers. This sport puts the questions connected with development of the emotional stability (ES) of athletes on the actual level. This article has been devoted to the dependence research between emotional stability of epee fencers aged 15-16 years old and results of their performance in competitions of various levels, beginning from the fighting practice to tournaments of the European cadet cycle and European and World championships.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ взаимосвязи показателей результативности и уровня эмоциональной устойчивости фехтовальщиков-шпажистов»

forming separate elements of gymnastics at young sportswomen”, Materials of the International conference devoted to the 65 anniversary of Institute of Age Physiology of Russian Academy of Education "Physiology of development of the person", Moscow, pp. 95-96.

2. Sologoub, E.B. and Taymazov, V.A. (2000), Sports genetics, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.

3. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 74-82.

4. Shevchuk, N.A. (2005), Technique of initial technical training of young gymnasts on the basis of training in motive interactions in group exercises, dissertation, Volgograd.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2013.

УДК 796.87

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-ШПАЖИСТОВ

Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России,

Всеволод Андреевич Охапкин, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Фехтование развивается и становится все более популярным на различных континентах. Во всех видах оружия наблюдается высокая конкуренция среди спортсменов из разных стран, расширилась география медалей, побеждать становится все сложней. Необходим поиск новых средств, методов подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков. Актуальным в данном виде спорта являются вопросы, связанные с формированием эмоциональной устойчивости (ЭУ) спортсменов. Данная статья посвящена исследованию зависимости между эмоциональной устойчивостью фехтовальщиков шпажистов 15-16 лет и результативностью их выступлений на соревнованиях различного уровня, начиная от боевых практик до турниров Европейского кадетского цикла и первенств Европы и мира.

Ключевые слова: фехтование, эмоциональная устойчивость, шпага, кадеты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p173-177

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE INTERRELATION OF INDICATORS BETWEEN PRODUCTIVITY AND EMOTIONAL STABILITY LEVEL OF THE EPEE

FENCERS

Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

deserved coach of Russia,

Vsevolod Andreevich Okhapkin, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Fencing is developing and becoming more and more popular around the different continents. There is the high competition among the athletes from the different countries in all weapons, the geography of medals has been extended; it has become more difficult to win. The necessity is observed in searching for the new means, methods of preparation for the highly skilled fencers. This sport puts the questions connected with development of the emotional stability (ES) of athletes on the actual level. This article has

been devoted to the dependence research between emotional stability of epee fencers aged 15-16 years old and results of their performance in competitions of various levels, beginning from the fighting practice to tournaments of the European cadet cycle and European and World championships.

Keywords: fencing, emotional stability, epee, cadets.

Современное фехтование характеризуется постоянным усилением конкуренции. Рост конкуренции можно отследить, например, по одному из показателей - количество стран, спортсмены которых завоевывают медали на главных соревнованиях. Если до 1990 года от 80% до 95% медалей чемпионатов мира (ЧМ) и Олимпийских Игр (ОИ) распределялись между представителями СССР, Италии, Франции, Германии, Польши и Венгрии, где исторически сложились главные фехтовальные школы планеты, то, в течение следующих 20 лет, эта доля сократилась до 50-70%.

На рисунке 1 представлен график количества стран призеров ЧМ и ОИ в разные олимпийские циклы.

Рис. 1. Количество стран призеров ЧМ и ОИ в различные олимпийские циклы

Помимо таких стран, как Китай, Южная Корея, США, которые не оставались без медалей в последнее десятилетие, стали все настойчивее рваться к победе фехтовальщики из Африки и Южной Америки. Результаты фехтовального турнира игр XXX Олимпиады в Лондоне подтверждают это: серебряным призером в мужской рапире стал египтянин, а чемпионом соревнований шпажистов стал представитель Венесуэлы.

Однако, российские фехтовальщики на самом главном старте четырехлетия показали результаты, которые оказались ниже уровня их потенциальных возможностей. Об этом свидетельствуют результаты выступлений на Чемпионатах Европы (ЧЕ) и мира на протяжении всего олимпийского цикла 2009-2012. Так, например, члены сборной команды России по фехтованию на саблях среди мужчин завоевали золотые медали на ЧМ 2010 и 2011 годов и ЧЕ 2012 года. Однако на Олимпиаде в Лондоне они заняли 4-е место. Фаворитками перед поездкой в Лондон являлись российские шпажистки, которые выиграли золотые медали на ЧЕ и на 3х из 4х этапах Кубка Мира, на Олимпиаде заняли также 4е место. В результате, задачи, поставленные перед Федерацией Фехтования России по завоеванию призовых мест на самом ответственном старте, не были выполнены.

Опрос специалистов показал, что одной из основных причиной такого выступления российских фехтовальщиков является в первую очередь, отсутствие готовности соревноваться в условиях повышенной эмоциональной напряженности. 87% респондентов подчеркнули, что этой проблеме необходимо уделять пристальное внимание на этапе углубленной специализации в возрасте 15-16 лет.

Несмотря на то, что фехтование является достаточно «возрастным» видом спорта (средний возраст победителей и призеров ЧМ и ОИ в мужской шпаге за последние 15 лет составляет 28-29 лет), тем не менее, начиная с кадетского возраста (до 17 лет) проводятся турниры самого высокого уровня: Первенство Мира (ПМ) (с 1987 года), Первенство Европы (ПЕ) (с 2007 года) и Юношеские Олимпийские Игры (ЮОИ) (с 2010 года). Уже в данном возрасте молодые фехтовальщики испытывают схожие психологические нагрузки, защищая честь страны на международных соревнованиях.

Ученые широко изучают различные аспекты подготовки фехтовальщиков [1, 2, 3]. Однако, одной из важнейших частей психологической подготовки спортсменов является эмоциональная устойчивость (ЭУ), которая нуждается в специальных исследованиях. Любые соревнования для спортсмена - это стресс. В процессе соревновательной деятельности он находится под воздействием различных помех внутреннего и внешнего плана. Их влияние на спортсмена осуществляется через воздействие на эмоциональную сферу, вызывая негативные переживания, неадекватное поведение, и как следствие, снижение результативности деятельности.

В данной статье приведены результаты изучения эмоциональной устойчивости фехтовальщиков-шпажистов на этапе углубленной спортивной подготовки (14-16 лет), и ее связь с результативностью на турнирах различного уровня:

- 1-й уровень: боевые практики (БП);

- 2-й уровень: городские и региональные турниры (ГТ): Первенство Санкт-Петербурга, Первенство Ленинградской области, Спартакиада учащихся Санкт-Петербурга и другие городские турниры;

- 3-й уровень: Всероссийские турниры (РТ): Первенство России, «турниры сильнейших» и другие «кадетские» старты, входящие в систему отбора;

- 4-й уровень: международные турниры (МТ): турниры Европейского кадетского цикла (ЕКЦ).

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

В исследованиях участвовал 21 человек первого разряда и кандидатов в мастера спорта, в том числе кандидаты и члены сборной команды Санкт-Петербурга. У спортсменов был измерен уровень эмоциональной устойчивости методом Айзенка, по шкале от 0 до 24 единиц (0 - самые устойчивые, 24 - самые неустойчивые). По результатам данного показателя они были разбиты на 5 групп:

• 1 группа 3 человека, ЭУ: 5-8;

• 2 группа 4 человека, ЭУ: 9-12;

• 3 группа 6 человека, ЭУ: 13-16;

• 4 группа 5 человека, ЭУ: 17-20;

• 5 группа 3 человека, ЭУ: 21-24.

Результаты оценивались в течение года на следующих турнирах:

• 15 боевых практик (БП) (табл. 1);

• 9 городских турниров (ГТ) (табл. 2);

• 6 всероссийских турниров (РТ) (табл. 3);

• 6 международных турниров (МТ) (табл.4).

Для расчета результативности был применен метод, используемый для рейтингов в фехтовании - начисление очков за занятые места:

• 1 место - 32 очка;

• 2 место - 26 очков;

• 3 место - 20 очков (бой за 3 место не проводится);

• 5-8 места - 14 очков;

• 9-16 места - 8 очков;

• 17-32 места - 4 очка;

• 33-64 места - 2 очка;

• 65-128 места - 1 очко.

Для каждого спортсмена была рассчитана сумма очков по каждому типу турниров и посчитано среднее значение по группе.

Для расчета результативности учитывались:

• 10 лучших результатов на боевых практиках;

• 7 лучших результатов на городских турнирах;

• 5 лучших результатов на всероссийских турнирах;

• 5 лучших результатов на международных турнирах.

Таблица 1

Показатели результативности фехтовальщиков на боевых практиках (БП)

Группа Мин. сумма очков Макс. сумма очков Сред. сумма очков Лучший результат (место)

1 группа (ЭУ 5-8) 160 284 220±60 1

2 группа (ЭУ 9-12) 176 302 248±50 1

3 группа (ЭУ 13-16) 100 188 140±35 3

4 группа (ЭУ 17-20) 104 176 135±35 2

5 группа (ЭУ 21-24) 74 130 100±30 1

Таблица 2

Показатели результативности фехтовальщиков на городских турнирах (ГТ)

Группа Мин. сумма очков Макс. сумма очков Сред. сумма очков Лучший результат (место)

1 группа (ЭУ 5-8) 154 208 180±40 1

2 группа (ЭУ 9-12) 164 182 170±10 3

3 группа (ЭУ 13-16) 62 134 100±30 3

4 группа (ЭУ 17-20) 70 86 76±9 1

5 группа (ЭУ 21-24) 26 92 55±35 2

Таблица 3

Показатели результативности фехтовальщиков на Всероссийских турнирах (РТ)

Группа Мин. сумма очков Макс. сумма очков Сред. сумма очков Лучший результат (место)

1 группа (ЭУ 5-8) 28 71 50±30 1

2 группа (ЭУ 9-12) 16 69 37±28 7

3 группа (ЭУ 13-16) 3 23 12±8 3

4 группа (ЭУ 17-20) 2 13 7±5 14

5 группа (ЭУ 21-24) 2 6 4±2 18

Таблица 4

Показатели результативности фехтовальщиков на международных турнирах (МТ)

Группа Мин. сумма очков Макс. сумма очков Сред. сумма очков Лучший результат (место)

1 группа (ЭУ 5-8) 18 19 18,5±0,7 8

2 группа (ЭУ 9-12) 8 17 12±4,5 9

3 группа (ЭУ 13-16) 3 7 5±1,7 17

4 группа (ЭУ 17-20) 2 3 2,3±0,6 56

5 группа (ЭУ 21-24) 1 2 1,5±0,6 45

Анализ результатов данных исследований показывает рост зависимости показателей результативности (сумма очков) от уровня ЭУ с ростом важности турниров. Например, для турниров с низкой значимостью (БП) у группы 2 с уровнем ЭУ меньшем, чем у группы 1 показатели результативности выше, чем у группы 1. Но для значимых турниров (РТ и МТ) наблюдается строгая зависимость: чем выше уровень ЭУ, тем выше показатели результативности.

Таким образом, с ростом важности турнира все большую значимость играет эмоциональная устойчивость. Однако, стоит отметить, что спортсмены с низким уровнем ЭУ так же показывают хороший результат, но делают это гораздо реже, и у них чаще происходят срывы, что приводит к нестабильности выступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынов, А.С. Профессиональные психологические качества спортсменов различных видов спорта : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Мартынов, Л.К. Серова ; С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. - СПб. : [б.и.], 2007.

- 146 с.

2. Шустиков, Г.Б. Особенности формирования помехоустойчивости фехтовальщиков высшей квалификации к необъективному судейству / Г.Б. Шустиков, Ю.С. Мол-чан, Е.А. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 113-118.

3. Шустиков, Г.Б. Психологическая подготовка в фехтовании / Г.Б. Шустиков ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2012. - 47 с.

REFERENCES

1. Martyniv, A.S. and Serova, L.K. (2007), Professional psychological qualities of athletes of different types of sports: educational and methodical grant for students of higher educational institutions, publishing house St.-Petersburg State Agrarian University, St.-Petersburg.

2. Shustikov, G.B., Molchan, J.S., Nechaeva, E.A. (2009), “The particulars of formation of mental stability of top skills fencers against the biased refereeing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 9, pp. 113-118.

3. Shustikov, G.B. (2012), Psychological preparation in fencing, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2013.